Проектное и функциональное управление в малом и среднем бизнесе. Проектное управление - это что такое? Плюсы и минусы Проектный подход предполагает

По итогам изучения первой главы читатель будет: знать теоретические основы управления проектами, роль внешней и внутренней среды проекта, экономические аспекты проекта, основные организационно-правовые формы реализации проектов; уметь выбирать наиболее приемлемую схему организационно-правового взаимодействия участников проекта; владеть навыками проектирования организационных структур.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ

Современное управление предприятием представляет собой сложную систему, включающую не только принципы и задачи управления, структуру управления, различные методы и подходы, но и целый ряд функциональных подсистем, таких как стратегическое планирование и оперативное руководство; управление производством и персоналом; управление маркетингом, финансами, инвестициями, информацией и т.д.

Развитие предприятия происходит в процессе непрерывной хозяйственной деятельности. В ходе этой деятельности на предприятии реализуются различные изменения, направленные на создание новых технологий, продукции, на решения организационных задач, на разработку и реализацию нововведений и продвижение инноваций. Все эти задачи решаются через организацию и осуществление различных мероприятий.

В связи с возрастанием сложности решаемых задач, их разнородностью, а порой и уникальностью, традиционные методы управления, которые нацелены на реализацию системных повторяющихся управленческих воздействий, оказались малоэффективными. Возникла необходимость разработки и применения на практике более прогрессивных методов управления сложными мероприятиями.

Мероприятие , мероприятия, ср. (книжн. офиц.) - действие, направленное на осуществление чего-нибудь, для осуществления какой-нибудь цели 1 .

Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т«Сов. энцикл.»: ОГИЗ: Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.

Мероприятие - кратковременный неформализованный набор работ, направленных на получение заданных результатов. Мероприятие можно рассматривать как проект, к которому применяется упрощенный документооборот в связи с его краткосрочностью и низкой трудоемкостью.

Таким образом, в практике организационного управления возникает понятие «проект» как объект управления мероприятиями особого рода. Соответственно, управление проектами можно рассматривать как метод управления мероприятиями, нацеленный на сложные, неповторимые действия (авт .).

Слово «проект» имеет английское происхождение (от англ. project - проект, программа, план, стройка). В научной литературе и в повседневной жизни термин «проект» может означать следующее :

  • средство или способ достижения целей;
  • комплект документации, необходимый для строительства;
  • временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг, результатов;
  • сложное мероприятие;
  • программа, реализуемая с некоммерческими целями, например в общественном самоуправлении.

В российской управленческой литературе под проектом понимается совокупность, комплекс задач и действий, имеющих следующие отличительные признаки: четкие конечные цели, взаимосвязи задач и ресурсов, определенные сроки начала и окончания проекта, известная степень новизны целей и условий реализации, неизбежность различных конфликтных ситуаций вокруг и внутри проекта.

Примерами проектов, которые мы реализуем в повседневной жизни, могут быть ремонт в квартире, проведение торжественного мероприятия - свадьбы, юбилея, научное исследование. Но мы мало задумываемся над тем, что это - проекты. И тем более нам не приходит в голову применять знания, инструменты и методы управления в подобного вида проектах.

Тем не менее, основываясь на определении Института проектного управления, управление проектами означает применение знаний, навыков, инструментов и методов управления к проектной деятельности для удовлетворения предъявляемых к проекту требований.

В общей структуре менеджмента проект отличается определенными характеристиками (признаками) и реализуется при помощи особого вида управленческой деятельности - управления проектами. Параметрами проекта являются:

  • удовлетворение требований (англ, performans );
  • издержки реализации (англ, cost);
  • длительность реализации (англ. time).

К признакам, характеризующим проект, можно отнести следующее:

1. Достижение определенной цели. Зачастую появление проекта связано с необходимостью решения определенной проблемы или удовлетворения определенных требований. Эта проблема может носить самый различный характер, но решение ее всегда связано с уникальными, связанными между собой изменениями, которые необходимо провести в определенные сроки с учетом конкретного бюджета и получить результат, который имеет четкие характеристики.

Реализация такого подхода предполагает точное определение, формулирование и понимание целей, начиная с высшего уровня, а затем постепенно опускаясь до наиболее детализированных целей и задач. Кроме того, проект можно рассматривать как преследование тщательно выбранных целей, а продвижение проекта к завершению - достижение целей более высокого уровня, пока не достигнута конечная цель, т.е. результат.

При этом общую цель любого проекта можно выразить следующим образом: «как можно более полно удовлетворить предъявляемые требования быстро и дешево».

  • 2. Результат проекта. Результатом проекта является какой-либо продукт или услуга, который будет соответствовать запланированным параметрам, при этом обладать определенной уникальностью. Источники уникальности могут быть заложены в специфике конкретной производственной ситуации, длительности подготовки и реализации проекта, в уровне издержек, связанных с проектом, применением инновационных технологий, привлечением в команду проекта различных специалистов и т.д. При этом главное - все сложные и неповторяемые действия с учетом риска и неопределенности должны соответствовать результатам.
  • 3. Определенность проекта по времени, детерминированность. Этот признак является главным отличием проектного менеджмента от операционного. У проектов есть более или менее четко выраженные начало и конец. Некоторые авторы детерминированность рассматривают не только как ограниченность во времени, но и применяют «ясно определенную деятельность» к месту и условиям его выполнения. Значительная часть усилий при работе с проектом направлена именно на обеспечение того, чтобы проект был завершен в намеченное время. Для этого готовятся графики, показывающие время начала и окончания заданий, входящих в проект.

Поскольку проекты охватывают сложные объекты, то необходимо учитывать целые комплексы разнообразных и многочисленных требований к проекту (показатели или параметры, характеризующие результаты выполнения проекта). В некоторых проектах, например строительный проект, сфера и способ описания требований формализованы (задание на проектирование). При этом важно, чтобы формализация требований не ограничивала творческую инициативу.

Стоимость проекта - требование, выраженное в форме лимитов затрат и издержек. Этот параметр не должен превышаться.

Длительность проекта - определяет период времени, в течение которого проект должен быть реализован, а также календарные сроки реализации проекта.

Граница проекта - дополнительный параметр, который помогает увидеть зависимости между его основными параметрами.

Издержки проекта - параметр, зависящий от сферы реализации, требований и длительности проекта.

Все параметры проекта или требования тесно взаимосвязаны и должны определяться комплексно, с учетом взаимных влияний и ограничений.

Практическая деятельность показывает, что разнообразие проектов огромно. При этом проекты можно классифицировать по ряду специфических характеристик:

  • источнику заказа;
  • направленности;
  • уровню новизны;
  • размеру (масштабу);
  • сфере применения;
  • длительности.

По первой характеристике - источнику заказа на разработку проекта - проекты подразделяются на внешние и внутренние. Проект должен обрести главное заинтересованное лицо (организацию) - сторону, которая станет будущим владельцем и пользователем результатами проекта и будет нести за него ответственность. В нашей терминологии - это обычно заказчик проекта. В рыночной экономике - это владелец (собственник), часто в литературе по управлению проектами - клиент.

Внешние проекты исходят от клиентов предприятия. Предметом таких проектов могут быть уникальные изделия (корабли, самолеты, станки, кинофильмы), объекты (здания, инженерные сооружения), мероприятия (рекламные акции, спортивные соревнования, научные исследования).

Внутренние проекты - проекты, необходимость реализации которых обусловлена собственными потребностями предприятия (руководителей предприятия). Подобные проекты реализуются в целях активизации деятельности предприятия, например создание нового продукта, освоение новой территории для реализации продукта, внедрение информационных систем, реконструкция или замена технологического оборудования, внедрение новых технологий и т.д.

Управление внешними и внутренними проектами имеет свои особенности. Реализация проектов, выполняемых по внутренним и внешним заказам, различна. С одной стороны, предприятия, выполняющие проекты по внешним заказам, обычно лучше подготовлены к управлению проектами в методическом, кадровом и организационном аспектах. К реализации таких проектов привлекаются в первую очередь производственные структуры предприятия. С другой стороны, выполнение проектов по внешним заказам создает проблемы и увеличивает издержки, связанные с координацией работ, а также повышает неопределенность планирования и реализации этих проектов, что обусловлено необходимостью контактировать с заказчиком, обеспечивать корректный обмен информацией, четко разделять ответственность, а также грамотно рассчитывать сроки и издержки.

Следующая характеристика проекта - направленность (ориентация ). Направленность проектов может быть как на объект, так и на процесс. В проектах, направленных на объекты, целью является создание или изменение разнообразных материальных ценностей: продуктов, объектов строительства, технических систем и т.п. Цель проектов, ориентированных на процессы, заключается в создании или изменении процессов и исполнительных систем, например систем информирования и принятия решений, технологических и распределительных процессов, организационных систем и т.п.

Для предприятия последствия реализации выделенных видов проектов оказываются различными. По завершении реализации объектно-ориентированного проекта предприятие возвращается к функционированию в обычном режиме. Например, проект технологической модернизации производственного подразделения требует внесения некоторых изменений в систему организации и управления; однако после окончания работы над ним какие-либо существенные изменения в этой сфере не предусматриваются. Напротив, проекты, ориентированные на процессы, предопределяют изменения в функционировании предприятия и по их завершении. Например, проект по внедрению «бережливого производства» влечет за собой изменение организации и управления в других сферах деятельности объекта.

Представленная классификация приводит к различному пониманию смысла и значения завершающих фаз реализации проекта, в частности контроля за его реализацией и использованием результатов. Каждый вид проекта выдвигает свои требования к организации деятельности предприятия.

Третья характеристика, по которой проекты различаются между собой, - степень их новизны и оригинальности. Согласно определению (по Роговой) каждый проект должен обладать «известной степенью новизны целей и условий реализации», т.е. в каждом проекте должна присутствовать оригинальность.

Чаще всего в практике проектного управления проекты подразделяют на два класса: проекты с высоким уровнем новизны и проекты с низким уровнем новизны. Новизна в данном случае относится только к самому проекту, к его исполнителям. Новизной проекта является совершенствование традиционных приемов и методов и поиск инновационных подходов.

Проектами с высокой степенью новизны (оригинальности) считаются, например, научно-исследовательские проекты, посвященные поиску новых, оригинальных технических решений (строительство с применением не известных ранее технологий, использование нетрадиционных видов энергии и т.п.), а проектами с низким уровнем новизны (оригинальности) - строительство типовых зданий (производственных цехов) и т.п.).

Четвертой характеристикой проекта является его величина (масштаб ). Различия проектов по этой характеристике определяются объемом выполняемых работ, длительностью реализации, количеством задействованного персонала и (или) издержками. Согласно этому критерию, проекты можно подразделить на малые, большие и крупные. Пример малого проекта - строительство индивидуального жилого дома, большого проекта - строительство гостиницы, крупного проекта - строительство объектов для Олимпиады.

В практике, в частности в американской, существует подход, при котором классификация проектов по их величине основывается на трех критериях - численность проектного коллектива, трудоемкость проекта и его стоимость. Например, малые проекты - капиталовложения до 10-15 млн долл.; трудозатраты - 40-50 тыс. человеко-часов. Крупные капиталовложения - от 1 млрд долл, и более, нетрадиционные формы финансирования (акционерные, смешанные) - обычно консорциум фирм, трудоемкость - 2 млн человеко-часов - на проектирование, 15-20 млн человеко-часов - на строительство, пять - семь и более лет - срок реализации.

Также важным критерием классификации проектов служит сфера их применения. Согласно этому критерию можно выделить, в частности:

  • технический (строительство здания или сооружения, внедрение новой производственной линии, разработка программного обеспечения и т.д.);
  • организационный (реформирование существующего или создание нового предприятия, внедрение новой системы управления, проведение международной конференции и т.д.);
  • экономический (приватизация предприятия, внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, введение новой системы налогообложения и т.д.);
  • социальный (реформирование системы социального обеспечения, защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений);
  • смешанный (проекты, реализуемые сразу в нескольких областях деятельности; к примеру проект реформирования предприятия, включающий внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, разработку и внедрение специального программного обеспечения и т.д.);
  • инвестиционный проект: главная цель - создание или реновация основных фондов организаций, требующие вложения инвестиций;
  • инновационный проект: главная цель - разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие организаций.

Эта классификация может быть достаточно обширной, если более подробно выделять сферы применения, например Технический проект - строительство - гражданское строительство или промышленное строительство и т.д.

Проекты, реализуемые в разных областях, имеют значительные различия, поэтому для выбора того или иного подхода к управлению конкретным проектом необходимо предварительно разобраться с особенностями именно этого типа или вида проекта.

Классы проектов различаются по составу, структуре и предметной области проекта:

  • монопроекты - отдельные проекты различного типа и назначения, имеющие определенную цель, четко очерченные рамки по финансам, ресурсам, времени, качеству и предполагающие создание единой проектной группы (инвестиционные, инновационные и др.);
  • мультипроект - комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления (реформирование существующих и создание новых предприятий, разработка и внедрение внутрифирменных систем);
  • мегапроекг - целевые программы развития регионов, отраслей и другие, оказывающие влияние на все сферы жизни населения, например строительство Крымского моста.

По длительности проекты делятся:

  • на краткосрочные проекты - до трех лет;
  • среднесрочные проекты - от трех до пяти лет;
  • долгосрочные проекты - более пяти лет.

Если рассмотреть проект с точки зрения классического менеджмента, то его методологической основой является системный подход в проектном менеджменте, т.е. можно рассматривать проект как систему, в которой работа представляет собой процесс превращения входных элементов в выходные.

замысел (проблема, задача), средства реализации (решения, работы) и цели (результат). Входные элементы (проблема, ресурсы, деньги, трудозатраты) в процессе проектной деятельности при помощи средств реализации (процесс принятия управленческих решений) переходят в выходные элементы проекта (результаты, решения). Таким образом, достигаются цели реализации проекта (рис. 1.1).

Рис. 1.1.

Источниками для входных элементов проекта могут служить как внутренние составляющие проекта, так и внешнее окружение проекта. Проект не является жестким стабильным образованием, ряд его элементов в процессе реализации может менять свое местоположение, переходя из внешней среды в состав проекта и обратно.

Ряд элементов проекта могут использоваться в самом проекте и вне его одновременно, например специалисты, принимающие участие в проекте и одновременно работающие над решением других проблем. Основа управления проектами - методология, направленная на эффективное достижение целей проекта на всем протяжении проектного цикла с применением разнообразных инструментов и технологий управления.

К управляемым параметрам проекта относятся:

  • объемы работ и виды работ по проекту;
  • стоимость проекта, издержки и расходы;
  • временные параметры, включающие сроки, продолжительность и резервы выполнения работ, этапов, фаз проекта, а также взаимосвязи работ;
  • ресурсы, требуемые для осуществления проекта, в том числе человеческие, финансовые, материально-технические, а также ограничения по ресурсам;
  • качество проектных решений, применяемых ресурсов, компонентов проекта.

Проект и процесс его реализации являются сложной системой, в которой сам проект выступает как управляемая подсистема, а управляющей подсистемой является управление проектом.

  • Гонтарева И.В., Нижегородцев Р.М., Новиков Д.Л. Управление проектами:учеб, пособие. М.: ЛИБРОКОМ, 2013; Троцкий М., Трупа Б., Огонек К.Управление проектами: пер. с польск. М.: Финансы и статистика, 2006;Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогте Н.Г. Управление проектами: учеб, пособие / под общ. ред. И.И. Мазура. 3-е изд. М.: Омега-Л, 2004.

В России в настоящее время продолжает развиваться новое направление в управлении бизнесом - «проектный подход». Оно формируется на теории менеджмента, маркетинга, психологии и ряда других наук. Применение этого направления помогает в выработке правильного управленческого решения. Грамотное использование инструментария проектного менеджмента позволяет сформировать комплексную методологию реализации проектного подхода, постепенно реализовывать конкретные пути и средства, с помощью которых он может быть решен.

Базовой единицей, на которой строится проектный подход, является понятие проекта. Оно заключает представления о предмете управления проектами, занимает в категориальном аппарате управления проектами центральное место. Несмотря на достаточно длительный срок существования управления проектами в качестве самостоятельной области знания, управленческая трактовка понятия проекта продолжает испытывать на себе влияние тенденций, происходящих в развитии теории и практики управления проектами.

Таблица 1 - Основные подходы к интерпретации понятия «проект»

Сущность понятия проект

Проект как набор признаков

DIN, Германия,

Предприятие, которое в значительной степени характеризуются неповторимостью условий в их совокупности

Проект как изменение системы

И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге,

Некоторая задача, имеющая исходные данные и требуемые результатами и цели, обуславливающие способ ее решения

Ю.И. Попов,

Некоторое предприятие с установленными целями, достижение которых, определяет завершение проекта

Проект как совокупность плановых документов

А.В. Анцеев,

Совокупность документов, содержащих принципиальное или окончательное решение, дающее полное представление об объекте, дающее последующие данные для разработки документации

Проект как совокупность мероприятий

Е.А. Яковлев,

Система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных.

К настоящему времени сложилось несколько принципиальных подходов к трактовке данного понятия (таблица 1).

Один из них, принятый, в частности, в изданиях ассоциаций по управлению проектами DIN основывается на определении проекта через набор существенных признаков, наличие которого является необходимым и достаточным условием для того, чтобы рассматривать соответствующий объект управления как проект. Эти свойства в основном имеют ограничительное значение, т. е. служат отделению тех видов деятельности, которые описываются понятием проекта, от тех, к которым оно не может быть отнесено.

Иной подход, которого придерживается большинство отечественных специалистов, в частности И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Ю.И. Попов, состоит в трактовке проекта как изменения какой-либо системы посредством целенаправленной организованной работы. В данном случае также выделяется целевой аспект, однако упор делается не на признаках, а на сущности той деятельности, которая связывается с понятием проекта. В самих определениях, сформулированных в соответствии с этой традицией, какие-либо ограничительные моменты (сроки, бюджет и т. д.) часто не выделяются.

Следующей трактовкой является понимание проекта, как системы, о чем в своих трудах заявляет Е.А. Яковлев. Система состоит из взаимосвязанных целей, работ и программ, оформленных соответствующей проектной документацией.

Подход, сторонником которого являет А.В. Анцеев, строится на понимании проекта, как совокупности или системы плановых документов. Такая трактовка проекта, приемлема во многих отраслях, в том числе используется для проекта с точки зрения технической сферы.

Наличие различных подходов связано с широким спектром сфер, в которых используется проектный подход. Объединяющей чертой для всех определений является набор уникальных возможностей и ограничений, стремление к образованию системы, с помощью которых проявляется нацеленность на результат.

Каждый проект состоит из процессов. Первый тип процессов связан с продуктом проекта, включает в себя жизненные циклы, а процессы второго типа, в свою очередь ориентированы на управление проектами и заключаются в организации работ.

Таблица 2 - Основные подходы к понятию «управление проектами»

Сущность понятия управление проектами

О. Дойникова,

Комплекс мер, направленных на достижение определенных целей находящихся во взаимосвязи с основными функциями управления

И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдероггъ,

Процесс управления нематериальными и материальными ресурсами на протяжении всего цикла осуществления проекта путем применения современных методов управления

Приложение знаний, навыков, инструментов и методов к работам проекта для удовлетворения требований

Н.Ю.Тумбинская,

Искусство руководства и координации человеческих, нематериальных и материальных ресурсов на всех жизненных фазах проекта за счет использования новых методов управления для достижения намеченных результатов.

Понятие управление проектами так же имеет отличающиеся подходы (таблица 2).

Первый подход строится на трактовке данного понятия, в соответствие с О. Дойниковой, как комплекса мер, заключающих в себе планирование, мотивацию и контроль, и направленных на достижение поставленных результатов.

Следующая трактовка, которой придерживаются коллектив авторов под руководством В.Д. Шапиро и И.И. Мазуром, основывается на понимании управления проектом как процесса управления ресурсами проекта, и как отмечено в стандарте PMBoK, данный процесс связан с применением знаний, навыков и инструментов.

Третий подход, основанный на трудах Н.Ю. Тюмбинской, в своем определении объединяет все вышеизложенные признаки категорией искусства управления, но при этом основывается на современных методах, а так же не только достижения поставленных целей, но и выделяет удовлетворение участников проекта.

Приведенные взгляды разных авторов, независимо от того определяют ли они управление проектами как процесс или комплекс мер, имеют схожие признаки, в частности, управление проектами всегда направлено на достижение конкретной цели, достигаемой за счет применения традиционного инструментария.

Можно выделить две ситуации, связанные с организацией проектной деятельности. Первая - когда проект организуется в типично «проектных» сферах деятельности. На практике работа в таких областях чаще осуществляется посредством формирования проектных групп и команд и с использованием методов управления проектами. Вторая - использование проектного способа управления для решения какой-либо важной хозяйственной задачи.

Таким образом, проект на предприятии - не всегда некоторая «данность», т.е. существующий объект управления, возникающий, например, в связи с получением нового крупного заказа, но это и способ организации деятельности, который предприятие выбирает по своему усмотрению при наличии определенных условий. В связи с этим большое значение имеет понятие проектного подхода (таблица 3)

Таблица 3 - Основные подходы к понятию «проектный подход»

Сущность понятия проектный подход

Т. Н. Жукова,

Подход к управлению, предполагающий образование проектов как способ решения наиболее значимых для предприятия задач

Э.В. Строилова,

Методология деятельности, в основе которого лежит создание или преобразование объекта, обладающего новыми, уникальными свойствами.

С.Б. Фисенко,

Формальная управленческая методика, в формате которой различные проекты планируются и исполняются как повторяемый, последовательный и измеримый процесс

А.В. Анцеев,

Систематическое определение и менеджмент проектов, применяемых предприятием, и взаимодействие этих проектов

Проектный подход как методологию управления рассматривают Э.В. Строилова, С.Б. Фисенко и А.В. Анцеев, преимущество данной трактовки в представлении проектного подхода как системы организации работы предприятия и решения проблем. Управление проектами, в таком случае, непрерывный, повторяемый процесс, включающий также взаимосвязь проектов.

Следующим шагом становится анализ подходов к понятию проектного управления как части проектного подхода (таблица 4).

Данные подходы отражают проектное управление как специфическую управленческую деятельность, один из видов управления, а коллектив авторов под руководством И.И. Мазура и В.Д. Шапиро отмечает важный аспект - метод организации и управления производством. Значит, проектный подход заключается, прежде всего, в проектном методе организации.

Таблица 4 - Основные подходы к понятию «проектное управление»

Сущность понятия проектное управление

Т.В.Юрьева,

Специфическая управленческая деятельность, ориентированная на выполнение запланированных результатов при определенных ресурсных параметрах

И.И.Мазур, В.Д.Шапиро, Н.Г.Ольдероггъ,

Вид управленческой деятельности, организационный метод, управляющий производством, построенный на системе управления проектами.

Ю.О.Бакланова,

Управление, основанное на проектных технологиях, тесно взаимосвязанное со стратегическим видением организации, предприятия, отрасли, региона, осуществляемое посредствам выполнения комплекса отобранных проектов с учетом их взаимозависимости, взаимодополняемости, синергичности.

Понятие проектного подхода заключает в себе систему принципов, которые обеспечивают понимание данного подхода и определяют его особенности, рисунок 1.

Рисунок 1 - Принципы проектного подхода

Идентификация проектного подхода заключается в совокупности приведенных признаков, так как, используясь в отдельности они относятся к другим организованным процессам управления. Характерной чертой также является сочетание признаков проектного управления с классическими признаками управления. Некоторые из принципов относятся к организации условий проектного подхода и заключают в себе организационное обособление проекта, повышение ответственности и коммуникаций сотрудников.

Проект, таким образом, не только некоторая форма деятельности, мероприятие или задача, но и, с организационной точки зрения, специфическая организационная структура, тем или иным образом вписывающаяся в структуру реализующего его предприятия.

В то же время следует понимать, что применение проектного управления целесообразно при наличии определенных условий (сложность, комплексность, трудоемкость, важность лежащей в основе проекта задачи, достаточно высокая стоимость ее осуществления и т. д.) и результат от его использования должен превышать соответствующие затраты. Кроме того, поскольку проектный подход часто требует создания на предприятии дополнительных структурных образований или же использования более сложных в управлении проектных и матричных структур, возрастание организационной сложности управления должно быть оправдано.

Факторы эффективности проектного подхода на предприятии:

1. Стратегический.

Организует текущую деятельность на выполнение поставленных задач, устанавливая связь стратегического и оперативного управления.

2. Экономический

Обеспечивает более эффективное распределение ресурсов за счет их сосредоточения на наиболее важных задачах предприятия (предупреждается распыление средств, вскрываются внутренние резервы, усиливается контроль над расходованием).

3. Организационный

Обеспечивает ориентацию на корпоративные цели, уменьшает возможность несогласованных, взаимопротиворечащих действий.

4. Мотивирующий

Увеличивается заинтересованность коллективов и исполнителей в конечных результатах; повышается осмысленность и целеустремленность в выполнении профессиональных функций за счет более четких представлений о собственном вкладе в планируемый результат.

5. Консолидирующий

Обеспечивает обоснованность принимаемых решений посредством объединения усилий специалистов, снижает вероятность субъективизма, служебных злоупотреблений.

6. Коммуникативный

Способствует возникновению коммуникаций, выходящих за пределы структурных подразделений, в результате совместной работы в проекте, что благоприятствует обмену опытом, улучшению микроклимата, создает предпосылки для сплочения коллектива.

7. Структурообразующий

Связан с организационным строительством через формирование новых структур и команд проекта; проект служит формальным отображением межфункциональных (горизонтальных) связей.

Ведение экономической деятельности на основе проектного подхода способствует более четкому определению целей и критериев их достижения, оптимизации ресурсов, выявлению и идентификации рисков, более детальному контролю процесса реализации проекта, что в целом позволяет повысить результативность бизнес-процессов, обеспечить конкурентные преимущества в условиях стратегических изменений. Зарубежный и российский опыт показывает, что проектный подход представляет собой эффективный инструмент, позволяющий решить стратегические проблемы в условиях постоянно происходящих изменений, а также устранить некоторые несовершенства, свойственные рыночной экономике.

Директор и ведущий консультант Компании РиК

Проектная концепция управления существенно отличается от процессной концепции. В данной статьей речь пойдет о процессном и проектном подходе к управлению, а также об использовании проектного управления в системе стратегического управления.

Одно из классических определений проекта звучит так: проект – это уникальное предприятие, предполагающее координированное выполнение взаимосвязанных действий , для достижения определенных целей в условиях ресурсных ограничений .

Таким образом, среди основных признаков проекта можно выделить следующие:

  • уникальность и неповторимость;
  • координированное выполнение взаимосвязанных действий;
  • направленность на достижение конкретных целей;
  • ограниченность по ресурсам, в т.ч. по времени (наличие начала и окончания).

    На самом деле, что касается первой позиции, то это не совсем так. При внедрении системы управления проектами в конкретной компании можно определенным образом стандартизировать некоторые проекты. Т.е. у компании могут быть и типовые проекты (подробнее о классификации проектов можно прочитать в статье "Что такое проект и классификация проектов").

    Одно из определений бизнес-процесса звучит так: бизнес-процесс – устойчивая совокупность периодически повторяющихся действий, выполняемых для достижения определенного результата.

    Т.е. бизнес-процесс, в отличие от проекта, – это бесконечный (в идеале конечно) конвейер по выполнению определенных функций.

    По некоторым позициям проекты и бизнес-процессы похожи друг на друга:

  • наличие определенных целей;
  • состоят из работ;
  • выполняются людьми;
  • необходимы ресурсы, количество которых, как правило, ограничено;
  • необходимо управление.

    Но у них есть и существенные отличия. Основные различия процессов и проектов представлены в таблице 1 .

    Таблица 1. Различия процессов и проектов

    Примечание : следует отметить, что в некоторых случаях характеристики (элементы) процессов и проектов похожи (см. Табл. 1 ), т.к. у бизнес-процессов и текущих проектов одинаковые цели – получение финансового результата за счет использования имеющихся активов (ресурсов).

    Процессный и проектный подходы к управлению

    Схематично общая логика процессного и проектного управления представлена на рисунке 1 . Прежде всего нужно обратить внимание на то, что у процессов и проектов может существенно отличаться структура жизненного цикла.

    Рис. 1. Общая схема процессного и проектного управления


    Как правило, у процессов основное время занимает фаза реализации. У проектов не всегда структура жизненного цикла выглядит также как и у процессов. Есть такие проекты, где фаза планирования и завершения может занимать примерно столько же времени сколько и реализация, а иногда и больше.

    Таким образом, процессное управление в основном сосредоточено на фазе реализации, а проектное управление на всех фазах жизненного цикла.

    Процессный подход к управлению используется в компаниях процессного типа, т.е. в тех, у кого текущая деятельность выстроена в виде цепочки бизнес-процессов. Особенность таких компаний заключается в том, что конечный итоговый результат возникает только на уровне компании в целом, т.е. на уровне генерального директора. Получается, что каждый менеджер среднего уровня отвечает за свой бизнес-процесс. Естественно тем самым он конечно же влияет и на результат деятельности компании в целом, но тем не менее зона его ответственности заканчивается там, где завершается его бизнес-процесс.

    При этом нужно понимать, что деятельность одного подразделения может влиять на деятельность другого. Поэтому причина сбоев в работе одного подразделения может заключаться в неэффективной деятельности подразделения-смежника.

    Кстати, стоит отметить, что зачастую использование такого простого подхода к распределению ответственности за выполнение бизнес-процессов, когда за результаты определенного бизнес-процесса назначается только один ответственный, может приводить к проблемам (при "разборе полетов" ответственные будут "играть в стрелочников"). Чтобы минимизировать такие явления при выстраивании системы ответственности и мотивации можно использовать принципы гибкого бюджетирования .

    При проектном подходе к управлению ответственность за конечный результат появляется не только по компании в целом, но и по каждому проекту. Сейчас не важно, о каком проекте идет речь: о текущем проекте или о проекте развития. В любом случае у каждого проекта есть менеджер (руководитель) проекта и он должен отвечать за результаты проекта.

    При этом в проекте могут принимать участие сотрудники разных подразделений, но тем не менее координировать всех их должен менеджер проекта и он в конечном итоге должен отвечать за результаты перед генеральным директором.

    Использование проектного управления в системе стратегического управления

    Реализацию стратегии нужно организовывать путем выделения и решения конкретных стратегических задач (проектов развития), чтобы на них можно было сконцентрировать внимание и отделить от текущей деятельности. Это объясняется тем, что система управления текущей деятельностью и развитием строится по разным схемам (см. Рис. 2 ).

    Рис. 2.Сочетание систем оперативного и стратегического управления


    Система управления текущей деятельностью выстраивается в зависимости от того, каким образом она организована. Как уже отмечалось, текущая деятельность может быть организована в виде бизнес-процессов, то есть регулярно выполняемых циклических операций. Примерами таких компаний могут быть производственные или торговые предприятия, текущую деятельность которых можно разбить на ряд типовых бизнес-процессов (продажи, производство, снабжение и т.д.).

    Другой вариант, когда текущая деятельность организована в виде текущих проектов. Примерами проектных компаний могут быть строительные организации, научно-исследовательские институты, консалтинговые фирмы и т.д. И в том и в другом случае от текущей деятельности компания получает прибыль. При этом компании обоих типов могут заниматься развитием своего бизнеса и системы управления. Эту работу гораздо эффективнее реализовывать в виде проектов развития.

    Таким образом, теперь нужно будет продумать организационный механизм реализации функций развития компании. Хотя при этом может потребоваться и изменение технологии управления текущей деятельностью компании. Зачастую проекты по разработке стратегического плана и внедрению механизма развития приводят к необходимости проведения реструктуризации всей деятельности компании. Поэтому приходится перестраивать бизнес-процессы текущей деятельности и внедрять механизм проектного управления стратегической деятельностью компании.

    Соответственно, и система контроля текущей и стратегической деятельностью также отличается (см. Рис. 3 ). Для управления текущей деятельностью используется система планирования и контроля бизнес-процессов (или текущих проектов), а для управления развитием используется система планирования и контроля

  • Функционирование и системное развитие предприятия или организации должно строиться на соответствующих текущему времени передовых достижениях научной, технической и управленческой мысли. На данном этапе мало просто производить какую-либо продукцию или оказывать услугу, необходимо регулярно внедрять инновации, разрабатывать новые товары или виды услуг. Это требует привлечения инвестиций и осуществления ряда процессов, не связанных с обычной деятельностью компании, т.е. необходим особый замысел, эффективно реализовать который поможет проектное управление.

    Суть проектного менеджмента и его основные цели

    Под проектным управлением подразумевается методика руководства важными и масштабными задачами, которые имеют определенную цель, установленные сроки и ограниченное ресурсное обеспечение. Такой подход позволяет объединить в единое целое постоянные (линейные) процессы, происходящие в компании, и целевые (разовые) инициативы.

    Научно-технический прогресс, возрастающая сложность реализуемых замыслов, рост конкуренции во всех отраслях, усиление интеграции и взаимодействия производства и науки делает проектное управление актуальным в современном мире. Такой вид менеджмента дает возможность:

    • достичь запланированных показателей за счет внедрения таких инициатив, которые будут наиболее выгодны для компании в краткосрочном или долгосрочном периоде;
    • обеспечить разработку продукта с заранее установленными показателями качества;
    • выдержать сроки достижения результата, синхронизировав их с другими работами компании;
    • эффективно руководить трудовыми, финансовыми, материально-техническими ресурсами.

    К основным целям проектного менеджмента можно отнести:

    • освоение и внедрение новых видов продукции на основе передовых технологий, которые дадут предприятию конкурентные преимущества на рынке;
    • внедрение в компании современных управленческих технологий, способных повысить эффективность деятельности на всех уровнях руководства (оперативном, тактическом и стратегическом);
    • уменьшение расходов на управленческий аппарат за счет повышения оперативности его работы и сокращения численности;
    • материальная мотивация сотрудников за высококачественный труд, ориентированный на результат;
    • привлечение инвестиций со стороны за счет внедрения перспективных инициатив;
    • концентрация кадровых, научно-технических и производственных ресурсов, рациональная организация работы, как следствие, уменьшение количества времени, затрачиваемого на разработку и производство продукции, и сокращение ее себестоимости.

    На сегодняшний день проектное управление является инновационным, поскольку ориентирует науку менеджмента на решение прикладных задач.

    Различия между традиционным и проектным менеджментом

    В течение длительного времени организации и предприятия применяли традиционные методы управления. Проектный подход стал применяться только с 50-60-х годов XX века, хотя крупномасштабные замыслы люди воплощали в жизнь с давних пор, достаточно вспомнить постройку египетских пирамид, путешествия Колумба и Магеллана, освоение американского Запада.

    Сама суть проекта предусматривает ряд отличительных черт от традиционной производственной деятельности:

    • уникальность каждой идеи, ориентированной на создание продукта, обладающего инновационными характеристиками;
    • направленность на достижение конкретной, заранее определенной цели;
    • наличие ограничений по времени, ресурсам и финансам;
    • взаимосвязанность большого количества процессов разного уровня и скорости протекания.

    Часто проектный менеджмент сравнивают с традиционным, это дает ясное понятие об их различиях. Традиционный отличается такими особенностями:

    • ориентация на ход событий и организацию процессов;
    • отсутствие четко ограниченных сроков выполнения работ;
    • все позиции планируются, а под них расписываются ресурсы;
    • концентрация на исполняемом рабочем процессе и рабочей норме;
    • характерна относительная надежность, часто переходящая в монотонность;
    • для выполнения задач привлекается постоянный персонал.

    При проектном подходе упор делается на задачи, заметно отличающиеся от традиционного управления:

    • ориентация на достижение заранее определенной заданной цели;
    • главное – не организация труда, а достигнутый результат;
    • все действия жестко ограничены финансовыми возможностями и временными рамками;
    • производится детальное планирование необходимых ресурсов, под которые подгоняются процессы;
    • определяются достижимые цели на каждом этапе, процесс важен только в рамках достижения поставленной цели;

    • результат – финальная приемка всех работ, каждое отдельное задание рассматривается только с точки зрения общего успеха;
    • надежность всех действий предсказуема в связи с достижением поставленного результата;
    • выполняемые функции часто не нормированы, разнообразны и требуют нестандартного подхода;
    • под каждую инициативу подбирается команда со специализациями и умениями в зависимости от направленности проекта.

    Большая часть организаций в России использует принципы традиционного управления, несмотря на то, что имеет трудности с подбором высокопрофессиональных сотрудников для выполнения постоянно повторяющихся заданий. Вместе с тем, развитие фирмы можно подтолкнуть, придумав инновационную бизнес-идею и привлекая руководителей и исполнителей задания со стороны. При этом нужно быть готовым к дополнительным расходам на обучение персонала, повышение их квалификации. Кроме того, часть сотрудников может быть не готова к переходу на новые условия работы.

    Варианты организации проектного менеджмента в компании

    Чтобы внедрить в организации принципы проектного менеджмента стоит подумать о том, как будут решаться межорганизационные, межгрупповые и межличностные конфликты, связанные с организацией горизонтальных и вертикальных систем взаимодействия. Когда возникает необходимость осуществить комплексный замысел, который с одной стороны охватывает деятельность уже имеющихся и функционирующих линейных подразделений, а с другой – решить целый ряд новых задач экономического, социального и технического характера, то необходимо искать самую подходящую организационную форму.

    Можно рассмотреть и проанализировать три наиболее часто встречающихся варианта решения проблемы:

    • Создается целевая группа или специальный отдел по причине того, что существующая структура не готова справиться с новым вызовом. При этом новая структура не способна сама реализовать все процессы без привлечения стандартных линейных подразделений. Власть распределена между исполнителями, однако ответственного за результат нет.

    • Один из руководителей стандартных отделов наделяется ответственностью и полномочиями относительно решения новых задач наряду со своими функциональными обязанностями. Но все возникающие проблемные и конфликтные ситуации вынужден решать руководитель более высокого уровня. Распыление ответственности и регулярное вмешательство менеджеров высшего звена разрушительно действует на реализацию начинания.
    • Назначается руководитель для реализации новой инициативы и наделяется всей полнотой власти для решения возникающих вопросов. На него возлагается ответственность за оперативное управление, планирование, ресурсное обеспечение и финансирование проекта. Он не связан линейными процессами и работает в направлении достижения определенной цели в соответствии с установленными требованиями (затратами и временем).

    Третий вариант наиболее применим в сложных проектах, связанных с большим количеством промежуточных этапов и сложными техническими заданиями (аэрокосмическая, электронная отрасли промышленности, разработки новых технологий).

    Сходство и различие между проектным и процессным управлением

    Нередко возникает вопрос, как осуществлять руководство компанией, если новые инициативы после их реализации становятся стандартными процессами. Ведь процессное и проектное управление осуществляется по разным методикам.

    Процессы и проекты имеют свои отличия, которые заключаются в следующем:

    • Проект создает уникальный конечный результат, это единовременный перечень проводимых мероприятий в рамках конкретного периода времени.
    • Бизнес-процесс – это набор мероприятий, которые регулярно повторяются, потребляют необходимые ресурсы и создают необходимый потребителю, но не уникальный продукт.

    Именно на уникальности/неуникальности результата и повторяемости/единоразовости действий и проходит разлом между процессом и проектом.

    С одной стороны, вроде бы все понятно, однако есть нюансы. Возьмем для примера компанию, производящую автомобили. Конвейерное производство машин – это, несомненно, процесс. Разработка новой модели авто – это проект, т.к. требует дополнительного планирования, новых инженерных и дизайнерских решений, специального оборудования. Такое утверждение хорошо подходит для фирмы, которая создает новые модели один раз в 5-10 лет. Однако если конструкторское бюро автопроизводителя выдает "на гора" каждый год по новой модели, то такая идея приобретает черты процесса по причине установления типовой последовательности действий.

    С другой стороны, создание нового бизнес-процесса может приобретать черты проектности, если оно нетипично для данного производителя. Так, начало выпуска старой модели автомобиля на электродвигателе вместо двигателя внутреннего сгорания и внедрение самого производства электродвигателей будут проектом, несмотря на то, что большинство этапов будут носить типовой характер.

    Следовательно, можно сделать вывод, что осуществление бизнес-процесса и реализация новой бизнес-идеи в некоторых условиях могут заменять друг друга: типовой проект ближе по показателям к процессу, а новый процесс по своим характеристикам схож с разовой инициативой. Постоянное улучшение продукта или услуги – это не проект, поскольку в него не заложено понятие уникальности.

    Это нужно понимать и учитывать в работе, так как принципы управления в обоих случаях разные. Компания, которая способна четко определиться, к какому типу относится ее деятельность, сможет избежать ресурсных и временных потерь при управлении своей деятельностью.

    Многие специалисты считают, что опираться только на проектное управление, по крайней мере, недальновидно, поскольку при такой форме руководства трудно оперативно реагировать на быстро меняющиеся условия рынка. Особенно актуально это для промышленных производств, где основная задача – постоянный выпуск продукции определенного качества с небольшими модернизациями в зависимости от желаний заказчика в рамках возможностей наличного оборудования. Здесь нужен процессный менеджмент, если же возникает необходимость разработать и внедрить какую-то разовую технологическую новинку, то рациональнее пригласить для этого замысла руководителя со своей командой со стороны.

    Проектный менеджмент хорош для организаций, изначально заточенных на генерирование нестандартных идей и разработок. При этом внедрять их в производство могут совершенно другие компании со стандартными методами руководства.

    Методологии проектного менеджмента

    Несмотря на уникальность реализуемых замыслов, осуществляемые по ходу дела процессы поддаются систематизации и стандартизации. Формальные документы, разработанные на основе этих стандартов, называются методологией менеджмента. Некоторые из этих методологий носят универсальный характер, и могут быть применены для всех видов реализуемых предприятий, другие эффективны только в определенных сферах. Рассмотрим самые популярные методики руководства.

    Водопадная (каскадная) – традиционная методология, подходящая для всех отраслей, популярна в строительстве. В ней выделяют семь этапов, идущих один за другим:

    • разработка требований;
    • проектирование и планирование;
    • реализация (производство, строительство);
    • завершение и внедрение;
    • тестирование, настройка и отладка;
    • установка и ввод в эксплуатацию ;
    • эксплуатация и ее последующее техническое сопровождение.

    От одной фазы к другой переход происходит только после завершения предыдущего этапа и его одобрения заказчиком. Если поставленная конечная цель – материальный продукт, производимый путем четкой последовательности действий, то каскадная методика наиболее действенна. Однако ее гибкость невысока, поскольку составление технических условий ожидаемого результата и планирование занимает много времени и требует значительных инвестиций. Это делает ее недостаточно подходящей для задумок с нечетко определенным конечным результатом.

    Методология представляет собой структурированную систему, применимую как в бизнесе, так и в органах государственной и муниципальной власти. Она ориентируется на процессы верхнего уровня (организация, руководство, контроль), оставляя в стороне события нижнего уровня (составление графиков, расписание всех работ).

    Основными принципами метода являются:

    • регулярное оценивание экономической целесообразности начинания – будет ли выгоден запланированный продукт после прохождения всех циклов разработки;
    • обучение членов команды на основе осуществления предыдущих инициатив;
    • распределение ролевых моделей – создание четкой организационной иерархии и структуры, что даст возможность точечно под каждую задачу привлекать необходимых специалистов;
    • поэтапное управление – проводится мониторинг и контроль на каждой из запланированных фаз;
    • определение и установка максимальных величин отклонений в ходе реализации замысла, напрямую связано с ответственностью исполнителей;
    • фокусировка на качестве конечного продукта;
    • адаптация всех инструментов и процессов к масштабу, сложности и важности работ, рискам и квалификационным требованиям.

    Кроме того, жизненный цикл бизнес-задачи подразделяют на 7 управленческих процессов:

    • запуск инициативы;
    • руководство ею;
    • инициация;
    • контроль выполнения промежуточных этапов;
    • менеджмент создания продукта;
    • управление границами и отклонениями;
    • закрытие инициативы.

    Программа PRINCE2 помогает стандартизировать и координировать всю деятельность. Она способствует планированию и мониторингу замысла, а также его корректировке. Однако для небольших инициатив с возможными изменениями требований к продукту и его объемов.

    Agile – это образец итеративной и поступательной методологии. Применяется в проектах, где на начало реализации нет полной ясности относительно жизненного цикла начинания и конечного результата. При этом вся деятельность подразделяется на "спринты" – итеративные фазы, состоящие из большого количества задач со своим конечным результатом и продуктом. Суть Agile сводится к тому, чтобы менеджмент имел постоянную обратную связь и мог постоянно (после каждого "спринта") совершенствовать продукт.

    Ответственность при этом делится между тремя типами участников:

    • Владельцем продукта, который определяет цели и готовит график работ при необходимых параметрах. Он корректирует процессы при изменяющихся условиях и устанавливает приоритетные характеристики требуемого продукта.
    • Scrum мастером, задающим приоритеты членам команды для решения конкретных задач и решающим все возникающие трудности.
    • Членами команды, выполняющими текущие задания, осуществляющими текущий менеджмент, готовящих отчеты и контролирующих качество продукта.

    Метод Agile отличается гибкостью и быстрой изменяемостью, хорошо подходит для IT-сферы (графический дизайн или разработка нового ПО). При этом в проектах с четкой регламентацией параметров он не покажет своих лучших сторон.

    RAD (ускоренная разработка приложений) обычно применяется при разработке нового программного обеспечения, нацеленного на создание приложений. Она очень динамична и выделяет 4 фазы замысла:

    • предварительное планирование;
    • проектирование, ориентированное на пользователя;
    • ускоренное конструирование;
    • переключение на другой участок работы.

    Этот способ управления хорошо в малых и средних программных разработках, он дает возможность улучшить риск-менеджмент и поднять показатели результативности. При этом для крупномасштабных многокомпонентных IT-разработок он не подходит по причине недостаточно высокого качества программного кода и необходимости постоянно вовлекать в работу клиента.

    Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод, что проектное управление, несомненно, обладает рядом серьезных преимуществ перед традиционными способами организации. Вместе с тем, говорить о том, что этот способ является единственно правильным, нельзя, поскольку в зависимости от структуры компании и выполняемых ею задач, наилучшим вариантом может оказаться классический метод руководства.

    I. Теоретические аспекты организации проектной деятельности в современной школе.

    Понятие и подходы к классификации проектной деятельности

    Изначально представления о проектной деятельности возникли в трудовой деятельности, а именно в архитектуре и строительстве, инженерном деле, позже - в сферах, где на первый план выходил аспект преобразования, результативного практического действия, причем, как правило, ограниченного относительно конкретным сроком исполнения. Сегодня слово «проект» используют . Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского - брошенный вперед) толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание» .

    Неразрывно с понятием проект связано и такое понятие как метод проектов , основой которого является понятие проект, то есть результат, который можно получить при решении той или иной пробелы, задачи. В связи с большой популярностью этого метода в специальной литературе можно встретить множество его определений. Однако все они сводятся к утверждению учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, которая имеет общую цель и согласованные способы, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для учащихся проектов.

    Метод проектов, как источник развития сферы образования и разновидность профессионально-педагогической активности , формировался достаточно длительный период. Более трехсот лет назад великий чешский мыслитель, основоположник теоретической педагогики Я.А. Коменский высказал идею о внесении в деятельность педагога исследовательского стимула, который бы выступал одним из критериев успешности обучения. Он писал «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдали сами небо и землю, дубы, буки, т.е. чтобы они исследовали и познавали сами предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения» .

    По мере развития профессионально-педагогического сознания проектирование из области педагогической практики перемещается в область теории. В первой трети XX столетия вклад в развитие научно-методического обеспечения проектной деятельности внесли представители самых различных областей знания. Среди них такие известные ученые, как Дж. Дьюи , К. Поппер , Г. Саймон , В.Х. Килпатрик и многие другие.

    Сегодня часто путают такие понятия как проектное обучение, метод проектов, проектная деятельность. Необходимо уметь различать эти понятия. Разграничение их весьма условно, но оно позволяет показать многоаспектность образовательного процесса. Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система , а метод проектов - как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. Метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности . В настоящее время метод проектов становится интегрированным компонентом современной системы образования . Таким образом, мы можем говорить о том, что метод проектов входит в понятие проектное обучение.

    Необходимо так же разобрать понятие проектная деятельность. Существует несколько подходов к определению этого понятия.

    Так, по мнению К.Н. Поливаной, проектирование (проектная деятельность) - это обязательно практическая деятельность. Она в гораздо меньшей степени регламентируется педагогом, т.е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи .

    Так же проектная деятельность может рассматриваться как форма учебно-познавательной активности учащихся, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели. Проектная деятельность обеспечивает единство и преемственность различных сторон обучения и является средством развития личности субъекта учения .

    Проект может рассматриваться как форма организации совместной деятельности людей .

    Под проектной деятельностью понимается и любая социально значимая организованная деятельность обучающихся, которая опирается на их индивидуальные интересы и предпочтения, направленная на достижение реальной, личностно значимой, достижимой цели, имеющая план и критерии оценки результата, поддержанная культурой деятельности обучающихся, традициями, ценностями, освоенными нормами и образцами. .

    Итак, мы можем сказать, что проектная деятельность является инновационной в современной школе, и подразумевает под собой самостоятельную, практическую деятельность учащихся, которая направлена на решение учебных задач, в которой учитель выступает в качестве помощника, консультанта. Итогом проектной деятельности обязательно должен быть какой-либо макет, презентация, сочинение, работа с картами и т.д.

    При изучении проектной деятельности особое внимание следует уделить изучению целей и задачей. При изучении определения проектной деятельности, выделяют цели, которые отражены в таблице 1.1.

    Таблица 1.1 - Цели проектной деятельности

    1. Формирование универсальных учебных действий обучающихся через: - Освоение социальных ролей, необходимых для проектной деятельности; - Актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленность; - Освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества; - Развитие компетентности общения;
    2. Овладение обучающимися продуктно-ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения - Основных этапов, характерных для проектной работы; - Методов овладения конкретного пользователя продуктами проекта; - Технологией анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания.
    3.Развитие творческих способностей и инновационного мышления, обучающихся на базе: - Предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания; - Владение приёмами и методами проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач.
    4.Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей.

    Исходя из целей проектной деятельности, она решает ряд важных педагогических задач:

    · Учит применять базовые знания и умения, усвоенные на уроках для поиска и решения разнообразных социальных, семейных и личных проблем;

    · Стимулирует самостоятельную познавательную деятельность детей, когда они ищут способы решения поставленной перед ними проблемы, осваивая новую информацию и новые способы деятельности;

    · Позволяет рассмотреть сложные объекты с точки зрения нескольких наук, что стирает границы между школьными предметами, показывает учащимся взаимосвязь между различными явлениями, приближая учебный процесс к реальным жизненным ситуациям;

    · Привлекает детей к социально значимой, созидательной и преобразовательной деятельности, которая обеспечивает формирование различных социальных компетентностей, многих личностных качеств, профессиональных интересов.

    Наряду с целями и задачами проектной деятельности выделяют так же принципы, которые являются условием успешного управления проектной деятельностью учащихся.

    Принципы проектной деятельности:

    - доступности - занятие проектно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это происходит зачастую на высоком уровне трудности;

    Естественности - тема исследования, за которую берётся обучающийся, не должна быть надуманной. Она должна быть интересной и настоящей, а значит, реально выполнимой. Естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать тему самостоятельно, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребёнок может сам «потрогать» проблему, ощутить возможности её решения, стать первооткрывателем без подсказки и руководства учителя;

    - наглядности , или экспериментальности - принцип позволяет учащемуся выходить за рамки только созерцательной стороны восприятия предметов и явлений и экспериментировать с теми предметами, материалами, вещами, которые он изучает в качестве исследователя;

    Осмысленности - для того чтобы знания, полученные в ходе проекта, стали действительно личными ценностями ученика, они должны осознаваться и осмысливаться, а вся его деятельность в ходе работы должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы. Именно процесс осмысливания даёт ученику осознанность выполняемого им действия и формирует умение совершать логические умственные операции, способность переносить ими имеющиеся знания в новую ситуацию;

    - культуросообразности - это воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования с учётом актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи;

    Самодеятельности - ученик может овладеть ходом своей проектной работы только в том случае, если она основана на его собственном опыте. Выбор собственной предметной деятельности позволяет школьнику самостоятельно анализировать результаты и последствия своей деятельности, что приводит к появлению новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследования.

    Принцип самодеятельности является самым главным из всех вышеперечисленных принципов, так как именно самодеятельная деятельность - основной показатель понимания обучающимся изучаемой им проблемы, становления его мировоззренческой позиции. Именно принцип самодеятельности подкрепляется принципами доступности, естественности, экспериментальности, благодаря которым происходит успешное управление проектной деятельностью .

    Немаловажным является и выделение факторов проектной деятельности, к которым относятся:

    • повышение мотивации учащихся при решении задач;
    • смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
    • формирование чувства ответственности;
    • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся .

    Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих эта задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

    Многообразие содержания и способов организации проектной деятельности школьников обусловило необходимость появления различных классификаций. Прежде всего, различают:

    · Учебные проекты - предусматривают самостоятельную учебную деятельность школьников по освоению и применению в практике новой информации в рамках изучаемых одной или нескольких дисциплин. Выполняются под руководством учителя.

    · Социальные проекты - носят комплексный характер, т.е. связаны с различными сферами деятельности, выходящими за рамки учебных дисциплин. Они могут выполняться на основе имеющихся образовательных и творческих ресурсов детей не только в школе, но и в других организациях, внешкольных объединениях, и направлены на улучшение, преобразование окружающей среды.

    Деление на учебные и социальные проекты весьма условно, т.к. в рамах учебных дисциплин могут разрабатываться и выполняться проекты, имеющие высокую социальную направленность.

    В таблице 1.2 представлено разделение проектов на некоторые виды в соответствии с наиболее значимыми признаками.

    Таблица 1.2 - Классификация проектов

    Признак Виды проектов
    Уровень творчества · Исполнительский · Конструктивный · Творческий
    Содержание · Монопредметный · Межпредметный · Внепрограммный
    Вид деятельности · Исследовательский · Информационный · Игровой · Практико-ориентированный
    Характер контактов участников проектов · Внутриклассовый (участники первичного коллектива) · Внутришкольный (участники образовательного учреждения) · Региональный · Международный
    Количественный состав исполнителей · Индивидуальный · Групповой · Коллективный
    Возрастной состав исполнителей · Одновозрастной · Разновозрастной
    Продолжительность выполнения · Мини-проект (несколько занятий) · Четвертной · Полугодовой · Годовой · Многолетний
    База выполнения · Школьный · Внешкольный (социум, УДО)
    Назначение · Учебный · Личный (семейный) · Общественный · Производственный

    Существуют и другие классификации проектов: классификация проектов, наиболее часто применяемых в обучении географии (приложение 1).

    Очевидно, что все признаки проектов тесно взаимосвязаны, их классификация весьма условна. Один проект можно охарактеризовать, используя разные признаки, причем каждый учитель может выделить признаки, наиболее характерные для организации и выполнения учащимися своего проекта.

    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх