История развития туризма. Этапы развития туризма Краткая характеристика история развития туризма

Древнегреческие, персидские и арабские путешественники оставили много этнографических упоминаний VII-X веков о христианских и солнцепоклоннических племенах и народах, населявших территории, которые сейчас принадлежат независимой Украине. Упоминания о первом германском путешественнике зафиксированы летописцами при дворе Владимира Великого (князь принял германца лично). Последующие времена туризм остается личным выбором отдельных девиантных индивидов, юродивых или же непристойно состоятельных.

Чем-то исключительным и более-менее организованным он стал с появлением пароходов, тогда же начали набирать популярность длительные морские путешествия, а также речные рейсы. В Российской империи первой туристической организацией было Российское общество туристов. Со временем его приемником стало общество «Советский турист» (у нас - «Укртур») при Наркомиссариате РСФСР. Его сменило Всесоюзное общество пролетарского туризма и экскурсий (сокращенно - ОПТ) в 1929 году, и это был успех, хоть и относительный.

В первый же год функционирования общества, членами ОПТ стали более 50 тысяч человек. Руководство ОПТ наладило связи с коммунистическими организациями Чехословакии, Германии и других стран Европы, международный туризм начал вырисовываться в нечто многообещающее. В конце ХХ ст. на европейских морских курортах даже начли открывать так называемые «русские пансионы», дома для русскоязычных отдыхающих. Но все это быстро пришло в упадок в 1936 году, когда все руководство организации было репрессировано. Все же структуры ОПТ были переданы в ведение Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта.

Для украинцев же этот период был весьма непростой, из 153 домов туристов по всей территории объединенного государства лишь несколько были на территории Украины, и конечно, не удовлетворяли запросов даже такого непритязательного и маленького рынка. Таким образом, до 1914 года на наших территориях туристов было крайне мало. Тем не менее, первые попытки организованных путешествий инициировались в творческих и культурных кругах в спортивных, этнографических и оздоровительных целях. Студенческая экскурсия в Крым в 1876 году, путешествия клубов краеведов и любителей природы, горных спортклубов, огромный вклад в развитие туристической практики сделал Иван Франко, организовывавший студенческие экскурсии во время своей работы в Львовском университете в 1880-е годы.

Минует Первая мировая война. В 1924 во Львове начинают работу туристическо-краеведческие общества «Плай» и «Чорногора». Ощущается влияние польского туристического движения. Но репрессии 1939 года опять убивают все на корню. А вскоре разражается Вторая мировая. Впрочем, война позволила русским честно отнять у немцев пару больших теплоходов, которые в последующем были переименованы на «Победу» и «Грузию» использовались туристической организацией «Интурист» в качестве круизных лайнеров. Так самый шикарный на сегодня вид туризма начал организованно развиваться чуть ли не раньше всех остальных. Очень популярны были круизы из Ленинграда и Одессы вокруг Европы. 1950-е годы стали очередным расцветом туристической отрасли.

В Украине же по прежнему самый высокий спрос был на путешествия в Карпаты, Крым, Буковину и Закарпатье, а также речные рейсы вдоль берегов Днепра, круизы по Черному и Азовскому морям, автотуры по главным культурным центрам - Киев, Львов, Харьков, Одесса - и поездки на выходные. В качестве наземных круизных лайнеров порой использовали поезда. Днем пассажиры осматривали город, а вечером возвращались в свои купе и ложились спать, чтобы проснуться утром уже в следующем пункте назначения.

В 1962 году учредили Центральный совет Туризма, а в 70-е и 80-е годы советский туризм расцвел вновь. Советам хотелось развеять страшные мифы, слагаемые об их тоталитарном режиме по ту сторону железного занавеса, и иностранные туристы стали частыми гостями в Советском Союзе. Тем не менее, тогдашняя власть, не брезговавшая прибегать к примитивным цензурным мерам, не ко всем странам была дружелюбна в туристическом плане, и с большим трудом выпускала своих жителей в те или иные страны.

С окончанием холодной войны и распадом Союза для украинцев открылись многие запретные ранее туристические направления. На первых порах количество туристов, желающих посетить Украину, резко сократилось, но со временем ситуация стабилизировалась, и туристические организации стали уверенно увеличиваться в числе. Сейчас главным приоритетом в туристическом бизнесе является своевременность - как в оказании услуг, так и в следовании новейшим мировым тенденциям. Современный туризм стал более активным, динамическим, гибким и интеллектуальным, а с интернет-интеграцией его возможности возросли в разы. Следующий пункт в to-do list украинского туризма - космические путешествия, и не надо так ухмыляться, еще не так давно цветной дисплей кнопочного телефона был исключительным технологичным новшеством.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Начало развития туризма - античный период. История развития туризма в средние века. Эпоха Возрождения. Особенности туристических путешествий в XVIII-XIX века. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. Международный туризм.

    реферат , добавлен 13.04.2004

    Значение и роль туризма для развития экономики государств. Развитие индустрии туризма. Влияние туризма на социально-психологическое состояние человека, улучшение его здоровья. История путешествий и туризма в России, основные этапы его развития.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2010

    Социокультурные условия и основные предпосылки активизации путешествий в эпоху Античности. Становление Страбона как путешественника, географа и страноведа. Общая характеристика путешествий Страбона и их влияние на развитие туризма в эпоху античности.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2012

    Общая характеристика спортивного туризма: виды, разряды и классификация маршрутов. История становления спортивного туризма в России, его проблемы и особенности на современном этапе. Особенности развития спортивного туризма в странах Европы и Америки.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Понятие делового туризма, история зарождения и формирования. Разновидности MICE туризма. Анализ крупнейших выставок, организуемых международными выставочными компаниями ITE и "Экспоцентр" с точки зрения формирования туристических потоков в страну.

    дипломная работа , добавлен 01.12.2011

    Массовый туризм как феномен XX века. История развития туризма в Древнем Китае. Быстрое развитие туризма в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Туризм в XXI веке. Стремительное развитие рынков туриндустрии. Китайско-Российский туристический обмен.

    реферат , добавлен 26.03.2009

    Теоретические основы делового туризма, его история, цели, классификация. Основные центры, их туристическое развитие и потенциал, популярность и ресурсы. Особенности инсентив-туров, бизнес-путешествий. Туристические районы делового туризма в США.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2009

§ 5. Характеристика этапов в истории развития туризма

Туризм как массовое социальное явление стал складываться лишь после Второй мировой войны, хотя корни туризма уходят в глубокое прошлое. В истории развития туризма различают четыре этапа.

Первый этап – от древности до начала XIX века.
Второй этап – от начала XIX века до начала XX века.
Третий этап – от начала XX века до Второй мировой войны.
Четвертый этап – после Второй мировой войны до наших дней.

В основу данной периодизации положены технико-экономические и социальные предпосылки, а также целевые функции туризма на разных этапах развития.

Первый этап развития туризма называют предысторией туризма. Начало этого этапа относится к античному периоду (Древняя Греция и Рим), когда основными мотивами путешествий были торговля, паломничество, лечение, образование. В этот период зародились спортивные поездки. Например, участники и зрители Олимпийских игр добирались до места соревнований из самых удаленных уголков Греции.

Позже, в Средние века, стимулом к путешествиям становится религиозный фактор – поклонение святыням христианства и мусульманства. Эпоха Возрождения ослабляет религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер путешествий.

В эпоху Просвещения путешествия носили образовательную направленность. Например, молодые дворяне отправлялись в своеобразный «гран-тур» по Европе для того чтобы получить престижное образование, дающее право заниматься политической или общественной деятельностью. В Великобритании такой маршрут начинался в , затем студенты отправлялись в Париж, после чего продолжали свое образование в , и , обратный путь пролегал через Швейцарию, Германию и Нидерланды.

До середины XIX века путешествия имели ряд отличительных черт: во-первых , средства передвижения были примитивными; во-вторых , путешествие было не самоцелью, а необходимым условием и средством достижения какой-либо другой цели (например, торговля, лечение, образование и т.п.). Развитие мануфактурного производства и промышленные перевороты XVIII-XIX веков в ведущих европейских странах внесли изменения в экономическую жизнь общества. В результате развития производительных сил общества происходит разграничение рабочего времени и свободного времени работника. Это создавало предпосылки для второго этапа развития туризма.

Второй этап развития туризма называют элитарным туризмом. Именно на этом этапе начинают создаваться первые специализированные предприятия по производству туристских услуг. Важнейшую роль на этом этапе развития туризма сыграли революционные изменения в транспорте. Измени-12

Лись средства доставки и передвижения. В 1807 г. изобретателем Фултоном был сконструирован и построен первый пароход. Первый паровоз был создан Стефенсоном в 1814 г. Совершенствовались средства доставки почтовых отправлений, расширялись сети дорог. Все это обусловило гораздо большую надежность и скорость передвижения. При этом расходы на путешествие снижались за счет более экономичных средств передвижения.

В середине XIX века возникают первые пароходные компании, которые осуществляли доставку переселенцев со Старого Света к берегам Северной и Южной Америки.

Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся за свои права, а также растущее благосостояние общества создали возможность путешествий для большинства простых людей. Повышение качества и надежность транспортных перевозок наряду с их удешевлением обусловили существенное увеличение потоков путешествующих. Возникли первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным пансионам приходят первые гостиницы.

В 1801 году в Германии (г. Баден-Баден) открылась гостиница «Бадише-Хоф». В 1812 году в Швейцарии вступает в строй отель «Риги – Клестерли», в 1832 году построена гостиница в городе Фаульхорн. В городе Интерлакене (Швейцария) в 1859 году простроен «Гранд-отель Швайцерхоф». В Германии на рубеже XVIII – XIX в.в. возникают первые курорты минеральных вод – в Хайлигендаме, Нордернее и Травемюнде.

В этот период становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов. Но во второй половине XIX века индустрия отдыха расширяет сферу производства. К предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входила организация туристских поездок и реализация их потребителю.

Примером первого пэкидж-тура (комплекс туристских услуг, продаваемый по единой цене) может служить групповой тур на отдых, организованный Томасом Куком в 1841 г. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай, булочки и духовой оркестр. Вся поездка стоила каждому пассажиру всего один шиллинг. Естественно, что Т. Кук преследовал не коммерческие, а, скорее, социальные цели. Он стремился подобной акцией привлечь внимание к возможностям целесообразного использования рабочего времени.

После этого в течение 20 лет в Англии возникли множество новых бюро путешествий. Начиная с 1862 г. появляются первые каталоги туристских поездок, что отразило расширение туристского спроса. В Германии первое бюро путешествий было основано в 1863 году в г. Бреслау. Оно имело тесные контакты с пароходными компаниями и в начале XX века активно рекламировало и продавало морские круизные развлекательные поездки. Тем не менее, в конце XIX – начале XX вв. дальние туристские поездки могли себе позволить немногие.

Третий этап ознаменовал собой начало становления социального туризма. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем, именно в этот период появляются элементы массового туризма, который достиг своего расцвета в послевоенные десятилетия.

Например, в Швейцарии возникает фирма «Отельплан», которая в настоящее время является одним из крупнейших производителей туруслуг в этой стране. В основе образования фирмы в 1935 г. лежали идеи ее создателя Г. Дуттвайлера о том, что вовлечение «маленького человека» в туризм оказало бы неоценимую помощь гостиничному хозяйству. Массовые дешевые турпоездки становятся основным продуктом фирмы. Уже в первом финансовом году фирма реализовала более 50 тысяч туристских путевок.

Четвертый этап называется этапом массового туризма. Именно в этот период туризм приобретает массовый характер. Из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения индустриально развитых стран. Формируется индустрия отдыха и развлечений со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.

В западноевропейских странах в этот период активно создаются туристские фирмы, гостиницы, предприятия для аттракционов и развлечений. Европейский туризм 50-х годов был ориентирован преимущественно на американских туристов и являлся источником долларовых поступлений. В 60-е годы и до середины 70-х наблюдается быстрый рост как выездного, так и въездного туризма, а также увеличение числа туристических предприятий и объем их производства.

Важнейшим показателем завершения процесса формирования массового туризма является интенсивность туризма в той или иной стране. Интенсивность туризма показывает, какая часть населения страны ежегодно совершает хотя бы одну туристскую поездку и рассчитывается как процентное отношение ко всему населению страны или к той его части, которая старше 14 лет. Когда интенсивность туризма превышает 50%, то можно говорить о сформировавшемся массовом туризме.

После Второй мировой войны в спросе и предложении на рынке туризма произошли коренные изменения, которые дают основание говорить о том, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный туризм. И в первом, и во втором случае речь идет о массовом туризме, в котором принимают участие не только элита, но и средний класс, а начиная с 80-х годов, – и население с низким уровнем доходов.

Конвейерный туризм предполагает относительный примитивизм и однородность потребностей и мотиваций туристов и, соответственно, обезличенный конвейерный характер производимых услуг.

Дифференцированный туризм отличают разнообразие потребностей и мотиваций туристов, множественность узкоспециализированных сегментов в туристском спросе, разнообразие предлагаемых услуг и ярко выраженная специализация туристского предложения. Для дифференцированного туризма характерен широкий ассортимент услуг. Турфирма, как правило, предлагает определенное количество видов турпродукта, каждый из которых имеет множество вариантов выбора. Переход от конвейерного к дифференцированному туризму совершался одновременно с переходом от рынка производителей к рынку потребителей.

Определяющим мотивом поведения потребителя туристских услуг в этот период являлся рекреационный аспект туризма. Отдых рассматривался как средство восстановления физических сил с целью продолжения труда. Расширение объемов спроса на туристском рынке сопровождалось активным ростом предприятий туризма. Туристские услуги стандартизируются и предлагаются в виде комбинированных «пэкидж-туров».

На рубеже 60 – 70 гг. формируется общество потребления материальных благ, т.е. потребление ради потребления. Рынок производителей сменяется рынком потребителей. Усложняется мотивация туристского спроса. Наряду с рекреационным туризмом все большее значение приобретают образовательный, коммуникативный и инвестиционный аспекты туризма.

Вследствие расширения объемов туристского спроса и предложения в туристскую отрасль поступает капитал из других сфер народного хозяйства. Особую активность проявляют транспортные предприятия и торговые фирмы. Таким образом, со второй половины 70-х годов XX в. можно говорить о расцвете конвейерного туризма, который в настоящее время постепенно трансформируется в дифференцированный туризм.

Усезростаюча значимость туризма характерна для XX - начала XXI вв. Его роль сводится не только к воздействию на экономику, а - самое главное - к осознанию необходимости развития связей между народами разных стран мира и для взаимопознания их истории, культуры, традиций. Туризм стал послом дружбы в международных отношениях.

Современные туристические потоки формируются под влиянием факторов, достигают историей древних эпох. Это объясняется стремлением человека познать окружающий мир, установить с соседними народами торгово-экономические, культурные и другие связи. Первые признаки туризма наблюдаются в глубокой древности и тесно связаны с путешествием как главным средством познания окружающей среды.

на Протяжении многих веков население было статичным. Оно в основном характеризовалось привязанностью к земле, сельского хозяйства. Шли века, росли потребности в новых для проживания территориях. Для их поиска целые племена отправлялись в мировые путешествия, встречая малоизвестные народы, которые отличались языком, культурой, традициями. Некоторые из путешественников описывали эти особенности, а материалы затем использовали для усиления связей между народами. Среди средневековых путешественников, которые описывали культуру и быт, например, народов Востока, отличался известный мореплаватель, венецианский купец XIII века. Марко Поло. Собранные им материалы послужили основой для составления географических карт.

Конец XV-вторая половина ХУП века. - эпоха Великих географических открытий, что способствовало дальнейшему развитию торговли и мореплавания. Централизованные монархии Европы снаряжали экспедиции для завоевания новых заморских территорий. Все это ознаменовало рост подвижности населения мира. Итак, путешественники в течение многих веков отправлялись в дорогу не ради получения удовольствия, а чтобы достичь какой-то цели. Путешествия ради удовольствия стали лишь тогда популярными, когда появились регулярные пассажирские перевозки, организовано питание и средства размещения, действие путешествующих (XVII ст.), когда исчезли элементы явного риска и повседневных препятствий, которые веками были главным препятствием на пути путешествующих.

После Первой промышленной революции (в конце Х*УШ ст.), путешествия стали популярнее, но преимущественно среди зажиточных слоев населения. Однако заметим, что перемещения людей происходили постоянно. Они были связаны с войнами и другими политическими событиями, с паломничеством к святым местам, поиском работы, обучением. Однако объемы этих путешествий были незначительными.

Масштабный рост туризма связано с дальнейшим развитием мирового хозяйства, рыночных отношений и классических составляющих спроса: свободного времени, денег и потребительских преференций.

Большинство современных исследователей туризма выделяют четыре основные стадии (этапы) его развития 1 , хотя их сроки могут немного не совпадать. Так, английские ученые Ю. Лікоріш и К. Дженкинс первую из четырех стадий связывают с длительным периодом, который охватывает древнейшие времена вплоть до XVIII века, а украинские исследователи. Беликов, Л. Устименко и И. Афа-насьєв продолжают его почти до середины XIX в., а точнее - до 1841 г. На наш взгляд, его верхняя граница совпадает с периодом развертывания Первой промышленной революции, которая повлекла ощутимые изменения в общественной жизни человечества - появление паровой машины и ее практического применения.

Итак, назовем четыре основные стадии (этапы) в истории развития туризма.

Первая - от древнейших времен до конца XVIII - начала XIX века. Это стадия начала развития мирового туризма.

Вторая - начало XIX века. до конца Первой мировой войны - период становления организованного туризма.

Третья - от 1918 р. до конца Второй мировой войны - этап индустриализации туризма.

Четвертая - с 1945 г. до наших дней. Связана с массовым развитием туризма и процессом глобализации.

Многие исследователи первую стадию, стадию начала туризма, чаще всего связывают с развитием торговых связей между отдельными городами, странами, регионами 2 . Найумілішими торговцами древности были финикийцы, которые успешно использовали корабли для прокладки морских путей в неизвестные страны, плавая вдоль западных берегов Европы, Африки.

Особый период в истории человечества связан с древнегреческим путешественником, ученым, отцом истории Геродотом (бл. 485 г. - бл. 425 г. к н. е), который описал страны Ближнего Востока, скифские степи Причерноморья (V ст. к н. е.). После Геродота немалый вклад в познание мира сделал Пи-фей, объехав берега Западной и Северной Европы в 330 г. до рождения Христа, писал для греков эти страны. Впервые назвал Англию Альбионом (Белым Островом).

Высокого уровня достигла подвижность греков в период расцвета городов-государств, в частности Афин, Дельфы, Епідаври, Олимпии. Начиная с 776 г. к н. е., ежегодно на Олимпийские игры стекались любители спорта и поклонники искусства не только из Эллады, но и других европейских стран. К этому периоду также относится строительство первых специализированных зданий, в которых могли разместиться атлеты и зрители. Для познания мира большое значение имели военные походы Александра Македонского в IV ст. к н. е.

Для познания мира немало сделал древнегреческий географ Страбон (63 г. к н. е. - 20 г. н. е.). Его знаменитая "География" в 17 книгах стала заметным шагом в познании мира, стран, отдельных народов. Клавдий Птолемей дополнил предыдущих исследователей-географов новым познанием мира.

После завоевания римлянами Греции открылся прямой путь к местам, которые уже в те времена считались центром мировой культуры. Римляне изучали греческий язык, философию, узнавали памятники культуры, а также посещая места с теплыми минеральными водами и с организованным комфортом в районах Кампании и Этрурии, Геркулануму. В период Римской империи возникли государственные дворы вдоль дорог, где размещались на отдых курьеры и государственные служащие Рима. Во время таких поездок римляне уже тогда пользовались дорожными путеводителями.

В раннем Средневековье распространилось религиозное паломничество. По дороге к святым местам паломники использовали для отдыха монастыри, церкви, постоялые дворы. Самыми известными центрами религиозного туризма на Святой земле были Иерусалим, Назарет, Вифлием, монастыри Келюші, Лурд, а также святыня мусульман - Мекка и др.

Значительно расширили познания мира арабские путешественники УП-XI вв. Самым известным был купец из Басры - Сулейман, побывавший в Китае, Индии и других странах мира и оставил интересные воспоминания.

Весомый вклад в познание географического пространства сделали морские открытия в VIII-IX вв. северными народами, в частности норманнами, которые во время походов одновременно захватывали прибрежные города, поселения, захватывали купеческие суда. их на наших землях называли варягами.

В эпоху Киевской Руси особенно тесными были контакты наших предков со странами Западной Европы и Византией, что и повлияло на судьбоносное решение о принятии христианства на Руси-Украине. Это помогало через посредничество священнослужителей, переводчиков, ремесленников поддерживать тесные связи и с Византией, и с многими другими странами Европы.

В Средневековье массовое перемещение людей наблюдалось во время христовых походов. Это давало возможность не только завоевывать новые территории, но и познавать их, расширять рынки сбыта, закупать новые товары. Подробные описания этих стран и народов оставили такие известные путешественники, как Афа-насій Никитин и уже упоминавшийся нами Марко Поло.

Важной вехой в развитии туризма стало использование минеральных вод, грязей с лечебно-оздоровительной целью, их применение с древних времен свидетельствуют археологические раскопки, описания в Библии, например, об использовании священного озера Бенарес под Иерусалимом с лечебной целью. В Древнем Египте лечебные свойства минеральных вод использовали жрецы, чем и приумножали богатства местных храмов. Несколько позже для лечения и паломничества использовали священные источники, озера и даже реки (Индия, Древний Китай, Персия).

"О рекреационно-туристическую деятельность в современном понимании этого слова, - отмечает В. Мацола, - мы можем говорить только в Древней Греции и Древнем Риме. В этих странах сформировались специальные центры с ценными природными рекреационными ресурсами, которые предоставляли широкий ассортимент рекреационных услуг: купание, питье, горячие ванны, натирания, лечение, бытовые услуги и т. д," 8 Особенно популярными в Древней Греции были горячие источники на о. Євбел, где для их использования возводились специальные здания. Здесь их владельцы за соответствующую плату сдавали дома пришельцам для лечения.

В Древнем Риме замечательными местами оздоровления были курорты Байя, Аква-Альбула, приморская климатическая местность Сенціо, а также о. Капри на юг от материковой Италии, и по сей день считается одним из найприваблы-виших туристических центров Европы.

В давнюю эпоху популярными были центры на нынешних Беіля Єркуланс и Синджарз-Баи в Румынии, Аквінкула (Будапешт) и оз. Балатон в Венгрии, Вараджінське-Топлице (Хорватия), Добрна (Словения), Варна в Болгарии, Висбаден в Германии, Баден в Швейцарии, Бат в Великобритании, Экс-ле-Бен во Франции и др.*

Лечебные минеральные источники и местные климатические условия умело использовали и на американском континенте, в частности ацтеки в Мексике и инки в Южной Америке. В эпоху Византийской империи с лечебно-оздоровительной целью пользовались некоторыми местностями на берегах и островах Мраморного и Эгейского морей, а также берега пролива Босфор. В XII ст. широкую популярность приобрели минеральные источники Франции и Италии. В XIV ст. возник курорт Карлсбад (теперь Карловы Вары). В это время стал популярным курорт Баден-Баден на территории юго-западной Германии.

С зарождением курортов установился режим лечебных процедур. От середины XVI века. в Карлсбаде впервые введен налог с пациентов. В начале XVII века. во Франции уже существовала курортная инфраструктура, созданная для надзора за курортами, их эксплуатацией. Такие же учреждения возникли в Великобритании, Швейцарии 5 .

В этом же периоде (конец XVII века) во французском лексиконе появился термин "турист". Им называли представителей привилегированной знати, которые из любопытства посещали зарубежные страны. Особенно усилился интерес к Италии, античных памятников Рима, Флоренции и других городов. С открытием Помпеи (XIX в.) Италия превратилась в ведущую туристическую страну Европы.

Развитие туризма существенно ускорился в XVIII ст., когда возникли морские курорты, создав моду на купание в морской воде. Первые крупные отели на таких курортах были известны в Великобритании, а впоследствии во Франции и других странах. Сначала на морских курортах отдыхали самые богатые посетители. С ростом благосостояния, клиентами таких заведений становились представители среднего сословия. Массовые путешествия ради личного удовольствия начались в конце XVIII - начале XIX века.

Итак, путешествия, осуществляемые до конца XVIII ст., нельзя считать туризмом в современном понимании. их нужно рассматривать как стадию начала современного туризма.

Вторая стадия которую еще называют железнодорожной эрой" связана с первым взрывом большого спроса на путешествия и их влиянием на общественные привычки и экономику стран. Рост скорости перемещения с помощью пароходов и поездов, а также увеличения количества населения и его финансово-экономических возможностей создали заметный туристический рынок. Появились путешествия, а с ними - туристические центры с туристической торговлей, агентами, туропе-раторами, которые предлагали организованные туры, турпакеты и даже туристическую литературу. На первый взгляд, мало что изменилось и сегодня, но координация транспортных планов и туристическая политика тогда была ограниченной или, скорее, несовершенной.

Первая пассажирская железная дорога открылась в Англии в 1830 г. Согласно данным исследователей, в частности английских авторов Ю. Лікоріша и К. Дженкинса, уже в 1841 г. Т. Кук ввел на железной дороге первый пакетный тур, осуществив массовую прогулку (570 человек) из Лейстера в Лафборо. Он активно начал новое направление бизнеса. Заслугой Т. Кука было и то, что он занялся организацией всех составляющих путешествия - транспорта, размещения, обслуживания на месте пребывания, создавая настоящий туристический продукт и удовлетворяя специфический рыночный спрос. Он изобрел существенную услугу - туристический пакет. Изобретение предприимчивого англичанина начали внедрять во всем мире, но прежде всего в 40-50-х годах XIX века. - в промышленно развитых европейских странах.

Т. Кук в корне изменил отношение к путешествию - от необходимой, иногда далекой, связанной часто с поиском работы или с целью обучения, к организованной развлечения и нового понимания самого отдыха. Современники ценили его не только за науку организации туризма, но и за рекламную деятельность, за выданные им туристические путеводители. Он первым организовал международные поездки (туры) из Англии до материковой Европы, в частности на Всемирную выставку в Париже (1851 г.), а с 1856 г. - до других европейских государств. От 1865 г. Т. Кук начал использовать суда для круизных поездок английских туристов в Северную Америку, в частности СПИА. В 1882 г. было осуществлено первое кругосветное путешествие.

В 1867 г. прошел пятимесячный вояж к святым местам (Палестины) вместе с Марком Твеном, наверное, первый круиз по Средиземному морю. Стоимость такой поездки для пассажира составляла 1200 долларов. Тогда это была огромная сумма, которую оплатить могли только представители богатых слоев населения 6 .

Расширение спроса на туристические услуги связано не только с повышением жизненного уровня населения, но и с развитием железнодорожного транспорта, судоходства, связи, машинізацією производства, распространением рекламы и сервисного обслуживания.

Организованные поездки стимулировали строительство крупных гостиниц в городах возле вокзалов и на популярных курортах. Спрос на туристические услуги стимулировал развитие курортов, которые основывались на использовании минеральных источников, грязей. Это происходило до тех пор, пока поездки к морю не вызвали бурного роста средиземноморских центров, таких как Ницца, Канны во Франции и др.

Гостиничные компании на рубеже XIX-XX вв. занялись строительством не отдельных зданий, а гостиничных цепей, предоставляя отдыхающим организованы харчувальні, лечебные услуги и проч.

На развитие туризма значительно влияли самодеятельные туристические клубы, общества, которые появились во второй половине XIX века. Они разрабатывали маршруты, заботясь об обеспечении туристов необходимым комфортом. Первый такой клуб возник в Великобритании (1857 p.), впоследствии - в Австрии (1862 p.), Италии, Швейцарии (1863 p.), Германии (1869 г.) и в других странах Европы и мира. Усилению привлекательности туристско-оздоровительных центров способствовала начатая реклама и маркетинговая деятельность. Так, в Монте-Карло 1914 г. было открыто ралли, чтобы активизировать межсезонную туристическо-развлекательном деятельность. В свою очередь гостиничные компании организовали выставку автомобилей старых марок. Это произошло прежде всего в Лондоне и Брайтоне.

Трансатлантические путешествия, которые с 60-х годов XIX века. начали называть ґрандтурами, были змотивовані познанием культурного наследия, любознательностью населения. Количество поездок на американский континент постепенно росла, в частности в ее северных стран. Это послужило причиной основания новой компании Wells Fango, Движение пассажиров из Великобритании и Европы в Америку вместе с мигрантами в 1910 - 1914 pp. превысил ежегодно 1 милл человек 7 .

Итак, на протяжении второй стадии развития туризма произошли серьезные изменения в самой сути путешествия: путешествие ради определенной цели превратилась в путешествие ради удовольствия или занятия спортом, хобби. Эта новая тенденция охватила большинство стран Европы. Появились высококачественные рекламные буклеты, брошюры и путеводители. Положительную роль сыграли писатели, которые посвящали произведения путешествиям.

Фактически современный туризм по форме и содержанию появился накануне Первой мировой войны. Интенсивное развитие туризма в XIX ст. привел к учреждению в 1898 г. Международной лиги туристических ассоциаций со штаб-квартирой в Люксембурге, которая 1919 г. была преобразована в международный туристический альянс, который существует до сих пор и объединяет более 140 стран мира.

Третий (межвоенный) период сравнительно короткий; он продолжался с 1918 г. к 1945 г. Его еще называют этапом индустриализации туризма. Этот период имел самую изъян - был поражен главными мировыми рецессиями (кризисами) 30-х годов. После Первой мировой войны туризм восстановился сравнительно быстро, хотя война не прошла бесследно. Она принесла ожидаемые изменения, что вылилось в заинтересованности в мире и взаимопонимании между народами, повышении активности движения за эмансипацию женщин и тому подобное. Вторым важным фактором на пути развития туризма были технические усовершенствования, ускоренные потребностями военного времени. Так, более эффективными стали автомобили и автобусы, благодаря чему туроператоры могли обеспечить для туристических нужд более комфортный и дешевый транспорт. Авиация стала практичным средством доставки. Это было начало эры мобильности и коммуникаций, что значительно влияло на развитие туризма во всех странах мира.

в Общем путешествия были связаны в основном с государственным транспортом. В послевоенные годы росло воздушное сообщение. Например, в 1938 г. в Великобритании зафиксировано 220 тыс. пассажиров, из них 95 тыс. были направлены на материковую Европу. Треть британских отдыхающих путешествовала туристическими междугородними автобусами. Тяга к новым видам отдыха продолжалась. Все популярнее в Западной Европе становились кемпинг и путешествия автомобилями с прицепами, распространялись молодежные туристические лагеря, усиливался социальный аспект туризма и отдыха при содействии национальных государств (сам отдых все еще был ограничен во времени - от одной до двух недель в год). Так, в 1939 г. в Великобритании с 18 млн рабочих 11 млн пользовались правительственной поддержкой. Это был период становления социального туризма.

Постепенно росло и количество зарубежных поездок с участием представителей среднего сословия. Это наблюдается в Европе и Америке. Специалисты оценивают упомянутый период развития туризма как репетицию для взлета туризма после Второй мировой войны. Ведь, как уже упоминалось, мировой кризис 30-х годов решительно повлияла на ограничение развития туризма, уменьшение объемов трансатлантических перевозок. Это особенно прослеживалось в Германии и Италии. Они среди европейских стран имели или не наибольшие экономические трудности. События сказались и на Великобритании. Если в 1930 г. путешествия из Англии в Австрии насчитывали 1,8 млн человек, а в Швейцарии почти 1 млн, то в период кризиса эти потоки уменьшились на половину и даже больше. Еще более ощутимый удар потерпел туризм во время Второй мировой войны. Но путь к революционным изменениям в развитии туризма, несмотря на мировой кризис и Вторую мировую войну, уже было определено. Путешествия и отдых для миллионов жителей планеты становились неотъемлемой частью их жизни.

Четвертый период - стадия массовых путешествий - начинается от 1945 г. и продолжается до сих пор. На этом этапе внедряется научно-техническая революция, которая реализовалась ростом благосостояния всех слоев населения, увеличением доходов и свободного времени, что повлияло на образ жизни и поведение людей. Масштабы этих изменений оказались огромными.

Массовый рост путешествий в первую очередь началось в развитых странах мира. Этому способствовали развитие средств связи, транспорта и других форм коммуникаций, в частности телевидения, которые усиливали экономические факторы развития туризма, а также интерес населения к аттракций чужеземных стран. Сложилась такая ситуация, что зарубежные поездки в развитых странах перевесили интерес к отечественного турпродукта или отдыха дома.

в Целом население богатых стран мира стало значительно мобильнее благодаря увеличению количества автомобилей - с 100 млн в 1970 г, до 650 млн в первые пять лет XXI века. Причем на частные автомобили приходится почти 4 / в наземного транспорта. Частный автомобиль стал важнейшим средством перемещения к местам отдыха - 58 % общего количества перевезенных 8 .

Железнодорожный и общественный транспорт (автобусный) на этой стадии развития туризма, в частности в развитых странах, потеряли определяющую роль, но возросло перевозки туристов на регулярных рейсах воздушным транспортом. Со второй половины 80-х годов XX века. появились перевозки нерегулярными рейсами (чартерные услуги). На них приходилось до 1 / б от всего перевозки отдыхающих воздушным транспортом в мире и более 50 % на европейских рейсах 9 .

Быстрому и масштабному развитию воздушного пассажирского транспорта после войны способствовали революционное внедрение многоместных самолетов и высокая эффективность оборудования, что обусловило существенное сокращение времени перелетов и снижение реальных цен. Чартерные рейсы интенсивно использовали туроператоры европейских стран. Масштабы расширения туристических перевозок воздушным транспортом, по данным ВТО, уже в середине 90-х годов достигли почти 600 млн человек, а в 1960 г. насчитывалось всего 69 млн. В целом объем туристических прибытий с 1950 г. к 2008 г. вырос почти в 35 раз, составив в 2008 г. 924 млн человек. Причем наибольшая доля пришлась на Европу, что составило от общего объема международных прибытий, соответственно, 66,4% и 52,8%. С расширением общего объема поездок туристические потоки изменили свое направление. Во-первых, путешествия на большие расстояния росли быстрее, чем на короткие. Во-вторых, начали массово осуществляться туристические поездки северных индустриальных городов в солнечных южных берегов. Большинство турпотоков на протяжении 50-х годов XX века. по характеру стали спеціалізованішими. Значительно возросли культурные и образовательные поездки. Развился спортивный туризм, поездки с посещением друзей, знакомых, родственных мест (сентиментальный туризм).

в Конце 80-х годов массовое движение из холодных северных широт до жарких южных пляжей Средиземноморья несколько ослабло, в частности в Испанию. Это произошло вследствие изменения спроса. Зато из южных стран - Испании, Италии и других значительная доля прироста туристов в Европе пришлась на путешествия в более прохладных североевропейских стран. Одновременно надежное воздушное сообщение в мире поспособствовало перераспределения международных потоков на пользу прежде всего Азиатско-Тихоокеанского макрорегиона. Если их доля в 1980 г. от общего количества прибытий в мире составляла 8,3 %, 1990 г. - 12,8, 2000 г. - 16,0, 2005 г. - 19,3, то в 2008 г. - 20,3 % 10 .

Ощутимые темпы роста туристических потоков не могли осуществляться без мощных капиталовложений, направленных на обустройство новых туристических районов, в основном в Европейское Средиземноморье, Карибский регион Центральной Америки, страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Некоторые из этих отдыха и оздоровительных центров у моря, строились на урбанистический манер, то есть с высотными зданиями, испытали немало проблем. Прежде всего - это конфликт с качеством окружающей среды, движением "зеленых". Однако расширение бизнеса, связанного с деловым туризмом, в том числе и конференционным, свидетельствует рост спроса на такие гостиничные комплексы в мировых туристических центрах. Высокая экономичность делового туризма сделала этот рыночный сегмент услуг прибыльным, а значит - стабильным и перспективным.

Заметим также, что на развитие туризма непосредственно влияют мировые рецессии. Скажем, первая в послевоенный период так называемая энергетический кризис (1974 г.) повлияла на существенное уменьшение трансатлантических путешествий в Европу. К счастью, возрождение поездок произошло за достаточно короткий период. Во время второй рецессии (1981 г.) произошел ощутимый экономический спад, что повлияло на общие показатели туристических прибытий. Так в 1982 г., по сравнению с предыдущим, количество международных туристов в мире уменьшилось на 1,7 млн, причем среднегодовые темпы роста в 80-х годах составляли более 3 млн человек.

Экономический кризис 1991 г. связана с войной в Персидском заливе. Она существенно сказалась на определенных структурных изменениях в мировом хозяйстве: произошел спад обрабатывающей промышленности, а это повлекло увеличение безработицы, следовательно, негативно повлияв на рост туризма, в частности в Европе. В целом 90-е годы были периодом стабильных темпов роста - от 439,5 млн международных туристов 1990 г. до 639,6 млн человек в 1999 г. 11

Мировой экономический кризис, начавшись во второй половине 2008 г., еще не дает нам оснований рассматривать ее последствия, но вполне понятно, что ее влияние на развитие туристического движения в мире будет отрицательным.

В последние десятилетия традиционные групповые поездки за пределы своей страны в Европе и в Северной Америке начали массово осуществляться на собственных автомобилях. Это привело к уменьшению продолжительности путешествий (максимум до пяти ночей), зато обнаружилась новая тенденция - увеличилась частота выездов-путешествий. Это улучшило, то есть злагодило сезонность в туризме. С тех пор (конец 80-х годов XX ст.) сезонность во многих странах, которые принимают туристические потоки, начали рассматривать не как непобедимую экономическую, а как маркетинговую проблему.

в Целом на протяжении первой половины четвертого периода развития туризма наблюдался экстенсивный рост отдыха, числа туристических предприятий и объемов предоставляемых ими услуг. Начиная с 80-х годов, с одной стороны, массовый конвейерный туризм (так его называет В. Сапрунова), трансформировался в массовый дифференцированный, что обусловлено разнообразием потребностей и мотиваций туристов, то есть распространением узкоспециализированных сегментов в туристском спросе, разнообразие предлагаемых услуг, выраженной специализации туристических услуг 12 . С другой стороны на развитие массового туризма начали влиять новые факторы - качество услуг, экономическое состояние окружающей среды и даже политическая ситуация. Итак, на последнем этапе четвертого периода развития туризма произошел переход от рынка производителя к рынку потребителя услуг, что требует их гибкости для удовлетворения не только потребностей представителей элиты и среднего слоя, но и населения с низким уровнем доходов.

Как вид экономической деятельности международный туризм сформировался относительно недавно: лишь во второй половине ХХ в.. Этому способствовало достаточно большое количество факторов, среди которых снижение цен на горюче-смазочные материалы, возникновение относительно дешевых авиаперевозок на этой основе, тенденция к урбанизации населения, сокращение количества рабочего и, соответственно, увеличение количества свободного времени и др.

Существует не одно мнение об истории развития туризма. Учёные выделяют различные этапы туризма. В.Б. Сапрунова, И.В. Зорина Выделяют четыре этапа, В.П. Грицкевич, Дж. Р Уокер - пять. В качестве критерия деления берутся различные критерии: социальные предпосылки, технико-экономические, изобретение новых транспортных средств, мотивы путешествий. Необходимо отметить, что в настоящее время в учебной литературе устоялся стереотип периодизации истории развития туризма, состоящий из четырех этапов:

Первый этап - от древности до начала XIX века.

Второй этап - от начала XIX века до начала XX века.

Третий этап - от начала XX века до Второй мировой войны.

Четвертый этап - после Второй мировой войны до наших дней

1-й этап - предыстория туризма. Начало этого этапа относят к античному периоду. В античные времена основными мотивами путешествия были торговля, образование, паломничество, лечение. С целью изучения новых территорий отправлялись в дальние путешествия древнегреческие ученые и исследователи других стран (Геродот - V век до н.э., Пифей - IV век до н.э.).

Большое значение для развития туризма на этом этапе имело дорожное строительство. В Римской империи возникли государственные постоялые дворы, расположенные в городах и на главных дорогах, находившиеся друг от друга на расстоянии одного дня езды на лошади. Для путешественников имелись дорожные путеводители.

Богатые римляне путешествовал целях улучшения своего образования, а в период расцвета империи путешествия стали приобретать развлекательный характер. Особенно охотно посещались места с теплыми минеральными источниками. Перемещение богатых путешественников требовало соответствующей организации их отдыха. Например, в городке Бая на берегу Неаполитанского залива принимали серные ванны. А вокруг них, уже в то время, смекалистые торговцы открывали свои заведения - игорные дома, питейные места, дорогие лавки.

В Италии появлялись первые санатории. Был составлен список мест, которые нужно обязательно увидеть - семь чудес света.

Распад Римской империи привел и к разрушению дорог, и к спаду туризма. Поэтому в Средние века «туризм» сводился в основном к паломничеству. Израильские экскурсоводы говорят, что туризм изобрели рыцари-крестоносцы, охранявшие группы паломников, прибывавших на Святую землю, от арабских набегов.

С установлением абсолютизма в Европе путешествия вернули себе популярность, став более безопасными. В результате даже стала зарождаться мода на них: в Англии «гран-тур» стал обязательным пунктом программы воспитания дворянина, ему следовало пройти его, прежде чем вступить на поприще профессиональной или политической деятельности. Маршрут начинался в Лондоне, вел во Францию с долгой остановкой в Париже, затем - в Италию. Обратный путь проходил через Швейцарию, Германию, Нидерланды. Именно в ХVII - ХVIII веках в Англии появляется термин туризм.

В эпоху Ренессанса и Просвещения индивидуальный туризм с образовательной и оздоровительной направленностью начинает преобладать над религиозными мотивами. Представители привилегированных классов общества совершали в средние века путешествия к целебным источникам. По мере усиления общественных позиций и представители третьего сословия в XVIII веке - начале XIX века все чаще предпринимают аналогичные туры.

Развитие туризма в России также происходило поэтапно, каждый период имел свои особенности. При монархии оно исходило из выгодного географического положения страны. Нахождение в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком являлось основой для различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укрепились за счет гостей из Византии, установились торговые связи. Русские купцы везли свой товар в самые разные страны. Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам. Всё изменилось с нашествием монголо-татар: Русь надолго потеряла какие-либо контакты с окружающим миром. В Европе практически ничего не знали о Московском государстве вплоть до эпохи великих географических открытий. Незнание российских обычаев, плохие дороги - это, и многое другое затрудняло контакты иностранцев. Только купцы и дипломаты были гостями на улицах государства, хотя интерес европейцев к неизвестной стране был велик.

С ХV в. существовал особый Ямской приказ - централизованное государственное учреждение, которое управляло организацией перевозок и службой ямщиков по всей стране. В русских городах в то время как и в Европе, уже начали строить гостиные дворы. От постоялых дворов они отличались большим комфортом - кроме жилья и питания гости имели возможность безопасного отдыха, т.к. гостиные дворы обычно огораживались стенами с башнями для охраны постояльцев. Большое внимание в это время уделялось дорогам. Дороги в крупные торговые города богато украшали, особенно при въезде в Новгород. Строились монастыри, которые служили пристанищем для путешественников. Таким монастырем являлся Юрьев монастырь, построенный в 1119 году .

С конца XVI века люди начинают путешествовать не только с торговой, но и познавательной целью. В 1624 году Е. Хабаров начинает череду своих путешествий с целью исследования Сибири.

Огромное значение в развитии российских путешествий сыграл Пётр I. Он отправлял людей не только в деловые поездки, но и для познания окружающего мира: ”смотреть, видеть и записывать”. Петр стал основоположником бальнеологического туризма. Первый курорт был назван им в честь бога войны и железа Марса, “Марциальные воды”. Это был первый из правителей, кто отдавал много сил на улучшение транспорта и дорог - стал основоположником морского флота в России.

В XVIII веке путешествия становятся важной частью жизни светского общества. Престижным для дворян было побывать в Европе и на Востоке. Путешествия рассматривались как средство, чтобы вырвать человека из повседневной жизни, расширить кругозор, освоить язык. Стало обязательным отправлять детей в Европу, как для образования, так и для обучения жизни.

Итак, как мы видим, цели походов и путешествий в средние века менялись с течением времени: до середины XIX века в Европе и России они преследовали торговые, образовательные, лечебные и религиозные цели. Но, думается, говорить об экономике туризма было рано еще, т.к. путешественники организовывали свои «туры» самостоятельно, не было зависимости от поставщиков каких-либо услуг, некому было думать о получении прибыли. Не было собственников-владельцев туристских ресурсов (одно из условий возникновения рынка не выполнялось), точнее ресурсы были, но не использовались в данных целях. Хотя отдельные элементы современного туризма уже появлялись: строительство дорог, гостиных дворов, курортов; создание учреждений, управляющих перевозками и др. В этом и состоял подготовительный этап развития туризма.

2-й этап - элитарный туризм (начало ХIХ - начало ХХ века). В ХIХ веке путешествия становятся доступнее: появилась паровая машина, затем первый пароход "Принц Оранский" (1816 г.), первый паровоз (1825). В 1835 году общая протяженность железных дорог в мире составила 2,5 тыс. км . Преобразуется мотивация туристов - теперь они путешествуют, чтобы восстановить силы и узнать мир. Далее рассмотрим подробнее влияние данных событий на становление элитарного туризма.

Важнейшую роль сыграли революционные изменения в развитии транспорта, сопровождавшиеся расширением сети дорог. Вследствие массового наплыва переселенцев из Старого Света в Америку быстро развивается морское сообщение, в середине XIX века возникают крупные пароходные компании.

Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся вместе с растущим благосостоянием общества обусловили постепенное уменьшение рабочего времени в пользу свободного. Вводились гарантированные неоплачиваемые, а впоследствии и оплачиваемые отпуска (В Германии, например, впервые отпуска были установлены законом о государственных служащих от 1873г.). Что вместе с повышением качества и скорости движения обусловили существенное увеличение потоков туристов в мире. Соответственно стали возникать предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным пансионам и "комнатам для гостей" в монастырях приходят первые гостиницы. В 1812 г. в Швейцарии вступает в строй отель "Риги-Клестели". В Германии еще в 1801г. открывается первоклассная гостиница "Бадише Хоф" в Баден-Бадене. Там же на рубеже 18-19 веков возникают первые курорты минеральных вод.

Со второй половины XIX века индустрия отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, реализующие туристические поездки потребителю. Первым примером комплексного обслуживания, является групповой тур на отдых англичанина Томасом Кука в 1841г. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой оркестр, экскурсию по городу. Вся поездка, в которой приняли участие 570 человек, стоила каждому из них 1 шиллинг .

Интересно, что Кук преследовал при этом скорее социальные, чем коммерческие цели. Он стремился подобной акцией привлечь внимание к новым возможностям использования свободного времени и найти новых сторонников для руководимого им союза. Так или иначе, идея прижилась, и в последующие 20 лет в Англии возникло множество новых бюро путешествий. Начиная с 1862г. появляются и первые каталоги туристических поездок - пошел процесс расширения туристического спроса . Таким образом, Томас Кук стал основоположником многих атрибутов современного туризма: туристических агентств, резервирования мест в транспорте и гостиничных номерах, дорожных чеков, расписания и путеводителей с исчерпывающей информацией.

В Российской империи в конце XIX века тоже наблюдаются серьезные признаки развития туризма. В 1895 г. создается Российское общество туристов. Положено начало экскурсионной деятельности. Многие организации использовали ее для просвещения народа. Их деятельность повлекла за собой открытие музеев, исторических и культурных памятников, создание выставок.

Природные условия родины - наличие гор обусловило развитие горного туризма. Первый альпийский клуб был создан в 1877 году в Тифлисе. Позднее, в 1895 году в Петербурге появляется первый русский туристский «клуб велосипедистов-туристов». Вскоре появляются его филиалы в Москве, Киеве и др. крупных городах.

Распространение пеших и велосипедных походов, горных восхождений и экскурсий, внимание, которое уделялось туризму со стороны многих учебных заведений, стремление русской интеллигенции использовать туризм для просвещения народа - все это послужило предпосылками объединению заинтересованных в специализированные организации. Общества «Крымско-Кавказский горный клуб» и «Клуб велосипедистов-туристов», возникшие на рубеже веков, являлись ведущими туристскими организациями в Российской империи. В 1901 году возникло ”Русское горное общество”. Его учредителями были знаменитые ученые: В.И. Вернадский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский и др. Задачей общества была организация туристских путешествий по древним городам, святым местам России и заграницы. В 1914 году в общество входило 5 тыс. человек.

Русский туризм в ХIХ веке как и в Европе не являлся массовым, т.к. в стране после отмены крепостного права уровень жизни основной массы населения был очень низок, при этом низшие слои населения были абсолютно безграмотными. Но в обществе начало проявляться 2 класса: собственники ресурсов (земли) и наемные рабочие. Первые и развивали элитарный туризм, он становится одной из форм предпринимательства.

3-ий этап - начало социального туризма. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем, именно в этот период появляются элементы массового туризма, который достиг своего расцвета в послевоенные десятилетия.

Например, в Швейцарии возникает фирма «Отельплан», которая в настоящее время является одним из крупнейших производителей туруслуг в этой стране. В основе образования фирмы в 1935 г. лежали идеи ее создателя Г. Дуттвайлера о том, что вовлечение «маленького человека» в туризм оказало бы неоценимую помощь гостиничному хозяйству. Массовые дешевые турпоездки становятся основным продуктом фирмы. Уже в первом финансовом году фирма реализовала более 50 тысяч туристских путевок.

4-ый этап - массовой туризм. В этот период туризм приобретает массовый характер. Из предмета роскоши он превратился в потребность для большинства населения развитых стран. Формируется индустрия отдыха и развлечений со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.

В западноевропейских странах в этот период активно создаются туристские фирмы, гостиницы, предприятия для аттракционов и развлечений. Европейский туризм 50-х годов был ориентирован преимущественно на американских туристов и являлся источником долларовых поступлений. В 60-е годы и до середины 70-х наблюдается быстрый рост как выездного, так и въездного туризма, а также увеличение числа туристических предприятий и

объем их производства.

Важнейшим показателем завершения процесса формирования массового туризма является интенсивность туризма в той или иной стране. Интенсивность туризма показывает, какая часть населения страны ежегодно совершает хотя бы одну туристскую поездку и рассчитывается как процентное отношение ко всему населению страны или к той его части, которая старше 14 лет. Когда интенсивность туризма превышает 50%, то можно говорить о сформировавшемся массовом туризме.

Для оценки интенсивности прибытий (убытий) используют относительные показатели. Интенсивность прибытий определяют как количество туристов приходящегося на 1 жителя страны (региона). Иногда интенсивность прибытий оценивается в процентах, т.е. в расчете на 100 человек населения принимающей страны. В целом по миру этот показатель равен 0,11 (11 %). По отдельным регионам и группам стран этот показатель существенно отклоняется от среднемирового значения. Аналогичным образом определяют интенсивность убытий. Удобнее оценивать выезд в процентах (на 100 жителей страны выезда), так как это показывает, какая часть ее населения (региона) выезжает. Для поездок за границу максимальные значения показателя характерны для Северной и для Западной Европы -- более 70 %.

После Второй мировой войны в спросе и предложении на рынке туризма произошли коренные изменения, которые дают основание говорить о том, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный туризм. И в первом, и во втором случае речь идет о массовом туризме, в котором принимают участие не только элита, но и средний класс, а начиная с 80-х годов, - и население с низким уровнем доходов.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх