Определение на карте точки стояния на местности глазомерно по ориентирам, промером расстояний, по измеренным расстоянию и направлению, обратной засечкой. Определение точки стояния и целеуказание на местности Определение точки стояния

По­сле того, как карта сориентирована, можно решить ряд возникших перед туристом задач на местности.

Чаще всего туристу приходится находить точку стояния. Это можно сделать разными способами и приемами. Проще, когда эта точка находится рядом с местным предметом (рис. 2), изображенным на карте, условный знак или изображение этого предмета указывает точку стояния.

Рис. 2. Ориентирование карты по местным предметам.

Если точка стояния на местности опознать невозможно, и она находится вдали от местных предметов, то прибегают к простейшим способам топографической привязки. Чаще всего топографическая привязка осуществляется приемами глазомерной съемки. Топографическую привязку приемами глазомерной съемки можно выполнить тогда, когда местные предметы удалены от привязываемой точки не более, чем на 1 километр. Сначала выбирают местные предметы, хорошо опознаваемые на карте (перекрестки обозначенных на карте дорог, просек, перекрестки улиц в населенных пунктах, углы канав и линий электропередач, церкви, вышки, водонапор­ные башни, отдельные памятники, курганы, отдельные дере­вья, километровые столбы, мосты, и т.п.). Затем карту ориентируют по компасу или по прямолинейному контуру, если привязываемая точка расположена на этом контуре, а визи­рование с прочерчиванием направления осуществляют при помощи линейки. Расстояние измеряют шагами или на глаз (если оно не более 100 м). Для перехода от расстояний, изме­ренных в шагах, к соответствующим расстояниям в метрах, необходимо знать масштаб своих шагов. Если он неизвестен, то принимают 100 обычных шагов за 75-80 м.

Очень часто в туристских походах применяется карта, на которой указан не географический, а магнитный меридиан. И поэтому туристам не нужно производить довольно сложные (особенно для новичка) вычисления. Допу­стим, группе надо пройти по азимуту от слияния ручьев до поляны, где находится цель части маршрута.

Для выполнения этой задачи следует:

1) соединить на карте исходную и конечную точки движения, то есть точку слияния ручьев и точку ориентира;

2) измерить транспортиром магнитный азимут: угол (по часовой стрелке) между магнитным меридианом и направлением движения. Магнитный азимут равен 120°. Эту циф­ру надо запомнить, так как при движении по лесу визир может сбиться, и тогда придется определять азимут снова;

3) поставить визир на компасе против соответствующе­го деления на шкале;

4) совместить «северный» конец стрел­ки компаса с отметкой «0°» на шкале компаса;

5) определить с помощью визира ориентир на местнос­ти, находящийся в направлении визирования. Начать движение; достигнув ориентира, повторить 4-5-ю операции и т.д.

Перед походом нужно обязательно проверить исправность компаса. К стрелке подносят какой-либо стальной предмет, выводят ее из равновесия и проверяют, вернется ли она на прежний отсчет. Если стрелка не установится в постоянное положение, значит, компас неисправен, пользоваться им нельзя.

Следует иметь в виду, что любой компас может неправильно указывать стороны горизонта. Случается это во время грозы, рядом с линиями электропередачи, у электрифицированных железных дорог.

Точка стояния может быть определена на карте различными способами: по ближайшим ориентирам на глаз, промером пройденного расстояния, засечкой. Способ определения точки стояния выбирается с учетом имеющегося времени, условий обстановки и требуемой точности.

Определение своего местоположения по ближайшим ориентирам на глаз. Это наиболее распространенный способ. На ориентированной карте опознают один-два местных предмета, видимых на местности, затем определяют глазомерно свое местоположение относительно этих предметов по направлениям и расстояниям до них и намечают точку своего стояния (рис. 4).

Если точка стояния на местности находится рядом с каким-либо местным предметом или его характерным изгибом (поворотом), изображенным на карте, то место расположения условного знака (точки поворота) этого предмета будет совпадать с искомой точкой стояния.

Промером расстояния. Этот способ чаще всего применяется при движении по линейному ориентиру или вдоль него (по дороге, просеке и т. д.), а также при движении по азимуту. На исходном пункте записывают отсчет по спидометру и начинают движение. При определении своего местоположения следует на карте отложить расстояние, пройденное от исходного пункта до точки остановки. Если движение совершается в пешем порядке или на лыжах, пройденное расстояние измеряется шагами или определяется по времени движения.

По направлению на ориентир и расстоянию до него точка стояния может быть определена, если на местности и на карте опознан только один ориентир. В этом случае на ориентированной карте к условному знаку опознанного ориентира прикладывают линейку, визируют ее на ориентир на местности, по краю линейки прочерчивают прямую линию и откладывают на ней расстояние от ориентира. Полученная на линии визирования точка и будет искомой точкой стояния.

По створу. Створом называется прямая линия, проходящая через точку стояния и две другие характерные точки местности (ориентиры).

Если машина находится на линии створа, ее местоположение на карте может быть определено одним из следующих способов:


  • --по створу и линейному ориентиру (рис. 5). Если мы находимся на линейном ориентире (дороге) и в створе с двумя местными предметами, достаточно прочертить на карте прямую через условные знаки местных предметов (ориентиров), в створе с которыми находится точка стояния на местности, до пересечения с дорогой. Точка пересечения линии створа с дорогой и будет искомой точкой стояния;
  • -- по створу и боковому ориентиру. В приведенном на рис. 6 примере створом служит направление улицы населенного пункта. Для определения точки стояния ориентируют карту по линии створа, а затем, приложив линейку к боковому ориентиру (отдельное дерево), визируют на него и прочерчивают прямую до пересечения с линией створа. В пересечении линии створа с линией визирования на ориентир и будет находиться точка стояния;

По измеренному расстоянию. На карте прочерчивают линию створа. Затем определяют расстояние до ближайшего ориентира, находящегося на линии створа, и откладывают это расстояние на прочерченной прямой (от ориентира на себя). Полученная на прямой точка будет точкой стояния.

Засечкой точку стояния определяют при условии хорошего обзора местности и наличии на ней местных предметов и форм рельефа, которые могут служить надежными ориентирами.

По боковому ориентиру (рис. 6) засечка производится, как правило, при движения по дороге или вдоль какого-либо линейного ориентира. Находясь на дороге, ориентируют карту, опознают на ней изображение хорошо видимого на местности предмета (ориентира), прикладывают визирную линейку к условному знаку ориентира и визируют на него. Затем, не изменяя положение линейки, прочерчивают на карте прямую линию до пересечения с условным знаком дороги. Место пересечения прочерченной линии с условным знаком дороги будет искомой точкой стояния.


Этим способом наиболее точно определяют свое местоположение на карте, если направление на боковой ориентир пересекается с направлением движения под прямым углом. Такой случай называется засечкой по перпендикуляру.

По двум-трем ориентирам (рис. 7) засечка чаще всего выполняется, когда свое местоположение на карте не обозначено. Карту ориентируют по компасу и опознают на местности два-три ориентира, изображенных на карте. Затем, как и в предыдущем случае, визируют поочередно на выбранные ориентиры и прочерчивают по линейке направления от ориентиров на себя. Все эти направления должны пересечься в одной точке, которая будет точкой стояния. Такая засечка часто называется обратной.


Засечка по измеренным (построенным) углам (рис. 8) (способ Болотова) выполняется в такой последовательности:


  • -- с помощью башенного угломера или другим способом, например компасом, измеряют горизонтальные углы между тремя ориентирами, выбранными вокруг точки стояния и четко изображенными на карте;
  • -- строят измеренные углы на прозрачной бумаге при нанесенной произвольно точке, принимаемой за точку стояния; эти углы могут быть построены и непосредственным визированием с помощью линейки на выбранные ориентиры на местности;
  • -- накладывают бумагу на карту так, чтобы каждое прочерченное на ней направление прошло через условный знак того ориентира, на который оно проведено при визировании или построено по измеренным углам;
  • -совместив все направления с соогветствующими им условными знаками ориентиров, перекалывают на карту намеченную на листе бумаги точку, при которой построены направления. Эта точка и будет точкой стояния.

По обратным дирекционным углам (рис 9) засечку выполняют чаще всего в обстановке, когда нельзя работать с картой на местности открыто. В этом случае измеряют компасом обратные азимуты с точки стояния на два-три точечных ориентира, видимых на местности и опознанных на карте. Величины обратных азимутов отсчитывают на шкале компаса против указателя, расположенного у целика. Измеренные азимуты переводят в дирекционные углы. Затем, построив эти углы при соответствующих ориентирах на карте, прочерчивают направления до пересечения друг с другом. Точка пересечения направлений и будет точкой стояния.

При определении точки стояния любым способом засечки следует выбирать направления так, чтобы они пересекались под углом не менее 30 и не более 150°. При всех возможных случаях проверяют положение полученной точки стояния визированием на дополнительный местный предмет (ориентир). Если при пересечении трех направлений образовался треугольник, точку стояния ставят в его центре. При больших размерах треугольника, когда его сторона более 2 мм, засечку необходимо повторить, предварительно проверив точность ориентирования карты.

Измерение углов и направлений по топографической карте. Истинный азимут А, магнитный азимут А M и дирекционный угол б данной линии можно измерить на карте с помощью транспортира. Для удобства измерения этих величин на отечественных топографических картах под нижней рамкой листа слева от линейного масштаба помещают график, показывающий взаимное расположение географического, магнитного меридианов и вертикальных линий сетки, а также указывают с точностью до минуты среднее склонение магнитной стрелки, гауссово сближение меридианов и годовое изменение магнитного склонения.

Дирекционным углом б называют угол между северным направлением вертикальной линии километровой сетки и направлением на предмет, измеряют его по ходу часовой стрелки (по карте -- транспортиром).

Определение дирекционных углов и магнитных азимутов по карте. Измеряют или строят дирекционные углы на карте с помощью транспортира. Чтобы измерить дирекционный угол какого-либо направления, надо остро отточенным карандашом прочертить это направление на карте (рис. 5). Далее следует сообразить, в какой четверти располагается данное направление и каково приблизительно будет значение угла. Затем транспортир накладывают на карту так, чтобы середина его линейки, отмеченная штрихом, совпала с точкой пересечения данного направления и одной из вертикальных линий координатной сетки, а край линейки транспортира совместился бы с этой линией. После этого отсчитывают по шкале транспортира угол, соответствующий румбу или дирекционному углу. Для линии АБ (см. рис. 5) дирекционный угол равен 43°00"; так как склонение восточное 6° 15", а сближение западное 2°21", то поправка в дирекционный угол при переходе к магнитному азимуту

A М = б-(г+д) = 43°00" - (6°15" + 2°21") = 34°24".

Рис. 1.

Для линии ИК дирекционный угол вавен 228°00", а магнитный азимут

А М = б-(г+д) = 228°00" - (6°15" + 2°21") = 219°24".

На рисунке 1 направления АБ, ..., ДЕ-- прямые. Для них дирекционные углы б измеряют, а магнитные азимуты А М вычисляют аналогично направлению АБ. Направления Е, ИК -- обратные, поэтому дирекционный угол измеряют так, как для направления ИК.

Для построения на карте дирекционного угла проводят через данную точку прямую, параллельную вертикальной линии координатной сетки. Затем прикладывают к этой линии транспортир так, чтобы середина его совпала с данной точкой, и по шкале транспортира откладывают данный угол. Определение точки стояния. Проще всего можно определить точку стояния, когда она находится около какого-либо местного предмета, изображенного на карте. Допустим, мы находимся на шоссе у переезда через железную дорогу. Найдем на карте изображение железной дороги и шоссе. Место пересечения осей условных знаков шоссейной и железной дорог укажет точку стояния. Несколько труднее определить точку стояния в том месте, где поблизости нет местных предметов. В таких случаях применяют различные способы засечек. Наиболее общий способ заключается в следующем. На местности находят два заметных предмета (ориентира) и опознают их на карте. Затем карту ориентируют с помощью компаса как можно точнее и проводят на ней направление от самих предметов через их условные знаки. Точка пересечения этих направлений будет точкой стояния (рис. 2).

Рис. 2.

Рис. 3. Визирование по карандашу: а-- карандаш наложен на карту; 6-- карандаш расположен вертикально

Направление на карте от ориентира к точке стояния можно наметить визированием. В полевых условиях визирование обычно выполняют с помощью карандаша, наложенного на карту. Делают это так. Ориентируют карту и прикладывают карандаш к условному знаку ориентира (рис. 3, а). Постепенно поворачивают карандаш вокруг условного знака, производят визирование на ориентир. Когда ориентир окажется на линии визирования, а край карандаша коснется его условно.

Рис. 4. Опознание дальнего местного объекта на карте: а -- местность; б-- карта го знака, прочерчивают линию от ориентира на себя.

Кроме того, визирование можно выполнять по карандашу, расположенному вертикально (рис. 3, б). Карту ориентируют и поднимают на высоту плеч. Карандаш ставят отвесно на условный знак ориентира и через него визируют на предмет. Затем, не изменяя положения глаза и карты, медленно передвигают карандаш на себя -- он прочертит направление от предмета к точке стояния.

Точку стояния на карте возможно определить различными способами. При выборе способа учитываются условия обстановки (в том числе условия работы с картой и наличие приборов), требуемая точность и условия видимости.

а) Определение на карте точки стояния по ближайшим ориентирам
(глазомерно)

Способ применяется преимущественно на обычной среднепересеченной местности в светлое время суток при расположении точки стояния на контурах, обозначенных на карте, или в непосредственной близости от ориентиров (местных предметов или элементов рельефа).
Порядок действий:

  • ориентировать карту;
  • опознать на карте два-три ближайших местных предмета (или элемента рельефа);
  • по глазомерно определенным расстояниям и направлениям до опознанных ориентиров наметить точку стояния на карте.

Точность определения точки стояния на карте этим способом зависит главным образом от расстояний до ориентиров: чем эти расстояния больше, тем менее надежно определяется точка стояния. При расположении от ориентиров на удалении до 500 м точка стояния при достаточной опытности определяется на карте масштаба 1: 100000 со средней ошибкой порядка 150 м.

б) Определение на карте точки стояния промером расстояния

Способ применяется главным образом при движении по дороге или вдоль линейного контура и преимущественно на закрытой местности или при плохих условиях видимости.
Сущность способа: измеряется расстояние (спидометром, шагами) от любого ориентира, расположенного у дороги или линейного контура, до определяемой точки стояния; затем это расстояние откладывается на карте вдоль дороги (линейного контура) в соответствующем направлении.
Точность определения точки стояния данным способом зависит главным образом от величины ошибки измерения расстояния на местности и откладывания его на карте.

в) Определение на карте точки стояния по расстоянию и направлению

Способ применяется преимущественно на открытой местности, бедной ориентирами, когда опознан только один ориентир, показанный на карте.
Порядок действий:

  • измеряется расстояние (шагами, шнуром, биноклем, глазомерно, дальномером и т. п.) точка стояния - ориентир и азимут магнитный направления точка стояния - ориентир;
  • азимут переводится в обратный, а затем в дирекционный угол;
  • на карте от исходного ориентира с помощью транспортира или хордоугломера по дирекционному углу прочерчивается направление, на котором откладывается измеренное (определенное) расстояние; полученная точка и будет искомой точкой стояния.

г) Определение точки стояния засечкой (по одному ориентиру)



Этим способом точку стояния возможно определить при нахождении на дороге или другом линейном контуре и видимости хотя бы одного ориентира, расположенного так, чтобы угол засечки был не менее 20°.
Сущность способа:

  • карта ориентируется и на ней опознается ориентир, видимый на местности с точки стояния;
  • компасом измеряется азимут направления точка стояния - ориентир, который переводится в обратный и затем в дирекционный угол (поправку берут с карты);
  • на карте у ориентира строится (транспортиром, хордоугломером) полученный дирекционный угол, направление прочерчивается в сторону точки стояния до пересечения с линейным контуром;

точка пересечения и будет искомой точкой стояния.

Точность определения точки стояния данным способом зависит главным образом от расстояния до ориентира (чем больше это расстояние, тем больше ошибка) и ошибок измерения азимута и построения дирекционного угла на карте. При расстоянии до ориентира около километра и измерении азимута компасом АК средняя ошибка будет порядка 100 м (при работе с картой масштаба 1: 100000).
В этих же условиях точку стояния можно определить графически:

  • карта ориентируется по компасу или линии местности;
  • линейка (лучше визирная) прикладывается к ориентиру на карте и направляется визированием вдоль ребра на ориентир местности; в этом положении линейки прочерчивается прямая от ориентира на себя до пересечения с линейным контуром.

Точка пересечения и будет искомой точкой стояния.

д) Определение точки стояния обратной засечкой

Способ применяется преимущественно на открытой местности с малым количеством ориентиров, но когда хотя бы вдалеке видны два (лучше три) ориентира, обозначенных на карте и расположенных при наблюдении с точки стояния под углом в пределах 20-170°.
Точка стояния обратной засечкой определяется следующим порядком: компасом измеряются магнитные азимуты на ориентиры, азимуты преобразуются в обратные и затем в дирекционные углы (с учетом поправки, указанной на карте). Затем у ориентиров строятся соответствующие дирекционные углы и полученные направления прочерчиваются в сторону точки стояния; точка пересечения этих направлений и будет искомой точкой стояния. Направление от третьего ориентира служит контрольным. При образовании на пересечении треугольника точка стояния обозначается в середине его.
При расстояниях до ориентиров около 5 км ошибка определения точки стояния может достигать 600 м.
Порядок действий при графическом решении следующий: ориентировать карту; приложив линейку к одному из выбранных ориентиров на карте и направив ее на этот же ориентир на местности, прочертить направление на себя; повторить те же действия со вторым и третьим ориентирами. Пересечение линий и будет искомой точкой стояния на карте.



е) Определение на карте точки стояния при помощи прозрачной бумаги
(способ Болотова)

Решение задачи требует наличия не менее трех ориентиров, имеющихся на карте и видимых на местности с точки стояния. Способ Болотова обеспечивает решение задачи даже в том случае, когда предварительное ориентирование карты невозможно.
Порядок действий:

  • на листе прозрачной бумаги, положенной горизонтально на жесткую основу, из одной точки, намеченной произвольно, но с учетом имеющихся ориентиров, визированием прямым прочертить направления на выбранные на местности ориентиры;
  • наложить прозрачную бумагу на карту так, чтобы все три прочерченных направления прошли через соответствующие ориентиры на карте;
  • перенести (переколоть) центральную, первоначально намеченную точку на карту; это и будет искомая точка стояния.

Движение по азимутам

а) Подготовка по карте данных для движения по азимутам

Движение по азимутам - способ выдерживания направления пути (маршрута) с помощью компаса или гирополукомпаса; применяется главным образом при плохой видимости (ночью, в туман и т. п.) и на местности, бедной ориентирами (в лесу, в пустыне и т. п.). При наличии явлений магнитной аномалии ориентирование с помощью магнитного компаса исключено.
Движение по азимутам совершается от ориентира до ориентира. Предварительно, до начала движения, подготавливаются необходимые данные-азимуты и расстояния:

  • на карте намечается маршрут (путь движения) с ориентирами у поворотов;
  • измеряются по карте дирекционный угол и длина каждого участка (колена) маршрута;
  • дирекционные углы переводятся (с учетом поправки, указанной на карте) в магнитные азимуты;
  • данные для движения вписываются в таблицу либо записываются непосредственно на карте или специально составленной схеме.

б) Движение по азимутам

На каждой поворотной точке, начиная с исходной, по заданному азимуту с помощью компаса находят направление движения на местности. Ё направлении движения желательно выбрать и запомнить, возможно более удаленный ориентир. В движении ведут отсчет расстояния (метров, пар шагов, времени).
В случае если по прохождении заданного расстояния ориентира не окажется, в точке выхода выставляют знак или оставляют солдата, а ориентир разыскивают, обходя район вокруг точки радиусом около 0,1 пути, пройденного от предыдущего ориентира.
Для выдерживания направления в движении используются дополнительные ориентиры: звезды, направление ветра, створ колонны и другие вспомогательные признаки.

в) Обход препятствий

Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующих способов.
Первый способ, применяемый при наличии видимости через препятствие:

  • заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;
  • обойти препятствие и продолжать движение от замеченного ориентира; ширину препятствия оценить на глаз и прибавить к пройденному расстоянию.

Второй способ, применяемый при отсутствии видимости через препятствие, заключается в том, что обход совершается по прямым направлениям, азимут и длина которых строго фиксируются для выхода на заданное направление.

Точка своего стояния определяется на карте по местным предметам, характерным формам и деталям рельефа, обозначенным на карте.

Проще всего это сделать, когда находишься рядом с таким объектом-ориентиром: место расположения его условного знака и будет указывать на карте искомую точку своего стояния. В остальных случаях точка стояния определяется одним из следующих способов.

По ближайшим ориентирам на глаз . Это простейший и основной способ приближенного определения на карте точки своего стояния при нахождении на местности с четко выраженными формами рельефа и богатой ориентирами. Он заключается в следующем. Ориентируют карту и опознают на ней и на местности один - два ближайших ориентира. Определив затем на глаз свое местоположение относительно них, наносят в соответствии с этим точку своего стояния на карту (рис. 57 и 59).

Промером пройденного расстояния . Данный способ применяется при движении по дороге или по любой линии местности, обозначенной на карте (берег реки, просека в лесу и т.п.), а также при движении по прямой в каком-либо определенном направлении (например на удаленный ориентир, а в условиях плохой видимости - в направлении по заданному азимуту). Особенно он полезен в условиях плохой видимости и на местности, закрытой или бедной ориентирами. При этом способе точку своего стояния определяют, отложив на карте по масштабу или оценив на глаз расстояние, пройденное от исходной точки или от любого другого известного пункта, надежно опознанного на местности и карте. Пройденное расстояние при этом измеряется по спидометру, по времени движения или же шагами в зависимости от способа передвижения.

Засечкой по ориентирам . Этот способ не требует измерения расстояний и наиболее применим на открытой местности в условиях хорошей видимости. Он имеет несколько разновидностей.

При движении по дороге или вдоль какого-либо контура засечка точки своего местоположения выполняется следующим образом. Ориентируют карту и опознают на ней ориентир, видимый на местности с определяемой точки. Затем прикладывают на карте линейку (или карандаш) к изображению этого ориентира и, не сбивая ориентировки карты, направляют линейку на ориентир, поворачивая ее для этого вокруг его условного знака; точка пересечения линии визирования вдоль линейки с изображением дороги и будет на карте искомой точкой стояния.

Определение точки стояния упрощается, если выбранный ориентир находится на перпендикуляре к направлению движения или в створе с каким-либо другим ориентиром, тоже обозначенным на карте и видимым с определяемой точки, как показано на рис. 54. Искомая точка стояния при этом получится на карте в месте пересечения дороги или линии контура, на котором мы находимся, с прямой, проведенной через ориентир перпендикулярно к линии нашего движения, а во втором случае - с прямой, проходящей через оба ориентира, образующих створ. При проведении этих линий не требуется ни ориентирования карты, ни визирования на ориентиры по линейке.


При движении вне дорог и по направлениям, не обозначенным на карте. В данном случае засечка для определения на карте точки своего стояния производится не менее чем по двум ориентирам. Такая засечка выполняется следующим образом. Опознав на карте выбранные ориентиры, карту ориентируют по компасу, а затем, так же как и в предыдущем случае, визируют поочередно на каждый из них и прочерчивают по линейке направления от ориентиров на себя (рис. 55). Место пересечения на карте этих направлений и будет точкой нашего стояния. Для определения точки стояния на карте достаточно двух направлений; третье направление используется для контроля.

Применяя способ засечки, ориентиры следует выбирать по возможности так, чтобы направления, по которым определяется точка стояния, пересекались под углом не менее 30° и не более 150°. В противном случае точность засечки значительно снижается.

Сличение карты с местностью .

Сличить карту с местностью - это значит найти на карте изображение расположенных вокруг точки нашего стояния местных предметов и элементов рельефа и, наоборот, опознать на местности объекты, показанные на карте.

Сличать карту с местностью постоянно приходится при ориентировании и работе с картой в полевых условиях. Это позволяет наиболее быстро и полно изучать местность, выявлять происшедшие на ней изменения, уточнять расположение наблюдаемых целей, ориентиров и других важных объектов, определять расстояния до них.

Чтобы найти на карте изображение предмета, наблюдаемого на местности, надо:

- ориентировать карту и определить на ней точку своего стояния;

- не сбивая ориентировки карты, стать лицом к определяемому предмету, оценить на глаз расстояние до него и мысленно отложить это расстояние в масштабе на карте от точки своего стояния по направлению на предмет;

- на отложенном расстоянии найти изображение определяемого предмета.

Чтобы решить обратную задачу, т.е. опознать на местности объект, обозначенный на карте, нужно также ориентировать карту и найти на ней точку своего стояния; затем определить по карте на глаз расстояние до искомого предмета, направление на него и по этим данным отыскать его на местности.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх