Звезды отечественной культуры раскритиковали законопроект о проведении зрелищных мероприятий. Как Минкультуры отзывало прокатное удостоверение у фильма «Смерть Сталина Справка - Совет по культуре при Президенте РФ

Творческая общественность продолжает бурлить. Депутаты приняли в первом чтении законопроект «Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в РФ». Они решили создать саморегулируемые организации (СРО), которые будут следить за проведением всех выступлений.

Артисты назвали эту идею бездарной, усложняющей им жизнь и выкачивающей деньги. Копий по поводу пресловутых СРО сломано уже немало. Но вчера страсти накалились непосредственно в Госдуме. Ведь туда, на «круглый стол», бороться против закона пришли звезды первой величины.

Впрочем, те, чье мнение при обсуждении закона имеет немаловажное значение, почему-то не явились. С этого начал Иосиф Кобзон: «Мне не понятно, почему не пришли приглашенные министр культуры, его заместитель и глава столичного департамента культуры. Когда мы жили с Аллой Борисовной раньше (тут народ немного напрягся, но Иосиф Давыдович с ходу пресек ажиотаж, сказав: «Прости, Максим»), Министерство культуры интересовалось нашей жизнью. Сейчас этого нет».

Кобзон честно признал, что за одно заседание не получится обсудить все аспекты законопроекта, поэтому попросил прислать коллег все предложения в комитет.

Его тревогу разделил председатель комитета по культуре Станислав Говорухин: «Надо было собираться перед первым чтением закона. В этот раз почему-то все происходит по-иному. У нас в Думе два человека знают зрелищно-развлекательную деятельность изнутри - это Мария Максакова и Иосиф Кобзон. Но с ними двумя не посоветовались. Раз мы встретились, то давайте выскажемся».

И высказались! Зажгла, как и ожидалось, Примадонна нашей эстрады. Алла Пугачева заявила: «Если Дума занимается такими законами, то ей совсем нечего делать. Этот закон сравним только с крепостным правом. А оно, как известно, приводит к мертвым душам и бардаку. Чтобы вышло хорошо, нужно было с нами (тут Алла Борисовна строго оглядела артистов. - Прим. авт.) посоветоваться. Не понимаю, зачем вообще нужен этот закон». Все детали - на видео.

На вопрос Пугачевой рискнул ответить депутат Сергей Железняк: «Этот закон необходим, так как в прошлом году было отменено более 2000 мероприятий. Люди жалуются, потому что их обманули и не вернули деньги. Поэтому нам нужны профсоюзы, которые будут регулировать проведение зрелищно-развлекательных мероприятий. Важно, что этот закон не касается ни одного творческого деятеля, ни одной площадки, где происходят выступления. Более того, он не будет касаться государственных и муниципальных площадок. Он будет распространяться только на продюсеров, которые не являются артистами и площадками».

Тут не выдержал Григорий Лепс. «Голосистый ведущий» попросил прочесть закон и заявил, что он «бездарен и абсолютно не нужен», в том числе потому, что будут выкачивать деньги для людей абсолютно сторонних. Лепса поддержали Александр Градский, Максим Галкин, Андрей Макаревич, Эдгард Запашный, Вадим Гаглоев - в общем, большая часть присутствующих.

За эстрадников вступились и театралы. Директор театра им. Евг. Вахтангова Кирилл Крок: «Союз театральных деятелей в таком виде закон не поддерживает. Он просит вывести себя из распространения закона. И вообще прошу его отозвать, созвать рабочую группу и внести в него поправки».

Тут уже зааплодировал весь зал, включая сидящих за столом.

Наконец-то вмешался соавтор законопроекта Андрей Матвеев: «Если честно, то мне текст закона тоже не понравился. Сейчас работаю над тем, чтобы внести в него поправки. Мы хотели создать профсоюзы организаторов концертов. Они смогли б составлять правила проведения выступлений, не вмешиваясь ни в коем случае в репертуар».

Закрыл заседание Иосиф Кобзон - словами, которые успокоили, кажется, всех: «Ни один человек не сказал, что закон хороший. Значит, его вообще не примут. Сейчас нужно организовать рабочую группу, в которую мы пригласим профессионалов разных жанров. Они смогут конструктивно высказать мнения своих коллег и составить новый законопроект».

Звезды российской эстрады поспорили на "круглом столе" в Госдуме о нашумевших поправках, которые касаются организации концертов. Эта тема привлекла в здание на Охотном ряду Аллу Пугачеву, Максима Галкина, Григория Лепса, Александра Градского и других. Депутаты, выслушав критику, отказ от нововведения не обещали, но объявили о возможном смягчении поправок.

Законопроект, о котором идет речь, был принят Госдумой в первом чтении в декабре прошлого года. Его авторы - группа депутатов во главе с председателем думского комитета по собственности Сергеем Гавриловым (КПРФ) - предложили, как навести в концертной сфере порядок, защитив зрителя от срывов концертов. Сейчас за срыв концертов никто не отвечает, а зритель не знает, получит ли он плату назад, считают авторы. Итак, компания, которая захочет организовать концерт, должна будет в обязательном порядке вступить в саморегулируемую организацию (СРО). При этом если площадь зоны, где проводится мероприятие, составляет менее 400 квадратных метров, обращаться в СРО не нужно.

И самое главное - устанавливается ответственность организатора и заказчика мероприятия "за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, а также обязанность обеспечить возврат денежных средств за приобретенные зрителями билеты в случае отмены, замены или переноса зрелищно-развлекательного мероприятия". Оговаривается и возможность страхования предпринимательского риска. Кстати, театра и цирка нововведение не касается. Как, впрочем, и артистов, выступающих бесплатно.

Рок-звезды во главе с Борисом Гребенщиковым в ответ на это решение Госдумы написали открытое письмо против данного законопроекта: артисты опасаются, что из-за создания СРО вырастут цены на билеты и сократятся гонорары. Чтобы найти компромисс, депутаты и решили провести "круглый стол". Впрочем, большая часть рокеров, подписавшихся под письмом, до Думы не добралась.

Почему законопроект принимать надо обязательно, артистам объяснил вице-спикер Госдумы Сергей Железняк. По словам депутата, только в прошлом году было сорвано более двух тысяч концертов и гастролей без возмещения ущерба зрителям. Эта "хлебная" сфера кормит армию посредников, которые иногда даже представляются не своими именами.

"Наша задача в том, чтобы пойти навстречу ответственным представителям продюсерского сообщества, - заявил Железняк. - Надо законодательно дать им возможность создавать СРО, в которых они, с одной стороны, устанавливали бы правила, по которым действуют, с другой стороны, несли прямую консолидированную ответственность, если у одного из членов организации оказались обязательства не выполнены".

Однако принятый в первом чтении законопроект, как говорится, не монолит. Глава комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин обещал, что судьба поправок все же будет зависеть от профессионалов. То есть от самих артистов. Те же видели судьбу однозначно - не принимать закон вообще. Все приглашенные представители шоу-бизнеса, в числе которых Алла Пугачева, Максим Галкин, Григорий Лепс, Александр Градский, Василий Вакуленко (Баста), единодушно высказываются категорически против документа. А один из "подписантов" открытого письма Андрей Макаревич подверг сомнению цифру в две тысячи сорванных концертов, которая стала одним из аргументов законодателей при подготовке проекта закона.

Больше всех хлопали Пугачевой и Галкину. Прима возмущалась, что законопроект принимается "без согласования хотя бы с некоторыми из нас", и напоминала, что любая попытка упорядочить концертную деятельность еще с советских времен ничем хорошим не заканчивалась

Максим Галкин сомневался в пользе саморегулируемых организаций и считал, что было бы правильнее вместо их создания установить обязательное страхование зрителей. Это, по его словам, не позволит мошенникам воспользоваться деньгами зрителей в случае срыва - за билеты деньги будут возвращены.

"Этот закон прописан для того, чтобы осталось два-три СРО, значит, будет монополия и надо будет спрашивать у какого-то дяденьки, можно мне организовать концерт или нельзя", - резюмировал Галкин. При этом он выразил сожаление в связи с тем, что артистов собрали только перед вторым чтением законопроекта, "для галочки".

Известный певец Александр Градский предложил: "Если в комитете по культуре все-таки есть мнение, что такой закон должен быть, то нужно собрать специальную рабочую группу, не только из продюсеров. Не надо путать искусство с другими вещами".

Музыкант Василий Вакуленко (Баста) выступил против "обязаловки". "Наша работа и так достаточно сложная, трудоемкая. Просьба не усложнять нам жизнь. Не мешать, не душить", - призвал он.

Позиция артистов нашла сторонников среди депутатов. Первый зампред комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко ("Справедливая Россия") призвала коллег отозвать свои голоса и не рассматривать эту инициативу далее.

Все же большая часть парламентариев была за то, чтобы ничего не отменять, но поправить. И на этот раз учесть мнение артистов. Станислав Говорухин предложил создать рабочую группу по доработке резонансного документа для его принятия в консенсусной редакции.

Сергей Железняк уже заранее был готов к компромиссу. Он сказал, что ко второму чтению данный законопроект не будет распространяться на государственные, муниципальные учреждения, созданные ими предприятия, филармонии и другие учреждения при поддержке государства. Кроме того, депутаты будут настаивать, чтобы ко второму чтению законопроекта риски отмены концертов страховались посредниками.

По словам Путина, пришла пора пересмотреть отношение к культуре как "к отрасли социальной сферы, оказывающей определенного вида «услуг»... Культура - это мировоззрение, прежде всего, универсальный инструмент сохранения и передачи традиционных моральных, духовных, эстетических ценностей и основа гармоничного, свободного общества, способного сберечь свою самобытность и при этом быть открытым, восприимчивым к глобальным тенденциям развития цивилизации».

«В будущем законе важно чётко отразить особенности, специфику сферы культуры, её всеобъемлющий характер и значимость - как миссии, как общественного блага» - подчеркнул Президент. Для этого надо отказаться от узкого, «отраслевого» подхода и перенести этот принцип в законодательство, в управленческие подходы и в целом самым серьёзным образом обновить государственную гуманитарную политику».

Предложив членам президентского Совета принять активное участие в работе над документом, Путин обозначил ключевую его цель:

«И конечно, новый закон, о котором мы говорим, должен максимально сохранить и развивать существующие успешные формы государственной поддержки культуры. Такие, к примеру, как гранты на оплату труда ведущих творческих коллективов. В 2018 году они вырастут на 2,3 миллиарда рублей и превысят восемь миллиардов... Уже предусмотрено выделение с 2018 года одного миллиарда рублей ежегодно на поиск и поддержку юных талантов, принято решение по программе «Театр - детям». Со следующего года ее финансирование увеличится более чем в три раза и составит 700 миллионов рублей», - добавил глава государства.

Отдельно президент остановился на подготовке кадров для культуры, поскольку «общие нормативы, установленные для системы образования, не учитывают специфику работы творческих учебных заведений», и предложил эту проблему решить, «не нарушая конструкцию всей системы образования».

В ходе Совета много говорилось о поддержке кино и телевидения. Президент одобрил идею Владимира Хотиненко о введении неналогового сбора с проката фильмов в кинотеатрах для поддержки отечественного кино, отметив, что согласно нормам Всемирной торговой организации, членом которой является Россия, нельзя ставить в невыгодное положение иностранных производителей - речь идет не только о фильмах, но и о любых товарах (например, автомобилях, - Путин привел в пример «утилизационный сбор»).

«Я иногда, особенно когда в дороге нахожусь - в самолетах в основном, смотрю с удовольствием и документальные ленты, и художественные наши. Смотрю и думаю: ну почему нет на широком экране? Будем работать с нашими коллегами на телевидении», - сказал Путин.

Режиссер Алексей Герман обратился к президенту России Владимиру Путину с призывом помочь вернуть киностудии "Ленфильм" "золотую коллекцию" фильмов.

"Студия погибнет, если не будет решен вопрос с коллекцией, - подчеркнул Герман. - Когда было принято решение о восстановления студии, обсуждалось, что коллекция будет возвращена, коллекция не возвращена. Ни одной копейки не поступает. Коллекцией торгуют, насколько я понимаю, посредники" - сказал Герман.

"По коллекции подумаем", - ответил глава государства.

Литературный критик Александр Архангельский заявил, что у деятелей культуры вызывает протест превращение уголовных дел в акции устрашения.

"Самые лучшие законы будут буксовать, если надзорные органы, а также следствие и суд будут исходить из репрессивной логики. Часто говорят, почему следствие против чиновников возможно, а против деятелей культуры - нет. Но говорят о другом - что нельзя устрашать и подавлять - ни чиновников, ни художников, ни рядовых граждан. Нужно расследовать, а не преследовать", - сказал он в четверг на Совете при президенте по культуре и искусству.

Однако Путин не согласился с тем, что в отношении режиссера Серебренникова ведется некое заказное преследование, а не уголовное расследование.

"Что касается Серебренникова, то вы знаете хорошо, что если бы это было преследование, а не расследование, его спектакль не был бы поставлен на сцене Большого театра. А это произошло", - сказал Путин на заседании Совета при президенте по культуре и искусстве в четверг, реагируя на выступление по этому поводу одного из членов совета Александра Архангельского.

Что же касается разработки нового закона о культуре, то большинство участников Совета были солидарны - как с Путиным, так и друг с другом.

"Очень правильно, чтобы в разработке фундаментального закона о культуре принимали сами деятели культуры - те, кто знает все проблемы изнутри", - сказал ТАСС пианист Денис Мацуев, который поднял проблему создания новых концертных залов. "Тот "филармонический бум", который мы переживаем, показал - в городах России не хватает концертных залов. Например, я надеюсь, что хороший концертный зал появится в скором времени в моем родном Иркутске", - сказал артист.

Писатель и глава общественного совета при Минкультуры Юрий Поляков считает, что новый закон может способствовать оздоровлению общества.

"Самое главное - это работа над этим законом с привлечением профессионалов деятелей культуры, чтобы они вложили в этот закон то, что будет помогать развитию культуры и способствовать духовному росту, оздоровлению общества. <… > Предстоит работа и выработка консолидированного мнения", - сказал Поляков.

В ходе заседания он предложил создать издательство с контрольным пакетом акций, принадлежащим государству. Также он считает правильным создать фонд поддержки отечественной литературы. Эту идею поддержал и Никита Михалков, отметив, что "важно понять, ради чего, чем он будет наполняться, кто это будет контролировать".

"Это в высшей степени важная тема, потому что уже много лет ни Госдума, ни разного рода ведомства не могут выйти с таким законопроектом о культуре, который устроил бы и законодателей, и профессиональную общественность и, разумеется, граждан Российской Федерации", - сказал ТАСС специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

Справка - Совет по культуре при Президенте РФ

Пост председателя занимает глава государства, он же утверждает положение о Совете и его состав (58 человек).

Заместитель председателя совета - Карен Шахназаров, кинорежиссер, генеральный директор "Киноконцерна "Мосфильм". Секретарь - Владимир Толстой, советник президента РФ.

В состав президиума из 15 человек, помимо Шахназарова и Толстого, входят историк русской литературы Алексей Варламов, пианистка Екатерина Мечетина, генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, председатель редакционного совета "Литературной газеты" Юрий Поляков, дирижер Владимир Спиваков, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин, заместитель председателя комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов, директор телеканала "Россия-Культура" Сергей Шумаков, председатель редколлегии газеты "Культура", депутат Госдумы Елена Ямпольская и др.

Члены Совета по культуре и искусству одновременно входят в состав попечительского совета телеканала "Россия-Культура" ФГУП "ВГТРК". Все они принимают участие в работе совета на общественных началах.

Заседания консультативного органа проводятся не реже одного раза в шесть месяцев.

Советский и российский скрипач, лектор-искусствовед Михаил Казиник выступил на заседании Совета Федерации в рамках формата «Время эксперта».

Его рассказ был посвящен месту культуры в жизни людей, воспитанию талантливой молодежи и бережному сохранению их духовных начал.

Известный искусствовед призвал законодателей уделять пристальное внимание вопросам культурного развития нации.

Основные тезисы из выступления Казиника:

1. Культура должна быть на первом месте в бюджете России

Если бы наша страна, планируя бюджет, под номером один написала «культура», то все остальные сферы автоматически поднялись на много процентов. Один процент, добавленный на культуру, - это то же самое, что 15% на здравоохранение или 25% на образование. Мы уже давно в этом убедились. Там, где культура на втором месте, на первое придётся вытаскивать деньги на здравоохранение. Потому что люди без культуры болеют. Любая страна велика тем, что она внесла в мировую копилку цивилизаций, а не тем, сколько колбасы она съела за энный период времени. Культура - это самое главное.

2. Школа упорно делает вид, что она из XIX века

Спросите у любого учителя-филолога в школе, о чём сказка Пушкина о рыбаке и рыбке. Все скажут: сказка эта о жадной старухе, которая осталась у разбитого корыта. Глупость очередная. Это Пушкин будет тратить время на то, чтобы осуждать очередную жадную старуху? Это сказка о безусловной любви старика. Легко любить красивую, щедрую, умную женщину. Вы попробуйте любить старую, грязную, жадную старуху!

А доказательства вот. Я спрашиваю любого филолога: «Как начинается „Сказка о рыбаке и рыбке?“». Мне все говорят: «Жили-были старик со старухою у самого синего моря». Правильно? «Правильно», - говорят филологи. «Правильно», - говорят академики. «Правильно», - говорят профессора. «Правильно», - говорят ученики. «Жили-были старик со старухою у самого синего моря…» Это неправильно! Это был бы не Пушкин. «Жили-были старик со старухою», - это самое обыкновенное начало сказки. А у Пушкина: «Жил старик со своею старухою». Разницу чувствуете? Потому что своя. Пушкин даёт код: своя, родная, 33 года вместе. Плоть от плоти.

Дальше спрашиваю у филологов, где они жили? «Ну как, у моря! У самого моря!» И это неправда. У самого синего моря. Это второй код Пушкина. По мере желаний старухи она перестаёт быть своей, а море меняет цвет. Помните? «Помутнело, почернело синее море».

Всё, о чём я сейчас говорю, это о культуре. О другой школе, об умных педагогах, которые такое вытворят, что дети после этого будут все свободное время книжки читать, а не лазить по интернетам, и всяким там «Фараонам» и группам с матом. А школа делает вид, что она из XIX века. Из тех времён, когда было две программы по телевидению: по первой - Брежнев, по второй - Косыгин. И газета «Правда».

3. Учителя сильно уступают интернету

Мы живём в совершенно другом мире. Всё должно измениться, потому что сегодня не учителя-информаторы. Не Иван Петрович, который сказал прочитать про Джомолунгму 116-ю страницу. А интернет, в котором 500 тысяч ссылок на Джомолунгму, на высочайшую вершину мира. Оттуда можно узнать про Тибет, про древние культуры, про древние знания, про тень учителя и так далее. Какая же это школа? Сегодня любой нормальный интернетный мальчик даст 100 очков вперёд старому доброму Ивану Петровичу, у которого дома на полке книжка «Методика преподавания географии в пятом классе средней школы».

4. Детям нужно играть в литературные игры

Школа должна быть мотивирована радостью. У наших детей всего десять лет, лучшие годы жизни с 6 до 16. Что мы с ними вытворяем? За десять лет по шесть часов в день - это ли не преступление? С такой речью, с такой риторикой часто, что мне становится страшно. Почему ни одна учительница в школе, рассказывая сказку о попе и Балде, не рассказала детям правду? Что вся «Сказка о попе и работнике его Балде» Пушкина - это борьба двух звуков? Поп - «о», а «Балда» - «а». Поп говорит, окая, он круглый, и слева направо читается одинаково - «поп», «поп».

Государство начинает менять подход к одной из важнейших сфер общественной жизни – госрегулирование культуры . Предложено разработать и принять соответствующий закон, который позволит раскрыть потенциал талантливой молодежи и не допустить инцидентов вроде дела Серебренникова. Как именно предполагается этого достигнуть?

Президент России предложил провести масштабную реформу в культурной сфере, задавая новый вектор развития одной из самых традиционных частей жизни общества. Об этом он заявил в четверг на заседании Совета по культуре и искусству, на встрече с представителями творческой интеллигенции. По словам президента, закон должен быть прозрачным и понятным, а для этого он должен пройти широкое общественное обсуждение.

В России давно зрела необходимость закрыть множество «белых пятен» в законе, учитывая мнение всех заинтересованных сторон. Времена, когда культура спонсировалась государством по остаточному принципу, закончились, но часто изменений к лучшему не видно, поскольку нет инструмента, эффективно работающего с многоплановой культурной сферой России. Немаловажно, что Россия в этом году «выстрелила» несколькими знаковыми фильмами, постановками и фестивалями, а значит, спускать на тормозах этот успех нельзя.

«Культурное сообщество просит президента об изменениях в этой сфере, поэтому оно, конечно, готово к новшествам. Механизмы в культуре всегда одни: мы должны соответствовать своему высокому статусу. Куда выше нашей культуры?» – прокомментировал газете ВЗГЛЯД встречу с президентом ректор Академии русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе.

Он подчеркнул, что на заседании Совета, трансляция которого проходила в прямом эфире, президент успел выслушать все мнения, несмотря на срочный звонок короля Саудовской Аравии . Все, кто хотел задать вопрос, получили ответ, а те, кто не успел обратиться устно, оставили обращения и в конце встречи отдельно с президентом обсудили их. Цискаридзе подчеркнул, что обстановка была максимально доброжелательная и не было никаких запретных тем для обсуждения.

Новый закон нужен всем

Зампредседателя комитета по культуре Госдумы Ольга Казакова считает, что

закон поможет не просто навести порядок в культурной сфере, но и уберечь от бездействия чиновников региональные культурные организации:

«Как такового закона о культуре у нас нет. Есть указ президента об основах культурной государственной политики, есть стратегия государственной культурной политики, но базового закона, который мог бы включить в себя все аспекты, нет. Для нас как для законодателей он очень важен, часто к нам по этому поводу обращаются регионы, жалуясь на бездействие некоторых чиновников. Мы понимаем, что кому-то может быть невыгодно, чтобы те или иные нормы были закреплены законодательно, поэтому важно, что Владимир Путин заявил об этом публично, дав сигнал не только профильным структурам, но и профессиональному сообществу».

Депутат подчеркнула, что обсуждение и принятие закона будет сложным, поскольку даже узконаправленные законопроекты в этой сфере обсуждаются очень горячо:

«Актуальность его связана и с развитием современного искусства, и с появившимися новыми акцентами в культурной сфере».

По словам Казаковой, деятели культуры настаивают, что их сферу нельзя причислять к услугам. К тому же культура не всегда может справляться с процедурами госзаказа, поскольку эта сфера осложняется рядом специфических особенностей.

«В культуре есть то, что можно назвать чистой услугой – выдача книг в библиотеке, например, или подбор литературы, копирование документов. А есть еще огромный пласт, который нельзя назвать услугой, связанный с воспитанием , сохранением культурного наследия. Профессиональное сообщество настаивает на том, чтобы в новом законе о культуре эти нормы были закреплены и правильно описаны, были понятны и исполнимы».

При этом, считает Ольга Казакова, культурное сообщество готово к реформам и конструктивному диалогу с властью, а значит, их отношения меняются в сторону компромисса: теперь уже не культура помогает власти, а государство содействует творческому союзу, понимая, что уровень профессионализма и ответственности будет на высоте.

«Закон создаст удобные условия для законного, открытого и понятного использования тех финансовых средств, которые используют те или иные учреждения. Для творческих людей, занимающих руководящие должности, часто трудно исполнять хозяйственную часть работы, возможно, закон будет регулировать и эту сферу, чтобы не ущемить их положение».

Спасти от расхищения

Исторически сложилось, что творческая сфера достаточно кастовая, закрытая с точки зрения обывателя. Поэтому новый закон призван сократить разрыв между культурой, которая стремится быть ближе к народу, и людьми, часто относящимися с предубеждением к представителям интеллигенции.

Часто подобные чувства вызывают скандалы с мошенничеством, подрывая репутацию знаменитостей, достаточно вспомнить истории с Кириллом Серебренниковым и Александром Масляковым.

Новый закон поможет снизить число подобных скандалов, считает член Общественной палаты , президент Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев:

«Время меняется, как и представление людей о том, как должны действовать организации в сфере культуры, причем речь во многом идет об организациях, которые финансируются за государственный счет. Поэтому нужно прописывать и оценивать приоритеты государства, и детально прописывать то, как должна быть построена работа государства с культурными организациями, в том числе и выделение средств на них».

Григорьев полагает, что первые результаты реформ в виде изменения системы и улучшения проявятся достаточно быстро.

«Деятели культуры очень разные: в регионах живут достаточно скромно, для них уточнение этих правил станет очень важным, поскольку часто стоит вопрос выстраивания работы и систематизации. Есть и другие, как правило, очень известные представители культурного сообщества, финансирование их проектов идет в огромных масштабах, это сотни миллионов рублей ежегодно. У них скорее подход такой, что государство должно молча давать деньги и никак не вмешиваться в их деятельность. Мы видим два полярных мнения: одно направлено на работу, и они готовы учитывать приоритеты государства, а другая часть считает, что государство не должно заниматься контролем».

На кого ставит государство?

Обновление в сфере культуры началось в 2014 году, когда в России были введены Основы государственной культурной политики . Они расширили поддержку представителей творческой сферы, одновременно вскрыв ряд проблем , которые президент системно решает с представителями культурной части общества.

Разумеется, большая ставка делается на самореализацию молодых талантов, пересматривается система работы детских школ искусств, увеличивается финансирование в этой сфере.

Этот сектор потребовал изменений вместе с преобразованиями в образовательной сфере и является логическим продолжением развития России. Владимир Путин заявлял об этом на встречах с молодежью и деятелями культуры , предлагая отказаться от подхода к культуре как к отрасли, создав новые принципы отношений «общество – культура – государство».

Логично предположить, что с полноценно работающим законом государство сможет увеличить финансирование культурной сферы. В частности, с 2018 года ежегодно предлагается выделить 1 млрд рублей на поиск и поддержку молодых талантов, а финансирование программы «Театр – детям» увеличить до 700 млн рублей. Помимо этого, государство рассматривает увеличение грантов на оплату труда ведущих творческих коллективов в 2018 году до 8 млрд рублей – все эти колоссальные суммы должны работать, а не оседать «мертвыми нулями» на несуществующих отчетах.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх