Основные аспекты развития туризма в российской федерации. Развитие туризма в российской федерации

В последние годы состояние туристской инфраструктуры России изменилось в лучшую сторону. Этому способствовали активная политика развития туризма и пристальное внимание к отрасли со стороны всех уровней власти, а также организация крупных международных спортивных и культурных мероприятий. Появились новые объекты туристского показа, предприятия коллективного размещения, построены транспортные узлы. Происходящие изменения создали благоприятные условия для комплексного развития туристской сферы, поскольку многие задачи по созданию эффективной модели управления туризмом, совершенствованию туристской инфраструктуры и другие до сих пор не решены.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» и в «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г.» (далее - Стратегия развития туризма) туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны. В этих документах поставлена задача приоритетного развития внутреннего и въездного туризма. Ее решение предполагает привлечение иностранных туристов, формирование приверженности россиян к внутреннему туризму, увеличение кратности поездок, реализацию стратегической роли туризма в духовном развитии, воспитании патриотизма, просвещении и обеспечении роста качества жизни населения.

Реализация Стратегии развития туризма требует решения разноплановых задач:

  • формирование доступной и комфортной туристской среды;
  • повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и мировом рынках;
  • развитие социального, лечебно-оздоровительного, детского, юношеского и молодежного туризма;
  • совершенствование системы управления и статистического учета в сфере туризма;
  • обеспечение роста экономики и качества жизни населения регионов Российской Федерации за счет развития туризма;
  • комплексное обеспечение безопасности в сфере туризма и устойчивого развития сферы туристских услуг;
  • продвижение туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и международном туристских рынках;
  • интеграция сферы туристских услуг, предоставляемых Республикой Крым и г. Севастополем, в систему управления туризмом и в профессиональное туристское сообщество Российской Федерации.

Приоритетными направлениями развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации являются:

  • унификация качества туристских услуг и приведение их в соответствие с международными стандартами;
  • создание и развитие комфортной информационной туристской среды, включая систему туристской навигации, знаки ориентирования, информацию о туристских ресурсах и программах;
  • усиление роли туризма в просвещении и формировании культурно-нравственного потенциала населения;
  • координация усилий всех регионов по продвижению туристского продукта Российской Федерации.

Развитие туризма в Российской Федерации базируется на принципах инновационности, комплексности, интеграция туристских планов и проектов во все сферы народного хозяйства и социальной жизни общества. К дополнительным принципам развития туризма относятся: стимулирование предпринимательства, развитие межкультурной коммуникации и международного сотрудничества, сбалансированность интересов участников туристского рынка (потребители, бизнес, некоммерческие организации, органы государственного управления, местные жители); устойчивость развития туризма, учет экологических и социокультурных рисков, неистощимое использование туристских ресурсов.

Стратегия развития туризма в Российской Федерации реализуется совместными усилиями органов государственной власти в сфере туризма и смежных отраслей всех уровней, турфирм, организаций и лиц, предоставляющих отдельные туристские услуги, образовательных учреждений, готовящих кадры в сфере туризма, транспортных и страховых компаний и других участников туристской деятельности.

Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018)» предусматривает стратегическую задачу создания точек роста в регионах Российской Федерации на основе кластерного подхода. В программе предусмотрены мероприятия по формированию туристе ко-рекреационных кластеров вблизи исторических и культурных центров, заповедников и других мест и объектов туристского показа, а также создание сети автотуристских кластеров.

Другая стратегическая задача связана с формированием комфортной информационной туристской среды: выработкой единого подхода к информационной работе с туристами, разработке единой унифицированной системы туристской навигации, созданию региональных туристских информационных центров и банка информационных материалов по туристским ресурсам Российской Федерации.

Не менее актуальны вопросы развития транспортной и дорожной инфраструктуры, организации движения туристских автобусов в условиях высокой загрузки автодорог, обустройства стоянок в зонах повышенного туристского интереса.

Современное состояние гостиничной базы за последние годы заметно улучшилось, появились новые предприятия размещения, в том числе различного класса обслуживания. Однако все еще ощущается нехватка средств размещения экономичного и среднего ценового сегмента, предлагающих стандартизированный набор услуг. Увеличение емкости номерного фонда данного типа становится главной предпосылкой к развитию внутреннего и въездного туризма.

В связи с вхождением в состав Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и г. Севастополя необходима их интеграция в систему управления сферой туризма Российской Федерации, смягчение негативных эффектов переходного периода.

Реализация Стратегии развития туризма при благоприятных условиях внешней среды позволит достичь целевых показателей, приведенных в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Целевые показатели реализации «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г.»

Показатель

Единица

измерения

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Въезд иностранных граждан в Российскую Федерацию

млн поездок

Численность обслуженных в гостиницах и аналогичных средствах размещения

млн человек

Количество гостиниц и аналогичных средств размещения на конец года

Единовременная вместимость гостиниц и аналогичных средств размещения на конец года

тыс. мест

Число ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения

тыс. единиц

Объем платных услуг, предоставляемых гостиницами и аналогичными средствами размещения

млрд руб.

Инвестиции в основной капитал гостиниц и аналогичных средств размещения

Примечание. Показатели рассчитаны на основе прогноза среднегодовых темпов роста количества туристских прибытий для стран Центральной и Восточной Европы, сформированного Всемирной туристской организацией, и с учетом прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г.

Принимающие российские туроператоры испытывают значительные трудности с обслуживанием иностранных туристов. Наиболее частая причина недовольства иностранцев связана с высокими ценами. Для многих европейцев Россия - чрезмерно дорогое направление, тогда как туристов из развивающихся стран и стран Тихоокеанского региона такие цены не останавливают. Этому способствует высокая степень расслоения населения этих стран по уровню доходов.

Высокие внутренние цены препятствуют росту количества путешествий россиян и зарубежных гостей по России. Стоимость проезда железнодорожным транспортом приравнивается или даже превосходит стоимость перелета на внутренних авиалиниях.

Другой проблемой въездного туризма является недостаточно комфортная туристская информационная среда, это касается знаков туристской навигации, недостатка и разрозненности информационных ресурсов о туристских программах регионов России, неудобного графика работы многих объектов туристского показа (наличие санитарных дней, короткий рабочий день, несоответствие преобладающему ритму прибытия иностранных граждан с туристскими целями по дням недели), невозможности предварительного бронирования и покупки билетов в музеи через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Третья проблема, ограничивающая рост въездного туристского потока, - недостаток доступных гостиниц и аналогичных средств размещения.

Отечественный туристский продукт испытывает сильнейшую конкуренцию со стороны предложений международного рынка.

Особенно неблагоприятным фактором, сдерживающим развитие внутреннего туризма, является проблема высоких цен на услуги железнодорожного и авиационного транспорта в Российской Федерации. Решение этой проблемы требует активных действий по изменению действующей системы налогообложения, регулирования внутренних цен на горюче-смазочные материалы, а также создания условий для формирования конкуренции на рынке внутренних пассажирских перевозок, разработки мер по созданию и развитию транспортных компаний, способных предложить сниженные цены. Понижение цен на внутренние пассажирские перевозки сегодня является центральной стратегической задачей, решение которой во многом определяет степень конкурентоспособности туристских услуг в России на внутреннем и международном туристском рынке.

Система мер по повышению конкурентоспособности отечественного туристского продукта включает:

  • обеспечение высокого качества туристских услуг; совершенствование профессионального образования в сфере туризма;
  • создание и поддержание эффективного уровня конкуренции в отрасли;
  • применение современных маркетинговых инструментов для формирования предложения туристских услуг в соответствии с потребностями покупателей;
  • разработку программы снижения цен на внутренние перевозки в пределах Российской Федерации;
  • создание и развитие российских систем бронирования туристских услуг на внутреннем рынке;
  • введение классификации объектов туристской индустрии, включающих средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи.

Российские и иностранные туристы, активно посещающие зарубежные страны, привыкли к мировым стандартам обслуживания. Отечественным турфирмам организациям приходится работать с искушенным и требовательным потребителем, повышать качество предоставляемых услуг.

Качество туристских услуг оценивается различными методами, но преимущественно с помощью классификации объектов туристской инфраструктуры. Необходимо внедрить единую систему классификации туристских объектов - гостиниц и иных средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей; разработать процедуру оценки качества туристских услуг.

Адаптация туристских услуг к требованиям туристов требует применения современных методов маркетинга. Практика показывает, что многие туристские организации исходят чаще из своих возможностей и стереотипных представлений о потребностях клиентов, пренебрегая исследованиями рынка и определением своей целевой аудитории. Происходит это, с одной стороны, от инертности сознания руководителей, с другой стороны, по причине крайней ограниченности в средствах ввиду низкой доходности и отсутствия обеспечения для получения кредитов. Поэтому работа по повышению качества туристских услуг требует разработки централизованного подхода к маркетинговым исследованиям в сфере туризма.

Стратегической задачей для развития сферы туризма является повышение уровня культуры, образования и просвещения населения. Этой задаче соответствуют все виды туризма, но в большей степени - культурно-познавательный туризм.

Для развития культурно-познавательного туризма необходимы:

  • применение элементов игровых технологий, приемов визуализации, ролевых методов вовлечения посетителя учреждений культуры в процесс познания;
  • создание учреждений культуры смешанного типа, с наличием в них эколого-культурных туристских комплексов, включающих природно-ландшафтную территорию, музейную экспозицию, мастерские традиционных ремесел, театрализованные представления, торговоярмарочный комплекс, научно-исследовательский центр.

Реализация социальной функции туризма обеспечивается развитием детской, юношеской и молодежной туристской активности. Одно из направлений развития детского, юношеского и молодежного туризма связано с более глубокой интеграцией туристских программ в систему образования, позволяющей сформировать условия для патриотического воспитания и расширения кругозора учащихся.

Стратегической задачей отечественной туристской отрасли является создание и поддержание благоприятного образа России как безопасного, интересного, доступного и модного туристского направления. Для этого необходимо:

  • поддерживать и развивать мероприятия событийного, представительского характера, межкультурные коммуникации, рекламу и информирование;
  • создавать в обществе приоритет путешествий по своей стране. Такая работа должна проводиться путем агитации, создания положительного имиджа любознательного туриста, предоставления информации о туристских программах.

Для улучшения туристского имиджа России в странах, формирующих основные туристские потоки, проводятся культурно-туристские форумы, туристские обмены, взаимные презентации туристского потенциала и туристских продуктов. Действенным механизмом продвижения России как туристского направления является создание сети зарубежных представительств Ростуризма в странах, направляющих массовый туристский поток в Россию. В городах России ведутся работы по составлению ежегодного национального календаря туристских событий.

Можно выделить позитивные и негативные тенденции развития сферы туристских услуг в Российской Федерации. Позитивными тенденциями являются:

  • увеличение количества объектов туристской инфраструктуры всех категорий, коллективных средств размещения и лиц, обслуженных в них;
  • увеличение количества мест отдыха и объектов туристского показа за счет курортов Крымского федерального округа;
  • сформировавшийся среди россиян устойчивый спрос на туристские услуги и рост дохода населения, создающие позитивный фон для привлечения потребительского спроса на продукт отечественной туристической индустрии;
  • наличие в стране потенциального внутреннего спроса на культурно-познавательные туристские программы;
  • наличие и рост спроса на природоориентированные виды туризма (рыболовный, охотничий, экологический, сельский);
  • рост патриотических настроений гражданского общества Российской Федерации, в том числе в молодежной среде;
  • наличие значительной сети учреждений культуры и традиции раннего приобщения россиян к их посещению при освоении программ общего, профессионального и дополнительного образования;
  • наличие в субъектах Российской Федерации трудовых ресурсов для замещения рабочих мест в сфере туризма, в том числе за счет переобучения безработных граждан;
  • сложившаяся система среднего профессионального и высшего образования в сфере туризма;
  • положительный опыт применения программно-целевых механизмов управления в сфере туризма;
  • установка на инновационный характер развития российской экономики.

Негативные тенденции развития сферы туристских услуг в Российской Федерации, также как и позитивные тенденции, разнообразны и разноплановы. К основным из них относятся:

  • недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны, малое количество средств коллективного размещения экономичной и средней ценовой категории с современным уровнем комфорта;
  • неразвитость транспортной инфраструктуры (низкие качество и пропускная способность дорог, несовершенный уровень придорожного обслуживания, неудовлетворительное состояние аэропортов, железнодорожных вокзалов, паромных переправ и т.д.);
  • дефицит и высокая степень износа туристских автобусов, круизных судов, самолетов и других транспортных средств;
  • устаревшая и недостаточно эффективно используемая ресурсная база санаторно-курортного, оздоровительного и медицинского туризма, острая нехватка учреждений детско-юношеского туризма;
  • плохое экологическое состояние прибрежных зон водоемов и природных территорий в местах активного развития туризма;
  • невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок и типовых инвестиционных проектов;
  • низкая предпринимательская активность населения в сфере туризма;
  • серия банкротств крупных туроператоров и высокие потребительские риски в туризме;
  • высокая стоимость отечественного туристского продукта, особенно транспортного обслуживания, существенно снижающая конкурентоспособность внутреннего и въездного туризма;
  • высокая сезонная цикличность спроса на большинство туристских программ, большая продолжительность «низкого сезона» в регионах традиционного пляжного туризма, высокие постоянные издержки туристских предприятий;
  • превышение емкости гостиничной базы отечественных курортов пляжного отдыха над допустимой рекреационной нагрузкой и пропускной способностью пляжей и других объектов туристской инфраструктуры;
  • недостаточная практическая подготовка выпускников, обучающихся по программам профессиональной подготовки в сфере туризма;
  • традиционность подходов к формированию туристских программ, низкое разнообразие ассортимента туров по Российской Федерации, способных удовлетворить динамичный и взыскательный спрос потребителя;
  • отсутствие клиентоориентированной политики управления учреждениями культуры, необходимость модернизации их услуг;
  • недостаточное продвижение туристского продукта Российской Федерации;
  • низкая осведомленность россиян о туристских возможностях регионов Российской Федерации, разрозненность информационных ресурсов о сфере туризма и отсутствие единой системы информационной поддержки внутреннего и въездного туризма;
  • негативный имидж отечественного туристского продукта, низкая заинтересованность россиян в приобретении туров по Российской Федерации.

Перечисленные тенденции определяют стратегические ориентиры развития туризма в Российской Федерации.

В качестве основного механизма реализации Стратегии следует рассматривать государственно-частное партнерство как наиболее перспективный способ объединения усилий органов государственной власти и частного бизнеса с целью создания объектов туристской инфраструктуры.

  • Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября2008 г. № 1662-р.
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941 -рг. Москва «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерациина период до 2020 г.».

Массовое развитие туризма — одна из примет современности. Туризм играет важную роль в развитии взаимопонимания между народами и вносит свой вклад в процветание многих стран и регионов. Развитие туризма является крупнейшим генератором валового мирового продукта, способствует занятости населения. На туризм приходится почти десятая часть этих мировых показателей, причем объемы инвестиций в туризм, как и раньше, остаются весьма значительными.

Крупномасштабное развитие международного туризма начался в середине XX в. и продолжается до сих пор. Если в 1950 г. было совершено 25 млн международных поездок, поступления от которых составили 2,1 млрд долл.. США, то в 2006 г. — 842 млн поездок дали поступления более 700 млрд дол. Среднегодовые темпы роста этих двух показателей составляют соответственно 7,2 и 12,2%. К 2014 г., по прогнозам, в мире будут странствовать 1 млрд человек ежегодно. По статистике, ежедневно 1 млн жителей планеты совершают турпоездки.

Развитие туризма в России несколько отстает от развития в экономически развитых странах, хотя по своему туристско-рекреационным потенциалу Россия имеет все возможности стать туристической державой мирового уровня. Расширение международных связей открывает большие возможности для продвижения национального туристического продукта на мировой рынок, привлечения к мировому информационному пространству, передового опыта организации туристической деятельности.

Туристические поездки в Россию целом носят познавательный характер. Социологические опросы иностранных туристов, посещающих нашу страну, подтверждают этот вывод. Потенциальных туристов сегодня интересуют как исторические памятники России и ее культурное наследие, так и общественно-политические процессы. Среди них можно увидеть политологов, социологов, общественных деятелей, преподавателей высших и специальных учебных заведений, юристов, врачей, студентов, инженерно-технических работников, религиозных деятелей, бизнесменов, представителей культуры и театра. Для этих туристов знакомство с Россией имеет особое значение, поскольку участие в экскурсионных программах дает возможность через личные контакты и оценки получить объективное представление о жизни страны, ее людей.
Программы поездок заключаются с учетом аудитории, социально-демографических особенностей туристской аудитории и страны постоянного места проживания туристов, их интересов и предпочтений. Для туристов, прибывающих группами, программы готовят заранее, как по заявкам иностранных фирм, так и самостоятельно турфирмы с учетом цели поездки конкретной группы (познавательные поездки, отдых и лечение, спорт, охота, деловые поездки, встречи с родственниками, участие в международных выставках, конференциях, фестивалях, обучение и паломничество, инсентив-туры), ее состав и маршрут.

Инструментами политики устойчивого развития туризма обеспечивается соучастие трех сторон:
1) самих туристов — потребителей туристского продукта и услуг;
2) турфирм — производителей и продавцов турпродукта и услуг;
3) государственных органов, осуществляющих административно-правовые функции.

Государственные программы развития туризма в России предусматривают создание современной высокоэффективной инфраструктуры и конкурентоспособной индустрии туризма, которая обеспечивает, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей отечественных и зарубежных граждан в туристических услугах, а с другой — вклад в развитие народного хозяйства за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранение и рациональное использование культурного и природного наследия.
Вместе программы конкретных туристических поездок фирм должны учитывать как условия конкуренции, так и потребности туристов.

Прежде всего они должны содержать информацию:
— О маршруте путешествия, расписание движения транспортных средств на международных и внутренних линиях, о средствах размещения (гостиница, мотель, частный дом, пансионат, санаторий и т.п.), их адреса, классификацию, тарифы;
— О достопримечательности (дни, часы работы с учетом национальных и религиозных праздников, событий и т.д. и условий работы в разное время года);
— О работе театров и их репертуар, фестивали, конкурсы и концерты.

Уже на стадии разработки программы необходимо предусмотреть возможные дополнительные услуги для участников путешествия, которые помогут выгодно выделить поездку, а турфирме — получить дополнительный доход. Программа поездки должна также учитывать возможности туристов воспринять информацию: большой объем информации вызывает переутомление, у женщин — недовольство. Сбалансированность познавательного и развлекательного моментов каждой программы положительно влияет на туристов и в целом повышает эффективность поездки.

Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена и средневековье. Историю развития туризма в России вполне можно соотнести с периодизацией истории мирового туризма, добавив к этому деление внутри некоторых этапов на определенные подэтапы с учетом специфики развития экономики России.

Но, учитывая тему моей курсовой работы, я решила коснуться более поздних этапов развития туризма в России. www.allmedia.ru

Организационно-централизованный период начался с 1927 и завершился в конце 60-х гг. Характеризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными. Не только большевики идеологизировали туризм, - социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 г. партий - эсеров, меньшевиков, кадетов и т.д. Другое дело, что большевики проводили это более откровенно и последовательно. Параллельно с социологизацией, политизацией и идеологизацией туризма сходные процессы шли в здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре и других сферах жизни общества, которые использовались как важные рычаги социалистического строительства.

В 1927 г. в Москве возобновило свою деятельность дореволюционное Российское общество туристов (РОТ), которое после конференции было переименовано в Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Общество имело чёткую организованную структуру, в состав которой входили ячейки, созданные на промышленных предприятиях, филиалы общества. При туристско-экскурсионной работе оно ориентировалось на пожелания трудящихся. Особое распространение получили лыжный и пешеходный туризм, самодеятельный туризм. ОПТЭ осуществляло 90% туристско-экскурсионной работы в стране. Деятельность общества охватывало не только взрослое население страны. С 1929 г. при нём были организованы детские туристско-экскурсионные станции.

Возрастающая массовость туризма требовала развития материальной базы. Основным источником накопления финансового фонда явились взносы коллективных и индивидуальных членов. С начала 1930-х годов ОПТЭ выпускало периодические журналы: “Всемирный турист”, “На суше и на море”, ежемесячник “Турист-активист”. В различных городах России открывались магазины “Турист”, где для членов общества была установлена скидка.

В 1929 г. была основана Всесоюзное акционерное общество “Интурист” (ВАО “Интурист”), что было связано с началом развития иностранного туризма и упорядочением приёма зарубежных гостей. К началу 1930-х годов экскурсионный и спортивный туризм стал массовым явлением. Увеличение объёма деятельности, расширение сети туристских организаций, разработка новых маршрутов, улучшение материально-технической базы требовали решения проблемы кадров. Необходимо было подготовить практических работников туристского аппарата, персонала обслуживающих предприятий, квалифицированных гидов-экскурсоводов, проводников, общественных организаторов. В то же время в туристском движении стали накапливаться трудности и образовался ряд проблем: несоответствие между ростом туристско-экскурсионного движения и имеющийся материальной базой, ощущался дефицит квалифицированных специалистов по туризму. К этому времени сложились два основных направления в туризме среди трудящихся: походы трудящихся в рамках самодеятельного туризма, туристско-экскурсионные поездки и путешествия по плановым маршрутам. Оба направления требовали создания благоприятных условий для дальнейшего его развития.

Период развития туризма с 1936 по 1970 года характеризуется внедрением новых организационных форм управления. В 1936 г. ОПТЭ было ликвидировано, а всё имущество передавалось в ТЭУ (Туристско-экскурсионное управление), на которое возлагалась вся деятельность в области туризма и экскурсий. В ведении ТЭУ находились вся материальная база и туристско-экскурсионное обслуживание населения. В функции территориальных ТЭУ, работавших на хозрасчётном принципе, входили пропаганда туризма, консультация населения, культурно-массовое и хозяйственное обслуживание в пути, разработка маршрутов, строительство домов туриста, лагерей, производство инвентаря. В 1937-1940 гг. была проведена комплексная реорганизация структуры туризма, в основу которой было положено жёсткое государственно-партийное планирование капиталовложений, кадров и географий рекреационной деятельности. В 1940 г. ввели туристские звания за особые заслуги. Почётные туристы награждались значком “Турист СССР”. Развитием массового самодеятельного и спортивного туризма занимался Высший совет физической культуры, при котором была сформирована Всесоюзная секция туризма.

В годы Великой Отечественной войны туристско-экскурсионная деятельность была прекращена; материально-техническая база подверглась разграблению и разрушению. Работа ТЭУ возобновилась только в 1945 г. В апреле 1945 г. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС) принял решение о возобновлении деятельности Туристско-экскурсионного управления. ТЭУ были созданы в Москве, Ленинграде, Крыму, Краснодаре и др. Перед ними стояла задача восстановления разрушенного войной туристского хозяйства страны, создания условий для широкого развития туризма. В послевоенное время восстанавливалась и налаживалась система туристско-экскурсионных учреждений. Однако этот процесс шёл медленно. Возрождение туристского хозяйства началось с первых же послевоенных лет. В Сочи, Грузии, на Урале был произведён ремонт баз, на которых во время войны располагались военные организации. Уже в 1946 г. открылись новые, послевоенные базы в Калининской области и Эстонии, в 1947 г. - в Краснодарском крае, в 1948 г. - в Бахчисарае, Ленинградской области. С каждым годом росло число туристских учреждений. В это время широкое распространение получил спортивный, самодеятельный, семейный и детский туризм. С целью развития молодёжного международного туризма в июне 1958 г. образовалось международное молодёжное бюро “Спутник”. Бюро занималось вопросами обмена молодёжными группами СССР с другими странами. Однако в период с 1960 по 1970 года в зарубежные поездки выезжали лишь 0,4% граждан СССР. В начале 1960-х годов стала активизироваться туристская деятельность. Поэтому организовывались Советы по туризму, которые разрабатывали и осваивали туристские маршруты. Во многих крупных городах создавались бюро путешествий и экскурсий, работавшие первоначально только с арендованными транспортными средствами (автобусами, поездами, теплоходами). С 1960-х годов получил распространение туристско-экскурсионный отдых в выходные и праздничные дни, организовывались железнодорожные путешествия. Все виды туристской деятельности в стране развивались при поддержке государства и профсоюзов. Туристские путешествия организационно-централизованного периода стали одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан. Развитием плановых туристских путешествий занимался Центральный совет по туризму и экскурсий. Он выпускал путёвки на маршруты, имеющих статус Всесоюзных. Маршруты, находящиеся в ведении республиканских, краевых и областных советов по туризму и экскурсиям, относились к местным. В 1960-е годы профсоюзными туристско-экскурсионными организациями были разработаны линейные, кольцевые и радиальные маршруты. Плановые маршруты, начинающиеся в одном городе и заканчивающиеся в другом, носят название линейных. Если маршрут начинался и заканчивался в одном и том же месте, он назывался кольцевым. Много плановых маршрутов относилось к радиальным, когда туристы весь период отдыха находились на одной и той же базе, в туристской гостинице или пансионате, совершая экскурсии и непродолжительные походы с ночёвками туристских приютах. Наряду с плановым туризмом развитие получил самодеятельный туризм, который организовывался туристской группой по маршрутам, разработанным самими участниками, начиная от несложных походов выходного дня до спортивных походов высших категорий сложности. Также существовали маршруты с активными способами передвижения: пешеходные, лыжные, водные, велосипедные, конные. Кроме восстановления разрушенного войной туристского хозяйства, развития различных видов туризма организационно-централизованный период также характеризуется следующими чертами: создание материальной базы для рекреационного туризма (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря); лимитирование внешнего (выездного) туризма.

Административно-нормативный период характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и в то же время еще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран. Развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жёсткому контролю. Туризм использовался как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Так, в 1970-х годах проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели таких массовых туристских предприятий состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке. С этого времени начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы стали принимать родителей с детьми. Увеличился ассортимент туристских услуг в туристских хозяйствах. Центральный совет по туризму и экскурсиям (так он стал называться с 1969 г.) открыл Центральные туристские курсы повышения квалификации туристско-экскурсионных работников и Центральное рекламно-информационное бюро “Турист”, которое выпускало методическую литературу по туризму и экскурсионному делу. Огромное внимание обращалось на благоустройство действующих туристских гостиниц, баз, кемпингов. Туристско-экскурсионное дело превратилось в крупную отрасль обслуживания населения, прочно вошло в быт советских людей. Получили развитие маршруты для родителей с детьми, организовывались транспортные путешествия: теплоходные (речные и морские), железнодорожные и авиационные. В октябре 1980 г., в постановлении Центрального Комитета КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС “О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране”, были определены следующие задачи: создание комфортабельных туристских учреждений круглогодичного действия, расширение объёмов туристского обслуживания граждан, т.к. их растущие потребности удовлетворялись не в полной мере, создание туристской индустрии, повышение качества обслуживания, совершенствование видов и форм предоставляемых услуг. В перспективных планах строительства предпочтение отдавалось крупным туристским комплексам, включающих в себя гостиницы, турбазы, кемпинги, приюты, предприятия общественного питания, магазины для продажи сувениров, курортных и спортивных товаров. Важным направлением деятельности туристских организаций в начале 1980-х годов было исследование и изучение туристско-экскурсионных возможностей краёв, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах. В период 1980-1992 гг. постепенно росла материально-техническая база лечебно-оздоровительного туризма, появились новые гостиничные комплексы в крупных городах страны (“Измайлово” и “Салют” в Москве, “Турист” в Пскове, “Велинград” в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды обслуживания - семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха. Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия. К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевидной невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических методов. Основными чертами административно-нормативного периода являются:

· развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и планирования;

· распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);

· создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов;

· создание научной основы изучения туризма.

Переходный период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности. Особенности переходного периода: переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев); формирование туристского рынка на основе новых законов; использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношениях; изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры, развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.); невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха); возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий; рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга. Одновременно резко обозначились негативные моменты современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались. В истории развития туризма нет плавного течения. Дважды, в начале и в конце 20 века, устоявшиеся течения подвергались революционным изменениям, при этом в конце столетия произошел возврат к системе ценностей начала века.

Министерство образования и науки РФ

Филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

экономический университет» в г. Вологде

Кафедра общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин


Контрольная работа

по дисциплине: Правовое регулирование деятельности по оказанию туристических и гостинично-ресторанных услуг

Вариант № 2 «Современное состояние туризма в России»


Выполнил

Прокофьева Анна Анатольевна


Вологда, 2014


Введение

Развитие внутреннего и въездного туризма в России

Заключение

Список литературы


Введение


Цель работы: оценить современное состояние туристической отрасли в Российской Федерации, дать анализ основным развивающимся сферам деятельности в туризме.

Туризм является одной из наиболее динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики. Существование в Российской Федерации существенных диспропорций в туристской сфере выявило необходимость исследования состояния туризма на современном этапе. В данной работе проанализированы основные проблемы и перспективы развития въездного и выездного туризма в России; рассмотрена федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации", которая является важным инструментом правовой базы государственной поддержки туризма; дана характеристика туристско-рекреационных особых экономических зон, а также рассмотрены некоторые вопросы законодательного обеспечения развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации.

туризм экономика курортный санаторный

1. Развитие внутреннего и въездного туризма в России


На современном этапе развития общества повышается социально-экономическая значимость туризма как одной из важных и динамично развивающихся сфер мирового хозяйства. Развитие туризма имеет большое значение для государства в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и общества. Развитие сферы туризма, обладающей экономическим мультипликативным эффектом, имеет важное значение в формировании валового внутреннего продукта и нацелено на повышение качества жизни населения.

В связи с этим в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что туризм является экономически выгодной и экологически безопасной отраслью национальной экономики, существенным звеном инновационного развития страны.

Основные направления развития туризма в России определены в Стратегии его развития в Российской Федерации на период до 2015 года и плане мероприятий по её реализации. Положения Стратегии являются основой для общегосударственного понимания места и роли туризма в экономике страны. Они направлены на реализацию фундаментальных задач развития отрасли, являются для органов исполнительной власти всех уровней ориентиром в выработке ключевых направлений государственной поддержки туристской индустрии.

Россия располагает огромным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. Уникальные историко-культурные ценности и природные достопримечательности позволяют развивать множество видов въездного и внутреннего туризма: познавательный или экскурсионный, научный, фестивальный, деловой, религиозный, сельский, спортивный, экстремальный, горнолыжный, лечебно-оздоровительный, круизный, рыболовный и охотничий и др. Крупные мероприятия, такие, как Всемирная универсиада в Казани 2013 года, зимние Олимпийские и Параолимпийские игры в Сочи 2014 года, чемпионаты мира по хоккею и по футболу в 2016 и 2018 годах, дадут дополнительный стимул развитию туризма в нашей стране.

В международном рейтинге конкурентоспособности стран в туристском секторе, опубликованном специалистами Всемирного экономического форума в 2011 году, Россия заняла лишь 59 место из 139 стран. При этом природные богатства нашей страны находятся на 4-ом месте, а объекты всемирного культурного наследия - на 13-ом. По оценке Всемирной туристической организации, Россия может ежегодно принимать не менее 70 млн. российских и зарубежных туристов, но на сегодняшний день данный потенциал не реализован. Он используется всего лишь на 30%.

Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации позволяет отметить следующее. С 90-х годов прошлого века в России активно развивался в основном выездной туризм, возросший за период с 2000 по 2011 г. на 223%, в то же время въездной туризм уменьшился на 10%. Въездной и внутренний туризм сдерживают многие факторы. Результаты опроса 115 компаний из 24 регионов Российской Федерации по ситуации на рынке въездного туризма показали, что большинство туроператоров на первое место ставят следующие причины, препятствующие его развитию: рост цен на основные услуги, входящие в турпакет для иностранных туристов; недостаточность рекламы за рубежом туристических возможностей России; дефицит современных гостиниц туркласса в регионах, а также в Москве и Санкт-Петербурге; высокая стоимость туристических виз в Россию, сложность процедуры их оформления для иностранцев; неразвитость индустрии развлечений.

Российский союз туриндустрии считает, что наиболее актуальным на сегодняшний день является решение проблемы транспорта. Для этого необходимо расширить перечень назначенных перевозчиков по межправительственному соглашению; развивать lowcost-перевозки; расширять географию дотирования сезонных перевозок; отменить НДС на внутренние пассажирские перевозки; проводить мониторинг ценообразования на авиатопливо и услуги наземного обслуживания с точки зрения соблюдения антимонопольного законодательства.

Одним из основных препятствий для роста турпотока в Россию остается визовая проблема. Для привлечения иностранных туристов необходимо упрощение туристических формальностей: введение безвизового въезда на 72 часа в крупнейшие туристические центры страны при наличии ваучера на гостиницу и обратного авиа- или железнодорожного билета; введение на аналогичных условиях безвизового въезда на крупнейшие событийные мероприятия, ежегодный перечень которых должен утверждаться Правительством РФ; повсеместный перевод системы миграционного учета иностранных граждан, проживающих в коллективных средствах размещения, на основу электронного документооборота; введение с 1 января 2014 г. обязательных условий классификации гостиниц по единой системе, утвержденной приказом Минспорттуризма РФ №35 от 25.01.2011.


Анализ динамики въездного и выездного туризма в России


Рассмотрим сравнительную характеристику въездного и выездного туризма в России за период 2000-2011 гг. на рисунке 1.


Анализ динамики туризма в России с 2000 по 2011 г. позволяет отметить следующее. В России выездной туризм развивается большими темпами, чем въездной (рис. 1). Так, в 2011 году выехало 14,495 млн. российских туристов, а посетило Россию всего 2,335 (т.е. почти в 6,2 раз меньше). Выездной туристский поток стабильно рос в период с 2000 по 2008 год, в 2009 году наблюдалось его значительное снижение, которое объясняется мировым финансовым кризисом. Однако уже в 2010 году темп роста составил 132%, что выше темпа роста в 2008 году на 11%. Динамика въездного туризма нестабильна, его показатели то растут, то падают. В 2009 году из-за мирового кризиса численность посетивших нашу страну иностранных туристов снизилась по сравнению с прошлыми годами. На протяжении последних трёх лет наблюдалась положительная тенденция въездного туристского потока, хотя темп роста невелик - всего 101% в 2010 г. и 109% в 2011г.


Динамика внутреннего туристского потока в РФ


Рассмотрим данные по внутреннему туризму в России за период 2005-2009 гг. (рис. 2).


Внутренний туризм имеет положительную тенденцию роста. По сравнению с прошлыми годами число желающих съездить в путешествие по стране выросло. Если в 2005 году внутренний туристский поток исчислялся в 24,8 млн. чел., в 2006 - 26,6 млн. чел., в 2007 - 28,7 млн. чел., в 2008 - 31,5 млн. чел., то в 2009 году - 34,5 млн. чел. Несмотря на существующие в России проблемы, туристская деятельность реформируется и развивается. Для решения проблем в сфере внутреннего и въездного туризма наиболее эффективным может стать использование программно-целевого метода. В соответствии с данным методом, наряду с действующими региональными программами туристской направленности, формируется федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма. На основе государственно-частного партнерства должны выделяться федеральные, региональные и муниципальные бюджетные средства, а также привлекаться частные инвестиции. В выработке решений по проектированию перспективных туристско-рекреационных кластеров, созданию новых рабочих мест, наращиванию внутреннего спроса и развитию территорий должны принимать участие общественные институты.


Проекты для развития туристской индустрии


Важнейшим этапом в развитии туристского сектора является принятие в 2011 году федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», принципы которой основаны на партнёрстве государства и частного сектора. Общий объем финансирования программы составляет 332 млрд. рублей. Финансирование программы планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета в размере 96 млрд. рублей, средств от бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в размере 25 млрд. рублей и средств внебюджетных источников в размере 211 млрд. рублей.

Программой установлено, что первый этап (2011-2014 годы) предусматривает проведение работ по созданию первоочередных туристских объектов, которые станут точками роста современных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров в нескольких субъектах Российской Федерации. Кроме того, планируется осуществить частичную поддержку ряда перспективных проектов создания региональных туристских кластеров за счет вовлечения бизнес-сообществ отдельных регионов в процессы формирования государственно-частного партнерства.

Одним из путей решения проблем туризма является кластерный подход, который предполагает организацию кластеров, сформированных на территориях из предприятий, выполняющих разные функции, но объединенных одним технологическим процессом. Его целью является конечный продукт, создаваемый усилиями всех участников процесса: от науки и подготовки кадров до технологов, упаковщиков, транспортников и дилерской сети. Таким образом, в сфере туризма данный подход предполагает сосредоточение в рамках ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами.

В 2011 году начали осуществляться проекты в некоторых перспективных для развития туризма областях, включающие создание туристско-рекреационных кластеров. Предполагается, что реализация кластерного подхода будет способствовать развитию инфраструктуры туризма, совершенствованию системы подготовки кадров и проведению эффективной рекламной политики, а также приведёт к активизации предприятий разных отраслей экономики для удовлетворения растущих потребностей в качественных туристских услугах.

Ещё одним существенным шагом в развитии туристской индустрии послужило создание туристско-рекреационных особых экономических зон. Они представляют собой часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности. В основе функционирования туристско-рекреационных зон лежит механизм государственно-частного партнерства. За счет средств бюджета Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в туристско-рекреационных зонах строятся все объекты инфраструктуры для обеспечения их необходимыми мощностями. Частные инвесторы - резиденты за свои средства строят туристические объекты. В особых экономических зонах туристско-рекреационного типа привлекательны налоговые преференции, административный режим, льготные условия по аренде и выкупу резидентами земельных участков, входящих в территорию туристско-рекреационной зоны.

В России создано 14 особых экономических зон туристического типа. Семь туристических зон располагается на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Туристический кластер из 7 особых экономических зон создан на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18 октября 2010 года на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесии; Апшеронского района Краснодарского края; Майкопского района Адыгеи; Черкесского, Чегемского, Эльбрусского районов Кабардино-Балкарии; Алагирского и Ирафского районов Северной Осетии; Хунзахского района Дагестана; а также Джейрахского и Сунженского районов Республики Ингушетия (постановление №1195 Правительства РФ от 29 декабря 2011 года).

Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа:

1)создаются на основании постановления Правительства РФ сроком на 20 лет на одном или нескольких участках территории России, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом ОЭЗ может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования;

2)в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную;

)земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий или лесного фонда, землям сельскохозяйственного назначения;

)возможность разработки и добычи специальных полезных ископаемых (минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов) на территории ТР ОЭЗ.

Для организаций, имеющих статус резидента туристско-рекреационной зоны, установлены налоговые льготы: снятие 30% ограничений на перенос убытков на последующие налоговые периоды; на региональном уровне возможно применение пониженной ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъектов РФ, на территории которых находятся ТР ОЭЗ; возможность в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент; может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль.

Для осуществления функций по управлению ОЭЗ в России создано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ). Однако 5 октября 2009 года оно было упразднено указом Президента, а его функции переданы Министерству экономического развития России. В настоящее время в обеспечении деятельности ОЭЗ задействованы также ОАО «Особые экономические зоны» и региональные органы власти (в зависимости от расположения особой экономической зоны).

Основными законодательными актами федерального уровня, определяющими порядок создания и развития ТР ОЭЗ в России, являются:

Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 03.06.2006 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 10.01.2006 г. № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Правительством Российской Федерации разработано и принято свыше пятидесяти нормативных актов, направленных на реализацию положений Федерального закона № 116-ФЗ от 22.07.2005 года.

Туристско-рекреационные особые экономические зоны наиболее привлекательны для вложения в сферу туристской индустрии, т.к. дают дополнительные гарантии государства, льготы и преференции. Развитие ТРЗ оказывает существенное качественное влияние на туризм в Российской Федерации благодаря созданию модели комплексного функционирования туристских территорий при государственной поддержке.


Человеческие ресурсы в туризме


Одним из важнейших факторов создания конкурентоспособного турпродукта является туристское образование и его законодательное регулирование. По данным Федерального агентства по туризму, в настоящее время в туристской отрасли России около 2,6 млн. рабочих мест. В туриндустрии на всех ступеньках отрасли - от крупных менеджеров до гостиничных горничных - должны трудиться высококвалифицированные специалисты.

В настоящее время законодательное обеспечение системы профессионального туристского образования основано на действующих в Российской Федерации законах: Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и Федеральном законе от 22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». За последнее время много говорится о преемственных образовательных программах различных уровней и направленности, введении федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, отражающих реалии нынешней ситуации. В новом образовании должны воплотиться принципы гуманизма и самоорганизации обучающихся. Это, как представляется, связано с большим упором на общечеловеческие ценности, на культуру, на определенную свободу выбора профиля образования. Другие два принципа связаны с непрерывностью образовательного процесса и взглядом в будущее (так называемое опережающее образование).

Специалист в сфере туризма должен знать, какое место его отрасль занимает в экономике страны, быть в курсе тех сфер деятельности, без которых туризм не может развиваться. Более того, не только знать, но и иметь практические навыки работы.

В современных условиях крайне важная задача - обеспечить подготовку современного высококвалифицированного работника. Его важнейшими качествами должны стать профессиональная гибкость и мобильность, т. е. способность в случае необходимости быстро переквалифицироваться.

Обязательные элементы квалификации - общее качественное образование, широкая профессиональная подготовка и высокий культурно-технический и технологический уровни, умение быстро обновлять и пополнять знания. Современный работник в сфере туризма должен обладать способностью к экономическому мышлению, к работе в творческих коллективах, иметь подготовку в области маркетинга, а также четко представлять себе хозяйственные, социальные и культурные аспекты введения новых технологий. Кроме того, ему необходимы дисциплинированность, инициативность, чувство ответственности, коммуникабельность, преданность и творческое отношение к делу - так называемые экстрафункциональные (выходящие за рамки профессиональных качеств) характеристики, которые объединяются понятием «социальная квалификация».

Видоизменяется и само понятие образованности. Его в большей степени определяет не сумма конкретных знаний, а методологическая и технологическая подготовка плюс компьютерная грамотность, определенный уровень информационной культуры. Одновременно формируется и инновационное понятие - «третья грамотность»: культура общения, эстетическое воспитание, широкая интеллектуальная деятельность, что характеризует общую культуру человека и существенно дополняет профессиональную квалификацию.

Важными также являются задачи обеспечения, с одной стороны, устойчивого развития туризма с доступностью и сохранением культурных ценностей, защитой окружающей среды, и, с другой стороны, развития научного и кадрового потенциала сферы туризма в регионах и России в целом, разработки соответствующей нормативно-правовой базы, обеспечивающей устойчивое взаимодействие работодателей и учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования. Качество образования должно поддерживаться тесным взаимодействием с наукой. В связи с разработкой Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)» возрастает актуальность научного осмысления и обоснования процессов, происходящих в туристской сфере: начиная с развития туристских дестинаций (направлений) и потребностей их кадрового обеспечения до формирования современной модели профессионального туристского образования и ее законодательного обеспечения.


Заключение


На рубеже тысячелетий туризм превратился в глубокое социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере влияющее на мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира.

В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также отдельной личности в частности.

Россия пока не может похвастаться подобными результатами, но развитие туристской отрасли в стране идет быстрыми темпами. Отечественная туристическая индустрия начала качественно изменяться и приобретать черты динамичной, эффективной и цивилизованной отрасли экономики. Изменилось отношение к туризму со стороны региональных властей и Правительства. Все большее число россиян предпочитают отдыхать в своем отечестве.

Несмотря на продолжающийся туристский бум в России, влияние туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в основном отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем частичного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь 1 работник из 300, что в 30 раз меньше аналогичного мирового показателя.

Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокая качество сервиса, высокий уровень преступности в стране привели к тому, что в настоящее время на Россию приходится менее 1 % мирового туристского потока.

По прогнозам в ближайшие 10-15 лет туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов. Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.


Список литературы


1.Закон РФ от 05.02.2007г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

2.Отчет Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC) «Влияние туризма на рынок труда и экономику в Российской Федерации», 2006г. - 72с.

Биржаков М.Б., Никифиров В.И. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. Биржаков М.Б., Никифирова В.И - СПб.: Невский фонд, 2004.-82с.

Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2003.-304с.: ил.

Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 272 с.: ил.

6.Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 320 с.: ил.

7.Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2007.-416с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Состояние нормативного и правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации. Особенности туристской инфраструктуры и международного сотрудничества в сфере туризма. Основные направления и механизмы решения задач развития отрасли. Оценка рисков.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2011

    Федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации", основные этапы и положения. Правовые проблемы в сфере туризма. Вступление России во Всемирную торговую организацию. Главные особенности туристской политики Волгоградской области.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2011

    Значение и роль туризма для развития экономики государств. Развитие индустрии туризма. Влияние туризма на социально-психологическое состояние человека, улучшение его здоровья. История путешествий и туризма в России, основные этапы его развития.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2010

    Современное состояние мирового туристического рынка, долгосрочные перспективы его развития. Факторы развития туризма. Проблемы развития выездного и внутреннего туризма в России. Стимулирование развития туризма в России, разработка программных мероприятий.

    реферат , добавлен 30.03.2010

    Понятие туризма и исторические этапы его развития. Формирование внутреннего туризма в России и правовые аспекты его регулирования. Характеристика регионов по внутреннему туризму. Совершенствование внутреннего туризма на примере Тамбовской области.

    дипломная работа , добавлен 22.01.2014

    Социально-экономические основы туризма, классификация, функции. Анализ и оценка туристских ресурсов, инфраструктуры и индустрии туризма в России, их состояние: кадастры аттрактивных туристских зон. Разработка прогнозов развития отрасли, факторы риска.

    дипломная работа , добавлен 06.07.2011

    Характеристика видов малого бизнеса в сфере туризма. Анализ уровня развития туризма в Алтайском крае и Республике Алтай. Значение предпринимательства в сфере туризма для экономического и социального развития региона и условия его устойчивого развития.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх