Культурно исторические предпосылки возникновения античной философии. Возникновение философии, её культурно-исторические предпосылки

Возникновение философии - это закономерный результат становления и развития человека. Поскольку объектом философского осмысления действительности является отношение "человек - мир", то вся история развития философской мысли - это процесс осознания человеком сущности мира своего бытия и своей собственной сущности. Любое значимое, уж слишком общественное, явление имеет для своего возникновения определенную совокупность предпосылок, которые вызвали его к жизни. Итак, к предпосылкам возникновения философии можно отнести следующие:

1. Социально-экономические, т. е. такие, которые характеризуются соответствующим уровнем развития производительных сил и социальных отношений древнего общества. В результате таких процессов происходит окончательное разделение труда на физическую и умственную, к которой относится и труд (ремесло) философа. Параллельно с этим осуществлялись: а) централизация городов; б)развитие торговли, в том числе с соседними странами, что способствовало заимствованию знаний и опыта. Все это обеспечивало для определенной части граждан возможность постановки вопросов и поиска ответов о сущности мира и человека.

2. Духовно-культурные: а)произведенная определенным народом, а также заимствована у других народов совокупность знаний, соответствующий уровень общей культуры, в том числе культуры диалога, обмена мыслями; б)завершение формирования письменности и на основе этого в)наличие развитой литературы (поэзия, драма, трагедия), насыщенной рассказами и сюжетами, действующими лицами которых являются боги, природные стихии, герои и тому подобное; г)нарушены и решении художественно-образными и символическими средствами мировоззренческие (смысложизненные) проблемы.

3. Обусловлено предыдущими факторами выделения количественно незначительного слоя людей, одна часть которых требует ответов на вопрос о том, "что есть мир?" и "как правильно жить?", а другая - делает поиски ответов на них своим ремеслом, профессией, получает название "любовь к мудрости", или "философия"". Эти люди в основном не относились к политической или военной аристократии, а были от рождения (или становились) "аристократами духа", то есть бескорыстными искателями истины, охотниками за истиной, мыслителями.

4. Источниками философии были также имеющиеся мифологические сказания и первобытные религиозные верования, в недрах которых уже поднимались и решались в соответствующий образ указанные вопросы о сущности мира и человека и смысла жизни. Мифологически-религиозные сказания, сюжеты и образы, а также события, участником которых рассказчик в большей или меньшей степени себя чувствовал, должны были предварительно стать предметом размышлений и логического анализа, и именно так предстать перед мудрецом в форме мысли. Следовательно, задачей

первых философов был перевод смысложизненных проблем и руководств по их чувственно-образного, жизненно-практического и мифологически-религиозного уровня на уровень рационально-теоретический, то есть рассудочный, понятийный.

Структура философского знания.

Исследование различных групп философских проблем непосредственно и составляют структуру философского знания.

1.Учение о бытии или онтология. Она включает в себя вопросы систематизируют первоначала бытия, учение о едином, о сущем бытия, о его першопринципи. Античная философия начиналась с онтологии, древние искали основу мироздания: Фалес - в воде, Анаксімен - в воздухе, Гераклит - в огне, Анаксимен - в воздухе, Анексимандр - в "апейроні"...и тому подобное

2. Учение о познании - гносеология (Эпистемология) или теория познания (от "гнозис" - знания). Философская теория, которая рассматривает границы и возможности человеческого познания, а также пути и формы познавательной деятельности. Гносеологии интересуют вопросы истинности наших знаний, критерии истинности, различные точки зрения по этим вопросам - главная проблема гносеологии.

3.Социальная философия - раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что такое общество и человек, и какое место занимает в нем человек.

4.Философская антропология - Направление, задачей которого является системное изучение и обоснование сущности человеческого бытия и человеческой индивидуальности.

5. Этика - философия морали и нравственности. Мораль - совокупность норм, правил, предписаний и соответствии с высшими нравственными ценностями(добро, справедливость). А с другой стороны, мораль - это практика существующих отношений между людьми(заботливость и пренебрежение, и др)

6.Эстетика - учение о прекрасном, о критерии, пути создания и восприятия прекрасного

7.Аксиология - учение о ценности, ценностное ориентированную деятельность

8.Философия религии - учение о религиозное отношение к миру, соответствующие принципы поведения.

9.История философии изучает пути, перспективы, цели развития философии. Это же своеобразное осмысление философии

10.Праксиология - учение о превращении, как существенный момент общечеловеческих отношений

Возникновение философии, ее культурно-исторические предпосылки (философия и мировоззрение)

Термин «философия» означает «любовь к мудрости» (филиo(phileo) – любовь, софиа (sophia) – мудрость). В научный обиход ввел др. греч. мыслитель Пифагор (580-500 до н.э.) как учение о поиске истины.

Платон (428-347) впервые использовал это слово для обозначения специальной науки о мире и о месте человека в нем.

Философия как явление культуры появилась около 2,5 тысяч лет назад параллельно в Индии, Китае, в Древней Греции.

Культурно-исторические предпосылки возникновения философии:

Философия возникла на сравнительно высоком этапе развития человечества – на уровне цивилизации , когда человек производит продукты духовной культуры, потребляемые всем обществом (в отличие от варварства – собирание растений, варварства – охота).

Предпосылки: (возможности появления и потребности в появлении)

  • 1. Возможности человека :
    • - выделение умственного труда;
    • - появление товарно-денежных отношений (возможность заказать и купить знания) ;
    • - возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни;
    • - постепенное накопление элементов научного знания, используемого на практике и способствующего развитию мировоззрения людей;

И, как результат всего этого, появление возможностей осмысления человеком существующего мира и своего места в нем;

  • 2. Потребности человека:
    • - интерес человека не только видеть (созерцать) мир, но и понимать (иметь суждение, мировоззрение) как он устроен, желание использовать на практике полученные знания.

Философия и мировоззрение

Философия возникла как особый тип мировоззрения.

Мировоззрение – система взглядов (воззрений) на мир и место человека в нем.

Типы мировоззрения : отличаются по уровню (низший и высший ) и по способу отражения человеком действительности.

Низший уровень:

    Обыденное – повседневный взгляд на окружающий мир под влиянием практики, обыденной жизни.Передается на основе опыта из поколения в поколение.

Высшие уровни:

    Мифологическое – система взглядов на основе веры человека в наличие мифических существ (Боги, духи, герои, животные), наделенных человеческими чертами (это – антропоморфизм ). (См. - мифы, сказания, легенды народов – Зевс, Геракл, Баба Яга, Медуза Горгона).

Природа очеловечивается, она и человек нераздельны.

Возникло на ранних стадиях развития общества как способ объяснения непознанных явлений действительности.

    Религиозное – система взглядов на основе веры в существование сверхъестественных сил (Бога) и их решающую роль в мироздании и в жизни людей.

Разделение мира на земной (естественный) и небесный (сверхъестественный).

Основной принцип:«Верую, чтобы понять!».

Вере придается огромное значение.

Но есть вера не только в сверхъестественное (н-р, мать верит в гениальные способности своего ребенка!).

    Философское – система взглядов на мир на основе знаний, доказательности, опоры на разум и рациональное объяснение мира (а не на веру),(стремление теоретически обосновать свои положения и принципы). Положения философии не просто утверждаются (как, например, в религии), а выводятся, доказываются в систематизированной, логически упорядоченной форме.

Основной принцип: «Изучаю, чтобы понять».

Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение.

Декарт говорил, что только философия отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более образован, чем лучше в нём философствует. В этом суждении отражена социально-культурная ценность философии. Производство материальных благ меняет человека и ставит его в принципиально новое отношение к природе. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием, что влечёт за собой замену миросозерцания мировоззрением. Философия – это высший уровень и вид мировоззрения. Древние греки полагали, что занятие философии источник образованности и цивилизации. Мировоззрение нуждается в понимании природы, её осмысления с помощью понятий. Мировоззрение – это система знаний и представлений об окружающем мире, о месте человека в нём, о смысле и цели своего существования. На этом уровне формируются философские знания: переводится философия как любовь к мудрости.

Философия – это учение или духовная деятельность человека, направленная на поиск общих принципов бытия и мышления. По мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире. Философия единственная наука, которая существует, ради самой себя и представляет «знания и понимания ради самого знания и понимания». Её специфика заключается в том, что её законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. Философия выступает как мышление о мышлении.

Объект – то, на что направлено наше внимание. Предмет исследования – это аспект, сторона объекта или определённый тип его качеств. Объектом для философии является весь мир. Предметом философии – общие законы бытия для всех сфер.

Функции философии:

1. Мировоззренческая – обобщая знания о мире и человеке, философия способствует поиску смысла жизни.

2. Познавательная (гносеологическая – учение о процессе познания) – обобщает на личные знания о мире и формирует познавательные проблемы определённой эпохи. Философия – это эпоха, схваченная в мысль (Гегель). Мир и ещё каждый из нас, не просто знание, но ещё и мнение, позволяет делать прогнозы.

3. Прогностическая – развитие представлений о будущем и вселенной.

4. Культурологическая – выявляет и формирует общехудожественные ценности и моральные принципы. Выявляет и формирует (эксплицирует) общие понятия (универсалии). Аксиология – учение о природе ценностей. Ценность – это наше отношение к объекту, к тому, что видим или делаем. Человек – есть мера всех вещей.

5. Методологическая – философия как методология является общей теорией в решении частных задач.

Мировоззрение – это система знаний и представлений об окружающем мирре, о месте человека в нём, о смысле и цели его существования. Мировосприятие – система знаний и представлений об окружающем мире. Мироощущение – место человека в окружающем мире, о смысле и целее своего существования. Существует два уровня мировоззрения:

1. Обыденный (жизненно-практический). Начинает формироваться с момента рождения, формируется стихийно на базе адекватного поведения. Проявляется у всех людей по-разному. Существует мнение каждого отдельного человека. На этот уровень влияет образованность, воспитанность, социальное окружение, традиции, возраст.

2. Теоретический – противоречия в сознании и предрассудки преодолеваются теоретически. На этом уровне формируется философское знание. Переводится философия как любовь к мудрости.

Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.

Возникновение философии, ее культурно - исторические предпосылки.

Философия, как более высокий уровень мировоззрения, а именно выраженный в системе понятий взгляд на мир (миропонимание) возникла в древних обществах (Индия, Китай, Греция) на рубеже 7-6 вв до н.э. Основной ее культурно-исторической предпосылкой явилось Общественное Разделение Труда, и непосредственное отделение умственного труда от физического. Появился слой людей, которые могли заниматься специально проблемами духовной культуры: религии, искусства, науки, философии. Другой важнейшей препосылкой появления и развития философии был достаточно высокий уровень развития рационального (логического) мышления. Основной формой первобытного мышления был миф, в котором примитивные знания людей о мире сочетались с их вымыслом и верой. С разложением первобытно-общинного и появлением рабовладельческого строя, что сопровождалось отделением умственного труда от физического, все более развивалось рациональное мышление. Это достигло своих вершин в математике Пифагора, философии Фалеса, Гераклита, Протагора и др. Они размышляли о проблемах мира, космоса, человека, а также о морали, искусстве и религии. Их размышления, сначала чисто умозрительные, все более опирались на элементы научных знаний и положили начало различным философским концепциям (теориям), направлениям и школам. Нечто подобное происходило и в других странах, в том числе на Древнем Востоке. В дальнейшем философия развивалась под влиянием научных знаний, искусства, политических отношений, всей человеческой культуры.

Философия, как более высокий уровень мировоззрения, а именно выраженный в

системе понятий взгляд на мир (миропонимание) возникла в древних обществах

(Индия, Китай, Греция) на рубеже 7-6 вв до н.э. Основной ее культурно-

исторической предпосылкой явилось Общественное Разделение Труда, и

непосредственное отделение умственного труда от физического. Появился слой

людей, которые могли заниматься специально проблемами духовной культуры:

религии, искусства, науки, философии. Другой важнейшей предпосылкой появления

и развития философии был достаточно высокий уровень развития рационального

(логического) мышления. Основной формой первобытного мышления был миф, в

котором примитивные знания людей о мире сочетались с их вымыслом и верой. С

разложением первобытно-общинного и появлением рабовладельческого строя, что

сопровождалось отделением умственного труда от физического, все более

развивалось рациональное мышление. Это достигло своих вершин в математике

Пифагора, философии Фалеса, Гераклита, Протагора и др. Они размышляли о

проблемах мира, космоса, человека, а также о морали, искусстве и религии. Их

размышления, сначала чисто умозрительные, все более опирались на элементы

научных знаний и положили начало различным философским концепциям (теориям),

направлениям и школам. Нечто подобное происходило и в других странах, в том

числе на Древнем Востоке. В дальнейшем философия развивалась под влиянием

научных знаний, искусства, политических отношений, всей человеческой

культуры.

Предмет и структура философского знания (онтология, гносеология, логика

И др.)

Выступая как общий взгляд на мир, философия ставит и решает прежде всего

проблемы мировоззренческого характера. Вот лишь некоторые, наиболее

фундаментальные: 1. Существует ли окружающий нас мир вечно, или он кем-то

создан. 2. Существует ли бог как всевышний и как творец мира. 3. Имеются ли в

самом мире причинные и закономерные связи, или все идет от Бога. 4. Можем ли

мы познать мир. 5. Есть ли границы научного познания мира и каковы они, то

есть где они кончаются. 6. Существуют ли иные, кроме научного способы и формы

познания. Например, насколько верно говорить о художественном или религиозном

познании мира и человека. 7. Что представляет собой человеческое мышление и

как оно соотносится с действительностью и Богом.

Перечисленные вопросы прямо касаются философии. Философия выступает как

система взглядов на мир, его познание и человеческое мышление.

Виды философии: 1. Научная – формулирует свои выводы на основе научного

знания. 2. Художественная философия, когда видение мира выражается

средствами искусства. 3. Религиозная – дает философское толкование

религиозных проблем.

VI в. до н.э. в трех центрах древних цивилизаций: Др. Китай, Др. Индия, Др.

Греция практически одновременно возникает философия.

Структура философского знания. Общими для всех философских систем являются:

проблема бытия – как существует мир; из чего все состоит; Онтология

учение о бытии – центральный раздел философской системы. Система взглядов на

мышление, его формы и законы называется логикой .

проблема познания (окружающего мира и человека) – познаваем ли мир, который нас

окружает; как складывается процесс познания; из чего он состоит; что есть

истина; Гносеология – философское учение о познании (эпистемология).

проблема человека – философская антропология – свободен ли человек в своей

деятельности; смысл жизни человека; подчиняется ли жизнь человека каким-либо

проблема общества – социальная философия;

Разделы философии. Этика – наука о морали. Эстетика – наука об искусстве.

Логика – наука о законах и формах правильного человеческого мышления.

Аксиология – теория ценностей. Философия – учение о наиболее общих принципах

бытия, познания и отношения человека к миру. Герменевтика – философское учение

о понимании. Герменевтический круг – для того чтобы понять часть чего-то, нужно

знать целое, но не существует другого способа узнать целое иначе как изучать

его по частям.

Философия и наука.

Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без

внешних по отношению к человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый

наукой в быту, высвобождает колоссальное количество времени для размышлений,

никак не связанных с заботой о добывании куска хлеба насущного, защиты себя и

близких от внешней среды. Только того, что сейчас человек спит в достаточно

хороших условиях, хорошо питается, конечно, явно не достаточно для

“производства” философской мысли, но это является хорошим подспорьем.

Необходимо отметить, что слово “хороший” имеет сугубо индивидуальное,

зависящее от конкретного человека, значение. И в самом деле, вряд ли

первобытный человек, живя в пещерах и постоянно охотясь за животными, не имея

в своем распоряжении никаких “благ цивилизации” (сейчас я имею ввиду не то,

что подразумевают обычно под благами цивилизации, но к своему сожалению не

могу найти достойный эквивалент этому), был способен философствовать. И дело

здесь не только в его недостаточно адаптированном для этого мозговом

аппарате.

И наоборот, наука (настоящая наука) без философии невозможна вдвойне, так как

научные открытия (да и просто научную работу) необходимо осознавать,

осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а будет простая

механическая работа по добыванию, отниманию у Природы новых, мертвых знаний.

Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому

настоящий ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем

естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком.

При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется три

аспекта:1)Является ли философия наукой - многие крупные ученые в области

конкретных наук являются и виднейшими представителями

философии.2)Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; Конкретные

науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой

уровень обобщения знания. Однако философия не только испытывает влияние со

стороны частных наук, но и сама оказывает влияние на их

развитие.3)Соотношение философии и вненаучного знания. Игнорирование научного

миропонимания может повлечь за собой опасные социальные последствия. Эта

опасность возрастает во много раз, когда наблюдается союз политической власти

и паранауки (инквизиция, фашизм)

Философия имеет сходство и с религией, и с наукой, хотя её нельзя

приравнивать ни к одной, ни к другой.Сходство: Они изучают природу и

человека, опираются на разум, но наука помимо разума основывается на опыте,

поэтому полученное знание достоверно. Научные знания узко специализированы, а

философские напротив максимально обобщённо.

Функции философии.

На значение философии лучше всего указывают ее функции:

1. Мировоззренческая(онтологическая). Суть ее в

том, что философия выступает как система взглядов на мир, общество и человека.

Формируя мировоззрение людей, философия помогает им ориентироватся в сложном

природном, информационно-техническом мире. В зависимости от того, научной или

ненаучной является философия, определяется и характер мировоззрения. Оно также

может быть научным или ненаучным. 2.Познавательная функция

. (гносеологическая функция) Философия решает проблему познаваемости мира,

раскрывает процесс его познания; то как он совершается, а также решает вопрос о

границах познания мира.

3.Методологическая функция . Заключается в том, что

философия выступает в качестве метода познания мира, общества, человека. В

качестве такого метода выступает, например, диалектика как учение о развитии

мира и его познании. Методологическая и познавательная функция философии

органически связаны.Методология: а) учение о методах научного познания –

философия создает учение о методах познания. б) система наиболее общих методов,

применяемых во всех областях научного познания.

Раз у философии предельно-широкая область изучения, то и методы имеют широкое

(универсальное) значение, применяемых во всех областях научного познания

человеческого знания. 4.Прогностическая функция . Создавая

целостную картину мира во взаимодействии всех его сторон, философия помогает

выявить источники и направления тех или иных явлений природы и общества. Этим

она помогает предвидеть ход событий и сознательно прогнозировать их. 5.

Существует функция логотерапия («смыслолечение»). Речь

идет о лечении смыслом. Задача философии усматривается в том, чтобы помочь

человеку справится с теми страданиями, которые вызваны непониманием того, что

происходит в его жизни и жизни общества. Из-за тех или иных социальных причин у

отдельных людей наступает духовный или душевный кризис, и человек «мучается

вопросом о том, имеет ли смысл его дальнейшая жизнь». Речь идет о

фундаментальных проблемах бытия, о смысле жизни, религиозных проблемах и т.д. В

данном случае встает вопрос выбора ценностей – религиозных или каких-то других,

которыми должен руководствоваться человек, чтобы выйти из душевного кризиса и

утвердить себя в обществе. В этом ему должна помочь философия. 6)

аксиологическая функция – "учение о ценностях" – обоснование и

критика систем ценностей.7) критическая функция

критический анализ структур нашего мышления – почему сейчас мы думаем так, а не

иначе. Принцип “подвергай все сомнению”, со времен античности проповедуется

многими философами. 8)Школа теоретического мышления и мудрости

. Особенно это касается изучения истории философии.9)Социальная

функция . Задача – объяснить социальное бытие и

способствовать его материальному и духовному изменению. Прежде чем пытаться

изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить.

10)Гуманитарная функция . Философия должна играть

жизнеутверждающую роль для каждого индивида.

Все функции философии взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и,

так или иначе, включает их.

Первые философские учения появились более 2.5 тысяч лет назад в Древней Греции, в Древнем Китае и в Древней Индии. Возникновение философии происходило на историческом фоне перехода от железа к бронзе, развития товарно-денежных отношений, распада родоплеменного строя, образования первых государств, отделения умственного труда от физического, проявления людей профессионально занимающихся деятельностью.

Усложнение социальной жизни все более ограничивало возможности эмпирических форм мышления, поэтому на заре цивилизации появляется необходимость в философских и научных знаниях о мире, основой которой являются понятия, логика, рациональное мышление, т. е. Возникает теоретическое отношение к миру. Познание начинает ориентироваться не на поиск того, кто породил мир, а на теоретическое выявление причин сущего. Слово «философия» греческого происхождения, означаеь любовь к мудрости (с греческого фило «люблю», софия «молюсь»). Согласно традиции впервые это слово произнес мыслитель и математик Пифагор. Окончательно сформирование и закрепление терминов философии связано с именами Платона, Аристотеля, Сократа. Первоначально философы опирались все на личное знание-математика, астрономия, физика, медицина, активно использовала из области мифологии, религии, искусства. По мере возникновения социально-экономических условий дальнейшее развитие научных знаний выделяют конкретные науки, изучающие отдельные стороны окружающей природы и социальной действительности. Одновременно происходит уточнение собственного предмета философии, определенных ее функций в обществе. Содержание предмета философии постоянно уточняется, дополняется, каждая эпоха приносит свое понимание, видение. Тем не менее объект философии представлен всегда исчерпывающе ясно и определенно: мир и человек представлен, как целостные, нерасторжимые образования. Философию интересует не просто мир в его природной данности, не человек в частных формах своей деятельности, а взаимопроникающие единства мира в целом и универсального человека. Философия особый способ мышления, который теоретически осмысливает уже существующие формы сознания, практики, культуры в целом. Многомерность философии, всеобщность ее категорий и понятий раскрывается через анализ ее взаимоотношений с такими важными областями духовного развития искусства, религии, науки.

Философия и религия тесно связаны как общей историей, так и целями, которые они стремятся достичь. В лоне религиозного вероучения возникли и получили свое первоначальное развитие многие основополагающие проблемы. В истории развития мысли с древнейших времен прослеживаются различные формы взаимоотношений между религией и философией, верой и знаниями. Порой они приобретают характер непредвиденного конфликта с трагическими последствиями для их участников (например геллиоцентрическая система мира Коперника, Галилео Галилей). Философия рассматривает единство мира и человека, постоянно соперничает с некоторой непонятностью одним словом с тем, что не подается рациональному осмыслению, не вписывается в раннем существовании понятий и категорий, между религией и философией существуют глубокие связи определяемые особенностями чувству и логичной формой мышления. Сложность, неоднозначность процессов познания будет всегда сокращаться человеком истории, веровать в сверхъественные силы, т. е. Религиозность на неотложную черту любой культуры. Противоречивое сосуществование религии и философии на протяжении тысячелетий не может скрыть того, что их разделяют по существу: первое возвышается на вере, в сложном социально-политическом чувстве, основанием второй является разум, понятие, теоретическое значение.


Философия и наука взаимно питают и обогащают друг друга, но при этом выполняют различные функции. Философия-это самостоятельная форма мировоззрения, т. е. Обобщенные взгляды на мир и человека в этом мире. Наука составляет важнейшую часть духовной жизни человека и обогащает философию новым знанием и помогает так или иначе фактически обосновать ту или иную теорию. Вопрос о соотношении и взаимосвязи философии и науки имеет 2 аспекта: определения сходства и различия между философией и наукой и определения научной ценности философии. Оба этих аспекта вызывают споры. С одной стороны, философия в отличие от науки изучает не конкретные объекты, включая человека, но то, как эти объекты осознаются человеком и складываются в его бытие. Философия пытается ответить на мировоззренческие вопросы, т. е. Самые общие вопросы бытия и возможности его познания, ценности бытия и возможности его познания, ценности бытия для человека. Наука же всегда конкретна и имеет четко определенный объект познания, будь то физика, химия, психология.

Философия и искусство выражает в обобщенной форме истину индивидуальную, искусство-отрасль культуры, в которой индивидуальная истина предстает в форме частного события. К искусству относят что-либо по различным критериям, одним их которых считается образность. Критерии могут меняться. Основным считается интерес к произведению. Он означает, что индивидуальная истина создателя находит в отзвук в потребителе. Искусство, впрочем, создание не образов, а символов, которые не всегда способен понять сам творец. Искусство также не просто мышление, в его сознании преобладает действие бессознательной части духа. ВЫВОД: искусство философично, когда создаваемый им новый живой мир начинает жить своими оригинальными философскими проблемами.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх