«Магия числа». Информационно-познавательная программа-конкурс для младших школьников

и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Материалы прислала: учитель физики Хайрулова Роза Николаевна , муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №1 с углубленным изучением дисциплин художественно-эстетического цикла, г. Бугульма Рспублика Татарстан

Цель: в интересной форме повторить, обобщить пройденный материал, развить у учащихся активность, инициативность, чувство ответственности за порученное дело, чувство коллективизма, раскрыть творческие способности учащихся.

Девиз игры: "Ученье - СВЕТ, а не ученье - ТЬМА!"

Звучит музыка. На сцену выходят ведущие.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Начинаем программу под общим названием " Свет", и я приглашаю команды занять свои места.

Представление команд.

Свет… Такое короткое и в тоже время емкое слово. Об этом говорил известный русский физик С.И. Вавилов: "В слове "свет" заключена вся физика…"

Задолго до выявления истинной природы света выдающиеся мыслители и ученые осознавали его фундаментальную роль в природе. Достаточно назвать некоторых из них: Декарт, Ньютон, Пифагор, Евклид, Птолемей, Гюйгенс, Юнг, Френель, Вавилов.

Все они придерживались разных точек зрения, но вместе с тем понимали, что свет …

Чудный дар природы вечной, Дар бесценный и святой. В нем источник бесконечный Наслажденья красотой. Солнце, небо, звезд сиянье, Море в блеске голубом, Всю природу и создания Мы лишь в свете познаем.

Ведущий: Почему мы назвали игровое обозрение "Свет"?… Постараюсь пролить свет на это, пока для вас неясное дело.

Свет в обычном понимание - это лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.

Наше обозрение в какой - то мере освещает ряд вопросов, и пусть в небольшой степени, но все же делает их более видимыми. Мы назвали так нашу игру и по другой причине: свет - это начальные буквы четырех игровых действий, в которых вы будете участвовать.

С - это "Смекалка - ваш друг"

В - "Веселое соревнование"

Е - "Если память вам не изменяет"

Т - "Точные советы"

Во всех четырех действиях вам надо блеснуть ярким светом знаний, зажечь присутствующих своей неутомимой энергией. Кстати, об энергии… Единица измерения электрической энергии (сила света) - это свеча.

Кто наберет больше световой энергии, тот и победитель в игре!

Надеемся, что вы, загоревшись желанием участвовать в игре, предстанете на финише в наилучшем свете! А девизом нашей игры пусть будут слова: "Ученье - СВЕТ, а не ученье - ТЬМА!"

Ведущий. Мы начинаем обозрение "Смекалка - ваш друг" . Для этого обозрения нужна острота зрения, а также острота ума и, причем, весьма.

Конкурс "Разминка"

На доске написаны названия некоторых физических приборов:

1.динамометр 2.линейка 3.секундомер 4.мензурка 5.термометр 6.весы

Итак, слушайте внимательно.

"Прибор для определения времени "Прибор для определения расстояния "Прибор для измерения температуры "Прибор для измерения силы "Прибор для измерения массы тела "Прибор для измерения объема жидкости

Молодцы, неплохо поработали. А теперь задание, потруднее.

Конкурс "Ребус"

Задание: Расшифровать название физической величины (скорость, плотность)

Необходимо назвать формулы их нахождения, а также единицы измерения. За правильный ответ 1 свеча.

Конкурс: "Физические обозначения"

Задание: на доске записаны обозначения физических величин. Вам необходимо записать как можно больше формул, в которых присутствует данная физическая величина. Оценивается количество формул и правильность их написания.

Ведущий. Обозрение "Смекалка - ваш друг" продолжается. Скажите, как называется главный источник света на нашей планете? (Солнце) Благодаря солнцу, мы видим все вокруг, и нам тепло. С давних пор мечтал человек завести дома маленькое прирученное солнце. И, разумеется, завел! Правда, для этого ему понадобилось не одно тысячелетие.

Конкурс "Приручение света"

Ведущий. Вам необходимо назвать и распределить эти маленькие светила в порядке их появления, записать на листочках и сдать членам жюри. (На плакате: факел, глиняный "чайник", свеча, лучина, керосиновая лампа, газовые горелки, электрическая лампочка, "неоновые трубы").

Конкурс для болельщиков

Задание: Назовите литературные произведения и их авторов, в которых присутствуют светящиеся предметы и живые существа.

-"Огниво" - Г.Х. Андерсен -Жар - птица из сказки "Конек - горбунок" - Ершов -"Волшебная лампа Алладина" - арабская сказка -"Огнивушка - поскакушка" - Бажов -"Звездный мальчик" - Уайльд -"Финист - ясный сокол" - русская народная сказка -"Сказка о царе Салтане" - Пушкин

Ведущий. Я смотрю, в зале все светлей и светлей. Это вероятно от свечей, которые получают участники команд.

Подведение итогов двух конкурсов и общее число свечей, полученных в первом действии.

Ведущий . А вы знаете, как впервые появились свечи? Они были придуманы в Древнем Риме около двух тысяч лет назад. Сначала это были волокна растений, пропитанные смолой и покрытые воском. В 10 - 11 веках появились восковые и сальные свечи.

Ну, что ж, продолжим наше обозрение. Команды, приложив умение, все знания и все старания, начнут веселые соревнования .

Конкурс "Кроссворд"

Задание: отгадайте кроссворд. За каждое правильно отгаданное слово 0,5 свечи.

Конкурс для болельщиков "Кто назовет последним?"

По очереди болельщики называют термины из области физики или математики на определенную букву. Побеждает тот, кто назвал термин последним.

Ведущий. Для следующего конкурса вам потребуется сила и сноровка.

Конкурс: "Рыболов"

Задание: для конкурса нужно по одному участнику. Вот вам удочки, необходимо поймать рыбку. На обороте написаны вопросы, на которые необходимо ответить.

Вопросы:

1.Что вы можете сказать о молекулах одного и того же вещества? 2.Температура одного тела больше другого. В каком теле молекулы движутся быстрее? 3.В первом утюге молекулы танцуют медленное танго, а во втором прыгают как блохи. Каким утюгом можно быстрее погладить рубашку? 4.Печальный дядя Боря несет из магазину сумку с куриными яйцами. Через равные промежутки времени яйца из сумки выпадают на землю и разбиваются. Можно ли сказать, что дядя Боря движется равномерно, если коты, бегущие за ним, находят яйца на равных расстояниях одно от другого? 5.Объем чего больше: 1 кг железа или 1 кг ваты? 6.Перестала ли действовать сила тяжести на Вовочку, который уже долетел с крыши сарая до поверхности планеты Земля? 7.Когда давление газа больше: в холодном состоянии или горячем? 8.Изменится ли давление в шинах вашего велосипеда, если вместо вас в седло сядет бабушка, да еще прокатит на раме дедушку? 9.Злобный джин, находящийся в газообразном состоянии внутри закупоренной бутылки, оказывает сильное давление на ее стенки, дно и пробку. Как же он оказывает это давление, если не имеет ни рук, ни ног? 10.Петя ехал к бабушке на автобусе, и всю дорогу над ним издевались какие - то два явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда автобус трогается, - дергало его назад. Что это за хулиганские явления, и может ли милиция с ними справиться?

Конкурс: "Кто больше?"

Задание: из букв слова "Динамометр" необходимо составить слова. За каждое правильное слово 1 балл, если же составленное слово имеет отношение к физике, то получите 2 балла.

Загадки для зрителей.

Подведение итогов конкурса и в целом второго действия.

Ведущий . Начинаем третье игровое действие нашего обозрения "Если вам не изменяет память". Вам необходимо угадать, что находится в черном ящике. За правильный ответ 1 свеча.

1.Здесь - особенный предмет. Всем подскажет, всем ответит Болен кто - то или нет. (Термометр) 2.Этот маленький предмет Нам подскажет всем ответ. Почему при малой силе В стенку вдруг его вонзили? (Кнопка)

Задание: за 1 минуту ответить на большее число вопросов. Если затрудняетесь, то говорите "дальше".

Вопросы 1 команде.

1.Наука, изучающая природные явления (физика) 2. Что упало Ньютону на голову? (яблоко) 3.Прибор для измерения силы (динамометр) 4.В чем измеряется объем? (м3) 5.Величина, характеризующая быстроту движения (скорость) 6.Сила, с которой Земля притягивает к себе тела (сила тяжести) 7.Сила измеряется в … (ньютон) 8.Прибор Паскаля (шар) 9.Сосуды, соединенные между собой трубкой, называют … (сообщающимися) 10.Как определить пройденный путь?

Вопросы 2 команде.

1.Кто из ученых воскликнул: "Эврика!" (Архимед) 2.Линия, вдоль которой движется тело (траектория) 3.Прибор для измерения массы тела (весы) 4.Из чего состоят все тела? (молекула) 5.Какой буквой обозначают время? (Т) 6.С глубиной давление …(увеличивается) 7.Формула силы упругости (F=к*х) 8.Как зовут преподавателя физики? 9.Единицей измерения скорости является (м/с) 10.В формуле F=mg , g - это … (ускорение свободного падения)

Ведущий.

Четвертое действие - точный ответ Сто вопросов - один секрет Все готовимся к нему Отвечать на почему.

Задание: необходимо ответить на вопросы. Каждой команде будут заданы по 2 вопроса. За каждый правильный ответ 2 свечи.

Вопросы:

1.Почемучка принес в комнату следующие предметы: весы, набор гирь, кастрюля, вода. Ему нужно найти объем кастрюли. Как это можно сделать? (плотность воды известна, можно найти массу воды в кастрюле, а затем по формуле находим объем) 2.Почему растительное масло, налитое в воду всегда всплывает наверх? (плотность масла меньше плотности воды) 3.Автомашину заполнили грузом. Изменилось ли давление в камерах колес автомашины? Одинаково ли оно в верхней и нижней частях камеры? 4.Почему в сообщающихся сосудах уровни жидкости одинаков? (давление в трубках одинаково)

Подведение итогов четвертого действия.

Ведущий. Наше обозрение подошло к концу. По количеству свечей нам необходимо выбрать команду - победительницу, то есть звезду первой величины…

Подведение итогов всей игры. Награждение.

Ведущий. Игра, как визит, стоила свеч! Свет ежедневно, ежечасно дарит нам волшебные мгновения "наслаждения красотой". В заключение приведу одно из стихотворений И. Бунина. Оно все из света. И ставлю пластинку с записью "Лунного света" К.Дебюсси, этой сказочной музыки, уносящей нас далеко - далеко. Пусть вдохновенное единство Слова и Музыки озарит ваши души.

Набегает впотьмах, И узорную пеною светится, И лазурным сиянием рдеет у скал на песке… О божественный отблеск незримого, жизни, мерцающей В мириадах незримых существ. И тогда вся душа У меня загорается радостью: Я в пригоршни ловлю закипевшую пену волны - И сквозь пальцы течет не вода, а сапфиры,- несметные Искры синего пламени Жизнь!

Музыка.

Внеклассное мероприятие - Познавательная программа "Свет" для учащихся 7 классов

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

ВОКРУГ СВЕТА

ИГРОВАЯ ПРОГРАММА ПО СТАНЦИЯМ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

По станциям путешествуют команды от 3 до 10-12 человек. Количество команд должно равняться количеству станций. На каждой станции стоит ведущий (педагог-организатор). Командам на старте выдается маршрутный лист с указанием всех станций и маршрута движения. Команда с выбранным капитаном строго следует по маршруту, выполняя задания на станциях.
На каждой станции ее ведущий дает команде жетоны или отмечает в маршрутном листе выполнение заданий. После того, как команды обежали все станции, производится подсчет жетонов или баллов и награждается команда-победительница.

  • Игровые программы по станциям рассчитаны на детей из лагерей дневного пребывания и обычно проводятся в парках.

Станция № 1

«Кругосветка»

Конкурсные игровые задания:

«Части света»

Вспомнить и назвать части света (Америка, Африка, Азия, Европа, Австралия, Антарктида).
Перед вами два полушария земного шара. Выбрав карточку, назовите то, что на ней изображено, и поместите ее в ту или иную часть света (разложите на карте полушарий).

«Столица»

Столица - это главный город государства, город, в котором находится правительство.
Команда распределяет карточки с буквами алфавита между всеми участниками. На каждой карточке одна буква алфавита.
Ведущий задает вопрос: «Столица России?».
Дети пишут ответ, выстраиваясь по буквам:

М
О
С
К
В
А

Франция - Париж

Китай - Пекин

Испания - Мадрид

Белоруссия - Минск

Афганистан - Кабул

Мексика - Мехико

Вьетнам - Ханой

Австралия - Сидней

Турция - Стамбул

Болгария - София

Венгрия - Будапешт

Сербия - Белград

Станция № 2

«Госпожа валюта»

Конкурсные игровые задания

  • Предлагаются 2 конверта с карточками. В одном конверте список из названий валют, в другом - названия стран мира. Разложить на соответствие.
Великобритания Фунт стерлингов
Италия Евро (лира)
Германия Евро (марка)
США Доллар
Франция Евро (франк)
Израиль Шекель
Австралия Австралийский доллар
Украина Гривна
Япония Йена
Венгрия Евро (форинт)
Испания Евро (песета)
Болгария Евро (лев)
Швеция Крона
Бразилия Реал
Аргентина Песо
Португалия Эскудо
Нидерланды Гульден
Китай Юань
Индия Рупия
Монголия Тугрик
Азербайджан Манат
Венесуэла Боливар
Тунис Динар
Корея Бона
Перу Соль
Эфиопия Бырр
Таиланд Бат
Замбия Квача
Молдавия Лей
Узбекистан Сум
Гана Седи
Бангладеш Така
  • Нарисуйте эскиз валюты мелом, как вы себе ее представляете. Оценивается оригинальность, юмор, композиционное расположение деталей, разнообразие, наличие символа. Предлагаются такие валюты: бырр - Эфиопия, квача - Замбия, вон - Корея, така - Бангладеш.

Станция № 3

«Почтальон»

Нарисованы 2 плаката - табло с окончаниями названий городов. Дети, пришедшие на станцию, делятся на 2 команды. Капитаны команд получают сумки с табличками с начальными слогами названий городов. По очереди (эстафета) дети бегут, беря одну карточку - «Письмо» из сумки, и кладут на табло, чтобы совпало название города, возвращаются и передают сумку дальше по команде. Кто правильно и быстро?

Когда команды справятся с заданием, пусть попробуют назвать страну, в которой расположен тот или иной город.

  • Тула (Россия);
  • Рига (Латвия);
  • Лима (Перу);
  • Кито (Эквадор);
  • Сана (Йемен);
  • Каир (Египет);
  • Сочи (Россия);
  • Дели (Индия);
  • Киев (Украина);
  • Баку (Азербайджан);
  • Осло (Норвегия);
  • Вена (Австрия);
  • Сеул (Корея);
  • Чита (Россия).

Станция № 4

«Игры народов мира»

1. «По кругу» (Норвежская игра)

Играющие берутся за руки и становятся спиной к центру, затем опускают руки. Двум из них, стоящим на противоположных сторонах круга, дают по маленькому кубику, которые они по сигналу передают соседу в одну сторону. Они стремятся как можно быстрее их передавать, но наступает момент, когда один кубик догоняет другой. Тот, у кого в руках оказались 2 кубика, считается проигравшим и выбывает из игры. После этого игра возобновляется.
Передавать предметы можно, стоя лицом к центру или попеременно: одному - лицом к центру, другому - спиной.

2. «Джакып» (Турецкая игра)

Группа детей пытается сложить друг на друга 4 предмета (кубики), ведущий должен останавливать, осалив игроков мячом. Когда предметы сложены, игра завершена.

3. «Круговой обстрел» (Самарская лапта)

Игра проводится на травяной лужайке. Все участники стоят по кругу и передают волейбольным пасом (сверху или снизу) друг другу волейбольный мяч. Тот, кто совершил ошибку при приеме мяча или неточно послал мяч, садится в центр круга. Игроки, разыгрывающие мяч по кругу, время от времени сильным ударом посылают его в сидящих. Если мяч не пойман и отскочил от сидящего, он снова вводится в игру. Если же игрок не попал мячом в сидящих, он сам занимает место рядом с ними.
Круговой «обстрел» продолжается до тех пор, пока один из сидящих не поймает мяч с воздуха в руки. Тогда все встают и занимают места по кругу, а в середину идет игрок, пробивший мяч партнеру в руки.

4. «Поймай палки!» (Тувинская забава)

Поставьте перед собой на пол вертикально две палки одинаковой длины, опираясь на них ладонями. Отпустите палки и, повернувшись кругом, попробуйте схватить их. прежде чем они упадут на землю.

Станция № 5

«Флора и фауна мира»

Задания

  1. Деревья нашей полосы. Какой лист принадлежит какому дереву?
  2. Угадай, о каком растении идет речь.
  3. Узнай и назови на открытках растения.
  4. Узнай и назови на открытках животных.
  5. Вопросы о животных моря.

Морские животные

  1. Кораллы - это животные или растения? (Животные)
  2. Что такое коралловые рифы? (Это скелеты животных.)
  3. Какое животное в море самое умное? (Дельфин)
  4. Какое животное самое большое? (Синий кит)
  5. Чем питается кит? (Планктоном - взвесью простейших растений и животных.)
  6. Какие рыбы в своих названиях сравниваются с инструментами и оружием? (Рыбы - меч, пила, молот, игла, сабля.)
  7. Какого головоногого моллюска люди употребляют в пищу? (Кальмар)
  8. Как мы называем растение ламинарию, в котором много йода (мы его употребляем в пищу в виде консервов)? (Морская капуста)

Игровой практикум во 2-3-х классах. Сценарий «На полянке мы гуляем и природу охраняем»

Цели и задачи:

Воспитание любви к окружающему миру и потребности в сохранении экологического равновесия в природе;

Мотивация у ребят интереса к лесу и его обитателям, знакомство с правилами поведения в лесу и сбора грибов;

В игровой форме формирование сплоченного детского коллектива.

Оборудование. Плакаты о лесе, карточки для игры «Узнай дерево по листу», картонные макеты съедобных и несъедобных грибов, две корзиночки, конверт с «письмом» от цветов, стенд «Русский лес».

Описание классного часа

Игровая ситуация «Узнай дерево»

В начале классного часа учитель предлагает ребятам отгадать загадку:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

Ваню — земляникой,

Таню — костяникой,

Машеньку — орешком,

Петю — сыроежкой,

Катеньку — малинкой,

Васю — хворостинкой. (Лес)

Учитель : Так о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы учеников) Правильно, о лесе. Вы любите гулять в лесу? Что вам нравится? Что вы там видели? Чем запомнилась прогулка? (Рассуждения учеников) А вы знаете, какие деревья растут в лесу? (Ответы ребят)

Давайте отгадаем несколько загадок. О каких деревьях идет речь?

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают,

Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Что за дерево стоит —

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

Стоит Алена -

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан. (Береза)

Давайте поиграем в игру «Узнай дерево по листу» . Учитель показывает ученикам карточки с изображением листьев деревьев. Побеждает тот, кто правильно назовет все деревья.

Много разных деревьев растет в лесу. Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, особенно нуждаются в защите и бережном отношении.

Родился маленький Дубок,

И я стою и не дышу.

Родился маленький Дубок,

Он по колено ландышу.

Он под защитою травы

И в землю не глубок.

Из желудя родился

И в желудь бы укрылся —

В тень листиков Дубок.

(Л. Николаенко)

Какую роль играет лес в жизни животных и человека? Учитель выслушивает размышления ребят, затем показывает плакаты.

Лес — защитник человека, родной дом растениям и животных, помощник земледельца, украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых.

Не случайно о лесе говорят:

Лес — богатство и краса,

Береги свои леса!

Враг природы тот,

Кто леса не бережет!

Как вы понимаете эти слова? (Рассуждения учеников) Да, лес — это богатство страны. Он нужен всем для отдыха, он украшает нашу землю, кормит людей и животных. Леса сохраняют от высыхания реки, дают планете чистый воздух.

Зачем, с какой целью люди ходят в лес? Отдохнуть, полюбоваться цветами, подышать чистым воздухом? (Ответы учеников)

Учитель: А можно ли услышать «музыку» леса? Как вы понимаете выражение «музыка леса»?

Только я в кусты вошла -

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик

И огромный моховик.

Еж колючий предо мной

Пробежал к себе домой.

Три синички в тишине

Там черники набрала.

Все теперь домой несу -

Хорошо у нас в лесу!

(Г. Ладонщиков)

Конкурсно-игровая ситуация «Грибы в лесу»

Учитель: Давайте вспомним художественные фильмы, телепередачи, картины известных русских художников о лесе. Красиво? Эту красоту и богатство люди должны беречь.

Берегите русский лес,

Он — источник всех чудес!

Чтобы всюду зеленели

Сосны, вязы, клены, ели,

Берегите лес!

Белке, кунице, зайцу, лисице

Лес — дом родной.

Птице и зверю хочется верить

В мир и покой.

(Ф. Лисичкин)

Спрятался за пень,

Шапка набекрень.

Кто подходит близко -

Кланяется низко. (Гриб)

Кто из вас ходил в лес за грибами? Какие вы знаете грибы? (Рассуждения учеников) Отгадайте загадки о грибах.

Учитель показывает иллюстрации.

Розовая сорочка,

А волнистая.

С краю оторочка

Да пушистая. (Волнушка розовая)

Рыжие ушки

С лисьей макушки

В траве лежат

Для малых ежат. (Лисички)

Под осиной мужичок,

На нем красный колпачок. (Подосиновик)

Был белым комком,

Стал черным дымком. (Гриб-дождевик)

Пришли пареньки,

Присели на пеньки.

Сидят все гуртом,

Не сгонишь кнутом! (Опята)

Под березой старичок,

На нем бурый колпачок

И пиджак с пестринкой,

А сапожки с глинкой. (Подберезовик)

А о каких грибах идет речь в этих стихах?

Испугался маленький грибок:

— Это кто меня толкает в бок?

Присмотрелся: пуговка-головка

Рыженькая, как у всех маслят.

— Отодвинься, мне расти неловко!

Все понятно. Рядом младший брат.

(Г. Глушнев)

В каком лесу растут маслята? А где мы будем искать моховики?

Посмотри: зашевелился

Серый мох у наших ног -

Моховик на свет явился,

Попросился в кузовок.

Я по лесам бродить привык,

Я жду опять дождя грибного,

Когда на свет пробьется снова

Едва приметный боровик.

Какой гриб ценится грибниками больше всего? А кто из вас находил белые грибы — боровики? В каких местах они растут? (Возможные ответы учеников)

Часто они играют с нами в прятки.

Белый гриб-боровичок

Притаился — и молчок!

В темноте угрюмой

Потихоньку думал:

«Вот попробуй-ка найди,

Походи да погляди!

Не найдешь, не найдешь,

Так ни с чем и уйдешь!»

Вот что рассказала нам о грибной полянке поэтесса Е. Трутнева: (Можно прочесть фрагмент стихотворения)

Грибочек, грибок,

Масляный бок,

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко!

Разноцветные поганки

Сами лезут на полянки.

Их обходим стороной,

Нам не нужно ни одной.

Пучеглазый мухомор

Боком сел на косогор.

Нам не нужен мухомор —

Не пойдем за косогор!

Полосатые волнушки

Разбежались по опушке.

И по шляпке, и по коже

Все на рыжики похожи.

Только рыжиково дно

Каждой складочкой красно.

А на донышке волнушки —

Просто беленькие стружки.

Рядышком под елками —

Не малы, не велики —

И лежат, как пятаки,

Две пригожие синявки,

Притаились в мягкой травке.

Их увидеть мудрено —

Мы разыщем все равно!

А во мху, как на подушке,

Чье-то беленькое ушко,

И за ним еще штук пять...

Это грузди! Надо взять.

Под осинами на кочке

Гриб в малиновом платочке,

Подосиновиком звать.

И его придется взять.

Точно желтые цыплята,

Разбрелись в бору маслята —

Снизу донышко под пленкой,

Сверху масло в коже тонкой.

Вот и гриб боровик!

И красив он, и велик!

В толстой шапке набекрень,

Ножка толстая, как пень.

Солнце стало ниже сосен,

Мы едва корзинку носим.

Начала спадать жара -

Нам домой идти пора.

Все ли грибы съедобные? Какие грибы нельзя употреблять в пищу? (Варианты ответов)

Есть старуха вредная,

На ней шляпа бледная,

А нога в ботинке,

На чулке пестринки.

Вокруг ворота

Пораспорото.

Кто к ней прикоснется,

Тот не проснется. (Бледная поганка)

А какие грибы самые нарядные и красивые? (Ответы ребят)

Шапочка атласная -

Красная-красная,

Белые горошины

Поверху брошены,

А на ножке белый бант.

Это что еще за франт? (Мухомор)

Почему так говорят:

В шапке красной —

Гриб опасный:

Полюбуйся, погляди,

Да сторонкой обойди?

(Рассуждения ребят)

Давайте запомним правила сбора грибов.

Незнакомые грибы не трогай, оставляй их в лесу.

Ядовитые грибы не губи, ими лечатся многие животные.

Не разрывай палкой мох и листву около гриба — можно повредить грибницу.

Гриб аккуратно срежь ножом или поверни за шляпку и осторожно вынь из земли.

Не бери старые грибы, оставь их насекомым.

Игровая пауза «Сафари»

Заранее на листах ватмана нарисуем фигурки африканских животных, затем выберем наиболее способных гостей.

Выбрать можно по залихватскому свисту, по «острому» (без очков) глазу. Затем раздаем участникам игры «штрих» для правки текста и просим их как можно быстрее «освободить пустыню от животных».

Кому из участников за отведенное время удастся «разогнать» большее количество животных, тот и победил.

А можно изменить финиш игры и объявить победителем того, кто «стер с лица земли» меньше зверей, и поблагодарить его за то, что он ярый сторонник защиты животных.

Игровая ситуация «Лесные цветы»

Учитель: Богат лес не только грибами, но и цветами. Встреча с цветами всегда радует.

Здравствуй, милый мой цветок,

Леса гость весенний!

Как красиво ты расцвел

Здесь, в уединенье!

Улыбнется ветерок

И с тобой играет.

Солнце целый день тебя

Весело ласкает.

(Я. Калас)

Какие вы знаете лесные цветы? (Ответы учеников) Правильно, это ромашки, колокольчики, иван-да-марья, фиалки, герань лесная. Среди них есть такие, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Один из охраняемых цветов — красавец колокольчик (показывает названные растения на картинках).

У лесной дорожки

Цветок на тонкой ножке.

У самой сердцевинки -

Свежие росинки.

Ветер тронет венчик —

Зазвенит бубенчик!

(Е. Лось)

Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

(Т. Собакин)

Ребята, вам цветы прислали письмо с просьбой: «Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте так добры, не обрывайте зря цветы!» Что мы ответим цветам? (Ответы учеников)

От людей страдают не только цветы, но и деревья, животные. Многие из них гибнут от лесных пожаров.

«Еще не успеет растаять снег, а на солнцепеке и сухих местах уже высыхают прошлогодняя трава, листья, хвоя, мхи. Все это очень легко загорается! Весна незаметно переходит в лето. Становится суше. В это время в лесах часто возникают пожары. Страшен пожар в лесу. Гибнут растения, звери, птицы...»

Долгие годы растет на пожарище новый лес. Часто лесные пожары возникают по вине людей. Дети и взрослые разводят костры в лесу и забывают их потушить или тушат небрежно. Искры от непогашенных костров, раздуваемых ветром, разносятся на большие расстояния и вызывают новые пожары.

Иногда пожары возникают в лесу от удара молнии, но чаще — из-за неосторожного обращения человека с огнем. Можно ли разводить в лесу костры? Почему нельзя? (Ответы учеников)

От неосторожного обращения с огнем может быть большая беда.

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий

Охраняет друг-лесничий.

(В. Степанов)

Лесники заботятся о том, чтобы леса не старели, появлялись молодые деревца, которые выращивают в специальных питомниках. В посадках леса нередко участвуют школьники.

В лесу я видел огород.

На грядках зеленели

Побеги всех родных пород:

Березы, сосны, ели.

И сколько было здесь лесной

Кудрявой свежей молоди!

Дубок, в мизинец вышиной,

Тянулся вверх из желудя.

Он будет крепок и ветвист —

Вот этот прут дрожащий.

Уже сейчас раскрыл он лист —

Дубовый, настоящий.

Вот клены выстроились в ряд

Вдоль грядки у дорожки,

И нежный лист их красноват,

Как детские ладошки.

Касаясь ветками земли,

В тени стояли елки.

На ветках щеточкой росли

Короткие иголки.

Я видел чудо из чудес:

На грядках огорода

Передо мной качался лес

Двухтысячного года.

(С. Маршак)

Вывод : И взрослые, и дети должны помогать лесникам беречь и охранять лес, множить его богатства.

СОГБУ Ново-Никольский Детский дом-интернат

для умственно-отсталых детей

Познавательно-развлекательная программа по экологии

для младшего школьного возраста

«Маленькие тайны зеленого друга»

Подготовила и провела:

Стеценко Л.Н,

воспитатель

Цель: закреплять знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней.

Ведущая зачитывает письмо от Феи Природы:

«Здравствуйте, дорогие друзья! Я – Фея Природы. Слышала,что вы очень хорошие и добрые дети. Я хочу поближе с вами познакомиться.

В моем природном государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать?

Для этого вы должны пройти испытания. Согласны?

Тогда вставайте около своих стульчиков, выполняйте все движения за мной и сразу окажетесь в моем лесу.

Попробуем?

Проводится игра

…Встали, приготовились:

В королевство Природы попасть легко, не надо ехать далеко:

Закрой глаза и сделай вправо, влево шаг,

Теперь в ладоши хлопни так:

Один хлопок, еще хлопок - и вот уж видно сена стог.

Повернись вокруг себя - и вот уж поле колосится,

шумит-волнуется пшеница,

Над ней синеют небеса…

Откройте поскорей глаза!

Вот мы и в государстве Феи Природы. А где же она сама? Поищем ее?

Ой, смотрите, волшебный цветок – цветик семицветик. Он исполняет все желания (берет цветок) Ребята, да здесь задания!

(отрывает красный лепесток)

1 задание « Назови художника» (все играющим раздаются карточки, дети должны отгадать время года и поднять соответствующую карточку):

Белая – это зима

Зеленая – весна

Красная – лето

Желтая – осень

2. «Четыре Художника, столько же картин

Белой краской выкрасил все подряд один: лес и поле белое, белые луга,

У осин заснеженных ветки как рога. (Зима)

3. « У второго – синее небо и ручьи, в синих лужах плещутся стайкой воробьи,

На снегу прозрачные льдинки – кружева, первые проталинки, первая трава.

4. « На картине третьего красок и не счесть: желтая, зеленая, голубая есть.

Лес и поле в зелени, синяя река, белые пушистые в небе облака. (Лето)

5. « А четвертый – золотом расписал сады, нивы урожайные, спелые плоды.

Всюду бусы - ягоды зреют по лесам. Кто же тот художник, догадайся сам.

Молодцы! Хорошо знаете времена года.

(отрывает второй лепесток «оранжевый», вызываются желающие- 5 человек).

Игра: «Кем-чем-был? Кем - чем – стал?»

(из слов составить правильную цепочку):

икринка, рыба,малек;

цыпленок, яйцо, курица;

растение, семечко, росток;

дуб, росток, желудь;

лягушка, икринка, головастик.

Отрываем следующий лепесток «Желтый»

Игра «Если я приду в лесок…» - знания правил поведения в лесу.

(Дети должны отвечать на действия словами «ДА» - если я поступаю хорошо и «НЕТ» - если поступаю плохо).

Если я в лесок приду и сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)

Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

Если мусор уберу, банки закопаю? (да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Отрываем 4 лепесток . Он - «Зеленый».

На этом лепестке надо определить, как правильно поступить.

Кто знает, поднимает руку и отвечает.

1. Нашел Миша гнездо пеночки. Там лежали маленькие яичка. Они Коле очень понравились и он захотел взять их домой. Прилетевшая пеночка кружилась и кричала над ним. Правильно ли поступил Коля? (дети отвечают)

Правильно! Гнездо на ветке – птичий дом, вчера птенец родился в нем. Ты этот дом не разоряй и никому не позволяй!

2. Дети пришли на лесную полянку и увидели очень много цветов: купава, ромашки, колокольчики. «Давайте нарвем большие букеты цветов»!-

предложила Света. А воспитатель сказал:…

Что сказал воспитатель? Правильно!

Цветок на лугу я сорвал на бегу, сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял, а сколько бы он на лугу простоял?

3.Андрюша нашел в лесу ежа и принес домой. Мама сказала: »Отпусти его» «Нет» - сказал Андрюша. Я буду кормить его конфетами, поить молоком»

«Так поступают только жестокие и злые люди» - сказала мама. Почему так сказала мама?

Правильно. Ежи не могут жить в неволе и часто погибают.

«Не бери ежа с собой, отпусти его домой. Ежик даже глупый самый хочет жить с ежихой мамой!»

Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу, на Лугу. «Дерево, цветок и птица не всегда умеют защищаться. Если будут уничтожены они на планете – мы останемся одни.

Отрываем 5 лепесток - «голубой»

Игра «Отгада-ка «загадки о природе: «Грибы», «Ягоды» и т.д.

6 лепесток синий «Блиц – вопросы»:

Кто на себе домик носит? (улитка)

Не птичка, а с крыльями? (бабочка)

У какого зверя куст на голове? (лось)

Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?

Назовите хвойные деревья (лиственница, пихта, кедр, сосна, ель)

Какие животные зимой спят? (медведь, еж, хомяк, барсук)

Какие животные меняют на зиму окраску? (заяц, белка)

Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)

Без чего не может расти растение? (свет, вода, тепло)

Выходит Фея Природы:

Молодцы! Вы настоящие знатоки природы Я принимаю вас в клуб любителей природы (вручает карточки »Друг природы»).

Но у вас остался еще один лепесток. Это домашнее задание. Я жду от вас рисунки «Я и природа» Победителя в конкурсе рисунков ждет подарок.

До скорых встреч!

Сценарий интеллектуально-развлекательной программы для младших школьников «Час игр».


Автор-составитель: Травнева Ольга Юрьевна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №21 с. Сарыозек» Осакаровский район Карагандинская область Казахстан
Описание: предложенный сценарий интеллектуально-развлекательной программы будет интересен учителям начальных классов. Мероприятие можно провести как развлекательное в школе, так и можно провести в летнем пришкольном лагере.
Цель: создание условий для становления изобретательного мышления, эффективного общения и творческих способностей младших школьников.
Задачи:
-активизировать познавательную деятельность, обогащать словарный запас учащихся;
-развивать сообразительность, логическое мышление, правильную конструктивную речь учащихся;
-воспитывать дружеские отношения в коллективе.
Оборудование: иллюстрации произведений, сигнальные карточки, для игры два стула и два шарфа (платка), картинки – отгадки на шарады, сладкие призы для награждения, грамоты командам за участие.
Ведущий.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас проводится «Час игр». Мы вспомним названия городов, название знакомых вам произведений, разгадаем шарады, ответим на интересные вопросы и задачи-шутки.
Сегодня мы будем соревноваться между двумя командами. А в конце игр подведём итоги, узнаем ребята какой команды самые находчивые, сообразительные.
Ученики класса (отряда) делятся на две команды. Мероприятие проводится в виде соревнования в играх между двумя командами.
Игра «Цепочка из названий городов»
Игру можно провести между всеми участниками команд. А можно выбрать по одному участнику из команды.
Один ученик называет любой город. Например, «Караганда». Название города заканчивается на букву «а». значит следующий игрок теперь должен сказать название города, который начинается на букву «а». например, «Актобе» и т. д. Чья команда (игрок команды) назовёт больше городов.
Конкурс «Знай авторов книг»
Читается отрывок из произведения. Чья команда быстрее поднимет сигнальную карточку и скажет название произведения, той присуждается балл.
1. «Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлёбка ей показалась лучше всех».
(Лев Толстой «Три медведя»)

2. «Старик разгладил длинную бороду.
- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…
Павлик раскрыл рот.
- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…
- А какое слово?
- Это волшебное слово – пожалуйста. Но не забудь, как нужно говорить его.»
(Валентина Осеева «Волшебное слово»)


3. «Пожалела старушка Женю, привела её в свой садик и говорит: «Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растёт у меня в садике один цветок, называется «цветик-семицветик», он всё может…»
(Валентин Катаев «Цветик-семицветик»)


4. «Вдруг поднялась буря. Ветер! Молния! Гром! Трах-тара-рах! Корабль налетел на скалу и разбился. Тогда крокодил посадил всех на широкую спину и поплыл к берегу. На берегу путешественников схватили слуги злого Бармалея и посадили их в тюрьму…»
(Корней Чуковский «Доктор Айболит»)


Игра «Спрашиваем – отвечай»
Команды по очереди отвечают на вопросы. Если команда не может ответить на свой вопрос, ответ может дать вторая команда. В этом случае балл присуждается второй команде. За каждый правильный ответ – один балл.
1. Тройка проскакала 12 километром. Сколько километров проскакала каждая лошадь?
(По 12 километров)
2. На какой вопрос нельзя ответить «да»?
(На вопрос «Ты спишь?»)
3. Когда человек идёт по мосту, что у него под ногами?
(Подошва)
4. Что будет с белым шёлковым платком, если его опустить на дно Красного моря?
(Он станет мокрым)
5. Как пятью единицами написать 100?
(111-11=100)
6. ?На что похожа половина яблока?
(На вторую половину)
7. В каком бобовом растении встречаются две ноты?
(Фасоль)
8. Какой птицы птенцы не знают своей матери?
(Кукушка)
9. Что случается с пчелой, если она ужалит?
(Ужалив, пчела умирает)
10. Когда человек находится дома без головы?
(Когда он выглядывает в окно)
Игра «Вернись скорей»
Игра проводится попарно. От каждой команды выходят первые игроки, затем вторые т. д.
На расстоянии 8-10 метров друг против друга ставится два стула. На них садятся двое играющих с завязанными глазами. По команде «Марш!» они должны как можно скорее подойти к противоположному стулу, дотронуться до него и вернуться обратно к своему стулу. Выигрывает тот, кто быстрее доберётся до своего стула.
Шарады.
Командам предлагается по очереди разгадать шарады. Каждая команда разгадывает три шарады. Если команда не может разгадать свою шараду, ответить может вторая команда. За одну правильно разгаданную шараду – один балл.
Шарада – это загадка, в которой нужно разгадать задуманное слово, состоящее из нескольких частей. Загаданное слово делится на части (иногда на слоги), причём каждая часть (слог) составляет самостоятельное слово, которое нужно отгадать.
Сложив вместе отгаданные части (слоги), получаем задуманное слово.
В составлении шарад могут быть использованы: союзы, предлоги, ноты, местоимения, восклицания и проч.

1. Первое – нота,
Второе – тоже,
А целое – на боб похоже.
(Фа-соль)


2. Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдёте без труда.
(Кар-тина)


3. Первое – найдёшь средь нот,
А второе – лось несёт.
Хочешь целое найти,
Так ищи его в пути.
(До-рога)


4. Первое на земле валяется,
Второе в Волгу вливается,
А целым птица называется.
(Сор-Ока)


5. Моё начало – буква алфавита,
Она всегда шипит сердито.
Второго – корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое весной летает и жужжит,
То сядет на цветок, то снова улетит.
(Ш-мель)

6. Вы рыбного супа названье возьмите,
Букву «М» к началу присоедините,
Тут же всем и каждому знакомое
Явится в ответе насекомое.
(М-уха)


Задачи-шутки.
Команды по очереди находят ответ на предложенную задчу-шутку. Если команда не может ответить на свою задачу, ответ может дать вторая команда. В этом случае балл присуждается второй команде. За каждый правильный ответ – один балл.
1. В комнате четыре угла. В каждом углу кошка. Против каждой кошки сидят по три кошки. Сколько всего кошек в комнате.
(Четыре кошки)
2. Поле пахали семь тракторов. Два трактора остановились. Сколько тракторов в поле?
(Семь тракторов)
3. Шли семь братьев. У каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек?
(Восемь человек)
4. Наступил декабрь. Распустились три ромашки, а потом ещё одна. Сколько цветов распустились?
(В декабре цветы не растут)
5. У животного две правые ноги, две левые ноги, две спереди, две – сзади. Сколько ног у животного?
(Четыре ноги)
6. Девять ребят полили по одной грядке в огороде. Сколько грядок в огороде?
(Девять грядок)
7. Гусь весит два килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на одну ногу?
(Два килограмма)
8. Один ослик нёс десять килограммов сахара, а другой ослик – десять килограммов ваты. У кого поклажа была тяжелее?
(Одинаковая по десять килограммов)
9. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули и наконец вытянули репку. Сколько глаз увидело репку?
(Двенадцать глаз)
10. Три мальчика – Коля, Андрей, Вова отправились в магазин. По дороге они нашли три монетки. Сколько монеток нашёл один Вова, если бы отправился в магазин один?
(Три монетки)
Подведение итогов. Награждение.
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх