Иоанн называемый марком. Полезный для служения

Наши ошибки - хорошие учителя. Их последствия дают нам горький, но ясный урок. Тот, кто учится на своих ошибках, становится мудрее. Иоанн Марк был хорошим учеником, которому требовалось только немного времени и смелости.

Марк был рад творить добро, но ему было трудно сохранять твёрдость. В своём Евангелии Марк говорит о юноше, который во время ареста Иисуса бежал в таком страхе, что оставил свою одежду. Вероятно, это был сам Марк. Склонность к бегству проявилась в нём вновь, когда Павел и Варнава взяли его в помощники в первое миссионерское путешествие. На второй остановке Марк покинул их и вернулся в Иерусалим. Это было тяжёлым событием для Павла. Двумя годами позже, при подготовке второго миссионерского путешествия, Варнава вновь предложил взять с собой Марка, но Павел отказался. В результате их команда разделилась. Варнава взял с собой Марка, а Павел выбрал Силу. Варнава оказался снисходительнее к Марку, и молодой человек вознаградил его терпение. Павел и Марк позднее вновь соединились, и старший по возрасту апостол стал близким другом молодого ученика.

Марк был хорошим товарищем трём лидерам ранней Церкви - Варнаве, Павлу и Петру. Видимо, события в Евангелии Марка изложены в основном со слов Петра. То, что Марк был помощником апостолов, позволило ему многое узнать. Он вновь и вновь слышал рассказы Петра о годах, проведённых рядом с Иисусом, и одним из первых записал эти рассказы.

Варнава сыграл в жизни Марка ключевую роль. Он поддерживал его, несмотря на его слабости, и терпеливо ободрял его. Пример Марка призывает нас учиться на наших ошибках и ценить терпение других. Нет ли и в вашей жизни Варнавы, которого вы должны отблагодарить за то, что он в своё время поддержал вас?

Слабости и ошибки:

Вероятно, был тем юношей, который в панике бежал при аресте Иисуса
- По неизвестной причине покинул Павла и Варнаву во время первого миссионерского путешествия

Уроки из его жизни:

Зрелость характера приходит обычно со временем и после определённых ошибок
- Ошибки бывают не так значительны, как выводы, которые мы можем из них извлечь
- Успех нашей жизни определяется не тем, чего мы достигли, а тем, что мы сумели преодолеть для этого
- Жизнь человека может измениться, если его вовремя поддержать

Основные сведения:

Место - Иерусалим
- Занятие - ученик; миссионер; автор Евангелия; спутник апостолов
- Родственники - мать Мария; дядя Варнава
- Современники - Петр, Павел, Тимофей, Лука, Сила

Ключевой стих:

"Со мной остался один Лука. Возьми и приведи с собой Марка, он хорошо помогает мне в моем служении". (2Тим.4:11)

(Деян. } и Деян. ). Он был жителем Иерусалима , сыном некой Марии, чей дом был местом молитвенных собраний для апостолов и членов Иерусалимской церкви. В её дом пришёл апостол Пётр после своего чудесного освобождения из темницы (см. Вериги святого Петра). Уходя из Иерусалима Варнава и Павел взяли с собой Марк-Иоанна. Деяния сообщают об участии Марка-Иоанна в проповеди в Саламине на Кипре (Деян. ). При этом на основании употребляемого в тексте выражения «для служения» (διακονια) предполагают, что Иоанн Марк был посвящён в сан диакона . Когда Павел со спутниками покинул Кипр и отправились в Памфилию , то Марк отделился от них и отправился в Иерусалим (Деян. }). В 15 главе книги Деяний рассказывается о том, как Марк послужил причиной разделения Павла и Варнавы:

Иоанн Златоуст отмечает, что Марк был бы принят и без указаний Павла, но «Апостол выражает желание, чтобы они сделали это с большим усердием, и тем показывает, что сей человек (Марк) был великий муж ». При этом характер распоряжений Павла о Марке-Иоанне остаётся неизвестным. В более поздних своих посланиях Павел называет Марка своим сотрудником (Флм. ), а во Втором послании к Тимофею пишет - «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения» (2Тим. ).

Место проповеди Варнавы и Марка-Иоанна после их разлучения с Павлом остаётся неизвестным. В Acta sanctorum помещены апокрифические сказания из «Периодов» (путешествий) Варнавы, который якобы составлены Марком-Иоанном. По преданию, Марк-Иоанн был в Вивлосе (в Финикии Библос (Вивлос) или Гевал находился на севере Палестины, при Средиземном море, между Бейрутом и Триполем). В Четьи Минее Димитрия Ростовского о нём сказано: «святой апостол Марк, называвшейся Иоанном, был поставлен апостолами в Вавилоне и ревностно подвизался в проповеди Евангелия. Он достиг такого дерзновения к Богу, что и самая тень его исцеляла больных ». Год смерти апостола Марка-Иоанна неизвестен, существует мнение, что он был похоронен в Эфесе .

См. также

Напишите отзыв о статье "Марк-Иоанн"

Примечания

Литература

  • Архиепископ Димитрий (Самбикин) . . - СПб. : Православный собеседник, 1906. - С. 3 т., 547-555.

Отрывок, характеризующий Марк-Иоанн

«Le 4 arrive le premier courrier de Petersbourg. On apporte les malles dans le cabinet du Marieechal, qui aime a faire tout par lui meme. On m"appelle pour aider a faire le triage des lettres et prendre celles qui nous sont destinees. Le Marieechal nous regarde faire et attend les paquets qui lui sont adresses. Nous cherchons – il n"y en a point. Le Marieechal devient impatient, se met lui meme a la besogne et trouve des lettres de l"Empereur pour le comte T., pour le prince V. et autres. Alors le voila qui se met dans une de ses coleres bleues. Il jette feu et flamme contre tout le monde, s"empare des lettres, les decachete et lit celles de l"Empereur adressees a d"autres. А, так со мною поступают! Мне доверия нет! А, за мной следить велено, хорошо же; подите вон! Et il ecrit le fameux ordre du jour au general Benigsen
«Я ранен, верхом ездить не могу, следственно и командовать армией. Вы кор д"арме ваш привели разбитый в Пултуск: тут оно открыто, и без дров, и без фуража, потому пособить надо, и я так как вчера сами отнеслись к графу Буксгевдену, думать должно о ретираде к нашей границе, что и выполнить сегодня.
«От всех моих поездок, ecrit il a l"Empereur, получил ссадину от седла, которая сверх прежних перевозок моих совсем мне мешает ездить верхом и командовать такой обширной армией, а потому я командованье оной сложил на старшего по мне генерала, графа Буксгевдена, отослав к нему всё дежурство и всё принадлежащее к оному, советовав им, если хлеба не будет, ретироваться ближе во внутренность Пруссии, потому что оставалось хлеба только на один день, а у иных полков ничего, как о том дивизионные командиры Остерман и Седморецкий объявили, а у мужиков всё съедено; я и сам, пока вылечусь, остаюсь в гошпитале в Остроленке. О числе которого ведомость всеподданнейше подношу, донеся, что если армия простоит в нынешнем биваке еще пятнадцать дней, то весной ни одного здорового не останется.
«Увольте старика в деревню, который и так обесславлен остается, что не смог выполнить великого и славного жребия, к которому был избран. Всемилостивейшего дозволения вашего о том ожидать буду здесь при гошпитале, дабы не играть роль писарскую, а не командирскую при войске. Отлучение меня от армии ни малейшего разглашения не произведет, что ослепший отъехал от армии. Таковых, как я – в России тысячи».
«Le Marieechal se fache contre l"Empereur et nous punit tous; n"est ce pas que с"est logique!
«Voila le premier acte. Aux suivants l"interet et le ridicule montent comme de raison. Apres le depart du Marieechal il se trouve que nous sommes en vue de l"ennemi, et qu"il faut livrer bataille. Boukshevden est general en chef par droit d"anciennete, mais le general Benigsen n"est pas de cet avis; d"autant plus qu"il est lui, avec son corps en vue de l"ennemi, et qu"il veut profiter de l"occasion d"une bataille „aus eigener Hand“ comme disent les Allemands. Il la donne. C"est la bataille de Poultousk qui est sensee etre une grande victoire, mais qui a mon avis ne l"est pas du tout. Nous autres pekins avons, comme vous savez, une tres vilaine habitude de decider du gain ou de la perte d"une bataille. Celui qui s"est retire apres la bataille, l"a perdu, voila ce que nous disons, et a ce titre nous avons perdu la bataille de Poultousk. Bref, nous nous retirons apres la bataille, mais nous envoyons un courrier a Petersbourg, qui porte les nouvelles d"une victoire, et le general ne cede pas le commandement en chef a Boukshevden, esperant recevoir de Petersbourg en reconnaissance de sa victoire le titre de general en chef. Pendant cet interregne, nous commencons un plan de man?uvres excessivement interessant et original. Notre but ne consiste pas, comme il devrait l"etre, a eviter ou a attaquer l"ennemi; mais uniquement a eviter le general Boukshevden, qui par droit d"ancnnete serait notre chef. Nous poursuivons ce but avec tant d"energie, que meme en passant une riviere qui n"est рas gueable, nous brulons les ponts pour nous separer de notre ennemi, qui pour le moment, n"est pas Bonaparte, mais Boukshevden. Le general Boukshevden a manque etre attaque et pris par des forces ennemies superieures a cause d"une de nos belles man?uvres qui nous sauvait de lui. Boukshevden nous poursuit – nous filons. A peine passe t il de notre cote de la riviere, que nous repassons de l"autre. A la fin notre ennemi Boukshevden nous attrappe et s"attaque a nous. Les deux generaux se fachent. Il y a meme une provocation en duel de la part de Boukshevden et une attaque d"epilepsie de la part de Benigsen. Mais au moment critique le courrier, qui porte la nouvelle de notre victoire de Poultousk, nous apporte de Petersbourg notre nomination de general en chef, et le premier ennemi Boukshevden est enfonce: nous pouvons penser au second, a Bonaparte. Mais ne voila t il pas qu"a ce moment se leve devant nous un troisieme ennemi, c"est le православное qui demande a grands cris du pain, de la viande, des souchary, du foin, – que sais je! Les magasins sont vides, les сhemins impraticables. Le православное se met a la Marieaude, et d"une maniere dont la derieniere campagne ne peut vous donner la moindre idee. La moitie des regiments forme des troupes libres, qui parcourent la contree en mettant tout a feu et a sang. Les habitants sont ruines de fond en comble, les hopitaux regorgent de malades, et la disette est partout. Deux fois le quartier general a ete attaque par des troupes de Marieaudeurs et le general en chef a ete oblige lui meme de demander un bataillon pour les chasser. Dans une de ces attaques on m"a еmporte ma malle vide et ma robe de chambre. L"Empereur veut donner le droit a tous les chefs de divisions de fusiller les Marieaudeurs, mais je crains fort que cela n"oblige une moitie de l"armee de fusiller l"autre.

Сыном некой Марии, чей дом был местом молитвенных собраний для апостолов и членов Иерусалимской церкви. В её дом пришёл апостол Пётр после своего чудесного освобождения из темницы (см. Вериги святого Петра). Уходя из Иерусалима Варнава и Павел взяли с собой Марк-Иоанна. Деяния сообщают об участии Марка-Иаонна в проповеди в Саламине на Кипре (Деян. ). При этом на основании употребляемого в тексте выражения «для служения» (διακονια) предполагают, что Иоанн Марк был посвящён в сан диакона . Когда Павел со спутниками покинул Кипр и отправились в Памфилию , то Марк отделился от них и отправился в Иерусалим (Деян. }). В 15 главе книги Деяний рассказывается о том, как Марк послужил причиной разделения Павла и Варнавы:

Иоанн Златоуст отмечает, что Марк был бы принят и без указаний Павла, но «Апостол выражает желание, чтобы они сделали это с большим усердием, и тем показывает, что сей человек (Марк) был великий муж ». При этом характер распоряжений Павла о Марке-Иоанне остаётся неизвестным. В более поздних своих посланиях Павел называет Марка своим сотрудником (Флм. ), а во Втором послании к Тимофею пишет - «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения» (2Тим. ).

Место проповеди Варнавы и Марка-Иоанна после их разлучения с Павлом остаётся неизвестным. В Acta sanctorum помещены апокрифические сказания из «Периодов» (путешествий) Варнавы, который якобы составлены Марком-Иоанном. По преданию, Марк-Иоанн был в Вивлосе (в Финикии Библос (Вивлос) или Гевал находился на севере Палестины, при Средиземном море, между Бейрутом и Триполем). В Четьи Минее Димитрия Ростовского о нём сказано: «святой апостол Марк, называвшейся Иоанном, был поставлен апостолами в Вавилоне и ревностно подвизался в проповеди Евангелия. Он достиг такого дерзновения к Богу, что и самая тень его исцеляла больных ». Год смерти апостола Марка-Иоанна неизвестен, существует мнение, что он был похоронен в Эфесе .

Подавляющее большинство современных исследователей убеждены, что все упоминания Марка и Иоанна, называемого Марком, в Новом Завете относятся к одному и тому же лицу. Малодостоверное различение евангелиста Марка и Марка-Иоанна (а также ещё одного Марка , входящего в один из вариантов списка 70 апостолов) возникло лишь в позднем церковном предании.

См. также

Примечания

Литература

  • Архиепископ Димитрий (Самбикин) Собор св. 70-ти апостолов . - СПб. : Православный собеседник, 1906. - С. 3 т., 547-555.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Флёри, Марк-Андре
  • Марк-Мишель

Смотреть что такое "Марк-Иоанн" в других словарях:

    Марк-Иоанн (апостол от 70) - Марк Иоанн (греч. Μάρκος) апостол от семидесяти, племянник апостола Варнавы и ученик апостола Павла. Марк, называвшийся Иоанном, упоминается в апостольских деяниях (Деян.12:25} и Деян … Википедия

    МАРК {(Иоанн) }ЕВАНГЕЛИСТ

    МАРК (Иоанн) ЕВАНГЕЛИСТ - апостол от 70 ти, епископ Александрийский, Аполлониадский, Вавилонский, священно мученик (ск. 63), родился в Иерусалиме, дом его матери примыкал в Гефсиманскому саду, в котором Иисус Христос молился перед тем, как был схвачен. В Евангелии от… … Русская история

    Иоанн Марк (значения) - Иоанн Марк: Иоанн Марк двойное имя, данное от рождения Марку, автору одного из четырёх канонических евангелий. Иоанн Марк псевдоним, под которым известен видный религиозный деятель русского зарубежья по фамилии Галустьянц … Википедия

    МАРК (евангелист) - МАРК (Иоанн Марк), автор второго Евангелия (Евангелие от Марка), считающегося самым ранним (согласно Папию Иерапольскому (см. ПАПИЙ ИЕРАПОЛЬСКИЙ), записанным со слов апостола Петра) и предназначенного для новообращенных язычников. Участвовал в… … Энциклопедический словарь

    МАРК - (Иоанн Марк) автор второго Евангелия (Евангелие от Марка), считающегося самым ранним (согласно Папию Иерапольскому, записанным со слов апостола Петра) и предназначенного для новообращенных язычников. Участвовал в миссионерских трудах апостола… … Большой Энциклопедический словарь

    Марк - (Иоанн Марк), автор 2 го Евангелия (Евангелие от Марка), считающегося самым ранним (согласно Папию, записано со слов апостола Петра) и предназначенного для новообращённых язычников (датируется 70). Участвовал в миссионерских трудах апостола Павла … Энциклопедический словарь

    Марк - МАРК, Иоанн Марк, автор 2 го Евангелия (Евангелие от Марка), считающегося самым ранним (согласно Папию, записанным со слов апостола Петра) и предназначенного для новообращённых язычников (датируется 70). Участвовал в миссионерских трудах апостола … Биографический словарь

    Марк (апостол)

    Марк (евангелист) - евангелист Марк Марк (ивр. מרקוס‎, греч. Μάρκος) один из четырёх евангелистов, по происхождению иудей (родился в Иерусалиме), но ещё юношей примкнул к общине христиан, так как его мать Мария была одной из горячих последовательниц Христа и её дом… … Википедия

В списке св. 70 Апостолов (у Дорофея, Адона, св. Димитрия и др.), упоминается три Марка: первый евангелист - Марк, поставленный 2-м в списке 70; второй Марк спутник св. ап. Павла и Варнавы, под 61 числом и третий - племянник Варнавы под 66 числом. В Синаксаре, полных месяцесловах, Святцах и пр. в течение года совершается память трем апостолам именем Марка. Так 27 сентября память св. Марка именуемого также Иоанном, который быть спутником Варнавы и Павла; 30 октября Марк-племянник, св. Варнавы и 25 апреля память св. апостола и Евангелиста Марка. В прологах, Четьи Минеях и сказаниях (житиях) - упоминается также три апостола из 70 с именем Марка.

1. Марк, св. евангелист, о котором пишет св. ап. Петр, называя его возлюбленным сыном (I посл. V, 13), был епископом в Александрии, где, скончался мучеником за Христа.

2. Марк, называвшийся Иоанном, о котором св. евангелист Лука пишет в Деяниях (XV, 37) был спутником св. Варнавы и Павла, в последствии был епископом в Аполлониаде, и котором ап. Павел упоминает в Послании к Колоссянам (IV, 10). Но из сличения сказаний о жизни и длительности св. Марка - спутника ап. Павла, Варнавы и Марка - племянника Варнавина, видно, что это одно и тоже лицо. Племянник Варнавы носил двойное имя Марка - Иоанна (Деян. XII, 12) и был спутником ап. Павла и Варнавы (Деян. XV, 37); св. Марк - Иоанн, племянник Варнавы, был именно спутник ап. Павла и Варнавы (Деян. XIII, 5, 13; XV, 37).

Таким образом вместо 3-х Марков в числе 70 Апостолов оказывается два: Евангелист Марк ученик и спутник ап. Петра, епископ в Вавилоне (Египте в Александрии), и племянник Варнавы, епископ Вивлоса (или Аполлониады); но многие из древних отцов и учителей церкви: Папий Иерапольский, Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, блаж. Иероним, Евсевий Kecaрийский и др. считают Евангелиста Марка за одно лицо с Иоанном Марком, племянником Варнавы, но если внимательно проследить сообщаемое о Марках у Папия, Климента, Оригена, свидетельство которых приводится в Церковной Истории Евсевия, то едва ли можно признать Марка - Иоанна, племянника св. Варнавы за одно лицо с Евангелистом Марком. Так древнейший из вышеупомянутых церк. писателей Папий ссылается на Аристиона и пресвитера Иоанна, ученика самого Господа (о таковых учениках Иисуса Христа нет никаких сведений в книгах Нового Завета), что по их рассказам Марк истолкователь Петра, написал Евангелие, но у Папия нет намека на то, чтобы Евангелист Марк был племянник Варнавы и спутник ап. Павла (Евсевий. Церк. История 3 кн. 39, 166 стр.); к тому же Папий считается таким писателем, который передает и такое из неизвестных притчей и наставлений Спасителя, что близко к баснословию (Церк. История Евсевия, кн. 3. гл. 39, стр. 165). Ориген и др. пишут, что второе Евангелие Марка написано по сказаниям Петра и писателя оного называет своим сыном: «целует вы яже в Вавилоне соизбранная и Марко, сын мой» (I Петр. V, 15). Климент в 6-й книге Постановлений (гл. II) говорить, ссылаясь на Папия, что Марк, упоминаемый ап. Петром (1 Посл. V, 15), написал Евангелие (Церк. История Евсевия кн. 2, гл. 15 и 16. 78 - 79), но не говорит, чтобы Евангелист Марк был племянник св. Варнавы и спутник ап. Павла. Сам Евсевий, приводя свидетельство Папия, Климента, Оригена, и др., не говорить, что писатель 2-го Евангелия - св. Марк, ученик ап. Петра, был племянник св. Варнавы. Последующие писатели (св. Ириней и др.), без достаточных оснований стали считатать Евангелиста Марка, и Иоанна - Марка за одно лицо. Третий же Марк, сродник Варнавы, епископ Аполлониады, оказывается сомнительным, но Синаксарь вместо 3-го Марка (сродника св. Варнавы) выдает некоего Марина за сродника его (Вар? навы) и считает епископом Аполлониады, того города, в коем по Четьи Минейным сказаниям должен быть третий Марк (л. 156). Попытка соединения в одном лице евангелиста Марка с Марком - Иоанном сделана в Синаксаре в таком виде: «Святый Евангелист Марк той же, иже нарицается Иоанн и племянник святаго Варнавы, бе по рождению еврей и един от 70 апостолов (Колос. IV, 10, 11, Епифаний). В доме матери его Марии собирахуся верни на молитву. Сюда прииде изведенный из темницы ап. Петр, в лето 44-е (Деян. XII 1-19 ; XII. 25). Св. Павел и Варнава взяша его в Антиохию для помощи в проповедании Евангелия, он бе с ними в Селевкии, Кипре, и из Берии возвратился в Иерусалим (Деян. XIII, 5; 13. Евсевий, папа Климент и Ориген. Отселе со святым Петром бе в Риме. Здесь вернии просиша св. Марка, да оставит им в письмени повествование о Спасителе, и Апостол Петр одобри написанное св. Марком Евангелие. Се бысть в лето 46-е. Из Рима св. Петр посла Марка в Аквилею оттуда в 49-е лето прииде в Александрию, и тамо множество мужей и жен увероваша во Христа по его слову (Евсевий 50 год, в 52-55 годах). После Иерусалимского Собора, св. Марк путешествовал с Павлом и Варнавою и потом с дядею бе в Кипре, до 62 года подвизался в Египте (Деян. XVI, 36-40: здесь нет и речи об Египте: где св. Петр, писа свое послание, именует Марка сыном своим. Апостол поставил Марка епископом Александрии, да поставит пресвитеры (I Петр. V, 13, Евсевий, Хронограф восточный). Св. Марк путешествова с проповедью Евангелия в Ливию и Пентаполь (Колос. IV, 10; Филипп. IV, 23; Колос. IV, 10.). В конце 62 лета, Марк бе вкупе с Павлом в Риме, и учитель язычников посылаше его в Фригийский град Колоссы обличити еретики. По сем до 66 лет Марк проповеда в Малой Азии, яко именоватися ему епископом Аполлониады. В 67 лето, во время вторичных уз своих Павел писал к Тимофею (IV, II) в Ефес: Марка поем приведи с собою, есть бо ми благопотребен на службу. По кончине ап. Петра и Павла, Марк паки прииде в Александрию. Подвиги его скончашася зде мученичеством». (Сентябрь. Киев 1874. с. 256-257 ; 25 апреля). Здесь, кроме необычного путешествия по отдаленным странам Италии, Египта, Малой Азии и др. и частый переход (без указаний причины) от одного первоверховного Апостола (Петра) к другому (Павлу), много и исторических несообразностей, которые показывают невозможность считать Евангелиста Марка с Иоанном - Марком за одно и то же лицо. О евангелисте Марке было уже сказано выше. Здесь же представляются краткие сведения о св. Иоанне, нарицаемом Марком, племяннике св. Варнавы и спутники ап. Павла в первое его путешествие. Св. Иоанн - Марк сын Марии. Но имя ее мужа в св. Писании не открыто. Некоторые считают Аристовула, одного из 70, тестя ап. Петра, а другие, по словам блаж. Феофилакта, самого ап. Петра, который будто бы, по освобождении из темничного заключения при царе Ироде. (Деян. XII гл.) возвратился в свой дом, - дом Марии но как то, так и другое мнение не подтверждается историческими свидетельствами. Марк был родом иудей, - жил при своей матери Марии (вероятно, она в это время лишилась супруга). Дом ее, как видно, был местом собраний для Апостолов и Иерусалимской церкви для молитвы (Деян. XII, 12). В первый раз имя Иоанна - Марка помянуто в Апостольских Деяниях (XII). Царь Ирод поднял руки на представителей церкви Христовой в Иерусалиме и убил Иакова, брата Иоаннова, мечем (Деян. ХП, 1-2), а затем видя, что это приятно иудеям, взял и Петра и посадил его в темницу, из которой он чудесно был изведен Ангелом (Деян. XII, 3-10). Когда Ангел стал невидим, тогда Петр, осмотревшись, пришел к дому Mapии, матери Иакова, называемого Марком, где многие собрались и молились (Деян. XII, 12). Это было в 44 году. В след. 45 г. представители христианской церкви, собранную во время голода при императоре Клавдии милостыню (пособие) отослали чрез Варнаву и Савла живущим в иудее, частное иерусалимской церкви (Деян. XII, 30). По исполнении поручения, Варнава и Савл возвратились из Иерусалима в Антиохию, взявши с собою Иоанна, прозванного Марком (Деян. XII, 25). Когда в Антиохии, пророки мучители (Варнава, Симеон, нарицаемый Нигер, Луций Киреянин и Манаил и Савл и вместе с ними Иоанн Марк) служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их на проповедь. Они, Савл и Варнава с Иоанном Марком, из Антиохии; пришли в Селевкию, откуда отплыли в Кипр (родину св. Варнавы, Деян. XIII, 1-4). Бывши в Саламине, они проповедовали слово Божие в синагогах иудейских; имели же при себе Иоанна (Марка) для служения (Деян. XIII, 5). На основании выражения «для служения» (διακονια) некоторые предполагают, что Иоанн Марк был посвящен в сан диакона. Отплывши из г. Пафа (главный город о. Кипра) Павел и Варнава и бывшее при них прибыли в Пергию, в Памфилию, и здесь Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим (Деян. XIII, 13)). Причины, по которой Иоанн Марк оставил апостолов, св. Лука не указывает. Вероятно, для молодого человека (еще может быть юноши), каковым тогда был племянник св. Варнавы, утомительно было путешествие, сопровождавшееся неприятностями и оскорблениями для проповедника св. веры: может быть, сожаление об оставленной матери, вдовы, которая в нем лишилась поддержки и утешения. Фаррар предполагает, что Иоанн Марк был недоволен возраставшим превосходством св. Павла пред его дядею Варнавою, который по обращении проконсула Серия Павла (Деян. XIII. 6-12), пользовался большим почетом, сравнительно с его дядею, - которому бывший гонитель христиан Савл обязан введением в иерусалимскую церковь (Фаррар, Жизнь св. ап. Павла. 1877. 246 стр.). После апостольского собора, бывшего в Иерусалиме (Деян. XV), Павел и Варнава проживали в Антиохии, уча и благовествуя вместе с другими многими слово Господне. По некотором времени Павел сказал Варнаве: Пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедовали слово Господне, как они живут. Варнава хотел с собой взять Иоанна, называемого Марком. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии (Пергии) и не шедшего с ними на дело, на которое они били посланы. Отсюда произошла распря (огорчение), так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр (Деян. XIII, 38, 39), а Павел, избрав себе Силу, отправился, и проходил Сирию и Киликию (Деян. XIII, 40-41). Распря бысть, говорит (св. Лука), но не вражда, не раздор. «Распря сделала то, что они разделились, и, св. Иоанн Златоуст замечает, хорошо (сделали). Ибо что после каждый из них порознь предпринял полезного, того не сделать по тому самому, что были бы вместе. А Марку эта распря принесла большую пользу. Строгость Павла вразумила его, а доброта Варнавы сделала, что он не остался; так распря, бывшая между ними, достигает одной цели - пользы. Видя, что Павел решается оставить его, Марк весьма устрашился и осудил себя, а видя, что Варнава столько расположен к нему, Марк возлюбил его; таким образом распря учителей исправила ученика; так он далек был от того, чтобы соблазниться ею. Ибо, если бы они это делали для собственной чести, то конечно он (Иоанн Марк) мог соблазниться; но так как они делали это для его спасения и единственно для того, чтобы показазать, как премудры советы (Бога), удостоившего его такой чести, то что здесь предосудительного» (Св. Иоанн Златоуст, Толкование на ап. Деяния Спб. 1853, стр. 96-97). Хотя ап. Павел и отказал Иоанну Марку в его дальнейшем сотрудничестве (Деян. XV, 38), но не только не гневался, но, как видно, питал к нему особенное благорасположение. В послании к Колоссянам (63 г.) он заботился о возможно лучшем приеме им Марка. «Приветствует вас - Колоссян - Аристарх, заключенный вместе со мною и Марк, племянник Варнавы, о котором вы получили приказание: Если он придет к вам, то примите его» (Колос. IV, 10). «Хвалит и сего, т. е. Марка, замечает св. Иоанн Златоуст за его (Марка) родство, так как Варнава был великий муж» (Толкование на Послание к Колоссянам, стр. 176). «Что же, далее спрашивает св. Иоанн Златоуст, неужели без особого распоряжения Павла (IV, 10) Колоссяне не приняли бы Марка? Конечно, приняли бы; но Апостол выражает желание, чтобы они сделали это с большим усердием, и тем показывает, что сей человек (Марк) был великий муж» (Там же. 176 стр.). Какие были сделаны распоряжения (заповеди) ап. Павлом Колоссянам относительно приема ими Марка - трудно сказать, но вероятно, этими распоряжениями имелось в виду, чтобы Колоссяне радушно приняли его, а может быть распоряжения апостола касались вместе с тем и сбора пожертвований для иерусалимской церкви, произвести каковой ап. Павел поручает Марку, как находившемуся в близких отношениях (чрез Варнаву и ап. Петра) к палестинским христианам. Доброго расположения ап. Павел не лишает св. Марка-Иоанна до своей кончины, что видно из предсмертного его послания (второго) к св. Тимофею (2 посл. IV, II ст.): «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения». Упоминается св. Марк (Иоанн) в послании к Филимону. Ап. Павел между другими своими сотрудниками называет и Марка. «Приветствует тебя (Филимона) Епафрас, узник вместе со мною ради Христа, Марк, Аристарх,… сотрудники мои» (Филим. 23). Неизвестно, где св. Иоанн Марк с Варнавою, по разлучении с ап. Павлом, проповедовал и дальнейшая деятельность его мало известна. В Деяниях святых (Acta sanctorum, jun. II. 42) находятся апокрифические сказания из Периодов, или путешествий св. Варнавы, который будто бы составлены Иоанном Марком. Там же помещены акты, страдания и похвала св. Варнаве, будто бы написанные им же (Марком). По преданию, св. Иоанн Марк был в Вивлосе (в Финикии Библос (Вивлос) или Гевал находился на севере Палестины, при Средиземном море, между Бейрутом и Триполем. В Четьи Минее св. Димитрия (4 янв.) сказано, что Иоанн Марк был епископ в Вивлосе, иже и в Финикии, его же сению (т. е. св. Марка) недузи прогоняемы бываху. В тех же Минеях св. Димитрия, переведенных на русский язык, сказано: «св. апостол Марк, называвшейся Иоанном, был поставлен апостолами в Вавилоне и ревностно подвизался в проповеди Евангелия. Он достиг такого дерзновения к Богу, что и самая тень его исцеляла больных» (Сент. 610 стр.). Неизвестен год кончины св. Марка; некоторые полагают, что он погребен в Ефесе. В православной церкви память св. Иоанна Марка совершается 27 сентября, вместе с ап. Зиною, а также 30 октября с ап. Стахием и др. (если считать св. Марка Иоанна за одно лицо с тем Марком, который епископствовал в Аполлониаде), а также 4 января в Соборе св. 70 Апостолов. У католиков память его 27 сентября.

Православный собеседник, 1906. т.3. с. 547-555 .

Несмотря на то, что Иоанн Марк, должно быть, был глубоко обижен отказом Павла и чувствовал себя ответственным за то, что пути его дяди Варнавы и Павла разошлись, вся его последующая жизнь свидетельствует об отсутствии разочарования и нерешительности, которые ранее стали причиной его дезертирства от Павла и Варнавы в Пафосе на Кипре.
Действительно, Марк смело проповедовал на Кипре, когда он возвратился туда со своим дядей, после того как они отделились от Павла накануне его второй миссионерской поездки.

Кажется, что Бог дал Иоанну Марку возможность искупить свою вину в глазах Павла. Многие историки полагают, что Павел был дважды заключен в римской тюрьме: в первый раз, когда его заключение было относительно свободным, и он продолжал проповедовать; второе заключение было более суровым и закончилось его казнью. Иоанн Марк был с Павлом во время его первого заключения и так отличился в служении, что Павел отослал Иоанна Марка в церковь, находящуюся в Колизее, со своей рекомендацией. Позже, будучи заключенным во второй раз, Павел пишет Тимофею: “Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения”.

Позже Иоанн Марк стал путешествовать с Петром. По просьбе церкви, находящейся в Риме, написал Евангелие от Марка со слов апостола Петра. Петр одобрил этот труд и разослал рукописи Евангелия другим церквам для ободрения и обучения их растущей паствы.
Спустя некоторое время Петр отослал Иоанна Марка миссионером в Египет и далее – в глубь Африки. Он совершил миссионерские путешествия по всей Ливии, Сардинии, Аммонике и Пентаполисе (северные африканские префектуры, граничащие с Сахарой), проповедуя и уча людей о Христе везде, где он только мог. Впоследствии он основал церковь в городе Александрии и на несколько лет стал ее пастырем. Учение Марка о том, что все люди получают истинную духовную свободу во Христе, принимая Иисуса своим Господом и Спасителем, стало преображать жителей этого края. Местные языческие жрецы начали терять источник своего существования.

Служение Марка настолько ожесточило их сердца, что они глубоко возненавидели его и задумали его убить.

Записано, что двадцать первого апреля 64 г. н. э., в восьмой год правления императора Нерона, Марк проповедовал на воскресном пасхальном служении, напоминая верующим о страданиях Иисуса на кресте и о Его воскресении из мертвых. Местные языческие жрецы выбрали именно этот день, чтобы настроить против Марка как можно больше народа и лично убедиться в том, что он больше никогда не сможет проповедовать.

Возглавляя огромную толпу, они с огромными крюками и веревками в руках приступом взяли здание церкви, разогнали присутствующих на собрании верующих и схватили Иоанна Марка. Связав его веревками и зацепив за них вонзенные в его тело крюки, жрецы вытащили Марка из церкви, минуя паству, по улицам города за его пределы, оставляя на земле за автором Евангелия “дорогу” из крови плоти. К тому времени, когда они притащили его за город, на теле Марка не было места, с которого бы не текла кровь.

Иоанн Марк вверил свой дух в руки Господа и умер.

Но разъяренной толпе недостаточно было его смерти. Жрецы жаждали так осквернить тело Марка, чтоб его даже не смогли похоронить. Они послали за огнем, чтобы сжечь тело, как вдруг поднялась невесть откуда взявшаяся буря, которая разогнала толпу. Тело Иоанна Марка оставили на том месте, где он умер.

В разгар бури за город вышли члены церкви Марка и нашли его тело, Когда буря утихла, они с почтением погребли тело Иоанна Марка надлежащим образом.

То, что нам может показаться ошибкой, редко является ошибкой в Божьих глазах. Иоанн Марк мог бы легко потерять веру в себя, поддавшись страху на Кипре, и решить, что он не подходит для служения Господу. Но Бог не хотел забирать из жизни Иоанна Марка призвание. Когда он снова встретился лицом к лицу со сво-ими страхами и в этот раз повиновался Богу, то возродился и стал с усердием совершать дела, намного более великие, чем те, которые он сам себе выбирал, считая их посильными.

"…не бойся, только веруй", Марка 5:36 . Слова Иисуса, записанные Иоанном Марком.

по книге dc Talk "Фанаты Иисуса"

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх