Свойства полезных ископаемых. Полезные ископаемые Мы – внимательные

Как добывают полезные ископаемые

Проверь себя

1.Вопрос: расскажи о разнообразии полезных ископаемых.

Ответ: полезные ископаемые могут быть в разных видах: твердом, жидком, газообразном. Их добывают под землей, из-под земли, на поверхности земли. Например: железная руда, каменный уголь – добывается как под землей так и на поверхности как глина, песок, известняк, гранит - добывается в карьерах, нефть, природный газ – добывают из-под земли.

2. Вопрос: для чего люди добывают полезные ископаемые? На чем основано их применение?

Ответ: для получения необходимых человеку предметов, для удовлетворения своих потребностей. Применение зависит от свойств полезных ископаемых. Песок, глина, известняк, гранит, мрамор – используют в строительстве; нефть для получения топлива, пластмассы, дорожно-строительных материалов; уголь для отопления, получения электроэнергии; различные руды для получения металлов.

3. Вопрос: какие способы добычи полезных ископаемых тебе известны?

Ответ: шахта, буровая вышка и платформа, карьер, скважина.

Задания для домашней работы

Задание 2.

Вопрос: какие полезные ископаемые добывают в вашей местности?

Ответ: медную руду, золотоносную руду, каменный уголь, песок, глину, драгоценные камни, железную руду, титаномагнетитовую руду и др.

Задание 3. Подготовь сообщение о каком-нибудь полезном ископаемом.

Ответ: Уголь.

Каменный уголь - это твердое, исчерпаемое, невосстановимое полезное ископаемое, которое человек использует для получения тепла путем его сжигания. По классификации относится к осадочным горным породам.

Уголь, как источник энергии, люди стали использовать еще в древности наравне с дровами. «Горючий камень» находили на поверхности земли, позже его стали целенаправленно добывать из-под нее.

Каменный уголь появился на Земле около 300-350 млн. лет назад, когда на древнейших болотах пышно росли древовидные папоротники и начали появляться первые голосеменные растения. Огромные стволы падали в воду, постепенно образуя толстые слои неразложившейся органической массы. Древесина при ограниченном доступе кислорода не гнила, а постепенно погружалась под своим весом все глубже. Со временем, благодаря смещению пластов земной коры, эти слои опустились на значительную глубину и там, под воздействием большого давления и повышенной температуры, произошло качественное изменение дерева в уголь.

Сегодня добывают различные виды каменного угля.

Антрациты - наиболее твердые сорта с большой глубины и имеющие максимальную температуру сгорания.

Каменный уголь - множество сортов, добываемых в шахтах и открытым способом. Имеет самое широкое распространение во многих сферах деятельности человека.

Бурый уголь - образовался из остатков торфа, самый молодой вид угля. Имеет самую низкую температуру сгорания.

Все виды угля залегают пластами и места их расположения называются угольными бассейнами.

Поначалу каменный уголь просто собирался в местах выхода пласта на поверхность. Это могло произойти в результате смещения слоев земной коры. Часто после обвалов в горной местности такие выходы залежи оголялись, и люди получали возможность добраться до кусков «горючего камня».

Позже, когда появилась примитивная техника, уголь стали разрабатывать открытым способом. Некоторые угольные копи погружались на глубину более 300 метров.

Сегодня, благодаря наличию сложной современной техники, люди опускаются под землю в шахты, глубиной больше километра. С этих горизонтов добывают самый качественный и ценный каменный уголь.

Все виды угля можно применять для получения тепла. При сгорании оно выделяется в гораздо большем количестве, чем можно получить его от дров или других твердых видов топлива. Самые жаркие сорта угля используют в металлургии, где нужны высокие температуры. Кроме того, уголь – ценное сырье для химической промышленности. Из него добывают краски, пластмассы и другие ценные материалы.

Добывают уголь в шахтах и карьерах. А перевозят в вагонах по железной дороге.

На следующем уроке.

Вопрос: вспомни, какие растения называют культурными. Приведи примеры таких растений. Какие работы по выращиванию растений проводятся в разные времена года? Какие ты знаешь сельскохозяйственные профессии?

Ответ: культурные растения (агрокультуры) - растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья и других целей. Примеры культурных растений: разные зерновые культуры, картофель, морковь, томат, перец, огурец, хлопок, рис и пр.

Весной производят вспашку земли и посев растений, летом - прополка, подкормка, рыхление; осенью - сбор урожая, подготовка почвы – вспашка зяби, закрытие осенней влаги, возможен посев озимых культур; зимой – производят «снегозадержание», работы по удержанию снега на полях.

Сельскохозяйственные профессии связанные с выращиванием растений: комбайнер, агроном, полевод, овощевод, тракторист.

В недрах Земли хранятся природные богатства - полезные ископаемые, которые имеют большое значение для человека. С их помощью люди решают почти все свои хозяйственные нужды: строят, отапливают помещения, ездят на транспорте, создают много полезных бытовых вещей. Давайте узнаем названия и свойства полезных ископаемых, без которых жизнь не была бы столь удобной и комфортной.

Горючие ископаемые

Ископаемые, которые можно использовать для получения тепла и энергии, называют горючими. К ним относятся природный газ и нефть.

Рис. 1. Добыча нефти

Без горючих ископаемых трудно представить современную жизнь, ведь за счет их энергии мы отапливаем помещения в холодное время года, готовим еду, ездим на автомобилях.

Также к горючим природным веществам относится торф, сланец, бурый и каменный уголь, антрацит.

Рудные ископаемые

Рудные или металлические ископаемые - одни из первых, которые освоил древний человек. Без металла невозможно представить себе промышленность, ведь в каждом доме, у каждого человека обязательно найдется металлический предмет.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

В зависимости от свойства и области применения все металлы делятся на несколько основных групп:

  • черные - это железо и все его сплавы - применяется в строительстве различной техники, судов, самолетов, машин;
  • цветные - алюминий, медь, никель и многие другие - активно используются в космонавтике, электротехнике, авиастроении, различных точных приборах;
  • благородные - серебро, золото, платина, палладий - обладают уникальным свойством - они не вступают в химические реакции, к тому же имеют высокую ценность как драгоценные металлы, из которых изготавливаются ювелирные украшения;

Рис. 2. Золото - благородный металл

  • радиоактивные - уран, плутоний, радий и другие - способны без посторонней помощи излучать радиацию.

Нерудные ископаемые

Нерудные или неметаллические ископаемых - это мягкие и твердые группы горных пород и минералов. На сегодняшний день известно более сотни таких природных соединений, и все они нашли свое применение в различных хозяйственных и промышленных отраслях.

Рассмотрим краткое описание свойств нерудных ископаемых:

  • горнорудное сырье - асбест, известняк, слюда - горные породы, без которых невозможно представить строительную сферу;
  • химическое сырье - апатит, сера, калийные соли - используются в химической промышленности, при производстве минеральных удобрений, керамики, резины;
  • строительные материалы - мрамор, гипс - используются в самых различных областях;
  • самоцветные камни - изумруды, рубины, топазы - обладают красивым внешним видом, используются для создания ювелирных украшений.

Рис. 3. Алмаз - самый твердый минерал на Земле

Практически все месторождения полезных веществ постепенно истощаются. Если люди не научатся бережно и рационально использовать природные богатства, наше потомство может остаться без столь ценного сырья.

  • 2.3. Усиление антропогенных воздействий и их последствия в странах с различным типом общественно-экономических систем
  • Тема 3. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
  • 2.1. Природные условия и ресурсы. Классификация. Их экономическая сущность
  • 3.2. Роль природных условий и ресурсов в развитии и размещении производительных сил
  • 3.3. Полезные ископаемые
  • 3.3.1. Общая характеристика и классификация полезных ископаемых
  • 3.3.2. Полезные ископаемые Республики Беларусь
  • Тема 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
  • 4.1. Сущность, функции, задачи экономической оценки природных ресурсов
  • 4.2. Теоретические основы и методы экономической оценки природных ресурсов
  • 4.2.1. Затратная и рентная коцепции экономической оценки природных ресурсов
  • 4.2.2. Учет временного фактора в экономической оценке природных ресурсов
  • 4.2.3. Другие подходы к экономической оценке природных ресурсов
  • Тема 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
  • 5.1 Законы и принципы экологии
  • 5.2. Основное уравнение материального баланса
  • 5.3. Критерии устойчивого развития. Слабая и сильная устойчивость. Основные индикаторы устойчивого развития
  • 6.1. основные методы экономической оценки природоохранных мероприятий и окружающей среды
  • 6.2. Методы оценки ущерба от загрязнения окружающей среды
  • 6.3. Показатели эффективности природоохранных мероприятий
  • 6.4. Учет факторов времени, риска и неопределенности
  • 6.4.1. Учет фактора времени при обосновании природоохранных решений
  • 6.4.2. Анализ риска и неопределенности
  • 6.5. Понятие социальной эффективности экологических затрат и социального эффекта средозащитных мероприятий
  • 7.1. Экономические функции окружающей среды и альтернативные варианты ее использования
  • 7.2. Два вида экологических издержек производства. Природоохранные издержки
  • 7.3. Экономический ущерб от загрязнения и деградации окружающей среды
  • 7.4. Модель оптимального пользования окружающей средой
  • 7.5. Поверхность трансформации и эффективное распределение ресурсов между экономическими и экологическими целями
  • Тема 8. ТЕОРИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В ЭКОНОМИКЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
  • 8.1. Понятие, причины и классификация внешних эффектов
  • 8.3. Интернализация внешних эффектов с позиции прав собственности. Теорема Коуза
  • Тема 9. КАЧЕСТВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО
  • 9.1. чистые частные и чистые общественные блага
  • 9.2. спрос на общественное благо. проблема «безбилетника»
  • 9.3. Определение эффективного качества окружающей среды
  • 9.3.2. Анализ «издержки-выигрыш»
  • 9.3.3. Экономическая оценка качества окружающей среды
  • 9.3.4. Решение Линдаля (сочетание государственных и частных решений)
  • 9.3.5. Механизмы общественного выбора. Теорема невозможности Эрроу
  • Тема 10. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
  • 10.1. Экологический и природноресурсный факторы в системе макроэкономических показателей
  • 10.2. Интегрированная система национальных счетов (СНС)
  • 10.3. Отраслевая структура загрязнения окружающей среды. Основные показатели природоемкости и экологичности производства
  • Тема 11. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
  • 11.1. Цели и принципы современной экологической политики
  • 11.2. критерии выбора инструментов экологической политики. Моральное осуждение.
  • 11.3 Состав административно-контрольных инструментов прямого эколого-экономического регулирования
  • 11.4. Инструменты косвенного эколого-экономического регулирования
  • Тема 12. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ
  • 12.1. Контроль состояния окружающей среды. Экологический мониторинг. Основные показатели степени загрязнения окружающей среды
  • 12.2. Управление твердыми бытовыми отходами
  • 12.4. регулирование эмиссий, вызванных промышленными авариями и стихийными бедствиями
  • 12.5. регулирование содержания загрязняющих веществ в потребительских товарах
  • 12.6. Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь
  • Тема 13. ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В МЕЖДУНАРОДНОМ КОНТЕСТЕ
  • 13.1. Экологические системы в пространственном измерении
  • 13.2. вклад окружающей среды в международную конкурентоспособность страны. взаимосвязь экологической и торговой политики
  • 13.3. трансграничное загрязнение окружающей среды и основные инструменты его регулирования
  • 13.4. Глобальные экологические проблемы и основные инструменты их решения
  • Тема 14. Природопользование и охрана природы в Республике Беларусь
  • 14.1 Организационные структуры управления природопользованием Республики Беларусь
  • 14.2 Правовое регулирование охраны окружающей среды в Республике Беларусь
  • 14.3 Формирование системы платного природопользования в Беларуси и ее эффективность
  • Рисунок 14.2 – Система платного природопользования в Республике Беларусь
  • 14.3.1 Экологический налог (глава 19 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь)
  • Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:
  • Объектами налогообложения экологическим налогом не признаются:
  • Таблица 14.1 – Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, (рублей)
  • 14.3.2 Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов (глава 20 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь)
  • 14.3.3 Земельный налог (глава 18 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь)
  • Объекты налогообложения являются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся:
  • 14.3.4.Утилизационный сбор в отношении транспортных средств.
  • Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены согласно приложению к Указу Президента Республики Беларусь от 04.02.2014 N 64 "Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств".
  • Объект налогообложения является транспортное средство:
  • Основные нормативные правовые акты, регулирующие уплату являются:
  • 14.3.5. Сбор с заготовителей
  • Налоговая база - стоимость объема заготовки (закупки), определенная исходя из заготовительных (закупочных) цен. Устанавливается решениями областных и Минского городского Советов депутатов в размере, не превышающем 5%.
  • Основным нормативным правовым актом, регулирующий уплату является Налоговый Кодекс, глава 33.
  • 14.3 Основные недостатки действующей системы платного природопользования
  • ЛИТЕРАТУРА
  • R p =

    [ (Z − C) a − Kприв . ] p

    где B – извлекаемые запасы в пересчете на конечную продукцию;

    T – срок отработки запасов;

    Z – замыкающие затраты для данного района (или по стране в целом) на конечную продукцию, (в определенных условиях функции замыкающих затрат могут выполнять мировые цены);

    C – расчетные текущие эксплуатационные затраты на единицу конечной продукции;

    α – коэффициент учета фактора времени, включая расчетный срок эксплуатации оцениваемого месторождения (рассчитывается по особой формуле);

    Кприв – предстоящие капитальные вложения, связанные с разведкой, разработкой, переработкой единицы годовой конечной продукции с учетом фактора времени (то есть приведенные к году оценки).

    Вопросы экономической оценке природных ресурсов будут более подробно рассмотрены позднее.

    Природно-ресурсный потенциал – важнейшая часть национального богатства страны. По оценке ученых института географии АН СССР, проведенной в 70-е годы, доля Беларуси в совокупном природно-ресурсном потенциале

    СССР составляла 1,2%, что значительно превышало ее удельный вес в общей площади страны – 0,9%. Такое превышение обусловлено лучшей обеспеченностью земельными ресурсами (выше среднемировых), более благоприятными климатическими условиями, достаточными водными и лесными ресурсами. Вместе с тем на территории Беларуси отмечается относительно невысокая концентрация минерально-сырьевых ресурсов, особенно топливно-энергетических.

    Природно-ресурсный потенциал страны и отдельных ее регионов изменяется в процессе природопользования, что обусловлено, с одной стороны, истощением отдельных видов природных ресурсов вследствие их исчерпаемости и нерационального использования. С другой стороны, научно-технический прогресс открывает возможности вовлечения в народнохозяйственный оборот новых видов природных ресурсов, расширять сырьевую и топливноэнергетическую базу страны.

    3.3. Полезные ископаемые

    3.3.1. Общая характеристика и классификация полезных ископаемых

    Все ископаемые вещества (твердые, жидкие и газообразные) и геотермальная энергия сосредоточены в верхних слоях земной коры. Числовая оценка среднего содержания химических элементов в недрах Земли, различных типах горных пород производится с использованием кларка данного вещества (выражается в процентах, в г/т и др.).

    Кларки элементов – система усреднённых содержаний, характеризующих распространённость химических элементов в крупной геохимической си-

    стеме (в земной коре, литосфере, атмосфере, гидросфере, биосфере, на Земле в целом или в космосе). Выражается в массовых, объёмных, атомных процентах (%), промилле (‰), миллионных частях (г/т) или по отношению к содержанию одного из элементов, наиболее распространённого, например кремния.

    Более 99% массы земной коры составляют кларки следующих элементов: кислород – 47%; кремний – 29,6; алюминий – 8,05; железо – 4,65; кальций – 2,96; натрий – 2,50; калий – 2,5; магний – 1,87%. Знание кларков важно при поисках и промышленной оценке месторождений полезных ископаемых.

    Полезным ископаемым (минеральное сырье) принято называть природное минеральное образование земной коры неорганического и органического происхождения, которое может быть использовано в народном хозяйстве.

    Залежи горных пород, которые обогащены одним или несколькими минералами (независимо от их практической ценности), получили название просто

    минеральных (геологических) месторождений. Те из них, которые представ-

    ляют естественные скопления полезных ископаемых, по количеству, качеству и условиям залегания пригодные для промышленного и иного хозяйственного использования, называются месторождениями полезных ископаемых . Мине-

    ральные скопления с небольшими запасами или бедными рудами (что делает разработку экономически нецелесообразной) принято рассматривать как рудопроявления. В случае усовершенствования техники добычи и извлечения полезных компонентов рудопроявления могут перейти в разряд промышленных месторождений.

    Полезные ископаемые в зависимости от области хозяйственного применения подразделяются на следующие группы:

    топливно-энергетические (нефть, природный газ, ископаемый уголь, горючие сланцы, торф, урановые руды);

    рудные, являющиеся сырьевой основой черной и цветной металлургии (железная и марганцевая руды, хромиты, бокситы, медные, никелевые, вольфрамовые, молибденовые, оловянные, руды благородных металлов и др.);

    горно-химическое сырье (фосфориты, апатиты, поваренная, калийные

    и магнезиальные соли, сера и ее соединения, барит, борные соли, бром и йодсодержащие растворы);

    природные (минеральные) строительные материалы и нерудные по-

    лезные ископаемые, а также поделочные, технические и драгоценные камни (мрамор, гранит, яшма, агат, горный хрусталь, гранат, корунд, алмаз, и др.);

    гидроминеральные (подземные пресные и минерализованные воды). Количественная оценка минеральных ресурсов выражается запасами по-

    лезных ископаемых, выявленных и разведанных. Величина разведанных запасов изменяется в зависимости от размеров добычи полезных ископаемых, сте-

    пени разведанности (прироста разведанных запасов), а также от развития геологических знаний о строении земной коры.

    Данные геологической разведки позволяют вычислять объем полезных ископаемых, а при умножении объема на плотность определять запасы полезных ископаемых в весовом исчислении. При подсчете запасов жидких и газообразных полезных ископаемых помимо объемного метода применяется способ расчета по притокам в скважинах. Для некоторых месторождений полезных ископаемых подсчитывается количество содержащихся в них запасов ценных компонентов, например, запасы металлов в рудах. Запасы полезных ископаемых в недрах земли измеряются в кубических метрах (строительные материалы, горючие газы и др.), в тоннах (нефть, уголь, руда), в килограммах (благородные металлы), в каратах (алмазы).

    По степени достоверности определения запасов они разделяются на категории. В странах СНГ, как и в бывшем СССР, действует классификация с разделением на четыре категории: А, В, С1 и С2 .

    Запасы категории А являются наиболее разведанными с точно определенными границами залегания и вполне подготовленными для добычи. К категории В относятся предварительно разведанные запасы полезных ископаемых с примерно определенными границами залегания. В категорию С1 включают разведанные в общих чертах месторождения с запасами, подсчитанными с помощью экстраполяции геологических данных. К категории С2 относятся перспективные запасы, выявленные за пределами разведанных частей месторождений. Как правило, данные о запасах полезных ископаемых категорий А и В используются при разработке текущих планов и прогнозов развития народного хозяйства. Остальные категории запасов (С1 и С2 ) учитываются при обосновании долгосрочных прогнозов, планировании геологоразведочных работ.

    Запасы полезных ископаемых подразделяют также по их пригодности для использования в народном хозяйстве на балансовые и забалансовые. К балансовым принадлежат такие запасы, которые целесообразно разрабатывать при современном уровне техники и экономики; к забалансовым – запасы, которые при имеющейся технике не могут быть эффективно использованы. Существует также категория прогнозных – геологических запасов, оцениваемых приближенно в качестве возможных.

    Важнейший принцип экономической оценки полезных ископаемых – соблюдение народнохозяйственных интересов при выборе оптимального варианта использования ресурсов. Здесь предполагается, прежде всего, комплексное их освоение, максимальное снижение потерь при добыче и переработке, соблюдение природоохранных мероприятий.

    3.3.2. Полезные ископаемые Республики Беларусь

    Геологические исследования, интенсивно проводимые в послевоенные годы, опровергли ранее существовавшее представление о Беларуси как стране бедной на минерально-сырьевые ресурсы. В настоящее время в ее недрах выявлено и разведано почти 5 тыс. месторождений, представляющих около 30 видов минерального сырья. Важнейшими полезными ископаемыми, добыча которых наиболее существенно воздействует на экономику страны, являются калийные и каменные соли, нефть, торф, строительные материалы и сырье для их производства, подземные пресные и минеральные воды.

    Топливные минеральные ресурсы Беларуси включают нефть, нефтяные газы, торф, бурый уголь и горючие сланцы.

    Всего учтено 52 месторождения нефти, из них около 30 эксплуатируются, а остальные относятся к категории разведываемых или законсервированных. В соответствии с количественной оценкой нефтеносности начальные извлекаемые ресурсы нефти оцениваются в 338,3 млн. т, остаточные запасы промышленных категорий А+В+С1 – в 67,6 млн. т и 8,4 млрд. м3 попутного газа. Обеспеченность разведанными запасами нефти на уровне годовой добычи (около 2,0 млн. т) составляет примерно 35 лет. Потребности народного хозяйства в нефти возрастают (в 2010 г. до 15,0 млн. т) и нынешние объемы добычи смогут их покрыть лишь на 10–15%.

    Торфяные ресурсы значительно истощены вследствие интенсивного использования на предыдущих этапах экономического развития Беларуси. Если общие прогнозные ресурсы торфа оцениваются в 3,0 млрд т, то для промышленной добычи пригодно лишь 240 млн т. Остальные запасы находятся в пределах природоохранных зон или входят в состав земельного фонда. Годовая добыча топливного торфа составляет около 4–5 млн т и примерно столько же добывается торфа для нужд сельского хозяйства, что обеспечивает потребности примерно на 20–25 лет.

    Бурые угли выявлены на территории Белорусского Полесья, прогнозные запасы составляют 1350,8 млн т. Наиболее изучены три месторождения – Житковичское, Бриневское и Тонежское с общими запасами 150,0 млн т. Разработан проект строительства Житковичского разреза мощностью в 2 млн т угля в год. В перспективе бурые угли могут быть реальным источником энергетического и местного бытового топлива, а также применяться в качестве сырья для отдельных химических производств.

    Залежи горючих сланцев на юге Беларуси образуют крупный сланцевый бассейн площадью более 20 тыс. км2. Прогнозные запасы (до глубины 600 м) оцениваются в 11 млрд т, предварительно изучены Любанское и Туровское месторождения. Горючие сланцы рассматриваются в качестве потенциальной сы-

    рьевой базы для развития энергетики, химической промышленности и производства строительных материалов.

    Горно-химическое сырье представлено калийными и каменными солями, фосфоритами, минерализованными рассолами. Наибольшее народнохозяйственное значение имеют калийные соли , промышленные запасы которых по двум разведанным месторождениям (Старобинскому и Петриковскому) составляют 6,9 млрд т, а прогнозные – свыше 80 млрд т. Разрабатывается Старобинское месторождение, на базе которого работают четыре рудоуправления ПО «Беларускалий». Перспективы Петриковского месторождения связаны с внедрением высокорентабельной технологии получения калийного концентрата из солей с повышенным содержанием хлористого магния.

    Запасы каменной соли оцениваются как практически неисчерпаемые. Только на трех разведанных месторождениях (Мозырском, Давыдовском и Старобинском) они превышают 22 млрд т. Эксплуатируется Мозырское месторождение, на базе которого работает солевыварочный комбинат с объемами годовой добычи около 400 тыс. т соли, расширяются поставки пищевой соли на экспорт. Каменная соль может быть также использована в качестве сырья для производства кальцинированной соды.

    На территории Беларуси выделены два фосфоритоносных бассейна : Сожский – на востоке и Припятский – на юге. Сожский бассейн включает два предварительно разведанных месторождения: Мстиславльское и Лобковичское (прогнозные запасы оцениваются в 30 млн. т), а также ряд перспективных площадей. В пределах Припятского фосфоритоносного бассейна выявлен Брестский фосфоритоносный район (прогнозные запасы фосфорного ангидрида – 52,9 млн т). Необходим поиск месторождений фосфоритов с более благоприятными условиями залегания и более высоким качеством руды.

    Территория Беларуси перспективна на руды черных и цветных металлов . Открыты два месторождения железных руд (Околовское и Новоселковское) с общими запасами по категории А+В+С1 – 340 млн. т и прогнозными – 1,5 млрд. т, их использование во многом будет определяться решением топливноэнергетической проблемы в стране. Болотные железные руды встречаются почти повсеместно, известно более 300 месторождений, до 60-х гг. XIX ст. на них работали местные металлургические предприятия. В настоящее время болотные железные руды служат сырьем для производства минеральных красок. В осадочных породах Припятского прогиба обнаружены залежи давсанитовых руд (Заозерное месторождение), перспективные в качестве сырья для производства глинозема и кальцинированной соды. В породах кристаллического фундамента Беларуси обнаружено месторождение редкоземельно-бериллиевых руд.

    Беларусь имеет довольно мощную минерально-сырьевую базу для производства строительных материалов. Наиболее значительные запасы цементно-

    го сырья, доломита, мела, строительного и облицовочного камня, глин для производства грубой керамики и легких заполнителей, силикатных и строительных песков, песчано-гравийных и других материалов. Вместе с тем ощущается дефицит в стекольных песках, глинах для производства качественного кирпича.

    Расширяется исследование и вовлечение в эксплуатацию минеральных подземных вод. Разведано 58 источников минеральных вод с общими запасами 14320,8 м3 в сутки, разрабатывается 50 источников. Минеральные воды используются для целей санаторно-курортного лечения, а также реализуются через торговую сеть в качестве минеральных лечебных и столовых вод.

    Богата Беларусь минеральными рассолами, запасы которого в пределах Припятского прогиба оцениваются в 1830 км3, они содержат 680109 т минерального вещества. Высокоминерализованные рассолы (порода получила название «беларусит») могут служить сырьевой базой для получения йода, брома, калия, магния и многих других элементов. Разработан проект «Промышленные рассолы Припятского прогиба», реализация которого позволит ежегодно получать около 160 т брома и 1,2 т йода. Перспективны также поиски на территории Беларуси новых месторождений руд черных и цветных металлов, алмазов, золота, янтаря и других видов полезных ископаемых.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Полезные ископаемые

    Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

    Известняк

    Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

    Глина Глина - это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.

    Применение Глина является основой гончарного, кирпичного производства.

    Известняк Известня́к - осадочная горная порода органического, происхождения. В малых количествах растворяется в воде.

    Гранит Грани́т (итал. granito , - зерно) -Состоит из кварца, калиевого полевого шпата и слюд. Граниты очень широко распространены в континентальной земной коре.

    Эта гора железной руды будет использована в производстве стали.

    Нефть Нефть (греч. ναφθα - вспыхивать, воспламеняться) - горючая маслянистая жидкость, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли; одно из важнейших для человечества полезных ископаемых

    Нефтепровод

    Каменный уголь У́голь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива Каменный уголь - осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений (папоротников, хвощей и плаунов). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300-350 миллионов лет тому назад.

    Инструкция: 1. Название полезного ископаемого. 2. Твёрдое или жидкое ископаемое? 3. Прочное или хрупкое? 4. Определить цвет, прозрачность. 5. Где можно использовать, применить.

    1.Какие из полезных ископаемых используют в строительстве? а) песок, глину б) гранит, торф в) уголь, соль 2. Какие из полезных ископаемых служат топливом? а) нефть, руда б) уголь, торф в) известняк, газ

    3. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок? а) гранит, песок б) уголь, руда в) нефть, газ 4. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых? а) строители б) геологи в) шахтёры

    5. Большинство полезных ископаемых: а) жидкие б) твердые в) газообразные 6. Нефть и газ добывают а) на суше б) на море в) и на суше, и на море

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Предмет: Окружающий мир

    Класс : 3 «б»

    Тема: «Полезные ископаемые»

    Цели деятельности учителя:

    Познакомить детей с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.

    Планируемые результаты:

    предметные :

    Разовьют представлений о форме, размерах, цвете предметов;

    Научатся различать образцы полезных ископаемых;

    Сформируют понятие «полезные ископаемые», освоят знания о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи.

    Личностные:

    - умеют сотрудничать с учителем и сверстниками;

    Нравственно оценивают усвоенное содержание занятия.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Оборудование: Окр. мир 3 кл.ч2. А.А Плешаков. Издательство «Просвещение» 2012г.

    Этап, методы и приёмы

    Хро-номе-траж

    Планируемые результаты

    (УУД)

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Организационный

    Мотивационный

    Словесн.: слово учителя

    Сейчас у нас урок окружающего мира. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, ручка.

    Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.

    Приветствовать;

    Настраиваться на урок;

    Л: формировать положительное отношение к урокам;

    Постановка учебных задач и её решение

    Словесн.: ответы на вопросы;

    Практический:

    формулирование темы и цели урока;

    Отгадайте загадки:

    Этот мастер белый-белый

    В школе не лежит без дела:

    Пробегает по доске,

    Оставляет белый след. (Мел)

    Он очень нужен детворе

    Он на дорожках во дворе,

    Он и на стройке, и на пляже

    Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

    На кухне у мамы

    Помощник отличный.

    Он синим цветком

    Расцветает от спички. (Газ)

    Без неё не побежит

    Ни такси, ни мотоцикл,

    Не поднимется ракета

    Отгадайте, что же это? (Нефть)

    Если встретишь на дороге,

    То увязнут сильно ноги.

    А сделать миску или вазу-

    Она понадобится сразу. (Глина)

    Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)

    Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

    Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

    Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)

    Верно, молодцы!

    Отвечать на вопросы;

    Определять тему урока;

    Ставить цели урока;

    Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    Решение частных задач

    Словесный:

    учебный диалог;

    Словесный:

    ответы на вопросы;

    Практический:

    Практическая работа в группах;

    Практический: защита работ;

    А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

    А из чего делают автомобили, самолёты?

    Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента , известняка ; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

    Да, им нужно горючее, которое получают из нефти .

    Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

    А почему они полезные? (Ответы детей)

    Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

    Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие , рудные (металлические) и нерудные (строительные).

    Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.

    Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

    К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ . Всё это разные виды ископаемого топлива.

    А какое значение имеет топливо? (ответы детей)

    При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.

    Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа .

    Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды . Из железной руды - чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

    Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

    Молодцы. Перейдём к третьей группе.

    Как вы думаете, почему они называются строительными?

    Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

    А сейчас мы проведём практическую работу в группах.

    (Изучение свойств песка, угля)

    В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.

    Инструкция:

    1. Название полезного ископаемого.

    2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

    3. Прочное или хрупкое?

    4. Определить цвет, прозрачность.

    5. Где можно использовать, применить.

    Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!

    Отвечать на вопросы

    Анализировать;

    Высказывать свои предположения;

    Выполнять практическую работу в группах

    К : участвуют в учебном диалоге;

    выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

    К:аргументация своего мнения и позиции;

    учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

    П: извлечение необходимой информации;

    К: высказывать своё предположение;

    Р: учиться высказы вать

    своё предположение;

    П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

    Дин.пауза

    Динамическая пауза. Видеоролик.

    Выполнять физ.упр.

    Практический:

    тестирование;

    Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? - У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

    Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

    Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

    а) песок, глину

    б) гранит, торф

    в) уголь, соль

    Какие из полезных ископаемых служат топливом?

    а) нефть, руда

    б) уголь, торф

    в) известняк, газ

    Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

    А) гранит, песок

    б) уголь, руда

    в) нефть, газ

    Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

    а) строители

    б) геологи

    в) шахтёры

    Большинство полезных ископаемых:

    а) жидкие

    б) твердые

    в) газообразные

    Нефть и газ добывают

    а) на суше

    б) на море

    в) и на суше, и на море

    Что не является горючим полезным ископаемым?

    а)каменный уголь

    б)гранит

    в)торф

    Какое полезное ископаемое является жидким?

    а)нефть

    б)глина

    в)газ

    Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.

    Выполнять тестирование

    П: поиск и выделение необходимой информации;

    Итог урока.

    Рефлексия.

    Словесн.: ответы на вопросы;

    - Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

    - Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

    Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

    Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

    Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

    Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

    - Какие задачи ставили в начале урока?

    Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

    Что помогло нам в работе?

    Какие открытия для себя сделали?

    Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!

    Записывать д.з

    Отвечать на вопросы;

    Подводить итог урока;

    Р: осуществлять итоговый контроль

    Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;


    1. Подумай и запиши, какие из твоих потребностей удовлетворяются благодаря полезным ископаемым.

    Наша машина ездит на бензине, который делают из нефти мы варим еду на плите, которая работает на газе чтобы сделать шашлык на даче нужен уголь посуда сделана из глины

    2. Практическая работа «Исследуем полезные ископаемые».

    Цель работы: определить полезные ископаемые и установить их свойства.

    Оборудование: образцы полезных ископаемых, выданные учителем; атлас-определитель «От земли до неба».

    Ход работы (по заданиям учебника).

    1. Рассмотрите образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определите его название.
    2. Установите и запишите в рабочей тетради свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнайте у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.
    3. Подумайте, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение?

    Заполните таблицу.

    Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): цель достигнута

    Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте другие сообщения. Коллективно обсудите, по каким признакам можно различить изученные вами полезные ископаемые.

    3. Муравей Вопросик хочет знать, как применяются полезные ископаемые. Отметь знаком «+» в соответствующем столбце. Сделай это сначала простым карандашом.

    4. Учительница попросила Серёжу рассказать о полезных ископаемых. Но он смог о каждом сказать только одно предложение. Догадайся, какие полезные ископаемые он имел в виду. Впиши их названия в клеточки.

    5. Покажи стрелками, на каких фотографиях изображены карьер, шахта, буровая установка.

    6. Наш Попугай, любитель тайн и загадок, придумал для тебя задание. В старой шахте спрятан клад. Отыщи дорогу к кладу и обозначь её стрелкой. Начни свой путь с лифта.

    Путь обозначен на рисунке тонкой синей линией.

    7. По заданию учебника узнай в краеведческом музее, какие полезные ископаемые добывают в вашей местности. Запиши их названия,

    известняк, нефть, песок

    8. Здесь ты можешь записать план своего сообщения о полезном ископаемом или основные сведения о нём.

    1. Название полезного ископаемого
    2. Где добывается
    3 Свойства полезного ископаемого
    4. Использование его в хозяйственной деятельности

    Алюминиевая руда — боксит

    Всем известный металл алюминий в чистом виде в природе не встречается. Добывают его из алюминиевых руд — полезных ископаемых, содержащих в себе различные соединения этого вещества. Наиболее известная и широко добываемая алюминиевая руда называется боксит.

    В нашей стране бокситы добываются на Урале, в Сибири, в Прибайкалье и на Кольском полуострове. Также имеются месторождения бокситов в Венгрии, в Центральной и Южной Африке, на Украине, в Казахстане, во Франции и в Индии.

    После специальной обработки из боксита выделяется чистый алюминий. Это очень легкий по весу металл серебристо-белого цвета. Он легко поддаётся ковке, прекрасно проводит тепло и электричество, и, в отличие от большинства металлов, практически не подаётся коррозии.

    Благодаря своим свойствам алюминий очень широко применяется в промышленности. Из него делают посуду (кастрюли, сковороды, подносы, ложки и вилки), алюминиевую фольгу для выпекания и упаковки, провода, трубы, его используют при производстве микросхем, из алюминия делают краску, а также рамы для самокатов и велосипедов, фюзеляжи самолетов и многое другое .

    Воспользуйся записью при выступлении в классе. Послушай и оцени сообщения других ребят.

    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх