Что такое церковно рыцарский орден. Рыцарские ордены

Духовно-рыцарские (или, как их иногда называют, военно-монашеские) ордена появились сразу же после начала Крестовых походов. Их появление столь же необычно и загадочно, как и сами Крестовые походы. Если же учесть ту огромную роль, которую они сыграли в борьбе за Святую Землю, а также их последующую сколь славную, столь же и трагическую судьбу, то можно с уверенностью сказать, что мы сейчас затрагиваем одну из самых интересных и таинственных страниц истории рыцарства.

Если в эпоху Средневековья рыцарство и в самом деле воспринимали как путь к Спасению, то, наверное, ни в одном другом рыцарском учреждении эта идея не была выражена столь ярко, как в этом. Членом духовно-рыцарского ордена становился рыцарь, который приносил три монашеских обета: нестяжания, послушания и целомудрия. Вступая в орден, рыцари часто делали в него богатые вклады. Им запрещалось иметь жен, и еще они должны были подчиняться строгой воинской дисциплине. Все это вместе и в самом деле превращало жизнь членов орденского братства в настоящий, суровый подвиг.

Впрочем, помимо духовно-рыцарских орденов в истории рыцарства существовали и другие образования орденского типа. Вообще рыцарские ордена можно разделить на три категории:

Ÿ духовно-рыцарские ордена, действовавшие по большей части во время Крестовых походов (главнейшие из них – орден тамплиеров, орден иоаннитов-госпитальеров, Тевтонский орден и др.);

Ÿ почетные рыцарские ордена, носившие вполне светский характер и имевшие целью награждение личных заслуг, а не особенную какую-либо деятельность (орден Подвязки, орден Золотого Руна и др);

Ÿ вымышленные и легендарные рыцарские ордена, известные только в литературе (например, орден короля Артура, известный под именем братства рыцарей Круглого Стола).

История почетных светских орденов составляет важную часть рыцарской культуры. Их расцвет приходится на XIV-XV вв., когда в Европе стал набирать темп процесс всеобщей секуляризации. Если духовно-рыцарские ордена находились в подчинении у папы Римского, то почетные ордена имели главой обычно короля или герцога и служили орудием укрепления их личной власти в противовес власти папы. Светские ордена – очень интересная тема, напрямую касающаяся истории рыцарства, но ее рассмотрение лежит уже за рамками «Апологии».

Немного из истории духовно-рыцарских орденов

После первого Крестового похода, когда крестоносцам удалось отвоевали Антиохию и Иерусалим , возникла потребность в постоянной защите новых латинских государств, образованных на Востоке, от арабов и турок. Этой цели – защите Святой Земли – посвятили себя два рыцарских ордена: орден тамплиеров и орден госпитальеров. Ниже приводится краткая история этих двух орденов, а также история Тевтонского ордена – как третьего наиболее могущественного и известного рыцарского ордена, история которого затрагивает, в частности, и историю Древней Руси.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ТРЕХ НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫХ ДУХОВНО-РЫЦАРСКИХ ОРДЕНОВ

Ÿ Орден тамплиеров . Основан в 1119 году для охраны паломников, путешествовавших по Палестине, но уже через несколько лет орден начинает военные действия в Палестине против мусульман. Штаб-квартира ордена находится в Иерусалиме, близ бывшего храма Соломона. Отсюда происходит название ордена – тамплиеры, или храмовники (le temple , фр. – храм). В 1129 г. орден получает признание на церковном соборе в г. Труа. Папа Гонорий II утверждает устав ордена. Начинается активная боевая деятельность ордена как в Палестине, так и на других театрах военных действий, например, в Испании (с 1143 г.). Орден получает помощь из самых разных стран Европы, имеет многочисленные отделения в Европе, владеет землями, ведет финансовые операции. В 1307 г. по приказу французского короля Филиппа IV Красивого во Франции в одну ночь арестовывают всех рыцарей-тамплиеров. После суда над тамплиерами в 1312 г. орден ликвидируется указом папы Климента V. В 1314 г. в Париже сжигают на костре последнего великого магистра ордена Жака де Моле.

Ÿ Орден иоаннитов-госпитальеров . Братство иоаннитов основывается еще до Первого Крестового похода при госпитале св. Иоанна Милостивого в Иерусалиме (отсюда и название ордена). Целью братства являлась помощь бедным и больным пилигримам. Имеет широкую сеть приютов и больниц как на Востоке, так и в Европе. После Первого Крестового похода берет на себя также функции военной защиты латинских государств от «неверных». Штаб-квартира располагается в Иерусалиме. После потери Иерусалима и вытеснения крестоносцев из Палестины госпитальеры основывают штаб-квартиру на о. Родос (с 1311 г.). В 1522 турки осаждают и захватывают о. Родос. Госпитальеры покидают о. Родос. В 1530 г. император Священной Римской империи Карл V предоставляет госпительерам о. Мальту возле Сицилии. Орден получает новое название – Мальтийский орден. Госпитальеры строят мощный флот и активно участвуют в военно-морских операциях против турок в Средиземноморье. В 1792 г. во Франции в ходе революции конфискуется имущество ордена. В 1798 г. французские войска во главе с Наполеоном Бонапартом захватывают Мальту и изгоняют оттуда госпитальеров. Мальтийский орден под покровительство берет Павел I, который учреждает Мальтийский крест – высшей наградой Российской Империи. После смерти Павла I в 1801 г. орден лишается покровительства в России, а с 1834 г. обретает постоянную резиденцию в Риме. В настоящее время члены ордена занимаются оказанием медицинской и иной помощи больным и раненным.

Ÿ Тевтонский орден . Вырос из братства при германском госпитале. Датой основания ордена считается 1199 г. В 1225 г. Тевтонский орден приглашают в Пруссию, куда и переносится его штаб-квартира. С 1229 орден начинает завоевание Пруссии, и с тех пор эта задача становятся главной в его деятельности. Прием рыцарей ведется в основном только с немецких земель. В 1237 г. происходит объединение Тевтонского ордена с орденом Меченосцев, после чего начинает также завоевание Ливонии. В 1242 г. орден терпит поражение на Чудском озере от Александра Невского. В 1245 г. орден получает разрешение на ведение «непрерывного» Крестового похода в Пруссии. В 1309 г. орден переносит свою штаб-квартиру в Пруссию, в г. Мариенбург. В 1410 г. войска Тевтонского ордена терпят поражение в битве при Грюнвальде от соединенных сил поляков, литовцев, чехов и русских. В 1466 г. при заключении Торуньского мира Тевтонский орден признает себя вассалом Польского королевства. В 1525 г. гроссмейстер Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский переходит в лютеранство, а на территориях ордена образуется светское государство Пруссия.

Помимо перечисленных выше орденов, наиболее известных современному читателю, в Европе возникали также другие, менее известные военно-монашеские ордена. Вот один пример. Мало кто знает, что помимо ордена Меченосцев, основанного в 1202 г. в Ливонии при поддержке епископа Альберта, в это же время существовал еще и Добринский орден, основанный в 1228 г. в Пруссии по инициативе епископа Прусского Христиана и польского князя Конрада Мазовецкого. Впоследствии, в 1230-е гг. Добринский орден, как и орден Меченосцев вошел в состав Тевтонского ордена. И таких примеров можно привести множество. В одной только Испании в XII в. было учреждено шесть военно-монашеских орденов – орден Калатравы (1158), орден Сантьяго (1170), орден Монтегаудио (ок. 1173), ордена Авиш и Алькантара (ок. 1176) и орден Сан-Хорге-де-Альфама (ок. 1200). Кто о них знает или слышал среди моих читателей хоть что-нибудь?

Однако среди всего этого множества орденов только два ордена имели интернациональный статус – орден тамплиеров и орден госпитальеров. Остальные были чисто национальными орденами – например, Тевтонский орден был чисто немецким. Именно поэтому история этих двух орденов особенно интересна. Хотя ими история духовно-рыцарских орденов, разумеется, не ограничивается – это целая и весьма обширная страница в истории Средневековья.

Почему и как возникли духовно-рыцарские ордена

Возникновение духовно-рыцарских орденов считают одной из загадок Средневековой истории. Вот, что пишет на этот счет британский историк Алан Фори:

Дошедшие до нас источники не объясняют причин трансформации монашеских и благотворительных организаций в военно-монашеские ордена. Очевидно, пример был предоставлен тамплиерами, но непонятно, почему ему следовали. В некоторых случаях прослеживаются действия конкретных лиц: так, милитаризация общества св. Фомы Акрского может быть отнесена к инициативе епископа Винчестерского Питера де Роша, приехавшего на Восток в то время, когда обитель черного духовенства находилась в состоянии упадка. Но могли быть и другие причины. В частности, среди членов этих организаций (кроме св. Фомы Акрского) наверняка были люди, способные держать в руках оружие, и вполне возможно, что к ним обращались за военной помощью в связи с постоянным недостатком военной силы у поселенцев на Святой Земле.

Однако эта загадочность имеет ту же природу, что и все Крестоносное движение в целом. Если понять идею и сам дух Крестовых походов, равно как и всего рыцарства в целом, то возникновение духовно-рыцарских орденов становится вполне понятным и объяснимым явлением. Ордена стали наивысшим воплощением идеи рыцарского благочестия – соединения религиозности и христианского благочестия с воинской доблестью и стремлением к мирской славе. Для основной массы рыцарства участие в Крестовых походах были сравнительно редким явлением. Для членов духовно-рыцарских орденов это участие было постоянным и непрерывным действием, составлявшее всю суть и смысл их деятельности.

Надо сказать, что идея духовно-рыцарского ордена не сразу получила признание. У нее имелись свои противники, которые обычно выступали и против идеи самих Крестовых походов в целом. Да и в самом ордене не все были уверены в легитимности, т. е. законности деятельности ордена. Об остроте полемики судить по книге св. Бернара Клервоского, который изложил свои аргументы защиту духовно-рыцарских орденов в сочинении «De laude novae militae». Несмотря на все возражения и сомнения, в церковных кругах орден быстро заручился поддержкой, что нашло отражение на церковном соборе в Труа, где орден получил легитимный статус. Папа Гонорий II лично утвердил устав ордена, после чего этот устав стал образцом для всех прочих западноевропейских орденов.

Духовно-рыцарские ордена являлись авангардом и самой надежной опорой Крестоносного движения. Следует отметить, что в целом рыцарское войско было не очень дисциплинированным. Часты были случаи неподчинения, нарушения воинской дисциплины – в том числе и на поле боя. Для членов ордена это было недопустимым явлением. Алан Фори в другом месте продолжает:

Несмотря на то что рыцарей-монахов было сравнительно немного, за свою храбрость они пользовались уважением даже противников (особенно на Востоке). Братья представляли собой силу более дисциплинированную и организованную, чем многие светские воинские части. Тамплиеры следовали строгим правилам поведения в военном лагере и на марше, и, конечно, братья всех орденов были связаны обетом послушания, нарушение которого грозило суровой карой. На­казанием за дезертирство в бою было исключение из орденов, а в ордене тамплиеров за атаку без разрешения провинившихся отстраняли от жизни ордена на определенный срок. Конечно, угроза наказания не могла исключить все случаи неповиновения, но многие исследователи крестоносного движения разделяют точку зрения великого магистра ордена тамплиеров Жака Бернара де Моле (), который счи­тал, что тамплиеры, благодаря обету послушания, превосходят остальные войска. Некоторые ученые видят преимущество рыцарских орденов на Востоке еще и в том, что они, постоянно там находясь, обладали большим опытом местной войны, в отличие от прибывавших с Запада крестоносцев.

На Востоке, тамплиеров и госпитальеров, конечно, уважали за храбрость, но вместе с тем люто их ненавидели. Если арабам удавалось захватить в плен крестоносцев, они готовы были их еще отпустить в обмен на выкуп или других пленных арабов. Но если им в руки попадались тамплиеры или госпитальеры, их всех немилосердно придавали смертной казни.

Уничтожение ордена тамплиеров

Из двух главнейших орденов Европы наиболее длительную историю имеет орден госпитальеров. Орден же госпитальеров был ликвидирован по инициативе французского короля Филиппа IV Красивого и с благословения папы Климента V в начале XIII века. Вот что об этой истории пишет Алан Фори:

В октябре 1307 года (тогда штаб-квартира ордена находилась на Кипре) тамплиеры во Франции были неожиданно арестованы по приказу короля Филип­па IV. Их обвинили в том, что во время вступительных церемоний кандидатов заставляли отрекаться от Христа, плевать на крест и непристойно себя вести; помимо этого им вменялись в вину содомия и идолопоклонство. Папа Климент V сначала протестовал против дей­ствий Филиппа, но после того, как магистр тамплиеров Жак де Моле и другие тамплиеры признали справедливость наиболее тяжких обвинений, он приказал всем западноевропейским правителям арестовывать членов ордена и конфисковывать их имущество. И только в Арагонском королевстве исполнители папского приказа столкнулись с трудностями: тамошние тамплиеры укрылись в своих замках и ока­зали сопротивление (нескольким замкам удалось продержаться больше года).

В начале 1308 года расследование дел ордена приостановилось из-за трений между папой и королем Филиппом, но к 1311 году в дело вступила инквизиция. В результате во Франции и в некоторых областях Италии большинство тамплиеров признали обвинения справедливыми, парижский парламент признал их вину доказанной, и рыцари, обвиненные в ереси, вместе со своим великим магистром Жаком де Моле были осуждены на смерть и сожжены на костре. Однако на Кипре, в Арагонском королевстве, Кастилии и Португалии у тамплиеров никаких признаний вырвать не удалось, а в Англии только три тамплиера признались в том, в чем их обвиняли. Окончательно судьба ордена решилась на Вьеннском соборе, созванном в конце 1311 года. Прибывшим собор тамплиерам, желавшим выступить в защиту своего ордена, слова не дали, несмотря на то что многие прелаты хотели их выслушать. 22 марта 1312 года, через два дня после прибытия на собор короля Филиппа, Климент объявил об упразднении ордена.

Суд над тамплиерами и тяжкие обвинения, выдвинутые в их адрес, нанесли тяжелый урон Крестоносному движению. После этого Крестовые походы уже явно пошли на спад, хотя и до этого прежнего горения освобождать Святую Землю от мусульман в Европе уже не наблюдалось. Суд над тамплиерами был важен потому, что именно они были первыми в истории рыцарями-монахами. На устав ордена тамплиеров равнялись все прочие духовно-рыцарские ордена. В виду этого этот орден можно было бы назвать Орденом №1. Ликвидация ордена тамплиеров в значительной степени поколебала веру в саму идею Крестовых походов и той миссии, которую осуществляла на Востоке объединенная христианская Европа. Ослабление этой веры стала одной из причин усиления процессов секуляризации на Западе.

Что же случилось? Неужели тамплиеры в самом деле отступили от Христа и тем самым в глазах всего Христианского мира стали преступниками и предателями того дела, которое возглавляли? Алан Фори продолжает:

С самого времени суда над тамплиерами не прекращались споры о том, насколько обоснованными были выдвинутые против них обвинения и почему Филипп IV решил уничтожить орден. Трудно поверить, что тамплиеры действительно были виновны во всех тех преступле­ниях, в которых их обвиняли. Ведь даже во Франции, где тамплиеров схватили совершенно неожиданно, не было обнаружено никаких вещественных доказательств - ни идолов, ни текстов тайных уставов. Более того, признания обвиняемых не вызывают доверия - они непоследовательны, неубедительны, никто из рыцарей даже не пытался объяснить или оправдать те действия, в которых их обвиняли. Похоже, что тамплиеры признавались в том, в чем виновны не были, то есть возводили на себя напраслину. Некоторые из них потом отказались от своих слов и от раскаяния, но это уже никому не помогло, и их все равно сожгли как впавших в ересь вторично. Если бы орден действительно впал в ересь, да еще задолго до ареста его членов, вряд ли бы это осталось незамеченным. Надо также иметь в виду, что обвинения, выдвигавшиеся против тамплиеров, не отличались оригинальностью - ранее в том же обвиняли сторонников различных ересей и мусульман. К тому же признания были вырваны у тамплиеров под жестокими пытками, которыми в совершенстве владела средневековая инквизиция.

Что же, возможно и так. Во всяком случае, исследователи в большинстве случаев склоняются к мысли, что орден тамплиеров был разгромлен совершенно напрасно. Действия же Филиппа IV они объясняют просто его желанием завладеть имуществом и финансовыми средствами ордена. Кроме того, орден подчинялся напрямую папе Римскому, а французском королю такая мощная военизированная папская организация на его территории была явно нежелательной. Однако не все так было просто. Тот же Алан Фори замечает, что обвинение ордена в ереси было не самым лучшим и удобным для французского короля путем решения указанных проблем. Ведь суд над орденом принадлежал бы в этом случае папе. Скорее всего, Филипп IV в самом деле поверил слухам, ходившим об ордене, и потому решился на столь радикальный шаг, как арест всех рыцарей-тамплиеров в одну ночь.

Рассуждая о тамплиерах, не следует забывать, что многие из них был выходцами из аристократических семей Прованса и Лангедока – южных областей Франции. И именно это послужило причиной их большой симпатии к катарами, обосновавшихся в Лангедоке и Тулузском графстве. Когда французской король Филипп II Август начал Первую Альбигойскую войну с благословения папы Иннокентия III, орден тамплиеров официально занял нейтральную позицию в этом конфликте. На призывы Иннокентия III присоединиться к французским войскам тамплиеры заявили, что не считают это вторжение в Тулузское графство «настоящим» Крестовым походом и потому не намерены в нем участвовать. Неофициально же командорства ордена, расположенные в Лангедоке, давали прибежища катарам и даже защищали их от крестоносцев. Более того, в 1213 г. тамплиеры с оружием в руках участвовали в битве при Мюре, выступая на стороне катар.

Катары видели в тамплиерах своих защитников и единственный способ своего спасения. Неудивительно поэтому, что они в массовом порядке стали вступать в ряды ордена. Более того, родовитые катары стали занимать руководящие посты в южнофранцузских орденских общинах и даже входить в состав высшего правления ордена. Именно здесь надо искать, по-видимому, причины труднообъяснимого обряда отречения от Христа, когда новопосвященный должен был плюнуть на крест. Это было связано с учением катаров, которые, отрицая Божественную сущность Христа и признавая его всего лишь боговдохновенным пророком, считали крест не объектом для поклонения, а просто орудием казни. Они также отрицали также поклонение иконам, считая это идолопоклонством.

По-видимому, к началу XIII века ересь пустила в ордене уже очень глубокие корни. И французский король увидел в тамплиерах тех же самых противников, с которыми воевал его предок – Филипп II Август. Тем более, что тамплиеры обладали несравненно большим могуществом, чем граф Тулузский – в их руках были сосредоточены огромные финансовые средства. Орден активно занимался финансовыми и банковскими операциями на всей территории Европы и части Востока. В этих условиях тамплиеры могли представлять собой уже общеевропейскую угрозу, против которой и выступил французский король. Однако, по-видимому, не все тамплиеры были вовлечены в ересь. В отступничестве от Христа сознались в основном французские рыцари во главе со своим магистром Жаком де Мале. Тамплиеры же в других странах – на Кипре, в Арагонском королевстве, Кастилии, Португалии и даже в Англии (за исключением трех тамплиеров), – ни в чем таком сознаваться не желали. Следовательно, орден еще можно было как-нибудь сохранить. Но инквизиция не стала разбираться в деталях – орден был ликвидирован, а Жак де Моле сожжен в 1314 г. на костре.

Дальнейшая история духовно-рыцарских орденов

Несмотря на ликвидацию ордена тамплиеров, другие духовно-рыцарские ордена продолжают свою активную военную деятельность. В то самое время, когда во Франции шел суд над тамплиерами, госпитальеры, вытесненные из Палестины, переносят свою штаб-квартиру на о. Родос (1311 г.). С этого времени начинается двухсотлетний период их активных боевых действий в защиту острова. С потерей Родоса (1522 г.) штаб-квартира ордена переносится на о. Мальту, после чего орден получает название Мальтийского. Все это время, вплоть до XVIII века орден госпитальеров продолжает оставаться могущественной и весьма активной военной организацией. Более того, он является главным военным форпостом в борьбе христианских государств с Османской империей. В рядах госпитальеров служат опытные, закаленные в боях воины. Орден располагает мощным военным флотом, который ведет активные боевые операции против турок на всем Средиземноморье.

Эта живучесть ордена не может не вызывать удивления у историка. В то время как Тевтонский орден и испанские духовно-рыцарские ордена в XVI веке претерпевают коренные преобразования, госпитальеры не только формально сохраняют свой устав, но и на деле продолжают традиции Крестоносного движения. У меня нет возможности описывать всю историю Мальтийского ордена, хотя она очень интересна и многогранна. Я коснусь только той истории, которая связывает Мальтийский орден с историей России и именем Императора Павла I. Вот как описывает последние годы активной деятельности Мальтийского ордена в Средиземноморье британский историк Энтони Латрел:

Век просвещения и появление масонства оказали влияние и на Мальтийский орден. Эти новые веяния усилили недовольство рыцарей старым режимом. Магистры все чаще ссорились с епископами, папскими инквизиторами и представителями мальтийского населения и клира. Прекрасно управляемые поместья и леса трех французских провинций поставляли половину иностранных доходов ордена, что обеспечивало французам первые места в администрации. По мере того как военные функции ордена сводились к нулю, а доходы таяли, орден пытался принимать отчаянные меры – союзы с американцами , русскими или англичанами, основание эфиопской компании, создание польского приорства, покупку поместий в Канаде, приобретение Корсики; в 1651 году орден купил три острова в Карибском море, но уже в 1665 году должен был их продать.

В 1775 году на Мальте вспыхнуло восстание под руко­водством местного мальтийского духовенства, которое было поддер­жано сельским населением, доведенным до нищеты дурным управле­нием. Великий магистр Роган () прилагал все усилия для того, чтобы поднять угасший воинский дух в ордене, усовершенствовать администрацию и суд, увеличить доходы. В 1776 году он в последний раз созвал высшее законо­дательное учреждение ор­дена - генеральный капи­тул, которым в 1779 году был издан кодекс законов Мальтийского ордена. Но старания Рогана пропали даром. В 1792 году Нацио­нальная ассамблея Фран­ции конфисковала фран­цузское имущество ордена, а 12 июня 1798 года Маль­та без боя сдалась Напо­леону. Из бывших тогда на острове трехсот трид­цати братьев двести были французами, и многие из них были готовы к сопро­тивлению, но госпиталье­ры-испанцы отказались сражаться, твердого воен­ного руководства не было, а магистр побоялся пред­принять какие-либо реши­тельные меры, опасаясь на­родных беспорядков.

Пос­ле сдачи острова рыцари обвинили магистра Ферди­нанда фон Гомпеша в из­мене и сместили его с дол­жности. 16 декабря того же года великим магистром был избран российский им­ператор Павел, и резиден­ция ордена (конвент) была перенесена в Санкт-Петер­бург, после чего в Кронш­тадте начали снаряжать флот для возвращения Мальты. Однако после смерти Павла Александр I отказался от звания великого магистра, а потом и вовсе упразднил орден на российской земле. Постепенно орден стал терять свои земли и в других странах, и в 1834 г. капитул ордена был перенесен в Рим. С тех пор судьба Мальтийского ордена тесно связана с историей папского престола.

С потерей о. Мальты госпитальерами завершается фактически и история Крестоносного движения. Крестовые походы уходят в прошлое вместе со Старым Режимом – европейской системой королевского правления, – на разрушение которого и была направлена Великая французская революция. Символично то, что госпитальеров с Мальты изгоняет не кто-нибудь, а именно Наполеон Бонапарт – будущий французский император, который правил, опираясь уже не на дворянство и духовенство, а на совершенно новые национальные структуры, созданные в ходе Французской революции (бюрократию , буржуазию , военных и пр.).

Энтони Латрел в приведенном отрывке кратко упоминает о масонстве в связи с историей Мальтийского ордена. Это позволяет нам перейти к следующей главе, где будет поставлен следующий вопрос: что такое масонство и каким образом оно связано с рыцарством? И другой, частный вопрос: не являлись ли конкретно Мальтийские рыцари – масонами, и не был ли сам Павел I – масоном?

История Крестовых походов. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – С. 219-220

История Крестовых походов. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – С. 230-231

История Крестовых походов. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – С. 249

Катары-альбигойцы – участники еретического движения в южной Франции XII-XIII вв. Катары подозревались в учении о дуализме (мир есть арена борьбы двух равных начал – добра и зла, бога света и бога тьмы), отвержении догматов о Святой Троице, Воскресении Христовом, Таинств причащения и брака. Это учение было вариантом ереси манихейства, которое проникло во Францию с Востока. Одним из центров катаров во Франции стал г. Альби, откуда происходит название секты. К началу XIII века ересь захватило практически весь юг Франции – от простых ремесленников и крестьян до высшей аристократии. Так, например, граф Раймон IV Тулузский открыто покровительствовал еретикам. Катарская ересь была полностью искоренена во Франции в ходе Альбигойских войн ().

История Крестовых походов. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – С. 404-406

10 января 1430 года был учрежден рыцарский орден Золотого руна. Некоторые древние ордена, появившиеся еще в Средние века, сохранились до сих пор. Как и прежде, ими награждаются в основном крупнейшие государственные деятели и военачальники. Мы расскажем о пяти старейших рыцарских орденах, которые существуют и в настоящее время.

Орден Золотого руна

Орден Золотого руна, или «Знак Гидеона» , — рыцарский орден, учрежденный Филиппом III Добрым, герцогом Бургундским, в 1430 году, в день своей свадьбы с принцессой Изабеллой Португальской. Это династический орден, одна из самых древних и почетных наград Европы. Среди награжденных орденом были такие императоры как Наполеон, Александр I, Николай II и другие.

Статут ордена существует по сей день в двух ветвях (испанской и австрийской) и награждать испанской ветвью имеет право король Испании Хуан Карлос I, а австрийской — старший сын Отто фон Габсбурга — Карл Габсбург-Лотринген.

Орден Слона

Орден Слона — высшая национальная награда Дании. Древняя легенда повествует, что во время одного из крестовых походов датские рыцари одержали победу над сарацинами, сражавшимися на боевых слонах. В память о встрече с этим исполинским животным и в честь одержанной победы в 1190 году в Дании был учрежден орден Слона.

На международном языке эмблем слон символизирует мудрость, справедливость, великодушие и другие благородные качества. Слон, в частности, присутствует на эмблеме Республиканской партии США.

Датский орден Слона имеет самый оригинальный знак из всех наград мира. Все другие орденские знаки являются плоскими, чтобы одной своей стороной они могли плотно прилегать к одежде. Знак ордена Слона представляет собой миниатюрную объемную скульптурку: слон, покрытый белой эмалью и украшенный бриллиантами, несет на спине боевую башенку, которая, в свою очередь, является основанием кольца. Перед башенкой сидит черный погонщик.

Кавалерами ордена Слона были Петр I, князь Александр Меньшиков, Шарль де Голль, Уинстон Черчилль, Бенито Муссолини и другие.

Орден Подвязки

Благороднейший орден Подвязки — высший рыцарский орден Великобритании, который является одним из старейших орденов в мире.

Орден учрежден королем Эдуардом III 23 апреля 1348 года во славу Бога, Пресвятой Девы и св. мученика Георгия, покровителя Англии, с целью «соединить некоторое число достойных лиц для совершения добрых дел и оживления военного духа».

Существует ряд легенд о происхождении ордена, известнейшая связана с графиней Солсбери. Во время танца с королем она уронила подвязку и окружающие засмеялись, король же поднял подвязку и повязал ее на собственную ногу со словами: «Honi soit qui mal y pense» (в переводе с французского: «Пусть стыдится подумавший плохо об этом»), ставшими девизом ордена.

В России рыцарями ордена Подвязки становились Александр I, Николай I, Александр II, Александр III и Николай II. В числе современных рыцарей ордена числились бывшие премьер-министры Великобритании Эдвард Хит, Маргарет Тэтчер и Джон Мейджор.

Орден чертополоха

Древнейший и благороднейший орден Чертополоха — рыцарский орден, связанный с Шотландией. Его изначальная дата основания точно неизвестна, но король Шотландии Яков VII учредил современный орден в 1687 году. Орден состоит из суверена и шестнадцати рыцарей и леди, а также некоторое количество экстрарыцарей (членов британской королевской семьи и иностранных монархов).

Основная эмблема ордена — чертополох, национальный символ Шотландии. Девиз ордена Nemo me impune lacessit (лат. «Никто не тронет меня безнаказанно»); этот же девиз стоит на королевском гербе и на некоторых фунтовых монетах.

В настоящее время сувереном ордена является Елизавета II, королева Великобритании.

Орден Башни и Меча

Военный орден Башни и Меча, Доблести, Верности и Заслуг — португальский рыцарский орден, основанный в 1459 году королем Афонсу V.

Орден вышел из употребления и был восстановлен только в 1808 году принцем регентом Жуаном (будущий король Португалии Жуан VI) в честь благополучного прибытия португальской королевской семьи в Бразилию, после того как Наполеон вторгся в Португалию. Орденом могли быть награждены и португальцы, и иностранцы-католики, орден вручался за военные и гражданские заслуги. В 1832 году португальский король Педру IV реформировал орден, после чего он стал называться Древнейший Наиблагороднейший Орден Башни и Меча, Доблести, Верности и Заслуг.

Среди кавалеров Ордена — Александр III, испанский диктатор Франко, королева Великобритании Елизавета II.

Радуйтесь! Рыцарей больше нет!

Мир и спокойствие вашему дому...

А. Белянин

Понятие "рыцарский орден", а уж тем паче "духовный рыцарский орден" однозначно ассоциируется со Средними веками. Крестовые походы, распространение истинной веры проверенным методом "огнем и мечом", рыцари-братья в кольчужных комбинезонах с характерными накидками-коттами... Знакомо, да?)

Однако рыцарство вовсе не ушло окончательно в прошлое. Да, оно сильно изменилось, в корне пересмотрело свои взгляды и род занятий, но тем не менее - да возрадуются романтичные души! - оно сохранилось. Многие христианские рыцарские ордена сохранились до нашего времени. В них при желании даже можно вступить, правда, придется принять католичество...)

Итак, какие же ордена рыцарей существуют в наше время?

1. Странноприимный орден (Госпитальеры)

Начнем, пожалуй, с одного из самых древних и знаменитых рыцарских орденов, чья история была необычайно бурной и интересной. Это - госпитальеры. Они же - иоанниты. Они же - мальтийцы, "рыцари с Мальты".

Фирменный знак ордена - белый крест на черном фоне.

Орден был основан в Святой Земле (в Палестине) в 1099 году изначально как госпиталь для уставших и раненых пилигримов и обычных светских рыцарей. Но в результате более чем успешных результатов Первого крестового похода он превратился в могущественную боевую организацию, крепко спаянную железной дисциплиной, подкрепленной правом на долю в добыче.

Смыслом существования Ордена Святого Иоанна стала защита Святой Земли и борьба с мусульманами. Шло время, позиции христиан на Ближнем Востоке слабели, завоеванные королевства гибли одно за другим, но иоанниты держались. Отступали перед превосходящими силами противника - но держались.

После окончательного поражения крестоносцев на Ближнем Востоке госпитальеры передислоцировались на Кипр. Затем - на Родос. Потом на Мальту, которая и стала их домом на несколько столетий. Все это время рыцари-иоанниты были сущим проклятием для турецких кораблей и вечной костью в горле у султанов Блистательной порты.

Половина награбленного у турок шла в казну Ордена, а вторая - в казну Папского престола, чему Папы, надо думать, были несказанно рады.

Госпитальеров выгнал с Мальты не кто другой, как Наполеон. Рыцари, лишившиеся дома, флота, армии и всех источников дохода, разбрелись по белу свету. Довольно большую группу госпитальеров-мальтийцев принял в Петербурге знаменитый император-романтик Павел Первый, за что был удостоен звания великого магистра ордена (!), хотя не являлся католиком. Папский престол это назначение, кстати, так и не признал.

В настоящее время орден святого Иоанна вновь вернулся на Мальту, хотя больше не правит ею. Капитулы ордена расположены во многих европейских государствах, хотя большей частью - такой вот казус судьбы - уже являются протестантскими.

Иоанниты нашего времени вернулись к своим изначальным занятиям - благотворительности, организации и обустройстве больниц, и т.п., умело совмещая все это с зарабатыванием денег. Опыт тысячелетий-то не пропьешь...))

2. Тевтонский орден

Да-да, вы не ослышались. Именно тевтонский орден. Тевтоны вовсе не были уничтожены под корень в 1242 году на Чудском озере, как многие думают. Они еще лет 200 после этого ухитрялись поддавать жару, в основном собачась с поляками. Но обо всем по порядку...)

Рыцарь-тевтон. Почти как госпитальер, только наоборот - черный крест на белой котте

Тевтонский орден - точнее, "орден дома святой Марии Тевтонской" - был основан как подразделение госпитальеров в 1190 году, руководившее больницей в Акре. Шел Третий крестовый поход - неудачный, провальный, и руководство ордена (хотя тогда еще - всего лишь лазарета для раненых) поняло, что "пора бечь". И сбежало, свернув дела, в Германию (тогда - север Священной Римской империи германской нации).

Вскоре после этого тевтонцы были признаны Папой как самостоятельное духовно-рыцарское объединение. Им пожаловали земли в городке Эшенбах, а через столетие под власть ордена перешел и знаменитый впоследствии Нюрнберг.

Интерес Тевтонского ордена состоит в том, что это был один из немногих чисто национальных духовно-рыцарских орденов. В нем состояли только немцы, тогда как в большинстве других служил чистый интернационал.

Задачей тевтонцев была борьба с пруссами, тогда еще - чистыми дикарями-язычниками. И орден показал себя так хорошо, что пруссы были за 100 (примерно) лет нивелированы под корень. Не стало пруссов, остались пруссаки, как подвид немцев.

И орден озадачился. Цель существования была достигнута. Проблема! Язычники кончились! Слишком хорошо сработали, господа, надо было хоть пару штук на развод оставить... А теперь - да кому мы нужны?

И орден закуклился сам в себе. От потери смысла существования стал вырождаться. Попробовал было повоевать с Литвой и Польшей, пару раз выиграл, пару раз качественно получил по шее и пригорюнился. Язычников не было. Наезжать на собратьев по вере ляхов дальше было откровенно не с руки, Папа, сидючи на престоле в далеком Риме, начинал коситься неодобрительно. Дальше на Восток сидели новгородцы, хоть и христиане, но еретики. Но зато и сами мастера раздавать люлей, вот хоть у шведов спросите. А потом завелись московиты - эти вообще звери оказались.

И в 1525 году последний великий магистр тевтонов, Альбрехт Гогенцоллерн, задружившись с Мартином Лютером, впал в протестантизм. Он натурально, не хуже Березовского приватизировал земли ордена,"перевелся" из великих магистров в герцоги и запродался в вассалы к польскому королю. Польша тогда была в силе.

Новое герцогство, ставшее миной замедленного действия для польской короны, и получило название Пруссия... В будущем оно станет королевством и соберет вокруг себя все остальные германские земли.

Но как же существование в наше время? А очень просто. В 1834 году Тевтонский орден был возрожден. Сейчас его штаб-квартира находится в Вене, и в нем числятся многие современные западные бизнесмены. Основная сфера деятельности - благотворительность.

Да, по факту это больше не рыцари, увы... Но де-юре Тевтонский орден существует.

3. Орден святого Гроба Господня Иерусалимского

Тоже один из древнейших орденов, созданный прямым указом Папы в 1099 году, во время Первого (и единственного по-настоящему удачного) Крестового похода. Изначальная цель - охрана Гроба Господня от немытых сарацин, чтоб не лезли, понимаешь, к нему грязными лапками - мало ли где они ими ковырялись...)

Задачей ордена Гроба Господня до сих пор является миссионерская деятельность на Ближнем Востоке, в основном в Палестине и в Сирии. Современные рыцари Ордена Гроба Господня занимаются сохранением и развитием католической веры в данном регионе, благотворительностью и т.п. Их, кстати, довольно много - около 30 тысяч человек.

Знак ордена - характерный красный крест "потент" на белом фоне, в сочетании с четырьмя маленькими крестами.

В отличие от многих других орденов, этот прославился в большей степени своими миссионерами, чем воинами, хотя основателем его был сам легендарный Готфрид Бульонский. Однако и вести просветительскую работу можно, согласитесь, по-разному)

Длительное время великими магистрами ордена Гроба Господня были непосредственно Папы Римские. Сейчас им управляет кардинал, причем почти наполовину состав ордена состоит из мирян, т.е. простых людей, не лиц духовного звания. Принимают, между прочим, и женщин.

Членство в этом ордене на Западе необычайно почетно.

Основная резиденция - в Риме, в монастыре при Палаццо делла Ровере.

Кстати, отцы-иезуиты тоже до сих пор существуют, и неплохо себя чувствуют...)

Во времена раннего средневековья, с целью насаждения Христианства создавались духовные ордена рыцарей. Они принимали участие в крестовых походах, вели войны с «неверными» и завоевывали новые земли. Некоторые из орденов существуют и ныне, но занимаются в основном благотворительностью и просветительской деятельностью.

Этот рыцарский орден существует и по сей день. Сейчас госпитальеры занимаются всецело благотворительностью. Создан орден был в 1113 году в госпитальной церкви святого Иоанна Крестителя, от этого он и получил такое название. Менее чем за полвека монашеский орден превратился в рыцарско-духовный. В средние века иоанниты считались лучшими воинами во всей Европе. Орден принимал участие во всех крестовых походах. После изгнания рыцарей из Палестины орден обосновался на острове Родос, а затем орден перебрался на Мальту.

Этот рыцарский орден появился в 1119 году в Палестине (город Иерусалим) создавался он преимущественно из рыцарей, находившихся на службе в храме Гроба Господня. Почти всю свою бытность, до изгнания рыцарей из Иерусалима орден занимался защитой христианских земель в Палестине. После выхода рыцарей из Иерусалима орден тамплиеров занимался в основном торговлей и накопил большие богатства, благодаря чему стал самым богатейшим рыцарским орденом в Европе. Расформирован орден был по приказу папы Климента Пятого в 1307 году.

Орден был создан испанским монахом Раймондом Де Фетэро в 1158 году, а в 1164 году Римский Папа утвердил устав ордена. Название своё духовный орден рыцарей получил из-за крепости, отвоёванной рыцарями у мавров. Рыцари Калатравы принимали активное участие в реконкисте – отвоевании захваченных маврами земель на полуострове Пиренеи (территории современной Испании и Португалии). Был упразднен в 1873 году по приказу испанского короля.

Так же был основан в Палестине – но в него водили преимущественно рыцари германского происхождения. Целью ордена было единение немецких рыцарей на чужбине и защита их интересов. Орден получил распространение на территориях Прибалтики и принял участие в походах против славян. Основан Тевтонский орден был в 1190 году и существует по сей день. Современные тевтонцы занимаются благотворительностью и медициной – открывают госпиталя и покровительствуют больницам.

Этот орден существует в Испании и поныне – основная цель его охрана и защита интересов короля Испании. Для этих же целей орден и был создан по приказу короля в 1160 году. Это единственный духовно – рыцарский орден, созданный не самими рыцарями, а монархом. Членство в ордене передаётся строго по наследству.

Авсисский орден

Это сообщество знатных рыцарей было создано в 1147 году и распущенно в 1910. Сформирован орден был в основном для защиты завоёванного у мавров города Эворы. Рыцари ордена участвовали в реконкисте и войне против мавров. Деятельность рыцарей проходила в основном на территории современной Португалии. Орден носил официальное имя – Святого Беннэта Овишского.

Прославился как самый богатейший и влиятельный рыцарский орден в Испании. Основан был в 1156 году как братство рыцарей, отвоевавших у мавров город Алькантара. В 1273 году орден объединился с орденом Калатравы. Рыцари ордена слыли хорошими купцами и блюстителями традиций. По порядку и уставу этот духовной орден рыцарей напоминал орден Тамплиеров.

Это орден правопреемник рыцарского ордена Тамплиеров в Испании. Учреждён был в основном для борьбы с мусульманами во времена реконкисты. Был образован позднее всех рыцарских орденов и включил в себя рыцарей из орденов Алькантара, Калатравы и Авсисского ордена.

Папа Римский Иоанн двадцать второй передал ордену все владения тамплиеров на территории Португалии, и, конечно же, замок Томар – резиденцию португальских храмовников. Поэтому орден получил ещё одно название – томарские рыцари. Орден был распущен в 1910 году, но в 1917 году был воссоздан, как гражданское традиционное историческое сообщество. Возглавил этот орден тогда действующий президент Португалии.

Меченосцы – католический рыцарский орден, действовавший недолго на территории Германии. Создан был в 1202 году в Бремене канонником католической церкви Албертом, который впоследствии был первым Епископом рижским. Главной целью этих рыцарей был военных захват земель Прибалтики. После чреды поражений в походах против Литвы немногочисленные уцелевшие рыцари ордена были вынуждены присоединиться к Тевтонскому ордену.

Это единственный рыцарский орден, целью которого были не военные походы, а просвещение. Основан он был в 1098 году в госпитале для прокажённых, и имел своей целью распространять Христианство и письменность. В боевых действиях рыцари приняли участие всего один раз – в 1244 году во время третьего крестового похода. Тогда был уничтожен почти весь личный состав ордена. После выхода крестоносцев из Палестины орден обосновался во Франции, где и существует по сей день, не изменяя своему уставу. Рыцари покровительствуют науке, медицине и искусству.

Видео: 10 духовно-рыцарских орденов

8-04-2017, 13:38 |


Монашеские и рыцарские ордена Западной Европы это, пожалуй, самая привлекательная тема Средневековья. Наверное, по популярности она стоит в одном ряду с . Тема рыцарских орденов привлекательна своим мистическим смыслом, которым его окружили многие современники. Рыцарские и монашеские ордена стали потом прототипом для создания разных тайных организаций в Европе.

Самым известным орденом является орден тамплиеров. Его настолько уже мистифицировали, приписали ему множество проклятий и убийств. Не все так однозначно. Это тема не совсем чисто историческая. Она скорее похожа на тему больше философскую, которая требует глубокого осмысления. Осмысление нужно для того, чтобы понять, что же все-таки такое средневековый орден, присущ ли ему мистицизм, и разгаданы ли все тайны этих организаций.

Возникновение рыцарских орденов


Традиционно временем возникновения орденов рыцарей приписывают периоду - это примерно начало XII века. Если помните в Клермоне в 1096 г. папа Урбан II созвал собор, провозгласил идею совершить крестовый поход. Необходимо было отбить захваченные мусульманами святые земли в Иерусалиме, в которой располагались главные святыни христиан. Участникам похода должны были простить все грехи.

В ходе движения родились рыцарские ордена, которые сохраняли у себя монашеский устав. Само слово «орден» - буквально означает повиноваться. Так в Раннем Средневековье появились полу монахи и одновременно полу воины. Причем это было не очень характерно для того периода. Одновременно участники ордена могли проливать кровь и молиться, при этом они защищали паломников () на пути в Иерусалим.

Если вдаваться в подробности глубже, то у монашеских орденов была своя гуманная предыстория. Ордена складываются, постепенно начиная еще с VII в. в тот период существовал госпиталь для паломников. Это место где паломники могли отдохнуть, подлечиться. Располагался он в Иерусалиме. Там верующие могли сделать передышку, перед тем как отправиться домой. Госпиталь существовал на пожертвования христианских стран и богатых паломников. После междоусобиц в Арабском халифате госпиталь был закрыт, но 1023 г. по указу Египетского халифа его открыли вновь.

Каким же образом простой госпиталь стал иметь отношение к монашеским орденам? Дело в том, что оказание медицинской помощи было связано с деятельностью монастырей. Монахи были обязаны оказывать приют и помощь странникам и паломникам. Так госпиталь имени святого Иоанна Крестителя в Иерусалиме стал в скором времени монашеским. Монахом тех назвали ионитами, либо госпитальерами.

Превращение монашеского ордена в рыцарский


Для того чтобы монашескому ордену стать военным или рыцарским надо было сделать лишь один шаг. Военный в то время были необходимы для охраны паломников на караванных путях на пути в Иерусалим. Изначально эти военные набирались даже из числа местных арабов-мусульман. Особого значения это в принципе не имело. Они были просто людьми, которые сопровождали караваны с паломниками.

В 1096 г. все изменилось, в 1099 г. первых прошел удачно, взяли Иерусалим. В город въехали паломники (крестоносцы) и их охранники военные. Начинается устройство Иерусалимского королевства. Постепенно часть рыцарей, из числа крестоносцев, поступило на службу в госпиталь Иоанна в Иерусалиме.

1099-1113 гг. Это период скрытого развития госпиталя. Тогда не было еще понятно, что же это за организация. Либо это госпиталь с небольшой военной охраной, либо это все-таки рыцарская военная организация. Далее деятельность этого госпиталя пересекается с деятельностью другой рыцарской организацией. Она станет наряду с госпитальерами самой известным рыцарским монашеским орденом. И ее деятельность будет привлекать внимание историков и других ученых.

Возникновение нового рыцарского монашеского ордена

Гуго де Пейен с другими рыцарями и слугами организовали отряд, который должен был охранять паломников, которые следовали в Иерусалим по сухому пути. Прибыв в Иерусалим рыцари обратились к королю с просьбой назначить их официально охранниками паломников и дать помещение для размещения ордена. Так они пообещали защищать христианскую веру и приносить доход в местную казну.

В помещение рыцарям дали бывшие конюшни, которые находились в ранее существовавшем иудейском храме. Позднее свое название они получили от французского языка - тамплиеры. Так появляется следующий рыцарский монашеский орден, который пока не имеет официального статуса. В нем нет еще никаких правил, отсутствует устав. Изначально это просто организация людей, которые решили посвятить себя такой деятельности - то есть вести войну с неверными и охранять Иерусалимское королевство.

Постепенно появляется и еще один новый орден. Там же в Иерусалиме, при храме Гроба Господня, то есть в центре христианской веры. Это охрана Святого Гроба. Сейчас их называют рыцарями Гробы Господня и нередко их путают с орденом Тамплиеров. Прежде всего, у них похожи на первый взгляд эмблемы. В отличие от остальных орденов - эти рыцари не имеют руководителя (магистра). А подчиняются они напрямую королю Иерусалима. Являясь частью личной армии короля, рыцари Гроба Господня получали от него разные привилегии.

Рыцари Гроба Господня получали оплату от Иерусалимского короля. Однако их почет в обществе был несколько меньше, нежели у госпитальеров и тамплиеров. Эти два ордена жили за счет пожертвований от паломников, купцов. Тамплиеры также пользовались уважением и получали пожертвования от церковных общин и других людей, кто не участвовал в походе непосредственно. Однако эти люди хотели получить благословение Папы и чтобы им отпустили их грехи.

Оформление статуса рыцарских орденов


Только через 20 лет после начала деятельности этих орденов монах и очень почитаемы человек, святой Бернард пишет трактат или устав рыцарского монашеского ордена. В нем он четко определил, что рыцарь-монах это совершенно новая, элитная и престижная, святая и грозная социальная страта. Наличие такого статуса у человека резко возвышал его в обществе.

Член ордена - он монах, именно поэтому

  1. Должен быть сдержан;
  2. Соблюдать все посты;
  3. Ежедневно молиться;
  4. Он не имеет права прикасаться к женщинам;
  5. Не может обладать собственным имуществом.

В обмен на такое послушание он получает хорошее питание, одежду, оружие. Они воевали и хи считали военной элитой того времени. Именно для таких рыцарей впоследствии появилось понятие в современном представлении пенсионное обеспечение. Раненый или увеченный воин все равно продолжался оставаться членом ордена, получал пищу и другие блага. Еще важен был аспект духовный - представитель ордена мог рассчитывать на спасение души. Даже если он совершал какие-то проступки, то война с мусульманами все искупала.

Такие рыцарские организации представляли собой микрогосударство. Они подчинялись магистру, подчинялись дисциплине. Это сделало из важной частью военной структуры. Для них не существовало срока службы в году, как это было, например, у простых рыцарей. Они должны быть всегда готовы по первому же призыву вступить в бой.

Устройство и быт рыцарских монашеских орденов


Тамплиеры и другие ордена всегда были наготове. Даже когда не велись военные действия, рыцарь должен был заниматься ежедневно военной подготовкой:

  1. Тренировки;
  2. Обучение;
  3. забота о своем коне;
  4. уход за своим оружием;

Все это главные занятие члена ордена. Если брать рыцаря госпитальера, то он еще и служит в госпитале, то есть получает медицинские навыки. При этом неважно какому роду принадлежит рыцарь и какое у него звание, заниматься он этим должен.

Можно предположить, что таким образом военная элита становилась все более дисциплинированной и смеренной. Каждый в ордене должен понимать, что он служит более высокой цели и должен ей подчиняться. Главная цель она важнее каких-либо унижений и несчастий, она превыше всего.

Рыцарские монашеские ордена становятся со временем новым ополчением, новой элитой военной иерархии. И многие последующие победы связаны как раз таки с действиями орденов. Любые успехи повышали статус орденов, возвышали их среди остальных военных подразделений. Делались попытки основать новые ордена, их было основано несколько десятков потом. Самые крупные ордена изучены историками, некоторые из них сохранились и до наших дней в той или иной форме, в основном как благотворительные организации.

Вступая в ряды ордена, рыцарь отказывался от своего имущества, от всех материальных благ. Он передавал его своим родственникам. Очень часто рыцари жертвовали свои богатства в пользу ордена. Со временем многие рыцарские организации таким образом разбогатели, в основном за счет участков земли. Это были феодальные участки, которые населяли крепостные крестьяне. Они выполняли все феодальные повинности, а доход шел в пользу ордена .

Расцвет духовных орденов

При всех богатствах, которые получали ордена в качестве пожертвований они не останавливались на достигнутом. Имея общее управление своей собственностью, они рационализировали свои хозяйства и делали их более продуктивными. Так их богатство еще более приумножалось. Можно предположить, что духовные ордена стали в Европе первыми капиталистическими организациями.

Со временем хозяйство таких орденов стало играть даже большую роль, чем их военное составляющее. Они продолжали так же охранять паломников и религиозные объекты. При этом делали это небольшими отрядами. Членом ордена мог стать только знатный человек. Обычно это были младшие сыновья феодалов, которые уже не могли претендовать на получение в наследство земельного надела.

Таким образом, рыцарские организации возникли с начала . Со временем они превратились в мощную военную организацию, которая имела свой устав и была очень дисциплинированной. Во времена своего расцвета они имели обширную хозяйственную деятельность, с которой получали доход в пользу ордена.

Рыцарские ордена видео

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх