Михаил Васильевич Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния

Интегрированный урок литературы и физики в 9 классе

Анализ оды М.В. Ломоносова "Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния"

Полещенко Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Музыкально-эстетический лицей им. А.Г. Шнитке»

Цель: формирование системы знаний об окружающем мире через интеграцию учебных дисциплин.

Задачи:

1. Познакомить с творчеством М.В. Ломоносова как реформатора русского литературного языка и стихосложения, определить пафос стихотворения «Вечернее размышление о Божьем величии при случае северного сияния».

2 . Выработать навыки анализа лирического текста через многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного смысла, развивать творческое мышление, внимание, совершенствовать навыки монологической речи.

3 . Воспитывать интерес к изучению жизни людей, внесших вклад в развитие науки, гордость за достижения соотечественников.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор, презентации
  2. Текст оды М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».
  3. Учебник. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 под ред. Коровиной В.Я. - М., «Просвещение», 2012 г.

Методы и приемы :

словесные (беседа, рассказ),

наглядно-иллюстративные (демонстрация),

использование ИКТ (презентация, демонстрация слайдов).

Ход урока

  1. Приветствие, проверка отсутствующих, создание благоприятного настроя.

II. Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса.

Учитель физики : Сегодня мы обращаемся к научному и творческому наследию Михаила Васильевича Ломоносова - русского поэта и выдающегося ученого.

Он изучал многие науки и совершил поразительные открытия, значительно опережавшие своё время. М.В. Ломоносов занимался исследованиями в области математики, физики, астрономии, географии, геологии, биологии, языкознания, философии, истории.

Учитель литературы : Для учёного не существовало границ между науками и искусством: М.В. Ломоносов постигал мир через призму науки, пытаясь понять, как всё в мире взаимосвязано, и описывал это в замечательных одах. Результатом стало становление и появление новых наук, открытие многих основополагающих законов и реформа русского языка и стихосложения.

Учитель физики : - Пожалуйста, приведите примеры научных открытий М. В. Ломоносов в химии, физике. Как это отразилось на дальнейшем развитии наук?

  1. Этап получения и усвоения новых знаний и способов действий
  1. Индивидуальные сообщения обучающихся «Ломоносов – химик», «Открытия М.В. Ломоносова в области физики, астрономии»,
  2. Запись в тетрадях информации, полученной в ходе сообщений. Заполнение таблицы.

Открытия М.В. Ломоносова

Наука

Достижения и открытия

Химия

Любимая наука. 1748 год: открыл в России первую химическую лабораторию. Составил рецепт для приготовления фарфоровых масс, и смальты, которую использовал для своих мозаик 1751 года. Разработал принципы новой науки - физической химии . «Слово о пользе Химии» Ломоносова.

География

Составил «Полярную карту»; разработал приборы для морского кораблевождения; приборы для морского кораблевождения. Доказал существование материка на Южном полюсе (Антарктиды); возможность Северного морского пути в Индию.

Геология

Первым в России обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых. М.В. Ломоносов составил каталог минералов России. Металлург, геолог

Астрономия

Усовершенствовал подзорную трубу, которую называл «ночезрительной» прибор «для сгущения света». Создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора. Открыл атмосферу на Венере.

Физика

Открыл закон сохранения материи. Первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, открытие которой часто связывают с именем Д. Бернулли. Сконструировал термометр. Высказал догадку о вертикальных течениях в атмосфере, правильно на электрическую природу северных сияний и оценил их высоту. Разрабатывал эфирную теорию электрических явлений, думал о связи электричества и света, которую хотел обнаружить экспериментально. Поддержал волновую теорию Гюйгенса и разработал оригинальную теорию цветов.

Русский язык и литература

Разработал правила русского языка, составил «Русскую грамматику». Разработал теорию «трёх штилей». В 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова».

Живопись, мозаика

Открыл секрет изготовления смальты. Открыл мозаичную мастерскую. Изготовил 40 мозаичных картин. Избран почетным членом Петербургской Академии художеств

Выводы:

М.В. Ломоносов был выдающимся учёным энциклопедических знаний. Не случайно А.С. Пушкин назвал его «первым русским университетом». Он сделал много для развития науки в России. Именно по инициативе Ломоносова и по его проекту в 1755 году был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий

  1. Изучение материала «М.В. Ломоносов – реформатор русского литературного языка».

Работа с учебником. «Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 под ред. Коровиной В.Я.» - М., «Просвещение», 2012 г. – С. 43-44

  1. Заполнение таблицы в тетрадях

«Теория «трёх штилей»

«Штиль»

Лексика

Жанры

«Высокий»

Церковнославянские слова и русские

Героические поэмы, оды, трагедии, похвальные надписи

«Средний»

Русские слова с небольшой примесью церковнославянских

Драмы, сатиры, эклоги, идиллии, послания, дружеские письма, элегии

«Низкий»

Русские слова разговорного языка с добавлением просторечий. Малое число церковнославянских слов

Комедии, эпиграммы, басни, песни

  1. Анализ оды М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великаго севернаго сияния».

1. Учитель литературы : «Утреннее размышление о божием величестве», посвященное описанию Солнца и солнечной атмосферы, и «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великаго севернаго сияния» являются частью единого замысла. Сам Ломоносов датирует «Вечернее размышление…» 1743 годом. К этому же времени относит начало своих наблюдений над северными сияниями. Как учёный, он пытается найти объяснение одному из прекраснейших явлений природы.

2. Объяснение учителя физики «Современная трактовка теории происхождения северного сияния». (Слайд 20)

Михаил Ломоносов, проведя бесчисленное количество опытов, высказал предположение об электрической природе этого явления. (Слайд 21)

Наш земной шар – это огромный магнит. Вокруг него, как и вокруг обычного магнита, существует магнитное поле. Когда на Солнце происходят взрывы, то в верхнюю часть земной атмосферы – ионосферу – от Солнца устремляются потоки летящих с огромной скоростью заряженных частиц. Это протоны и электроны, образующие так называемый солнечный ветер. (Слайд 22)

Вторгаясь в земную атмосферу, частицы солнечного ветра направляются магнитным полем Земли. (Слайд 23)

Сталкиваясь с атомами и молекулами атмосферного воздуха, они ионизируют их, в результате этого возникает свечение, которое мы видим и воспринимаем как полярное сияние. (Слайд 24)

Свечение разреженных газов происходит в ионосфере, то есть в верхней части атмосферы. (Слайд 25)

Значит, северное (полярное) сияние – это свечение верхних слоёв атмосферы Земли, которое возникает вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра. (Слайд 26)

3.Учитель литературы : В 1753 г. Ломоносов в «Изъяснениях», приложенных к «Слову о явлениях, от электрической силы происходящих», сообщал: «Ода моя о северном сиянии, которая сочинена 1743 года, а в 1747 году напечатана, содержит мое давнишнее мнение, что северное сияние движением эфира произведено быть может». (ПСС, т. 3. С. 123).

В этой оде М.В. Ломоносов представляет собой опыт поэтического оформления вполне конкретной естественнонаучной темы. Это своеобразный литературный эксперимент, так как ода принадлежит к так называемой «физико-теологической» традиции, видевшей в различных природных явлениях главное доказательство существования Бога.

4.Выразительное чтение оды заранее подготовленным учеником или аудиозапись чтения оды «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великаго севернаго сияния» Борисом Ветровым. Музыка Э. Артемьева к фильму «Солярис ».

(Приложение. Презентация 2)

5. Анализ оды.

Текст из учебника «Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 под ред. Коровиной В.Я.» - М., «Просвещение», 2012 г. – С. 50-51

5.1. Беседа по вопросам:

Какое впечатление осталось после знакомства с текстом? Почему?

Повлияли ли на восприятие произведения музыкальное сопровождение и зрительный ряд?

Какова композиция оды?

В начале оды М.В. Ломоносов изображает явления, знакомые человеку по его ежедневным впечатлениям: поздний вечер, сумерки, наступление ночи. Далее он говорит об изумлении, которое охватывает человека, рассматривающего бескрайнее звёздное небо и великолепное северное сияние. Затем автор приподнимает завесу над невидимой, скрытой областью Вселенной, вводящей читателя в новые, неизвестные ему миры. Поэт вопрошает себя и читателей: кто создал прекрасное и неподвластно человеческому разуму явление, как не Бог.

На протяжении всей оды он задаётся вопросами, ответ на которые сложно дать обычному человеку, незнакомому с началами наук.

Что придаёт тексту возвышенность и торжественность? (Церковнославянская лексика, архаизмы, устаревшие грамматические формы ).

Приведите примеры. (Лице – лицо, тёмна, звездАм, мАла, углублён, утомлён, несчётны, верьхи и другие; неполногласие в церковнославянских словах: хладна, престал и другие).

Будет ли нарушен или стиховой ритм первой строки, если заменить старославянское выражение «лице свое» русским «своё лицо»? Что изменится? (Ритм сохранился, но исчезнет торжественность).

Каково лексическое значение и какова этимология существительного « бездна» ? Какие естественнонаучные знания оно отражает? («Без дна». Используя существительное «бездна», М.В. Ломоносов говорит о бескрайности мира: «Звездам числа не, нет бездне дна».

Какие и чувства охватывают нас при виде звездного неба? (Мысли о своей незначительности в бескрайнем мире, размышления о своем месте в нем. )

- Как это передает М.В. Ломоносов? (Многочисленные сравнения помогают передать ощущение своей незначительности и бренности:

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне, -

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!)

- Что побудило поэта к размышлению о Божьем величии? (Наблюдение северного сияния ).

Как описывается это физическое явление в оде? (Ученики приводят примеры )

5.2.Учитель физики:

В следующей строфе М. В. Ломоносов высказывает предположения о причине северного сияния:

Там спорит жирна мгла с водой;

Иль солнечны лучи блестят,

Склонясь сквозь воздух к нам густой;

Иль тучных гор верхи горят;

Иль в море дуть престал зефир,

И гладки волны бьют в эфир.

Согласно старинным учениям, все мировое пространство заполнено особой средой - эфиром. А греческим словом зефир называют легкий ветерок. Море успокоилось, и волны стали «гладкими», потому что перестал дуть зефир. Такие волны «бьют в эфир» и вызывают его свечение. Как это соотносится с современным представлением о природе северного сияния?

Сравните научную и поэтическую гипотезы М.В. Ломоносова. (Гипотеза в поэтической форме о происхождении северного сияния «в море дуть престал зефир, и гладки волны бьют в эфир» и научная гипотеза М.В. Ломоносова вполне соотносятся: учёный предположил, что причиной полярных сияний служат электрические разряды, происходящие в разреженных слоях воздуха, а природа полярного сияния такая же, как и свечения газового разряда).

В научном труде Ломоносова «Oratio de meteoris vi electrica ortis» - «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих, предложенное от Михаила Ломоносова» мы читаем: «Возбуждённая электрическая сила в шаре, из которого воздух вытянут, внезапные лучи испускает, которые в мгновенье ока исчезают, и в то же время новые на их места выскакивают, так что беспрерывное блистание быть кажется. В северном сиянии всполохи или лучи вид подобный имеют».

– Какие предположения М.В. Ломоносова нашли подтверждение в современной науке? (причиной полярных сияний служат электрические разряды, происходящие в разреженных слоях воздуха; полярные сияния происходят на очень больших высотах).

Объясняя природу северных сияний, Ломоносов не смог ответить на вопрос, какие же электрические частицы вызывают грандиозное свечение воздуха в его верхних, разреженных слоях. Это стало возможным благодаря развитию физики в ХХ веке и успехам в области космических исследований.

5.3.Учитель литературы :

Какова главная мысль духовно-философской оды «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великаго севернаго сияния»? (Преклоняясь перед могуществом Творца, человек должен постигать законы мира, искать и находить ответы на вопросы о смысле жизни и Божественном замысле. На это ему дан разум ).

Вера в человеческий разум, стремление познать «тайны множества миров» сочетается в духовной оде с преклонением перед безграничной созидательной силой Творца, неизмеримое величие которого являет себя в устройстве мира, картинах грандиозной природы, ее могуществе и силе. Подтвердите это текстом оды.

(Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале звезд?

Несведом тварей вам конец?

Скажите ж, коль велик творец?

Ода М.В. Ломоносова поражает неколебимостью веры в непостижимую мудрость Творца, в совершенство Его творения, жаждой познания, творчества, сознания силы человеческого разума. Разум человека, способный объять Вселенную и отыскать ее законы - «уставы», представляет ее бесконечной, вечно живой, никуда не исчезающей. В этом состоит величие Бога и сотворенной Им Вселенной. Но столь же величествен и разум человека, направленный на изучение законов мирозданья).

V. Систематизация и обобщение:

Свои обширные познания в области науки М.В. Ломоносов сделал предметом поэзии. Его стихотворения - настоящая поэзия, рожденная вдохновением, поэтическим восторгом от возможности познания мира, постижения Божественных тайн природы. В то же время в них даётся научное объяснение явлений природы. Язык этих произведений лаконичен и лишен всякого рода «украшений».

А.С. Пушкин считал духовные оды М.В. Ломоносова лучшими его произведениями: «Они останутся вечными памятниками русской словесности; по ним долго еще должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему». А мы можем добавить, и способности познания мира, постижения его научных законов

VI. Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?

Что ещё хотели бы узнать?

Над чем вы задумались, уходя с урока?

VII. Домашнее задание: Учебник, стр. 51-58, выразительное чтение и анализ оды «На день восшествия …», повторить наизусть отрывок «Науки юношей питают».

Сочинение-рассуждение на одну из тем: «Роль риторических вопросов в оде «Вечернее размышление» или «Актуальность обращения М.В. Ломоносова к молодым в оде «На день восшествия…».

Источники

1.Западав А. Отец русской поэзии. - М., 1961

2. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч.: В II т. -М.; Л. 1959

Интернет-ресурсы:

Ломоносовская энциклопедия. http://feb-web.ru/feb/lomonos/

Библиотека классической музыки. http://music.lib.ru/b/boris_w/indexdate.shtml

Ломоносов М. "Вечернее размышление о Божием величестве.."

Вклад Ломоносова в русскую литературу. http://www.rosimperija.info/post/1592

Стихи в голосе. Искусство художественного чтения. http://www.stihophone.ru/works.php?G=9&ID=17951


Михаил Васильевич Ломоносов

Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков:
Для общей славы божества
Там равна сила естества.

Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав,
Вам путь известен всех планет,-
Скажите, что нас так мятет?

Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в эфир.

Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик творец?

В мае 1743 года Ломоносов был заключен под стражу. Причиной тому послужил конфликт с иностранными профессорами, работавшими в Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге. Михаил Васильевич пробыл в тюрьме восемь месяцев. Этот период отмечен его активной научной и творческой деятельностью. В частности, он написал «Вечернее размышление о Божием Величестве...». Упоминание о Господе в официальном названии продиктовано желанием угодить цензуре. При этом в самой оде Ломоносов высказывал мысли, которые вызвали негодование со стороны церковников того времени. Речь идет в первую очередь о вполне материалистических представлениях, касающихся устройства вселенной. С большой долей уверенности можно сказать, что Михаилу Васильевичу были близки некоторые идеи деизма. Последователи этого религиозно-философского течения не отрицают существования Бога и факта сотворения Им мира, но отказываются принимать религиозный догматизм, значительную часть явлений, носящих сверхъестественный и мистический характер. Когда Ломоносов в стихотворениях упоминает Господа, то в качестве синонимов стоит рассматривать слова «природа», «естество».

Стихотворение «Вечернее размышление о Божием Величестве…» тесно связано с научными изысканиями Михаила Васильевича, что легко подтверждается на примере буквально нескольких строк. Примерно в середине оды написано следующее: «Там разных множество светов». Ломоносов утверждал наличие большого количества населенных миров. Мысль эту он пытался доказать в труде «Явление Венеры на Солнце», написанном в 1761 году. Значительная часть стихотворения посвящена рассуждениям о природе северных сияний, изучению которых Михаил Васильевич посвятил немало времени. В оде задается вопрос:

Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

Адресован он немецкому ученому Христиану фон Вольфу.

Христиан фон Вольф

По его мнению, северные сияния образуются вследствие возгорания в небе «тонких испарений», рождающихся в земных недрах. Далее следует обращение к группе бреславльских ученых-натуралистов: «…Иль тучных гор верхи горят…». В 1716 году они высказали идею о том, что северные сияния тесно связаны с исландским вулканом Гекла. Якобы его огни отражаются в морских льдах при их передвижении. Ближе к финалу Ломоносов транслирует собственную теорию: «…И гладки волны бьют в эфир». Согласно гипотезе Михаила Васильевича, северные сияния имеют электрическую природу. Надо отметить, что необычным явлением он интересовался в течение всей жизни. В 1743 году (время создания рассматриваемой оды) приступил к регулярным наблюдениям за северными сияниями. В научной работе «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» (1753) имеется их описание в прозе, удивительное по силе и красоте.

«Вечернее размышление о Божием Величестве…» Ломоносов включил в «Риторику» (1748) - книгу по мировой литературе, в которую также вошли произведения русских писателей. Затем ода была напечатана в двух собраниях сочинений Михаила Васильевича, изданных в 1751 и 1758. Каждый раз текст стихотворения подвергался изменениям. Главная задача переделок - воспроизведение хода научной мысли с максимальной точностью и простотой. В итоге цели автор достиг. Четырехстопный ямб в сочетании с мужскими рифмами позволил идеально воплотить в стихотворной форме пафос естествоиспытателя и поэта.

Современники по достоинству оценили «Вечернее измышление о Божием Величестве…». Ода приобрела необыкновенную популярность не только в образованных кругах. Она часто встречалась в рукописных песенниках, широко распространенных в восемнадцатом столетии.

Ломоносов утверждал волнообразную теорию света, занимался теорией горения, изучал электричество, в том числе атмосферное электричество.

В следующей строфе поэт-ученый выдвигает четыре научные гипотезы, которыми пытается объяснить феномен северного сияния. В своем “Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих” (1753) Ломоносов, указывая на отличие своей теории северных сияний от теории Франклина, добавляет: “Сверх сего ода моя о северном сиянии, которая сочинена 1743 года, а в 1747 году в “Рито-рике” напечатана, содержит мое давнейшее мнение, что северное сияние движением эфира произведено быть мо-жет”1.

Но это гипотезы, которые на уровне знаний времен Ломоносова невозможно проверить. Поэт осознает это: “Сомнений полон наш ответ О том, что окрест ближних мест”. Но неразгаданность тайны не смущает поэта. Он продолжает задавать новые вопросы – о пределах Вселенной, о начале и конце мира, о величии Творца.

В этом стихотворении поэт и ученый предстают перед нами в нерасторжимом единстве. Мысль ученого увлекается к звездам поистине поэтическим вдохновением. В этом страстном отношении к науке, в настойчивом стремлении постичь тайны мира – величие гения Ломоносова.

Обратимся к формулировкам главной идеи “Вечернего размышления…”, которые ученики записывали дома и читали в начале урока.

– Как после комментированного чтения стихотворения вы скорректируете свои формулировки?

Обсуждаем и записываем одну из наиболее удачных формулировок.

Жанр “Вечернего размышления…” определяют как оду. Предметом оды становится не только мудрость и добродетель царей, не только воинская доблесть и победы русского оружия, но и загадочность природы, грандиозность и непостижимость Божьего замысла.

Знаменитый советский физик С. И. Вавилов замечал: “Разнообразие деятельности Ломоносова удивительным образом совмещалось в нем вполне гармонически. Его стихи во многих лучших образцах – редкий вид высокой научной поэзии: ее с полным правом можно сопоставить с изумительной древнеримской естественно-научной поэмой Лукреция “О природе вещей”, которую Ломоносов хорошо знал. Он находил необычайные для выразительности слова и строки для отвлеченных и сложных понятий”. Ломоносов

Продолжал традицию, начатую Титом Лукрецием Каром (I век до Рождества Христова); традицию же Ломоносова в русской поэзии в XX веке продолжил ученый Александр Лео-нидовичЧижевский (1897-1964), биофизик, основоположник гелиобиологии, один из пионеров космической биологии.

II. “Ода на деньвосшествия на Всероссийский Престол ея Величества государыни Императрицы

Елисаветы Петровны 1747 года”. Прославление России, мира, науки и просвещения

Комментированное чтение

Учитель читает оду по строфам, ученики рассказывают, как они поняли содержание, находят старославянские слова, объясняют их смысл.

В Первой строфе Поэт обращается к тишине – в традициях латинской поэзии прославляет блага мирной жизни.

Во Второй строфе Утверждает, что в мире нет ничего краше “Елисаветы и тебя”, то есть тишины: выше императрицы только блага мирной жизни.

Третья строфа: Елизавета, вступив на престол, положила конец Русско-шведской войне 1741-1743 годов. Имя “Елизавета” по-древнееврейски означает “Божья благодать”. Таким образом, автор использует игру слов (в традициях Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева, который в обращении к царевне Софье использовал значение имени царевны – “мудрость”).

Я россов счастьем услаждаюсь…

– Кто впервые назвал россиян россами?

Мы видим, что Ломоносов продолжает и развивает традиции русской поэзии.

В Четвертой строфе – прямое обращение к царице: “Божественным устам приличен, Монархиня, сей кроткий глас…”

“…Петровы возвышали стены До звезд плескание и клик!” – весь Петербург радовался и рукоплескал, слыша слова Елизаветы о прекращении войны.

Пятая И Шестая строфы – похвала Елизавете. Среди важнейших ее заслуг – забота о науке: “…Здесь в мире расширять науки Изволила Елисавет”.

Седьмая – девятая строфы – прославление Петра. Традиционно для поэзии классицизма обращение к античной мифологии.

Десятая – одиннадцатая строфы – сожаление о смерти Петра и “кроткой Екатерины”.

Двенадцатая – пятнадцатая строфы – радость по поводу воцарения Елизаветы, ее восхваления. Но среди похвал автор вновь напоминает о необходимости развивать науки, указывает на их практическую пользу:

Воззри на горы превысоки, Воззри в поля свои широки, Где Волга, Днепр, где Обь течет; Богатство, в оных потаенно, Наукой будет откровенно, Что щедростью твоей цветет.

…Почувствуют и камни силу Тобой восставленных наук.

Ломоносов высказывает свои желания, облекая глаголы в форму будущего времени.

Шестнадцатая – двадцатая строфы – описание малоосвоенных просторов России: Сибири, Дальнего Востока, Приморья.

Елизавета, к которой обращается поэт, вместе с ней как бы с высоты осматривая Россию, решает поддержать науки (по замыслу поэта): “И се Минерва ударяет В верь-хи Рифейски копием…” (богиня мудрости Минерва, у греков Афина, ударяет копьем в вершины Уральских гор). Эта фраза должна означать примерно следующее (в переводе на современный): “И вот Елизавета, поняв практическую важность научных изысканий, увеличивает ассигнования на развитие географии, геологии и других естественных наук”. В результате “…Сребро и злато истекает Во всем наследии твоем”. Плутон – бог подземного мира – страдает от того, что русские открывают новые залежи полезных ископаемых, в том числе золота и серебра.

Двадцать вторая И Двадцать третья строфы, уже известные ученикам, призывают юношей заниматься науками и восхваляют их пользу.

К сожалению, Елизавета, позволившая открыть Московский университет, все же не поняла важности наук и до конца дней ценила Ломоносова в основном как придворного поэта.

…Тебя Зиждитель сохранит Во всех путях беспреткновенну И жизнь твою благословенну С числом щедрот твоих сравнит.

После комментированного чтения, когда смысл оды становится понятен ученикам, даем им домашнее задание.

Можно распределить строфы оды между учениками класса. Каждый выучит наизусть “свою” строфу и выпишет из нее с объяснениями старославянизмы и имена римских богов.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение “своей” строфы оды. Составить словарь старославянизмов, имен античных богов, встречающихся в этой строфе.

Индивидуальное задание

Подготовить выразительное чтение наизусть одной-двух басен Ломоносова (например, “Мышь некогда, любя святыню…”, “Послушайте, прошу, что старому случилось…”, “Жениться хорошо, да много и досады…”).

Урок на тему – М. В. Ломоносов. “Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния”

Другие сочинения по теме:

  1. Ученики уже много вспомнили о жизни и творчестве М. В. Ломоносова. Предложим им самостоятельно прочитать статью учебника (с. 42-44). Что...
  2. “На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 год ” – лучшая ода Ломоносова. Возле источников новой русской художественной...
  3. Главными создателями теоретической системы русского классицизма были (если следовать за хронологией) Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков. Но недаром Белинский весь начальный...
  4. Дата народження – 19 вересня – 1711 Дата смерті – 15 квітня – 1765 Ломоносов, Михайло Васильович – один з...
  5. В оде Ломоносова царица Елизавета Петровна предстает возвышенным существом. Поэт возлагает на нее огромные надежды на мир и процветание России....
  6. Пушкин, как и Ломоносов, вводит в литературный язык как книжные, так и разговорные средства выражения в отличие от карамзинистов, которые...
  7. Возрождение севернее Альп отличается и от современного ему итальянского Ренессанса и от стадиально присутствующей средневековой культуры. Отличия Северного Возрождения от...
  8. Тема. Жизнеутверждающая лирика Анакреонта Цель: Ознакомить с биографическими сведениями об Анакреонта, учить определять особенности лирики поэта; развивать ассоциативное мышление;...
  9. В мире существует около трех тысяч профессий. Бесспорно, все они важны. Но с годами я все больше убеждаюсь в том,...
  10. ЦЕЛЬ: Рассмотреть природную зону как зональный природный комплекс ЗАДАЧИ: 1) Рассмотреть особенности природы и взаимосвязь природных компонентов в природных зонах...
  11. Запишем в тетрадях и подготовим выразительное чтение высказывания М. В. Ломоносова о русском языке из “Российской грамматики”: “Карл пятый, римский...
  12. Цель: Заинтересовать личностью Сапфо; ознакомить с творчеством поэтессы; совершенствовать привычки работы с текстом; развивать чувство прекрасного; воспитывать толерантность. Оборудование: Карточки...
  13. Цель: Показать на материале стихотворения, как литература формирует и воспитывает личность, провозглашая лучшее в человеке; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения,...
  14. Великий русский ученый, химик, физик, художник и поэт Михаил Васильевич Ломоносов был рожден 19-ого ноября 1711-ого года в Архангельской губернии....
  15. В век компьютерных технологий, когда эпистолярный стиль свелся к нулю, нужно не забывать об огромной пользе писем и дневниковых записей....

Михаил Ломоносов - это Леонардо да Винчи русской истории. Человек, за свою жизнь успевший внести вклад в развитие многих наук, поспособствовавший появлению высшего образования в России, писавший научные труды по химии и физике, литературе и лингвистике, истории и географии. Оставивший после себя чертежи вертолета и теории о строении русского языка. В этой статье даются: краткое содержание оды, которую написал в 1743 году Ломоносов, "Вечернее размышление о Божием величестве", анализ данной оды и история написания.

Ломоносов как поэт

Как блестящий ученый и государственный деятель Михаил Ломоносов известен многим. Но ведь он был ещё и поэт, и по признанию многих едва ли не лучший поэт своей эпохи. Очень много сделавший для развития русского языка и литературы, он писал замечательно. Многие стихи Ломоносова сейчас входят в программу по изучению литературы того периода.

Заниматься поэзией, как сообщают источники, Ломоносов начал в раннем возрасте. После него осталось очень много произведений в совершенно различных жанрах: это и оды, и лирические стихотворения, и басни, и трагедии, и стихотворения, наполненные патриотическим пафосом. Но всё же, как и многие поэты той эпохи, предпочтения свои Ломоносов отдавал такому жанру, как ода. Давайте поподробнее разберём данный жанр стихосложения.

Что такое ода

Данный вид лирических стихотворений зародился ещё в античной Греции. Суть оды - это высказать восторг, вызванный каким-либо предметом или явлением, и передать этот восторг исключительно возвышенным слогом, с должным пафосом. Оды могут быть на вступление какого-либо императора на трон, обращенные к Богу, навеянные грандиозными событиями, повлиявшими на историю. В переводе с греческого "ода" - это "песнь". В Древней Греции самым известным поэтом, написавшим самые знаменитые оды той эпохи, был Пиндар. Одна из главных тем, вдохновлявших его на новые песни, - это победители Олимпийских игр. Собственно, тогда и родилось выражение "воспевать героев". В Древнем Риме самым значимым поэтом, писавшим оды, был Гораций Флакк. Проведя в этой статье для оды "Вечернее размышление о Божием величестве" (Ломоносов) анализ, мы с вами выясним, далеко ли Ломоносов "ушёл от канонов".

Оды в Российской Империи

Расцвет данного жанра в России пришёлся на восемнадцатый век. Первым творить в таком жанре стал один из известнейших русских поэтов "допушкинской эпохи" В. К. Тредиаковский. Главная идея оды в России, как и Античности, - это прославление, часто очень напыщенное, а потому излишне пафосное. Следом за Тредиаковским в данном жанре стал писать Михаил Ломоносов, а в конце восемнадцатого века - Г. Державин. Влияние данных поэтов и жанра сказывается на раннем творчестве Александра Пушкина, но в течение девятнадцатого века жанр оды как одного из главнейших в творчестве русских поэтов угас. Хотя в начале двадцатого века поэт Владимир Маяковский написал произведение "Ода революции". Но это всё же исключение, ибо поэзия нашла себя в иных формах.

"Вечернее размышление о Божием величестве": история создания

В 1743 году, в мае-месяце, Ломоносова из-за конфликта с иностранными профессорами, работающими в Санкт-Петербургской академии наук и художеств, взяли под стражу. Пробыл в камере Михаил Ломоносов ровно восемь месяцев. Исследователи его биографии отмечают, что этот период отмечен его активной деятельностью как в науках, так и в творчестве. Именно находясь в заключении, Михаил Ломоносов пишет стихотворение «Вечернее размышление о Божием величестве» в жанре оды.

Вообще внесение в заглавие Бога - это попытка угодить царской цензуре. Не станем обвинять в этом прославленного русского ученого и поэта, ибо в сложных ситуациях к такому методу прибегали многие - и Александр Пушкин, и Державин, и Достоевский, писавшие какие-либо восхваления и посвящения императорской семье или событиям из русской истории. Так поступил и Ломоносов с целью достигнуть скорейшего освобождения.

А вот в самом произведении Михаил Ломоносов провёл несколько мыслей, которые вызвали сильное негодование церковных властей. Но содержание оды "Вечернее размышление о Божием величестве" (Ломоносов), анализ данного произведения, основная мысль - в последующих разделах. Давайте начнем.

"Вечернее размышление о Божием величестве": краткое содержание

За что же так церковные власти невзлюбили оду? Давайте разберемся. В данном произведении Ломоносов, называя человека "песчинкой перед величественным и бездонным мирозданием", совершенно не преуменьшает значимость человека и его возможности.

На землю опускается ночь, покрывает тенью все вокруг, и человек видит бездну, что звезд полна. И, видя эту бездну, человек осознает себя песчинкой в бесконечной Вселенной. И перед открывшейся бездонной бездной человек начинает чувствовать себя песчинкой в этой Вселенной. "Утопая" в этой бездне, человек в поисках ответов обращается к тому, кто знает решительно все. И пусть ответы на вопросы не даются, человек продолжает поиск. И в оде "Вечернее размышление о Божием величестве", главная мысль - это показать человека именно таким: никогда не отступающим перед нехваткой знаний или ответов, постоянно ищущим, постоянно сомневающимся.

Пожалуй, именно это не понравилось церковным властям. Человек, по их разумению, должен быть робок, смиренен и податлив, а тут - совершенно иной образ.

Анализ произведения

Данное стихотворение - это не просто ода. Это стихотворные размышления Ломоносова о науке. Действительно, в стихотворении говорится о "множестве светов", а ведь Ломоносов утверждал о множестве населенных миров, пусть и за многие тысячи и миллионы километров от Земли. Часть произведения посвящена северному сиянию как природному явлению, которое также изучал Михаил Ломоносов.

Ода при каждой публикации подвергалась изменениям: видно, что Ломоносов искал идеальную форму для изложения своих мыслей. Впервые произведение было опубликовано в "Риторике" в 1748 году. Позже переиздано дважды - в 1751 и 1758 годах. Как отмечают исследователи творчества Ломоносова, в окончательном варианте поэту удалось достигнуть максимально качественной "смеси" Ломоносова-поэта и Ломоносова-ученого.

Критика и оценка

В 1765 году впервые стихотворение было опубликовано во Франции. В 1766 и 1778 годах вышли два других перевода, которые были очень благосклонно приняты французскими читателями. В 1802 году в городе Ревель (сейчас Таллинн) оду выпустили на немецком языке.

Русский писатель девятнадцатого века Николай Гоголь писал, что "в подобных произведениях Ломоносова виден скорее натуралист, чем поэт". Ему вторит Плеханов: "По-настоящему чувствующим поэтом Ломоносов становится не тогда, когда пишет о чем-то с точки зрения мифа, а когда смотрит на вещи как естествоиспытатель".

Значение произведения

Оды духовного направления выделяются специалистами из всего стихотворного наследия Ломоносова как наиболее зрелые и совершенные не только по содержанию, но и по форме произведения. Стиль их и манера написания весьма отточены Ломоносовым посредством очень частых переделок. А образы, рисуемые метафорами, остаются очень яркими и живыми и по сей день.

Тема "Вечернего размышления о Божием величестве" Михаила Ломоносова не однажды найдёт отклик и в будущем - в произведениях поэтов конца восемнадцатого и начала девятнадцатого веков, таких как Державин, Пушкин, Тютчев. Проблемы взаимоотношений человека и Бога будут волновать наших классиков, ведь где как не в русской литературе такие понятия, как "земное" и "небесное", встречаются повсеместно. Безусловно, когда классицизм с очень жесткими канонами и формами ушёл в прошлое, уступив свое место поэзии более реалистичной и менее возвышенной, оды как стиль по большей части также изжили себя. Но остался эмоциональный накал, духовные искания, смятения человека "посредине мира", как напишет Арсений Тарковский уже в двадцатом веке. Никуда не исчезнут попытки "наладить контакт" между человеком и Богом посредством не молитв, но поэзии. И никуда не исчезнет череда пророков, несущих вечное, искреннее, божественное. И, начиная с "Пророка" Александра Пушкина, затем Михаила Лермонтова, русские поэты и писатели будут пророчествовать, стараться говорить от лица Бога или пытаться договориться с ним. Но главное, что они будут творить.

Заключение

Михаил Ломоносов оставил огромный след в русской культуре и науке. Часть его исследований, несмотря на развитие науки, актуальна, его исторические труды поражают глубиной познания, а стихи Ломоносова читают и изучают. Пожалуй, мало можно назвать таких людей, которые успели за свою жизнь столько сделать для Отечества. Историк и географ, лингвист и химик, поэт и физик - перечислять можно долго, но главное - это то, что он был настоящим патриотом своей страны. В данной статье был дан на оду "Вечернее размышление о Божием величестве" (Ломоносов) анализ (довольно подробный), краткое содержание произведения, а также показаны основные темы творчества, рассказано о фактах биографии по-настоящему "большого человека для русской истории".

Тему «Вечернего размышления о Божием величестве при случае, великого северного сияния» можно определить как восторженное преклонение перед могуществом Творца, сумевшего создать тысячи обитаемых миров, создать пространство настолько бескрайнее и насытить его настолько неисчерпаемыми загадками, что ум отказывается воспринимать и вмещать в себя такое разнообразие.
Так, смысл строчек «Открылась бездна, звезд полна; // Звездам числа нет, бездне - дна» в том, что при проявлении небольшой наблюдательности можно обратить внимание на неисчерпаемость мира, свидетельства которой находятся совсем близко. Вселенная тогда предстаёт настолько безграничной и непонятной в своей сложности, что её можно сравнить только с бездной, наполненной бесчисленными звёздами. Сама мысль об этом будоражит ум и воображение, вызывает невольные размышления о необыкновенной сложности божеского творения.
Тем не менее главная мысль произведения состоит в том, что разум для того и дан человеку, чтобы тот сумел постичь законы мира, научился задавать «натуре» вопросы, искать и находить на них ответы.
Тему «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» можно определить как возвеличение преобразований Петра I, утверждение национальной самодостаточности и самобытности русского государства, огромных природных богатств страны и великих способностей русского народа.
Двадцатилетнее царствование Елизаветы Петровны началось в ноябре 1741 года. Ода написана к шестой годовщине царствования дочери Петра, за шесть лет уже проявились основные тенденции правления Елизаветы, и можно было подводить промежуточные итоги.
Главной заслугой Елизаветы Ломоносов считает установление «возлюбленной тишины», которая даёт спокойствие «россам» и которой не нужен «крови ток» (Елизавета в первые 15 лет правления не вела войн).
Вторая заслуга - возвращение к политике Петра (были восстановлены полномочия Сената, воссозданы коллегии, ликвидирован созданный Анной Иоанновной Кабинет министров): «...Когда от радостной премены / Петровы возвышали стены / До звёзд плескание и клик!» Эту же мысль подчёркивает обширное прославление Петровых деяний и резюме: «...Великая Петрова дщерь / Щедроты отчи превышает, / Довольство муз усугубляет / И к счастью отверзает дверь».
Третья заслуга - покровительство наукам: «...Здесь в мире расширять науки / Изволила Елисавет». На самом деле Елизавета наукам уделяла немного внимания. Но её фаворитом был И. И. Шувалов, известный покровитель наук и искусств, друживший с Ломоносовым, переписывавшийся с Вольтером и Гельвецием, который способствовал открытию Московского университета и Академии художеств.
Важнейшее достижение Ломоносова состоит в том, что он не только восхвалял Елизавету, но учил её тому, что она должна делать как императрица: если Всевышний поручил в «счастливое подданство» такое «земель пространство» и открыл сокровища, то надо знать, что
.. .требует к тому Россия
Искусством утверждённых рук.
Сие злату очистит жилу;
Почувствуют и камни силу
Тобой восставленных наук.
Право поэта учить царей проявилось в том же веке в творчестве Державина.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх