Депутатские выплаты. Об утверждении положения о компенсационных выплатах депутатам, связанных с осуществлением депутатской деятельности в совете депутатов уральского сельского поселения, работающим на непостоянной основе

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц выплат депутатам городского Совета народных депутатов и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Согласно пункту 3 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Пунктом 3.1 решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.06.2008 № 135 «О порядке предоставления гарантий осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, и депутатов Кемеровского городского Совета народных депутатов» предусмотрено право депутатов Кемеровского городского Совета народных депутатов на выплату ежемесячной компенсации в связи с исполнением депутатских полномочий. Ежемесячная компенсация в связи с исполнением депутатских полномочий включает в себя возмещение расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности.

Депутатская деятельность относится к трудовой деятельности физического лица. В связи с этим служебные обязанности, выполняемые депутатом в рамках его депутатской деятельности, являются его трудовыми обязанностями.

В соответствии с положениями Кодекса освобождение от налогообложения выплат, компенсирующих какие-либо расходы налогоплательщиков, в том числе компенсаций, направленных на обеспечение условий исполнения депутатских полномочий, осуществляется только при наличии документального подтверждения понесенных расходов.

При отсутствии документального подтверждения целевого использования данных денежных выплат теряется их компенсационный характер и они подлежат налогообложению на общих основаниях.

Таким образом, выплаты, производимые депутатам в возмещение документально подтвержденных расходов, связанных с осуществлением депутатских полномочий, установленные законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 3 статьи 217 Кодекса.

Вознаграждение, выплачиваемое депутату за осуществление его полномочий, назначаемое без предъявления подтверждающих документов, не является выплатой в возмещение каких-либо конкретных расходов.

Соответственно, положения вышеназванного пункта 3 статьи 217 Кодекса на такие выплаты не распространяются и указанные доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Р.А. Саакян

07.08.2014

Правовой статус депутата представительног о органа муниципального образования и его деятельность нередко становятся предметами рассмотрения в судах. При этом разрешение данных дел в различных судебных инстанциях осложняется отсутствием специального федерального закона, регулирующего вопросы, связанные со статусом депутата.

На материалах судебной практики нередко исследуется вопрос, являются ли депутаты представительног о органа муниципального образования должностными лицами. В связи с тем, что понятие должностного лица в рамках действующего законодательства о местном самоуправлении и административног о и уголовного законодательства определяется по-разному, суды по данному вопросу зачастую принимают прямо противоположные позиции.

Например, дело двенадцати депутатов Тверской городской Думы, которые были признаны виновными в получении взяток и приговорены Тверским областным судом к различным срокам лишения свободы. Вынося обвинительный приговор в отношении депутатов Тверской городской думы, суд исследовал вопрос о квалификации действий ряда депутатов по ст. 290 (получение взятки) Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ), которая применима к должностным лицам. Суд установил, что депутаты Тверской городской Думы обладали правом принимать и принимали в пределах своей компетенции решения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, т. е. выполняли функции представителя власти, а потому в соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ они являлись должностными лицами. Наряду с этим согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» к представителям власти относятся лица, осуществляющие законодательную, исполнительную или судебную власть. Причем неважно, на постоянной или непостоянной основе депутат осуществлял свою депутатскую деятельность.

По смыслу УК РФ функции представителя власти могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой. На этом основании суд пришел к выводу, что депутаты являлись должностными лицами коллегиального органа муниципального образования, осуществляли функции представителя власти и получали деньги за действия в пользу взяткодателей, которые входили в служебные полномочия должностного лица.

Совершенно иную позицию заняли суды в Новосибирской области, применяя законодательство об обращениях граждан.

Из решения суда Центрального района города Новосибирска от 01.06.2006 по делу № 2-230-06 следует, что депутат, работающий на непостоянной основе, не является должностным лицом. Новосибирский областной суд в определении от 11.07.2006 по делу № 33-2348 подтвердил этот вывод. Данное дело имело место в Новосибирске, где избиратель З. через суд «обязал депутата горсовета К. письменно отчитаться перед избирателями». В своем заявлении З. указал, что 16 мая 2005г. он обратился посредством направления письменного обращения к депутату городского совета Новосибирска К. за разъяснением судьбы переданных предложений по наказам избирателей, одобренных конференцией граждан 26 марта 2005г. в ходе избирательной кампании по выборам депутатов городского Совета Новосибирска, проходившей в 2005г. Обращение было получено депутатом 19 мая 2005г., однако какого-либо ответа З. от депутата К. не получил. В связи с этим заявитель решил, что нарушены его права как гражданина на получение мотивированного ответа в месячный срок. В ходе судебного заседания представитель К. пояснил суду, что письменных ответов на письменные обращения граждан депутат давать не обязан, поскольку это не предусмотрено действующим законодательство м. Предложения по наказам депутат получил, но рассматривал их только в качестве информационного письма. Кроме того, депутат К. не является должностным лицом, поскольку не работает в городском Совете Новосибирска на освобожденной основе. Из решения суда Центрального района города Новосибирска от 01.06.2006 по делу № 2-230-06 следует, что депутат, работающий на непостоянной основе, не является должностным лицом. Депутата обязали дать письменный ответ избирателю.

Кассационная инстанция такое решение отменила, направив дело на новое рассмотрение. Однако в определении от 11.07.2006 по делу № 33-2348 содержатся весьма неожиданные выводы. Кассационная инстанция подтвердила вывод суда первой инстанции, что депутат, работающий на непостоянной основе, не является должностным лицом. На основании изучения норм законов о статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Новосибирского областного Совета, представительног о органа местного самоуправления суд сделал вывод, что ни в одном из названных законов не указаны обязанности депутата вообще и обязанности давать письменные ответы на обращения граждан в частности, а также ответственность депутата за непредоставление ответа на обращение. Анализ названных законов свидетельствует о том, что дача ответов на обращения граждан депутатами не предусмотрена, форма взаимоотношения депутата с избирателями заключается в отчетах перед избирателями округа о своей работе и информировании о своей работе через средства массовой информации.

Конституционный Суд РФ неоднократно высказывался о возможности распространения позиций, высказанных в отношении органов государственной власти, на органы местного самоуправления, поскольку и те и другие являются разновидностью публичной власти. В связи с этим определенный интерес представляют позиции Конституционного Суда РФ, сформулированные в отношении правового регулирования статуса депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов РФ. Вопрос о гарантиях реализации депутатами законодательных (представительны х) органов субъектов РФ права на осуществление своих полномочий на профессиональной постоянной основе уже был предметом исследования Конституционного Суда РФ, например, определение от 24.05.2005 № 249-О «По жалобе гражданина Гагиева Аюпа Каримсултановича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 статьи 1 и пункта 1 статьи 25 Закона Республики Ингушетия «О статусе депутата Народного Собрания Республики Ингушетия».

Регламентация в конституциях (уставах) и законах субъектов РФ статуса депутата, условий осуществления им депутатской деятельности - на профессиональной постоянной основе или на профессиональной основе в определенный период либо без отзыва от основной деятельности - должна обеспечивать всем депутатам законодательного (представительно го) органа равные возможности по осуществлению депутатских полномочий в полном объеме. В то же время, определяя порядок формирования действующей на профессиональной постоянной основе части парламента, законодатель субъекта РФ призван установить надлежащее правовое основание и процедуры, гарантирующие равноправие депутатов, исключающие принятие по данным вопросам произвольных, субъективных решений.

Вопросы определения числа депутатовзаконодательного (представительно го) органа субъекта РФ, работающих на профессиональной постоянной основе, и условий осуществления депутатом депутатской деятельности в соответствии с п. 6 ст. 4 и ст. 11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительны х) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) относятся к компетенции субъекта РФ. Вместе с тем механизм реализации права депутатов на осуществление своих полномочий на профессиональной постоянной основе должен быть законодательно урегулирован с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ.

Одним из наиболее сложных, имеющих неоднозначное разрешение в правоприменитель ной практике является вопрос о пределах правового регулирования статуса депутата представительног о органа муниципального образования.

Во многих случаях суды считают, что на депутатов, особенно тех из них, кто работает на постоянной основе, распространяются нормы трудового законодательства.

Верховный Суд РФ высказался о природе отношений депутата, пределах правового регулирования этих отношений, рассматривая закон Республики Коми. Согласно ст. 24 Закона Республики Коми от 16.06.1998 № 25-РЗ «О местном самоуправлении в Республике Коми» (в ред. от 16.07.2002 № 75-РЗ) депутат в период исполнения своих полномочий не мог быть уволен с работы по инициативе администрации организации без согласия соответствующего представительног о органа местного самоуправления, за исключением случаев ликвидации организации.

Анализируя названные нормы, Верховный Суд РФ отметил, что согласно Конституции РФ (пп. «к», «н» ст. 72) трудовое законодательство и установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Законодатель субъекта РФ, устанавливая общие принципы организации системы государственной власти и местного самоуправления, в т. ч. и принципы, касающиеся статуса депутата представительног о органа местного самоуправления, включая права, обязанности, гарантии, ответственность и ограничения в связи с осуществлением принадлежащих депутату полномочий, обязан соблюдать нормы федерального законодательства, в данном случае трудового. Порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров установлен нормами федерального законодательства, а поэтому законодатель субъекта РФ не вправе осуществлять правовое регулирование в этой сфере. Законодатель Республики Коми, принимая специальный закон о статусе депутата представительног о органа местного самоуправления, ввел не содержащуюся в Трудовом кодексе РФ (далее - ТК РФ) норму, регулирующую порядок изменения и расторжения трудового договора, а именно предусмотрел особый порядок изменения существенных условий труда и увольнения депутата, чем превысил свои полномочия в области регулирования вопросов трудового законодательства и вторгся в компетенцию федеральных органов государственной власти. Конституционный Суд РФ только подтвердил данную позицию Верховного Суда РФ. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 21.03.1997 № 5-П «По делу о проверке конституционност и положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» признание за субъектами РФ права осуществлять опережающее правовое регулирование по предметам совместного ведения не предоставляет им полномочий по решению в полном объеме вопросов, имеющих универсальное значение как для законодателя в субъектах РФ, так и для федерального законодателя и в силу этого подлежащих регулированию федеральным законом. Закон субъекта РФ может определять трудовые гарантии депутатам представительных органов местного самоуправления для беспрепятственно го и эффективного осуществления ими своих полномочий, защищающих их права, честь и достоинство, но эти гарантии не должны противоречить нормам федерального законодательства.

Возможность получения депутатами, работающими на непостоянной основе, выплат в связи с депутатской деятельностью является ещё одним камнем преткновения в деле правовой «самоидентификац ии» представительных органов местного самоуправления. Сложившаяся правоприменитель ная практика свидетельствует об отсутствии единообразного понимания природы и назначения выплат депутатам, работающим на непостоянной основе, в связи с депутатской деятельностью. Из анализа правоприменитель ной практики следует, что в отдельных муниципальных образованиях указанные выплаты установлены в качестве вознаграждения за депутатскую деятельность, имеют фиксированный размер за единицу времени и зависят от качества и условий осуществляемой деятельности, т. е. фактически понимаются как заработная плата за осуществление трудовой функции. Другими муниципальными образованиями указанные выплаты понимаются как компенсационные, установленные для возмещения расходов за депутатскую деятельность. Некоторые муниципальные образования выплаты вообще не производят, мотивируя отказ от выплат неоднозначностью их назначения. Например, в новой редакции Устава муниципального образования город Светлоград в п. 15 ст. 25 предусмотрена возможность возмещения иных расходов, связанных с деятельностью депутата, а в п.16 этой же статьи прописана возможность для депутата Светлоградского городского Совета, работающего на непостоянной основе, получать денежное вознаграждение из средств бюджета города только в соответствии с решением Светлоградского городского Совета. Этим правом городской Совет ни разу не воспользовался, так как бюджет города является дотационным на пятьдесят процентов.

Анализируя возможность получения каких-либо выплат депутатами законодательных органов государственной власти субъектов РФ, не работающими на постоянной основе, Конституционный Суд РФ сформулировал следующую правовую позицию. Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона № 184-ФЗ в случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательско й, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательство м Российской Федерации. Данное ограничение, связанное с осуществлением депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, обусловливает установление соответствующим депутатам денежного содержания и других выплат, предусмотренных федеральным законодательство м и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Депутатам, осуществляющим депутатские полномочия на непостоянной основе, без отрыва от основной деятельности, такие выплаты не полагаются. Основным видом заработка этой категории депутатов является доход от их профессиональной деятельности. На них не распространяется запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательско й, научной и иной творческой деятельности, который установлен для депутатов, осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе. Вместе с тем на депутатов, осуществляющих депутатские полномочия на непостоянной основе, как и на иных депутатов, распространяются ограничения на занятие должностей, несовместимых со статусом депутата и принципом разделения властей.

Вопрос о возможности получения депутатами, работающими на непостоянной основе, выплат в связи с депутатской деятельностью многократно исследовался в судах.

Данный вопрос исследовался Уставным судом Санкт-Петербурга в 2008 г. на предмет законности положений абз. 5 п. б ст. 31 Закона Санкт-Петербурга № 237-30, которыми закреплено, что размер вознаграждения депутату муниципального совета муниципального образования, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, за проделанную работу, связанную с осуществлением им своего мандата, устанавливается уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом муниципального совета и не может превышать 12 расчетных единиц в год.

Суд пришел к следующему выводу. Осуществление полномочий депутатом представительног о органа местного самоуправления связано с его избранием. Между депутатом, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, и представительным органом местного самоуправления не заключается соглашение, регулирующее трудовые отношения, на него не распространяются правила внутреннего трудового распорядка, работником представительног о органа местного самоуправления такой депутат не является. К его деятельности неприменимы критерии оценки труда, характерные для сферы трудовых отношений (например, эффективность, продолжительност ь рабочего времени). Таким образом, деятельность депутата представительног о органа местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, связанная с реализацией им своих полномочий, осуществлением трудовой функции не является.

Следовательно, положения ст. 2 ТК РФ, устанавливающие принципы правового регулирования трудовых отношений, включая обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на отношения, возникающие между депутатами, осуществляющими деятельность на непостоянной основе, и представительным и органами местного самоуправления, не распространяются. Предусмотренные оспариваемыми положениями выплаты не могут являться вознаграждением за труд и находятся за пределами отношений, регулируемых трудовым законодательство м.

В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособнос ти. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается. Конституционный Суд РФ также указывал на недопустимость использования института минимального размера оплаты труда для определения размеров иных выплат, кроме прямо предусмотренных федеральным законодательство м. Из содержания оспариваемых положений следует, что депутат представительног о органа местного самоуправления, осуществляющий свои полномочия на непостоянной основе, может получать вознаграждение только за проделанную, т. е. за реально выполненную, работу, и такая работа должна быть связана с осуществлением депутатом своих полномочий. Положениями Закона Санкт-Петербурга № 237-30 не установлены виды работ, порядок их нормирования, не определен необходимый и достаточный объем выполнения работ, после достижения которого возможно получение вознаграждения депутатом, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, также не определен критерий оценки работ.

Из содержания взаимосвязанных положений абз.4 и 5 п. 6 ст. 31 Закона Санкт-Петербурга № 237-30 не следует, что предусмотренные выплаты имеют компенсационный характер. Законодателем не определено, на возмещение каких расходов или затрат данные выплаты направлены. Кроме того, согласно оспариваемым положениям основанием данных выплат является проделанная работа, а не расходы или затраты. Таким образом, из содержания оспариваемых положений невозможно однозначно определить правовую природу и назначение предусмотренных выплат для депутатов представительных органов местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе. На основании изложенного Уставный суд Санкт-Петербурга пришел к выводу о неопределенности правовых норм, содержащихся в положениях абз. 5 п. 6 ст. 31 Закона Санкт-Петербурга № 237-30, что не соответствует положениям п. 1 ст. 3 Устава Санкт-Петербурга.

В ряде случаев вопрос о выплатах депутатам, работающим на непостоянной основе, суды рассматривают с точки зрения неосновательно выплаченных денежных средств. В конце марта 2008 г. прокурором Южно-Сахалинска в Южно-Сахалинский городской суд направлено 23 исковых заявления о взыскании с депутатов, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, неосновательно выплаченных денежных средств. Поводом к прокурорскому вмешательству стали результаты проверки законности решения городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 27.11.2006 № 500/26ВН-06-3 «О компенсации расходов депутатам городского Собрания, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе» и решения городского Собрания городского округа от 28.02.2007 № 594/30-07-3 «О внесении изменений и дополнения в решение городского Собрания от 27.11.2006 №498/26ВН-06-3 «О компенсации расходов депутатам городского Собрания, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе». Проверка показала, что изначально решением городского Собрания предусмотрена выплата денежной компенсации депутатам городского Собрания, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, за счет средств городского бюджета городского округа в связи с осуществлением ими своего мандата, а также при необходимости денежная компенсация за упущенный заработок или вознаграждение за проделанную работу по распоряжению председателя городского Собрания. Пунктом 1.2 решения городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 28.02.2007 в нормативный правовой акт внесены изменения, устанавливающие новую редакцию документа, в соответствии с которой вознаграждение депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, устанавливается в размере средней заработной платы заместителей председателя городского Собрания из расчета 11 рабочих дней.

По мнению прокуратуры, возможность определения размеров и установления оплаты труда выборным должностным лицам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, федеральным законодательство м не установлена. Вместе с тем федеральным законодательство м предусмотрена такая гарантия депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, как сохранение ежемесячного заработка по месту основной работы.

30 июля 2008 г. Южно-Сахалинским городским судом, рассмотревшим в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Южно-Сахалинска, постановлена резолютивная часть решения суда, согласно которой взысканы с депутата Т. городского Собрания Южно-Сахалинска в бюджет городского округа «Город Южно-Сахалинск» неосновательно выплаченные ей денежные средства в размере 295 156 руб. 25 коп.

Таким образом, судебная практика по делам о статусе депутата представительног о органа муниципального образования представлена на сегодняшний день неоднозначно. Учитывая, что судебная система Российской Федерации не основывает свою деятельность на «прецедентном праве» де-юре, тем не менее, де-факто суды применяют отечественную законодательную базу для того, чтобы хоть как то определить статусные рамки деятельности депутатов представительных органов муниципальных образований. Во многом такая законодательная «вилка» для правового статуса депутата обусловлена отсутствием специального федерального закона о статусе депутата представительног о органа муниципального образования.

Вадим Мироненко , заместитель Председателя Совета МОРО ВСМС по информационно-ан алитической работе

Обсуждение выплат народным избранникам широко обсуждает уже неделю. Мнения разные: кто-то говорит, что будет экономия для бюджета и что это справедливо, а кто-то, наоборот, кричит, что денег и так нет в бюджете, а тут еще дополнительная строка расходов.

Вот что по этому поводу говорит депутат ОЗС Василий Сураев :

«Денежные выплаты депутатам - это не нововведение. Еще в 2001 году был принят закон «О статусе депутата Законодательного Собрания Кировской области». Согласно этому закону - «депутату Законодательного Собрания ежемесячно выплачивается денежная компенсация расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности...».

Размер ежемесячной денежной компенсации расходов устанавливается отдельным постановлением Заксобрания. В 2011 году было принято решение, что депутатам выплачивают сумму в размере 10 тысяч рублей, председателям комитетов - 12 тысяч, заместителям председателей комитетов - 11 тысяч без учета налогов, по факту - от 8700 до 10440 рублей.

В 2013 году размер компенсации увеличили на 2 тысячи рублей тем депутатам, которые представляют избирательные округа Кировской области, за исключением города Кирова.

Для чего это было сделано? Дело в том, что в Кировской области большая часть депутатов осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, то есть без отрыва от основной производственной деятельности. На постоянной основе работает председатель, его замы и некоторые председатели комитетов. В некоторых областях все депутаты Законодательного Собрания работают на освобожденной основе и получают заработную плату. При этом у них есть еще и штатные помощники, которые также получают зарплату.

В связи с занятостью по основному месту работы народному избраннику не всегда получается уделять достаточно времени депутатской работе. Поэтому у депутата, как правило, есть помощники, которые помогают вести прием граждан, работать с поступившими обращениями.

Как объясняет Василий Куприянович, если же депутат работает в районе области, ему приходится ездить в отдаленные населенные пункты для встречи с избирателями и решения проблем. При этом расстояние между населенными пунктами в районе порой бывает 50 км, а то и 100 км. «Вот поэтому с 2001 года депутатам была установлена выплата денежной компенсации расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности», - говорит Василий Сураев.

В чем суть законопроекта

Как он пояснил, суть вносимого законопроекта представителями фракций «Справедливая Россия», ЛДПР и КПРФ в том, что денежные выплаты получают только те депутаты, которые осуществляют свои полномочия без отрыва от основной производственной или служебной деятельности.

«Я считаю, что председатели комитетов, работая на освобожденной основе, не должны получать еще и компенсации, так как они из бюджета получают зарплату, пользуются служебным автотранспортом, у них есть оборудованные связью и оргтехникой кабинеты, их деятельность обеспечивают сотрудники аппарата Заксобрания. Какие у них еще могут быть дополнительные расходы?», - говорит Василий Куприянович.

Более того, было предложено в случае отсутствия депутата на заседании комитета и пленарном заседании, выплату не производить. «Это бы дисциплинировало некоторых депутатов. А то получается так - на заседания не ходят, депутатскую работу не ведут, а компенсацию получают, - подчеркивает собеседник. - Депутат Ольга Сыкчина, фракция ЛДПР, по нашей просьбе предложила внести еще поправку: депутаты могут отказаться от денежных выплат, написав заявление. Лично я так и сделаю при принятии постановления».

9 ноября прошло заседание профильного комитета, на котором этот вопрос бурно обсуждался. И депутаты приняли решение отклонить предложенный проект постановления. «Не захотели депутаты, занимающие освобожденные должности, лишаться доплат, - считает Василий Сураев. - Но вдруг на пленарном заседании лидер фракции ЕР заявил о том, что на следующем заседании ЕР готова выйти с инициативой об отмене фиксированных сумм компенсации депутатам. А всего лишь день назад он был категорически против».

«Хотя если бы поддержали нашу инициативу, то любой депутат мог отказаться от выплат, написав заявление, - рассказывает собеседник. - Но «Единая Россия», видимо, не захотела поддержать инициативу, исходящую от представителей других фракций. А теперь еще и хочет ущемить тех депутатов, доходы которых ниже среднеобластных, и компенсация за исполнение депутатских обязанностей для них имеет большое значение».

«Почему это предложение появилось только сейчас? Дело в том, что постановления по выплатам не обсуждались на комитетах, а принимались на пленарном заседании с «голоса» председателя ОЗС, и никто из депутатов, исполняющих свои полномочия на общественных началах, не был знаком с текстом постановления, - рассказывает Василий Куприянович. - Я это узнал буквально перед выборами депутатов Заксобрания шестого созыва от одного из членов Правительства, который сказал, что многие члены Правительства возмущены тем, что депутаты, работающие на штатной основе, получают кроме заработной платы еще и компенсации. Хотя при этом объем работы и уровень ответственности зампредов ОЗС несопоставим с зампредами Председателя Правительства, а председателей комитетов ОЗС с руководителями департаментов. Также как объем работы и уровень ответственности Губернатора в разы выше, чем у Председателя ОЗС, а уровень оплаты и льготы одинаковы. Я полностью согласен с такой позицией, и в наши законы необходимо внести соответствующие изменения».


Являются ли компенсации, выплачиваемые депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, объектом обложения ЕСН? Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Компенсация депутатам на непостоянной основе

Заявление депутата на непостоянной основе о предоставлении ему ежемесячной денежной выплаты подается руководителю аппарата Думы не позднее 7 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, а в декабре — не позднее 15 декабря. При принятии решения об определении размера ежемесячной денежной выплаты депутатам на непостоянной основе применяются следующие критерии оценки качества работы депутата на непостоянной основе: количество пропущенных заседаний Думы; количество пропущенных заседаний комитета Думы и комиссий Думы, членом которых он является; количество рассмотренных обращений граждан и организаций, в том числе с соблюдением/нарушением сроков рассмотрения; количество исполненных поручений Председателя Думы, первых заместителей Председателя Думы, заместителей Председателя Думы, председателей комитетов Думы.

Выплаты депутатам: порядок налогооблажения

Внимание

В этом случае основной источник дохода – оклад, получаемый в Законодательном собрании. Депутат должен полностью посвятить себя государственной деятельности и служению народу. Если же избранник принял решение работать по совместительству, то его наниматель обязан отпустить с основного места работы своего сотрудника-депутата на срок до 6 дней для исполнения последним государственных дел.


Важно

За дни, потраченные не на основной рабочий процесс, каждому депутату-совместителю будет выплачена компенсация в том порядке, как это производится присяжному заседателю. Об этом процессе стоит поговорить подробнее чуть дальше. Практика регионов такова, что на профессиональной основе в большинстве из них трудится председатель, его заместители и главы комитетов.


Остальные вправе выбирать.

О правовом статусе депутата представительного органа муниципального образования.

Поскольку депутатская деятельность признается трудовой деятельностью, выплаты, начисленные депутатам за выполнение трудовых обязанностей, подлежат обложению единым социальным налогом в соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ. При этом суммы возмещения расходов депутатов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, не облагаются единым социальным налогом на основании положений абзаца 10 подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ как компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическими лицами своих трудовых обязанностей. Позиция Минфина России по данному вопросу изложена в письме от 03.07.2008 N 03-04-07-01/112.
(Из информационного сообщения ФНС России на сайте www.nalog.ru) 1 июля 2009 г.
Компенсационные выплаты производятся депутату Советадепутатов поселения Кленовское (далее – Совет), совмещающего депутатскую деятельность с выполнением трудовых обязанностей по основному месту работы, ежеквартально. 3. Компенсационные выплаты депутатам Совета осуществляется в денежной форме за счет средств бюджета поселения Кленовское. 4. Установить следующий предельный размер компенсационных выплат: депутатам — не более 5000 рублей в месяц (приложение № 1 к Положению); председателям постоянных депутатских комиссий – не более 7000 рублей в месяц(приложение № 2 к Положению); Главе поселения (председателю Совета депутатов) – не более 10 000 рублей в месяц(приложение № 3 к Положению).

Компенсационные расходы дпутатам на непостоянной основе

В соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации депутаты в связи с исполнением своих депутатских полномочий имеют право на возмещение расходов, связанных с депутатской деятельностью, в порядке, установленном нормативным актом представительного органа муниципального образования. Так, например, согласно п. 8 ст. 26 Устава муниципального образования «Город Анжеро-Судженск» депутатам Анжеро-Судженского городского Совета народных депутатов, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, ежемесячно возмещаются расходы, связанные с осуществлением полномочий депутата, в размере и порядке, определяемых нормативным правовым актом Анжеро-Судженского городского Совета народных депутатов и с учетом времени участия в работе комитетов, комиссий, сессий городского Совета, но не более трех минимальных размеров оплаты труда, установленных в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, работа в органах власти можно отнести к общественной работе на благо государства. Согласно действующему законодательству, отдельный субъект государства вправе самостоятельно решить каким образом депутаты будут действовать на местах и издать по этому поводу соответствующий законодательный акт, регламентирующий их работу и основные денежные гарантии. В столице нашей родины закон, регламентирующий возможность депутата выбрать способ деятельности в Государственной думе Москвы (постоянная или не постоянная работа), был принят в 2014 году.


По данному документу с отрывом от основной работы обязательно избираются председатель, его заместители и начальники соответствующих структурных подразделений. Остальные могут самостоятельно решать: остаться на основной работе или полностью посвятить себя государственным делам.

Инфо

НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подп. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ), а также по авторским договорам. Законодательными актами субъектов Российской Федерации предусматриваются выплаты депутатам ежемесячного денежного вознаграждения, денежные поощрения и иные выплаты в качестве социальной гарантии их деятельности. Глава 24 НК РФ не содержит специальных положений, регулирующих порядок налогообложения таких выплат.

Что это такое и каков порядок выплат? Как уже неоднократно сообщалось, каждый субъект Российской Федерации вправе самостоятельно решить вопрос с порядком и условиями организации компенсационных выплат депутатам-общественникам. Компенсационные выплаты депутату – это денежное возмещение расходов лицу, являющемуся общественным депутатом. Главное назначение такого рода выплат – компенсация расходов, связанных с государственной деятельностью депутатов на не постоянной основе.

Данные выплаты должны производиться из средств бюджета местного значения по соответствующей статье расходов. Обязательно местные органы должны установить время выплат (к примеру, раз в месяц, в три месяца или в полугодие) и сумму компенсации. Сумма может быть фиксированной, а может представлять собой средний заработок депутата по основному месту работы или процентное значение.

Проблемы депутатов по совместительству Некоторые депутаты все же категорически против такой практики, так как считают, что работа по совместительству не оставляет времени на государственные дела. Главное правило таких служащих: будь депутатом профессионально или не будь им вовсе. Среди слуг народа проводится аналогия нынешнего законодательства и действующего еще во времена Советского Союза, когда практика депутатов-совместителей также существовала.

Противники действующего закона и те, до кого такая норма еще не добралась, считают, что работа непрофессиональных депутатов будет абсолютно не видна, а также то, что такое положение вещей позволит прийти в состав выборных органов бизнесменам и предпринимателям, которые напрямую зависят от государственных решений, что и будут в дальнейшем сами принимать.
Европейской хартии местного самоуправления (1985 год), депутаты на не постоянной основе имеют право на получение компенсации за:

  • проезд к месту назначения и в обратном направлении, включая сопутствующие вопросы (белье в поезде, страхование пассажира, бронирование и т.д.);
  • найм жилого помещения или гостиничного номера;
  • расходы, которые напрямую связаны с выездом за пределы страны (оформление загранпаспорта, страховка, покупка и бронирование билетов и т.д.).

Некоторые местные органы закрепляют в своем положении (в частности, в Москве) о компенсационных выплатах за покупку канцтоваров и иного оснащения и оборудования, необходимого для нормальной работы, но все же, большинство регионов такую норму не предусматривают и сопутствующие товары и услуги, не предусмотренные Европейской хартией, возмещению у них не подлежат.
Также в Московской думе есть возможность использовать служебный транспорт органа по рабочим вопросам. Отражение в отчетных документах Любые выплаты из государственного бюджета должны в обязательном порядке отражаться в соответствии со статьями экономической классификации. Так, расходы, связанные с компенсационными выплатами депутатам, осуществляющим свою деятельность на не постоянной основе, должны найти отражение в отчетах согласно 226 подстатье – «Прочие услуги». Выдача и налоги Согласно тексту ТК РФ (по состоянию на октябрь 2017 года), а точнее, его 164 статье, компенсацией считаются такие выплаты денежного характера, которые имеют своей целью возмещать определенным работникам затраты, связанные с исполнением своих трудовых обязанностей или же иных обязанностей, которые предусмотрены не только ТК РФ, но и другими нормативно-правовыми актами государства.

Деятельность органов самоуправления, а также выборность депутатов в эти органы, должна четко соответствовать законодательству Российской Федерации.
Согласно ФЗ под порядковым номером 131, датированному 06.10.2003, который призван регламентировать деятельность органов местного самоуправления и закрепить их общие принципы работы, местные структуры вправе самостоятельно принимать решение относительно размеров и условий компенсационных выплат депутатам и иным лицам, которые осуществляют свою работу на непрофессиональной основе.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Депутаты на не постоянной основе: кто это?

Депутат на не постоянной основе – это должностное лицо, которое занимает определенную должность в выборных исполнительных органах местной власти, но при этом осуществляет иную деятельность, которая признается основной и является главным источником дохода гражданина. Таким образом, работа в органах власти можно отнести к общественной работе на благо государства.

Согласно действующему законодательству, отдельный субъект государства вправе самостоятельно решить каким образом депутаты будут действовать на местах и издать по этому поводу соответствующий законодательный акт, регламентирующий их работу и основные денежные гарантии.

В столице нашей родины закон, регламентирующий возможность депутата выбрать способ деятельности в Государственной думе Москвы (постоянная или не постоянная работа), был принят в 2019 году. По данному документу с отрывом от основной работы обязательно избираются председатель, его заместители и начальники соответствующих структурных подразделений. Остальные могут самостоятельно решать: остаться на основной работе или полностью посвятить себя государственным делам. Такого рода положение уже давно и успешно практикуется на просторах Российской Федерации, за исключением Санкт-Петербурга и Чеченской республики.

Организация выбора на основании действующего законодательства

Текст Федерального закона, регламентирующего основные принципы организации и деятельности законодательных и исполнительных органов госвласти в субъектах РФ, четко прописывает возможность депутатов принимать самостоятельное решение относительно того, как они будут осуществлять свою государственную деятельность.

Таким образом, законно будет функционирование Законодательного собрания как на постоянной основе, так на не постоянной или и вовсе смешанной.

Каждый избранник народа, который все же решил стать профессиональным депутатом и оставить прежнюю работу, должен отказаться от любого вида деятельности, приносящего доход (исключение – наука, творчество или учебный процесс). В этом случае основной источник дохода – оклад, получаемый в Законодательном собрании. Депутат должен полностью посвятить себя государственной деятельности и служению народу.

Если же избранник принял решение работать по совместительству, то его наниматель обязан отпустить с основного места работы своего сотрудника-депутата на срок до 6 дней для исполнения последним государственных дел. За дни, потраченные не на основной рабочий процесс, каждому депутату-совместителю будет выплачена компенсация в том порядке, как это производится присяжному заседателю. Об этом процессе стоит поговорить подробнее чуть дальше.

Практика регионов такова, что на профессиональной основе в большинстве из них трудится председатель, его заместители и главы комитетов. Остальные вправе выбирать.

Проблемы депутатов по совместительству

Некоторые депутаты все же категорически против такой практики, так как считают, что работа по совместительству не оставляет времени на государственные дела. Главное правило таких служащих: будь депутатом профессионально или не будь им вовсе.

Среди слуг народа проводится аналогия нынешнего законодательства и действующего еще во времена Советского Союза, когда практика депутатов-совместителей также существовала.

Противники действующего закона и те, до кого такая норма еще не добралась, считают, что работа непрофессиональных депутатов будет абсолютно не видна, а также то, что такое положение вещей позволит прийти в состав выборных органов бизнесменам и предпринимателям, которые напрямую зависят от государственных решений, что и будут в дальнейшем сами принимать.

Помимо нависшей угрозы лоббизма есть еще одна проблема – посещаемость депутатов Законодательного собрания. Каждый регион борется с этим по-своему. К примеру, в Иркутске была введена норма: за 4 прогула лицо будет лишаться полномочий. Правда, не поступало информации о том, что кто-либо все-таки получил такое взыскание.

Но, не смотря на то, что депутаты все же активно исполняют свой гражданский долг перед выборщиками, в положениях регионов об их деятельности все же имеются нормы, предусматривающие лишения за неисполнение своих обязанностей или неявку.

Какая положена компенсация депутатам на не постоянной основе?

Субъекты Российской Федерации в своем локальном законодательстве в обязательном порядке должны закрепить порядок компенсационных выплат депутатам, связанных с их расходами на занятие депутатской деятельностью.

Что это такое и каков порядок выплат?

Как уже неоднократно сообщалось, каждый субъект Российской Федерации вправе самостоятельно решить вопрос с порядком и условиями организации компенсационных выплат депутатам-общественникам .

Компенсационные выплаты депутату – это денежное возмещение расходов лицу, являющемуся общественным депутатом.

Главное назначение такого рода выплат – компенсация расходов, связанных с государственной деятельностью депутатов на не постоянной основе.

Данные выплаты должны производиться из средств бюджета местного значения по соответствующей статье расходов.

Обязательно местные органы должны установить время выплат (к примеру, раз в месяц, в три месяца или в полугодие) и сумму компенсации. Сумма может быть фиксированной, а может представлять собой средний заработок депутата по основному месту работы или процентное значение.

На основном месте работы сотруднику обязаны предоставить очередной отпуск. Узнайте, положен ли о .

В месяц зарплата депутата Госдумы превышает доходы за квартал среднестатистического работника. Интересно, ?

Также практически каждый субъект РФ обязательно включает в текст нормативно-правового акта норму о том, что за невыполнение своих обязанностей, или еще какую-либо провинность он может быть лишен полностью или частично установленной суммы компенсации.

Выплата компенсации должна производиться только по письменному распоряжению председателя органа местного самоуправления и на основании представленных депутатом документов (справка об отсутствии его по основному месту работы, копия решения председателя, проездные документы и т.д.).

Обязательно депутату должен быть возмещен упущенный им по основному месту работы заработок. Обычно, эта сумма устанавливается на отметке среднего заработка конкретного лица, но бывают случаи, когда в положении прописаны иные сумм (например, 50% заработной платы + надбавки за государственную службу или особые условия работы).

Компенсационные выплаты могут зависеть также от местности, в которой проживает депутат. Например, если добираться к месту службы ему далеко, то он может получить большую компенсацию нежели тот, кто проживает неподалеку. Особенно это актуально для областных органов самоуправления.

Возмещаются ли расходы, связанные с деятельностью депутата?

Согласно положению о компенсации, прописанному в Европейской хартии местного самоуправления (1985 год), депутаты на не постоянной основе имеют право на получение компенсации за:

  • проезд к месту назначения и в обратном направлении, включая сопутствующие вопросы (белье в поезде, страхование пассажира, бронирование и т.д.);
  • найм жилого помещения или гостиничного номера;
  • расходы, которые напрямую связаны с выездом за пределы страны (оформление загранпаспорта, страховка, покупка и бронирование билетов и т.д.).

Некоторые местные органы закрепляют в своем положении (в частности, в Москве) о компенсационных выплатах за покупку канцтоваров и иного оснащения и оборудования, необходимого для нормальной работы, но все же, большинство регионов такую норму не предусматривают и сопутствующие товары и услуги, не предусмотренные Европейской хартией, возмещению у них не подлежат.

Также в Московской думе есть возможность использовать служебный транспорт органа по рабочим вопросам.

Отражение в отчетных документах

Любые выплаты из государственного бюджета должны в обязательном порядке отражаться в соответствии со статьями экономической классификации.

Так, расходы, связанные с компенсационными выплатами депутатам, осуществляющим свою деятельность на не постоянной основе, должны найти отражение в отчетах согласно 226 подстатье – «Прочие услуги».

Выдача и налоги

Согласно тексту ТК РФ (по состоянию на октябрь 2019 года), а точнее, его 164 статье, компенсацией считаются такие выплаты денежного характера, которые имеют своей целью возмещать определенным работникам затраты, связанные с исполнением своих трудовых обязанностей или же иных обязанностей, которые предусмотрены не только ТК РФ, но и другими нормативно-правовыми актами государства.

Согласно тексту 217 статьи НК РФ существует определенные категории доходов, которые не подлежат налогообложению. Так, не облагаются налогами пособия государственного характера, равно как иные выплаты и компенсации, которые подлежат возмещению на основании законов и актов законодательства РФ и ее субъектов и не относятся к источнику заработка.

В тексте нормативно акта, устанавливающего работу депутатов в конкретном регионе, должно быть указано, что депутатам выплачиваются социальные гарантии за выполнение работы на непостоянной основе в том случае, если мероприятия, в которых эти лица участвуют, требуют их присутствия. Компенсации производятся за счет средств местного бюджета. В это время депутат не выходит на основное место работы, а осуществляет общественно-значимую деятельность в органах самоуправления.

Именно за такую деятельность и невозможность получать заработок и выплачивается компенсация, которая не подлежит обложению налогами.

Несмотря на то, что во многих регионах заработок профессионального депутата довольно высок, многие все же стремятся сохранить свое место работы и всего лишь получать компенсацию депутата на не постоянной основе согласно отработанным в Законодательном собрании дням.

Вопросы эффективности профессионального парламента и общественного остаются открытыми. С одной стороны, зачем в небольшом регионе содержать людей на государственном обеспечении, если нет необходимости в их постоянном нахождении в парламенте. Им достаточно будет осуществлять государственную работу определенное количество днейв месяц, получая за это материальную компенсацию. Другое дело – Москва – огромный город, где проживают миллионы людей. Здесь вопросы совместительства будут стоять намного острее, так как выполнять основную работу и государственную будет слишком накладно.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх