Искусство врачевания: как лечили древние. Чем болели древние люди Болезни людей в древние времена

Божественные свойства пищи (ахаранам дивьягунах )

Из книги «Свитки из Лемурии» Сад гуру Шивайя Субрамуниясвами

Нам говорили, что в конце трета-юги все живое на этой планете - люди, животные, деревья, растения, цветы - будет в два меньше, чем сейчас. Предсказано также, что к концу кали-юги все вновь уменьшится в два раза.

Семена, молоко, овощи и фрукты

Семена и масла из них защищают тело, потому что жизнь - это семя, сконденсированное солнцем. Поэтому семя должно быть основой, оно должно потребляться телом или применяться к нему. Немедленное использование - ключ к эффективному лечению. Козье молоко , употребляемое сразу же после доения, освобождает дух от привязанности к внешней жизни, так как в процессе усвоения оно высвобождает из клеток актиничность. Это же относится к овощам и фруктам, орехам и семенам, которые для лучшего переваривания и усвоения должны употребляться с молоком в пропорции: треть молока к двум третям всего остального.

Качества коровьего и козьего молока

Молоко, употребляемое через час после доения коровы или козы, укрепляет физическое тела, тогда как интеллектуальные нервные потоки укрепляются приготовленным маслом и сырами. Семена аккумулируют солнечную энергию и превращаются в маленькие солнца, и поэтому оживляют тело. В наших традициях - ухаживать за молочными животными лучше, чем за собой. Это небесные дэвы пришли служить нам таким образом. Энергия, содержащаяся в молоке, позволяет нам возвыситься над собой, но только в том случае, когда молоко употребляется без фруктов: само по себе, на пустой желудок, чтобы оно успело рассосаться до принятия другой пищи.

Происхождение коров, коз, пчел, фруктов

В наших шастрах сообщается, что козье молоко является наилучшим продуктом для тел с костями. В древние времена, в исходном теле, кости были мягкими и гибкими, легко сгибающимися. Для тех тел больше всего подходило коровье молоко. В тех, более гибких телах, которые не произошли из животного мира, населявшие их души могли летать. Корова живет на этой планете со времен сат-юги. Коз мы привезли с собой, вместе с пчелами, травами, различными фруктами, когда прибыли начать наш цикл юг. Поэтому мы заботливо разводим эти виды, спроектированные для поддержания здоровья и питания в трудные времена кали-юги. У пастуха стада овец дэвы очищают подсознательные комплексы прошлого и закладывают основы, которые в будущем позволят избежать забот и проблем. Поэтому тем, кто ухаживает за пчелами, выращивает травы и заботится о фруктовом дереве досталась хорошая «дхарма». В наших шастрах говорится, что корова, поддерживающая жизнь на планете на протяжении многих юг, была завезена в прошлом цикле юг.

Молоко, как канал для даршана

Наше божество пропускает даршан через козу, через ее молоко, чтобы усилить его психическую силу. Посредством своего даршана, доставленного таким образом, оно дарует внутреннее знание и стимулирует межпланетный опыт. Чтобы даршан не потерялся, молоко нужно пить сразу же. Даршан Господа Сканды проходит через козу, а даршан Господа Шивы через корову. В конце кали-юги души выпьют много козьего молока, чтобы перейти в сат-шива-югу в том же теле. Нам сказали, что в кали-югу коровы будут убиты и съедены, а козы останутся, живя в мире, и их нервная система не будет возмущена грубым уничтожением их расы, являющейся совершенным каналом для передачи даршана Господа Сканды.

Наше отношение к этим божественным существам

Садхаки в белом пьют коровье молоко, а монахи в

желтом и оранжевом - козье. Таким способом, божества непосредственно соприкасаются с каждым через выбранное животное, передавая знание, психическую силу и условия очищения прошлого и будущего. В семьи окрестных жителей Господь Ганеша посылает Свою силу и через коров, и через коз. Это укрепляет семейные связи, в результате чего процесс реинкарнации идет в пределах семьи, лучше очищая тела и делая их более похожими на те, которые мы получили сразу по прибытии. В семьях относятся к коровам и козам так же, как к божествам. В козе покоится душа дэва. Сознание частично спит. Ее тело во Втором Мире дремлет, отдыхая. Нас учат быть с козами добрыми и не беспокоить их, чтобы душа, которая, возможно, получила перед этим рождением огромную психическую травму, могла мирно отдохнуть в новой жизни.

Плантации трав и овощей

В наших садах и огородах Господь Умаганеша распространяет свою силу через фрукты и овощи, растущие над землей. После того, как мы их съели, наша нервная система наполняется мудростью и устраняются преграды с нашего пути. Те, кто выращивает их, обращаются с ними так, будто это сам Ганеша в его физической форме. Господь Муруга посылает Свой даршан, наполненный его энергией, через травы, которые всегда выращиваются отдельно от сада Ганеши. Некоторые из трав для лучшего прохождения через всю физическую систему следует употреблять отдельно, чтобы радиация этого конкретного даршана нашла свое место до того, как будет съедено что-нибудь еще.

Наблюдая за реакцией природы

И корова, и коза, и травы, и деревья могут читать наши мысли, поэтому когда дело доходит до ухода за ними, следует повторять и петь мантры. Группа старшего меньшинства старательно обучает этому садхаков южного ветра и брахманов северного ветра, чтобы инстинктивные сферы сознания садхаков не подавляли дэвов, действующих в этих растениях и животных, блокируя и сводя на нет их эффективность своими неконтролируемыми мыслями и эмоциями. Наши гуру говорят, что они всегда оценивают способности шиваитских монахов по тому, как реагируют на них растения, животные и пчелы. Они спрашивают фруктовое дерево или пчелу, корову или козу, целебную траву, боятся ли те определенного монаха. У инстинктивного разума есть два основных свойства: испытывать ужас или расцветать. Группа старшего меньшинства тщательно исследует реакцию животных и растений на монахов, заботясь, чтобы в характере монахов не возникали и не развивались черты, травмирующие растение или животное, что, в свою очередь, может повлечь за собой травмирование другого монаха и воспрепятствовать правильному прохождению потока даршана.

Наш друг королевский павлин

Самой величественной и самой умной из птиц является павлин: он предупреждает нас и защищает наши монастыри от всех проникновений тех развивающихся видов животных, что поедают других животных. Телепатически мы разговариваем с павлином, понимаем издаваемые им звуки и издаем звуки, которые он понимает. В наше время существует счастливый баланс между миром животных и миром человека. Но нам говорили, что во время кали-юги эти два мира будут существовать раздельно и не смогут общаться друг с другом - такой сильной будет тьма.

Отдавая часть специфической энергии

Следует тщательно следить за тем, чтобы до того, как будет принят следующий поток даршана, через систему полностью прошел предыдущий. Так наши божества решают все проблемы. Содержащийся в коровьем молоке даршан очищает подсознание. Семена нужно смолоть и использовать немедленно, поскольку так можно получить от их масел наибольший эффект. Масло, полученное из семян, примененное наружно и одновременно принятое внутрь, помогает внутреннему телу соединиться с физическим, лучиться сквозь него. В противном случае будет иметь место тенденция внутреннего тела висеть над физическим во Втором Мире.

Физическое и духовное питание

Новым садхакам, поступающим в монастырь, уделяется особое внимание в вопросах приема ими пищи (пока они не постигнут этот процесс сами). Когда приходят посетители за советом и обучением, им обязательно дают молоко, фрукты или травы, насыщенные даршаном, который необходим, чтобы стимулировать их и усилить их ответственность во время пребывания в стенах монастыря. Таким способом изливается суть шиваизма - через проникновение даршана в пищу. Божественная сила обладания магическим искусством была передана некоторым из нас через козье или коровье молоко, или - будучи спрятана в плодах.

Экстраординарные свойства меда

Пчела, приносящая мед, имеет громадное значение, потому что в меде содержится знание о планетах, с которых мы пришли, и здоровье всех видов тел, которые когда-либо существовали на этой планете. Пчела дает нам необходимое для сохранения нашей культуры знание о том, как великие дэвы работают и служат в Третьем Мире, развивая и распределяя даршан, сохраняя в нашей памяти воспоминания о жизни в огромной сети пещер на планетах, с которых мы прибыли сюда.

Силы, наделяемые питанием

Все шиваитские знания могут быть вложены в нас Господом Шивой через молоко, принимаемое вовнутрь правильным образом. Господь Сканда через козье молоко и мед вкладывает в нас Знания о межпланетных путешествиях с помощью ментальных средств. Но принимать эти дары нужно в соответствии с правилами шастр: до приема другой пищи, когда тело пусто и есть все условия для полного прохождения упомянутых продуктов через него. Аналогичным образом овощи, семена, орехи и фрукты растут по воле Господа Умаганеши, наделяя физической силой и позволяя прекрасно чувствовать себя в наших монастырях, на протяжении длительного времени выполняя функции по распределению даршана и знаний, без усилия устраняя препятствия и позволяя урегулировать свои мирские дела в соответствии с высшей мерой их дхармы.

Травы укрепляют внутренние тела

Травы являются силами, укрепляющими фибры тела, соединяющие физическое тело со Вторым Миром. Потребляющий травы может проходить сквозь физические изменения жизнь за жизнью безо всяких трудностей, потому что он проносит в своем теле во Второй Мир фибры, развитые съеданием трав. Он переносит их из одного физического тела в другое, очищая, таким образом, физическое тело, пунктуально и строго следя за его запросами.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Люди болели во все времена. Наши предки обладали знаниями, которые в определенных аспектах превосходили современную медицину или были наравне с ней. Но некоторые методы лечения были, мягко говоря, странными.

1. Зубы лечили дымящейся смесью жира козла

Уже в древности люди научились ставить зубные пломбы и изготавливать протезы. В Северной Италии группа археологов нашла при раскопках зуб человека с вылеченным кариесом. Возраст находки - около 14 тыс. лет.

Но некоторые способы вводят в недоумение. Например, Авиценна советовал лечить кариес окуриванием пациента дымящейся смесью из жира козла, белены и лука. А Плиний Старший считал, что при зубной боли нужно в полнолуние поймать жабу, плюнуть ей в рот и сказать «лечебные» слова.

2. Рожали сидя на корточках или стоя

Любопытно, что в древности во время родов женщина принимала не горизонтальную позу, как принято сегодня, а приседала или рожала стоя.

В Древней Индии умели перевернуть плод, если ребенок находился в неправильном положении, а в африканских племенах иногда знахари были способны сделать кесарево примитивными инструментами.

В Египте для этого готовили экстракт из фруктов мандрагоры. В Индии и Китае в качестве анестезии при операции использовали ладан, каннабис и аконитум. Неизвестно, было ли эффективным такое обезболивание.

4. Хронические болезни лечили физкультурой и святой водой

Во времена Гиппократа (460–370 год до н. э.) считалось, что эпилепсия вызвана божественной волей. Древний целитель был убежден, что эта болезнь возникает из-за ветра, холода и солнца. В Средние века считалось, что больные этим недугом одержимы демонами, и лечили несчастных молитвами и святой водой.

Лекари Античности и Средневековья лечили диабет физическими упражнениями и лекарственными травами, но это было малоэффективно, и пациенты умирали.

В Античности были задокументированы кожные заболевания вроде псориаза. Но их считали неизлечимыми. Поэтому в Средние века больным этим недугом вешали колокольчик, чтобы другие знали, что они приближаются.

5. Почти все болезни лечили кровопусканием

На протяжении многих столетий кровопусканием лечили все болезни. Такой метод лечения был популярен в Индии и арабских странах, а первые письменные упоминания относятся к Древней Греции и Египту.

Считалось, что в крови содержится «вредная жидкость», которую нужно выпустить, тогда человек исцелится. В Средние века кровопусканием занимались брадобреи. Популярен этот способ был вплоть до XIX века. А одному из основателей США Джорджу Вашингтону лечили ангину кровопусканием, после чего он умер.

По-настоящему лечить свои болезни человечество научилось не так давно. Во всяком случае, не раньше, чем началось интенсивное развитие науки и технологий. Так принято считать. А между тем профессиональное врачевание существует с незапамятных времен. Своим становлением современная медицина во многом обязана врачебному искусству Шумера и Древней Греции.

Шумерские прописи

Пустыня. Под палящими лучами солнца неторопливо движется караван. Разомлевшие от жары верблюды тяжело ступают по раскаленному песку. На их спинах устало покачиваются погонщики. Две недели пути вконец измучили восседающего на первом верблюде бритоголового человека в длинных одеяниях. На боку у него большая сумка с лекарствами и инструментами. Это врач… Возможно, именно так выглядела скорая помощь древней Месопотамии, «спешащая» к больному.

Впрочем, это было так давно, что уже греческий историк Геродот, живший в V веке до н.э., отзывался о врачебном наследии Междуречья как об очень примитивной форме медицины. Хотя в древнем мире шумерские и ассиро-вавилонские медики пользовались большой известностью. Иногда они даже совершали путешествия за границу, чтобы оказать помощь высокопоставленным особам. Например, к серьезно захворавшему египетскому фараону Аменхотепу III (XV век до н.э.) был направлен ассирийский медик. А в 1300 г. до н.э. один из вавилонских врачей ездил в Малую Азию для лечения царя хеттов.

Медицинские знания в древней Месопотамии передавались устно. И лишь приблизительно в середине бронзового века (III–II тысячелетие до н.э.) их стали записывать на табличках знаменитой клинописью. Таблички делались из глины - единственного в этой части света материала, который всегда был под рукой. Самый древний из дошедших до нас медицинских текстов на таком носителе информации был обнаружен американской археологической экспедицией в 1889 году, при раскопках шумерского города Ниппура (в 160 км от современного Багдада). Найденная здесь табличка, датированная концом III тысячелетия до н.э., является древнейшей в истории человечества «фармакопеей».

В 145 строках уместились прописи 15 рецептов на шумерском языке. Судя по тексту, врачеватели Месопотамии были большими знатоками флоры и фауны. В лечебных целях они использовали разнообразные травы, коренья, семена (их специалисты насчитали около 50 видов), овощи, листья и плоды деревьев. А среди продуктов животного происхождения, упомянутых в рецептах, попадаются и вовсе экзотические, например, кровь мангуста, панцирь черепахи, кожа козла, экскременты овец. Не обходили вниманием древние лекари и минеральные вещества (нефть, природную смолу, поваренную соль). Лаконичный текст таблички говорит о тщательности, с которой врач подходил к лечению болезней.

Месопотамский рецепт № 12

«Просеять и хорошо перемешать растолченный панцирь черепахи, побеги растения нога (из которого добывают соду - Прим. авт.), соль и горчицу. Омыть больное место крепким пивом (его тогда использовали исключительно как лечебное средство - Прим. авт.) и горячей водой. Натереть больное место приготовленным составом, после чего растереть растительным маслом и обложить растертыми в порошок иглами пихты».

К сожалению, табличка не содержит указаний, при каких недугах следует применять данный рецепт (нужно думать, это было известно любому мало-мальски сведущему врачевателю). Впрочем, современным медикам, пожелай они воспользоваться шумерскими рецептами, трудно было бы достать, к примеру, кровь мангуста. С другими компонентами, скажем, экскрементами мелкого рогатого скота, равно как и крупного, дело обстоит попроще.

Крупицы знаний

Понятно, что при отсутствии электронных микроскопов и компьютеров, свойства лечебных снадобий приходилось исследовать эмпирически, то есть путем проб и ошибок, а также используя опыт, накопленный предыдущими поколениями.

Жизненной сущностью людей тогда считали, прежде всего, кровь, которую делили на «кровь дня» (имея в виду артериальную) и «кровь ночи» (венозную). Большое значение также придавали сердцу, печени, почкам, кишечнику, желудку. В то же время явно игнорировались такие органы, как, например, мочевой пузырь и селезенка, а нервы вообще не отличали от сухожилий. Каждому органу приписывалось определенное свойство, причем некоторые наделялись способностью управлять душевными волнениями и умственной деятельностью. К примеру, считалось, что уши и глаза управляют вниманием, сердце руководит разумом, печень - настроением, желудок отвечает за хитрость, нос - за высокомерие.

Некоторые ученые предполагают, что в те времена уже существовали очки, то есть были известны свойства шлифованных линз. Видимо, древние врачи изготавливали их для богатых и знатных пациентов, страдавших близорукостью или дальнозоркостью. Свидетельством тому может служить выпуклая линза, найденная в руинах дворца на месте ассирийского города Калху. Этот предмет, изготовленный из горного хрусталя, оказался отличным увеличительным стеклом.

Суровый закон, но закон

Представления врачевателей о причинах болезней подразделялись на несколько категорий. Чаще всего недуги связывались с нарушением принятых в обществе правил поведения - обрядовых, моральных и прочих предписаний. Вот, например, как могло звучать заключение древнего врача: «Он приблизился к замужней женщине. В течение трех дней он выздоровеет и будет жить». Кроме того, учитывалось влияние различных соприкосновений с окружающей средой: употребление нездоровой пищи, купание в грязной воде. Свою лепту вносили религиозные верования («рука бога», «козни злого духа» и т.п.).

Кстати, ни в одном медицинском тексте древней Месопотамии нет упоминаний об операциях, таких как удаление зубов, прижизненное кесарево сечение, трепанация черепа. Это, конечно, не означает, что операций в те времена не делали. Они упоминались в других документах - сборниках законов, которые дошли до нас высеченными на базальтовом столбе два с половиной метра высотой. Некоторые из положений непосредственно касаются деятельности врачей. Примером древнего кодекса могут служить законы Хаммурапи, шестого вавилонского царя, правившего в XVIII веке до н.э.

Бытовавший в Междуречье талион (принцип соответствия между причиненным ущербом и полагающимся за это наказанием: око за око, зуб за зуб) превращал врачевание в довольно опасное занятие. В случае неблагоприятного исхода лечения, врача могли подвергнуть довольно суровому наказанию. «Если врач сделает человеку глубокий надрез бронзовым ножом и тем самым причинит ему смерть или, снимая бронзовым ножом бельмо, повредит человеку глаз, то ему следует отсечь руки» - гласит один из законов Хаммурапи. Вот так, коротко и ясно.

Суровые законы Междуречья, видимо, не только поднимали на должный уровень ответственность врачей за здоровье и жизнь пациента, но и регулировали их численность. Так или иначе, но врачей там было значительно меньше, чем магов-заклинателей, которые тоже считали себя причастными к медицине. В библиотеке Ашшурбанипала, ассирийского царя VII века до н.э. (а сей правитель создал в столице своего государства Ниневии огромное хранилище клинописных текстов), было обнаружено собрание заклинаний на 40 глиняных табличках под общим названием «Когда заклинатель идет в дом больного». Судя по этим текстам, искусство заклинателя сродни современной психотерапии, но отличается от нее активным использованием различных лекарств.

Иногда в процессе обряда заклинатель лепил из глины, смолы, воска, теста или изготавливал из дерева фигурки злых духов и сжигал их, чтобы изгнать болезнь. Магических текстов у заклинателей было так много, что для удобства поиска их группировали в разделы («Освобождение от чар», «Избавление от злых духов») и даже создавали специальные каталоги. Обычно заклинатель еще до начала лечения делал прогноз, определяя болезнь и ее причины, и если больной был безнадежным, «лекарь» удалялся, не начиная врачевания. В большинстве случаев прогноз был неблагоприятный: «он умрет», «он не выздоровеет» и т.п.

Светская медицина Эллады

В отличие от шумерской, вавилонской и ассирийской, медицина Древней Греции, свободная от магических приемов и заклинаний, изначально носила светский характер. Однако в каждой местности существовали культовые предметы и места (деревья, водные источники, пещеры и, разумеется, храмы), к которым стекались больные греки, чающие исцеления.

Свое начало греческая медицина берет еще в крито-микенской эпохе, но первые достоверные сведения о ней датированы XII веком до н.э. (период Троянской войны). В поэмах Гомера описано 141 повреждение человеческого тела (ранения, ушибы, нагноения, последствия укусов ядовитых змей и др.). Фактически первые греческие лекари, оставившие след в истории, - это хирурги, которые извлекали из тел воинов вражеские стрелы, останавливали кровотечения, зашивали и перевязывали раны, применяя при этом болеутоляющие средства. В Древней Греции, так же как и в Шумере, было запрещено вскрывать умерших, и тем не менее многие медицинские термины из «Илиады» и «Одиссеи» вошли в анатомический словарь и до сих пор используются медиками.

В период наивысшего расцвета, то есть в V веке до н.э., в Древней Греции существовало несколько категорий врачей, в том числе военные хирурги, придворные врачеватели и так называемые периодевты. Последние не привязывали свою врачебную практику к определенному месту, а переезжали из полиса в полис, действуя на свой страх и риск. Иногда они по нескольку лет работали в одном полисе в должности общественного врача, который обычно избирался народным собранием после предварительного экзамена.

Нанятым на службу общественным врачам город предоставлял для работы специальные помещения. Здесь больным оказывалась главным образом хирургическая помощь, те же заболевания, которые не требовали хирургического вмешательства, чаще лечились на дому. Кабинет представлял собой большое светлое помещение, снабженное медными ваннами и разнообразным врачебным инвентарем. Нужно сказать, что уже тогда врачи использовали довольно большой набор медицинских инструментов и приспособлений. Среди них - банки для мазей, скальпели, разнообразные подставки, кисти, ушные ложечки и зонды, ножницы, зубные щетки, губки, бинты, клистиры.

Главное - верить

Один из самых, пожалуй, интересных способов лечения в асклепейонах основывался на так называемой инкубации. Практиковался он в специальных помещениях - абатонах. Так назывались длинные крытые галереи, тянувшиеся вдоль стен храма. Сюда никто не мог попасть без специального разрешения. Больной вводился в состояние «искусственного сна» (видимо, гипноза или транса) с помощью наркотика или гипнотического воздействия. Затем разворачивалось настоящее театральное действо: в «операционной» появлялся сам бог Асклепий - его представлял загримированный врач, который собственноручно и производил операцию. Правда, в просвещенных кругах Древней Греции отношение к ритуалу было весьма скептическое. В храмах «консультировали», а то и оперировали светские доктора, к услугам которых прибегали в особо сложных случаях.

Хотя древнегреческие врачи отдавали предпочтение рациональным методам лечения, греки, по сути, не видели особой разницы между светской медициной и врачеванием в храмах. Они верили в своих богов и их исцеляющую силу. И то, что, например, во время торжеств в честь бога виноделия Дионисия афинские граждане с удовольствием выставляли на осмеяние самого главного бога Зевса, ровным счетом ничего не значило. Смеяться можно было сколько угодно, не верить - нельзя. Неверие считалось нечестивостью, за которую наказывал строгий суд ареопаг. Подобные взгляды, безусловно, влияли на этические воззрения светских медиков. Например, согласно неписаным правилам, врач не должен был начинать прием больного с обсуждения размера своего вознаграждения. Иногда даже подобало лечить даром, ибо добрая память важнее материальных ценностей.

Портрет авторитетного врача

Большое значение греки придавали внешнему виду лекаря и его поведению в обществе. «У врача будет больше авторитет, если он хорошо выглядит и упитан соответственно своей природе, ибо те, кто сами не могут позаботиться о своем теле, считаются не способными проявлять надлежащую заботу о других», - читаем мы в одном из древних медицинских трактатов. Познания, которые считались обязательными для этой профессии, не ограничивались медицинской наукой. Врач был обязан знать свойства окружающей природы, ветров, воды, законы восхода и захода светил, поскольку «астрономия имеет к медицинскому искусству немалое отношение, ведь вместе с временами года изменяются и болезни людей». Человек везде и всегда стремился сохранить здоровье. Медицина – наука, призванная заботиться о здоровье человека, возникла в далекой древности.

Впервые целенаправленные исследования в области медицины стали проводиться в Древнем Египте. Не случайно греки называли египтян изобретателями медицины, в особенности медицины профилактической. По представлениям египтян все лечебное дело находится под покровительством бога Тота, который изображался человеком с головой ибиса или павианом.

Познания древних египтян в области анатомии были достаточно обширными для своего времени и существенно опережали представления соседних народов о строении человеческого тела, например, в Месопотамии, где трупы умерших не вскрывали. Знания о строении человеческого тела египтяне получали из практики бальзамирования, которое требовало вскрытия тела умершего и применения специальных составов, сохраняющих ткани от разложения. В середине II тысячелетия до н.э. египтяне сделали анатомическое описание мозга, сердца, сосудов, почек, кишечника, мышц.

Мумифицированием или бальзамированием тел в Древнем Египте занимались специалисты, которых греки называли тарихевтами. Процедура бальзамирования подробно описана Геродотом в середине V в. до н.э. Во время этой процедуры изучали строение, состояние и функции органов. Точно так же – анатомируя трупы – изучают строение тела студенты современных медицинских вузов.

Конечно, врачи в Древнем Египте многое в функционировании человеческого организма понимали неправильно. Например, они полагали, что сердце соединено не только с венами и артериями, но также с нервами и мышцами и что мыслительные процессы и эмоции рождаются и протекают не в мозге, а именно в сердце. Не до конца понимали тогда и назначение системы кровообращения.

Врачевание в древнем Египте

Искусство врачевания в Древнем Египте было широко развито, а возникло из практического опыта, накопленного веками. Медицину преподавали в школах писцов, где обучали сложному иероглифическому письму. Существовали такие школы при храмах. Самые авторитетные, высшие школы писцов, которые называли Дома жизни, находились в крупных городах – Саисе и Гелиополе. Наряду с медициной в школах обучали математике, архитектуре, ваянию, астрономии. Врач в Египте был одновременно и жрецом, поскольку медицина была частью религиозного культа. Студентов-медиков прикрепляли к какому-либо храму, чтобы они заодно постигали религиозные таинства и обряды. Практику студенты проходили под руководством опытных врачевателей.

Секреты врачевания часто хранились в тайне и передавались по наследству – от отца к сыну, складывались целые медицинские династии, владевшие искусством исцеления. До нас дошло совсем немного письменных свидетельств о деятельности врачей. В основном, это были придворные медики, пользовавшие фараонов и знать. Личные врачи царей занимали высокое положение при дворе. О том, что уже тогда существовали узкие специализации, свидетельствуют звания докторов: «придворный врачеватель желудка», «врачеватель глаз при дворе фараона», «хранитель царских внутренностей».

В эпоху 3-й династии фараонов в начале III в. до н.э. самым известным медицинским светилом в Египте был Имхотеп. Он прославился как архитектор и личный врач фараона Джосера. Конечно, не все египетские архитекторы умели врачевать, но все врачеватели были непременно жрецами храмов, многие владели магией или искусством каллиграфии. Каждый египетский врач принадлежал какому-нибудь клану жрецов.

Известным врачевателем был Мечен, о чем свидетельствует надпись на стене его гробницы. Он имел звание номарха – сановника фараона 4-ой династии Снорфу (XXVIII в. до н.э.). Тогда же жил и знаменитый врачеватель зубов Хаси-Ра.

Врачеватели древнего Египта не только лечили, но и проводили медицинские исследования, результаты которых записывали. До нас дошел обширный архив научных трудов. Истории болезней пациентов, рецепты и предписания, анатомические и врачебные справочники и трактаты древнеегипетские врачи составляли на папирусных свитках.

Самое древнее упоминание о медицинских папирусах периода Древнего царства найдено на стене гробницы Уаш-Птаха – главного архитектора царя 5-ой династии Неферирика-Ра (XXV в. до н.э.). Жрец и историк Манефон сообщает о том, что второй царь 1-ой династии Джер (XXVIII в. до н.э.) был искусным врачевателем и составил трактат на папирусном свитке о строении тела человека. Сам трактат, правда, не сохранился, но на него есть ссылка в знаменитом папирусе Эберса, посвященном искусству врачевания. Всего обнаружено более 10 папирусных свитков, которые в той или иной степени посвящены искусству врачевания. Все они являются списками (копиями) более ранних трактатов.

Папирусы Эберса и Смита

Одним из самых известных и наиболее обширных медицинских трактатов древности является папирус Эберса. Он был обнаружен в 1872 году немецким ученым-египтологом Георгом Эберсом в Фивах, вывезен из Египта и сегодня хранится в Лейпцигском университете. Трактат называется «Книга приготовления лекарств для всех частей тела», в нем более сотни страниц. Известно и время его написания – XVII в. до н. э. Папирус, имеющий возраст 3600 лет, достигает в длину 20,5 метров и содержит в общей сложности 2 289 строк, написанных иероглифами. Этот свиток является копией еще более древнего документа. Переписчик, создавший эту копию, сообщает, что часть свитка содержит еще более древние тексты, относящиеся к 1-ой, 6-й и 12-й династиям фараонов.

Еще один папирус знакомит нас с состоянием медицинской науки Древнего Египта. Ученые считают его самым древним из дошедших до нас трактатом по медицине. Он назван именем ученого-египтолога Эдвина Смита, который приобрел этот папирусный свиток в 1862 году в Луксоре у местного сельского жителя для своей коллекции древностей. Папирус Смита имеет длину 4, 5 метра и ширину около 33 сантиметров, содержит 400 строк иероглифического текста. На основе шрифта и почерка манускрипт датирован 1600 г. до н.э. Позже, исследовав язык и многочисленные ошибки в транскрипции, ученые выяснили, что этот трактат – копия текста, написанного приблизительно тремя столетиями ранее.

В папирусе Смита описаны 48 случаев травм (костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц, предплечья, грудной клетки и позвоночного столба), полученных на войне или строительстве, а также способы их лечения. Интересно, что автор папируса описывает три категории повреждений. Врачебная этика Египта требовала, чтобы врачеватель, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе лечения одной из трех фраз: «Это болезнь, которую я могу вылечить», «Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить и с которой буду бороться», «Это болезнь, с которой ничего нельзя сделать».

Из папируса ясно, что древние медики знали, что кровь течет по жилам потому, что ее перекачивает сердце. Там же мы встречаем первое из дошедших до нас описание головного мозга и мозговых травм. Внешний вид мозга в открытой ране, пишет древний доктор, похож на кипящую медь. Таким образом, древние египтяне положили начало естественнонаучным представлениям о мозге.

В папирусе приведены также советы по применению естественных антисептиков: меда (для открытых ран) и настойки липовой коры, содержащей вещества, химически схожие с аспирином.

Магическая медицина

Если снадобье не помогало, врач давал пациенту дальнейшие предписания, из которых видно, что врачевателям был известен целый спектр лекарственных препаратов из трав и других растений. Например, лук в древнем Египте почитали священным растением, он был посвящен богине Изиде. Пучки лука нередко находили в саркофагах вместе с мумиями. Мак применяли как снотворное средство. Алоэ использовали в составах для бальзамирования.

Как ставили диагнозы в древнем Египте

Медицинские папирусы содержат советы, как ставить диагнозы, и эти советы мало чем отличаются от современных методик диагностирования. Выявление заболеваний основывались на опросе пациента, личном осмотре и проведении анализов.

Древнеегипетские целители также обращали внимание на такие показатели состояния больного, как цвет кожных покровов (бледность, пожелтение, покраснение), лихорадку, температуру, дрожь в руках и т.д. Проводились исследования мочи, кала и слюны. При переломах, увеличенных гландах или опухоли на теле врач пальпировал больное место так же, как это делается сегодня, и записывал результаты проведенного обследования.

Египетские врачеватели практиковали также несложные хирургические операции. При лечении переломов применяли деревянные лубки («шины») и тугое бинтование поврежденной конечности льняной тканью, пропитанной смолой. На стене одной из гробниц изображен хирург, вправляющий пациенту вывихнутое плечо. Хирурги накладывали повязки, предохраняющие рану от загрязнения, ставили на ушибы и переломы холодный компресс.

Трепанации черепа и стоматология

Наиболее часто применяемой хирургической операцией в Древнем мире была трепанация черепа. Было обнаружено немало черепов с квадратными отверстиями. Только в Израиле было найдено 28 таких черепов. С подобными находками ученые столкнулись и при раскопках города Иерихона в археологическом культурном слое, относящемся к самым ранним поселениям в этой местности. Из этого следует, что нейрохирургия существовала уже на заре цивилизации. Были найдены трепанированные черепа с заросшими отверстиями, что свидетельствует об удачном хирургическом вмешательстве и о том, что пациент выжил после операции.

С незапамятных времен люди страдали от зубной боли. Профессия зубного врача была исключительно популярной в Древнем Египте. Исследование мумий показало широкое распространение у египтян тяжелых воспалительных заболеваний надкостницы, десен и зубов. Даже у фараонов, которых лечили лучшие стоматологи своего времени, обнаружены поражения челюстей и выпадение зубов. Тогда еще не знали пломбирования кариозных полостей и протезирования зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в древнеегипетской зубоврачебной практике является накладка двух нижних жевательных зубов, соединенных между собой тонкой проволокой по линии их шеек. Единичные археологические находки: зубы, соединенные между собой проволокой (попытки протезирования), челюсти с просверленными круглыми отверстиями в области корней зубов, чтобы обеспечить отток гноя и снять воспаление надкостницы, свидетельствуют о том, что стоматология в Египте находилась на высоком уровне.

В древней Иудее ценили здоровые зубы, а тот, у кого отсутствовал хотя бы один зуб, считался ущербным. Древние евреи считали драку с повреждением зубов серьезным проступком, так что если господин выбивал зуб своему рабу, то взамен обязан был дать ему свободу.

Здоровье и гигиена

Древние жрецы-врачеватели решали не только вопросы, связанные с болезнями и несчастными случаями. Они также пытались найти средства, приостанавливающие процесс старения, о чем сохранились записи в магических папирусах.

Больницы и санатории

Одно из самых интересных направлений древнеегипетской медицины – санаторное лечение. Санатории организовывали при храмах. Эту традицию позже переняли древние греки. В лечебницах, так же как в современных оздоровительных и курортных учреждениях, больные могли отдыхать от нескольких дней до нескольких недель, получая необходимое лечение и вознося молитвы богам о своем исцелении. Лечение оплачивалось приношением храму изображений исцеленных органов, сделанных из мрамора, серебра, золота. При раскопках в Эпидавре (Эпидавр (Epidauros) – древний город в Греции на северо-востоке Пелопоннеса (сохранился в руинах).) было найдено много таких приношений в виде мраморных ног, рук, серебряных сердец, золотых глаз и ушей.

В египетских храмах находились грандиозные архивы и библиотеки, где хранились тысячи папирусов, в том числе и медицинского содержания. Знаменитые древнегреческие врачи в более поздний период использовали методы древнеегипетских врачевателей,

о которых прочитали в медицинских трактатах, сохраненных в этих библиотеках.

Сегодня найдены остатки древних египетских лечебниц. Фрагменты подобных здравниц сохранились и в Греции. Здесь они назывались асклепионами (в честь бога врачевания Асклепия). Один из двух главных в античности святилищ бога Асклепия (второй находится в Эпидавре) сохранился на острове Кос, где родился отец греческой медицины Гиппократ (около 460 до н. э. - около 377 до н. э.). Археологи нашли маленькие, точно кельи, комнаты для отдыхающих, ванны для омовения, комнаты для врачебного осмотра. Здесь принимали тысячи больных со всего Средиземноморья, которых лечили в соответствии с методами, разработанными Гиппократом.

На большей части святилища Асклепия в Эпидавре до сих пор идут археологические раскопки. К сожалению, сейчас от этой некогда знаменитой лечебницы остались только руины. При раскопках на месте древнего города Пергам (Пергам (греч. PErgamos) – древний город в Малой Азии (современный Бергама). Основан в XII в. до н. э. выходцами из материковой Греции. В 283-133 гг. до н. э. столица Пергамского царства.) также найдено несколько древних санаториев.

Медицина в Древней Греции

В настоящее время наука не располагает письменными сведениями о медицине в Древней Греции. Единственные упоминания находим в первых греческих литературных памятниках XII – VI вв. до н. э. – поэмах Гомера “Илиада” и “Одиссея”.

О медицине классического периода истории Греции дает представление “Гиппократов сборник” – выдающийся памятник медицинской литературы, составленный около III в. до н. э. из сочинений древнегреческих врачей. Он назван именем великого врача античного мира Гиппократа. Некоторые данные о медицине архаического и классического периодов истории Греции содержатся также у Геродота в его “Истории в девяти книгах”.

О медицине эпохи эллинизма повествуют медицинские трактаты ученых из Александрии в изложении Галена и Авла Корнелия Цельса. Подлинники трактатов, увы, не сохранились,

Древние греки с почтением относились к древнеегипетской медицине. В поэме «Одиссей» Гомер заметил: «Медицинские знания древнего Египта оставили далеко позади весь остальной мир».

После того, как Александр Македонский завоевал Египет, и его полководцы стали править этой страной, греки приобщились к знаниям египтян в области медицины и многое позаимствовали у древнеегипетских врачевателей. В библиотеке при храме бога Птаха в Мемфисе древние греки прилежно изучали предписания больным, рецепты, методы диагностирования, а также использование снотворных и болеутоляющих средств египетскими врачевателями.

Достигшая высокого расцвета, медицина Древней Греции нашла отражение в культах обожествленного врача Асклепия и его дочерей – Гигиеи, охранительницы здоровья (отсюда произошло слово гигиена) и Панакии, покровительницы лечебного дела (отсюда к нам пришел термин панацея).

Врачебное искусство этого периода достигло своей вершины в деятельности древнегреческого врача Гиппократа, которого справедливо называют отцом медицины. Наследие Гиппократа и других врачей Древней Греции обобщено в “Гиппократовом сборнике”, который является энциклопедией древнегреческой медицины. Он составлен в III в. до н.э. для Александрийской библиотеки, основанной династией Птолемеев (преемниками Александра Македонского), правившей Египтом в эпоху эллинизма.

В Древней Греции было несколько медицинских школ, и в каждой преобладала собственная философия и методы диагностики и лечения.

Врачебная этика

Во все времена существовали писанные или неписанные законы, касающиеся взаимоотношений врача и пациента. Несмотря на высокое положение в обществе и уважение, которым пользовались люди этой профессии в древнем мире, врач должен был действовать крайне осторожно. Деятельность врачевателей подчинялась строгим правилам, в том числе моральным. Нарушение этих правил каралось вплоть до смертной казни.

Вот некоторые выдержки из свода законов Хамураппи, вавилонского царя, правившего в 1792 - 1750 гг. до н.э..

218. Если врач производит кому-либо сложную операцию медным ножом и умерщвляет его, снимает кому-либо бельмо и лишает его глаза, должно отсечь ему руки.

219. Если врач производит рабу сложную операцию медным ножом и умерщвляет его, то он должен за умершего раба доставить хозяину другого.

220. Если врач снимает медным ножом бельмо рабу и лишает его глаза, то должен деньгами уплатить половину стоимости раба».

Древнегреческие врачи руководствовались правилами «Священной книги», и если врач не отступал от них, то любой исход лечения считался приемлемым. Сходная позиция существовала и в римском праве. Например, врачу запрещалось продавать яд с целью отравления, делать операции аборта и кастрации.

При христианстве появилась норма об ответственности за неоказание помощи больному. В Палестине это преступление каралось смертной казнью с конфискацией имущества в пользу государства.

Законы здоровья в древнем Израиле

Автор первых пяти книг Библии пророк Моисей родился в Египте в то время, когда Израиль находился там в рабстве. Книга Исход повествует о том, что принцесса, дочь египетского фараона, нашла младенца Моисея в корзине из тростника и, поскольку была бездетной, усыновила его и сделала наследником египетского престола. Моисей получил при дворе фараона блестящее образование. То было время расцвета египетской культуры, и юноша, должно быть, хорошо был знаком с принципами врачевания, обладал познаниями в области медицины. «И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах» (Деян. 7:22).

Отметим, однако, тот факт, что в написанных Моисеем Библейских книгах мы нигде не находим описания магических методов врачевания, о которых упоминалось выше. Принципы здоровья и методы врачевания, изложенные в Библии, опережают уровень знаний самой цивилизованной тогда страны – Египта и соответствуют представлениям современной медицинской науки. Из чего можно сделать вывод, что эти знания даны были Моисею Божественным откровением.

В книге Исход излагаются не только законы здоровья, переданные Богом через Моисея, но и последствия нарушения этих законов: «И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой» (Исх. 15:26).

Принципы здоровья, данные Богом пророку Моисею, детально описаны, в них прослеживается взаимосвязь между послушанием воле Бога и здоровьем человека, между представлением о святости и личной гигиеной, которой всегда придавалось большое значение в Израиле. Перед тем, как явиться народу израильскому у горы Синай, Господь через Моисея дает следующее повеление: «И сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай» (Исх. 19:10, 11). Соблюдение установленных Богом правил личной гигиены являлись не только долгом каждого израильтянина по отношению к соплеменникам и Богу, но и защищало от многих заболеваний и эпидемий.

В наше время мало кто сомневается в том, как важно для организма правильное питание. Сегодня каждый знает, что употребление жирной пищи приводит к ожирению и избытку холестерина в крови. Но ведь об этом Бог сообщил народу израильскому в пустыне: «Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука и никакой крови не ешьте» (Лев. 3:17).

Предупреждение инфекционных заболеваний

Сегодня норма – изолирование инфекционных больных, использование респираторов для предотвращения вирусных и бактериальных заражений, передаваемых воздушно-капельным путем. Но этот принцип также был известен народу израильскому. В Божьем постановлении о содержании инфицированных больных говорится: «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт, и кричать: "нечист! нечист!" (Лев. 13:45). В народе израильском хорошо осознавали опасность заражения инфекционными заболеваниями. Больных проказой изолировали из общества, чтобы болезнь не распространялась дальше. «Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его» (Лев. 13:46). Слово «прокаженный» в том значении, как оно используется в Писании, могло включать в себя и другие инфекционные кожные заболевания. В Израиле инфекционных больных изолировали, а их одежду сжигали, так как при высокой температуре микробы и бактерии погибают. Это еще раз говорит о том, что израильтяне прекрасно понимали необходимость проведения дезинфекции. «Он должен сжечь одежду, или основу, или уток шерстяной или льняной, или какую бы то ни было кожаную вещь, на которой будет язва, ибо это проказа едкая: должно сжечь на огне» (Лев. 13:52).

Однако критика и отвержение Библии в эпоху Просвещения лишила народы этого драгоценного знания. Средние века в Европе отмечены ужасными эпидемиями, которые вспыхивали в результате пренебрежения правилами гигиены и санитарии. Вплоть до XIX века европейские медики не осознавали опасности заражения от прикосновения к трупу человека. Врач мог, обучая студентов, провести вскрытие трупа, а потом, не помыв даже руки, сразу направиться в палату для обследования больного. В результате большое количество пациентов больницы умирали по невыясненным причинам. Как потом оказалось, больные умирали от различных заражений. А ведь еще в далекие времена Моисею было дано следующее повеление: «И сказал Господь Моисею, говоря: повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех, имеющих истечение, и всех, осквернившихся от мертвого» (Числ. 5:1,2).

Взаимосвязь между послушанием законам Бога и здоровьем указана в книге Второзаконие: «И храни постановления Его и заповеди Его, которые я заповедую тебе ныне, чтобы хорошо было тебе и сынам твоим после тебя, и чтобы ты много времени пробыл на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе навсегда» (Втор. 4:40). Жизнь подтверждает справедливость этих требований. Поэтому и нам сегодня также полезно познакомиться с Библейскими принципами относительно здорового образа жизни.

Алкоголь и здоровье

Одной из наиболее распространенных традиций, которая осуждается в Библии, является употребление алкогольных напитков. Некоторые люди полагают, что Иисус Христос одобрительно относился к употреблению алкоголя. Они ссылаются на эпизоды, когда Иисус превратил воду в вино на свадебном пире и когда во время пасхальной вечери подал ученикам чашу с вином «от плода виноградного» (Мк. 14:25). Сторонники умеренного употребления алкогольных напитков также приводят в пример совет, который дал Апостол Павел молодому служителю Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5:23).

Чтобы понять, насколько обоснованны эти ссылки, выясним, в каком смысле употребляется слово «вино» в Библии. В Новом Завете, который написан на древнегреческом языке, для таких разных понятий, как броженое вино и чистый виноградный сок, не используются отдельные слова. Употребляется одно и то же слово – «ойнос». В Ветхом Завете слово вино в основном передается древнееврейским словом «яйн». Для определения значения «яйн» и «ойнос» необходимо в каждом конкретном случае обращаться к литературному и историческому контексту.

В одном из своих посланий Апостол Павел говорит: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5:18). В этом случае он, конечно же, подразумевает алкогольное вино. Теперь обратимся к пророку Исаии: «Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок (в оригинальном тексте используется слово «яйн», или же «новое вино»), тогда говорят: "не повреди ее, ибо в ней благословение" (Ис. 65:8). В этом случае вполне очевидно, что идет речь о свежем виноградном соке, который полезен для здоровья. В Еврейской Энциклопедии свежевыжатый сок до брожения называется «яйн-мигат», то есть новое вино из чана, или из-под пресса. Таким образом, свежевыжатый сок назывался “новое вино”. Это и было то вино, которое использовал на вечере Иисус и рекомендовал Тимофею в лечебных целях Апостол Павел.

В Библии мы находим однозначное отношение к алкогольному вину. Библейские пророки и другие учителя Израиля отлично понимали опасность, таящуюся в опьяняющем вине, поэтому они нещадно обличали употребляющих алкогольное вино. «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Прит. 23:29-32).

Некоторые люди утверждают, что употребление алкогольных напитков в умеренных количествах не приносит вреда и даже полезно. Однако никто не может быть уверенным в том, что убережется от тяжелой алкогольной зависимости, в которую попали многие из тех, кто начинал с той самой «малой дозы». Многие выпивают «за компанию» или по случаю праздника. К сожалению, множество людей, идущих таким путем, становятся безнадежными алкоголиками. Библия указывает нам, что в отношении к алкоголю необходимо придерживаться полного воздержания.

Пагубные привычки

Другой не менее пагубной привычкой является курение. Пристрастие к табаку несет серьезные проблемы здоровью. Курение влечет за собой множество болезней, которые приняли размеры эпидемии. Оно стало одной из главных проблем здравоохранения во многих странах мира. Медицинские организации во всем мире бьют тревогу, предупреждая общество о надвигающейся опасности. Курение – вредная привычка, губительная для здоровья и опасная для жизни. Ответственное отношение к своему здоровью – религиозная обязанность человека, наш долг перед самим Творцом. Апостол Павел писал: «Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3:16, 17).

Этот принцип относится и к другим вредным привычкам, приводящим человека к пагубным пристрастиям. Наиболее популярная привычка, вызывающая зависимость, – это употребление напитков, содержащих кофеин: кофе, чая, колы. Аромат и стимулирующее действие кофе и чая проповедуют во всем мире. Многие пьют напитки, содержащие кофеин, полагая, что заряжаются бодростью и повышают свою работоспособность. Однако кофеин, находящийся в этих напитках, оказывает искусственное стимулирующее действие на организм, особенно на нервную систему. По сути, кофеин – это разновидность наркотических средств, он оказывает вредное влияние на физическое и психическое здоровье человека. Да, вначале под воздействием кофеина у нас повышается настроение, проходит усталость, но этот эффект кратковременный. Кофеин не решает проблему утомляемости. Он играет роль кнута для организма, который на самом деле нуждается в отдыхе. Когда вы пьете кофе или чай, вы действительно стимулируете работоспособность организма, но поскольку вы уже исчерпали свой энергетический ресурс, в конце концов, вам дорого придется расплачиваться за «кофейную бодрость». Подобный «допинг» грозит истощением нервной системы и отдельных органов. Наркотики не являются лекарством от усталости. Гораздо лучше вам помогут здоровый образ жизни, правильное питание и полноценный отдых.

Правильное питание и здоровье

Фото 18.

В Библии содержится необходимая информация о том, как человеку надо питаться. Питание, которое Господь определил человеку еще в Едемском саду, было исключительно вегетарианским. «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – вам сие будет в пищу» (Быт. 1:29). Создатель вовсе не хотел, чтобы человек убивал животных, чтобы удовлетворить свой аппетит. Только после всемирного потопа, который Творец навел на землю, Он позволил употреблять мясную пищу, что было вынужденной мерой. «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё» (Быт. 9:3).

Но даже разрешая есть мясо животных, Господь учит нас различать «чистых» и «нечистых» животных. После исхода Израиля из Египта Господь дает четкие предписания, мясо каких животных можно употреблять в пищу. «Всякий скот, у которого раздвоены копыта, и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте» (Лев. 11:3). Среди животных, мясо которых категорически запрещалось употреблять в пищу, была свинья, «потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас» (Лев. 11:7, 8).

Запрещения распространялись и на некоторые рыбные продукты. «Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя (в воде, в морях ли, или реках), тех ешьте; а все те, у которых нет перьев и чешуи (в морях ли, или реках, из всех, плавающих в водах, и из всего, живущего в водах), скверны для вас» (Лев. 11:9, 10). К этой категории водных обитателей относились угри, крабы, креветки и устрицы. Все перечисленные виды, которые запрещены Богом к употреблению в пищу, являются вредными для здоровья человека.

Реформа здоровья

Хорошее здоровье – это не только результат нашего отказа от того или иного вида мяса или рыбы. Кроме этого, мы должны находить время для физических упражнений и полноценного отдыха – ежедневного, еженедельного и ежегодного. Необходимо больше времени проводить на свежем воздухе, правильно питаться. Очень важно употреблять достаточное количество воды и избегать стрессов. Но самое главное, нужно научиться доверять Богу в Его водительстве. Господь – наш Отец, и во всех жизненных обстоятельствах мы можем доверить Ему все наши проблемы, потому что Он в силах разрешить их. «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Петра 5:7). Господь любит нас и желает, чтобы мы были здоровыми и счастливыми. Апостол Иоанн однажды писал: «Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя» (3 Ин. 2). Ему вторит Апостол Павел: «Итак, едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Кор. 10:31).

Врачи говорят, что лучшая профилактика - соблюдение личной гигиены. В Средневековье с этим было крайне трудно. О самых опасных и ужасных вирусах антисанитарной эпохи - в этом топе.

В Средневековье даже авитаминоз мог стать смертельной болезнью. Например, цинга - недуг, который вызван острым дефицитом витамина C. Во время этой болезни повышается ломкость сосудов, на теле появляется геморрагическая сыпь, повышена кровоточивость десен, выпадают зубы.

Цинга была обнаружена во времена крестовых походов в начале XIII века. Со временем ее стали называть «морской скорбут», потому что в основном ей болели моряки. Например, в 1495 году корабль Васко да Гамы потерял 100 из 160 членов экспедиции на пути в Индию. По статистике, с 1600-го по 1800-й от цинги умерло около миллиона мореплавателей. Это превышает человеческие потери во время морских баталий.

По статистике, с 1600 по 1800 год от цинги умерло 1 млн мореплавателей


Лечение от цинги было найдено В 1747 году: главный врач Морского госпиталя Госпорта Джеймс Линд доказал, что зелень и цитрусовые могут предотвратить развитие болезни.

Впервые рассказ о чуме встречается в эпосе о Гильгамеше. Упоминания о вспышках болезни можно найти во многих древних источниках. Стандартная схема распространение чумы - «крыса - блоха - человек». Во время первой эпидемии в 551-580 годах («Юстинианова чума») схема менялась на «человек – блоха – человек». Такая схема называется «чумное побоище» из-за молниеносного распространения вируса. Во время «Юстиниановой чумы» погибли более 10 миллионов человек.

В общей сложности от чумы скончались до 34 миллионов человек в Европе. Самая страшная эпидемия случилась в XIV веке, когда вирус «чёрной смерти» был занесён из Восточного Китая. Бубонная чума не лечилась вплоть до конца XIX века, однако зафиксированы случаи, когда больные выздоравливали.

Стандартная схема распространения чумы«крыса-блоха-человек»

В настоящее время смертность не превышает 5-10%, и процент выздоровлений достаточно высок, конечно, только при условии, если болезнь диагностирована на ранней стадии.

Самые первые упоминания о номе встречаются в трудах древних врачей – Гиппократа и Галена. Позже она стала постепенно захватывать всю Европу. Антисанитария – лучшая среда для размножения бактерии, которая вызывает ному, а насколько известно, в Средневековье особенно не следили за гигиеной.

В Европе нома активно распространялась вплоть до XIX века


Бактерия, попадая в организм, начинает размножаться - и во рту появляются язвы. На последних стадиях заболевания обнажаются зубы и нижняя челюсть. Впервые подробное описание болезни появилось в работах голландских врачей начала XVII века. В Европе нома активно распространялась вплоть до XIX века. Вторая волна номы пришла во время Второй мировой войны – язвы появлялись у заключенных в концлагерях.

В наши дни болезнь распространена, в основном, в бедных районах Азии и Африки, без надлежащего ухода она убивает 90% детей.

Лепра, или по-другому проказа, начинает свою историю с древних времен – первые упоминания о болезни содержатся в Библии, в папирусе Эберса и в некоторых трудах врачей Древней Индии. Однако «рассвет» лепры пришёлся на эпоху Средневековья, когда возникли даже лепрозории – места карантина для зараженных.

Первые упоминания о лепре содержатся в Библии


Когда человек заболевал лепрой его показательно хоронили. Больного осуждали на смерть, клали в гроб, служили по нему службу, затем отправляли на кладбище – там его ждала могила. После погребения его навсегда отправляли в лепрозорий. Для своих близких он считался мертвым.

Лишь в 1873 году в Норвегии был открыт возбудитель лепры. В настоящее время проказу возможно диагностировать на ранних стадиях и полностью вылечить, но при позднем диагнозе больной становится инвалидом с стойкими физическими изменениями.

Вирус оспы – один из самых древних на планете, он появился несколько тысяч лет назад. Однако свое название получил лишь в 570 году, когда епископ Марием из Аванша употребил его под латинским именем “variola”.

Для средневековой Европы оспа была самым страшным словом, за нее жестоко наказывали как зараженных, так и беспомощных врачей. Например, бургундская королева Аустригильда, умирая, попросила своего мужа казнить ее врачей за то, что они не смогли спасти от этого страшного заболевания. Ее просьба была исполнена – врачей зарубили мечами.

У немцев сложилась поговорка: «Немногие избегнут оспы и любви»


В какой-то момент в Европе вирус распространился настолько широко, что невозможно было встретить человека, не болевшего оспой. У немцев даже сложилась поговорка: «Von Pocken und Liebe bleiben nur Wenige frei» (Немногие избегнут оспы и любви).

В наши дни последний случай заражения зафиксирован 26 октября 1977 года в сомалийском городе Марка.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх