Где человек использует свойства воздуха. Где человек использует свойства воздуха Как теплый воздух использует человек

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (5 минуты)

Проверка домашнего задания.

Мы рады всем гостям. Вы сможете посмотреть урок окружающего мира.

Чем активнее и организованнее мы будем работать, тем больше интересных вещей я вам смогу показать и рассказать. Хотите узнать больше? Тогда работаем!

Что существует миллионы лет, является основой жизни на земле, используется человеком и до сих пор не закончилось? (вода)

Вспомним свойства воды и как человек их использует. (Фронтально):

Как называется водная оболочка земли?

Какую роль играет вода в жизни живых организмов?

Назовите основные свойства воды.

Сформулируйте закон сообщающихся сосудов. Где его научился использовать человек?

Почему гайка, опущенная в воду, меньше растягивает резинку, чем гайка подвешенная в воздухе?

Где человек использует выталкивающее свойство воды?

Какое свойство воды используется при стирке?

Что произойдет с консервной банкой, если ее разогревать, не раскрыв?

Какое свойство воды используется в паровом двигателе?

Назовите три состояния воды. Приведите примеры их в природе.

Индивидуально на карточках:

Соедините с помощью стрелок свойства воды и способы их использования.

Текучесть Паровой двигатель

Обладает выталкивающей силой Подслащивание пищи

Свойство сообщающихся сосудов Водяное колесо, турбина электростанции

Расширяется при нагревании Изобретение кораблей

Растворитель Водопровод

2. Актуализация знаний, фиксация затруднения, постановка целей урока.

Построение проекта выхода из затруднения (3 минуты)

Что еще существует миллионы лет, используется человеком и до сих пор не закончилось? (воздух)

Попробуйте из моего вопроса и предыдущей темы сформулировать тему сегодняшнего урока.

Тема: Как человек использует воздух и свойства воздуха.

Собственно сегодняшняя тема – основной вопрос, на который нам предстоит ответить. Можете ли сразу дать полный развернутый ответ?

Каковы будут цели урока?

Цели урока: 1) Узнать (повторить), что такое воздух, его использование.

2) Узнать (повторить) свойства воздуха и их применение человеком.

Какой предложите план работы над темой?

1) Вспоминаем то, что знаем

2) Опыты, наблюдения – сводная таблица

3. Реализация проекта выхода из затруднения (7 минут)

- Вспоминаем то, что знаем:

Как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера)

Что такое воздух? (смесь газов)

Была бы возможна жизнь на Земле без этой воздушной оболочки? Почему?

Как используют воздух животные и растения? (все живые организмы дышат, используя кислород воздуха)

Как питаются растения? (растения используют углекислый газ, находящийся в воздухе в процессе фотосинтеза для создания органических веществ и выделяют кислород)

Почему без воздуха организмы не проживут и 5 минут? (воздух нельзя запасти впрок)

Какую еще роль выполняет атмосфера земли? (атмосфера защищает поверхность Земли от перегрева и переохлаждения; благодаря озоновому слою, защищает от губительных ультрафиолетовых лучей).

Какие свойства воздуха вы уже знаете? (без вкуса, без цвета, без запаха)

Предложите, как можно проверить, что воздух – существует, это не пустое место? Возможно, ли его все же почувствовать, потрогать, увидеть? Рассмотрите предметы, представленные у меня на столе (веер, ёмкость с водой и пустой стакан, пустой пакет). Предположите, как их можно использовать при доказательстве.

Опыт 1.

Помахать перед лицом веером (тетрадью). Что почувствовали? (прикосновение)

Проверьте прикосновение, движение воздуха с помощью подручных средств, которые есть на парте у каждого? (помахать тетрадью) - почувствовали

- При движении, воздух – осязаем.

Опыт 2.

Перевернутый вверх дном стакан опустить в ёмкость с водой.

Почему вода не попадает в стакан? (там находится воздух – воздушный колокол)

Немного наклоню стакан. Что произошло? (воздух в виде пузырей вышел из стакана, поднялся над поверхностью воды)

Опыт 3.

Поймать в пустой полиэтиленовый пакет воздух.

Итак, вывод: воздух – это газ, он окружает нас…повсюду. Воздух не имеет постоянной формы и стремиться заполнить весь доступный ему объем.

Вспомните первый опыт с веером. Что такое ветер? (ветер – это перемещение воздуха)

Подумайте, как человек может заставить ветер помогать себе?

(ветер надувает паруса - уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах, ветряные мельницы, ветряные двигатели электростанций – самый чистый способ получения электроэнергии)

- таблица

Откройте учебник на стр. 89. Иллюстрации показывают использование силы ветра человеком.

Кто помнит: как возникает ветер? (ветер перемещается из менее теплых областей в более теплые.

Вспомните свои наблюдения как вы когда-нибудь сидели у костра. Что делает теплый воздух от костра с легкими частицами пепла? (поднимает их вверх)

Следовательно, теплый воздух поднимается, перемещается из менее нагретого участка к более нагретому.

Вспомните, где у нас в помещениях устанавливают батареи и форточки, почему? (внизу, чтобы теплый воздух равномерно распределялся по всему объему помещения)

Мы поговорили о поведении теплого и холодного воздуха. А с каким свойством воздуха это связано, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении?

(при нагревании - расширяется, при охлаждении - сжимается)

Опыт 2.

Пронаблюдайте еще один опыт, подтверждающий это свойство. Вика провела и зафиксировала его дома по причине ограниченности времени на уроке.

На пластиковую бутылку, внутри которой находится воздух, одеваем шарик. Сначала мы погружали конструкцию в таз с горячей водой. Через некоторое время, причем достаточно продолжительное, шарик начал надуваться. Это значит, что воздух не стал помещаться в бутылке, он расширился при нагревании и начал надувать шарик. Затем мы опустили нашу конструкцию в таз с холодной водой. Постепенно шарик начал сдуваться – ему стало хватать места в бутылке. Значит при охлаждении воздух сжимается.

Вывод: При нагревании воздух расширяется и становится легче, поднимается вверх. При охлаждении – сжимается, становится тяжелее и опускается вниз. – таблица

Кто догадается, как еще люди научились использовать свойство теплого воздуха подниматься вверх? (воздушные шары) - таблица

Вспомните, какая сила выталкивает бревно из воды? Подумайте, почему воздушные шарики, наполненные водородом улетают в небо. какая сила заставляет более легкие, чем воздух предметы, подниматься вверх?

(выталкивающая сила) – таблица

Началом эры воздухоплавания можно считать 1783 год, когда братья Монгольфье поднялись в небо на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом. Однако главный недостаток воздушного шара – его слабая управляемость. В конце ХIX века изобретатели сконструировали летательные аппараты, которые могли передвигаться с помощью воздушного винта, приводимого в действие двигателем. Это были дирижабли, заполненные водородом. Они имели огромные размеры. Так, например, дирижабль, построенный немецким изобретателем фон Цеппелином имел в длину 128 м, а в ширину – почти 12 м. Но будущее было за другим видом летательных аппаратов

Опыт 3.

Бросить листик бумаги в воду.

Почему лист не остался висеть в воздухе, но лежит на поверхности воды?

(воздух – менее плотное вещество, малая плотность) – таблица

Можно ли опереться на воду? При каких условиях? Предположите, можно ли опереться на воздух, при каких условиях?

(увеличить площадь опоры, уменьшить вес, развить большую скорость)

Зато и сопротивление движению в воздухе оказывается минимальным, так что скорость передвижения в воздухе становится менее ограничена.

Как, по-вашему, человек научился использовать низкую плотность воздуха? (самолеты, вертолеты, ракеты – перемещение на значительные расстояния с большой скоростью)

Появление авиации стало возможным тогда, когда мощность двигателей и в то же время легкость материалов для конструирования достигли определенного уровня. Первый самолет с двигателем братьев Райт взлетел в небо в 1903 году. Люди научились использовать само воздушное пространство.

Рассмотрите иллюстрации на стр. 90: Как называются эти летательные аппараты?

Используйте свой жизненный опыт , предположите. Как моя кофточка может быть связана с темой урока?

(воздух плохо проводит тепло- низкая теплопроводность) – таблица

Какое утверждение, по-вашему, правильное: одежда греет тело, или одежда нагревается от тела?

Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит тепло. Когда холодно, звери поднимают шерсть, птицы – перья, а человек надевает вязаную кофточку. Шерстяные вещи, пуховики, шубы создают между телом и внешней средой толстую воздушную прослойку. которая не дает телу терять тепло. Таблица – шерстяные вещи.

Где еще человек использует низкую теплопроводность воздуха? (встать у окна)

(двойные оконные рамы в домах, находящийся между ними воздух позволяет сохранить тепло в домах) - таблица

Учебник предлагает нам познакомиться с еще одним свойством воздуха и

провести для этого такой опыт:

Опыт 4. (проводит ребенок у доски)

Возьмем пластиковый шприц без иглы, поставим поршень в среднее положение. Зажав пальцем отверстие для иглы, попробуем сжать и растянуть воздух. Сделайте вывод.

(Вывод: Приложив усилие, воздух можно сжать и растянуть, но он стремится сохранить первоначальный объем.)

Такое свойство называется – упругость – таблица.

Где можно использовать упругость накачанного воздуха?

(надувные матрацы, автомобильные шины, мячи) - таблица

Итак, посмотрите какая сводная таблица использования свойств воздуха у нас получилась.

К этой таблице я хочу добавить, что люди научились использовать не только свойства воздуха, но и газы, входящие в его состав.

- Посмотрите на диаграмме какие еще газы, кроме названных сегодня кислорода и углекислого газа входят в состав воздуха.

Работа в группах.

Учебник нам не предлагает способов использования газов, входящих в состав воздуха. Попробуйте это сделать самостоятельно. Откройте тетради на стр. 35. Развернитесь, объединитесь в группы по четверкам. Обсудите ваши предположения. Просигнальте о готовности.

Дополним таблицу. Как человек использует газы, входящие в состав воздуха?

Азот – азотные удобрения

Кислород – используют для сварки

Углекислый газ добавляют в воду и получают газировку

Водородом наполняют воздушные шарики

Сделаем выводы: что изучил и использует человек касательно воздуха?

(силу ветра, свойства и состав воздуха)

5. Первичное закрепление во внешней речи . Включение в систему знаний.

(2 минуты)

Чтобы проверить как вы усвоили материал, предлагаю ответить на мои вопросы, сыграв в игру «Что бы было на Земле, если бы воздух … не был упругим?

Если бы воздух не перемещался, не было бы ветра?

Если бы воздухе не было углекислого газа?

Если бы воздух был более плотным, чем есть?

Если бы в воздухе не было кислород?

Какое свойство воздуха важнее всего для мяча? Одеяла? Воздушного шара? Самолета? Парашюта?

Какой газ, входящий в состав воздуха, поддерживает горение в печи и температуру нашего тела? (кислород, при сжигании образуется энергия и тепло, поддерживающие температуру тела и печи)

Работа в тетради (при наличии времени)

Предлагаю поразмышлять, высказать свою точку зрения:

Назовите предметы, которым плотность воздуха помогает (чем больше, тем лучше) –

парашют, самолет, надувной матрац, мяч, воздушные шары

Назовите предметы, которым плотность воздуха мешает (чем она меньше, тем лучше) – парусник, свитер, самолет, ракета

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону . (3 минуты)

Работа в тетради. Стр. 34. № 2

Напишите какие свойства воздуха используют

Вертолет

плотность

Двойное остекление

низкая теплопроводность

Растение

наличие в воздухе углекислого газа

плотность

Надувной матрац

упругость

наличие в воздухе кислорода

Проверьте свою работу по эталону.

У кого получилось без ошибок?

У кого были затруднения, каковы ваши дальнейшие действия? (внимательно прочитать, разобраться с материалом учебника дома)

7. Рефлексия учебной деятельности. (3 минуты)

Урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

Какова была цель сегодняшнего урока? (Узнать, как человек использует воздух)

Достигли ли цели? Докажите:

Что кроме свойств воздуха научились использовать люди? (воздушное пространство, силу ветра, составные части воздуха)

Какие свойства воздуха запомнили?

Кто доволен уроком и собой на уроке?

У кого мои вопросы еще вызывали затруднения? - внимательно поработать дома

Кто очень доволен и уроком и собой?

Спасибо за урок. Спасибо за внимание.

Или блиц-опрос:

Что такое воздух?

Какие газы входят в состав воздуха

Имеет ли воздух определенную форму и объем

Как называется воздушная оболочка земли

Что использовали люди в древности для путешествий на парусниках по морям

Что делает воздух при нагревании

Почему не падают самолеты. Вертолеты

Какое свойство воздуха используется в надувных матрацах, мячах

Какой газ используют при производстве газировки

Сколько человек может прожить без воздуха

Воздуха на земле много, всем хватит, о нем не стоит заботиться

Опыт 6. Воздух имеет вес, массу.

Возьму 2 одинаковых шарика. Один из шариков – надут воздухом, другой – нет. Оба шарика привязаны к концам палочек. Положу палочку с не надутым шариком на край стола так, чтобы он находился в равновесии. Помечу место пересечения со столом. Точно так же положу палочку с надутым шариком. Что произошло? (надутый шарик с воздухом перевесил)

- Следовательно?...(воздух имеет вес, массу)

- Если воздух имеет вес, значит он давит на Землю.

- Ветер дует из области высокого давления в область низкого давления (если на тебя давят, хочется убежать, уйти в область менее сильного давления). Область высокого давления обычно наблюдается в области с холодными воздушными массами, а низкое – с теплыми.

Отгадайте загадку:

Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

- Пытаются отгадать, отгадывают. Это воздух.

Правильно. А что мы знаем о воздухе?

1. О каких свойствах воздуха говорится в загадке? (Прозрачный, невидим, легкий, бесцветный газ) – первая строка левой части таблицы - СЛАЙД

2. Каким образом можно доказать, что воздух не пустое место? (Помахать руками перед лицом) И что мы почувствуем? (Прикосновение, хотя веер лица не касался. Значит, между веером и нами есть воздух)

3. Как называется воздушная оболочка Земли? (Атмосфера) – вторая строка левой части таблицы - СЛАЙД

4. Какую роль играет атмосфера на нашей планете? (Защищает от перегрева, переохлаждения, падения метеоритов, космических лучей) - третья строка левой части таблицы – СЛАЙД

5. Сможет ли человек прожить без воздуха? (Нет, воздух необходим для дыхания) - четвертая строка левой части таблицы – СЛАЙД

Итак, вот как много мы знаем о воздухе! – СЛАЙД

А сегодня мы познакомимся с воздухом-незнакомцем…

- Заинтересованно: А что это значит? - И проч .

Удивились? Хотите докажу, что воздух до конца вам не знаком?

- Соглашаются.

Ну вот, например, вопрос – какие еще есть у воздуха свойства? Или – Как человек использует эти свойства помимо дыхания?...

Не знаем.

Это и станет темой сегодняшнего урока: КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ СВОЙСТВА ВОЗДУХА. – правая часть таблицы «Хотим узнать» - СЛАЙД

Начнем…

По ходу урока мы будем заполнять схему – «скелет рыбы», - которая напечатана на листах у вас на столе. А первая парта – имена ребят – будут заполнять схему прямо на компьютере.

Голова нашего скелета – наша сегодняшняя тема. Как она звучит? Записываем в верхний треугольник.

- Записывают шапку: Как человек использует свойства воздуха.

На левых веточках мы будем записывать свойства воздуха, на правых – методы использования этих свойств человеком.

Прозрачную стеклянную бутылочку со вставной трубкой опустим в горячую воду (бутылка может заранее находится в горячей воде) и через 1-2 минуты быстро вынем и опустим трубочкой вниз в стакан с подкрашенной водой. Образуется цветной фонтанчик.

Подумайте – почему образуется фонтанчик?

Объясняю: когда мы опустили бутылочку в горячую воду, воздух в ней нагрелся, расширился и вышел из нее – в бутылке образовалось разряженное пространство – и вода стала поступать внутрь.

Итак, какое свойство воздуха мы наблюдали в этом опыте? (Воздух при нагревании расширяется)

Подобное явление мы часто наблюдаем в жизни. Например, костер. (Над костром тепло, рядом с ним не так – это потому, что теплый воздух, т. к. он легче, поднимается вверх, а холодный – опускается вниз.

А где может быть использовано это свойство? (Полет на воздушном шаре)

Заполните схему: свойство – воздух расширяется при нагревании – и где человек использует это свойство.

- Заполняют верхние веточки «скелета».

О каком природном явлении идет речь в загадке?

Пыль поднимает,

Людей с ног сбивает.

Слышишь его,

Да не видишь его.

Что это такое? (Ветер)

Ветер – это ни что иное, как движение воздуха.

Давайте узнаем, как возникает ветер. – Просмотр видеосюжета.

Участки земной поверхности нагреваются солнцем по-разному, поэтом и воздух нагревается неравномерно. В жарком поясе (на Экваторе), где поверхность Земли нагревается быстро, воздух становится легким и поднимается вверх. Постепенно он перемещается к Северному и Южному холодным полюсам. Достигнув широт умеренного пояса, он охлаждается и опускается вниз. Т. Е. ветер дует от менее нагретого участка к более нагретому.

Что происходит с воздушными массами благодаря ветру? (Ветер переносит тепло и влагу по всей поверхности Земли. Без ветра вся суша превратилась бы в пустыню)

Подумайте, как человек заставляет ветер помогать себе?

- Ответы: ветряные мельницы, двигатели и электростанции, ветер надувает паруса кораблей.

Записываем свойство – движение воздуха – ветер – и как человек использует это свойство.

Плотность воды – 1000 кг/куб. м

Плотность воздуха – 1,29 кг/куб. м

Что плотнее - воздух или вода?

Можно ли опереться на воду? Казалось бы, нет. НО водному лыжнику это удается… т. к. он развивает достаточную для этого скорость.

А можно опереться на воздух?

А если так же, как и в случае с водой, развить достаточную для этого скорость?... Оказывается и это можно. При каких обстоятельствах?

Записываем: свойство воздуха – какое? – и как человек это свойство использует.

- Самостоятельно формулируют и записывают.

А вот теперь поразмышляйте вот над чем: какие варежки теплей – матерчатые или пуховые? Почему звери и птицы (да и люди) надевают к зиме теплые пушистые шубки? Ну или – зачем снегом укрывают кусты, грядки, поля?

- Рассуждают вслух.

- Учебник – стр.26 (2 абзац)…

- Формулируют вместе – воздух обладает еще одним свойством – сохранять тепло, не пропускать холод.

Ищем в тексте – где человек использует это свойство? (рамы в окне, термос, теплые шерстяные вещи) – Заполняем четвертый уровень нашего «скелета».

- Заполняют.

Чтобы познакомиться с еще одним свойством воздуха, проведем опыт, который нам предложили в 3-ем задании, стр.26.

Какой вывод? (стр.27)

Как называется это свойство? (Упругость)

Где человек его использует? (Автомобильные шины, мячи, надувные матрацы)

Заполняем пятый уровень «скелета».

Какой вывод можно сделать после заполнения всей схемы?

Люди научились использовать свойства воздуха. Воздух играет большую роль в жизни человека и других организмов.

Запишем это в нижний треугольник – основании нашего «скелета».

- Записывают.

Теперь посмотрим, что получилось у первой парты, которая работала с компьютером. – через проектор выводится заполненная ребятами схема – проверка.

Все правильно – у остальных должно быть заполнено точно так же. Эти схемы мы вклеим потом в тетрадь.

Мы с вами увидели, что воздух обладает очень важными свойствами, необходимыми человеку, всем живым организмам, всей нашей планете.

Давайте попробуем вместе составить известный нам уже синквейн на эту тему. Пример:

Воздух.

Невидимый, полезный.

Перемещается, расширяется, греет.

Очень интересная и полезная информация.

Жизнь.

Что ж, урок подошел к концу. Спасибо вам ребята, было очень приятно с вами работать. До свидания.

Воздухом называется смесь природных газов - азота, кислорода, аргона, углекислого газа, воды и водорода. Он является первоисточником энергии всех организмов и залогом здорового роста и долгой жизни. Благодаря воздуху в организмах происходит процесс метаболизма и развития.

Воздух в жизни растений и животных

Воздух играет огромную роль в жизни растений. Основополагающими компонентами необходимыми для роста и жизни растений являются кислород, углекислый газ, водные пары и почвенный воздух. Кислород необходим для дыхания, а углекислый газ для углеродного питания.

Кислород жизненно необходим для всего живого. Растения не могут прорастать без насыщения кислородом. В этом элементе нуждаются и корни и листья, и стебли растений.

Углекислый газ проникает в растение путем внедрения через его устьица в среду листа, попадая в клетки. Чем выше концентрация углекислого газа, тем лучше становится жизнь растений.

Воздух способствует осуществлению микробиологических процессов, происходящих в почве. Благодаря этим процессам в почве образуются элементы, необходимые для питания, роста и жизни растений - азот, фосфор, калий и другие.

Также воздух играет особую роль в формировании механических тканей у наземных растений. Он служит им окружающей средой, защищая от воздействия ультрафиолетовых лучей.

Движение воздуха немаловажно для благоприятного роста растений. Горизонтальное движение воздуха иссушает растения. А вертикальное способствует распространению пальцы, семян, а также регулирует тепловой режим на различных территориях.

Животные, как и растения, нуждаются в воздухе. Возраст, пол, размер и физическая активность напрямую связаны с потребляемым количеством воздуха.

Организм животных очень чувствителен к недостатку кислорода. Из-за пониженной кислородной концентрации у животных перестают окисляться потребляемые белки, жиры и углеводы. Это приводит к накоплению вредных токсических веществ в организме.

Кислород необходим для насыщения крови и тканей живого существа. Поэтому при нехватке этого элемента у животных учащается дыхание, ускоряется ток крови, снижаются окислительные процессы в организме, животное становится беспокойным. Длительное отсутствие кислородного насыщения вызывает: мышечную утомляемость, отсутствие болевого фактора, понижение температуры тела и смерть.

Воздух в жизни человека

Воздух является жизненно необходимым фактором для человека. Он разносится кровью по телу, насыщая каждый орган и каждую клетку организма.

Именно в воздухе происходит тепловой обмен человеческого организма с окружающей средой. Суть этого обмена заключается в конвекционной отдаче тепла и испарении влаги их легких человека.

Также воздух выполняет защитную для организма функцию: разбавляет химические загрязнители до безопасной концентрации. Это способствует снижению риска отравления организма химикатами.

С помощью дыхания человек насыщает организм энергией. Атмосферный воздух состоит из множества элементов, но его состав может меняться. Причиной этому служит производственная и техногенная деятельность человека.

Во время выдоха человек возвращает на четверть меньше вдыхаемого кислорода и в сто раз больше углекислого газа. Человеку необходимо ежедневно вдыхать 13-14 м3 воздуха. Содержание кислорода в организме здорового человека практически не меняется. Но если этого элемента не хватает, то в организме происходят сбои, учащается пульс.

Углекислый газ также важен для организма, но в определенных количествах. Повышение концентрации газа вызывает головную боль или шум в ушах.

Кислород способствует избавлению человеческого организма от углекислоты, в которой накоплены яды и токсины. Если человек редко выходит на свежий воздух, поверхностно дышит, или в воздухе содержится малая концентрация кислорода, человеческий организм переносит отравление, приводящее к различным заболеваниям.

Загрязнение окружающей среды атмосферы

В мире существует огромное количество веществ, загрязняющих атмосферу. Эти вещества вырабатываются как человеком, так и самой природой. Источниками, загрязнения атмосферы являются: тепловые электростанции и теплоцентрали, автотранспорт, цветная и черная металлургия, химической производство и другие.

Деятельность человека способствует выбросу золы, сажи, пыли. Также в атмосферу попадают минеральные кислоты, органические растворители.

Природные катаклизмы также выбрасывают в атмосферу различные вещества. При извержениях вулканов, пылевых бурях и лесных пожарах выделяются: пыль, диоксид серы, оксиды азота и углерода.

Отгадайте загадку:

Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

- Пытаются отгадать, отгадывают. Это воздух.

Правильно. А что мы знаем о воздухе?

1. О каких свойствах воздуха говорится в загадке? (Прозрачный, невидим, легкий, бесцветный газ) – первая строка левой части таблицы - СЛАЙД

2. Каким образом можно доказать, что воздух не пустое место? (Помахать руками перед лицом) И что мы почувствуем? (Прикосновение, хотя веер лица не касался. Значит, между веером и нами есть воздух)

3. Как называется воздушная оболочка Земли? (Атмосфера) – вторая строка левой части таблицы - СЛАЙД

4. Какую роль играет атмосфера на нашей планете? (Защищает от перегрева, переохлаждения, падения метеоритов, космических лучей) - третья строка левой части таблицы – СЛАЙД

5. Сможет ли человек прожить без воздуха? (Нет, воздух необходим для дыхания) - четвертая строка левой части таблицы – СЛАЙД

Итак, вот как много мы знаем о воздухе! – СЛАЙД

А сегодня мы познакомимся с воздухом-незнакомцем…

- Заинтересованно: А что это значит? - И проч .

Удивились? Хотите докажу, что воздух до конца вам не знаком?

Соглашаются.

Ну вот, например, вопрос – какие еще есть у воздуха свойства? Или – Как человек использует эти свойства помимо дыхания?...

Не знаем.

Это и станет темой сегодняшнего урока: КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ СВОЙСТВА ВОЗДУХА. – правая часть таблицы «Хотим узнать» - СЛАЙД

Начнем…

По ходу урока мы будем заполнять схему – «скелет рыбы», - которая напечатана на листах у вас на столе. А первая парта – имена ребят – будут заполнять схему прямо на компьютере.

Голова нашего скелета – наша сегодняшняя тема. Как она звучит? Записываем в верхний треугольник.

- Записывают шапку: Как человек использует свойства воздуха.

На левых веточках мы будем записывать свойства воздуха, на правых – методы использования этих свойств человеком.

Прозрачную стеклянную бутылочку со вставной трубкой опустим в горячую воду (бутылка может заранее находится в горячей воде) и через 1-2 минуты быстро вынем и опустим трубочкой вниз в стакан с подкрашенной водой. Образуется цветной фонтанчик.

Подумайте – почему образуется фонтанчик?

Объясняю: когда мы опустили бутылочку в горячую воду, воздух в ней нагрелся, расширился и вышел из нее – в бутылке образовалось разряженное пространство – и вода стала поступать внутрь.

Итак, какое свойство воздуха мы наблюдали в этом опыте? (Воздух при нагревании расширяется)

Подобное явление мы часто наблюдаем в жизни. Например, костер. (Над костром тепло, рядом с ним не так – это потому, что теплый воздух, т.к. он легче, поднимается вверх, а холодный – опускается вниз.

А где может быть использовано это свойство? (Полет на воздушном шаре)

Заполните схему: свойство – воздух расширяется при нагревании – и где человек использует это свойство.

- Заполняют верхние веточки «скелета».

О каком природном явлении идет речь в загадке?

Пыль поднимает,

Людей с ног сбивает.

Слышишь его,

Да не видишь его.

Что это такое? (Ветер)

Ветер – это ни что иное, как движение воздуха.

Давайте узнаем, как возникает ветер. – Просмотр видеосюжета.

Участки земной поверхности нагреваются солнцем по-разному, поэтом и воздух нагревается неравномерно. В жарком поясе (на Экваторе), где поверхность Земли нагревается быстро, воздух становится легким и поднимается вверх. Постепенно он перемещается к Северному и Южному холодным полюсам. Достигнув широт умеренного пояса, он охлаждается и опускается вниз. Т.Е. ветер дует от менее нагретого участка к более нагретому.

Что происходит с воздушными массами благодаря ветру? (Ветер переносит тепло и влагу по всей поверхности Земли. Без ветра вся суша превратилась бы в пустыню)

Подумайте, как человек заставляет ветер помогать себе?

Ответы: ветряные мельницы, двигатели и электростанции, ветер надувает паруса кораблей.

Записываем свойство – движение воздуха – ветер – и как человек использует это свойство.

Плотность воды – 1000 кг/куб.м

Плотность воздуха – 1,29 кг/куб.м

Что плотнее - воздух или вода?

Можно ли опереться на воду? Казалось бы, нет. НО водному лыжнику это удается… т.к. он развивает достаточную для этого скорость.

А можно опереться на воздух?

Нет.

А если так же, как и в случае с водой, развить достаточную для этого скорость?... Оказывается и это можно. При каких обстоятельствах?

Самолеты и вертолеты.

Записываем: свойство воздуха – какое? – и как человек это свойство использует.

- Самостоятельно формулируют и записывают.

А вот теперь поразмышляйте вот над чем: какие варежки теплей – матерчатые или пуховые? Почему звери и птицы (да и люди) надевают к зиме теплые пушистые шубки? Ну или – зачем снегом укрывают кусты, грядки, поля?

- Рассуждают вслух.

Учебник – стр.26 (2 абзац)…

- Формулируют вместе – воздух обладает еще одним свойством – сохранять тепло, не пропускать холод.

Ищем в тексте – где человек использует это свойство? (рамы в окне, термос, теплые шерстяные вещи) – Заполняем четвертый уровень нашего «скелета».

Заполняют.

Чтобы познакомиться с еще одним свойством воздуха, проведем опыт, который нам предложили в 3-ем задании, стр.26.

Какой вывод? (стр.27)

Как называется это свойство? (Упругость)

Где человек его использует? (Автомобильные шины, мячи, надувные матрацы)

Заполняем пятый уровень «скелета».

Какой вывод можно сделать после заполнения всей схемы?

Люди научились использовать свойства воздуха. Воздух играет большую роль в жизни человека и других организмов.

Запишем это в нижний треугольник – основании нашего «скелета».

Записывают.

Теперь посмотрим, что получилось у первой парты, которая работала с компьютером. – через проектор выводится заполненная ребятами схема – проверка.

Все правильно – у остальных должно быть заполнено точно так же. Эти схемы мы вклеим потом в тетрадь.

Мы с вами увидели, что воздух обладает очень важными свойствами, необходимыми человеку, всем живым организмам, всей нашей планете.

Давайте попробуем вместе составить известный нам уже синквейн на эту тему. Пример:

Воздух.

Невидимый, полезный.

Перемещается, расширяется, греет.

Очень интересная и полезная информация.

Жизнь.

Что ж, урок подошел к концу. Спасибо вам ребята, было очень приятно с вами работать. До свидания.

Тема: « Воздух. Как человек использует свойства воздуха»

Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах; узнать, как человек

использует свойства воздуха в своей деятельности, совершенствовать

навык работы с книгой, прививать интерес к предмету.

Оборудование: иллюстрации о способах использования свойств воздуха человеком, шприц, веер, колба с трубкой, учебник.

ХОД УРОКА.

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания.

- Кто или что дует в свисток вскипевшего чайника?

Почему закрытую банку со сгущённым молоком нельзя долго нагревать на огне?

Расскажите о свойствах воды?

3. Сообщение темы и цели урока.

А сегодня мы поговорим о воздухе, об его свойствах, о том из чего состоит воздух и как человек использует в своей деятельности состав и свойства воздуха.

Давайте послушаем барона Мюнхгаузена и ответим на его вопрос: « А может ли такое быть?»

« Как - раз во время похода я оказался посреди большого болота. Запах был ужасный, дышать было просто невозможно. Тогда я завязал свой рот и нос плотной тканью, через которую совсем не проходил воздух. Целых четыре часа я ехал по болоту и не чувствовал никаких запахов. Зато уж пот ом в лесу отдышался.»

/ версии учащихся/

Отгадайте загадку:

« Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится.»

Как назвали воздух в загадке? Почему?

Как можно доказать, что воздух не пустое место? Давайте попробуем доказать это вместе с вами. Перед вами следующие предметы: веер, полиэтиленовый пакет, шприц.

-Помашите перед собой веером. Что вы чувствуете?

Наполните полиэтиленовый мешок воздухом, завяжите и попробуйте смять. Что из этого вышло, почему?

Наполните шприц без иглы воздухом. Зажмите пальцем входное отверстие. Попробуйте передвинуть поршень. Что из этого вышло, почему?

Наполните рот воздухом и, сомкнув губы, нажмите пальцами. Что вы заметили?

Да и человек без воздуха может прожить самое большое 5 минут. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом - воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств.

Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой.

Атмосфера - это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы всё живое.

- работа с учебником /чтение текста/

А теперь ещё раз послушаем барона Мюнхгаузена и ответим на его вопрос: «А может ли такое быть?»

«Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая безветренная погода, и наш замечательный корабль на всех парусах летел к далёким таинственным берегам»

/ версии ответов детей /

Прочитайте загадки:

« Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица»

«Пыль поднимает, людей с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его.»

« Фырчит, рычит, ветки ломает.»

О чём идёт речь?

- работа с учебником./ чтение текста/

Причина образования ветра - различное давление воздушного столба над участками Земли. Ветер дует из области высокого давления в область низкого давления. В атмосфере зарождаются ветры, которые переносят и распределяют тепло и влагу по поверхности Земли. Без ветра не было бы круговорота воды, реки перестали бы течь, а вся суша превратилась бы в пустыню. С давних пор люди использовали силу ветра для путешествий по морю и для работы по хозяйству. Ветряные электростанции- самый « чистый» способ получения электричества: окружающая природа при этом не загрязняется. Метеорологи используют приборы для измерения силы и направления ветра.

ФИЗМИНУТКА.

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, деревцо всё выше, выше.

Послушайте стихотворение « Воздух»

Он прозрачный невидимка, лёгкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой он окутывает нас. Он в лесу - густой, душистый, как целительный настой. Пахнет свежестью смолистой, пахнет дубом и сосной. Летом он бывает тёплым, веет холодом зимой, Когда иней красит стёкла и лежит на них каймой. Мы его не замечаем, мы о нём не говорим. Просто так его вдыхаем-ведь он нам необходим.

В этом стихотворении говорится о составе воздуха и о некоторых его свойствах.

Первыми стали изучать состав воздуха и его свойства Джозеф Пристли и Антуан Лавуазье.

Всего лишь два века назад учёные узнали, что воздух-смесь многих газов, а в основном азота - 78%, кислорода - 21% и углекислого газа -1 %.

Где же применяет человек составные части воздуха? Об этом вам расскажут ребята.

АЗОТ.

Жидкий азот образуется при температуре 196 градусов Цельсия, его используют в медицине. На химических заводах из азота воздуха делают удобрения для растений.

КИСЛОРОД.

Чистый кислород используют для дыхания больных. Им же наполняют акваланги - аппараты для подводного дыхания. Жидкий кислород применяют также для окисления топлива космических кораблей, ведь без кислорода невозможно не только дыхание, но и горение.

УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ.

Углекислый газ, охлаждённый до твёрдого состояния, используют для замораживания продуктов и называют искусственным, или сухим, льдом: он тает при температуре - 78 градусов.

Работа с учебником / чтение текста/ Какими свойствами обладает воздух?

Возьмите в руки листок бумаги и попытайтесь через него разглядеть окружающие вас предметы. Что заметили? А теперь посмотрите в окно и расскажите, что вы видите за окном. Почему это возможно?

Вывод: газы, составляющие воздух прозрачны. Поэтому воздух тоже прозрачен.

Назовите ваш любимый цвет. Можно ли сказать, что воздух красный, синий, фиолетовый? Какого цвета воздух?

Вывод: газы, составляющие воздух, бесцветны. Поэтому воздух бесцветен.

Воздух не имеет запаха.

Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?

В столовой, в аптеке, в парикмахерской частицы веществ смешиваются с частицами

воздуха, и мы ощущаем разные запахи. Но чистый воздух запаха не имеет.

При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Чтобы убедиться в этом, надо проделать опыт.

Опыт 1.

Возьмём колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что вода не входит в трубку - её « не пускает» воздух. Будем нагревать колбу. Вскоре мы увидим, что из трубки стали выходить пузырьки воздуха. Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется.

Опыт 2.

Положим на колбу холодную влажную тряпку. Мы увидим, что вода будет подниматься по трубочке. Воздух как бы уступает воде часть своего места. Это происходит потому, что при охлаждении воздух сжимается.

Узнав об этом свойстве воздуха, люди стали использовать его в воздухоплавании.

Первые воздухоплаватели летали на воздушных шарах, заполненных горячим воздухом. Чтобы он не остыл, во время полёта его приходилось подогревать газовой горелкой. Для снижения горелку выключали.

Работа с учебником / чтение текста/

Воздух обладает низкой плотностью, поэтому плохо проводит тепло. Обратите внимание на цифры:

ПЛОТНОСТЬ ВОЗДУХА 1,29 КГ/КУБ. М.

ПЛОТНОСТЬ ВОДЫ 1000 КГ/КУБ.М.

Что плотнее: воздух или вода? /воздух менее плотный, чем вода/

Можно ли опереться на воду?

- Но водному лыжнику это удаётся сделать, если развить достаточную
скорость.

Можно ли опереться на воздух?

Но если развить большую скорость - оказывается, и на него можно опереться .

Это открытие позволило создать более совершенные летательные аппараты, чем воздушные шары. Именно благодаря малой плотности воздуха по нему можно перемещаться во много раз быстрее.

Работа с учебником /чтение текста/

Зачем птицам перья, зверям шерсть, а нам свитер? Прочитайте следующие утверждения:

- Одежда нагревается от тела.
Одежда нагревает тело.

Какое из этих утверждений неверное?

Благодаря низкой плотности воздух обладает ещё одним замечательным свойством: он плохо проводит тепло. Звери поднимают шерсть, птицы нахохливаются, когда им холодно, а человек надевает мохнатый свитер - всё это для того, чтобы окружить себя воздушной оболочкой, которая плохо проводит тепло. С той же целью в окна вставляют вторые рамы. Стёкла сами по себе не защищают от холода, они лишь удерживают прослойку воздуха.

- работа с учебником / чтение текста/
Воздух обладает упругостью.

Возьмём шприц и поставим его поршень в среднее положение. Крепкозажав пальцем отверстие для иглы, попробуем задвинуть или вытянуть поршень.

Вывод: приложив усилие, воздух можно сжать или растянуть, но он стремится сохранить первоначальный объём. Это свойство называется упругостью .

Автомобильные шины, надувной матрац и футбольный мяч сохраняют упругость накачанного в них воздуха.

- работа с текстом / чтение текста/

4. Итог урока.

О каких свойствах воздуха вы узнали на уроке?

Какие свойства воздуха важны для мяча, одеяла, парашюта?

/ упругость, низкая плотность, умение Давайте попробуем подвести итоги урока.

воздуха расширяться и охлаждаться/

5. Оценки уч-ся.

6. Дом. /задание: с.94- 97.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх