Поурочный план на тему казахская национальная одежда. «Открытый урок на тему «Национальная одежда народов Казахстана

Тема : Казахский народный костюм.

Цели :

Образовательная : ознакомить учащихся с образцами казахской национальной одежды,научить рисовать простейшие виды одежды.

Развивающая :развитие воображения, памяти, художественно-творческих способностей.

Воспитывающая: воспитывать общую эстетическую культуру, художественный вкус, привить любовь к традиционному искусству.

Оборудование : образцы народной одежды.

Ход урока

Орг.момент . Психологический настрой. Проверка подготовки рабочих мест.

Урок начинается,

Проверить пологается,

На столе ли все в порядке

Краски, кисточки, альбом?

Есть девиз у нас такой:

Все что нужно - под рукой.

Вступительная беседа .

Национальная казахская одежда – памятник истории. Одежда у казахов очень разнообразна. Она бывает женской и мужской.

Женская Мужская

саукеле чапан етик айыр калпак чапан жарган

кимешек мяси кебис тумак ичиг саптама етик

борык такия

(Показываю по книге)

Между праздничной и повседневной одеждой не было большой разницы. Праздничная одежда сшита более аккуратно, украшена узорами, вышивками.

Повседневную одежду шили из простого материала или шерсти.

Головные уборы очень разнообразны. Но есть среди них один, который бывает и мужским и женским – это тюбетейка.

Обьяснение последовательности работы .

Внимательно рассмотрите образцы тюбетеек, а потом последовательно по этапам нарисуйте их. Обратите внимание на элементы узора, которым украшены тюбетейки. Постарайтесь передать их как можно точнее. Когда эскизы будут готовы раскрасьте тюбетейки.

Практическая работа .

Закрепление нового материала .

Заполнение кроссворда.

    Одежда, сшитая очень аккуратно, украшена узорами, вышивками.

    Женский головной убор.

    Казахская национальная одежда, сшитая из простого материала из шерсти.

    Головной убор мужской и женский.

    Тюбетейка на казахском языке.

Рефлексия . Итог занятия. Разбор и показ лучших работ.

Акмолинская область

Буландынский район

Урок технологии в 7 классе


Цели урока:
Обучающая:
Воспитательная: Развивающая:

Тип урока: урок изучения новой темы.
Методы: Наглядность: презентация к уроку, музыкальное сопровождение, готовые изделия, раздаточный материал: орнамент, иллюстрации женского и мужского национального костюма, карточки для индивидуальной работы.

Оборудование: Межпредметная связь: Ход урока.

1. Организационный момент.


Сегодня мы посетим три юрты, в которых увидим много интересных вещей. В первой юрте мы узнаем о казахской национальной одежде, посетив вторую юрту мы узнаем об орнаменте, а в третьей юрте нас ожидает творческая мастерская.

Женская одежда делилась на три группы: одежда для девушек, женщин и бабушек.

Традиционный костюм казахской женщины состоял из длинной рубахи «койлек» с прямым воротником и застежкой, штанов, халата «шапан», головного убора, пояса с металлической бляхой и сапог «саптама».

С развитием торговли, в середине 19 века в моду вошли шелковые и хлопчатобумажные ткани ярких расцветок, а внешний вид костюма сильно изменился: костюм трансформировался в широкую тунику, к которой пришивалась сборчатая юбка, а юные девушки начали носить подобие платьев с узкими рукавами, оборками и воланами.

К обновленному комплекту прилагался и длинный приталенный жилет с металлическими пряжками или пуговицами, расшитый серебром и аппликациями.

В качестве верхней одежды казахские женщины носили «шапан» - длинный халат с рукавами.

Красный «шапан» из дорогой ткани в комбинации с нарядным головным убором «саукеле» стал неотъемлемым атрибутом любой казахской невесты. Шили его из очень дорогих материалов, Обязательно прикрепляли фату, которая закрывала фигуру девушки придавая её облику особое изящество. Высокий, конусообразный, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, яркими драгоценными и полудрагоценными камнями. Вышитые узоры, разноцветные нити, жгутовая отделка, ажурные металлические украшения делают саукеле богатым.


Незамужние девушки носили тюбетейки «такыя» и «борик» - шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, особенно тюбетейки, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. На макушку пришивали «уки» - султанчик из перьев филина, служивших не столько украшением, сколько оберегом. Самая красивая из тюбетек –это такия для маленьких девочек. Такия имеет круглую форму, очень лёгкая, высота её равна 10-15 сантиметров. На поверхность такии пришивали перья филина, края украшали дорогими камнями. Такию девочки носили до замужества.

Замужние казашки носили двух компонентные белоснежные головные уборы - на голову одевалась сначала нижняя часть «кимешек», а сверху наматывались полосы ткани, формируя тюрбан.

Мужская одежда казахов состояла из нательной рубахи (квйлек) и
Поверх рубахи мужчины носили недлинную (до середины бедер или до колен), сшитую по фигуре с расширяющимися книзу полами распашную одежду. Наиболее распространенным названием такой одежды является
камзол (камзол) или бешпент (бешмет). Шили камзолы из плотных хлопчатобумажных материй, плиса, шерстяных тканей, бархата, шелка, с длинными или короткими рукавами, а иногда и вовсе без рукавов.

В холодное время года
Самый распространенный и обязательный элемент верхней одежды: просторный
- шапан. Халаты шили из разнообразных тканей: легких и плотных, однотонных и цветных. «Шапаны» утепляли слоем шерсти или ваты. Казахи носили халаты во все времена года

Обязательной частью мужского костюма были Кожаные пояса кiсе с подвесками- сумочками (окшантай), ножнами и табакеркой часто украшались бляхами, которые изготавливались из железа, латуни, меди, иногда покрывались серебром, чернёным узором и чеканкой.

Мужчины постоянно, даже дома, носили головной убор . Обязательной была круглая матерчатая шапочка - такия/кепеш.
Верхние головные уборы шили из войлока и меха. Летом казахи носили легкие войлочные
шляпы (калпак) и шапку с меховой опушкой (борiк), зимой надевали шапки особого покроя (тымак или малакай).

В 19 в. самой распространенной мужской обувью были простые кожаные сапоги с закругленными носками и низким каблуком, сшитые на одну колодку, без различия на левый и правый. Сапоги различались по сезонам. Зимние сапоги были высокие, с широкими голенищами, так как одевались на войлочные чулки.

А что бы расширить ваш словарный запас в изучении казахских слов предлагаю вам словарик с названиями на казахском и русском языках элементов национального костюма. (словарик)

Учитель: Казахская национальная одежда имеет многовековую историю, отражает национальный опыт трудовой деятельности. В одежде отражается исторически обусловленные стороны материальной и социальной жизни народа, специфика хозяйства, возрастные различия. Одежда служила не только по основному назначению, но и для удовлетворения эстетических потребностей. Национальную одежду шили из разных тканей, простых- для повседневности, из дорогих – для праздника. Мех и кожа были главными материалами, из которых изготавливались казахская одежда, и, впоследствии, с развитием торговых путей в обиходе кочевого народа появились новые ткани - хлопок, шелк и бархат. (

Благодаря импорту т.е ввозу товара из других стран в нашем случае хлопка, шелка и бархата казахский национальный костюм стал более ярким, красочным, пышным и нарядным. Стали появляться платья и блузы, украшенные пышными воланами. Что невозможно было изготовить из тяжелых тканей: кожи, шерсти и войлока.
-А кто мне назовет противоположный термин к импорту?

-Ответы учащихся – Экспорт .

Что это?

Скажите, а какой товар экспортируют из Казахстана в другие страны, чем богата наша страна? (полезные ископаемые, зерно).

Верно. А как можно назвать, одним словом рынок, в котором участвую разные государства?

Если дети, затрудняются ответить, учитель задает наводящие вопросы:



Звучит кюй Курмангазы «Аксак кулан» (слайд).

- Ч еловека входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее интерьер. Любая вещь выполненная из кожи, металла, кости, ткани и шерсти, войлока в декоративном стиле, украшенно орнаментом. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом.

Орнамент –

Основной закономерностью орнамента является

    Зооморфные

    Космогонические

    Растительные

    Геометрические

Задание №2

Молодцы все справились с заданием хорошо. А сейчас мы с вами выполним небольшое тестирование, посмотри, на сколько, внимательны вы были на уроке.

Задание №3 ТЕСТ - контроль знаний.


А) женщин.
Б) девушек.
В) невесты. 2. Одежду украшали:
А)только тесьмой.
Б) только орнаментами.

А) зооморфный, треугольный, космогонический, восточный;

В) геометрический, космогонический, изобразительный, орнаментальный.

А) платья, блузки, кимешек, чапан; Б) детская одежда, белье, платки;


А)в оформлении интерьера; Б) дизайн одежды, посуды, В) оформление сайтов, фотоиндустрия; Г) все ответы верны

После учащиеся обмениваются листочками, выполняют взаимопроверку и ставят оценку.

(

А теперь настало время заглянуть в третью юрту - эта юрта народных мастеров- творческая мастерская.

Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время она не много изменилась. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов. Вот и ваше домашнее задание: (


Учитель: На этом наше занятие подошло к завершению, огромное спасибо за урок!

Рефлексия: Дети оставляют стикеры на рисунках с изображением своего настроения.

Все замечательно, есть идеи! Я что-то не понял…. Все хорошо, было интересно.

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Технология

Описание:

Акмолинская область

Буландынский район

КГУ «Журавлевская средняя школа». Учитель технологии Лойко Ирина Анатольевна.

Урок технологии в 7 классе

Тема урока: Национальная казахская одежда
Цели урока:
Обучающая:
познакомить учащихся с видами казахской национальной одеждой, с разновидностью казахского орнамента и его значением.
Воспитательная: воспитывать патриотические чувства, трудолюбие, уважение к культуре и традициям казахского народа.
Развивающая: развивать дизайнерские и художественные способности.

Тип урока: урок изучения новой темы.
Методы: объяснительно-иллюстративный.
Наглядность: презентация к уроку, музыкальное сопровождение, готовые изделия, раздаточный материал: орнамент, иллюстрации женского и мужского национального костюма, карточки для индивидуальной работы.

Оборудование: интерактивная доска, клей, ножницы, маркеры.
Межпредметная связь: казахский язык, рисование, история.
Ход урока.

1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа учителя.
Звучит казахская национальная музыка.

«Казахская национальная одежда» (1 слайд)

Учитель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в ближайший казахский аул. Конечно, сейчас в наше время нет таких поселений, но всё же юрта древнейшее и в то же время остаётся современным жилищем кочевников-чабанов.
Сегодня мы посетим три юрты, в которых увидим много интересных вещей. В первой юрте мы узнаем о казахской национальной одежде, посетив вторую юрту мы узнаем об орнаменте, а в третьей юрте нас ожидает творческая мастерская.

Звучит кюй Курмангазы «Сары Арка».

А вот и первая юрта. «Казахская национальная одежда» (слайд 2)

Женская одежда делилась на три группы: одежда для девушек, женщин и бабушек.

Традиционный костюм казахской женщины состоял из длинной рубахи «койлек» с прямым воротником и застежкой, штанов, халата «шапан» , головного убора, пояса с металлической бляхой и сапог «саптама».

С развитием торговли, в середине 19 века в моду вошли шелковые и хлопчатобумажные ткани ярких расцветок, а внешний вид костюма сильно изменился: костюм трансформировался в широкую тунику, к которой пришивалась сборчатая юбка, а юные девушки начали носить подобие платьев с узкими рукавами, оборками и воланами.

К обновленному комплекту прилагался и длинный приталенный жилет с металлическими пряжками или пуговицами, расшитый серебром и аппликациями.

В качестве верхней одежды казахские женщины носили «шапан» - длинный халат с рукавами.

Красный «шапан» из дорогой ткани в комбинации с нарядным головным убором «саукеле» стал неотъемлемым атрибутом любой казахской невесты. Шили его из очень дорогих материалов, Обязательно прикрепляли фату, которая закрывала фигуру девушки придавая её облику особое изящество. Высокий, конусообразный, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, яркими драгоценными и полудрагоценными камнями. Вышитые узоры, разноцветные нити, жгутовая отделка, ажурные металлические украшения делают саукеле богатым.

Головные уборы у женщин носили в основном социальный и возрастной характер.
Незамужние девушки носили тюбетейки «такыя» и «борик» - шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, особенно тюбетейки, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. На макушку пришивали «уки» - султанчик из перьев филина, служивших не столько украшением, сколько оберегом. Самая красивая из тюбетек –это такия для маленьких девочек. Такия имеет круглую форму, очень лёгкая, высота её равна 10-15 сантиметров. На поверхность такии пришивали перья филина, края украшали дорогими камнями. Такию девочки носили до замужества.

Замужние казашки носили двух компонентные белоснежные головные уборы - на голову одевалась сначала нижняя часть «кимешек», а сверху наматывались полосы ткани, формируя тюрбан.

Мужская одежда казахов состояла из нательной рубахи (квйлек) и штанов, верхней плечевой распашной одежды и шаровар. Верхняя распашная одежда носилась навыпуск, полы запахивались слева направо. Штаны и нижние (ламбал), и верхние (шалбар) шили одинаковыми по покрою, широкими в шагу и у пояса, недлинные штанины обычно заправляли в сапоги. Шалбар изготавливали из верблюжьей домотканой материи, кожи, замши, а с 19 в. - из бумажных тканей темного цвета или из яркого бархата. С этого времени получают распространение верхние штаны русского покроя.
Поверх рубахи мужчины носили недлинную (до середины бедер или до колен), сшитую по фигуре с расширяющимися книзу полами распашную одежду. Наиболее распространенным названием такой одежды является камзол (камзол) или бешпент (бешмет). Шили камзолы из плотных хлопчатобумажных материй, плиса, шерстяных тканей, бархата, шелка, с длинными или короткими рукавами, а иногда и вовсе без рукавов.

В холодное время года носили камзолы на толстой подкладке из шерсти или меха . Камзол был сугубо домашней одеждой; выезжая за пределы аула, мужчина обязательно надевал поверх него другую одежду.
Самый распространенный и обязательный элемент верхней одежды: просторный длинный халат прямого покроя с длинными и широкими рукавами - шапан. Халаты шили из разнообразных тканей: легких и плотных, однотонных и цветных. «Шапаны» утепляли слоем шерсти или ваты. Казахи носили халаты во все времена года

Обязательной частью мужского костюма были кожаные пояса и матерчатые кушаки. Кожаные пояса кiсе с подвесками- сумочками (окшантай), ножнами и табакеркой часто украшались бляхами, которые изготавливались из железа, латуни, меди, иногда покрывались серебром, чернёным узором и чеканкой.

Мужчины постоянно, даже дома, носили головной убор. Обязательной была круглая матерчатая шапочка - такия/кепеш. До середины 19 в. казахи носили высокие тюбетейки с остроконечной верхушкой, постепенно обычной становится тюбетейка с плоской макушкой, сшитая из четырех треугольных клиньев или выкроенная в виде круга.
Верхние головные уборы шили из войлока и меха. Летом казахи носили легкие войлочные шляпы (калпак) и шапку с меховой опушкой (борiк), зимой надевали шапки особого покроя (тымак или малакай).

В 19 в. самой распространенной мужской обувью были простые кожаные сапоги с закругленными носками и низким каблуком, сшитые на одну колодку, без различия на левый и правый. Сапоги различались по сезонам. Зимние сапоги были высокие, с широкими голенищами, так как одевались на войлочные чулки.

А что бы расширить ваш словарный запас в изучении казахских слов предлагаю вам словарик с названиями на казахском и русском языках элементов национального костюма. (словарик)

Учитель: Казахская национальная одежда имеет многовековую историю, отражает национальный опыт трудовой деятельности. В одежде отражается исторически обусловленные стороны материальной и социальной жизни народа, специфика хозяйства, возрастные различия. Одежда служила не только по основному назначению, но и для удовлетворения эстетических потребностей. Национальную одежду шили из разных тканей, простых- для повседневности, из дорогих – для праздника. Мех и кожа были главными материалами, из которых изготавливались казахская одежда, и, впоследствии, с развитием торговых путей в обиходе кочевого народа появились новые ткани - хлопок, шелк и бархат. (

Благодаря импорту т.е ввозу товара из других стран (ввоз в страну закупленных за границей иностранных товаров для их употребления, использования в стране) в нашем случае хлопка, шелка и бархата казахский национальный костюм стал более ярким, красочным, пышным и нарядным. Стали появляться платья и блузы, украшенные пышными воланами. Что невозможно было изготовить из тяжелых тканей: кожи, шерсти и войлока.
-А кто мне назовет противоположный термин к импорту?

-Ответы учащихся – Экспорт .

Что это? (вывоз за границу товара, предназначенных для продажи на иностранных рынках или для переработке в другой стране).

Скажите, а какой товар экспортируют из Казахстана в другие страны, чем богата наша страна? (полезные ископаемые, зерно).

Верно. А как можно назвать, одним словом рынок, в котором участвую разные государства?

Если дети, затрудняются ответить, учитель задает наводящие вопросы:

А когда торговля происходит между разными государствами это…..международная торговля или мировой рынок.

Мировой рынок - рынок в котором участвуют разные государства, совершающие между собой обмен товарами и услугами, основанный на принципе обоюдной выгоды и международном разделении труда.

Звучит кюй Курмангазы «Аксак кулан» (слайд).

Мы прибыли в гости во вторую юрту.

Человека входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее интерьер. Любая вещь выполненная из кожи, металла, кости, ткани и шерсти, войлока в декоративном стиле, украшенно орнаментом. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом.

Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды, архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства)

Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, которая производит сильное эстетическое впечатление.

Для казахов орнамент стал главным видом изобразительного искусства, в котором отразилась живая, поэтичная душа народа, любовь к родной земле и интерес к окружающему миру.
В казахском орнаменте четко выделяются мотивы:

üЗооморфные

üКосмогонические

üРастительные

ü Геометрические

Задание №2

Теперь вам предстоит закрепить полученные знания при выполнении практического задания. На столах лежат конверты с иллюстрацией орнаментов различных национальностей и направлений. Ваша задача отобрать изделия, в которых присутствует казахский орнамент, и постараться определить его вид.

(Учитель контролирует процесс работы, оценивает, как учащиеся справились с заданием)

Молодцы все справились с заданием хорошо. А сейчас мы с вами выполним небольшое тестирование, посмотри, на сколько, внимательны вы были на уроке.

Задание №3 ТЕСТ - контроль знаний.

1.Саукеле –это головной убор:
А) женщин.
Б) девушек.
В) невесты.
2. Одежду украшали:
А)только тесьмой.
Б) только орнаментами.
В) орнаментами, бисером, тесьмой, вышивкой.

3. Перечислите виды казахского орнамента:

А) зооморфный, треугольный, космогонический, восточный;

Б)растительный, зооморфный, геометрический, космогонический;

В) геометрический, космогонический, изобразительный, орнаментальный.

4. Велюр, бархат, плющ, вельвет использовали для пошива:

А) платья, блузки, кимешек, чапан; Б) детская одежда, белье, платки;

В) чапан, камзол, головные уборы.

5. А в наше время-время компьюторных технологий, где применяют орнамент?
А)в оформлении интерьера; Б) дизайн одежды, посуды, В) оформление сайтов, фотоиндустрия; Г) все ответы верны

После учащиеся обмениваются листочками, выполняют взаимопроверку и ставят оценку.

(Оценивание для обучения и оценивание обучения)

Звучит кюй Курмангазы «Саржайляу» (слайд)

А теперь настало время заглянуть в третью юрту - эта юрта народных мастеров- творческая мастерская.

Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время она не много изменилась. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов. Вот и ваше домашнее задание: разработать эскиз современного стилизованного казахского платья или мужского костюма, используя элементы казахского орнамента (Обучение талантливых и одаренных учеников).

Учитель: На этом наше занятие подошло к завершению, огромное спасибо за урок!

Рефлексия: Дети оставляют стикеры на рисунках с изображением своего настроения.

Все замечательно, есть идеи! Я что-то не понял…. Все хорошо, было интересно.

1. Степанова Гульбану Юлаевна.

2. Дата рождения: 09. 02. 1977 г.

3. Образование: средне-специальное, педагогическое.

Окончила: Саратовский государственный

профессионально -педагогический

колледж им.Ю.А.Гагарина (1996-1999г)

4. Специальность: учитель труда и черчения,

мастер производственного обучения.

5. Стаж работы: 15 лет.

7. Место работы: Чапаевская ОСОШ.

Предмет: Технология

Класс: 7

Тема урока: «Казахская национальная одежда»

Цели урока : обобщить и систематизировать знания учащихся о женском и мужском казахском национальном костюме, орнаменте.

Задачи:

Обучающая: познакомить учащихся с видами казахской национальной одеждой, с разновидностью казахского орнамента и его значением.

Воспитательная: воспитывать патриотические чувства, уважать культуру и традиции своей страны.

Развивающая: развивать дизайнерские и художественные способности.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Наглядность: презентация к уроку, музыкальное сопровождение, готовые изделия, раздаточный материал: орнамент, иллюстрации женского и мужского национального костюма, карточки для индивидуальной работы.

Оборудование: интерактивная доска, клей, ножницы, маркеры, макеты бумажных кукол.

Меж предметная связь: казахский язык, рисование, история.

Ход урока.

    Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться

Слушаем внимательно

Работаем старательно.

2. Вступительная беседа учителя.

Звучит казахская национальная музыка, на доске заставка презентации названия урока

3. Знакомство с новой темой «Казахская национальная одежда»

Давайте представим себе, что мы отправились в путешествие в ближайший казахский аул, которые существовали в давние времена кочевников. Конечно, сейчас в наше время нет таких поселений, но всё же юрта древнейшее и в то же время остаётся современным жилищем кочевников - чабанов. А вот и юрты. /слайд 1/

Сегодня я приглашаю посетить три юрты, в которых мы увидим много интересных вещей. В первой юрте мы узнаем о казахской национальной одежде – (это тема нашего урока), посетив вторую юрту мы узнаем все об орнаменте, а в третьей юрте вас ожидает творческая мастерская.

Прежде чем посетить нашу юрту ответьте мне пожалуйста на вопросы:

1. Люди каких национальностей проживают на территории Казахстана?

2. Чем они отличаются друг от друга?

3. Исторически у каждого народа сложился внешний облик в виде национального костюма.

4. Посмотрите на картинку национальные костюмы какого народа изобразил художник? /слайд 2/

А что такое одежда?

5. Сегодня мы с вами остановимся на национальной одежде казахского народа.

Давайте посетим первую юрту и узнаем о казахской национальной одежде:

/запись тему урока в тетради/

Есть ли одежда, которая бы нравилась всем и всегда? Да, это – национальный костюм. У каждого народа он свой. И каждый из них прекрасен. Но кто же эти гениальные кутюрье, создавшие эту красоту?

Сотни тысяч обычных людей веками кроили, шили, украшали и носили одежду в будни и праздники.

Казахский народный костюм создавался для нелегкой кочевой жизни в бескрайних просторах степей. Одежда должна быть простой по покрою, чтобы за ней легко было ухаживать, и в то же время красивой и нарядной. Основными материалами для изготовления одежды были кожа, войлок. Шерстяное сукно «шекпен», а в богатых семьях – бархат, шелк, дорогие меха.

Костюм вышивали шелком, золотыми и серебряными нитями, украшали бисером. Бусами, бахромой, перьями филина, которые должны были защитить человека от «дурного глаза»

Особенно тщательно орнаментировали открытые срезы одежды – ворот, подол, рукава, края штанин – считалось, что это предохранит от проникновения к телу злых сил. /слайд 3/

Особенно красив костюм молодой девушки , состоящий из платья с оборками «көйлек » и яркого камзола из бархата – «бешмета». Бешмет перепоясывали богато украшенным поясом «белбеу», /слайд 4/ дополняли костюм расшитые сапоги на высоких каблуках «етік» и маленькая вышитая шапочка «тақия». /слайд 5/

Волосы заплетали в косы, богато украшали подвесками «шаш баул» /слайд 6/

На свадьбу девушка надевала высокую шапку «саукеле», к которой прикрепляли белое вышитое покрывало. /слайд 7/

Замужние женщины носили более длинные камзолы, застегнутые на талии, а голову покрывали «кимещеком» - большой платок с вырезом для лица. /слайд 8/

Мужской костюм был предназначен для верховой езды. Кочевники изобрели удобный предмет одежды – брюки. «шалбар», которые шили из кожи и украшали вышивкой. На тело надевали рубашку, а сверху – бешмет. В прохладную погоду носили халаты. Обувью служили кожанные сапоги «саптама» /слайд 9/

Мужчины всегда покрывали голову тюбетейками, войлочными шапками «қалпақ» или меховыми шапками –«бөрік» и «тымақ» /слайд 10/

Одежду перепоясывали ремнем с подвесными кармашками для пороха и пуль, украшенные металическими бляхами.

Камзол /кемзал/ легкая расшитая одежда, сшитая по фигуре с расширяющимся к низу подолом. Камзолы сшили из бархата и других ярких тканей, на одинарной подкладке из ткани или шерсти.

Молодые девушки носили камзолы более ярких цветов, чем женщины среднего и пожилого возраста.

Штаны . В прошлом когда казашки ездили верхом, штаны были необходимой частью их одежды. Их шили из овчины, домотканного сукна, плотных х/б тканей. Различали верхние штаны /шаобар/ и нижние /далбар/ Штаны шили укороченными, немного ниже колен, широкими в шагу и у пояса, зауженными книзу. На талии укрепляли при помощи шнура подвернутого в подгиб, пришитого к поясу.

Шапан – старинная верхняя одежда женщины – прямой широкий халат с длинными рукавами. Для тееплого времени года его шили легким, а для холодного – с шерстяной подкладкой, простеганной вместе с верхом.

Көйлек - /рубаха, платье/ древнейший вид нательной женской одежды. Платье сшили из легкой ткани.

С развитием торговли, в середине 19 века в моду вошли шелковые и хлопчатобумажные ткани ярких расцветок, а внешний вид костюма сильно изменился: костюм трансформировался в широкую тунику, к которой пришивалась сборчатая юбка, а юные девушки начали носить подобие платьев с узкими рукавами, оборками и воланами.

4. Мировой рынок - Экономика

Благодаря импорту т.е ввозу товара из других стран (ввоз в страну закупленных за границей иностранных товаров для их употребления, использования в стране) в нашем случае хлопка, шелка и бархата казахский национальный костюм стал более ярким, красочным, пышным и нарядным. Стали появляться платья и блузы, украшенные пышными воланами. Что невозможно было изготовить из тяжелых тканей: кожи, шерсти и войлока.

А кто мне назовет противоположный термин к импорту?

Ответы учащихся – Экспорт.

Что это? (вывоз за границу товара, предназначенных для продажи на иностранных рынках или для переработки в другой стране).

Скажите, а какой товар экспортируют из Казахстана в другие страны, чем богата наша страна? (полезные ископаемые, зерно).

Верно. А как можно назвать, одним словом рынок, в котором участвуют разные государства?

Если дети, затрудняются ответить, учитель задает наводящие вопросы:

А когда торговля происходит между разными государствами это…..международная торговля или мировой рынок.

Мировой рынок - рынок в котором участвуют разные государства, совершающие между собой обмен товарами и услугами, основанный на принципе обоюдной выгоды и международном разделении труда.

Хорошо, разобрались в экспорте и импорте, а теперь настало время заглянуть во вторую юрту. /слайд 12/

Человека входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее интерьер. Любая вещь выполненная из кожи, металла, кости, ткани и шерсти, войлока в декоративном стиле, украшено орнаментом. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом.

5. Знакомство с национальными орнаментами.

Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды, архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства)

Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, которая производит сильное эстетическое впечатление.

Для казахов орнамент стал главным видом изобразительного искусства, в котором отразилась живая, поэтичная душа народа, любовь к родной земле и интерес к окружающему миру.

В казахском орнаменте четко выделяются мотивы: /слайд 13/

Зооморфные

"Муйiз" - рог. Это древнейшая основа казахского орнамента. Орнамент символизирует рог. Роговидные орнаменты имеют мелкие и крупные элементы. Мелкие - применяются в изделиях прикладного искусства из дерева, кости, рога; в основном там, где требуется более тонкая обработка. Крупные - используются при украшении сырмаков, текеметов, алаша, ковров, в архитектуре. Роговидные элементы делятся на следующие виды: "аймуйiз", "космуйiз", "сынармуйiз", "кырыкмуйiз" "маралмуйiз", "оркешмуйiз", "кошкармуйiз" и др.

Космуйiз" - двойные рога. Этот элемент является изображением рогов барана, козла, коровы. Орнаменты, которые называются "ыргак", "iлмек", тоже относятся к "космуйiз". Орнамент "космуйiз" используется для украшения предметов домашнего обихода, мебели, оружия и т.д. В настоящее время орнаментом "космуйiз" украшают саукеле (головной убор невесты), современные мужские головные уборы - айыр калпак, передние борта камзола, голенища сапог.

Космогонические

"Кун"- солнце. Орнамент символизирует солнце. Орнаментом "кун" украшают середину ковров, тускиизов, а также он применяется в элементах вышивки или при крашении изделий из дерева, кости.

"Жулдыз" - звезда. Этот орнамент изображает ломаную линию, часто - звезду. Звезда, как правило, находится в самой середине орнамента и имеет пятиконечную форму.

Растительные

Гул"- цветок. Этот орнамент символизирует все виды цветов. Данный вид, начиная от орнамента "трилистник", представлен на изделиях прикладного искусства до двенадцатилистного орнамента. Используется в вышивках, при украшении одежды: воротников, карманов, подолов.

"Шыныгул" - стеклянный цветок. Орнамент похож на цветок. Он идентичен орнаментам

"тортайшык" и "итемшек". "Шыныгул" состоит из элементов, похожих на луну, рога, листья. На концы широко расставленных рогов насажено по листу.

Геометрические

"Ботакоз" - верблюжий глаз.

"Ботакоз" - верблюжий глаз. Этот орнамент обычно помещается посередине красочной композиции или в повторяющемся узоре, окаймляющим края изделия. Внешне он похож на глаза верблюжонка. Имеет ромбовидную геометрическую форму. Им можно окаймлять края платков.

"Кайнар" - родник, источник. Этот вид орнамента, видимо, родился в тех краях, где ощущается избыток источников воды. Цвета орнамента сдержанные, спокойные. Они символизируют каплю воды.

6. Закрепление материала

ТЕСТ- контроль знаний.

1.Саукеле –это головной убор:

А) женщин.

Б) девушек.

В) невесты.

2. Одежду украшали:

А)только тесьмой.

Б) только орнаментами.

В) орнаментами, бисером, тесьмой, вышивкой.

3. Перечислите виды казахского орнамента:

А) зооморфный, треугольный, космогонический, восточный;

Б) растительный, зооморфный, геометрический, космогонический;

В) геометрический, космогонический, изобразительный, орнаментальный.

4. Велюр, бархат, плющ, вельвет использовали для пошива:

А) платья, блузки, кимешек, чапан;

Б) детская одежда, белье, платки;

В) чапан, камзол, головные уборы.

5. А в наше время - время компьютерных технологий, где применяют орнамент?

А) в оформлении интерьера;

Б) дизайн одежды, посуды,

В) оформление сайтов, фото индустрия;

Г) все ответы верны

7. Взаимопроверка тестовых заданий

После учащиеся обмениваются листочками, выполняют взаимопроверку и ставят оценку.

8. Проверка д/з «Технологическая карта Правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, иголкой. »

(Оценивание для обучения и оценивание обучения)

9. Практическая работа: «Творческая мастерская»

А теперь настало время заглянуть в третью юрту - эта юрта народных мастеров - творческая мастерская.

Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время она не много изменилась. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов. Вот и ваше задание: вам раздаю макеты бумажных кукол вы должны придумать и разработать эскиз современного казахского платья или мужского костюма, используя элементы казахского орнамента используя эти подручные материалы(клей, картон, цветная бумага, фольга, бисер, материалы)

10. Оценка за урок

Учитель: На этом наше занятие подошло к завершению, огромное спасибо за урок!

Рефлексия: Дети оставляют стикеры на рисунках с изображением своего настроения.

Все замечательно, есть идеи! Я что-то не понял…. Все хорошо, было интересно.



Тема урока: Образцы казахской национальной одежды.

Цель урока: научить видеть красоту национальной одежды, ее функциональность, художественную особенность

Задачи урока:

А)образовательная: познакомить учащихся с устройством и убранством юрты как одного из древнейших видов передвижного жилища казахов, а также ознакомиться с видами казахской национальной одеждой, приспособленного к кочевому образу жизни; дать учащимся сведения о материалах, используемых для создания одежды, познакомить с названиями основных деталей одежды, отрабатывать практические навыки изображения ;

Б)развивающие: р азвивать познавательный интерес; развивать навыки композиционного построения; формировать интерес к обычаям и традициям казахского народа; научить видеть красоту национальной одежды, ее функциональность, художественную особенность костюма; развивать наблюдательность, зрительную память и творческие способности учащихся ;

В)воспитательные: нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание на примере изучения устройства и убранства казахского национального жилища и одежды; воспитание уважения к культуре других народов.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Оборудование урока: Художественные материалы, инструменты и принадлежности.

Приемы и методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Учащиеся должны:

Умело пользоваться языком декоративно - прикладного искусства; принципами декоративного обобщения,

Уметь передавать единство формы и декора,

Умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов,

Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

План урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

IV. Практическая работа и выполнение творческого задания.

V. Анализ работы учащихся и подведение итогов урока.

VI. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие класса.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

3. Психологический настрой.

II. Мотивационное начало урока. Сообщение темы и цели урока.

Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день и наш урок принесёт вам радость общения. Настройтесь на работу. Мысленно пожелайте себе и друг другу успеха. Передайте друг другу по цепочке хорошее настроение через рукопожатие.

Настроились на урок! Я вам желаю удачных работ и правильных действий по их выполнению. И сегодны мы окунемся в пучину истории нашей родины.

III. Изложение нового материала в форме беседы.

Высоко в голубых горах, на широкой, зелёной, горной степи раскинулся летний аул. Это юрты кочевников. Слышится стук копыт лошадей, пасутся овцы. Чувствуется дым и запах костра. В аул со всех сторон стекаются люди, играют дети. Люди одеты в красивые одежды. А вот и юрты. Сегодня я приглашаю посетить три юрты, в которых мы увидим много интересных вещей и научимся рисовать головной убор: тюбетейку. В первой юрте мы узнаем все об орнаменте еще раз повторив пройденный материал, посетив вторую юрту мы узнаем о казахской национальной одежде и побывав в третьей юрте, мы с вами выполним творческую работу.

Давайте посетим первую юрту: Человека входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее убранство. Любая вещь, выполненная из кожи, металла, кости, ткани и шерсти украшен орнаментом. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом.

    А что называется орнаментом?

    Для чего служит орнамент?

    Сколько видов существует в казахских орнаментах?

    На какие группы делятся орнаменты?

    Назовите предметы украшенные орнаментом?

    Для чего служил орнамент в древности, кроме украшения?

    А в наше время-время компьютерных технологий, где применяют орнамент?

Ответы учащихся.

Да, в одежде и не только. Молодцы видно, что вы хорошо усвоили материал.

А теперь мы узнаем, какие бывают виды казахской национальной одежды, заглянув во вторую юрту. Функции одежды: защита тела от воздействия природной среды, социальная функция.

Древнейшими материалами для изготовления одежды у казахов были шкуры, кожа и шерсть домашних животных. Использовали в основном овчину, реже шкуру коз, жеребят. Для бедных слоев населения характерна одежда из шкур сайгаков, головные уборы из меха лисицы, выдры и других пушных зверей.
Одной из древнейших форм изготовления материала было использование естественно свалявшейся зимней шерсти овец и верблюдов. Шерсть тщательно чистили, раскладывали на подкладке, простёгивали продольными швами и выкраивали из неё часть зимней одежды.

Кроме того, шерсть перерабатывали в войлок, который использовался для изготовле-ния обуви и головных уборов.
Привозные бумажные, шелковые и шерстяные ткани вошли в обиход кочевников ещё в древности. Широкое распространение получили китайские бумажные ткани, попадавшие на территорию Казахстана в виде подарков, военной добычи, в обмен на продукты кочевого хозяйства. Археологические находки свидетельствуют о распростра-нении отдельных предметов одежды из шёлковых материй.
Привозные ткани в основном покупали феодалы, так как только знатные казахи имели право носить шелковую одежду. Наиболее распространёнными были шёлка красного и желтого цветов.

Комплекс мужской и женской одежды казахов в 18 - 19 вв. был довольно устойчив и однороден во всей территории Казахстана. Изменения в костюме 18 - 19 вв. происходили в деталях покроя, выборе материала, менее - составе предметов одежды. Социальные различия в одежде заключались в основном, в качестве материала и отделки, количестве одежды, носимой одновременно, но особенно её запасов, но не отражались на покрое.

Помимо большой традиционности быта скотоводов, сказывалась высокая степень приспособленности казахской одежды к условиям жизни в степи, частым переездам, необходимости в любую погоду проводить много времени без укрытия. В народном костюме казахов отражены древние традиции, связанные с этническими и социальными условиями. Одежду для торжественных случаев шили из дорогостоящих материалов, украшали бисером, вышивкой, узорной тесьмой. Женская одежда делилась на три группы: одежда для девушек, женщин и бабушек. Одежда состояла из длинного жилета, платья с оборками, головного убора и обуви. Одежда различалась по возрасту человека. Молодёжь носила богато орнаментированную одежду красного или зелёного цветов. Взрослые и пожилые люди носили одежду поскромнее, с малым количеством узоров, чёрного или синего цветов. Для торжеств шились праздничные одежды из дорогого материала с красивым орнаментом.

Давайте познакомимся с названиями деталей костюма:

Тымак - остроконечная, отороченная лисьим или другим мехом шапка, наиболее оригинальный головной убор, который носили в зимнее время. Шапка имеет длинные широкие наушники, а так же удлинённый конец, прикрывающий затылок. Кроме лисьего меха, которым оторочена в основном лобовая и наушная части шапки, её тыльная сторона обшивается бархатом или другими дорогими тканями. Тымақ был необходимым атрибутом одежды для людей, которым приходилось подолгу находиться на открытом воздухе в условиях суровой непогоды. Благодаря своей форме он надежно защищает голову и шею.

Қ алпақ - летняя шляпа из тонкого белого войлока с узкой высокой тульей, закругленной или остроконечной макушкой, которую сшивали из двух одинаковых половин, нижние части отгибались, образуя широкие поля. Последние обшивали полосой черной или красной материи. Тулью украшали нашивкой цветного шнура или ткани по шву. Знатным людям калпак расшивали шелком; нередко его шили из бархата.

Айыр калпак - высокий колпак с изогнутыми к верху полями, отороченный изнутри тонким войлоком или плотной тканью, снаружи отделан из особого дорогого материала. Поверх ткани позументами из золотой нити расшиты узоры в виде растений. В основном его носили на пиршества ханы, султаны.

Бө рі к - обычный головной убор, который носили в любое время года. Шили его на войлочной основе, снаружи покрытой тканью. Шапка имела форму длинного колпака. Нижнюю ее часть обшивали мехом пушных зверей, но часто использовалась и овчина.

Ичиг - это зимняя верхняя одежда, сшитая из разных мехов животных. Шьют ичиг, располагая мех на изнаночную сторону. А тыльную сторону натягивают тканью. В зависимости от вида используемого меха ичиг делится на лисий ичиг, волчий ичиг т.д.

Саптама етык - это сапоги с высокими голенищами и войлочными чулками внутри. В зимние холода в них очень тепло и удобно при езде на лошади.

Позументный чапан (шапан) - шьётся из дорогой ткани с позументами на воротнике и груди. Спина, рукава и подол расшиваются позументными нитями. На спинке чапана расшивается круглый, как солнце, узор, а на самом чапане орнаменты в виде растений. Позументный чапан носили состоятельные люди, ханы, султаны.

Жаргак - так казахи называют хорошо отделанную тонкую шкуру. Жаргак окрашивают в красный цвет, наносят на него разноцветные узоры, а затем из готового полотна шьют брюки. Такие брюки называют - «жаргак шалбар». «Жаргак шалбар» носили в основном батыры, бии, акыны, сал-сери.

Шапан - халат, с древности основной вид одежды казахов. Шьётся из шерсти и других тканей. Украшается вышивкой племенной тамги (символ племени) или солнечных (солярных) кругов заполненных растительным орнаментом.

Курте - мужская лёгкая одежда из различных тканей с подкладом. Шьётся без воротника с короткими рукавами, носится поверх рубашки.

Бешпент - один из древнейших видов одежды, имеет удлинённую форму и боковые разрезы внизу, вышивается крупными изображениями солнца, так как оно символизирует жизнь, победу.

Шалбар - штаны разнообразны по фасону, длине и использованию ткани. Украшаются в зависимости от назначений.

Кiсе - наборный пояс из кожи, замши или бархата. Имеет несколько подвесных предметов: кошелёк, паровницу, кресало, футляр для ножей и тому подобное, украшается костью, металлическими бляхами с полудрагоценными камнями.

У казахов особо почитался головной убор. Среди женских головных уборов заслуживает особое внимание саукеле. Это традиционный, очень древний головной убор невесты. Высокий, конусообразный, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, яркими драгоценными и полудрагоценными камнями. Вышитые узоры, разноцветные нити, жгутовая отделка, ажурные металлические украшения делают саукеле богатым. Меховая оторочка, украшенная тисненым жгутом, закрывает нежный лоб. При малейшем движении кисточки, закрывающие виски, начинают колыхаться. Цепочка с бусинами, свисающая сзади с верхушки саукеле, раскачивается в такт шагам юной красавицы. Шили головной убор из очень дорогих материалов, Обязательно прикрепляли фату, которая закрывала фигуру девушки придавая её облику особое изящество.

К женским головным уборам еще относится кимешек, бө рі к, а также есть шапочка тюбетейка. Самая красивая из тюбетеек – это такия для маленьких девочек. Тақ ия имеет круглую форму, очень лёгкая, высота её равна 10-15 сантиметров. На поверхность тақ ии пришивали перья филина, края украшали дорогими камнями. Тақ ию девочки носили до замужества. Выходя замуж девочка исполняла прощальную песню «сынсу» посвящённую - символу детства.

Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время она немного изменилась. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов.

А теперь заглянем в третью юрту - эта юрта мастерская, где мы нарисуем шапочку тюбетейку. У казахского народа много разного вида шапок.

имели среди казахов довольно широкое распространение. Они сшивались из двух основных частей - цилиндрического невысокого околыша и макушки. Тюбетейки обычно шили из сатина. Для нарядных тюбетеек использовался бархат, они украшались цветной строчкой, вышивкой, золотом и серебром.

А теперь перейдём к практической части нашего урока.

IV. Практическая работа учащихся и выполнение творческого задания.

Учащиеся начинают самостоятельно делать зарисовки, создавать эскизы. Дети подходят к работе творчески, из деталей одежды, украшая их казахским орнаментом, составляют свои образцы, эскизы, находят общее цветовое решение работы. Учитель следит за тем, чтобы были соблюдены пропорции фигур, подобраны красивые сочетания цветов, чтобы изображение было лаконичным.

Наша работа будет состоять из того что мы должны нарисовать тюбетейку. Разукрасить орнаментом. Подобрать цвета.

Орнамент тюбетейки - это не только характерный художественный рисунок, но и оберег. Тюбетейки носят как мужчины, так и женщины.

Правила при выполнении орнамента.

Очень важна в орнаменте симметрия и ц вет.

Сочетание цветов в орнаменте имеет важное значение - они должны чередоваться в определенном порядке.

Всякий цвет в орнаменте имеет свою символику. Голубой – обозначение неба; белый – символ радости, счастья; желтый – знания, мудрости; красный – символ юности, красоты и весны; черный – символ земли.

1. Орнамент должен соответствовать объёму и форме изделия.

2. Орнаментальная композиция должна сочетаться по цвету с фоном основы.

3. Узоры в композициях должны располагаться симметрично.

4. Декоративный центр и бордюры орнаментальной композиции должны выделяться с помощью различных цветов. В орнаментальных композициях используют 1 - 4 цвета.

Выбор цвета фона и рисунка определяет композиция.

V. Анализ работы учащихся и итоги урока.

Выставка детских работ.

Посмотрите на выполненные вами работы. Я очень рада, что рисунки получились у всех. Молодцы!

Давайте отложим наши работы и проверим новый материал в виде устных тестов:

а) Какие детали женского костюма вы знаете? (саукеле, чапан, кимешек, борик, такия, койлек, кокырекше, масы).
б) Какие материалы использовались при изготовлении одежды? (шелк, бархат, тонкий войлок, кожа, шерсть, хлопок. Все ткани натуральные).

в) Саукеле – это головной убор: женщин, девушек, невесты.

г) Одежду украшали: орнаментами, бисером, тесьмой.

VI.Рефлексия .

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Чему научились на сегодняшнем уроке?

Что научились создавать своими руками?

Красиво получилось?

В какой технике создавали работу?

Какое чувство вы испытываете после выполнения работы?

Первосоветская СОШ
Открытый урок на тему:
«Национальная одежда народов Казахстана»
Подготовила: Мигитко Г. В.
2017 год
Цели: Воспитание казахского патриотизма.
Задачи: Образовательная
- формирование представления учащихся о культуре, традициях и обычаях казахского народа закрепить знания об казахской одежде.
- совершенствование умения работать с различными материалами в технике аппликации.
- знакомство с новыми словами, обозначающими казахскую одежду, произношение и написание этих слов.
Развивающая.
- развитие творческих способностей, наблюдательности, внимания, усидчивости, памяти.
- развитие общего умения – работа со справочной литературой, с инструментами, различными материалами.
- развитие познавательного интереса.
Воспитательные.
- воспитание патриотизма интереса и бережного отношения к культуре, традициям и обычаям казахского народа.
- воспитание взаимовыручки, коллективизма, взаимоуважения, бережного отношения к труду.
Метод: Изучения нового материала объяснения с практическим применением.
Тип: Комбинированный
Форма: Групповая
Оборудование:
Энциклопедия, словарь с названием одежды, ювелирных изделий на казахском языке. Виды одежды, фото с изображением одежды казахского народа.
Ход урока:
Орг момент.
Готовность к уроку. Проверка отсутствующих.
Повторение пройденного материала.
Что мы изучали на прошлом уроке?
- Мы познакомились с культурой казахского народа.
- Что нового узнали о культуре казахского народа?
- Какие орнаментальные композиции применялись в изготовлении одежды, обуви, посуды и т.д.
Изучение нового материала.
У каждого народа есть своя Родина свои традиции, обряды, игры, кухня, виды одежды.
Көкірекше – легкая безрукавка.
Қаптырма – пряжка, застежка.
Алқа – подвески на грудь.
Жолпы – украшения в косы.
Білезік – браслет.
Жүзік – перстень.
Сырға – серги.
Қамшат бөрік – головной убор с пучком перьев филина.
Белдік – пояс, ремень.
Ішік – верхняя одежда, сшитая мехом вовнутрь и сверху покрытая тканью.
Тұмақ – меховая шапка.
Кимешек – женский головной убор, закрывающий шею и плечи.
Құндық – головной убор, надеваемый поверх кимешек.
Мәсі – мягкие сапоги.
Кебіс – надевают на мәсі, похожи на туфли на толстой подошве.
Далбай – головной убор в виде башлыка.
Жарғақ шалбар – яркие брюки из тонкой кожи.
Мужская и женская одежда имеют свои конструкционные особенности. К примеру женская одежда отличается вытачками на груди, талии, плечах различными складками, воланами, мужская одежда более строгая.
В мужской одежде плечи шире, застежка направлена слева направо, тогда как в женской – справа налево.Обработка и отделка плечевых изделий зависит от их вида и применения. К видам отделки относятся вышивание, складки, рельефы, защипы, разновидности швов; воланчики, накладные детали, кружева, тесьма, люрекс и др. материалы для украшения.
Одежда для торжественных случаев намного сложнее повседневной, имеет различные украшения детали и силуэты. В такой одежде присутствует богатая и сложная отделка.
Например:
Мужская одежда
Камзол

По традиции передняя часть камзола по горловине и краям украшается национальным узором.
Одежда девушки.

Одежда девушек была в основном приталенной, с вышитым воротником – стоечка. Девушки носили платья көйлек с 2-3 оборками, длинными рукавами и воротником – стоечка. Поверх платья надевали көкірекше – легкую безрукавку, грудная часть и подол которой расшивали узорами. Могли поверх платья надевать қамзол, сшитый по фигуре с серебряной пряжкой қапсырмой. Одежда девушек шилась из ярких тканей, богато расшивалась орнаментом, бисером, монетами, полудрагоценными камнями. Волосы девушки заплетали в косы и украшали и шолпами – лентами и цепочками с украшениями. На голову надевали такия – маленькую шапочку или қамшат бөрік, остроконечную мехом с пучком перьев филина, который играл роль украшения и оберега.
Головные уборы.
У казахского народа имеется несколько разновидностей мужских и женских головных уборов. В тысячелетней истории народа, большую часть жизни проводившего в седле, головной убор имел особое значение для сохранения здоровья. Головные уборы носили зимой и летом женщины, мужчины, дети.
Борик – очень красивый мужской головной убор.

Девичья такия
Если мужские тюбетейки шили из обычных тканей, то на девичий головной убор, который назывался такия, не жалели дорогих материалов.
Калпак – исключительно мужской головной убор.

Касаба
– красивый женский головной убор, напоминающий по форме тюбитейку, но объемнее ее.
Кимешек

– женский головной убор. Его носили молодые и пожилые женщины. Шили из белой ткани, молодым – из тонкого белого шелка.
Саукеле
– самый древний и красивый вид казахского женского головного убора и самый нарядный в гардеробе невесты.
Саукеле – это наследие, передаваемое из поколения в поколения, своеобразный символ, представляющий новый этап в жизни женщины - казашки. Видоизменившись, саукеле и сейчас не уходит из гардероба невесты, достойно заменяя венок и фату.
Аппликации в одежде:
Умение использовать аппликацию для крашения одежды – большое искусство, которое дано не каждому. Даже те, кто имеют навыки работы с иглой и умеют шить одежду, испытывают затруднения при украшении одежды. Рассмотрим технологию выполнения аппликации на
При наложении аппликации любое изделие приобретает нарядный вид. Аппликация должна привлекать внимание, поэтому ее располагают на груди, воротнике, рукавах и, если нужно, на плечах, спине. Для этого выбирают дорогие, блестящие, под золото или серебро ткани.
Способы наложения узоров:
Существует два способа наложения узоров. Первый – на драп накладывают ткань, предназначенную для узоров. Сначала блестящую ткань – накладку склеивают специальной тонкой клеющей тканью. Рисуют на ней мелом или другим средством узор. Затем прострачивают на машине по контуру. Вырезают прошитый узор. Затем обрабатывают узор частым оверложечным швом, для чего ткань натягивают на пяльца. Орнамент проглаживают утюгом.

Второй способ отличается от первого тем, что узор предварительно вырезают из позолоченной или посеребренной парчи и соединяют зигзагообразным мелким стежком с основной тканью.
Чтобы накладка была рельефной, можно сделать на ней вышивку. Края накладки отделывают позолоченной или посеребренной тесьмой.
Третий способ выполнения аппликации из узоров применяется только на некоторой одежде. Это – наклеенная аппликация. Выполняют ее так. Тонкую полиэтиленовую пленку положите под накладную ткань по контуру рисунка. Затем сильно нагретым утюгом прогладьте основную ткань.
Для украшения одежды используют не только аппликацию, но и вышивку.
Выполнение практической работы.
Итак, мы познакомились с казахской одеждой и с названиями одежды на казахском языке.
Сейчас мы с вами займемся коллажем.
Наш коллаж будет называться «Казахская одежда».
Что нам нужно для нашей работы? Как нужно выполнять аппликацию – отдельно или все вместе?
Ученики
- Нет. Надо показать людей в национальной одежде.
Учитель
- Правильно. На прошлом уроке мы с вами подготовили фон.
По желанию можно было выполнить фон – пейзаж, сооружения лес, полянку и т.д., юрта и другие предметы и эпизоды.
Сегодня мы с вами закончим свои картины. Работу будем выполнять в виде аппликации.
Кто из вас расскажет и продемонстрирует порядок выполнения аппликации.
Ученики
- Первое что мы должны – это напомнить про ТБ с инструментами, правильной организацией рабочего места.
1. Выполняем эскиз на заданную тему.
2. Второе – это непосредственная работа с бумагой, клеем, ножницами.
- Выполняем эскиз элементов рисунка, на белой бумаге.
-/выполняем трафарет, вырезаем их/
- Следующий этап нашей работы – обводим элементы, вырезанных деталей на цветной бумаги.
- Затем вырезаем элементы и приклеиваем на подготовленный фон.
Демонстрируем.
Учитель
Сейчас мы проанализировали порядок выполнения работы.
Приступаем к самостоятельной работе.
Контроль самоконтроль за выполнением работы.
Завершение работы.
Подведение итога. Оценивание.
Что мы, сегодня выполняли на уроке?
Что узнали нового?
Мы узнали о национальной одежде народов Казахстана.
- Научились выполнять коллаж по пройденной теме.
- Научились работать с предоставленным материалом, выполнять эскизы, аппликации.
Уборка класса

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх