Шииты исмаилиты у ево какая вера. В естественной среде обитания

Представьте себе, что из всех источников, посвященных, например, христианству или исламу, вам доступны лишь сочинения идеологических соперников этих религиозных систем. Будет ли полноценным ваше представление об этих мировых религиях, если оно основано только на таких текстах? Именно поэтому изучение религиозных течений, находившихся в оппозиции к общепринятому вероучению, представляет собой отдельную сложность. Это высказывание применимо к довольно значимой для истории ислама общине исмаилитов, ведь до недавнего времени нам были известны лишь сочинения, порицавшие это учение. Кроме того, вокруг исмаилитов складывался целый круг легенд и преданий, как в мусульманском мире, так и в Европе. Но насколько правдивыми были эти истории?

Мавзолей Имама Хусейна в Кербеле / источник фото: wikipedia.org

Раскол после раскола

Первая смута в разраставшейся мусульманской общине, начавшаяся из-за разногласий относительно вопроса наследования власти, привела к расколу на два лагеря — сторонников победившего халифа Муавии, получивших позднее имя сунниты, и приверженцев Али, названных шиитами. Последние верили, что истинным правителем мусульман может быть лишь потомок пророка Мухаммада, а так как у него не было наследников мужского пола, то после его смерти общину должен был возглавить ближайший родственник — его двоюродный брат и зять Али.

Шииты считают, что после смерти Али единственными законными правителями мусульманской общины являются имамы — потомки Али от брака с Фатимой, дочерью пророка. Согласно представлениям суннитов, главой всех мусульман является халиф, однако его власть носит лишь светский характер. Шииты же считают, что имам обладает не только всей полнотой светской власти, но еще и является носителем тайного знания, толкователем шариата. Эта способность, с точки зрения шиитов, дарована лишь потомкам Али, так как именно они являются продолжателями рода Мухаммада и, стало быть, носителями его благодати.


Изображение событий в Кербеле в текие Моавен-аль-Мольк в Керманшахе / источник фото: rajanews.com

После мученической смерти третьего имама Хусейна под Кербелой (680 год) его потомки решили воздержаться от активного участия в политической жизни Халифата. Они вели уединенный и благочестивый образ жизни, посвящая себя изучению Корана и хадисов. Однако даже в такой атмосфере возникали конфликты. Один из самых крупных образовался вокруг фигуры преемника шестого имама Джафара Садика. Первоначально он хотел передать власть над общиной своему старшему сыну Исмаилу, однако затем внезапно изменил свое решение в пользу младшего сына Мусы ал-Казима. Некоторые исследователи считают, что причиной тому послужила резкая позиция Исмаила по отношению к власти халифов.

Дальнейшие события приобрели таинственный характер — Исмаил погибает при странных обстоятельствах, а Джафару приходится максимально широко объявлять о смерти сына. Тем не менее, часть сторонников Исмаила не верит в его смерть. Они считают, что он не умер, а ушел в «сокрытие» (ġaybat) и явится лишь в конце времен. Главой своей общины они назвали сына Исмаила Мухаммада. Так среди шиитов произошел раскол, в результате которого образовалось религиозное учение исмаилитов.

Тайный призыв

Исмаилитская община оказалась на положении «чужих среди чужих» — несмотря на то, что в успехе Аббасидской революции огромную роль сыграли шиитские движения, им так и не удалось получить власть в свои руки. Исмаилиты же имели разногласия не только с суннитскими халифами, но и с их, казалось бы, союзниками-шиитами. Поэтому уже на раннем этапе существования общины были сформулированы несколько ключевых для нее правил — сокрытие своей истинной веры (taqīya) и тайная пропаганда своих взглядов, или «призыв» (daʻva).


Золотая монета Абдаллаха ал-Махди / источник фото: wikipedia.org

Удачно была выбрана среда для исмаилитской пропаганды — в первую очередь они ориентировались на наиболее бедные слои населения, которые, несмотря на обещания аббасидских агентов, никак не улучшили своего положения. Исмаилитские проповедники, уповая на скорый приход скрытого имама и начало эры справедливости, активно склоняли многих своих слушателей к вступлению в их ряды и тем самым привлекали к себе внимание со стороны властей.

Расцвет

В 899 году главой исмаилитской общины стал один из потомков Исмаила, принявший имя Абдаллаха ал-Махди. Первым делом он разослал новые инструкции проповедникам — теперь глава общины считался имамом, духовным наследником Исмаила и носителем тайного знания. Естественно, такое изменение доктрины привело к разногласиям в общине, но новый лидер действовал решительно. Пропаганда привела к исмаилитскому восстанию в Сирии, от которого Абдаллах пытался отмежеваться. Не вышло: восставшие были разгромлены, а глава общины, на которого началась охота, вынужден был бежать в Северную Африку, где долгое время выдавал себя за купца.

В Африке больших успехов добился местный проповедник, сумевший склонить на свою сторону берберов из племени Кутама. Пока Абдаллах скрывался от местных правителей Аглабидов, берберы брали город за городом и, в конце концов, после захвата Кайравана, столицы династии, вынудили бежать из страны последнего аглабидского эмира. В 909 году было объявлено о воцарении новой династии Фатимидов (ведущих свой род от дочери пророка Фатимы), а первым халифом стал Абдаллах ал-Махди.


Карта Фатимидского халифата / источник фото: scowlliviz.blogspot.ru

Главной целью для нового государства был захват плодородных земель Египта. Первые попытки делались еще во время правления ал-Махди, однако успеха Фатимиды добились лишь спустя почти 70 лет. Многотысячная армия под руководством Джаухара ас-Сакали, сицилийца греческого происхождения, в 969 году одержала ряд побед и захватила город Фустат. Туда в 972 году прибыл фатимидский халиф и неподалеку основал новую столицу своего государства — Каир.

В Фатимидском государстве исмаилизм объявлялся официальным вероучением, а его приверженцам разрешалось открыто исповедовать свои практики. Именно туда устремились многие рядовые члены исмаилитских общин со всех территорий мусульманского мира. Однако, даже придя к власти, фатимидские халифы-имамы не только не остановили, но и усилили «призыв».

Структура общины

Территория, не находившаяся под властью Фатимидов, была разделена на регионы, именовавшиеся «островами» (jazīra). В каждом из «островов» действовали исмаилитские проповедники — разумеется, каждый из них не мог действовать открыто, ведь с усилением Фатимидского халифата к его агентам было приковано дополнительное внимание. Проповедник выделял из числа своих прихожан особо интересующихся исмаилитским учением и со временем те становились полноправными членами общины.

Современные исмаилиты / источник фото: okhowah.ir

Во главе каждого из «островов» стоял проповедник более высокого ранга — его называли «доказательством» (ḥujjat). У него, в свою очередь, было несколько помощников, один из которых носил титул «сокрушающий» (mukasir), поскольку в его обязанности входило уничтожение старых взглядов новообращенного исмаилита. «Штаб-квартира» исмаилитской пропаганды находилась в Каире, а все «доказательства» подчинялись главному проповеднику.

Новый раскол

Считается, что эпоха Фатимидского халифата была золотым веком в истории исмаилизма. Однако именно к этому времени относится очередное разделение внутри общины. В конце ХI века халиф ал-Мустансир лишил своего старшего сына Низара права наследования и назначил преемником его младшего брата Мустали. Низар не согласился с таким решением и после смерти отца начал вооруженную борьбу за престол. Его соперники взяли верх и казнили Низара, однако часть исмаилитов по-прежнему считала, что именно Низар является законным главой общины. Так в исмаилизме произошел еще один раскол — на низаритов и мусталитов.

Низара поддерживали исмаилиты Сирии, Ирака и Персии, а одним из наиболее известных его сторонников был талантливый проповедник Хасан ибн Саббах. Именно его исмаилитская община получила наибольшую известность в мире и стала источником вдохновения для многих легенд и мифов. Именно ассасины, «безжалостные убийцы», одурманенные наркотическими веществами и речами «старца горы», обещавшего им райские кущи, на долгое время стали «визитной карточкой» исмаилизма, хотя, как мы видим, эти сказки европейских путешественников имеют мало общего с реальностью.

Материалы

June 5th, 2012

Памир занимает особое положение. Это самый высокогорный регион не только Таджикистана, но и всего бывшего Советского Союза. Расположенная здесь Горно-Бадахшанская автономная область охватывает почти половину всей страны, при этом ее население составляет лишь около 3% населения республики. Местные жители официально считаются таджиками, но в действительности являются группой отдельных народов, со своими собственными языками, культурой и даже религией.


В состав России Памир вошел лишь на рубеже 20го века. Как утверждается, добровольно. При этом правда, памирцы были поделены между Россией и Афганистаном. Не знаю, кому при этом повезло больше. Сейчас, спустя более века после этого разделения, налицо огромная разница во внешнем виде и образе жизни представителей некогда единого народа. Когда едешь вдоль реки Пяндж, по которой проходит граница с Афганистаном, и разглядываешь противоположный берег, возникает ощущение, что смотришь не просто на другую страну, а заглядываешь назад во времени. Настолько там все архаично. Но с другой стороны, традиционный уклад жизни делает афганских памирцев более устойчивыми к разным политическим и экономическим катаклизмам.

Для таджикского Памира советский период был эпохой значительного развития региона и улучшения жизни. Этот район был особой закрытой областью, хорошо обеспечивавшейся "из Москвы". Поэтому большинство памирцев не хотели выходить из состава СССР. С обретением Таджикистаном независимости в республике началась гражданская война, в которой памирцы поддержали оппозицию. Поставки продовольствия в регион прекратились, и над Памиром нависла угроза голода. Но катастрофы удалось избежать. Помогла заграница. Дело в том, что большинство памирцев считаются исмаилитами, одной из разновидностей мусульман-шиитов. Это течение в исламе традиционно возглавляет ага-хан, представитель рода потомков пророка Мухаммеда, получающий свой титул по наследству и являющийся высшим авторитетом для своей "паствы". В советское время все контакты памирцев со своим религиозным лидером были прерваны. После падения Советского Союза у исмаилитов, живущих в других странах, появился шанс не только наладить былые связи, но и помочь своим единоверцам. Нынешний Ага-хан IV в голодные для памирцев годы сумел организовать поставку продовольствия из киргизского Оша. По его настоянию памирцы прекратили сопротивление новому правительству Таджикистана. В дальнейшем Фонд Ага-хана много сделал для развития региона. А главное, было реорганизовано местное сельское хозяйство. Теперь Памир удовлетворяет свои потребности в продовольствии во многом за счет собственных ресурсов. Сейчас Ага-хан стал для памирцев очень уважаемой фигурой, по сути, заняв в сознании людей ту нишу, которая освободилась после ухода советской власти.

Географически Памир можно разделить на несколько частей. Запад региона состоит из череды узких речных долин, окруженных высокими каменистыми и сыпучими горами. Жизнь здесь сосредоточена внизу вдоль рек. Почти каждую долину населяет отдельная памирская народность, зачастую со своим собственным языком, непонятным другим. Такая разноголосица происходит от того, что народы, называемые памирцами, происходят не от одного корня, а пришли на Памир в разное время из разных мест. На востоке региона лежат широкие высокогорные равнины. Местность здесь полупустынная, почти лишенная растительности. Население этой части Памира составляют, в основном, киргизы. Кроме самой восточной, китайской части, где снова живут памирцы. В северной части расположена практически необитаемая зона ледников, среди которых возвышаются самые высокие горы на территории бывшего СССР (но высочайшая точка региона находится в Китае). Еще есть почти изолированный от остального мира Ваханский коридор, когда-то отданный Афганистану для создания буфера между Российской и Британской империями. Там в свое время жили те киргизы, которые потом .

Таджикская часть Памира - Горно-Бадахшанская автономная область - как и в советское время, является особой приграничной зоной. Официально въезд сюда разрешен только при наличии соответствующего документа, получаемого в ОВИРе. На практике никто тут им особо не интересуется. Но во избежание неприятностей лучше получить "памирский пропуск" в Душанбе. Выдается он всем желающим при наличии регистрации в Таджикистане, стоит около трех долларов, а делается за день-два.

Общественный транспорт на Памир не ходит. Из Душанбе туда отправляются только частные такси с "памирского базара". Машины есть двух видов. Первый - джипы: покомфортнее, побыстрее и подороже. Второй вид - старые УАЗики "буханки": неудобно, долго, ходят через день, но относительно дешево. А еще в Хорог летают самолеты из Душанбе.

Город Хорог - это административный центр ГБАО, расположенный в устье реки Гунт, на самой границе с Афганистаном. Эту долину населяют шугнанцы, но в городе живут представители всех памирских народов. По российским меркам Хорог - большая деревня, но по местным меркам, это большой населенный пункт. В городе есть сразу несколько университетов, поддерживаемых Фондом Ага-хана. Свою роль в появлении такого количества учебных заведений в довольно маленьком городе сыграла гражданская война, заставившая многих памирцев (среди которых было немало ученых людей) вернуться на свою малую родину. Вообще, памирцы очень тянутся к знаниям, что является частью их религиозных взглядов. Высшее образование здесь не редкость. Русским языком тут владеют заметно лучше, чем на западе Таджикистана. Хотя молодежь уже предпочитает английский, на котором многие здесь говорят весьма неплохо.

Туристов здесь много, наших мало. В городе полно гостиниц и гостевых домов. Подешевле можно поселиться на южном берегу реки, в районе за афганским консульством.

Вид на город. Если присмотреться, то на горе слева можно разглядеть выложенный из раскрашенных камней флаг Ага-хана.

Окраина города. Недалеко отсюда расположен один из самых высокогорных ботанических садов мира, основанный еще в советское время. Правда, особого интереса для обычных туристов сад не представляет.

Каждый клочок плодородной земли здесь на вес золота.

Несмотря на высокогорье, летом здесь очень жарко. Поэтому местная детвора любит плескаться в воде.

Течение реки Гунт очень быстрое. Но смельчаки прыгают с камней в бурный поток и плывут вдоль берега.

По внешнему виду многие памирцы заметно отличаются от таджиков западного Таджикистана, напоминая, скорее, жителей южной Европы.

Обратите внимание не традиционный головной убор памирцев. Его носят как мужчины, так и женщины.

Эти два товарища оказались участниками фольклорного коллектива из соседней Рошткалинской долины, приехавшими на фестиваль "Крыша мира", который я застал в первый день в Хороге. Вот, старший из них танцует с девушкой.

Кстати, местные девушки, на мой вкус, симпатичнее западных таджичек. К тому же, многие в повседневной жизни одеваются по-современному, а не закутываются в бесформенные халаты. В целом, чувствуется, что женщины здесь более "эмансипированны".

А это еще одна участница фольклорного представления.

Фестиваль проводился уже не в первый раз. Помимо местных коллективов, в нем принимали участие гости из других стран Центральной Азии. Вот, казахский музыкант очень лихо играл на домбре.

А это казахская же девушка исполнила танец с домброй. Вообще, у казахов, кажется, много всего связано с этим музыкальным инструментом.

А это колоритный местный житель в китайской рубашке. Кажется, не совсем трезвый.

Продавщица в магазинчике. Я уже говорил, что местные девушки симпатичные?

Киргизские пацанята. Вы, кстати, знаете, что мороженное вместе с пирожком гораздо вкуснее, чем просто мороженное или просто пирожок?

А вот настоящие таджики, из Душанбе. Я так и не понял всей этой схемы, но, как мне сказали, рабочих и технику для укладки асфальта гораздо выгоднее привезти из Душанбе, чем нанимать на месте. Или кто-то с кем-то выгодно поделился гонораром за эту работу.

Жилые дома в городе сплошь частные одноэтажные. Многие построены по традиционному памирскому плану. Такие дома состоят из основной большой комнаты (как правило, квадратной в плане) и длинного коридора с несколькими пристройками. По периметру комнаты (и по одной из сторон коридора) идут приподнятые над полом лежаки. Самое почетное место в доме для уважаемых гостей - сбоку от двери (на фотографии оно за кадром слева). Крышу поддерживают пять столбов. Их число сейчас объясняется исламской символикой, но, на деле, восходит еще к домусульманскому периоду. В центре крыши всегда есть отверстие, к которому ведут несколько рядов квадратных сводов, что также связанно с архаичными верованиями.

Неотъемлемый атрибут памирского дом - портрет Ага-хана на одном из столбов. На фото его не видно, зато есть вышитый герб.

А это изображение имама Хусейна, почитаемого шиитами (кто говорил, что ислам запрещает изображение людей?). Музыкальный инструмент украшен флагом Ага-хана.

Вообще, исмаилизм - весьма своеобразное религиозное течение. Те, кто знаком с обычным исламом, будут сильно удивлены отличиями от традиций суннитов и шиитов и, скорее всего, сочтут исмаилитов еретиками. Все дело в том, что обычный ислам построен не столько на Коране, сколько на сборниках деяний и высказываний пророка Мухаммеда (которые у суннитов и шиитов отличаются). Исмаилиты не отрицают эти сборники, но свои традиции строят на основе буквального прочтения Корана.

Например, очень необычно проходит у исмаилитов намаз. Совершают они его не пять раз в день, а два - на рассвете и на закате. Вместо мечети собираются в специальном доме собраний или на улице возле него. Азана (специального призыва на молитву) у исмаилитов нет - вместо него в положенное время по ретранслятору начинает играть религиозная музыка. Вечерняя молитва заметно дольше, чем у других мусульман. Женщины и мужчины на молитве присутствуют вместе, но не вперемежку, а по разные стороны. Лицо обращают не к Мекке, а в любую сторону (зачастую друг к другу, если сидят по периметру комнаты). Обычного для других мусульман коллективного чередования молитв и поклонов во время намаза у исмаилитов нет. Вместо этого они молятся сидя, и каждый сам мысленно произносит молитву. Несколько раз в перерывах между чтением молитвы целуют руку соседям по бокам. Во время намаза исмаилиты слушают музыку и переведенные отрывки из Корана. Оригинальный арабский текст также заучивают и читают во время собрания (часто это делают женщины).

Во дворе гостевого дома, где я жил ("Pamir Lodge"), как раз была построена исмаилитская джамаат-хана (дом собраний). А рядом с ней в отдельном доме живет профессор из Англии. Он тоже исмаилит и в свое время налаживал связи между Ага-ханом и памирцами. В Хороге ему настолько понравилось, что на пенсии он решил там поселиться.

В первый же день в городе я случайно наткнулся на улице на свадьбу. Люди оказались очень приветливые. Говорят, приходи вечером - будем отмечать.

Вечером я пришел к тому дому. Молодожены пока не подъехали, но на улице их ждал музыкальный коллектив из местных женщин, которые днем выступали на фестивале.

Немного поиграли и поплясали в ожидании виновников торжества.

Веселые женщины.

Наконец молодожены приехали. Невеста, по обычаю, закутана с ног до головы.

Вошли в дом и там немного потанцевали. Кстати, обратите внимание на портрет Ага-хана слева.

Потом был какой-то обычай с луком, которым вначале залезли под покрывало невесты, а потом выпустили из него стрелу.

Потом невесту немного покормили специальной свадебной едой.

После этого раздали угощение гостям, гости поели, и на этом "мероприятие" закончилось.

А в таких мешках привозят приданое невесты.

На следующий день я пошел в ботанический сад и по дороге опять же случайно наткнулся на кортеж той же свадьбы. Одна из машин остановилась и подобрала меня. Ура, продолжение!

Нас привезли в роскошный ресторан на окраине города.

В этот день, как я понял, были свадебные торжества по-европейски. В общем-то, все, как у нас: гости, еда, музыка, танцы. Только при этом приглашают всяких "проходимцев" :) Алкоголь тоже пьют, но как бы стесняясь.

Кунаки жениха "зажигали" больше всех.

Как и у нас, молодоженов все по очереди поздравляли и фотографировались с ними.

Красивая пара. Живут они, кстати, в Москве. Но свадьбу, по традиции, надо справить на родине.

А это, как мне сказали, хозяин ресторана.

Таджикистан, Сентябрь 2007г.

Человек, создавший религию Ислам, Муххамед, при жизни произнёс, что его дерево будет иметь 73 ветки. Так это или нет, сказать тяжело, но направлений в Исламе очень много.

После смерти Пророка, небольшая часть жителей Медины поддержала Али, он являлся одновременно двоюродным братом и зятем Муххамеда. Со временем маленькая группа разрослась и стала известна как "Партия Али" (шиат Али). Многие люди уверяли, что слышали лично как Пророк произнёс: "Слово моё такой же закон, как слово Али." Основное большинство мусульман проигнорировало наказ и руководствовалось проповедями Муххамеда, из которых был составлен Коран, и историями о его жизни, суннами.

Эти люди стали называться суннитами. С самого начала шииты (сторонники Али) были убеждены, что Послание Ислама содержит сокровенные истины, недоступные пониманию простого человека. А потому они признавали необходимость в авторитетном лидере, или имаме - так шииты стали называть своих духовных учителей и руководителей. Преемник Муххамеда имел право религиозного разъяснения его заветов, а кто сделает это лучше чем человек принадлежащий к семье Пророка.

Али стал четвёртым по счёту халифом, правил 5 лет и был убит кинжалом в 661г. при выходе из мечети. Старшего сына Али, Хасана провозгласили халифом после смерти от отца, но он отказался от власти в пользу претендовавшего на престол Муавия (династия Омейядов 661-750г.). Прожив 8 лет Хосан умер, при не выясненных обстоятельствах, а Муавия передал халифат своему сыну Йазиду. Большое количество мусульман, недовольных таким ходом событий, призывало младшего сына Али Хусейна свергнуть Йазида.

Восстание оказалось подавлено, внук Пророка Хусейн и оставшиеся с ним 70 человек погибли. Поначалу никто из войнов Йазида не решался напасть, боясь пролить священную кровь, но потом все набросились толпой, изрубив потомка Муххамеда и его близких.

Исмаилиты считают Хусейна вторым имамом после Али, уступка Хасаном прав на халифат Муавии признаётся не законной. Сам Али назначил младшего сына Хусейна преемником, а Хасан должен был быть временным имамом, пока брат не подрастёт. С гибелью Хусейна шиизм оформился как самостоятельная религия. Главным постулатом становится то, что имам должен происходить из дома Али. В середине 7ого века произошёл очередной раскол. Шестой имам шиитов Джафар ас-Садик (ум. 765г.) сделал своим преемником не старшего сына Исмаила, а четвёртого Мусу ал-Казима (ум.799г.).

Часть шиитов продолжала считать наследником имама Исмаила, а поскольку он умер на три года раньше отца, то его приверженцы признавали Муххамеда - старшего сына Исмаила. Мухаммед укрылся от преследования в округе Демавенд в Иране, его сыновья и внуки оказались разбросанны в разных регионах исламского мира. Сторонники Исмаила вынуждены были скрывать свою веру, а имамы прятаться. Имя и место пребывания того из них, кто признавался очередным "имамом времени", знали только не многие близкие соратники.

Рядовые исмаилиты, как их именовали в противоположность шиитам - имамитам (сторонникам сохранения имамата в потомстве Мусы ал-Казима), как правило даже, даже не ведали имени скрывающегося имама. Но мессионеры исмаилитов вели тайную пропаганду среди населения, число их приверженцев росло, а исмаилизм становился особой религией, с различными степенями посвящения для новичков, и, эфективным скрытым управлением.

В 1090г. произошёл очередной раскол, теперь на восточных и западных. Западные исмаилиты-фатимиды (потомки дочери Пророка Фатимы) приходили к власти в Египте, правили 262г., их мирно сверг гроза крестоносцев -- Саладин (1171г.) Восточные исмаилиты-низариты, как госсударство существовали 166 лет, до нашествия монголов в 1256г.

Мусульмане сунниты считали исмаилитов неверными, всячески стремились их уничтожить, те в свою очередь применили эффектную защиту. Политические убийства существовали во все времена, вспомните Цезаря, Андрея Боголюбского, императора Павла, Кенеди и т. д., другое дело как обставить действие. Укрепившись в неприступных замках, восточные исмаилиты-низариты разработали хитрую систему тайных обществ. Ко всем суннитским вождям старались внедрить шпионов, по вере разрешалось применять такийа (сокрытие).

Человек выдавал себя за суннита, начинал службу при дворе конюхом, плотником, стражником, проявлял рвение, и ждал команды. В час "Х" правителя неожиданно убивали, чаще всего во время пятничной молитвы, при большом скоплении народа. Убийца не прятался, а громко вещал людям, за что казнена жертва, давая возможность стражникам расправиться с собой.

Крестоносцы осваивались тогда на Ближнем Востоке и наблюдали подобные явления, обраставшие всякими чудовищными небылицами. Распространялся фольклёр и жуткая слава о солдатах, готовых умереть по приказу из крепости Аламут, столицы восточных исмаилитов. Европейцы предполагая, что смертники употребляют наркотики, и, от них становятся бесстрашными, закрепили за войнами прозвище -- ассасины (курители гашиша).

На самом деле убивали как суннитских вождей, так и исмаилитских, просто последние делали это более зрелищно. Известный востоковед С. Плеханов отмечает, что за весь период (166л.) исмаилиты-низариты казнили не более 100 человек.

Очень интересен аламутский период истории. Авторитетный лидер Хасан ас-Сабах, имея чёткий план проповедовал от имени скрытого имама, укрепляя и развивая учение исмаилитов в Северной Персии. На утренней заре 4 сентября 1090г. Хасан проник в цитадель Аламут, выдавая себя за учителя по имени Диххуд. Понемногу его сторонники появлялись в крепости, тайно склоняя гарнизон к своей вере. Через 3 месяца неприступный Аламут был в руках исмаилитов, таким же образом оказались захвачены и другие замки.

Хасан ас-Сабах, проявляя мудрость и жестокость, фактически создал независимое госсударство на севере Персии. За не соблюдение норм шариата Хасан казнил обоих своих сыновей. Европейцы называли сменявших друг друга грозных аламутских владык -- старец горы. Всё это время имамы были спрятаны. В 1162г. из сокрытия вышел, и, стал править имам Хасан, появления которого очень ждала его паства.

Через два года, во время 17 дня рамадана, он отменил многие строгости шариата; разрешил пить вино, женщинам открывать лица, изменил традиционную исламскую обрядность, объявил всех людей рафиками (товарищами) и братьями. Именно из исмаилитских обществ вышло такое знакомое обращение восточных людей как "брат". Так говорят азербайджанцы, киргизы, таджики......

В 1253г. 70-тысячное монгольское войско Хулагу-Хана, подстрекаемого суннитской знатью, мечтавшей об уничтожении "еретиков", начало поход на госсударство низаритов. В ответ имам Ала ад-Дин отправил в столицу монголов Каракорум около 400 послушников: купцов, монахов, посыльных, якобы с миссией мира. Эти люди должны были убить великого Менгке-Хана. Францисканский монах Гильом Рубрук, посетивший в 1254г. ставку монголов, наблюдал там усиленные меры безопасности в отношении прибывших иностранцев.

В конце 1254г. предателями был повержен имам Ала ад-Дин, власть перешла к его 26-летнему сыну, Рухн ад-Дину Хуршаху. Монголы, до этого взявшие всего 3 крепости, получили психологическое преимущество. Хуршах сдался на милость Хулагу-Хану, и, двадцать седьмой имам низаритов позже был казнён, остававшийся почти 170 лет неприступным Аламут пал. С его захвата начался самый тяжёлый период в истории общины. Появление в конце14 века полчищь Тимура приостановило начавшееся возрождение восточных исмаилитов.

Полководец исповедовал суннитскую ветвь ислама, и, устроил настоящий геноцид на территорииях северной Персии и Хоросана. Именно в то время многие люди старались укрыться на Памире, в предгорьях Гиндукуша и в Индии. Горный Бадахшан (Западный Памир) охотно принимал у себя собратьев по вере. Знаменитый проповедник Насир Хосроу (1004-1088г.), задолго до этого, обратил бывших будистов памирцев в исмаилизм. Оставшиеся в Персии исмаилиты вынуждены были применять такийа (сокрытие), на долгое время укрыли они и своих имамов.

В 1310г. низариты, после смерти имама Мавлан Джалал ал-Дина Руми, разделились на две ветви Мухаммадшахи и Касимшахи, первая со временем угасла, а вторая дожила до наших дней. Из тени династия вышла лишь к концу 18 века.

Всем известно, как толпа фанатиков растерзала посольство России в Тегеране (убийство Грибоедова). Подобные погромы у персов были вплоть до 20 века не редкость. В 1817г., оравой торговцев, в г. Йазд был убит в своём доме имам Халил Аллах, который прятал у себя мюрида (послушника). Вдова прибыла в Тегеран к шахскому двору, в надежде на справедливость. Монарх Фатх Али-шах провёл честное расследование и осыпал осиротевшую семью милостями. Юный имам получил в жёны одну из шахских дочерей, а также был удостоин почётного титула Ага-Хан. Со смертью шаха политическая ситуация поменялась, и, летом 1841г., после 750 лет жизни имамов-низаритов в Персии, Ага-Хан вынужден был бежать от своих врагов в Индию, в город Бомбей.

Россия и Англия, как две большие плиты земной коры, медленно но верно в конце 19 века, подступали друг к другу. Памир и Северный Афганистан оказались тем местом, где эта встреча состоялась. В 1895 г. державы договорились о границах: Памир отходил к России, хребет Гиндукуш к Англии, а независимый (формально) от Лондона Кабул получил левый берег реки Пяндж и тоненькую полоску земли в Ваханской долине. Англичане не хотели иметь с Россией общей границы, так народы в Ваханской долине оказались разделены на разные госсударства, а во времени на целые столетия.

В 1885 г., на официальной церемонии в Бомбее, на исмаилитский имамат был возведён восьмилетний Султан-

Мухаммат-Шах, Ага-Хан 3, носивший этот титул до своей смерти 11 июля 1957 г. Политически сложное время пережил Ага-Хан 3. Исмаилиты разбросаны по разным странам: остров Занзибар, Индия, Йемен, Памир, Уганда, Сирия, и. т. д. Все желают получать духовные советы (фирманы) от своего наставника, а единого решения не бывает. Ага-Хан 3 великолепно разбирался в жизни и находил подсказку для своих мюридов. Существует фирман, который доставил от имама к исмаилитам Памира, пир Сабзали в 1923 г.

Там сказано: "..... Вы должны хорошо относиться к Власти, которую сейчас имеете. Если Вы будете служить ей с честью и совестью, она будет для Вас вьючным ишаком, возьмёт на себя всю ношу тяжести вашей жизни. Но если Вы будете враждовать с ней, она может быть драконом. Эта Власть пришла к вам как мягкий снег, как мягкий снег она и растаит."

Все исмаилиты, во все времена платили закят (налог имаму). После установления Советской Власти на Памире, ещё 15 лет разрешалось посылать ходоков в Бомбей к Ага-Хану, ОГПУ внимательно следило за ними, но не трогало. Только в 1936 г. граница была полностью закрыта и связь прервалась. Одновременно на Памире было возведено более 1000 мостов, построены дороги, проведён свет, дети стали получать образование. Советская Власть понравилась памирцам.

В 1937 г. Ага-Хан 3 встречался с Гитлером, пытаясь, как и многие другие политики, предотвратить надвигавшуюся катастрофу. Во время войны около 1000 памирцев попало в плен к фашистам. Гитлер предложил передать их Ага-Хану, единственное условие имам должен выступить с посланием к мюридам, убедить исмаилитов не воевать с Германией. Для духовного отца каждое чадо дорого, но Ага-Хан от сотрудничества отказался.

Последние 2 века имамы только духовная Власть, политика остаётся в стороне, но они зорко следят за жизнью своей паствы, распределяя и направляя деньги от закята нуждающимся. Образован фонд Ага-Хана. Никаких прибылей он не получает, но смысл его деятельности -- рост доходов получателей помощи.

Нынешний имам исмаилитов, Карим Ага-Хан 4, является внуком преведущего, родился 13 дек. 1936г., войну пережил в Каире, получил великолепное образование и спортивную подготовку. Великобритания и Иран предлагали Кариму Ага-Хану 4 выступать на Олимпиаде 1964г. за свои сборные по горным лыжам. В 2007г. 11 июля, сорок девятый имам исмаилитов, Карим Ага-Хан 4, справил 50 лет своего имамата. Его Высочество считают прямым потомком Пророка Муххамеда. Признанный мастер слова В. Черномырдин, так отозвался о Карим Ага-Хане 4: "Мы смотрим на реалии мира из окон своих высокоэтажных домов, а Его Высочество смотрит на них с недоступной для человечества высоты."

Некоторые люди называют памирских исмаилитов сектой, я с этим не согласен. Во все времена их литература была труднодоступна посторонним, но памирцы не замыкались в своём кругу, старались получить хорошее образование, вели открытый образ жизни, что не свойственно сектантам. Среди населения Западного Памира количество людей с высшим образованием, в процентном отношении, было самым высоким в СССР. Хотя мюриды были отрезаны от своего имама, о существовании которого многие не знали, но завет Ага-Хана 3 выполнили.

Шииты-исмаилиты.
В мире ислама шииты составляют меньшинство (их около 40 млн), но они очень активны и оказывают заметное влияние на мусульманское движение не только на Востоке. В середине VIII в., в первые годы правления халифской династии Аббасидов (750- 1258 гг.), в среде шиитов произошёл раскол. Возникло исмаилитское направление. Шестой имам шиитов Джафар ас-Садик (ум. 765 г.) сделал своим преемником не старшего сына Исмаила, а четвёртого сына Мусу Казима (ум. 799 г.). Часть шиитов, однако, продолжала считать наследником имама Исмаила, а поскольку он умер тремя годами раньше отца, то его приверженцы признали имамом Мухаммада - старшего сына Исмаила Он укрылся от преследований аббасидских халифов в округе Демавена в Иране, а его сыновья и внуки оказались в разных регионах исламского мира. Имя и место пребывания того из них, кто признавался очередные "имамом времени", знали только немногие близкие соратники. Большинство исмаилитов, как они именовала себя в противоположность шиитам имамитам ("дюжинникам", сторонникам сохранения имамата в потомстве Мусы ас-Казима), как правило, даже не знали имени, скрывающегося имама. Период истории исмаилитов до начала Х в. известен под названием "Сокрытие" (сабр). В эти годы шиитские миссионеры завербовали немало сторонников во многих провинциях халифата, создав разветвлённую тайную организацию, один из центров которой располагался в сирийском городе Саламия.

Сейчас, в начале XXI в., шиизм является государственной религией Ирана; 85% населения этой страны - шииты. В Ираке они составляют практически половину населения, аналогичное положение сохраняется в Йемене. Значительным влиянием пользуются шииты в Ливане.

Карматы.
После смерти Мухаммада ибн Исмаила движение исмаилитов распалось на две ветви. Некоторые считали его последним имамом, которых, как и главных пророков, должно быть всего семь. Теперь (после Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммада) следовало ожидать появления седьмого пророка - ал-Каима ал-Мах-ди, полновластного и абсолютно непогрешимого правителя мира, который придёт незадолго до "дня Воскрешения" (или Судного дня), провозгласит новый Коран и установит новый шариат. Эту ветвь исмаилитов стали называть "семиричниками", а со второй половины IX в. - карматами (т. к. их предводителем был, исмаилитский проповедник по прозвищу Кармат).

Фатимидские исмаилиты.
Исмаилиты, в 909 г. пришедшие к власти в Северной Африке и продолжавшие признавать имамами потомков Мухаммада ибн Исмаила, получили название фатимидских исмаилитов. История основания халифата Фатимидов, которые выдавали себя за потомков имама Исмаила, такова. На рубеже IX и Х вв. миссионеры из Саламийи разнесли молву, что Спаситель уже появился и что он - исмаилитский имам Убайдаллах. Этот имам попытался использовать восстание карматов в Ираке и Сирии для захвата власти. После неудачи сирийского восстания (900-902 гг.) Убайдаллах бежал в Египет, а оттуда в Магриб. Здесь уже назревало восстание берберских племён, недовольных политикой местных правителей Аглабидов. Подстрекаемые исмаилитскими проповедниками, берберы восстали и свергли Аглабидов, а затем Убайдаллах был провозглашён имамом-халифом.

После покорения Египта в 969 г. в руках Фатимидов оказались большие финансовые и людские ресурсы, которые они использовали для расширения границ исмаилитского халифата и ведения пропаганды за его пределами. К концу Х в. под властью Фатимидов находились большая часть Магриба, Египет, Палестина, Сирия и Хиджаз, а тайные организации фатимидских исмаилитов были широко распространены в других регионах мусульманского Востока. Существование халифата Фатимидов (они правили в 909-1171 гг.) привело к окончательному размежеванию между карматами и фатимидскими исмаилитами. Предводители карматов, хотя и поддерживали отношения с фатимидскими правителями, не признавали их власти над собой и их претензий на имамат. Заметно отличались и социальный строй, и хозяйственно-бытовой уклад, и духовно-нравственная атмосфера халифата Фатимидов и карматского государства, основанного в Бахрейне.

Сунниты.
Немалую роль в разделении ислама на течения и направления сыграла Сунна. Представители большинства именовали себя "людьми Сунны и согласия" (ахл ас-сунна и ва-л-джамаа). В их среде считалось, что именно они точно следуют Корану, установлениям Мухаммада и его сподвижников. Эти люди стали называть себя суннитами, считая, что именно они будут той единственной группой, которой суждено спасение в конце мира. Объявив себя последователями правой веры, суннитские авторитеты стали рассматривать инакомыслящих как "заблудших" (ахл ад-далала). Но оппоненты суннитских вождей из-за отсутствия единых критериев правоверия ставили под сомнение их аргументы. Да и сами сунниты не представляли собой сплочённого лагеря единомышленников, и каждый улем-суннит мог претендовать на то, что именно он придерживается "правильного" вероучения.

Суннитским улемам, которые вели длительную борьбу за религиозное единство общины, пришлось выработать единую идейную платформу, отвечавшую запросам верующих и имевшую непосредственную связь с "благой стариной". Это всегда считалось в исламе явным признаком правоверия. В ходе длительной борьбы за влияние среди верующих суннитские улемы сформулировали догматы, признание которых они рассматривали как следование "правильным путём". Среди суннитов наиболее непримиримыми ревнителями правоверия выступали ханбалиты (основатель - Ахмад ибн Ханбал, IX в.), требовавшие неукоснительного следования букве, а не только духу религиозного предания. Добиваясь сохранения чистоты веры, ханбалиты тщательно регламентировали повседневную жизнь мусульман, устанавливали строгие границы дозволенного и недозволенного.

Хариджиты
(от слова "хаваридж" - "вышедшие", "восставшие") были убеждены, что божественная воля проявляет себя через умму. В VII в. они считали общину единоверцев воплощением правды и справедливости и готовы были признать власть того, кого изберёт община. Они пытались провести в жизнь принцип выборности халифа, подчинить правителя воле народа, утвердить высокие моральные требования к поведению всех мусульман. Хариджиты обвиняли верхушку уммы в лицемерии, обогащении за счёт единоверцев, в нарушении социальной справедливости, которая виделась им в равенстве всех соплеменников, а теперь - всех мусульман.

Для крайних хариджитов, именовавших себя "людьми рая" (т. е. теми, кому заведомо уготована жизнь в раю), верующий - это человек, целиком отдавшийся Богу и делами оправдывающий своё избранничество. Не согласных с ними хариджиты вообще не признавали верующими. Более умеренные группировки хариджитов соглашались признать нехариджитов верующими в единого Бога, но всё же отказывали им в праве именовать себя истинно верующими (мумин). Крайние хариджиты исключали грешников из числа верующих; умеренные хариджиты, прозванные "прощающими", готовы были считать грешника верующим, если он раскаивался и целиком посвящал себя благим делам.

Хариджиты вменяли в обязанность верующим строгое соблюдение религиозных предписаний, нестяжательство и ограждение от вероотступников и лицемеров. Они готовились к скорому концу света, очищению лика земли от "людей ада". Подобного рода настроения находили благодарный отклик у значительной части верующих.

Мурджииты.
К VIII в. среди мусульман оформилась группировка мурджиитов ("откладывателей"). Они не брали на себя смелость судить о том, кто имеет больше прав на власть, призывали "отложить" рассуждения о достоинствах и недостатках халифов до встречи с Аллахом, который предписывает одним власть, а другим - подчинение. Мурджииты не придавали особого значения поступкам человека и признавали мусульманином всякого, кто сохраняет в сердце веру в Аллаха, даже совершив тяжкий грех. Более того, они утверждали, что мусульманин, совершивший греховное деяние, если и попадает после смерти в ад, то не навечно: он будет освобождён из него через определённый период искупительных страданий по заступничеству Мухаммада и его сподвижников. Вера в Аллаха гарантирует, что мусульманин останется мусульманином, даже если он будет по неведению либо по жизненной необходимости соблюдать обряды идолопоклонников или иноверцев. Все члены уммы равны, и по делам верующих нельзя судить, кто обладает большей верой или стоит ближе к Богу. Таким образом, мурджииты стремились не только избежать опасностей внутриобщинного раскола, но искренне воспринимали умму как "святой народ", во всех делах которого проявляется божественное участие. Вера в то, что каждому мусульманину гарантируется уже в силу его принадлежности к умме особое попечительство Бога, выразил поэт Сабит Кутна (VII в.), заявивший на одном из частых диспутов между хариджитами и мурджиитами: "Я заключил союз с Богом и если останусь верен Ему, то буду наслаждаться в раю вместе с мучениками. Я не допускаю мысли, чтобы один грех сравнял с неверующими того, кто верит в Единого Вечного Бога".

Среди тех, кто вёл ожесточённую полемику по вопросам веры, в конце VII - начале VIII в. выделились две противостоящие группы - и джабраиты и кадариты. Представители этих групп, сложившихся среди городского населения Ирана и Сирии, занялись обсуждением вопросов, связанных не только с борьбой за власть, но и с потребностью интеллектуального развития уммы.

Джабраиты.
Позиция джабраитов (от слова "джабрийа" - "защитник божественного предопределения") основывалась на представлении о том, что в силу безграничности власти Аллаха жизнь человека со всеми её превратностями предопределена. Для джабраитов Аллах становился орудием грозного рока, вершителем неотменяемого приговора, "того, что суждено, записано в небесной скрижали". Они пытались доказать, что греховность и праведность не зависят от воли человека, а навязываются ему извне.

Кадариты
(от слова "кадарийа" - "защитник воли, ответственности") пытались преодолеть языческое представление о Боге, заключавшееся в следующем. Бог обладает взаимоисключающими чертами: Он - неумолимый вершитель решений, и от них никто не может уклониться, но в то же время Бог терпим к слабостям человека, которого сотворил "из праха земного" и которому заставил поклоняться даже ангелов, сотворённых "из чистого огня". Кадаритов заботила моральная сторона отношений Бога и человека, осознанная ими проблема: как Бог может наказывать человека за дурные поступки, совершённые по Его же воле? По мере усложнения общественной жизни отношение верующих к Богу изменялось, становилось всё более личным. Они обращались к Богу уже как личности, а не как безликие члены уммы. Кадаритско-джабраитская полемика привела к возникновению исламского богословия. Словом "калам" еще раньше обозначали способ выявления истины в полемике. Теперь этот термин стал применяться к вполне определенному виду интеллектуальной деятельности: к строгому и последовательному рассмотрению Божьего слова - Корана.

ИСМАИЛИТЫ, одно из основных течений шиизма. Возникло в середине 8 века при расколе шиитов по вопросу о преемнике Джафара ас-Садика; названо именем его рано скончавшегося (762) старшего сына Исмаила, сына которого Мухаммеда исмаилиты признали седьмым шиитским имамом (смотри также Зейдиты, Имамиты). После смерти последнего (около 795) исмаилиты раскололись на два течения. Представители первого, получившие в конце 9 века название карматов, ждали возвращения Мухаммеда ибн Исмаила как мессии (аль-каим), который восстановит справедливость, дав людям новый шариат. Приверженцы другого, сохранившие название «исмаилиты», искали мессию среди его потомков, бежавших от преследований Аббасидов в Сирию и Хорасан. Один из потомков Мухаммеда ибн Исмаила Абу Мухаммед Убайдаллах аль-Махди (правил в 909-934) положил начало династии Фатимидов, благодаря исмаилитской пропаганде подчинивших себе в конце 10 - начале 11 века Египет, Магриб, Сирию, Палестину и Хиджаз.

В 11 веке продолжалось дробление исмаилитов: в начале столетия от них отделились друзы; в конце века споры из-за престолонаследия разделили исмаилитов на низаритов и мусталитов. Первые поддержали Низара, старшего сына халифа аль-Мустансира (1036-94), поднявшего восстание в Александрии, но схваченного и казнённого в 1095 году. Низариты возобладали на востоке за пределами Фатимидского халифата, в Сирии, Ливане, Ираке и Иране. В конце 11 века они создали государство с центром в иранской крепости Аламут, просуществовавшее до его разгрома монголами в середине 13 века. После этого началось переселение назаритов в Индию. Мусталиты признали халифом младшего сына аль-Мустансира - Мустали (1094-1101). После падения египетских Фатимидов при Салах ад-Дине Юсуфе ибн Айюбе (1171) религиозным центром мусталитов стал Йемен, где они получили название «тайибиты» (по имени Тайиба, сына фати-мидского халифа аль-Амира, убитого в Египте в 1130). В конце 16 века часть их (даудиды) переместилась в Индию, где в начале 17 века возник центр исмаилитов в Гуджарате. Оставшиеся в Йемене исмаилиты по имени основателя общины называются сулейманитами. Различий в вероучении и обрядности между обоими течениями нет.

В политической борьбе низариты широко использовали террор. Согласно ряду мусульманских и христианских источников, исполнители террористических акций употребляли наркотики (гашиш). По этой причине в 12-13 веках за всеми исмаилитами закрепилось имя «хашишиюн» (в искажённой форме assasins со значением «убийцы»), попавшее в европейские языки, что способствовало созданию искажённого образа всего движения в христианской Европе.

Уже на раннем этапе выделилось два уровня вероучения исмаилитов: внешний (аззахир), доступный рядовым членам общины, и эзотерический (аль-батин), открытый лишь посвящённым, занимающим высшие ступени духовной иерархии исмаилитов. Внешнее учение требовало от верующих строгого исполнения предписаний шариата. Оно мало отличалось от религиозно-правовой практики имамитов. Внутреннее учение включало аллегорическое толкование Корана (тавиль), шариата и сокровенные философско-религиозные истины (альхакаик), в основу которых было положено мистическое толкование чисел и букв арабского алфавита. Сильное влияние на исмаилитов оказали неоплатонизм, гностицизм и мусульманский перипатетизм фальсафы. Согласно космогонии исмаилитов, лишённая форм и признаков абсолютная божественная Истина (аль-хакк) выделила из себя Мировой Разум (аль-акль), в свою очередь породивший путём эманации Мировую Душу, которая создала видимый мир из семи движущихся сфер.

Земной мир исмаилиты считают отражением космического порядка. Абсолютная божественная Истина, Мировой Разум, Мировая Душа, первичная материя, пространство, время и совершенный человек как венец создания представляют семь стадий эманации в горнем мире (альалам аль-ульви) и мире земном (дар аль-ибда). В чувственном мире этим семи стадиям соответствуют семь великих пророческих циклов (адвар) - периодов между пророческими откровениями. Каждый цикл подразделяется на семь малых циклов. Земным воплощением Мирового Разума служат семь пророков: Адам, Ибрахим (Авраам), Нух (Ной), Муса (Моисей), Иса (Иисус Христос), Мухаммед и Исмаил. Каждый открывает новый этап божественного откровения. Малый пророческий цикл определяется семью имамами, состоящими при пророках [например, Харун (Аарон) при Мусе и Али ибн Аби Талиб при Мухаммеде] и разъясняющими скрытый смысл Божиих посланий.

Литературная традиция исмаилитов известна на персидском, арабском, урду и других языках. На раннем этапе она включала в основном богословские трактаты. Наиболее развита догматика исмаилитов Сирии и Ирана. Основы учения изложены в трудах по праву исмаилитов - «Уммаль-китаб» («Мать книг», начало 10 века), «Дааим аль-ислам» («Столпы ислама») кади ан-Нумана (умер в 974), а также в «аль-Маджалис аль-Муайадийа» («Сборник проповедей») аль-Муайяд фид-Дина аш-Ширази (умер в 1077/78). При Фатимидах написаны сочинения Абу-ль-Хасана Мухаммеда ибн Ахмада ан-Насафи (умер в 942 или 943), Хамид ад-Дина аль-Кирмани (996-1021), Абу Хатима ар-Рази (10 век), Якуба ас-Сиджистани (умер в 943?). К 10-13 векам составлены исмаилитские хроники Фатимидского (сочинения Ибн Зулака аль-Мусаббихи, аль-Кудаи, кади ан-Нумана) и Аламутского (биография Хасана ас-Саббаха и др.) государств, сохранившиеся фрагментарно, поскольку большинство из них было уничтожено Айюбидами и после монгольского нашествия 13 века. Сложилось 4 самостоятельных литературных традиции исмаилитов: персидская (Низари Кухистани, 14 век; Абу Исхак Кухистани, 15 век; Хайрхвах Харати, 16 век, и др.), среднеазиатская (Насир Хусрав), сирийская (Рашид ад-Дин Синан, 12 век; Амир ибн Амир аль-Басри, 14 век) и индийская; представлены религиозно-философскими трактатами, жизнеописаниями, хрониками, литургическими и героическими песнями, гимнами, лирическими стихами. Новый подъём исмаилитской литературы произошёл в Бадахшане в конце 19 - 20 веках, где творили писатели Мирза Санг-Муххамад Бадахши, Фазл-Али-Бек Мирза Сурх Афсар, Курбон Мухаммад-зод, Мухаббат Шохзод, поэты Мулло Лочин, Мирзо, Хушназар Помир-зод, Адим.

Распространённое в исламоведении представление о том, что исмаилиты создали для пропаганды своего учения тайную централизованную сеть институтов, не вполне соответствует истине. Строгая градация посвящения (аль-балаг) в сокровенные тайны исмаилитов, известная из исмаилитских источников, представляет идеальную модель. В действительности формы исмаилитской пропаганды различались в зависимости от эпохи и региона. Ведал ею имам. Мир земной был разделён на 12 «островов» (аль-джазаир), во главе каждого из которых стоял назначенный имамом верховный проповедник (дай дуат аль-джазира). Следующую ступень занимал худжжат аль-имам. Советниками главы «острова» были 30 проповедников (накиб), каждый из которых по числу часов в сутках получал 12 «видимых» (дневных) и 12 «невидимых» (ночных) помощников (даи), обязанных вести диспуты с учёными (улемами) и проповедовать в простом народе. Подготовленный видимым даи новообращённый переходил к проповеднику невидимому, который брал с него клятву верности. Затем он сам мог стать даи.

В конце 12 века низариты упростили иерархию. Ещё проще организация у мусталитов: из лиц, получивших духовное образование, в общины на местах посылают управляющих (амиль), которые ведают обрядами, судом, сбором налогов и доставкой их верховному проповеднику (ад-даи аль-мутляк). В 1840 году резиденция низаритского имама переместилась из Ирана в Индию. Используя новые методы руководства общиной и развитую сеть благотворительных организаций, последние два имама, известные под титулом ага-хана, превратили общину низаритов в массовое религиозное сообщество, которое ведёт активную миссионерскую деятельность (дава) и ныне насчитывает несколько миллионов человек, проживающих в более чем 25 странах Азии, Африки, Европы и Северной Америки. Оставшиеся в Йемене сулейманиты управляются имамом из города Наджран (с 1934 в Саудовской Аравии). Резиденция духовного главы даудидов (ад-даи аль-мутлак) находится ныне в городе Мумбай (Индия). Общая численность даудитов составляет около 700 тысяч, сулейманитов - 100 тысяч человек.

Лит.: Ivanow W. Studies in early Persian Ismailism. 2nd ed. Bombay, 1955; Fyzee А. А. А. Compendium of Fatimid law. Simla, 1969; Додихудоев Х. Д. Очерки философии исмаилизма: общая характеристика философской доктрины Х-XIV вв. Душ., 1976; Строева Л. В. Государство исмаилитов в Иране в XI-XIII вв. М., 1978; Lewis В. The Assassins. N. Y., 2003; Дафтари Ф. Краткая история исмаилизма. Традиции мусульманской общины. М., 2003; он же. Традиции исмаилизма в средние века. М., 2006; Ходжсон М. Дж. С. Орден ассассинов. Борьба ранних низаритов исмаилитов с исламским миром. СПб., 2004; Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII-XV вв. 2-е изд. СПб., 2007; Додыхудоева Л. Р., Рейснер М. Л. Поэтический язык как средство «Благого Слова» в творчестве Насира Хусрава. М., 2007.

Ф. Дафтари, Л. Р. Додыхудоева, М. Ю. Рощин.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх