Что будет с дальним востоком в будущем. Зачем Путин урезал Сибирь с востока

Республику Бурятия и Забайкальский край, как уже сообщалось, указом Владимира Путина передали из Сибирского в Дальневосточный федеральный округ (ДФО). Жители обоих регионов узнали об этом из СМИ в минувшие выходные. Никакого публичного обсуждения предстоящей новации не проводилось.

Главы регионов поспешили поддержать решение президента. По их мнению, переподчинение даст их территориям новые возможности и перспективы. «Жители Забайкалья получат те же преференции и льготы (как в ДФО - авт.)», - пообещал врио губернатора края Александр Осипов.

А вот в словах главы Бурятии Алексея Цыденова чувствуется легкая фронда. «Географически как были Сибирью, так и остаемся Сибирью, никто географию не менял», - заверил политик, отметив пользу дальневосточных экономических программ.

По данным газеты «Коммерсант», тема перехода Бурятии и Забайкальского края под «крыло» Минвостокразвития звучала с самого момента создания ведомства. В январе 2017 года на оба региона распространили действие концепции развития приграничных территорий ДФО.

Новосибирский политолог Алексей Мазур отметил, что Сибирь становится все меньше и меньше.

Мне до конца непонятно в связи с чем было принято решение передать Бурятию и Забайкалье из Сибирского округа в Дальневосточный. Возможно, это связано с программами развития ДФО, куда решили включить оба региона.

Есть также конспирологическая версия, что главной целью может быть распространение на Бурятию программы «дальневосточного гектара». Наверняка, многие захотят получить задаром гектар земли на побережье озера Байкал.

«СП»: - Зная наших чиновников, удивляться такому не приходится. Наверняка есть возможность сманипулировать участками земли в пользу «своих». В этом случае передача Забайкалья объясняется географией - отдать на восток одну Бурятию не получится…

Так или иначе, официальных объяснений дано не было. Конечно, в обыденной жизни что Бурятии с Забайкальем, что оставшейся Сибири ничего существенно не поменяется. От федерального округа мало что зависит. Полпредства предоставляют определенную номенклатуру чиновников, но реальным управлением не занимаются и бюджет не распределяют.

«СП»: - Как сибиряки отнеслись к подобному «обрезанию»?

Конечно, тут возникают смешанные чувства. Когда я родился, Сибирью было все, что от Урала и до Тихого океана. Все жители считали себя сибиряками. Те же «сибирские дивизии» формировались от Амура до Урала. А сейчас от всего этого осталась маленькая полоска. Причем, к Уралу отошла Тюменская область, которая всегда была Сибирью, как и Тобольск.

«СП»: - В начале 18 века, когда столицей Сибирской губернии был Тобольск, тамошний глава управлял в том числе и западным побережьем Америки от Аляски до Калифорнии…

А теперь Сибирь - это маленький клочок. Самая восточная часть Сибири - Иркутск! Хотя житель Бурятии где-нибудь за границей никогда не объяснит, что он дальневосточник, а не сибиряк.

Есть темы, которые всё время на слуху, постоянно обсуждаются. Одна из них – Дальний Восток. Как он живёт? Что с ним будет? Предпринимает ли государственная власть необходимые меры, чтобы сохранить этот форпост России? Причём не просто сохранить, а сделать его витриной страны, гордостью местных жителей, вызывающей зависть гостей.

Геополитические угрозы

Все эти вопросы чрезвычайно важны для всей Российской Федерации, поскольку Дальний Восток имеет геостратегическое значение. И не только потому, что это огромная кладовая природных ресурсов. Многие экономисты говорят, что через некоторое время даже не сами ресурсы, в том числе вода, станут большим дефицитом, а территории для размещения людей, их экономической деятельности окажутся в огромном дефиците из-за быстрого роста населения планеты. Поэтому взгляды некоторых зарубежных деятелей всё чаще поворачиваются в сторону России, и прежде всего её Дальнего Востока, который, с их точки зрения, может стать земельным ресурсом для развивающегося человечества. А России, мол, хватит и того, что у неё есть. Без Дальнего Востока.

Намерения эти можно было бы не принимать всерьёз. Если бы не меняющаяся геополитическая обстановка. По сравнению с советским периодом проблемы стали намного серьёзнее, глубже и, откровенно говоря, опаснее.

В новейшее время были попытки взяться за их решение. Так, в 1996 году приняли федеральную программу развития Дальнего Востока и Забайкалья, которая несколько раз продлевалась и действует до сих пор. Однако, в отличие от прежних программ, которые в итоге приводили к подъёму экономики, росту населения, улучшению социальной сферы, постсоветская ни одной из этих задач не решила. Принято считать, что из-за недостатка финансирования. На мой взгляд, это правильно, но только отчасти. Главное в том, что ничего стратегического в этой программе не было и нет. Набор важных, но частных вопросов из числа пожеланий дальневосточных субъектов Федерации – вот и вся программа.

Но время шло. Менялась экономическая ситуация в мире. В том числе рядом с нашим Дальним Востоком – в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, которые вырвались в лидеры экономического роста. Быстрые темпы их развития, с одной стороны, увеличили риски экономического, демографического, политического давления наших восточных соседей на стагнирующий российский Дальний Восток, а с другой – создали новые возможности для его развития в рамках международной кооперации.

К началу первого десятилетия нового века и в России началась определённая стабилизация, а главное, появилась, прямо скажем, политическая воля, которую выражал сменивший Ельцина Владимир Путин. Именно эти обстоятельства позволили начать реальную работу по использованию новых возможностей и снижению рисков.

Проекты и прогнозы

На Дальнем Востоке началась реализация ряда проектов, имеющих общенациональное значение: строительство автомобильной дороги Чита–Хабаровск, Амуро-Якутской железной дороги, нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан, газопроводной системы Сахалин–Хабаровск–Владивосток, подготовка города Владивостока к проведению саммита АТЭС, завершение строительства Бурейской ГЭС.

Было продлено действие федеральной целевой программы «Дальний Восток и Забайкалье» и в её рамках решён ряд социальных вопросов в каждом субъекте Федерации региона.

Крупные инвестиционные проекты на Дальнем Востоке начали осуществлять частные российские компании: ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «СУЭК», ОАО «Мечел» и целый ряд других. На примере Южной Якутии появился первый опыт масштабного государственно-частного партнёрства.

Сегодня наличествует определённый скепсис в отношении всех этих проектов. Но, на мой взгляд, они уже сыграли огромную роль в относительном улучшении ситуации на Дальнем Востоке, а самое главное – создают заделы на ближайшее и дальнейшее будущее. Даже самый оспариваемый из них – подготовка к саммиту АТЭС во Владивостоке – позволил не только расширить узкие места, препятствующие развитию города чуть ли не с самого его основания, но и заложил фундамент будущей крупнейшей городской агломерации, делового центра Дальнего Востока мирового уровня. И если бы не финансовые аферы, которые сейчас расследуют правоохранительные органы, город получил бы ещё больше.

Другой вопрос – всё, что начато и сделано, по сути, является оазисами на экономической пустыне огромной территории. Вот почему по решению президента России Владимира Путина была разработана Стратегия развития Дальнего Востока и Байкальского региона, которая утверждена правительством России в декабре 2009 года. Был утверждён и план мероприятий по реализации этой стратегии. Главным в нём стало поручение министерствам и ведомствам Российской Федерации разработать Государственную программу развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

Но вот прошло без малого три года. И план не выполнен, и программы нет. Этот печальный результат традиционно можно списать на неисполнительность чиновников или на экономический кризис, который спутал все карты, и тому подобные причины. Но мне кажется, в немалой степени это связано с утратой правительственными экономическими штабами навыков стратегического планирования.

В последние годы они специализировались в основном на выработке бесконечных макроэкономических прогнозов, основанных на трёх-четырёх почерпнутых в международных экономических институтах показателях и фантазиях по поводу пессимистических, оптимистических и (обязательно!) инновационных сценариев. А вот переложить стратегические замыслы на язык конкретных действий оказались не способны. Во всяком случае, об этом можно судить по проектам государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока, которые представлялись в правительство. Разве можно считать стратегическим решением федерального уровня включённые в некоторые варианты программы ремонт клуба в одном субъекте Федерации или строительство коровника в другом?

Условия для людей

А ведь обстановка остаётся тревожной. Продолжается отток населения. Смертность превышает рождаемость. Падает уровень жизни. По сравнению с советским периодом, когда показатели уровня жизни на Дальнем Востоке были выше, чем в среднем по стране, сегодня они на 30 процентов ниже. Для примера возьмём такой важнейший фактор, как ввод жилья. В 2011 году жилья на Дальнем Востоке на тысячу человек построили ровно вдвое меньше, чем в среднем по России.

И самое тревожное: по социологическим опросам, до 40 процентов студентов дальневосточных вузов не видят для себя перспектив и не намерены оставаться здесь. Когда начинают спрашивать, что их больше всего не устраивает, главной причиной называют отсутствие возможностей для профессионального роста. Они не хотят торговать подержанными японскими машинами, участвовать в бандитском бизнесе по вылову рыбы, воровать лес и продавать его в Китай, а намерены заниматься чем-то существенным. Им нужны новые технологии, новые проекты, стройки, заводы. Словом, развитие.

А в то же время в Центральной России, по социологическим опросам, примерно 30 процентов таких же молодых ребят не исключают для себя возможности поехать на Дальний Восток, если там начнётся реализация каких-то крупных, масштабных проектов, в ходе реализации которых можно найти свою судьбу и сделать карьеру.

И в связи с этим вновь и вновь встаёт вопрос: как всё-таки привести в движение всю экономическую жизнь Дальнего Востока и на этой основе решить задачи социальные, кадровые, геополитические, выполнить целевые установки Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона?

Свою точку зрения по этим вопросам я высказывал неоднократно. Необходимо комплексом взаимосвязанных правовых, административных и организационных решений создать особые условия хозяйствования и улучшения социальной жизни на востоке от Байкала. То есть разработать и утвердить некий кодекс Дальнего Востока. Зафиксированные в нём особые условия должны компенсировать и нивелировать негативное воздействие более сложных, чем в других местах страны, природно-климатических и экономико-географических условий.

Такие же суждения высказывались и большинством участников проходившей в сентябре нынешнего года под патронатом Совета Федерации Международной экономической конференции Байкальского форума в г. Улан-Удэ. Более того, многие руководители субъектов Федерации и муниципалитетов, учёные, практики высказывали не только общие идеи, но и конкретные предложения по особой бюджетной, налоговой, структурной, инвестиционной, природоохранной, социальной политике государства на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе.

Раньше подобные предложения не находили поддержки у либерально настроенного экономического блока правительства, который во всех случаях жизни ориентировался на чисто рыночные подходы. Всё решит только всесильный рынок! Именно его невидимая рука направит бизнес на Дальний Восток. А если нет, то и не надо.

Сейчас постепенно приходит понимание того, что бесконтрольная игра рыночных сил лишь усугубляет диспропорции в народном хозяйстве. И в первую очередь разрывы в уровнях развития регионов. Во всяком случае, президент Владимир Путин и председатель правительства Дмитрий Медведев уже не раз высказывали точку зрения о необходимости особых решений по Дальнему Востоку.

Государственный подход

Какими могут быть первоочередные конкретные действия по реализации всех идей и предложений, самой Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона?

Первое. Необходимо завершить разработку Государственной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. В своё время правительством России был утверждён порядок разработки государственных программ. Он предусматривает включение в них федеральных целевых программ, касающихся региона, отраслевых и ведомственных, а также программ естественных монополий. Добавил бы к этому перечень крупных проектов, которые государство считает целесообразным реализовать на условиях государственно-частного партнёрства.

Вынужден напоминать о данном порядке по той причине, что он не соблюдён при разработке нашей дальневосточной госпрограммы. Там только упоминается, как о параллельном мире, что в регионе существуют и проекты, например, естественных монополий или частных инвесторов. А должно быть не упоминание, а жёсткая корреляция во времени, пространстве, ресурсах и результатах всех программ между собой – федеральных целевых, отраслевых, региональных, естественных монополий.

Почему это важно, можно показать на примере. Вот ОАО «Газпром» реализует в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке Восточную газовую программу, в ходе которой создаются Сахалинский, Якутский и Иркутский центры добычи газа; магистральные газопроводы, по сути дела повторяющие нефтепровод ВСТО; газоперерабатывающие и газохимические предприятия.

По объёму инвестиций, затратам ресурсов, масштабам строительства, социально-экономическим последствиям Восточная газовая программа превосходит суммарные показатели федеральной целевой программы «Дальний Восток и Забайкалье», действующей уже чуть ли не два десятилетия. Это само по себе требует внимания и федеральных, и региональных, и муниципальных властей. Значит, она должна оставаться не за кадром, а в центре новой государственной программы.

Ну а самое главное, чтобы успешно и с пользой для всех реализовать Восточную газовую программу, надо в отраслевых программах предусматривать строительство автомобильных и железных дорог, линий передачи к газовым центрам. А в федеральной целевой программе предусматривать подготовку кадров для газовой промышленности, развитие социальной сферы именно в точках будущего размещения новых объектов газодобычи и газохимии.

Подсчитано, что в настоящее время Дальнего Востока касаются в той или иной степени более 100 разных программ. Все они должны быть откорректированы, увязаны в пространстве, синхронизированы во времени. Тогда мы получим действительно комплексную Государственную программу развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

Но этого мало. Для того чтобы она заработала, причём неукоснительно, программа, по моему убеждению, должна быть принята федеральным законом. Это необходимо по двум причинам.

Во-первых, её государственное финансирование должно быть защищённой статьёй федерального бюджета. Ведь опыт прошлого свидетельствует, что с 1996 года и по настоящее время действующая федеральная программа «Дальний Восток и Забайкалье» профинансирована только на 40 процентов. Нельзя, чтобы это повторилось и с будущей государственной программой.

Во-вторых, защищённая законом программа станет чётким ориентиром и сигналом для бизнеса. Он должен знать: государство заинтересовано в востоке страны и свою позицию менять не будет.

И будет надёжный форпост

После законодательного утверждения Государственной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона её положения станут директивным планом для государственных структур и естественных монополий. Но как быть с бизнесом? Ведь от него, а не от государства ожидается большая часть деловой активности и инвестиций на востоке страны. Для того чтобы стимулировать эту активность и направить на восток поток инвестиций, необходимо сделать второй шаг – принять Федеральный закон «О социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона».

Именно в нём и надо оговорить особые условия хозяйствования и организации социальной сферы в регионе, о которых говорилось выше.

Закон может состоять из нескольких основных разделов.

Первый должен быть посвящён налоговым льготам для бизнеса. Существует целый ряд предложений, которые могут быть реализованы на Дальнем Востоке. От простых, например, освобождения всех предприятий от федеральной части налога на прибыль, до достаточно сложных – той же дифференциации НДПИ по видам, качеству, географическому положению месторождений. В ходе разработки закона необходимо выбрать лучшие из всего арсенала предложений. Но хотел бы остановиться на одном, крайне интересном, на мой взгляд, предложении. Речь идёт о том, чтобы зафиксировать общий объём налоговых поступлений в федеральный бюджет от всех юридических лиц и жителей Дальнего Востока на определённую дату. Затем весь прирост к этому объёму направлять на протяжении нескольких лет в специальный инвестиционный фонд Дальнего Востока и Байкальского региона. Конечно, вопрос это непростой как с точки зрения администрирования поступлений в фонд, так и с точки зрения порядка трат из него. Но, возможно, следует провести этот эксперимент.

Во втором разделе закона предлагается описать особый порядок организации свободных экономических зон в восточных районах страны. Субъекты Федерации Дальнего Востока и Байкальского региона в последние годы участвовали в десятках проводимых федеральными властями конкурсов на создание таких зон. И везде потерпели поражение из-за неконкурентности их проектов в сравнении с предложениями других регионов.

Но ведь если отойти от формальной логики, то, по сути дела, свободные экономические зоны являются как раз инструментом повышения конкурентоспособности и должны в первую очередь создаваться именно в отстающих регионах. Поэтому предлагается узаконить их организацию на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе в особом порядке. Без конкурса, решением правительства России, рассмотревшего инициативу того иль иного субъекта Федерации и одобрившего её.

Целесообразно также расширить перечень видов деятельности, которые могут осуществляться в свободных зонах. При этом было бы рациональным передать управление деятельностью свободных экономических зон вновь созданному Минвостока России, сохранив существующий порядок контроля со стороны федеральных структур.

Особый раздел закона должен описывать разнообразные формы государственно-частного партнёрства при реализации инвестиционных проектов в регионе: концессии, отложенные налоговые платежи, возврат частным инвесторам вложенных в инфраструктурные проекты средств за счёт роста налоговых поступлений и другие. Необходимо также закрепить законодательно возможность участия в качестве сторон концессионных соглашений нескольких субъектов Федерации и муниципалитетов одновременно.

Требуют своего законодательного решения и вопросы более рациональной организации инвестиционных и производственных процессов. Прежде всего речь идёт об упрощении разрешительных и управленческих процедур. Здесь возможным было бы распространение соответствующих режимов и регламентов, применяемых в сколковском проекте, на олимпийских стройках в Сочи и при подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке, на весь Дальневосточный регион.

Для Дальнего Востока и Забайкалья одной из актуальнейших проблем является высокий, можно даже сказать, запредельный уровень энергетических и транспортных тарифов. Эта проблема должна решаться комплексно. Специальный раздел, посвящённый техническим и технологическим мероприятиям, энерго­сбережению, должен быть в Госпрограмме развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Но и во втором – социально-экономическом законе – требуется раздел о тарифной политике. Представляется необходимым законодательно закрепить некоторые новые подходы к установке тарифов: переход на политэкономическую формулу «цена производства» при расчёте тарифов на первичные энергоносители, установление единого общероссийского тарифа на передачу электроэнергии и другие решения, дифференцированные по отраслям естественных монополий.

Наконец, особый раздел закона должен быть посвящён социальной проблематике. Пожалуй, именно по этим вопросам есть наибольшее количество разнообразных предложений, направленных на привлечение и закрепление кадров, создание образа жизни, устраивающего людей. Здесь и совершенствование системы материнского капитала, и развитие разных схем жилищного строительства, и государственно-частное партнёрство в социальной сфере, и восстановление в полном объёме существовавших ранее для северян и дальневосточников льгот и компенсаций.

Таким образом, Закон «О социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона» должен способствовать притоку капитала, стимулировать деловую активность, создать условия для повышения привлекательности жизни на Дальнем Востоке.

А вместе с другим законом – о Госпрограмме и необходимыми, в случае их принятия, поправками в действующие акты – мы получим административно-правовой кодекс Дальнего Востока, который позволит сделать этот регион по-настоящему надёжным форпостом Российского государства на Тихом океане.

Вячеслав Штыров, заместитель председателя Совета Федерации

о жизни и выборах у наших соседей по ДВ. Заодно приглашаю к дискуссии о том, реально ли нам нужно своё дальневосточное министерство? О приезде в Магадан замминистра по ДВ можете прочитать

Раньше советских людей волновал вопрос: - Есть ли жизнь на Марсе? Судя по потоку писем и откликов на мои ролики про Сахалин, сегодня есть даже более интригующий вопрос: - Есть ли жизнь на Дальнем Востоке?

Пишут не только с Сахалина, но и из соседних регионов. Тех самых, которые по итогам выборов 18 марта вошли в пятерку и в десятку наименее лояльных вновь избранному президенту. Ну, допустим, на Сахалине это можно было объяснить головотяпством областной администрации. Однако, и Приморье, Хабаровский край, Амурская область, ЕАО и Якутия вошли в топ-лист неблагополучных регионов. Это означает, что есть системная проблема в управлении Дальним Востоком.

При этом, на мой взгляд, полпред президента Трутнев на своем месте. Только такой жесткий, бульдозерного типа лидер имеет шанс свернуть эти горы и расчистить авгиевы конюшни. Однако все реальные успехи Трутнева, как, например, выравнивание энерготарифов, опираются на госкорпорации. А там, где нужно бы опереться на поддержку федерального правительства и его ведомств, происходит сбой за сбоем.

Когда создавали специальное Министерство по развитию Дальнего Востока, думали, что это приблизит внимание правительства к дальневосточным регионам. Хотели как лучше. На деле получилось, как всегда и даже хуже. Внимание остальных ведомств к дальним регионам только ослабло. Мол, есть у вас свое министерство, ну и варитесь в собственном соку. А еще, по всей видимости, сказалось общее отношение премьера, а вслед за ним и аппарата правительства – и к Трутневу, и к министру Галушке. Мол, раз это не свои, то и помогать им не нужно. Что, разумеется, не снимает вопросов к самому министерству, даже не пытавшемуся искать новые формы работы, а просто плывшему по течению затхлой бюрократической заводи.

У меня и раньше были вопросы к премьеру и его якобы помощи президенту. Напомню, что на скандальных думских выборах 2011 года в регион, где шли на выборы или на участках, где голосовали Путин, Шойгу, другие лояльные члены путинской команды – были показаны честные результаты «Единой России». А вот там, где голосовал Медведев или постарались лояльные ему губернаторы, как в Тамбове, были явные проблемы. В результате раскрутки скандала либеральными СМИ все нападки были направлены почему-то на Путина, а не на Медведева. Хотя как раз понятно почему.

Вот и на этих выборах одним из самых скандальных регионов стал именно тот, где ключевым вице-губернатором до самого старта выборов работал личный помощник Медведева – Александр Дерновой. Видимо, он в течение двух лет готовил и обеспечивал спецоперацию по изъятию миллиардов из областного бюджета, строго следя, чтоб ни один проект развития на острове даже не стартовал.

Но еще более скандальным выглядит назначение именно на период выборов преемником Дернового и фактическим руководителем администрации Сахалинской области – бывшего пресс-секретаря губернатора Антона Волошко. Этот молодой человек, не имевший другого опыта работы, кроме журналистского, появился на Сахалине вместе с Дерновым. И похоже именно его тот оставил за себя, продолжая де факто руководить областью и выборами. Но уже не отвечая за их результат.

И что мы увидели по итогам работы этого присланного Медведевым тандема Дерновой-Волошко – опять скандалы и откровенные провокации. Столичный деятель, работавший в канцелярии премьера – должен понимать хоть что-то, как можно работать, а как нельзя, чтобы не подставить под вопрос легитимность выборов президента. Или наоборот, именно этого и добивались? Скандала и возникновения вопросов. Если бы не массовая мобилизация избирателей, которую лично обеспечил сам президент своим посланием, то при меньшей явке все эти скандалы, как на Сахалине, могли бы сыграть негативную роль.

Спрашивается, ну зачем было нужно губернатору Кожемяко за пять дней до выборов посылать свою правую руку, председателя областного правительства Щербину сделать громкое заявление – о том, что сахалинских пенсионеров, если они живут у родственников на Большой земле, нужно лишать северных надбавок к пенсии? Это что за политтехнология?

Нет, я верю в то, что губернатор Кожемяко поверил бывшему журналисту Волошко, что такой самострельный ход обязательно поднимет его личный рейтинг. Сначала такую грязную провокацию устроить, а потом выйдет губернатор весь в белом – и лично дезавуирует, покажет себя защитником народа. Но весь народ знает при этом, что Щербина вслед за Кожемяко по всем многострадальным регионам, как ниточка за иголочкой. Так что черная провокация шита белыми нитками.


А зачем было на одном из южносахалинских участков заведомо под видеокамеры открывать участок для голосования с уже заполненными урнами? Потом оправдывались, что это члены комиссии и охрана заранее проголосовали. Но ведь и это незаконно. Нельзя голосовтаь «заранее» на участке. Должны были голосовать после открытия. А главное – кто должен был сделать четкий инструктаж всем организаторам выборов? Так что можете выбирать в качестве главного провокатора одного из двух – либо вице-губернатора Волошко, либо мэра Южно-Сахалинска. А может быть и обоих сразу, тем более что мэр, по слухам, спит и видит себя на губернаторском посту, а значит мотив для подставы у него тоже был.

Не только в начале дня голосования, но и в самом конце сахалинские власти сделали всё, чтобы посеять сомнения в легитимности выборов или хотя бы подсчетё голосов. Спрашивается, зачем так громко вводить фактическое чрезвычайное положение на острове якобы из-за лавинной опасности. Весь день не было опасности, а в момент подсчета голосов она вдруг появилась. Кроме как созданием скандального информповода для либеральных СМИ объяснить такие провокации областного начальства невозможно.

И это только косяки последней недели выборов на острове невезения. А до этого было много другого, о чем я уже не раз рассказывал. Поэтому не случайно итоговое место Сахалина в пятерке худших регионов, притом что по бюджетному обеспечению регион, наоборот, всегда был в пятерке самых формально благополучных. Как говорится, на конкурсе идиотов сахалинский губернатор стабильно занял второе место. Почему не первое? Потому что даже на это не способен.

16 Август 2012, 11:08

Сотрудник российского аналитического агентства на условиях анонимности поделился с "Агентством Политических Новостей " результатами исследования краткосрочного развития России на основе открытых статистических данных и публичных источников информации. Приводим беседу в редакции с некоторыми сокращениями.

Почему вы решили рассказать всем об этом исследовании? Информация наверняка не предназначалась для обнародования?

Это личное решение. Хочу, чтобы о результатах анализа узнало как можно больше людей.

Вам сказали, кто главный заказчик?

Нет, конечно. Клиент - малоизвестная зарубежная компания, за которой очевидно стоит более серьезный игрок. Пообщавшись в ходе работ с зарубежными коллегами, мы поняли, что работы, подобные нашей, параллельно проводятся многочисленным исследовательскими группами не только в России, но и других странах мира. Такие затраты может себе позволить организация, свободно располагающая очень большими суммами, порядок - сотни миллионов долларов. Можно предположить, что заказчик уровня администрации президента России или Госдепартамента США.

Что нового вы смогли выяснить в ходе вашей работы?

На эту тему в последнее время появилась масса исследований различных институтов, огромное количество публикаций в СМИ. Сравнивая информационное поле за последние три года, мы увидели, что общий объем информации почти в два раза превысил показатели предыдущей трехлетки. Анализируя информационные потоки, мы увидели совершенно новые тренды и закономерности. Это знаете, когда пасьянс начинает сходиться. Совершенно разрозненные факты вдруг стали укладываться в цепочки, ведущие к одной цели.

Вы можете перечислить реперные точки, ключевые события, показывающие процесс, который ведет к этой цели?

Все факты - это сотни страниц анализа, приведу наиболее яркие примеры.

Америка 20 лет не пускала нас в ВТО, а теперь вдруг согласилась.

Янукович озаботился русским языком. Приняли закон, и сразу Украину затрясло.

Лондонские процессы с олигархами − они создают необходимый фон для давления на собственников. В России не осталось ни одного независимого олигарха. Но и в «русском» Лондоне любому олигарху в любой момент предъявят ультиматум − или вы за «свободу и демократию», или ваша собственность конфискуется, как нажитая преступным путем. Этих людей не сложно заставить дать миллиарды на финансирование распада России.

Сейчас зарубежные инвестиции в территорию от Урала до Чукотки не идут, потому что в России «плохой инвестиционный климат». Как только там появится независимая от Москвы власть, климат сразу станет «благоприятным», и «лондонские» капиталы хлынут туда рекой.

В России появилась новая памятная дата − День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении, 7 июля. Зачем это нужно? Кто помнит об этой Чесме двух с половиной вековой давности? Определенная часть российской элиты напоминает Турции, что пора усилить работу среди российских мусульман. Она и так ведется очень активно. А последний взрыв в Казани?

Незамеченным в СМИ, например, прошло инициируемое Турцией объединение башкирских и татарских националистов, которые тысячу лет ненавидели друг друга.

Сейчас же вводят запретительный утилизационный сбор на ввоз подержанных иномарок, значит, и еще несколько десятков тысяч человек на Дальнем Востоке будут готовы поддержать отделение региона от России. Там еще не забыли разгона московским ОМОНом демонстраций протеста против повышения ввозных пошлин два года назад.

Национальность «сибиряк» тоже придумана не случайно, хотя, мы считаем, что это просто «народное творчество», умело раскрученное в сети.

Но для возможной операции по расчленению России подготовлен и международный фон в виде войны на Ближнем Востоке. Ирак, Ливия, Сирия. На очереди Иран, ядерная программа которого угрожает Америке не больше, чем мифическое оружие массового поражения Саддама исмена лояльных правителей на мусульманских экстремистов.

Расчленение России − самоцель?

Власти Америки потенциально несомненно хотят избавиться от России как державы с ядерным оружием, атомными подлодками и баллистическими ракетами. Вторая цель – обеспечить доступ к ресурсам Сибири, Дальнего Востока и Ледовитого океана. Расчленение страны только наиболее подходящий инструмент для этого. И гарантия того, что страна никогда не возродится.

Ключевой момент − отделить европейскую часть России от нефтяных и газовых ресурсов Сибири. Без доходов от этих ресурсов Москва будет вынуждена бороться за физическое выживание.

Есть ли какие-то реальные предпосылки для развития такого сценария?

На сибирских вокзалах можно услышать объявление «Поезд идет в Россию». На Дальнем Востоке люди уже рассматривают себя больше как участники рынка АТР, а не российского и тем более европейского рынка. Китайцы открыто заявляют, что контролируют более половины добычи рыбы на Дальнем Востоке, естественно, не без участия дальневосточных властей.

Как-то позабылось, что развал СССР осуществили коммунистические лидеры национальных республик. В России эти же бывшие коммунистические лидеры стали главами субъектов Федерации. И даже после всех смен персоналий правила игры сохранились, перед главами субъектов до сих пор стоит пример их национальных товарищей. Почему бы его не повторить?

Вы считаете, что чехарда глав регионов за последние два десятилетия не выбила из них эту мысль?

Во-первых, такая мысль − отделиться, сама возрождается всегда и всюду у властителей всех времен и народов. Во-вторых… Мы посмотрели «чехарду» в разрезе регионов. В европейской части России «чехарда» налицо, из Москвы присылают «володеть и княжить» кого ни попадя. А на Дальнем Востоке − ничуть не бывало. За исключением приморского губернатора, там все назначенцы − местные. Даже сплоченной Сибири не удалось удержать оборону от варягов, а на Дальнем Востоке − удалось. Только главой Приморья назначен кабинетный ученый, фактически никогда ничем серьезным в жизни толком не руководивший. Получается фактически зиц-губернатор. Ни одного реально серьезного стороннего деятеля дальневосточный клан так и не пропустил.

Согласно нашему анализу, на Дальнем Востоке число переходов доходных бизнесов из рук в руки в три-пять раз меньше, чем в Сибири, и в десять − чем в Центральной России. Регион фактически выпал из бизнес-процессов слияний/поглощений/разорений. Это ключевой признак отделения от остальной страны экономической жизни региона.

Сепаратистски настроенные главы дальневосточных регионов могут сыграть ключевую роль в отделении от Москвы сначала Дальнего Востока, а потом и Сибири с Уралом.

И для этого могут бытьиспользованы все инструменты. Экономика Сибири и Дальнего Востока и дальше будет централизованно замыкаться специально подобранным аппаратом на Китай и другие страны АТР под негласным контролем Вашингтона.

Кроме экономики, будут усиленно налаживаться человеческие связи, например, студенты будут массово направляться на учебу в китайские, японские и корейские университеты. Специалисты под предлогом обучения новых технологиям будут стажироваться в компаниях этих стран. Таким образом, можно изменить психологическую установку: «чужими» станут россияне, а «своими» − китайцы, японцы, корейцы, американцы.

Кстати, Китай резко наращивает число обучаемых иностранных студентов. За последние четыре года их количество выросло спримерно, 195 тыс. до 290 тыс. Только из России в прошлом году в Китае училось порядка 12 тыс. студентов, это одна пятая часть обучаемого контингента крупнейшего на Дальнем Востоке Дальневосточного федерального университета. Китайские вузы становятся «плавильным котлом» для интеллектуальной элиты мировой молодежи.

Но ведь все губернаторы бьют себя в грудь «мы патриоты России»?

Посмотрите не на слова, а на дела. Амурский губернатор, по словам бывшего полпреда президента России в Приморском крае Виктора Кондратова, в прошлом - лидер преступного сообщества Владивостока. Полпред Ишаев, наплевав на все правила и приличия, гонялся за милиционером, который ему дорогу не уступил, а потом потребовал его уволить. А уж месторождений драгоценных металлов перешло под контроль семьи Ишаева и людей из его близкого окружения на пять поколений вперед.

Вообще, за очень многими дальневосточными сановниками столько нарушений закона, что им жизни не хватит отсидеть в тюрьме.. Они страшно боятся разоблачения и того, что у них отнимут контролируемые ими предприятия и компании. Под гарантии сохранения своих бизнесов многие из них сдадут Дальний Восток хоть марсианам.
И я вам привожу только легко проверяемые факты.

Насколько далеко зашел процесс?

Хотите, чтобы я вас испугал? Когда-то Греф в бытность министром экономики намертво стоял против строительства моста в Китай в Благовещенске. Греф говорил, что он понимает, зачем мост нужен Китаю, но не понимает, зачем он нужен России. И денег не дал.

В 2004 году дальневосточные губернаторы, в том числе Виктор Ишаев, тогда губернатор Хабаровского края, согласовали передачу Китаю части Большого Уссурийского острова под Хабаровском. Губернаторы пробили строительство моста на остров за счет российского бюджета. Мост строится, уже израсходовано порядка 700 млн рублей. Китай выделил деньги и на новый аэропорт в пограничном уезде Фуюань, и на новый двухкилометровый автомобильный мост на остров, и на железную дорогу из населенного пункта Фуюань до города Цзямусы.

Сейчас же Ишаев заявляет , что мост из Хабаровска на остров нужен только китайцам и что это чуть ли не предательство национальных интересов. Как будто его подпись под всеми документами не стоит!

Вывозить сырье из России и ввозить товары в Россию?

Об этом же твердит и Ишаев. И мы так думали. Но на всякий случай отдали ситуацию на анализ экспертам. И вот что выяснилось. В этом регионе у Китая мало заводов. Это для Китая север, а основная масса товаров производится на теплом юге, и вывозится морем до Владивостока, а оттуда по железной дороге. Везти товары через весь Китай по суше накладно. Консенсус-прогноз, учитывающий строительство моста на остров с двух сторон, железной дороги из глубины Китая и аэропорта, таков: создать возможность оперативной переброски из Китая на территорию России живой силы и техники в случае вооруженного конфликта.

А неделю назад по требованию дальневосточных губернаторов премьер Медведев разрешил китайским самолетам пересекать государственную границу РФ при проведении аэрофотосъемки приграничных районов России.

Вы сказали, что отдельное исследование проводилось по Дальнему востоку. Почему за основу был взят именно этот регион? И насколько справедливо сегодня утверждение «Сибирью и Дальним Востоком будет прирастать земля русская»?

Боюсь, что сегодня более справедливо обратное утверждение – с этих регионов начнется раскол страны. Дальний Восток был выбран именно поэтому. Посмотрите - ни в одном другом регионе России нет таких тесных и неформальных связей, в том числе и прямых контактов с зарубежьем, как на Дальнем Востоке. Причем, именно на уровне внутренних региональных субьектов.

Если Якутия или Западная Сибирь добывают газ, алмазы, нефть, то эти ресурсы подконтрольны федеральному центру. Богатства Дальнего Востока уже давно служат ресурсной базой для заграницы, в первую очередь Китая. Есть ли у нас еще хоть один регион, который бы полностью был ориентирован на зарубежную экономику? Случись что с Россией, в регионе этого даже не заметят.

Сегодня, фактически уже идет последняя стадия подготовки к отделению Дальнего Востока от России.

Психологически население Сибири и Дальнего Востока готово послать Москву куда подальше. Но они еще не полностью дозрели до политической самостоятельности. Нужен организующий центр. Отчасти таким центром выступает «Сибирское соглашение». Можно сказать, что полпред Ишаев фактически подготовил «Дальневосточное соглашение», хотя формально оно еще и не зафиксировано.

Мы считаем, что час «Х» уже приближается. Недавно тот же Ишаев заявил , что он бы трубу ВСТО не пустил в Хабаровский край. Еще лет десять назад никто из чиновников таких заявлений даже в мыслях не мог допустить. Как это государственный чиновник открыто бросает вызов федеральному центру? А теперь − пожалуйста. Ишаев фактически видит себя равноправным партнером Москвы, и даже не пытается это скрывать. Не кто-нибудь, а представитель государства, фактически, по недомыслию ли, или намеренно фактически заявил о необходимости транзитных платежей за российские грузы, идущие со стороны Москвы по его территории. Но ведь это пока российская территория. Такой подход во всех словарях называется сепаратизмом. Причем Ишаев не боится публично оглашать свою позицию, значит, за ним стоят силы, способные его поддержать. А ключевые интересанты в регионе − только Китай и США.

Почему вы все время называете только фамилию Ишаева. А другие лидеры?

У нас в стране есть два региона. Где федеральная власть по сути сдала позиции – Чечня и Дальний Восток. С Чечней перманентно власть договаривается, отдавая местным кланам республику в полное управление. С Дальним Востоком все сложнее. Здесь нет тейповости, но сильны землячества и «понятия». Федеральный контроль по всем основным ресурсным сегментам практически утерян. Авторитет государственной власти крайне низок. Уровень коррупции крайне высок. Уровень преступности на Дальнем Востоке только за последний год вырос на 7%. Федеральный бюджет недополучает с продажи древесины и леса миллиарды долларов. На этом фоне тяжеловес Ишаев. Человек, которого нельзя уволить. И вот почему человек, имеющий, по слухам, активные связи с криминалитетом Дальнего Востока, чья вторая должность не менее значима, первой, официальной, вместо отставки за явное и плохо скрываемое противоборство с федеральным центром назначается полпредом президента? Фактически, власть демонстрирует этим назначением свое бессилие и не только отсутствием рычагов контроля, но и невозможность влиять на соблюдение закона на Дальнем Востоке. Два региона в России, где власть оценив ситуацию решила, что умнее смирится и не потерять большего, это Чечня и Дальний Восток, но та и другая сторона прекрасно понимают что выигрывают лишь время.

С другой стороны, Ишаев формальный и неформальный лидер. И он столько лет бил себя в патриотическую грудь, что народ в эту грудь верит. Именно Ишаеву когда-нибудь сподручнее всего будет сказать что-то вроде: «Братья и сестры. Кремлевские олигархи нас предали. Настал час самим решать свою судьбу». Хотя, конечно, не это главное.
Сам Ишаев в интервью «Российской газете», можно сказать расписался в исчезновении в неизвестном направлении более $3 млрд только по рыболовных делам. По нашим данным, бюджет теневой экономики Дальнего Востока составляет 32-35 млрд долларов. И куда идут эти деньги?

То есть фактически экономика готова. Требуется только какой-то толчок, чтобы запустить процесс политической суверенизации регионов.

Каким может быть этот толчок?

Например, подобный разрушению плотины Саяно-Шушенской ГЭС с катастрофическими последствиями. Или возможное падение цены нефти до 10 долларов за баррель, что сразу лишает Москву денег, без которых не удержать все, что за Уралом. При такой цене любой экспорт нефти из России не выгоден. Но «дружественным» режимам Китай и США смогут протянуть руку помощи, например, будут субсидировать прокачку нефти по ВСТО, предоставят льготные кредиты, но не через Москву, а напрямую - Тюмени, Новосибирску, Хабаровску, Владивостоку. Или будут по бартеру менять нефть на продовольствие и товары.

Но ведь эксперты доказывают, что Америке выгодна цена нефти в районе 100 долларов?

Америка печатает доллары и может поддержать свою нефтянку за счет печатного станка. Китаю низкая цена нефти очень выгодна. Вашингтон может договориться с Пекином, что китайцы не рушат доллар, а американцы роняют нефть. Сейчас выходит столько статей о жесткой конфронтации Пекина и Вашингтона, что по законам жанра мы вынуждены сделать вывод об их тесном сотрудничестве. Кстати, в Китае обучается порядка 25 тыс. американских студентов.

А как же дружественные США арабские нефтяные режимы?

Пример Мубарака показал цену «дружбы» с Америкой. Когда будет нужно, американцы нажмут кнопку на бирже, и нефть рухнет. Возможно, одновременно с началом войны на Ближнем Востоке. Мы рассматриваем это как основной сценарий.

Понимает ли Кремль опасность ситуации?

Нет, там уверены, что «список Магнитского» досадное недоразумение. Но не было бы Магнитского, придумали что-то другое. А наши депутаты жалуются, что их «не хотят слушать».

Кадры готовы, люди созрели, и вверху, и внизу. И тогда, возможно ишаевы, кожемяки, шпорты договорятся между собой «ради возрождения родной земли», то есть сохранности своих капиталов, и выкинут москвичей, таких как Миклушевский как котят.

Насколько глубок процесс раскола страны? Вы считаете, что трещины идут по существующим административным границам? И еще – у нас большая часть регионов, тот же Дальний Восток – дотационные. Каким образом дотационные регионы могут планировать независимость даже теоретически?

У нас действительно из 83 субъектов РФ 70 являются дотационными. К недотационным регионам относятся Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Пермский край,
Вологодская, Ленинградская, Липецкая, Самарская, Свердловская, Тюменская области, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Но если вы начнете изучать экономику отдельных дотационных регионов, то увидите много интересного. Возьмите Чехию или Грузию и сравните с их бюджетами бюджеты отдельных взятых дотационных регионов. Например, бюджет Ростовской области этого года - 285 млрд рублей (ок. $9,5 млрд). Бюджет Грузии - $8,8 млрд. Численность населения также примерно сопоставимая: 4,2 млн и 4,4 млн человек соответственно. Но бюджет Грузии профицитный, а Ростовская область подключена к общефедеральной нефтегазовой трубе, благодаря которой ежегодно получает в свою казну почти $1 млрд дотаций.

С Дальним Востоком еще сложнее. Бюджет Владивостока – 340 млрд рублей (ок. 11 млрд долл.), регион формально дотационный. Но порядка 55 млрд рублей только по рыбе уходит морем мимо федерального и регионального бюджетов, это официальные данные. Сопоставимая сумма 46 млрд рублей уходит в Китай лесом. В буквальном смысле и это тоже полуофициальные данные, озвучиваемые властью.

Общий теневой бюджет края по нашим данным превышает официальный бюджет. О какой дотационности и зависимости от федерации можно тут говорить?

Этим на наш взгляд объясняется усиливающаяся самостийная пропаганда того же Ишаева. Он-то понимает реальные возможности Дальнего востока.

По какой схеме и в каком порядке, по вашему мнению, начнется раскол? Будет ли новый формат «беловежского» соглашения или все посыплется без предупреждения?

По прогнозируемому нами сценарию, процесс пойдет постепенно. Сначала договор по типу Беловежского соглашения подпишут субъекты Дальнего Востока и предъявят Москве ультиматум. Сибирь и Урал будут колебаться. Но американцы, европейцы и китайцы предложат такие «пироги и пышки», что ситуация быстро склонится к подписанию соглашений всеми субъектами − от Урала до Чукотки.

Кремль, скорее всего, удержит регионы в европейской части страны. Начнется смутное время, европейским регионам предложат платить за нефть и газ твердой валютой, которой у них не окажется. Опять же США вместе с Китаем и «демократическим мировым сообществом» «помогут» жизнеобеспечению европейской территории, но в обмен на ядерное разоружение. А куда Кремлю деваться, если топить нечем и электростанции остановились?

На первое время США и Китаю будет выгодно иметь много несамостоятельных образований на Урале и восточнее. Но грызня между регионами будет помехой для вывоза ресурсов, поэтому «миротворческие силы» построят на отделившихся российских землях «новый порядок».

Мы исходим из того, что мировые державы договорятся не оккупировать напрямую территорию бывшей России, а, вероятнее всего, будут ее грабить совместно.

На основании изученных источников, мы нарисовали «схему раскола» − Дальневосточная республика (Приморский и Хабаровский края, Амурская область, Еврейская АО, часть Забайкальского края), Магаданская республика (Магаданская область, Камчатский край, Чукотка), Великая Якутия. Якутию, скорее всего, протянут от океана до Китая, отторгнув часть Иркутсткой области и Забайкальского края, чтобы разорвать русские территории компрадорской элитой.

Красноярская (или Восточно-Сибирская) республика протянется вдоль Енисея. В Сибирской конфедерации объединятся сибирские регионы, Алтай, Кузбасс. Большой Урал объединит Свердловскую, Челябинскую, Курганскую области и, возможно, части Оренбургской и Кировской областей и Пермского края.

Поволжская конфедерация, может быть, разделится на правобережную и левобережную, а может быть, и нет. Все зависит от активности мусульман на правобережье Волги. В нее могут войти все регионы, начиная с Нижегородской области и южнее.

Северное Соглашение протянется от Пскова до Ненецкого АО, его возьмут под свое крыло скандинавы, британцы и немцы.

Черноземье ускользнет от Москвы, вероятно, с помощью Украины. Республики российского Кавказа, скорее всего, начнут захват Ставрополья и Краснодарского края, что может приведести к длительной войне на всем пространстве между Доном, Волгой и Северным Кавказом при активном вмешательстве Турции. Вашингтону хватило Грузии, чтобы у него отпало желание соваться в это змеиное гнездо, Московское «княжество» сожмется до центрального Нечерноземья, и окажется где-то в масштабах 15 века…

Вряд ли эта схема так точно реализуется на практике. Но как бы ни повернулись события, Российская империя, очень вероятно, в ближайшее время закончится навсегда.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх