Угрозы экономической безопасности россии. Внешние угрозы экономической безопасности россии и ее регионам

Внешние угрозы оказывают достаточно значительное влияние на состояние экономики государства. Как правило, если экономика страны имеет суверенный и независимый характер, то влияние внешних угроз меньше влияния внутренних.

На сегодняшний день, внешние угрозы экономической безопасности России оказывают значительное влияние на состояние нашей экономики. К основным внешним угрозам экономической безопасности Российской Федерации принято относить:

1) Зависимость нашей экономики от внешних факторов;

2) Давление со стороны иностранных государств;

3) Внешний долг Российской Федерации.

Как уже отмечалось ранее, основными причинами возникновения внешних угроз экономической безопасности государства, являются глобализация и развитие методов конкурентной борьбы между государствами. Глобализация способствует возникновению такой угрозы, как зависимость нашей экономики от внешних факторов. Говоря о зависимости нашей экономики от внешних факторов, стоит понимать, что к данной угрозе относятся технологическая зависимость, финансовая зависимость и т.д. Когда мы говорим о технологической зависимости, мы подразумеваем, что наша экономика носит в основном сырьевой уклон. В связи с тем, что отечественные ученые не имеют достаточных возможностей для финансирования своей деятельности за счет отечественных инвестиций, им приходится искать их в зарубежных странах. В связи с этим происходит значительное количество эмиграции наших ученых в иностранные государства. Соответственно, у нас не хватает кадров, которые могли бы обеспечивать устойчивое научно-техническое развитие. Те же специалисты, что остаются в России, лишены возможности развивать свои разработки из-за нехватки финансовых средств.

Также, в связи с тем, что происходят периодические сокращения в области здравоохранения, многие уволенные квалифицированные медицинские работники вынуждены искать новое место работы в иностранных государствах.

При этом, мы наблюдаем технологические прорывы в области военно-промышленного комплекса. Данное обстоятельство возможно, благодаря участию государству в данной отрасли.

Соответственно, так как основная часть перспективных ученых вынуждена уезжать в зарубежные страны, основное количество технологий и открытий, которые они создают, нам приходится приобретать у иностранного государства.

Данная зависимость создана во многом за счет нашей финансовой зависимости. Известно, что наша финансовая система построена на том, что Банк России преимущественно печатает свои деньги только при условии, что в золотовалютных резервах хранится необходимое количество долларов. Данная система имеет название "currency board". Данная система предполагает, что валютные резервы, находящиеся на хранении у Центрального Банка РФ должны полностью покрывать имеющиеся в обращении денежные средства. Используется схема, при которой, для того, чтобы рубли поступили в экономику России, необходимо продать за границу товары или услуги, оцениваемые в долларах США. Они поступают на Московскую биржу, где их выкупает Центральный Банк РФ, который, напечатав рубли, поменял их на доллары. Доллары поступают в золотовалютные резервы Банка России, а Центральный Банк эмитирует наличные денежные средства, которые используются в повседневной жизни наших граждан.

Кроме этого, зависимость нашей финансовой системы от внешних факторов объясняется политикой максимальной открытости российского рынка финансов, в результате которой происходит значительный вывоз капитала за границу. Данное обстоятельство, наряду с отсутствием конкурентоспособных внутренних источников кредита приводит к тому, что значительная часть денежной массы в стране формируется под иностранные обязательства. В результате, каждый год мы вынуждены совершать отчисления в пользу мировой финансовой системы в размере 120-150 млрд. долларов .

Схема отчислений в пользу мировой финансовой системы продемонстрирована в Приложении 4.

Мы уже отмечали ранее, что кредитные ресурсы в нашей стране имеет очень высокую цену. Помимо того, что наши кредиты имеют высокие процентные ставки, они не рассчитаны на длительный период времени. Данное условие кредитования сильно отличается от практики развитых стран.

Отличие наших процентных ставок от ставок центральных банков зарубежных стран показаны в таблице 3.

Таблица 3. Основные ставки центральных банков, выраженные в процентах, на 01.01.2017 г. (в %)

В отличии от российских кредитов, в развитых странах для развития экономики активно используется метод "длинных и дешевых кредитов" для развития страны. Соответственно, многие наши "оффшорные" бизнесмены идут в данные зоны во многом из-за высоких процентных ставок. Также, беря кредиты на Западе, бизнесмены вынуждены регистрировать свое предприятие на территории, которой укажет кредитор. Выше мы выяснили, почему при современной денежно-кредитной политике почти невозможно развивать реальное производство в стране.

Но в 2014 г. на нашу страну были наложены экономические санкции. Соответственно, отечественные предприниматели потеряли доступ к доступным кредитным ресурсам. В итоге, многие предприятия были обанкрочены, что привело к увеличению безработицы и падению спроса населения.

Как мы видим, наложение санкций на нашу страну стали результатом давления со стороны иностранных государств, прежде всего США и стран Евросоюза. Так как позиция России и США стали расходиться по многим вопросам, было решено оказывать экономическое давление на Российскую Федерацию. Стали вводиться запрет на посещение территорий определенных стран для некоторого круга лиц, а также ограничения на финансовые операции нашим компаниям на иностранном рынке .

Основная цель введения данных мер против России - стремление остановить обретение Российской Федерацией экономического суверенитета, а также изменить политическую власть в стране, о чем откровенно говорил министр финансов США в 2016 г. Джек Лью . Данная позиция США вполне логична, так как в однополярном мире, который был установлен после развала СССР, доминант всегда будет стараться удерживать лидирующую позицию. Это принципы конкурентной борьбы между государствами. Так как Россия и Китай за последние годы стали угрожать разрушению существующего миропорядка с единоличным доминантом в лице США, были приняты усилия остановить этот процесс. Основным методом были выбраны экономические ограничения, наложенные на Российскую Федерацию.

Стоит отметить, что данные санкции, введенные против России со стороны стран Запада, противоречат нормам Всемирной торговой организации (ВТО). Официально, данная организация предназначено для обеспечения условий свободной торговли, устойчивому развитию, прогрессу, справедливости, равным возможностям между странами. Введя санкции, были грубо нарушены правила ВТО и тем более удивительно, что страны Евросоюза и США были недовольны ответными мерами с российской стороны, к которым можно отнести эмбарго на ввоз продовольствия из стран Евросоюза.

Также значительной угрозой экономической безопасности нашей страны является наличие внешнего долга. Под внешним долгом Российской Федерации принято считать обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований) .

Согласно данным Банка России, на 01.01.2017 г., объем внешнего долга Российской Федерации по предварительной оценке составил 518,7 млрд. долларов США. Данный показатель не такой крупный, как у развитых стран мира, но решение данного вопроса также занимает важное место в нейтрализации угроз экономической безопасности. Данный долг не уменьшился по сравнению с прошлым годом, а наоборот, произошло увеличение на 200 млн. долларов. Стоит отметить, что большую часть внешнего долга России занимает доля частного сектора экономики, далее следует доля банковского сектора, а доля государства в структуре имеет наименьшую величину, наряду с долей Центрального Банка России .

На рисунке 3 показана структура внешнего долга, а также какую доля в нем занимает банковский, государственный, частный сектора, а также задолженность Центрально Банка Российской Федерации по оценке Банка России на 01.01.2017 г.

Рисунок 3. Внешний долг РФ на 01.01.2017 по оценке Банка России. Составлено автором на основе данных Центрального Банка

Наибольший показатель внешнего долга был достигнут в 2013 г., который был равен примерно 730 миллиардов долларов. Далее последовало значительное уменьшение внешнего долга, приблизительно на 18%, до 599 миллиардов. В 2015 году последовало также довольно ощутимое уменьшение, приблизительно 14%, в результате чего долг стал равняться сумме в 515,254 миллиарда долларов. Данные результаты стали возможны, во многом, из-за закрытия рынков внешнего финансирования, что в итоге заставило снижать объемы внешних заимствований.

Доминирующую часть во внешнем долге занимает частный сектор, как банковский, так и реальный сектор экономики. Он составляет примерно 90% от общей задолженности, в то время, как государственный сектор имеет долю в 10%. Данная обстоятельство вызвано тем, что большая часть государственного долга была погашена за счет средств Стабилизационного фонда, созданного по инициативе В.В.Путина в 2004 г. Проблема значительного долга частного сектора перед внешними кредиторами связана с невозможностью использовать внутренние источники кредитования на приемлемых условиях.

Таким образом, говоря о внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации, мы должны отметить, в первую очередь, такие угрозы, как зависимость нашей экономики от внешних факторов, давление со стороны иностранных государств, а также наличие существенного внешнего долга, большую долю в котором занимает частный бизнес.

В главе "Анализ внутренних и внешних угроз экономической безопасности России" была произведена оценка современного состояния экономической безопасности Российской Федерации. Мы выяснили, что на сегодняшний день, экономическая безопасность России подвержена влиянию внутренних и внешних угроз. Был произведен анализ данных угроз и на основе данного анализа сделан вывод, что к внутренним угрозам экономической безопасности России следует относить имущественное расслоение населения; денежно-кредитную политику, проводимую Центральным Банком Российской Федерации и экономическим блоком Правительства Российской Федерации; спад реального сектора экономики; оффшорный характер современного бизнеса в России; сырьевой уклон отечественной экономики. К внешним угрозам следует относить зависимость нашей экономики от внешних факторов; давление со стороны иностранных государств; внешний долг Российской Федерации.

Основные источники внешних угроз лежат во внешнеэкономической сфере, и зачастую повлиять на них государство не может. Поэтому одним из основных направлений противодействия внешним угрозам является построение сильной национальной экономики, практически неуязвимой (или слабоуязвимой) к действию неблагоприятных внешних факторов.

В отличие от внутренних угроз экономической безопасности России внешних угроз существенно меньше, поэтому разделять их по нескольким направлениям нет необходимости. Перечень основных внешних угроз экономической безопасности России приведен в табл. 2.18.

Таблица 2.18. Внешние угрозы экономической безопасности России

Высокий уровень внешнего долга. Внешний долг присущ экономике всех развитых стран и включает в себя два основных элемента:

  • государственный, т.е. заимствования государства под его гарантии;
  • корпоративный (частный) - долги частных банков, предприятий и т.д., т.е. в основном предпринимательский сектор национальной экономики. В этой части внешнего долга государство гарантом не является или является в очень ограниченных масштабах.

Для государственного регулирования экономики первостепенное значение имеет государственный внешний долг, так как государство несет по нему обязательства и тратит бюджетные средства на его обслуживание (закрытие основной суммы долга и выплата процентов, а иногда и штрафных санкций за просрочку платежей). Начиная с определенных значений государственного внешнего долга, обслуживание его становится затруднительным, а в ряде случаев (при неблагоприятной ситуации в экономике и высоком значении внешнего долга) - невозможным в полном объеме взятых обязательств. Поэтому основа государственной политики в области внешних заимствований - недопущение таких уровней внешнего долга, при которых начинают складываться неблагоприятные ситуации.

Что касается частного внешнего долга, то, казалось бы, для государства он проблем не представляет, а является проблемой сугубо частных негосударственных компаний. Однако на самом деле это не так. Как правило, большая часть частного внешнего долга лежит на крупнейших отечественных банках и предприятиях, которые являются экономообразующими. Именно от успешности работы этих структур зависит состояние экономики и социальной сферы страны, поэтому в случае возникновения у них проблем, связанных с высоким уровнем внешнего долга, пострадает вся экономическая система страны. Как следствие, в критических ситуациях государство может стать заложником большого внешнего долга частных компаний и зачастую вынуждено вмешиваться, принимая на себя часть обязательств по обслуживанию долга или выступая в качестве гаранта перед кредиторами.

Таким образом, для экономики государства опасность представляет высокий уровень как государственного, так и корпоративного внешнего долга. Следовательно, анализ рассматриваемой угрозы целесообразно проводить на основании общего объема внешнего долга, включающего обе составляющие. Динамика изменения внешнего долга страны за период реформирования российской экономики представлена в табл. 2.19.

Таблица 2.19. Внешний долг Российской Федерации в 1995-2009 гг. (на конец периода), млрд долл.

Показатель

1-е полугодие 2009

Внешний долг, всего

В том числе:

государственный внешний долг

органы государственного управления

органы денежно-кредитного регулирования

корпоративный (частный) внешний долг

банки (без участия в капитале)

прочие секторы (без участия в капитале)

Источник : Данные официального сайта Центрального банка России.

Эта угроза имела высокую актуальность в конце 1990-х - начале 2000-х годов и начиная с 2008 г. Причины такой ситуации и структура внешнего долга в рассматриваемые периоды сильно отличаются. В конце 1990-х - начале 2000-х годов очень актуальной была проблема высокого государственного внешнего долга, который был преобладающим в структуре внешнего долга государства (например, на конец 1999 г. его доля составляла 83,6%; в 2000 г. - 80,4%). Более того, в отдельные годы он был сопоставим с российским ВВП, что считается очень высоким уровнем.

Благоприятные внешние условия (прежде всего конъюнктура цен на мировых сырьевых рынках), наблюдавшиеся после 2002 г., позволили российской экономике существенно укрепиться и значительно снизить бремя государственного внешнего долга, выведя его на допустимые уровни. Например, по итогам 2008 г. долг составил 32,8 млрд долл, (для сравнения в конце 1998 г. государственный внешний долг Российской Федерации был равен 158,4 млрд долл., т.е. был почти в 5 раз выше уровня 2008 г.). Сравнение данного показателя с ВВП России, произведенным в 2008 г. и равным 41 668 млрд руб., показывает менее 3% (расчет проводился по курсу 30 руб./долл.), что ничтожно мало.

С другой стороны, в этот же период очень сильно вырос внешний долг российских компаний. В 2000 г. корпоративный внешний долг составлял всего 31,4 млрд долл., что практически ничем не угрожало экономике страны. К концу 2008 г. долг увеличился до 447,7 млрд долл., т.е. почти в 15 раз! В первую очередь такой рост был обусловлен более выгодными условиями предоставления кредитов компаниям зарубежными банками по сравнению с российскими в условиях укрепления рубля по отношению к ведущим иностранным валютам. Однако разразившийся финансовый кризис привел к существенному ухудшению финансового состояния российских компаний, что вызвало трудности в обслуживании как внешнего, так и внутренних долгов, поставив перед некоторыми из них реальную угрозу банкротства. Кроме того, заметное ослабление рубля по отношению к ведущим мировым валютам за вторую половину 2008 - начало 2009 г. еще более усугубило и без того сложную ситуацию для ряда российских предприятий, связанную с обслуживанием внешнего долга. Как результат, многие российские предприятия в таких условиях сегодня решают задачи выживания, практически не занимаясь модернизацией и развитием (во многих случаях замораживаются действующие проекты, на реализацию которых уже потрачены значительные объемы капитальных вложений).

Общий объем внешнего долга Российской Федерации на конец 2008 г. составлял 480,5 млрд долл, (около 35% объема российского ВВП), достигнув достаточно высокого уровня. Добавим к этому существенное снижение международных резервов России, которые являются своеобразным гарантом в регулировании как государственного, так и (в определенной степени) корпоративного внешнего долга. На конец III квартала 2009 г. размер международных резервов России оценивался в 413,4 млрд долл. По сравнению с началом августа 2008 г. (максимальное значение показателя, составлявшее 596,6 млрд долл.) они снизились более чем на 180 млрд.

Преобладание сырьевых товаров в российском экспорте. Характеристика этой угрозы была подробно рассмотрена при анализе внутренних угроз производственного и технологического характера. Добавим только, что для экспортоориентированной экономики, а к ней следует отнести и экономику России, преобладание сырьевых товаров в экспорте является серьезной проблемой в условиях неблагоприятной конъюнктуры цен на мировых сырьевых рынках. Эта проблема, в свою очередь, влечет за собой множество внутри- экономических проблем (сложность наполнения доходной части бюджета, падение результатов деятельности предприятий сырьевого и низкотехнологичного сектора и т.д.).

Зависимость России от импорта многих важнейших видов продукции, включая продовольствие. Анализ ситуации, отражающей высокую зависимость России от импорта высокотехнологичной продукции, был дан при характеристике внутренних угроз (в группе угроз производственного и технологического характера). Добавим, что на сегодняшний день нет серьезных предпосылок к снижению этой зависимости. Наоборот, по всей видимости, в ближайшие годы ее рост продолжится (здесь имеется в виду зависимость не только по готовой продукции, но и по комплектующим, которые идут на ее создание на российских предприятиях).

Не менее важной угрозой является и высокая зависимость России от импорта продовольственных товаров. По итогам 2006- 2008 гг. доля импорта продовольственных товаров (с учетом импорта сырья для их производства внутри России) в их потреблении в целом по России по разным данным оценивалась в 30-70% (с нашей точки зрения, этот показатель составляет 40-50%). Кроме того, импорт продовольствия в Россию значительно выше его экспорта. Например, в 2008 г. импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в Россию составил 35,2 млрд долл., в то время как экспорт оценивался в 9,4 млрд.

Отток капитала за границу. Отток капитал в большинстве случаев носит негативный характер и сигнализирует о кризисных явлениях в экономике и ее низкой привлекательности по инвестиционным вложениям. С позиций экономического развития отток капитала характеризуется как изъятие средств из национальной экономики в ущерб ее росту. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, наибольший отток капитала фиксируется при наиболее неблагоприятных ситуациях в экономике, что усугубляет и без того сложное положение.

Согласно официальным данным Центробанка России (табл. 2.20) в России на протяжении практически всего периода реформирования наблюдался чистый отток капитала. Только в 2006-2007 гг. был отмечен определенный приток. Однако мировой экономический кризис вновь подорвал доверие к российской экономике, дав толчок к резкому оттоку капитала. Только по итогам 2008 г. (в основном второй половины 2008 г.) чистый отток капитала из России составил

132,8 млрд долл, (при том, что в 2007 г. был существенный чистый приток - 82,4 млрд долл.). В 2009 г. этот процесс продолжился.

Таблица 2.20. Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором Российской Федерации в 1995-2009 гг. (по данным платежного баланса), млрд долл.

Источник-. Данные официального сайта Центрального банка России.

Дискриминационные меры зарубежных государств во внешнеэкономических отношениях с Россией. Такие меры, как правило, вводятся отдельными зарубежными государствами при защите своих производителей от импорта продукции, в том числе и российской. В большинстве случаев эти меры заключаются в повышении таможенных барьеров на ввоз отдельных видов продукции. Гораздо реже отмеченные меры могут иметь форму государственной политики против товаров какого-либо государства (например, России) на внутреннем рынке. В исключительных случаях дискриминационные меры принимают форму экономической блокады.

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Экономическая безопасность страны характеризуется ее способностью предотвращать угрозы (или противодействовать им), направленные на различные отрасли экономики, при этом нежелательные изменения в объектах угроз выступают в роли возможных либо фактических ущербов.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Под угрозами принято понимать потенциально или реально существующие воздействия, которые приводят к тому или иному моральному или материальному ущербу

Угрозы негативного изменения внешней политической, экономической или природной среды либо негативных изменений в жизненно важных сферах внутри страны могут быть классифицированы по:

    объектам – человек, общество, государство;

    направлениям – экономические, социальные, политические, информационные и др.;

    величине ущерба – предельный, значительный, незначительный;

    вероятности возникновения – весьма вероятные, вероятные, маловероятные;

    причинам появления – стихийные, преднамеренные;

    иерархическому принципу – межпланетные, глобальные, региональные межгосударственные, национальные, региональные внутригосударственные, местные, личностные.

С точки зрения самой общей классификации угроз безопасности их можно разделить на внутренние и внешние (табл. 1).

Общая классификация угроз экономической безопасности

Угрозы экономической безопасности

Внутренние

1. Продолжающийся спад производства

1. Зависимость России от импорта многих видов продукции стратегического назначения, продовольствия

2. Низкая инвестиционная активность и переток капитала в посредническо-финансовую деятельность

2. Преобладание сырьевой направленности экспорта

3. Низкая конкурентоспособность продукции

3. Дискриминационные меры зарубежных стран к российским товарам

4. Катастрофическое ухудшение состояния инновационного потенциала

4. Высокий уровень внешнего долга

5. Свертывание научной сферы

5. Агрессивная политика иностранных компаний по завоеванию рынков сбыта

6. Структурная деформированность экономики

6. Скупка за бесценок российской собственности

7. Рост безработицы

7. Вложения средств в российскую экономику с целью устранения конкурентов

8. Усиление имущественного расслоения населения

9. Слабое использование разведанных недр

10. Криминализация экономики

11. Региональный сепаратизм

12. Слабость нормативно-правовой базы

13. Локальная концентрация бедных слоев населения

14. Увеличение материало- и энергоемкости продукции

15. Рост взаимной задолженности экономических субъектов

16. Просчеты политики реформирования

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Принципы обеспечения безопасности

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

    законность;

    соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

    взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

    интеграция с международными системами безопасности.

Законодательные основы обеспечения безопасности

Законодательные основы обеспечения безопасности составляют:

    Конституция РСФСР, настоящий Закон, законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности;

    конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере;

    международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

Сопоставление внутренних и внешних угроз показывает, что количество внутренних угроз преобладает. Среди внутренних угроз наибольшую опасность представляют тенденции, складывающиеся в социальной и научно-технических сферах. В лучшем положении находится ресурсный потенциал: Россия унаследовала от бывшего СССР мощный ресурсный потенциал, составляющий 21% мировых запасов ресурсов. Его поддержание обеспечивает развитие целого комплекса отраслей материального производства, которые обладают достаточной устойчивостью и позволяют считать Россию великой державой. Вместе с тем распад единого экономического пространства СССР, ошибки в экономической политике существенно снизили ресурсный потенциал России. Объемы производства сократились, резко сократились геологоразведочные работы, что сказалось на уменьшение прироста ресурсов.

Социальная сфера играет ключевую роль в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности. В ней находят реальное воплощение интересы личности, общества, семьи, а также классов, социальных групп, государства. Наибольшую угрозу существования страны, ее безопасности представляют:

    резкая дифференциация доходов и отребления населения;

    ухудшение структуры питания из-за сокращения средних норм потребления наиболее ценных видов продовольствия;

    рост бедности.

Имущественное расслоение населения характерно для всех стран. Однако степень этого расслоения, амплитуда колебания доходов различных групп населения не должны быть чрезмерными. В этом отношении в России сложилось ненормальное положение, когда при наличии 3-5% очень богатых людей значительная часть населения имеет доходы ниже прожиточного минимума. Мировым опытом доказано, что если соотношение в доходах 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных групп больше чем 1:10, то общество вступает в зону социальной нестабильности. В России, по официальной статистике, это соотношение составляет 1:12-14, по отдельным городам и регионам – еще выше.

Внутренние угрозы - это неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов с целью нахождения наиболее безболезненных и эффективных путей развития общества.

Внешние угрозы, на первый взгляд, отражая текущее состояние мировой экономики, не подрывают основ ее развития.

Это, прежде всего, изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции); большой внешний государственный долг и увеличение корпоративного долга, чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами. Однако продолжительность их действия и расширение спектра взаимодействия угроз ведут к отставанию России от зарубежных стран в темпах роста экономики, конкурентоспособности и благосостояния граждан.

Проведенные в последние годы исследования внутренних и внешних угроз показали, что наибольшую опасность для нового российского государства представляют ее внутренние угрозы. Выяснилось, что длительное сохранение внутренних угроз без проведения эффективного экономического политики делает страну более уязвимой для внешних угроз. Это связано, во-первых, с тем, что внутренние угрозы, ослабляя экономическую и особенно финансовую силу государства, мешают поддерживать и модернизировать армию с учетом структуры новых угроз. Очевидным это стало при агрессии НАТО против Югославии и вооруженном противостоянии Чечни федеральному центру РФ. Во-вторых, экономическая слабость государства превращает нацию в заложницу международных финансовых организаций, поскольку бюджетные ресурсы страны не позволяют государству эффективно функционировать, выполнять даже минимальные социальные обязательства, например, выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы, пенсии, пособия. Залезание в долги не только не решает проблемы бюджета, его дефицита, но и, напротив, ведет к увеличению его расходов на обслуживание внешнего долга. В-третьих, внутренние угрозы, неспособность отечественного товарного производства удовлетворять внутренний спрос ведут к большей зависимости экономики от импорта, конъюнктуры внешнего рынка на его товарном и финансовом сегментах, прежде всего в части продовольствия, машин и оборудования, международных кредитов. В-четвертых, не справляясь с внутренними угрозами, государство лишено возможности проводить активную внешнюю политику, защищать интересы отечественных товаропроизводителей, способствовать экспорту конкурентоспособной про- дукции, завоевывать новые товарные рынки. Поэтому Государство при ослабленной экономике и несовершенной финансовой системе лишено возможности влиять на политику международных финансовых организаций.

Так что же понимается под угрозой?

Под угрозой понимается совокупность условий и факторов, стечение обстоятельств, значительно увеличивающих риски жизнедеятельности субъекта. Угрозы возникают в результате целенаправленных или неосознанных действий людей, органов власти и управления, других звеньев экономики, а также природных процессов. Источники угроз могут возникать в ходе неблагоприятного развития экономических, социальных, политических и других процессов во внешней или внутренней среде любого хозяйствующего субъекта.

Угрозы экономической безопасности России целесообразно классифицировать по основным сферам жизнедеятельности.

Ниже приведена структура основных внутренних (рис. 1) и внешних (рис. 2) угроз экономической безопасности России, которые наибольшим образом проявляются в настоящее время или проявят себя в ближайшей перспективе.

Внутренние угрозы экономической безопасности

Расчет завышенной трансфертной цены, используемой для оптимизации налогообложения ТНК Производственного и технологического характера

Организационно

правовые

Социальные

Финансовые

Экологические

Глубокий спад производства

Деформиров анн ос ть структуры российской экономики

Разрушение научно- технического потенциала

Изношенность ОФП и аварийная опасность

конкурентоспособность

экономики

Сырьевая ориентация экономики и тд

Низкая инвестиционная активность

Кризис денежной и финанс ово-кре- дитной системы

С охр аня ющийся высокий уровень инфляции

Высокий уровень криминал из ации российской экономики

Низкая эффективность деятельности предприятий и т.д.

Высокий уровень мон оп олиз ации экономики

Несовершенство механизмов формирования экономической политики

Нес ов ер ш енств о з акон од ательной базы и слабость институтов власти

Недостаточная развитость объектов ин фр а стру кту р ы

Отсутствие механизмов побудительной мотивации для эффективного производства

Низкий уровень жизни населения

Усиление иму щ еств енной дифференциации населения

Рост безработицы и снижение трудовой мотивации

Отриц ательны е тенденции в приросте населения

Ухудшение здоровья населения и т.д.

Низкий уровень природоохранной деятельности

Снижение показателей экономической э ф фективности производства

Высокий уровень износа специализированных технологических и очистных сооружений

Постоянно увеличивающееся количество техногенных катастроф с ущербом для окружающей среды Рис. 1

Рассмотрим наиболее опасные угрозы экономической безопасности РФ, которые проявлялись в последние 10 лет. 1.

Утеря производственного потенциала из-за высокого износа основных фондов.

Износ машин и оборудования находится сейчас на критической отметке, составляя более 60%. В настоящее время коэффициент обновления основных фондов в 5-6 раз меньше, чем в 1980-х гг.

Например, по оценочным данным физический износ основных фондов ЖКХ в целом по России составляет по отдельным направления 55-65%, по отдельным муниципальным образованиям достигает 80%.

Поэтому нужна принципиально иная стратегия воспроизводства основного капитала на базе качественной структуры инвестиций с приоритетным развитием инновационных технологий и обрабатывающих отраслей. 2.

Внешний долг, опасность обострения финансового кризиса. Общая сумма долга, которую озвучил в феврале 2008 г. на экономическом форуме "Россия” глава Сбербанка Г. Греф составила 431 млрд. долларов. Из них внешний долг российских компаний - 392 млрд. долларов. 3.

Нестабильная инвестиционная активность. В 2000 г. в России впервые произошел существенный прост инвестиций - 17,4%. Однако в 2001 г. темпы резко снизились до 10%, в 2002 г. - до 2,6%, а в 2003 г. - вновь повысились до 12,5%.

По итогам 2007 г. следует отметить рекордный приток капитала в Россию - порядка 80 млрд. долларов при прогнозе 41 млрд. долларов. Приток инвестиций связывают прежде всего с ростом российской экономики в последние 8-9 лет. 4.

Низкая конкурентоспособность продукции. Известно, что после резкой девальвации рубля начал существенно снижаться импорт и отечественные товары нашли свою нишу на внутреннем рынке. Доля импорта в ресурсах розничного товарооборота снизилась с 48-52% в 1994- 1998 гг. до 35% к началу 2000 г. Однако в дальнейшем эффект импор- тозамещения был исчерпан. Отечественная продукция вновь перестала быть конкурентоспособной. В 2001 г. доля импорта в ресурсах розничного товарооборота вновь составила 41%, в 2003 г. - 44%.

В последние года рост импорта продолжается, о чем говорили данные МЭРП 2005 г. - 125 млрд. долларов, 2007 г. - 198,7 млрд. долларов.

Главное, не в лучшую сторону изменилась его структура. Она становится все более и более потребительской. 5.

Высокий уровень бедности населения и низкое качество жизни большей части российского народа. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума существенно снизилась в 2003 г. по сравнению с 2000 г. (36%), однако все еще составляет более 20% и выше порогового значения более чем в 2 раза. Отношение доходов 10 % наиболее обеспеченных к доходам 10% наименее обеспеченных слоев населения сохраняется в течение последних лет на уровне 14. 6)

Утечка капитала. По данным "Интерпола” за последние 15 лет из России вывезено 250 млрд. долларов. Согласно информации Всемирного банка, только в 2006 г. гастарбайтеры отправили домой из России 11,4 млрд. долларов. Это пятый показатель в мире после США, Саудовской Аравии, Швейцарии и Германии. 7.

В производственной сфере одной из главных угроз экономической безопасности является спад производства, сопровождающийся недогрузкой производственных мощностей. Следствием этого является уступка внутреннего рынка зарубежным производителям, закрытие отдельных производств, а в дальнейшем тяжелые социальные последствия - снижение уровня жизни трудящихся, рост безработицы.

Так, например, за последние годы Россия резко сократила собственное производство металлообрабатывающего оборудования. Выпуск продукции снизился в 12 раз и составляет около 5000 ед. Сегодня за один год в России производится столько металлообрабатывающего оборудования, сколько в Китае за 2 недели. Вот такая удручающая статистика. 8.

Не менее важной угрозой производственной безопасности является ухудшение структуры промышленного производства. Динамика структуры характеризуется тенденцией к сокращению числа "переделов”, уменьшением удельного веса обрабатывающей промышленности. Этот процесс идет параллельно с ростом импорта готовой продукции. Подобное развитие ситуации способствует спаду собственного производства в регионах, росту неконкурентоспособ- ности. 9.

В сфере внешнеэкономической деятельности основной угрозой экономической безопасности России, возникшей в ходе реформирования российской экономики, является завоевание иностранными предприятиями и фирмами внутрироссийского рынка по многим видам товаров и, как следствие, зависимость России от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров, а также комплектующих изделий для машиностроения.

Еще одной опасной угрозой экономике России и ее регионов в сфере внешнеэкономической деятельности является преобладание сырьевых товаров в российском экспорте, а также потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции. В результате Россия постепенно превращается в страну "третьего мира”, поставляющую в развитые страны сырьевые ресурсы (в первую очередь, топливно-энергетические), с одной стороны, а с другой стороны, становящуюся с каждым годом все более зависимой от этих стран в части импорта высокотехнологичной продукции.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что все перечисленные угрозы в 2001-2005 гг. не привели к системному кризису, что связано с очень выгодной для России мировой конъюнктурой цен на энергоносители. В ближайшие годы эти угрозы будут продолжать действовать, хотя, на наш взгляд, влияние одних снизится по причине усиления инвестиционной активности, а других (износ основных фондов и нарастание техногенных катастроф) - усилится.

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Проблемы обеспечения экономической безопасности страны, стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира. Современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны, российского общества и каждого гражданина в отдельности.

Проблемы обеспечения экономической безопасности России, как непременного условия стабилизации ее текущего состояния и развития, привлекают к себе все более пристальное внимание ученых и общественности. Такое внимание отнюдь не случайно. Принципиально важно раскрыть суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их парирования. Реализация национальных интересов России в большинстве случаев возможна только при условии наличия достаточных экономических возможностей и устойчивого экономического развития .

Целью настоящей работы является исследование вопроса экономической безопасности России и определение внутренних и внешних ее угроз.

Задачи реферата:

дать понятие термину «экономическая безопасность»;

охарактеризовать основные типы угроз экономической безопасности страны: внутренние и внешние угрозы экономической безопасности страны;

определить основные м

1. Понятие экономической безопасности страны

Экономическая безопасность - это способность государства поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчиво обеспечивать ресурсами и необходимыми средствами народное хозяйство, силовые структуры и спецслужбы, защиту национальных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз .

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Необходимость обеспечения экономической безопасности как составной части национальной безопасности существенно возрастает в условиях кризисной фазы развития. Неизбежные экономические и социальные издержки этой фазы во многом деформируют факторы и критерии безопасности и вместе с тем дополнительно отягощают все механизмы поддержания стабильности в обществе, сужают его возможности разрабатывать и реализовывать программы экономической компенсации и стабилизации. Значимость макроэкономических аспектов экономической безопасности заметно повышается также в условиях крупных национально-государственных преобразований, затронувших в последние несколько лет Россию.

Экономическая безопасность органически включена в систему национальной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Подчеркивая такую взаимосвязь, надо вместе с тем учитывать, что решающая, базисная роль в ней принадлежит экономической безопасности.

Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Анализ реальных процессов и осмысление богатейшего отечественного и зарубежного опыта решения этой проблемы позволяет вычленить три ее важнейших элемента:

Экономическую независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера;

Стабильность и устойчивость национальной экономики, предлагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т. д.);

Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире .

Становление и развитие рыночных отношений в России, либерализация внешнеэкономической деятельности, открытость ее экономики, а также меры, предпринятые по интеграции в мировую экономическую и финансово-кредитную системы, существенно обострили проблему экономической безопасности Российской Федерации .

Проблемами обеспечения безопасности занимаются государственные органы практически всех стран мира. Эти проблемы всегда относятся к числу приоритетных в силу их жизненной важности.

Вот уже одиннадцать лет в нашей стране действует Совет Безопасности Российской Федерации, созданный в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Основная задача, которая поставлена в области экономической безопасности - обеспечить такое развитие экономики страны, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из проблем, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане .

2. Характеристика основных типов угроз экономической безопасности страны

Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.

Непосредственную опасность экономическим интересам создают экономические угрозы, нарушающие нормальный ход общественного воспроизводства. В самом общем виде они могут быть классифицированы по таким агрегированным группам, как внутренние и внешние угрозы .

Выявление возможных угроз экономической безопасности и выработка мер по их предотвращению имеют первостепенное значение в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации .

К внешним относятся, прежде всего, факторы геополитические и внешнеэкономические, а также глобальные экологические процессы.

Внешнеэкономическая безопасность в условиях открытой экономики требует:

Во-первых, чтобы участие страны в мирохозяйственных связях создавало наиболее благоприятные условия национального производства;

Во-вторых, чтобы национальная экономика в наименьшей степени ощущала неблагоприятное развитие событий в мире как в экономической, так и в политической области, хотя полностью избежать этого влияния в условиях открытой экономики невозможно.

К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:

Преобладание сырьевых товаров в экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции;

Зависимость страны от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров;

Увеличивающаяся внешняя задолженность;

Недостаточный экспортный и валютный контроль и незамкнутость таможенной границы;

Неразвитость современной финансовой, организационной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности экспорта и рационализации структуры импорта;

Неразвитость транспортной инфраструктуры, обслуживающей экспортно-импортные операции.

Резкое падение цен на экспортные товары или, наоборот, резкое повышение цен на импортируемые товары в условиях высокой степени зависимости от внешнего рынка весьма опасны для состояния экономики. Представляет опасность для экономики введение эмбарго на торговлю со странами или группой стран, являющихся важными рынками сбыта или поставщиками продукции для государства. Недопустима высокая степень зависимости от поставок отдельных видов продукции из одной страны или группы стран (например, по продовольствию), что позволяет данным странам использовать эту зависимость для политического давления на другие страны. Нельзя допускать высокой степени финансовой зависимости от иностранных государств, которая позволила бы кредиторам навязывать экономическую политику и условия осуществления внешнеэкономических связей.

Большую опасность для экономики представляет ситуация, когда более половины экспорта приходится на два-три товара. Из опыта многих развивающихся стран известно, что такая структура экспорта при серьезном ухудшении конъюнктуры, связанной со спросом на данные товары на мировом рынке, или политической ситуации ставит экономику на грань катастрофы. Необходимо наряду с экспортом традиционных товаров создавать более прогрессивную экспортную структуру путем радикальной диверсификации экспорта, что должно вести к укреплению внешнеэкономической безопасности страны.

Переход к открытой экономике предполагает отказ от крайнего протекционизма. Однако защита отраслей и производств, перспективных с точки зрения формирования новой модели включения стран в мировое хозяйство, то есть селективный протекционизм, необходим. С точки зрения экономической безопасности надо стремиться к диверсификации рынков сбыта для отечественных товаров, источников импортного сырья и промышленной продукции, поддерживать экономические отношения с широким кругом стран, компенсируя осложнения в отношениях с одними странами их расширением с другими.

Учитывая глобальный характер интеграционных процессов в мире, внешнеэкономическая политика призвана искать пути к сотрудничеству не только с Европейским союзом, но и с другими интеграционными группировками, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В условиях глубокого кризиса экономики и катастрофического падения капиталовложений иностранные инвестиции могли бы послужить катализатором экономического подъема в некоторых областях, следовательно, улучшения экономического положения страны в целом, тем самым способствуя укреплению экономической безопасности. Механизм привлечения иностранных инвестиций должен способствовать реальному вложению иностранцами финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику, а не создавать условия для скупки ими за бесценок части национального богатства. Таким образом, принимая меры к широкому привлечению иностранных инвестиций в экономику, необходимо регулировать этот процесс так, чтобы соблюдались национальные интересы и иностранные компании, вкладывая минимальные средства, не могли устанавливать контроль над целыми отраслями отечественного производства.

Состояние национальной валюты во всем мире считается индикатором экономического положения страны. Утечка финансовых средств из страны в огромных масштабах ("бегство капитала") - одна из самых серьезных угроз национальной экономической безопасности. Легальной формой утечки средств является, например, перевод огромных сумм коммерческими банками на счета в зарубежных банках. К нелегальным каналам относятся занижение цен при экспорте и завышение цен при импорте (разница между фиктивной и настоящей ценой переводится иностранными партнерами на счета отечественных бизнесменов в западных банках), перевод "авансом" под импорт, за которым никакого импорта не следует, и т. д. Настоящий масштаб утечки капитала трудно определить.

По данным ООН, каждый год в мире "отмывается" 300 млрд. долл., полученных от нелегальной торговли наркотиками, оружием, подпольного игрового бизнеса, проституции и т. д. В 1990 г. Совет Европы принял Конвенцию об "отмывании", выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, однако ратифицировали ее пока 6 государств.

Одной из наиболее сложных внешнеэкономических проблем, порождающих серьезные угрозы не только экономическому, но и политическому положению страны, является проблема внешнего долга. Сам по себе высокий уровень внешней задолженности ставит под сомнение возможность проводить вполне самостоятельную внешнюю политику с полным учетом собственных национальных интересов, поскольку страна вынуждена постоянно оглядываться на ведущие страны-кредиторы.

Для покрытия внешнего долга надо использовать задолженность зарубежных государств, которая зачастую превышает внешнюю задолженность самого государства. Что касается новых кредитов и займов, то их можно использовать только для финансирования производственных проектов, гарантирующих оплату кредитов в оговоренные сроки за счет расширения экспорта продукции, производимой на создаваемых объектах .

Во внутриэкономической сфере безопасность обусловлена природными, технико-технологическими, инфраструктурными, социальными и другими факторами макро- и микроэкономического развития, внутренним иммунитетом и внешней защищенностью от разного рода дестабилизирующих и деструктивных воздействий.

К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:

Унаследованная от прошлого структурная деформированность экономики;

Низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью;

Высокий уровень монополизации экономики;

Высокий уровень инфляции;

Недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры;

Слабая степень разведанности минерально-сырьевой базы и недостаточные возможности вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот;

Ухудшение состояния научно-технического потенциала страны, потеря ведущих позиций на отдельных направлениях научно-технического развития, в том числе и в результате "утечки мозгов" за рубеж и в другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального труда;

Вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами;

Тенденции регионального сепаратизма и высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии управленческих решений;

Низкая инвестиционная активность;

Предпочтение текущих расходов в ущерб капитальным;

Потенциальная угроза возникновения социальных конфликтов, в том числе из-за несовершенства механизма оплаты труда, роста безработицы, стратификации населения, снижения качества и уровня образования;

Несовершенство правового законодательства, монопольное положение и недобросовестность действий ряда экономических субъектов на внутреннем и внешнем рынке, их низкая правовая дисциплина;

Низкая финансовая и договорная дисциплина агентов Рынка;

Криминализация экономики и коррупция в области Управления экономикой;

Массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты Налогов;

Незаконный перевод финансовых средств за границу.

Внутренние факторы, в свою очередь, подразделяются на:

1) связанные с закономерностями циклического развития экономической системы;

2) не связанные с циклическими закономерностями развития.

Масштабы и устойчивость действия первой группы факторов приводят к выводу, что они при определенных условиях могут иметь негативные последствия на макроэкономическом уровне и составят реальную угрозу экономической безопасности государства.

Действия второй группы факторов вызвано последовательным накоплением долговременных разрушительных тенденций в условиях воспроизводства ключевых элементов хозяйственной системы, а именно:

В состоянии и эффективности использования производственного инновационного и научно-технического потенциала страны;

В экономических отношениях хозяйствования и управления;

В социальной сфере;

В состоянии окружающей среды;

В системе федеративных отношений и в региональной экономике.

Нарастающий спад производства и потеря рынков. Продолжающийся в России глубокий экономический кризис привел к резкому сокращению производства. Уже сами по себе масштабы спада представляют серьезную угрозу. Но более существенно то, что сокращение объемов производства ведет к неизбежному вытеснению отечественных производителей не только с мирового рынка, но и с внутреннего. Развитие процессов в данном направлении может приобрести необратимый характер, при котором производство даже при мощной финансовой и иной поддержке уже нельзя будет восстановить вследствие отсутствия рынка сбыта. Тем самым исчезает возможность возрождения и подъема отечественной экономики, а страна лишится шанса вернуться в число высокоразвитых держав.

Серьезную и весьма реальную угрозу экономической безопасности страны представляют свертывание фундаментальных исследований, распад научно- исследовательских коллективов и конструкторских бюро мирового класса, резкое сокращение заказов на высокотехнологичную и вполне конкурентоспособную продукцию, "утечка мозгов" из страны. Не менее серьезной опасностью, хотя и не привлекшей к себе достаточного внимания, является уход высококвалифицированных специалистов и рабочих из сферы своей профессиональной деятельности в оказавшиеся более престижными и высокооплачиваемыми секторы экономики.

Существенно меняется структура промышленного производства, в котором все больше начинают преобладать сырьевые отрасли - топливная промышленность и металлургия - при сокращении удельного веса финишных отраслей - машиностроения, химической промышленности, а также легкой и пищевой промышленности. Не оправдались надежды на то, что рынок сам по себе, вне государственного регулирования и проведения целенаправленной селективной политики, в состоянии обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре производства. Не оправдались и расчеты на зарубежных инвесторов, поскольку сферы их интересов не совпадают с приоритетами экономической политики государства.

Поспешность в разрушении сложившихся структур и хозяйственных связей, обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством, отказ от разумного патернализма по отношению к отечественным производителям и практически полное открытие внутреннего рынка для импорта продуктов питания - все это подрывает базу для самообеспечения страны продовольствием. Постановка вопроса о самообеспеченности страны продовольствием отнюдь не означает проведение курса на автаркию и изоляцию от мирового рынка. Гибкая и эффективная защита отечественных производителей, регулирование соотношений, позволяющих весь импорт продуктов питания, возможности производства которых в стране крайне ограничены или вообще отсутствуют, покрывать экспортом таких продуктов питания, производство которых более эффективно. Монополизм производителей сельскохозяйственной техники, разбухание посреднических структур, непродуманная налоговая и кредитная политика делают производство продовольствия неэффективным, ведут к увеличению доли ручного труда. Объем и удельный вес торговой части продовольственных ресурсов неуклонно снижаются, усиливается натурализация производства.

Все это создает угрозу потери производственной независимости страны, которая станет свершившимся фактом, если опасность не будет своевременно осознана и не будут предприняты радикальные меры по ее отражению.

К числу внутренних угроз социальной стабильности общества и в конечном счете экономической безопасности относится рост безработицы. Этот процесс, негативный сам по себе, вызывает особую тревогу тогда, когда безработица приобретает массовый и застойный характер. Конфликтность ситуации обостряется и тем, что растущая безработица накладывается на специфическую российскую ментальность населения. Она резко усиливает дискомфортность в положении людей, служит питательной средой для роста преступности. Работать эффективно и производительно становится невыгодным и малопривлекательным. А это уже серьезная угроза экономической безопасности страны.

В условиях нарастающего экономического кризиса и искусственного сдерживания деловой и инвестиционной активности руководство России все шире использует внешние заимствования для "латания дыр" в финансовой системе. Использование иностранных займов само по себе не является чем-то предосудительным и опасным. Напротив, оно может стать важным рычагом подъема экономики, ее технического перевооружения, повышения конкурентоспособности производимой продукции. Весь вопрос - в целевом использовании займов и в масштабах государственного долга. О неэффективности внешних заимствований наглядно свидетельствует сам ход экономического развития: продолжающийся спад производства, ухудшение его структуры, снижение инвестиционной активности в ряде стран с переходной экономикой. Резко повышается тяжесть бремени, связанная с ростом масштабов внешнего долга и расходов по его обслуживанию. Особую тревогу вызывает ориентация на покрытие дефицита бюджета за счет внешних займов.

Все это происходит на фоне масштабного и слабо контролируемого оттока валютных средств, размещаемых в западных банках. Таким образом, налицо развитие процессов, представляющих серьезную угрозу независимости и экономической безопасности страны .

В государственной стратегии экономической безопасности РФ указывается, что наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

а) расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;

б) увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного;

в) рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;

г) задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

а) усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

б) отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

в) низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

г) свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

д) снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

е) завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

ж) приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;

з) рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

Важнейшими факторами этой угрозы являются:

а) объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

б) нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

в) увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:

а) рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

б) сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;

в) ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, сохранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.

Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства .

В последние годы резко ухудшается криминогенная ситуация в экономической сфере, которая уже сегодня представляет реальную опасность. Криминализация охватила практически все области хозяйственной жизни - отношения собственности, финансовую и банковскую деятельность, производство, торговлю и услуги, внешнеэкономические отношения.

В дополнение к нерешенным проблемам в последние годы добавились новые кризисы - бюджетный, неплатежей, расчетов, инвестиционный, долговой, банковский .

Глобальные процессы, связанные с переделом мира, тесно связаны с экономикой и финансами. Россия, обладающая значительным ресурсным потенциалом, становится все более привлекательной для экономической экспансии на фоне стремительного развития международной преступности и терроризма, наркотизации многих регионов земного шара. Энергичные меры, предпринятые президентом и его администрацией, а также Правительством РФ, позволили значительно укрепить экономическое положение России, уменьшить остроту угроз ее экономической безопасности. Выступая на расширенном заседании Госсовета с программной речью «О стратегии развития России до 2020 года», В.В. Путин отметил, что за последние восемь лет объем иностранных инвестиций вырос в семь раз, а капитализация фондового рынка по отношению к 1999 г. - в 22 раза. Товарооборот России с зарубежными странами увеличился более чем в пять раз. Реальные доходы людей выросли в 2,5 раза. Пенсии - также почти в 2,5 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в два раза.

Вместе с тем в инвестиционной сфере отмечаются тревожные тенденции. Так, в 2007 г. в страну пришло $120 млрд. иностранных инвестиций, что в 2,2 раза больше чем в 2006 г. Однако не может не насторожить тот факт, что по объему накопленных инвестиций первые три места занимают Кипр, Нидерланды и Люксембург, затем идут Германия, Великобритания, США и Франция, а на восьмом месте - Британские Виргинские острова. Становится ясно, что в Россию под видом иностранных инвестиций возвращаются российские же капиталы.

Несмотря на то что в целом наметилась положительная динамика снижения инфляции, она значительно превысила прогнозные показатели. Так, инфляция в России по данным Росстата в процентах по годам выглядит следующим образом: 2001 г. - 18,6%;. 2002 г. - 15,1%; 2003 г. - 12%; 2004 г. - 11,7%; 2005 г. - 10,9%: 2006 г. - 9%; 2007 г. - 11,9%; 2008 г. - 15% .

В стране остается недопустимо высокий уровень теневой экономики. Ее масштабы по разным методикам подсчета составляют от 30–40% до 80% от всей экономики (использование двойной бухгалтерии, «черный нал», откаты чиновникам, другой нелегальный инструментарий). Теневая экономика представляет собой реальную угрозу экономической безопасности Российской Федерации, поскольку выводит значительную часть экономики страны из-под контроля государства, способствует криминализации отечественной экономики и выступает как один из основных источников финансовой подпитки организованных преступных групп и сообществ, террористических и экстремистских формирований и организаций.

Огромный урон экономической безопасности страны наносит отъем собственности криминальными структурами. Только в Москве ежегодно меняют собственников силовым путем порядка 300 фирм, фабрик, заводов.

Серьезная проблема, подрывающая экономическую безопасность страны, - коррупция. Нужно повышать денежное содержание чиновников, развивать институты гражданского общества и свободу средств массовой информации, совершенствовать законодательство.

Другая проблема, которая наносит серьезный урон экономической безопасности, - миграция. Ежегодно миллиарды рублей скрываются от налогообложения и перечисляются гастарбайтерами в страны ближнего зарубежья. В России насчитывается от 5 до 7 млн нелегалов. Больше всего мигрантов из Узбекистана - 17,5%, на втором месте Китай (15,5%), многие приезжают также с Украины, из Молдавии, Азербайджана, Армении, Грузии.

Не менее остро стоит и проблема борьбы с изготовлением и сбытом поддельных денежных знаков. По данным МВД РФ, только в 2008 г. в нашей стране было зарегистрировано 28 519 преступлений, связанных с подделкой и сбытом фальшивых денег, - на 9,5% больше, чем в 2007 г. Была разоблачена 51 преступная группа, занимавшаяся изготовлением и сбытом фальшивых денег. Было изъято 55 комплектов печатного оборудования, 1602 человека привлечены к уголовной ответственности. Ущерб, нанесенный фальшивомонетчиками, составил 5 191 755 000 рублей.

Начиная с 1996 г. в стране ежегодно резко увеличивается количество воровства с пластиковых карт. По данным УБЭПа, в РФ 34% воруют с поддельных карт, 33% - с украденных, 10% - с утерянных, прочие варианты составляют 23%. За последние пять лет количество преступлений с пластиковыми карточками в России увеличилось в шесть раз. Размер ущерба стабильно держится на уровне $2–3 млн в год .

3. Механизмы борьбы с угрозами экономической безопасности России и ее обеспечение

В ближайшей перспективе обеспечение экономической безопасности - приоритетное направление политики государства. Сегодня государственная политика Российской Федерации в указанной сфере включает расширение рынков сбыта российской продукции, формирование единого экономического пространства с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, создание благоприятных условий для участия России в международном разделении труда, усиление защиты интересов отечественных товаропроизводителей, повышение эффективности борьбы с теневой экономикой.

Чрезвычайно важно проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных, особенно долларовых, заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях. Многополярный мир должен иметь многополярную валютную систему, в которой Россия займет достойное место.

Все эти меры, безусловно, должны способствовать укреплению экономической безопасности России .

Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации

2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации

3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации

Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:

а) выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности;

б) организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы;

в) экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты при их подготовке в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации. Порядок проведения указанной экспертизы определяет Президент Российской Федерации.

Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации требует системы контроля за их исполнением. Система контроля должна учитывать права и ответственность собственника .

Заключение

Таким образом, в работе исследован вопрос экономической безопасности России и определение внутренних и внешних ее угроз.

Выполнены следующие задачи реферата:

дано понятие термину «экономическая безопасность»;

охарактеризованы основные типы угроз экономической безопасности страны: внутренние и внешние угрозы экономической безопасности страны;

определены основные м еханизмы борьбы с угрозами экономической безопасности России и ее обеспечение.

По результатам работы можно сделать следующие выводы:

- экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию;

Структура экономической безопасности по существу представлена в предложенной развернутой формулировке и состоит, по нашему мнению, из трех частей.

Первая – это достаточность финансово-экономических ресурсов для обеспечения требуемого уровня национальной безопасности страны, в первую очередь, ее обороноспособности за счет совершенствования и развития вооруженных сил. Эта составляющая присуща для всех наиболее развитых стран мира и по существу не вызывает ни у кого сомнения. Обеспечивается она государством исключительно за счет бюджетных средств.

Вторая – создание наиболее благоприятных условий для стабильного развития экономики в стране, причем для всех легальных секторов экономики. Эти условия должны распространяться на государственный и частный сектора, в том числе на частное предпринимательство, т.е. на все уровни - государства, общества и личности. Создание этих условий будет одновременно способствовать росту наполняемости бюджета, т.е. обеспечению первой составляющей.

Третья – защита экономических интересов государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз. Эта составляющая необходима для всех стран, охваченных глобальной экономикой. В глобальной экономике в условиях международной кооперации любые изменения, тем более катастрофические, в той или иной мере отражаются на всех ее участниках и поэтому требуются эффективные адекватные меры в случаях возникновения таких ситуаций.

Все три составляющие тесно взаимосвязаны, примерно равнозначны и поэтому приведены в одном определении ;

Выявление возможных угроз экономической безопасности и выработка мер по их предотвращению имеют первостепенное значение в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;

К внешним относятся, прежде всего, факторы геополитические и внешнеэкономические, а также глобальные экологические процессы;

Во внутриэкономической сфере безопасность обусловлена природными, технико-технологическими, инфраструктурными, социальными и другими факторами макро- и микроэкономического развития, внутренним иммунитетом и внешней защищенностью от разного рода дестабилизирующих и деструктивных воздействий;

Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх