Методика руководства игрой. Общая характеристика подвижных игр для каждой возрастной группы

Когда в доме собирается много детей, далеко не каждый родитель знает о том, как их развеселить. Чтобы вы не попадали в подобные ситуации, мы подобрали множество забавных и увлекательных игр, которые подойдут как для маленьких групп детей, так и больших .

Подвижные игры для двух и трех детей

Обычно, двое малышей могут развлечь себя сами (им не доставит труда с легкостью договориться, учитывая интересы каждого) и помощь взрослых им не нужна. Но, все же, существуют некоторые случаи, когда помощь мам и пап просто необходима.

Для двоих детей отлично подойдут следующие активные игры:


О том, как еще можно развлечь маленьких непосед с помощью мяча рассказано в данном видео:

Втроем дети могут поиграть в такие подвижные игры, как:

  • «гномы и великаны» . Суть игры заключается в том, что ведущий по очереди говорит соответствующие слова и, в это время, малышам нужно присесть и стать маленькими или же остаться в положении стоя;
  • «собачка» . Подойдет для детей старшего дошкольного возраста. Двое участников становятся напротив друг друга и начинают бросать мяч, задача 3-го - его поймать. Тот участник, по вине которого был упущен мяч становится на место водящего;
  • «съедобное-несъедобное» . Знакомая многим родителям увлекательная игра, которая подойдет для малышей всех возрастов. Она поможет пополнить словарный запас, развить эрудицию, мышление, быстроту реакций и многое другое.

Подвижные игры для большого количества детей

Большую компанию детей развлечь намного сложнее. Ведь все малыши разные: кто-то любит больше попрыгать, кто-то побегать, а некоторым, и вовсе, по вкусу исключительно головоломки. Что же делать в таких ситуациях? Нужен компромисс. Мы подобрали ряд детских активных игр, которые смогут удовлетворить все пожелания маленьких непосед.


ВАЖНО! Задания для 3-х летних непосед должны быть не сложными. В противном случае, детям будет скучно.


Подвижные игры для разновозрастной группы детей

Подобрать подвижные игры для детей разных возрастов - не просто. Их развитие в физическом, психологическом и умственном плане существенно отличается. Самыми лучшими активными играми для маленьких непосед всех возрастов являются:

  • « распутай нить » . Интересное развлечение в кругу для детей. Из группы детей выбирается 1 человек - ведущий. В тот момент, когда он закрывает глаза, все остальные участники берутся за руки и «запутываются» в большой и сложный клубок. Самое главное правило - нельзя отпускать руки других игроков. Образовавши сложную конструкцию, малыши вызывают ведущего, который и должен их вернуть в исходное положение. Если кто-то отпустил ладошку, игра заканчивается;
  • « море волнуется - раз, море волнуется - два... » . Выбирается 1 участник, который, считая считалочку, начинает игру и задает задание (например, морская или лесная фигура). Все остальные дети в этот момент двигаются и веселятся, но после слова «замри», они должны застыть в одном положении, не шевелится и не реагировать на провокации ведущего. Те, кто не удержался (пошевелился или засмеялся) выбывает. Побеждает самый «стойкий» участник. Данная игра способствует развитию воображения, координации движения, самоконтроля;
  • « детский боулинг » - увлекательная подвижная игра. Задача участников - сбить все кегли специальным шаром. С таким заданием может справится как годовалый малыш, так и дети постарше. Набор для такой игры можно купить в любом детском магазине. Его отсутствие можно заменить обычным мячом среднего размера и пластиковыми бутылками (наполовину наполненными водой).

Подвижные игры для детей разных возрастов: полезное видео

Еще больше идей о том, как можно развлечь разновозрастную группу маленьких непосед, ищите в следующем видео .

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии

Кафедра дошкольного образования и сервиса

Альбом подвижных игр в разных возрастных группах

детского сада

Выполнила:

студентка 3 курса группы Б

Ильина Татьяна

Проверила:

Ильина Л. Л.

Чебоксары – 2015

I младшая группа:

Игра «Медведь и дети»

Цель:

Учить бегать в одном направлении, действовать в соответствии со словами взрослого;

Вызывать удовольствие от совместных действий; поощрять самостоятельность детей.

Действия: Роль медведя исполняет помощник воспитателя или ребенок старшей группы. Дети размещаются на одном конце групповой комнаты или участка. Воспитатель произносит слова:

Мишка по лесу гулял,

Долго, долго он искал,

Мишка деточек искал,

Сел на травку, задремал.

Правила игры: Медведь ходит по группе и делает вид, что ищет детей. Затем он садится на противоположном конце комнаты на стул и дремлет. Воспитатель говорит:

Стали деточки плясать,

Мишка, Мишка, вставай,

Стали ножками стучать.

Наших деток догоняй.

Под эти слова дети бегают по комнате, топают ножками, выполняют движения по своему желанию. Взрослый поощряет их

Игра «Поезд»

Задачи . Учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другими детьми; вселять чувство уверенности и спои возможности; побуждать к самостоятельным действиям.

Правила игры: дети не должны отсоединяться от воспитателя

Игра «Куры и кошка»

Задачи : Совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий.

Выходите, курочки,

Жучков, паучков

Собирайте крошки,

На зеленой дорожке.

Дети-курочки выбегают на середину зала, машут крыльями, летают. Воспитатель продолжает:

Дети-курочки присаживаются на корточки и стучат пальцами по полу, произнося: «Тук-тук-тук!»

Вдруг появляется кошка (помощник воспитателя):

Выйду, выйду на дорожку,

Там, где куры ищут крошки,

Мяу-мяу-мяу!

Мяу-мяу-мяу!

Куры громко кричат: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко!» - и убегают в свои домики.

Правила игры: дети должны выходить лишь по сигналу воспитателя, не должны убегать в домики без команды

Игра «Уточки и собачка»

Задачи : Совершенствовать ходьбу, бег; побуждать к подражанию; вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым и сверстниками.

Атрибуты: Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением уточек по количеству играющих детей, шапочка собачки или собачка -игрушка.

Рано-рано утречком Уж она их учит, учит!

Вышла мама-уточка Вы плывите, ути-деточки,

Поучить утят. Плавно в ряд.

Утка-мама плавно двигается, отводя руки слегка назад, дети-уточки подражают ей. Затем она говорит: «Уточки в пруду плавают, крылышки приглаживают» (гладит руки, бока плавными движениями), хвалит деток-уточек: «Вот молодцы, как хорошо пригладили свои крылышки, кря-кря, кря-кря».

Вдруг с лаем появляется собачка (помощник воспитателя или ребенок старшей группы). Утка-мама говорит:

Ты, собачка, не лай!

Наших уток не пугай!

Утки наши белые

Без того не смелые.

Собачка подбегает к пруду, а утята быстро плывут к утке-маме и прячутся у нее под крыльями. Собачка убегает. Игра повторяется. Затем утка-мама говорит:

Ты, собачка, не лай!

Наших уток не пугай!

Лучше с нами поиграй.

Пойдем к нам в гости, мы тебя угостим чем-нибудь вкусным

Правила игры : только после слов воспитателя дети должны бежать к воспитателю, а не раньше.

Игра «Я люблю свою лошадку»

Задачи . Учить бегать галопом; развивать внимание, учить действовать по сигналу; развивать воображение, подражание.

Содержание игры. Дети имитируют наездников. На слова из стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко, гребешком приглажу хвостик...» гладят, причесывают своих лошадок. На слова «И верхом поеду в гости...» скачут галопом (если еще не умеют, то как могут). Взрослый вначале действует с детьми, а они подражают ему. Затем дети действуют самостоятельно, а взрослый поощряет их.

Правила игры : действовать только по словесному сигналу

II младшая группа

Игра «Мышки спрятались»

Задачи . Развивать мышцы позвоночника и плечевого пояса; побуждать к самостоятельности; развивать подражание; вызывать чувство радости от выполненных движений.

Содержание игры . Ставится скамейка, дети изображают мышек, встают на колени за скамейкой на некотором расстоянии от нее. По сигналу взрослого «Кошка спит» они кладут кисти рук и предплечья на скамейку (позвоночник прогибается) и находятся в этом положении 1,5-2 с. Затем взрослый дает сигнал: «Кошка проснулась!», мышки опять прячутся за скамейку. Игра повторяется 4-5 раз.

Правила игры : действовать по сигналу, задерживаться в положении определенное время

Игра «Шалтай-болтай»

Задачи: Побуждать к совместным действиям; вызывать чувство радости от совместных действий со сверстниками.

Шалтай-болтай Шалтай-болтай

Сидел на стене. Свалился во сне.

Дети в расслабленном состоянии опускаются на пол.

Игру проводить с одним ребенком или подгруппой детей.

Правила игры: действовать по словесному сигналу воспитателя

Игра «Заинька»

Задачи . Приучать детей слушать пение, понимать содержание песни и выполнять движения в соответствии с ее текстом; вызывать подражание взрослому.

Заинька, топни ножкой, Вот так, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой! Вот так, топни ножкой!

Дети, стоя по кругу, топают ножками, руки при этом держат на поясе:

Заинька, бей в ладоши, Серенький, бей в ладоши!

Дети хлопают в ладоши.

Заинька, повернись, Серенький, повернись!

Вот так, бей в ладоши, Вот так, бей в ладоши!

Вот так, повернись, Вот так, повернись!

Дети поворачиваются 1-2 раза, руки держат на поясе.

Заинька, попляши, Вот так, попляши,

Серенький, попляши! Вот так, попляши!

Дети подпрыгивают на двух ногах, кто как может.

Заинька, поклонись, Серенький, поклонись!

Вот так, поклонись, Вот так, поклонись!

Дети кланяются, разводя руки в стороны.

Правила игры : действовать по словесному сигналу воспитателя, совершать все действия

Игра «Воробушки и автомобиль»

Цель : приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Содержание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

Правила игры : действовать только по сигналу воспитателя, нельзя убегать без сигнала

Игра «Мой весёлый звонкий мяч»

Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

Затем воспитатель предлагает детям выполнить прыжки, при этом отбивая мяч о землю. Прочитав снова стихотворение, он говорит: «Сейчас догоню!» Дети перестают прыгать и убегают. Воспитатель делает вид, что ловит их. Воспитатель, не пользуясь мячом, предлагает детям выполнить прыжки, сам же при этом поднимает и опускает руку над головами детей, как будто отбивает мячи.

Правила игры

Игра «Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Правила игры : внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Средняя группа

Игра «У медведя во бору»

Когда воспитатель скажет: "Идите, дети, гулять!" - дети выходят из дома и идут в лес, собирают грибы, ловят бабочек и т.п. (наклоняются, выпрямляются, производят другие имитационные движения). Они произносят хором:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

После слова "рычит" медведь начинает ловить детей, убегающих домой.

После того как медведь поймает несколько играющих, на эту роль назначается другой ребенок. Игра повторяется 3-4 раза.

Правила игры: За линией дома детей нельзя ловить. Тот, кого медведь коснется, считается пойманным: медведь отводит его к себе в берлогу.

Игра «Ловишки»

Задачи: развивать ловкость, быстроту

По сигналу "раз, два, три... лови" все играющие разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать кого-нибудь их детей и коснуться его рукой, запятнать.

Правила игры : Когда будет запятнано 3-4 игрока, выбирают другого водящего. Тот, кого водящий коснулся рукой, отходит в сторону.

Игра «Повар и котята»

Цель: упражнять детей в различных видах ходьбы или бега, развитие быстроты реакции, сноровки, умения ориентироваться на слово.

Плачут киски в коридоре,

У котят большое горе:

Хитрый повар бедным кискам

Не дает схватить сосиски.

С последним словом «котята» забегают на «кухню», стремясь схватить сосиску. Повар пытается осалить вбежавших игроков.

Правила игры: Осаленные игроки выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все сосиски не будут украдены у повара. Выигравший котенок становится поваром.

Нельзя раньше времени забегать в круг. Повару не разрешается хватать котят, только салить, ему не разрешается выходить за пределы круга. Запрещено брать одновременно 2 и более предмета.

Игра «Лиса в курятнике»

Цель : развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

Содержание: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.

Правила : Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса! ».

Игра «Гори, гори ясно! »

Цель: развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.

играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. «Ловящий» становится на эту линию. Все говорят:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.

Глянь на небо- Птички летят,

Колокольчики звенят! Раз, два, три – беги!

После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один слева, другой – справа, стремясь схватить за руки впереди ловящего, который старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки.

Правила: Если ловящему это удается сделать, то он образует пару и становится впереди колонны, а оставшийся – ловящий.

Игра «Волк во рву»

Цель: развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбегу.

Содержание: на площадке проводятся две параллельные прямые на расстоянии 80 – 100 см – «ров». По краям площадки очерчивается «дом коз». Воспитатель назначает одного играющего «волком», остальные – «козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становиться в ров. По сигналу воспитателя «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк - старается их поймать (коснуться).. Продолжительность игры 5-7 минут.

Правила : действовать по словесному сигналу, пойманных волк отводит в угол рва

Старшая группа

Игра «Хитрая лиса»

Цель : Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Содержание : Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»

Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.

Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

Игра «Передай – встань»

Цель: Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание. Укреплять мышцы плеч и спины.

Содержание: Играющие строятся в две колонны, на расстоянии двух шагов одна от другой. В каждой стоят друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Перед колоннами проводится черта. На нее кладутся два мяча. По сигналу «сесть» все садятся, скрестив ноги. По сигналу «передай» первые в колоннах берут мячи и передают их через голову позади сидящим, затем они встают и поворачиваются лицом к колонне. Получивший мяч передает его назад через голову, затем встает и тоже поворачивается лицом к колонне и т.д. Выигрывает колонна, которая правильно передала и не роняла мяч.

Правила: Передавать мяч только через голову и сидя. Вставать только после передачи мяча позади сидящему. Не сумевший принять мяч бежит за ним, садится и продолжает игру.

Варианты: Передавать мяч вправо или влево, поворачивая корпус.

Игра «Найди мяч»

Цель: Развивать у детей наблюдательность, ловкость.

Содержание : Все играющие становятся в круг вплотную, лицом к центру. Один играющий становится в центр, это говорящий. Играющие держат руки за спиной. Одному дают в руки мяч. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать у кого мяч. Он может попросить каждого из играющих показать свои руки, сказав «руки». Играющий протягивает обе руки вперед, ладонями к верху. Тот у кого оказался мяч или кто уронил его, становится в середину, а водящий на его место.

Правила: Мяч передают в любом направлении. Мяч передают только соседу. Нельзя передавать мяч соседу после требования водящего показать руки.

Игра «Два мороза»

Цель: Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову). Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи.

Описание: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям. Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу воспитателя «Начинайте», оба Мороза говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я - Мороз Красный Нос. Я - Мороз Синий Нос. Кто из вас решиться, в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до окончания перебежки всех остальных. Замороженных подсчитывают, после они присоединяются к играющим.

Правила: Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз». Кто выбежит раньше и кто останется в доме, считаются замороженными. Тот, кого коснулся Мороз, тотчас же останавливается. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки.

Подвижная игра «Карусель»

Цель: Развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами. Упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.

Содержание: Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение: «Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели. А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом». В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу, сначала медленно, потом быстрее, затем бегут. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли». Дети бегут 2 раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми: «Тише, тише, не спишите, карусель остановите. Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!». Движения карусели становятся все медленней. При словах «вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся.

Правила : Занимать места на карусели можно только по звонку. Не успевший занять место до третьего звонка, не принимает участия в катании. Делать движения надо согласно тексту, соблюдая ритм.

Подвижная игра «Мышеловка»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи.

Содержание : Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг- «мышеловку», остальные «мыши»- они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая: «Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас. Вам поставим мышеловки, переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По слову воспитателя: «хлоп», дети стоящие по кругу, опускают руки и приседают- мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.

Правила: Опускать сцепленные руки по слову «хлоп». После того, как мышеловка захлопнулась, нельзя подлезать под руки

Подготовительная группа

Игра «Горелки»

Цель: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.

Дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. По считалке выбирается Ловишка. Он становится на линию спиной к остальным детям. Все стоящие парами говорят:

«Гори, гори ясно,

чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!»

С окончанием слов дети стоящие в последней паре бегут вдоль колонны (один – справа, другой – слева), стремясь схватиться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки.

Правила: Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если Ловишка не поймал, он остаётся в той же роли.

Во время произнесения слов Ловишка не оглядывается, ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.

Игра «Ловишки» (с ленточками)

Цель : учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.

Дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит Ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка старается вытянуть ленточку. По сигналу: «Раз, два, три в круг скорей беги – все дети строятся в круг».

Правила: После подсчета пойманных, игра повторяется.

Игра «Мороз – красный нос»

Цель: учить детей перебегать в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп.

На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, в одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз- красный нос, он говорит:

«Я мороз – красный нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?»

Дети отвечают хором:

«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»

После этого они перебегают через площадку в другой дом, мороз их догоняет и старается заморозить. Правила: Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг мороз, и стоят так до окончания пробежки. Мороз подсчитывает, сколько играющих удалось при этом заморозить, учитывается, что играющие выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся после сигнала, тоже считаются замороженными.

«Коршун и наседка»

Цель: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость.

В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка, вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой.

Правила: Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна.

«Краски»

Цель: учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутую ногу. Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление во время бега.

Ход игры :

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:

Тук! Тук!

Покупатель.

Зачем пришёл?

За краской.

За какой?

За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» если покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Правила: Выигрывает покупатель который набрал больше краски. Хозяин может придумать задание сложнее задание, например: скачи на одной ножке по красной дорожке.

Екатерина Белоглазова
Подвижные игры в разновозрастной группе

«Горелки»

Цель : учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.

Ход игры:

Дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. По считалке выбирается Ловишка. Он становится на линию спиной к остальным детям. Все стоящие парами говорят :

«Гори, гори ясно,

чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!»

С окончанием слов дети стоящие в последней паре бегут вдоль колонны (один – справа, другой - слева0., стремясь схватиться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки.

Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если Ловишка не поймал, он остаётся в той же роли.

Во время произнесения слов Ловишка не оглядывается, ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.

«Ловишки» (с ленточками)

Цель : учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.

Ход игры:

Дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит Ловишка. По сигналу воспитателя : «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка старается вытянуть ленточку. По сигналу : «Раз, два, три в круг скорей беги – все дети строятся в круг» . После подсчета пойманных, игра повторяется.

2 вариант

Чертится круг в центре стоит Ловишка. По сигналу «Раз, два, три лови» дети перебегают круг, а Ловишка пытается схватить ленту.

«Мороз – красный нос»

Цель : учить детей перебегать в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу . Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп.

Ход игры:

На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, в одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз- красный нос, он говорит :

«Я мороз – красный нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?»

Дети отвечают хором :

После этого они перебегают через площадку в другой дом, мороз их догоняет и старается заморозить. Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг мороз, и стоят так до окончания пробежки. Мороз подсчитывает, сколько играющих удалось при этом заморозить, учитывается, что играющие выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся после сигнала, тоже считаются замороженными.

2 вариант.

Игра протекает так же, как и предыдущая, но в ней два мороза (Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос) . Стоя посередине площадки лицом к детям, они произносят :

Мы два брата молодые, Я Мороз-Синий нос.

Два мороза удалые, Кто из вас решится

Я Мороз-Красный нос, В путь-дороженьку пуститься?

После ответа :

«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»

все дети перебегают в другой дом, а оба мороза стараются их заморозить.

«Коршун и наседка»

Цель : учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость.

Ход игры:

В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка, вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой. Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна.

2 вариант.

Если детей много можно играть двумя группами .

«Краски»

Цель : учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутую ногу. Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление во время бега.

Ход игры:

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит :

Тук! Тук!

Покупатель.

Зачем пришёл?

За краской.

За какой?

За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит : «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» если покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель который набрал больше краски. Хозяин может придумать задание сложнее задание, например : скачи на одной ножке по красной дорожке.

2 вариант.

Разговор повторяется, если покупатель угадал краску продавец говорит сколько стоит и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой ладони. С последним хлопком ребёнок изображавший краску убегает а покупатель догоняет его и, поймав, отводит в условленное место.

«Быстро возьми»

Цель : учить детей ходить, бегать по кругу, действовать по сигналу, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:

Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, шишки, камешки, которых должно быть на один меньше. На следующий сигнал6 «Быстро возьми!» - каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот кто не успел поднять предмет, считается проигравшим. Игра повторяется

2 вариант.

Дети выполняют танцевальные движения, разные виды бега и ходьбы . Предметов может быть меньше на 3-4.

«Чья колонна скорее построится?»

Цель : учить детей двигаться по площадке в разных направлениях , по сигналу строится в три колонны в соответствии с предметами находящимися в руках. Развивать внимание, умение действовать по сигналу, ориентировку в пространстве.

Ход игры:

Дети распределяются на три группы с одинаковым числом игроков. Каждая подгруппа выбирает определённый предмет, например шишку или камешек и т. д. все дети одной группы имеют один и тот же предмет. В разных концах площадки выбирают места для этих подгрупп – пенёк , куст, дощечка, которые обозначаются таким же предметом. Под удары бубна все ходят или бегают в разных направлениях . По сигналу «На места» бегут и строятся у соответствующего предмета в колонну.

2 вариант.

Воспитатель даёт сигнал : «Стой!» . Дети останавливаются, закрывают глаза, а педагог в это время меняет места предметов, затем подаёт сигнал «На места!» . Дети открывают глаза, бегут к своим предметам и строятся.

«Совушка»

Цель : учить детей действовать по сигналу, бегать, врассыпную имитируя птиц, сохранять неподвижную позу . Развивать равновесие.

Ход игры:

Все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно . Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо. через 15-20 сек. Снова даётся сигнал «день» , сова улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке.

2 вариант.

Выбирается две совы. Принимать интересные позы.

«Пятнашки»

Цель : учить детей бегать по площадке врассыпную, с ускорением, закреплять умение действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:

Выбирается водящий, который получает цветную повязку и становится в центр площадки. После сигнала : «Лови!» - все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и осалить. Тот кого осалил водящий отходит в сторону. После 2-3 повторений Ловишка меняется.

2 вариант.

Нельзя пятнать того кто успел встать на одну ногу.

«Бег шеренгами»

Цель : учить детей ходить шеренгой с разными положениями рук : на плечах, сцепленные впереди, убегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение действовать по сигналу, согласованно, ловкость, быстроту движений.

Ход игры:

Команды выстраиваются шеренгами (на расстоянии 15-20шагов, можно дать им названия «Ракета» и «Спутник» . По сигналу дети одной из команд, взявшись за руки идут вперёд, стараясь соблюдать равнение. Когда до другой шеренги участники которой сидят на земле, остаётся 2-3 шага, воспитатель даёт команду : «Беги!» . Дети первой шеренги расцепляют руки и бегут в свой дом, а ребята второй шеренги стараются их осалить. При повторе команды меняются ролями

2 вариант.

Каждый раз дети обеих команд должны принимать определённое исходное положение, например : те, кто наступает, могут брать друг друга под руги, класть руки на плечи, сцеплять их впереди; те, кто ожидает приближения соперников, могут стоять спиной или боком к ним.

«Догони соперника»

Цель : учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую быстро, чтобы не осалили другие дети. Развивать умение действовать по сигналу, быстроту движений, ловкость.

Ход игры:

Две шеренги детей располагаются перед стартовыми линиями на расстоянии 5 шагов одна от другой, в 15-20 шагах от стартовой линии очерчивается дом. По сигналу все одновременно начинают бег : дети, находящиеся сзади стараются осалить бегущих впереди. После подсчёта осаленных дети меняются ролями. При повторе шеренги меняются местами.

2 вариант.

Дети убегают разными видами бега .

«Перемена мест»

Цель : учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую шеренгой, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение строится в шеренгу ровно, действовать согласованно, по сигналу. Закреплять боковой галоп, бег с прямыми ногами.

Ход игры:

Две команды по 8-10 человек выстраиваются шеренгами лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки за линиями городов (дистанция 10-12м, и расходятся на ширину вытянутых рук. По сигналу бегут навстречу друг к другу, стараясь как можно быстрее оказаться за чертой противоположного города, затем поворачиваются лицом к центру площадки и строятся в шеренгу. Побеждает команда сделавшая это быстрее.

2 вариант.

Перебегать боковым галопом, с прямыми ногами.

«Собери флажки»

Цель : учить детей перебрасывать с одной стороны площадки на другую, стараясь быстро поднять флажок, держать флажки крепко, стараясь не уронить. Развивать у детей ловкость, быстроту движений, координацию, внимание.

Ход игры:

На поле, площадке расставлены флажки через каждые 8-10м. в первом ряду флажков должно быть на два меньше, чем играющих, во втором ряду ещё на 2 меньше. Таким образом, если играют 10 детей то флажков должно быть в каждом ряду 8, 6, 4, 2, 1. по сигналу дети бегут, каждый старается завладеть флажком в первом ряду. Двое, не успевших это сделать, выбывают из игры . После второго этапа остаётся шесть участников, затем 4 и наконец двое сильнейших. Ребенок, овладевший последним флажком, становится победителем.

Усложнение : до флажков добраться прыжками с продвижением вперёд на двух ногах.

«Будь внимателен»

Цель : учить детей быстро бегать за предметами, слушая команду, какой из предметов нужно принести. Развивать внимание, ловкость, быстроту движений.

Ход игры:

На одной стороне площадки 5-6 играющих, на противоположной (дистанция 8-10м) напротив каждого лежат три предмета (кубик, погремушка, флажок) на сигнал «Беги!» дети устремляются к предметам. Примерно на середине пути следует сигнал, какой из трёх предметов нужно взять, например кубик. Дети берут названный предмет и бегут с ним на исходную линию, выигрывает тот , кто первым принёс предмет, если взят не тот предмет, нужно вернуться и заменить его.

2 вариант

Детям сразу сказать, какой предмет принести. Прибежать взять предмет и поднять его вверх.

«Салки – не попади в болото»

Цель : учить детей бегать, не забегая за зрительные ориентиры, с увёртыванием. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.

Ход игры:

На площадке палочками, шишками, камешками обозначается место, куда нельзя забегать – болото (муравейник, огород) . Выбирают ловишку. По сигналу он догоняет детей, стараясь их осалить.

Осаленный ловишкой выходит из игры .

2 вариант.

Ловишка стоит в центре круга начерченного на земле или выложенного из шнура. Дети забегают в круг и выбегают из круга, а Ловишка пытается осалить того, кто не успевает выбежать из круга.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Классификация подвижных игр в ДУ.

  2. Варьирование и усложнение подвижных игр.

  3. Методика руководства игрой.

  4. Общая характеристика подвижных игр для каждой возрастной группы.

  5. Игра как средство закрепления движения. Подбор игр.

  6. Методика проведения подвижных игр в I младшей группе ДУ.

  7. Методика проведения подвижных игр в средней группе ДУ.

  8. Методика проведения подвижных игр в старшей группе.

  9. Методика проведения подвижных игр на воздухе для каждой возрастной группы детей.

Классификация подвижных игр в ДУ.


  1. По образному содержанию:

  • сюжетные (хар-ны роли с соответствующими для них двигат. действиями). Сюжет делится на образный («Медведь и пчёлы», «Зайцы и волк») и условный («Ловишки», «Пятнашки»);

  • бессюжетные (все выполняют одинаковые движения-«Найди себе пару», «Чьё звено быстрее построится»);

  • хороводные (игры проходят под песню или стихотворение);

  • народные;

  • игры-забавы (для самых маленьких детей-«Ладушки»);

  • игры-аттракционы;

  • пальчиковые игры.

  1. По сложности:

    • простые некомандные игры (каждый участник, соблюдая правила борется за самого себя);

    • более сложные переходные к командным (иногда игрок может вступать во временное сотрудничество с др. игроками для достижения цели);

    • командные подвижные игры (играющие составляют отдельные коллективы, команды).

  1. По видам движений, преимущественно входящих игры:

    • игры с ходьбой;

    • игры с бегом;

    • игры с ползанием и лазанием;

    • игры с бросанием и ловлей мяча;

    • игры с прыжками.

  1. По возрасту детей, с учётом разделения на группы в ДУ:

      • игры 1-ой младшей группы;

      • игры 2-ой младшей группы;

      • игры средней группы;

      • игры старшей группы.

Варьирование и усложнение подвижных игр.


  1. Увеличить дозировку (повторность и общую продолжительность игры).

  2. Усложнить двигательное содержание.

  3. Изменить размещение играющих на площадке.

  4. Менять сигнал (вместо словесного ввести звуковой или зрительный сигнал)

  5. Проводить игру в нестандартных условиях (бег по песку).

  6. Усложнить правила (ввести 2 «ловишки»).

Методика руководства игрой.


  1. Подготовка к проведению игры.

  1. Выбор игры зависит от:

    • задач, поставленных перед занятием;

    • возрастных особенностей дошкольников, их физической подготовленности;

    • количества детей;

    • условий проведения игр;

    • формы занятия (физкультурное занятие, праздник, прогулка);

    • места проведения, погодных условий;

    • наличия инвентаря, пособий.

  2. Подготовка места игры (соблюдая правила ТБ, подготовить площадку).

  3. Подготовка инвентаря (наличие и количество).

  4. Разметка площадки.

  5. Предварительный анализ игры.

  1. Организация играющих.

  1. Размещение играющих и место руководителя при объяснении игры.

  2. Объяснение игры (краткость, логичность, последовательность):

    • название;

    • роль играющих и их месторасположение;

    • цель и правила.

  3. Выделение водящих:

  • считалкой;

  • по желанию;

  • по назначению руководителя;

  • по лучшим результатам;

  • по жребию;

  • по выбору играющих;

  • по результатам предыдущих игр.

  1. Распределение на команды:

  • расчёт;

  • по половому признаку;

  • по цвету;

  • по мнению руководителя;

  • по выбору капитана;

  • постоянные команды;

  • путём фигурной маршировки.

  1. Выбор капитана команды.

  2. Выделение помощников (из числа освобождённых).

  1. Руководство процессом игры.

  1. Наблюдение за ходом игры и поведением играющих (соблюдение правил, своевременность сигнала)

  2. Судейство (объективное, беспристрастное)

  3. Дозировка в процессе игры (чередовать интенсивные нагрузки с отдыхом, все участники должны получать одинаковые нагрузки)

  4. Окончание игры (продолжительность завит от хар-ра, состава занимающихся, условий занятий)

  1. Подведение итогов игры.

  1. Определение результатов игры.

  2. Разбор игры.

Общая характеристика подвижных игр для каждой возрастной группы.
Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств.

С детьми первого года жизни проводятся игры-забавы («Прят­ки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока» и др.), вызывающие у детей звуки, движения, смех, радость, удовольствие.

На втором году жизни используются бессюжетные игры («При­неси мяч, игрушку», «Подними ноги выше», «Передай мяч» и др.). В этих играх дети выполняют одно движение (ходьба, бросание) в индивидуальном темпе, но постепенно они переходят от индивидуальных действий к совме­стным.

В дальнейшем в игры включаются более сложные движения и количество движений увеличивается.

Количество ролей в играх детей младшего возраста незна­чительно (1-2). Главную роль выполняет воспитатель, а малыши изображают одинаковые персонажи, например педагог - кот, все дети - мыши («Кот к мыши»). В играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается (до 3-4). Здесь уже, например, есть пастух, волк, гуси («Гуси-лебеди»), кроме того, роли распределяются между всеми детьми.

Постепенно увеличивается количество правил, усложняются взаимоотношения между детьми. В младших группах правила очень просты и носят подсказывающий характер. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой - возвращают­ся на свои места. Со временем вводятся ограничения действий: убегать в определенном направлении; пойманным отходить в сто­рону.

В играх с элементами соревнования сначала каждый дей­ствует сам за себя (кто раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная ответственность.

Подвижные игры детей младшего возраста часто сопровож­даются словами – стихами, песнями, речитативом, которые рас­крывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое дви­жение и как надо выполнить; служат сигналами для начала к окончания; подсказывают ритм и темп. Игры, сопровождающиеся текстом, дают­ся и в старших группах, причем слова нередко произносятся хором.
Игра как средство закрепления движения. Подбор игр.
Для закрепления у детей двигательных навыков и развития физических качеств полезно повторять игры в течение всего го­да и в определенной последовательности.

При повторении игры варьируют и сами задачи. Например, если игра «Ловишки» проводится первый раз, воспитатель учит детей играть, разъясняет содержание, правила игры. Проводя иг­ру во второй раз, воспитатель может использовать ее как средство для развития быстроты. Для этого он ставит перед детьми зада­чу как можно быстрее убежать от «ловишки». В этом случае нужна большая площадка, чтобы дети, убегая от «ловишки», мог­ли проявить максимальную быстроту. При третьем повторении может быть выдвинута новая задача - развивать у детей преиму­щественно ловкость. Для этого игра должна проводиться на ограниченной площадке. Кроме того, могут быть выбраны 2-3 «ловишки» и, чтобы увернуться от них, детям придется про­являть большую активность.

При подборе игр на каждый день нужно учитывать время их проведения и место в режиме дня. При этом нельзя забывать ни о предшествующей, ни о последующей деятельности детей.

Утром (до утренней гимнастики), особенно весной и летом, рекомендуются игры с физкультурными пособиями и игрушка­ми, побуждающими детей к движениям (с мячом, с обручем, кольцеброс, бильбоке, классы). Дети объединяются в небольшие группы и играют самостоятельно.

В перерывах между организованными занятиями, особенно если они связаны с неподвижной позой (рисование, лепка, развитие речи и математических представлений), полезны игры средней и малой подвижности («Сделай фигуру», «Делай, как я», «Школа мяча», бильбоке). Назначение этих игр - актив­ный отдых, поэтому они должны быть хорошо знакомы детям.

Подбирая игры для дневной прогулки, воспитатель учитывает предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (ри­сование, лепка), требующих сосредоточенного внимания, реко­мендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. Желательно, чтобы их было две: первая игра должна быть с большой нагрузкой («Охотник и зайцы»), вторая - более спокойная («День и ночь»).

Важно также помнить, что игры более подвижного характера целесообразно проводить через 25-30 мин после принятия пищи и ни в коем случае перед едой.

На вечерней прогулке полезно организовать такие игры большой и средней подвижности, в которых участвуют все дети одновременно. С детьми круглосуточных групп рекомендуется проводить после ужина игры малой подвижности, спокойного характера («Пастух и стадо», «Скок, поскок»).

Очень важно планировать подвижные игры на весь год и на ближайшую неделю. В течение года проводится примерно 10-15 новых игр. Слишком большое количество игр требует много времени на разучивание и затрудняет их повторение.

На каждый день недели следует планировать игры разного со­держания и характера. Это позволит обеспечить разносторон­нее развитие детей.

У маленьких детей временные связи образуются медленно, поэтому одну и ту же игру при разучивании нужно повторять 3-4 раза в течение недели. Однако спустя некоторое время надо снова планировать эти игры, чтобы с их помощью закреп­лять двигательные навыки и развивать физические качества.

Методика проведения подвижных игр в I младшей группе ДУ.
I. Основные элементы:

1) выбор игры;

2)

3) название;

4) объяснение;

5) выбор на роль;

6) руководство игрой;

7) окончание игры.

Методика проведения:

1) от сложности правил;

2) колокольчик, дудочка – звуковой сигнал; внести яркую игрушку; начать игру с 3-5 детьми;

3) название;

4) собрать детей на игру (круг, шеренга), построение на игру на месте начала игры;

5) объяснение игры идет в ходе самой игры, интонацией голоса охарактеризовать всех персонажей игры. Воспитатель является участником игры, выполняет главную роль, руководит игрой;

6) воспитатель двигается вместе с детьми, дети подражают ему, не прекращая игры. Воспитатель расставляет, перемещает, помогает;

7) поощряет детей и предлагает убрать пособия, поощряет и предлагает поиграть с пособиями.

Методика проведения подвижных игр в средней группе ДУ.
I. Основные элементы:

1) выбор игры;

2) сбор на игру с созданием интереса;

3) название;

4) объяснение;

5) выбор на роль;

6) руководство игрой;

7) окончание игры.

Методика проведения:

1) от сложности правил;

2) звуковой сигнал, худ. слово, чье звено быстрее соберется. Заранее договориться и по началу сигнала начать игру;

7) подвести итог, дать общую оценку игры; кто нарушал правила. Привлекать к анализу детей.

Методика проведения подвижных игр в старшей группе.
I. Основные элементы:

1) выбор игры;

2) сбор на игру с созданием интереса;

3) название;

4) объяснение;

5) выбор на роль;

6) руководство игрой;

7) окончание игры.

Методика проведения:

1) от сложности правил;

2) чье звено быстрее соберется;

4) зависит от новизны игры, если новая игра – назвать, объяснить правила. Главное до игры рассказать, кто что должен делать, как двигаться. Второстепенное – в перерывах между игрой можно уточнить правила, задавая вопросы детям, если в игре сложные движения, сделать пробный ход. Если игра знакома, то ее нужно просто назвать, кратко напомнить правила;

5) считалка, пожелание, волчок (юла) в качестве поощрения;

6) в процессе игры воспитатель следит за физической нагрузкой, за соблюдением правил, за взаимодействием между детьми, подает сигналы для начала и окончания;

7) подвести итог, дать общую оценку игры; кто нарушал правила. Поощрять детей. Привлекать к анализу детей. Предложить поиграть с пособиями.

Методика проведения подвижных игр на воздухе для каждой возрастной группы детей.
Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в раз­личное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы.

При распределении игр в календарном плане воспитатель предусматривает все многообразие двигательного содержания, необходимую повторность и вариативность, содействующие со­вершенствованию двигательных навыков, учитывает конкретные условия для их проведения.

Чтобы использовать все возможности для игровой деятель­ности детей в течение дня, необходимо строго придерживаться установленного режима, основу которого составляют врачебно-гигиенические требования и учет возрастных особенностей де­тей каждой группы. Это значит, что время проведения подвижных игр и их продолжительность находятся в теснейшей взаимосвязи с предыдущей и последующей деятельностью детей. Кроме того, воспитатель, наблюдая за характером деятельности детей, пред­лагает им игры различного содержания и степени подвижности, регулируя тем самым их двигательную активность: одним усили­вая ее, другим ограничивая и обеспечивая необходимый отдых.

При составлении календарного плана проведения подвижных игр принимается во внимание также время года и состояние погоды. Холодной осенью и зимой в морозные дни чистый, свежий воздух в сочетании с движением благотворно влияет на организм ребенка, закаливает нервную систему, усиливает сопротивляемость организма, повышает жизнерадостность. При холодной погоде игры с активным движением чередуются с другими видами деятельности умеренно подвижного характера. Чередование характера и темпа двигательной деятельности создает возможность отдыха для детей и предохраняет их как от замерзания, так и излишнего перегре­вания.

На участке устраиваются горки для катания детей на сан­ках, а для старших групп создаются условия, обеспечивающие катание на коньках и игру в хоккей.

Летом, когда вся жизнь детей переносится на воздух и одежда облегчается (трусики, панамки, легкие туфли составляют их еже­дневный костюм), разнообразные движения улучшают самочувствие детей, вызывают у них радостное ощущение жизни.

Необходимо, чтобы участки всех возрастных групп были обо­рудованы крупными физкультурными приборами в соответствии с указаниями программы и систематически использовались детьми для совершенствования двигательных навыков в лазанье, перелезании, пролезании, прыжках, метании, упражнениях в равновесии и т. п. На участки ежедневно выносятся игрушки и мелкие физкуль­турные пособия (палки, обручи, флажки, мячи, мячебросы, кольцебросы, короткие и длинные скакалки и т. п.).

В старшей и особенно в подготовительной группах разучива­ются игры с элементами спортивных игр: волейбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, городки. Предоставляются кегли, серсо, бильбоке, диаболо, бабки и др. Все это привлекает детей к активной двигательной деятельности, совершенствует навыки, воспитывает физические качества.

Широко используются в летнее время подвижные игры с пра­вилами, совершенствующие двигательные навыки и физические качества. Помимо организации их воспитателем, в средней и двух старших группах поощряется самостоятельное творческое объеди­нение детей - придумывание вариантов известных им игр и соб­ственных сюжетов игр.

Таким образом, разнообразные подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению орга­низма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, само­стоятельность и творческую инициативу.

Оксана Васянина
Подвижные народные игры по экологическому воспитанию старших дошкольников

Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Ромашка» п. Молодёжный» Васянина О. П.

Воспитательное значение подвижных народных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. К. Д. Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.

определяется движениями, которые входят в её состав - бег, прыжки и т. д. и включает сюжет (тема, идея, правила и двигательные действия.

исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к поколению.

Сюжет игры

определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих (например, в современных спортивных играх). Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.

Правила подвижных народных игр

Правила- обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, и инициатива играющих в рамках правил игры.

Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой.

В педагогическом процессе экологического воспитания и образования можно активно использовать подвижные народные игры. Народные игры с природоведческим содержанием можно включать в непосредственно-образовательную деятельность и другие формы экологического обучения и воспитания (например, использовать в процессе работы на экологической тропе, во время проведения экологических праздников, досугов, викторин, конкурсов и т. д.).

Подвижные игры природоведческого характера часто связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Во время игры дети закрепляют знания о живой и неживой природе; испытывают эмоциональный подъем, что способствует воспитанию у них доброжелательного отношения к природе и развитию интереса к ней.

Русская народная подвижная игра «Дедушка Мазай»

Правила: выбирают «деда Мазая», остальные договариваются, какие движения будут показывать:

Здравствуй, дедушка Мазай!

Из коробки вылезай.

Где мы были, мы не скажем,

А что делали - покажем.

Дети изображают действия (рыбачить, косить, ягоды собирать, стирать). Если отгадает, дети разбегаются, «Мазай» их ловит. Кого поймал - тот «Мазай».

Задачи: развивать пластику тела, чувство юмора.

Русская народная подвижная игр «Бег по стволу»

Правила: играющие собираются у поваленного ствола дерева (гимнастическая скамейка, залезают па него, передвигаются назад и вперед от одного края до другого.

Постепенно увеличивают скорость и с шага переходят на бег, при этом говорят речитативом:

Белая береза,

Черная роза,

Ландыш душистый,

Одуванчик пушистый,

Колокольчик голубой,

Поворачивай!

Кто теряет равновесие и соскальзывает со ствола, тот из игры вы бывает. Кто дольше продержится - победитель.

Задачи: развивать ловкость, равновесие, соревновательный азарт.

Русская народная подвижная игра «Капуста»

Правила: на середину складывают шапки, платки, шарфы, пояса (это «капуста»). Выбирается «хозяин», он изображает то, о чем говорит:

Я на камешке сижу,

Мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу,

Огород горожу.

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Волк и птицы,

Бобер и куницы,

Заинька ушастый,

Медведь толстопятый.

Дети пытаются забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» коснется рукой, тот в игре не участвует. Игрок, который унес больше «капусты», - победитель.

Русская народная подвижная игра «Заря-заряница»

Правила: Дети сидят в кругу на корточках. «Заря-заряница» ходит за ними, пряча за спиной «ключи» - платочек с завязанным узелком. Все вместе приговаривают:

Заря-заряница,

Красная девица,

По небу ходила,

Ключи обронила.

месяц видел,

Солнце скрало!

Водящий незаметно кладет кому-нибудь платочек сзади. (Детям нельзя оглядываться.) Тот, кому положили ключи, бежит за водящим. Пойманный водящий садится на его место, а ребенок, которого платочек, становится «зарею».

Татарская народная подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Правила: играющие собираются в круг, в середине -

ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь, произнося одно из четырех слов (земля, вода, огонь, воздух).

Если ведущий говорит «земля», то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо животное; если «вода» - назвать рыбу; «воздух» - птицу; «огонь» - помахать руками. Все поворачиваются кругом. Кто ошибся - выбывает из игры.

Задачи: развивать умение понимать природу, переживать положительные эмоции от общения с природой.

Татарская народная хороводная игра «Татарский плетень»

Правила: выбирают ведущего по считалке, остальные, взявшись за руки, проходят под сцепленные руки, постепенно «заплетая» плетень. При этом поют:

Вейся,ты вейся,

Капуста моя!

Вейся,ты вейся,

Виловая моя!

Как мне, капустке,

не виться,

Как мне, видовой,

не свиться.

Вечор на капустке,

Вечор на виловой

Частый сильный дождик.

Повторяется несколько раз, главное - не расцепить руки. Задачи: воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к татарским играм.

Чувашская народная подвижная игра «Солнце» или «Месяц»

Правила: проводится черта. Дети выбирают двух водящих, которые втайне от других договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «месяцем. «Ты чей?» - спрашивают ведущие у играющих, дети отвечают тихо, чтобы не услышали остальные. Водящие становятся друг перед другом по обе стороны черты и берутся за руки. За ними, положив руки на пояс впереди стоящего, выстраиваются дети из их команды. Они помогают «солнцу» и «месяцу», которые стараются перетянуть друг друга через черту.

Башкирская народная подвижная игра «Ласточки и ястребы»

Правила: игроки делятся на две команды, становятся в два ряда спиной друг к другу. Водном ряду -«ястребы», в другом -«ласточки». Выбирают ведущего. Он ходит и говорит начало слов (ЛА- или Я-, окончание не произносит. Тогда группа, чье название (начало) произнесено, разбегается в разные стороны, другая группа их догоняет. Пойманные считаются пленниками ловящих.

Побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков.

Задачи: продолжать развивать интерес к родной природе, к башкирским играм.

Якутская народная подвижная игра «Ястреб и утки»

Правила: шнурами выкладываются два круга – два «озера». По считалке выбирают «ястреба», остальные – «дикие утки» - чирки, нырки и шилохвостики. Чирки и нырки плавают в одном озере, шилохвостики в другом. Затем утки меняются местами, перелетая из одного озера в другое. В это время ястреб, который находится на «суше» (между двумя «озерами», ловит уток. Пойманные выбывают из игры. В «озере» ловить нельзя.

Бурятская народная подвижная игра «Верблюд и верблюжонок»

Правила: выбираются «верблюд» и «верблюжонок». Дети становятся в круг и берутся за руки. «Верблюд» ловит верблюжонка, а тот уворачивается, бегая в кругу или за кругом. Дети помогают верблюжонку. Если он в кругу, они не пускают туда «верблюда», если «верблюду» удается попасть в круг, «верблюжонка» оттуда срочно выпускают.

Кабардинская народная подвижная игра «Гуси»

Правила: выбираются «пастух» и «лиса». Остальные дети – «гуси». Пастух приговаривает:

Я гусей в лесу пасу.

От лисы гусей спасу.

Гуси, гуси!

Га-га-га!

Это правда?

Да, да, да!

Кто вас слышит?

Кабарда!

После последнего слова «лиса» начинает ловить «гусей», а «пастух» старается помешать им (если пастух успевает схватить гуся за крыло раньше лисы, гусь спасен). Игра заканчивается, когда лиса переловит всех гусей.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх