Путешествие в жизнь древних людей. Мотивация путешествий первобытных людей

Юлия Мазнина

Недавно, заскучав по маленьким и большим путешествиям, мы с сыновьями и племянниками решили устроить путешествия во времени дома. мы уже искали, следующим пунктом наших путешествий в прошлое стал каменный век. Интересно же посмотреть, как жили первобытные люди. Но случилось так, что мы не просто посмотрели на жизнь доисторических людей, а из-за ошибки в машине времени превратились в гоминид — предков человека, и нам пришлось пройти весь путь эволюции вместе с первобытными людьми, чтобы снова стать Homo sapiens — человеком разумным. Игра заняла у нас около двух часов. Сценарий подойдет детям от 3 лет.

Ведущий: Если бы с вами оказались на нашей планете Земля 3 миллиона лет назад, все вокруг нас было бы немного не так. И мы были бы на ней единственными людьми. Да-да, не удивляйтесь. В то время человека на Земле еще не было. Учетные считают, что первый человек появился на нашей планете 2,4 миллиона лет назад. Случилось это в Северо-восточной Африке.

На карте (физической или политической) найдите северо-восток Африки, можете поставить там какую-нибудь отметку или воткнуть флажок.

Ведущий: Потом первобытные люди ушли в Азию и Европу. Здесь развитие древнего человека пошло быстрее. В Азии появились первые цивилизации.

На карте покажите Азию и Европу. Можно указать движение первобытных людей стрелками (Если карта у вас ламинированная, стрелки можно нарисовать или вырезать из бумаги).

Ведущий: Хотите посмотреть, как жили первобытные люди, и чем они занимались? Тогда нам с вами нужно попасть в Каменный век, а точнее, в самое его начало — в эпоху палеолита, когда доисторические люди научились использовать каменные орудия труда.

Ведущий в задумчивости оглядывает участников.

Ведущий: Чтобы первобытные люди приняли нас за своих, нам с вами нужно немного поменять наш внешний вид. Как одевались доисторические люди? Ткани они делать не умели, ткань им заменяли выскобленные и высушенные на солнце шкуры животных. Ноги первобытные люди предпочитали оставлять босыми, но мы с вами можем сделать особую обувь — поршни, собрав кусок кожи вокруг щиколотки.

Участники одеваются как первобытные люди. Вместо кожи можно использовать, например, ткань коричневого цвета. Поршни мы фиксировали вокруг щиколотками банковскими резинками.

Ведущий: Все готовы к путешествию во времени? Включайте машину времени, поехали! Наша цель – каменный век, эпоха палеолита.

Дети запускают машину времени, все участники перемещаются к месту, отмеченному табличкой «Палеолит» (прочитать может сам ведущий или участники, которые умеют читать). В качестве машины времени может выступить любая коробка, пульт, детский руль. Вы даже можете просто представить, что она у вас есть и, например, лежит на ладони. Мы используем доску с выключателями, шпингалетами и прочими развивашками для ручек.

Ведущий: Так-так. Похоже, сегодня наша машина времени слегка барахлит. Мы с вами оказались не в эпоху палеолита, а немного раньше, когда на Земле жили предки человека – гоминиды. Сейчас гоминидами называют предков человека и больших человекообразных обезьян.

Ну что ж, придется нам с вами, ребята, пройти тот же путь, что прошел человек в процессе своей эволюции – от человека умелого (Homo Habilis), еще очень похожего на человекообразных обезьян, до человека разумного (Homo sapiens), как мы с вами. Вперед!

1 остановка. Предки человека — гоминиды

Первая наша остановка – время гоминид, предков человека, похожих на больших человекообразных обезьян, таких как шимпанзе и орангутаны. Как вы думаете, что умели делать предки человека? А чем питались?

Ведущий: Совершенно верно! Скорее всего, они еще передвигались на четырех ногах, могли с легкостью забираться на деревья и питались тем, что могли найти вокруг себя: бананами и другими фруктами, корешками, выкопанными из земли. Попробуем?

Участники ходят на четырех ногах, отыскивая что-то съедобное. Могут забраться на спорткомплекс, диван или кровать на четвереньках. Повесьте на спорткомплекс или ручку двери несколько бананов, пусть участники попробуют съесть их без рук. Если вы решите полакомиться корнеплодами, выкопанными из земли (например, морковкой или репой), их, конечно, нужно почистить.

2 остановка. Человек умелый (Homo habilis)

Ведущий: Отправляемся дальше? Следующая наша остановка – эпоха палеолита, время человека умелого – Homo habilis (хОмо хАбилис). Был он еще очень согбенным, с длинными руками и большой головой. Рост взрослого человека умелого был как рост нынешнего 12-тилетнего мальчика.

Участники изображают, каким был человек умелый. Пробуют согнуться так, чтобы достать кончиками пальцев выпрямленных рук до колен, потом до щиколоток, потом до пола.

Ведущий: Человек умелый первым научился обрабатывать камень и делать из него орудия труда. Именно поэтому это время в истории нашей планеты ученые называют Каменным веком. Как вы думаете, что мог делать своими каменными орудиями, человек умелый?

Участники высказывают свои предположения. Попробуйте камушками расколоть косточки от абрикоса или сливы, измельчить сухарики, раскопать землю в горшке с комнатным растением.

Ведущий: А где же жил человек умелый? Он еще не умел строить дома, а для жилья использовал те каменные сооружения, которые предоставляла ему природа. Догадаетесь какие?

Участники высказывают свои предположения.

Ведущий: Совершенно верно. Человек умелый использовал для жилья пещеры. Давайте и мы сделаем свою.

Используя стол, стулья и покрывала сделайте пещеру.

Ведущий: Пищу человек умелый добывал себе, собирая лисья, плоды растений, выкапывая корешки растений. Большой удачей были для древнего человека гнезда птиц.

Заранее сделайте из бумаги или газеты гнездо птицы. Положите в него несколько шоколадных яиц или капсул от киндер-сюрприза с маленькими съедобными сюрпризами внутри. Уберите гнездо повыше, пусть участники отыщут его.

3 остановка. Человек прямоходящий (Homo Erectus )

Ведущий: Следующая наша с вами остановка – эпоха палеолита, время человека прямоходящего – Homo Erectus (хОмо эрЕктус). Взрослый человек прямоходящий был ростом чуть ниже, чем современный человек, но руки его были длиннее, чем у нас с вами. Он изобрел рубило и охотился на мелкого зверя. Рубило – это кусок камня, заостренный с одного конца, который древние люди зажимали в кулаке и использовали как нож, топор или кирку. А еще он научился поддерживать огонь. Как вы думаете, откуда появился огонь у доисторического человека?

Участники высказывают свои предположения.

Ведущий: Да, с огнем древние люди могли встретиться в время грозы, когда молния ударила в сухое дерево и оно загорелось. Сам получать огонь древний человек тогда еще не умел, поэтому огонь нужно было беречь. Что могло потушить огонь? А как огонь можно было передать другим людям?

Участники высказывают свои предположения. Можно провести опыты: потушить свечку водой из пульверизатора, задув ее, перекрыв доступ воздуха, закрыв ее банкой или засыпав песком или солью. Зажгите одну свечку от другой – так древние люди могли передавать огонь друг другу.

Ведущий: Итак, первобытному человеку приходилось беречь огонь от дождя и ветра, следить, чтобы тлеющий костер не засыпали и не затоптали, чтобы к огню все время был доступ воздуха и было чему гореть. В пещерах древние люди делали очаг, обкладывали его камнями, регулярно подкидывали в огонь хворост (сухие ветки), чтобы он не потух. Давайте и мы в нашей пещере сделаем очаг.

Участники выбирают в пещере место для очага, обкладывают его камнями. У нас были настоящие, но можно вырезать камни из картона. Собирают хворост (им могут стать простые карандаши) и зажигают огонь (можно свернуть трубочки из бумаги или салфеток). У нас в качестве хвороста были коричневые кубики , а огонь мы сделали из красных, желтых и оранжевых кубиков.

Ведущий: Как вы думаете, как огонь изменил жизнь древнего человека?

Участники высказывают свои предположения.

Ведущий: Совершенно верно. Огонь изменил питание древнего человека: если раньше он ел пищу только сырой, то теперь ее можно было готовить на костре: жарить мясо, запекать овощи. Огонь позволил древнему человеку жить в более прохладном климате, ведь у костра было теплее. Огонь сделал жизнь первобытных людей более безопасной: свет и запах костра отпугивали диких зверей, наверное, поэтому люди и сейчас так любят смотреть на огонь.

Заранее приготовьте небольшие кусочки колбасы, сыра, огурца, фруктов или мармелада (этот вариант детям особенно нравится) и деревянные палочки для шашлыков. Если длинных палочек нет, можно воспользоваться зубочистками. Пусть участники сделают себе шашлыки и «поджарят» их на костре. Эту игру можно вставлять в любой квест и проводить на любом празднике — она всегда пользуется успехом. Она дает участникам возможность немного отдохнуть, и еще к игре сразу привлекаются те, кто до этого особо не участвовал.

4 остановка: Гейдельбергский человек (Homo heidelbergensis)

Ведущий: Отправляемся дальше? Наша следующая остановка – эпоха палеолита, время гейдельбергского человека — Homo heidelbergensis (хОмо хейдельбЕргенсис). Ростом он был еще повыше человека прямоходящего, был сильным и крепким. Сейчас спортсмены тренируются с гантелями? А что мог использовать гейдельбергский человек?

Сделайте несколько упражнений с камнями. Вместо настоящих камней можно взять мешочки с крупой (лучше тканевые) или толстые книжки, которые удобно держать.

Ведущий: Гейдельбергский человек изобрел копье и уже охотился на крупных животных. Как вы думаете, на каких?

Ведущий: Не все виды животных, на которых охотился доисторический человек, есть в наше время. Большинство из них вымерло. Вымерли:

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

  • большерогий олень (рога его достигали 4 метров в размахе, с такими рогами через лес не проберешься);
  • мамонт (близкий родственник слона, но намного крупнее, ноги были короткими, а тело было покрыто густой шерстью, поэтому он не боялся холода; бивни мамонта достигали в длину 4 м);
  • шерстистый носорог (был похож на того носорога, который живет на нашей планете сейчас, но тело его было покрыто густой шерстью, как и у мамонта);
  • пещерный медведь (был крупнее и сильнее, чем обыкновенный бурый; ученые считают, что он не впадал в спячку).

В вот бизоны — огромные дикие быки — живут в Америке до сих пор. Густой шерстью у них покрыта только передняя часть тела, на спине горб, на голове — короткие и толстые рога.

Участники могут изобразить животных, о которых рассказывает ведущий.

Ведущий: Думаю, нам с вами тоже нужно обзавестись копьем и отправиться на охоту. А до изобретения копья, древние люди охотились, закидывая животное камнями.

Копье можно сделать из палки, привязав к ней или прикрепив скотчем наконечник из картона или другого материала. Если палки нет, копье можно вырезать из большого куска плотного картона. В качестве камней в данном случае лучше взять мягкие или тряпочные мячики.

Устройте охоту на мамонта или слона. Мамонта можно сделать так: поставьте два стула или положите на пол две большие подушки и накройте их большим куском ткани. Бросая копья, попробуйте сбросить покрывало со стульев. А возможно мамонтом согласится стать старший брат или папа. Пусть шерстистым носорогом будет фитбол – бросая копья или камни закатите фитбол за черту.

Ведущий: Гейдельбергский человек также научился строить жилище из веток и шкур. Как мы сейчас называем такие жилища?

Участники высказывают свои варианты.

Ведущий: Правильно. Жилище из веток мы называем шалашом, а если жесткий каркас из веток покрыть шкурами животных получатся яранга, чум, вигвам или типи. Может и нас с вами такое жилище построить?

Постройте модель шалаша. Вам понадобится: небольшой кусочек туристического коврика, поролона или просто пластилин, зубочистки, несколько смятых фольгированных фантиков или разрезанная на части фольга от плитки шоколад (фантики должны быть смяты так, чтобы их потом можно было расправить). Сначала поохотьтесь на животных: разложите на столе смятые фантики, пусть участники попробуют попасть в них копьями – зубочистками. Кто попал в «зверя», забирает фантик себе. На куске туристического коврика сделайте основу для вигвама из зубочисток. Затем пальцами или с помощью стеки займитесь выделкой шкур (расправьте фантики) и покройте ими основу вигвама. Закрепите фантики клеем или с помощью зубочисток. Готово!

5 остановка. Неандерталец (Homo sapiens neanderthalensis)

Ведущий: Пора отправляться дальше по пути эволюции человека. Следующая наша остановка – эпоха палеолита, время неандертальцев — Homo sapiens neanderthalensis (хОмо сАпиенс неандерталЕнсис). У него были массивные кости и мускулистое туловище, и он был сутул. Неандерталец научился строить землянки и добывать огонь. Землянка – это жилище

Сделайте землянку из пластилина. Жилье гейдельбергского человека из шкур и землянку можно поставить все землянки в пустую коробку, добавить сухую траву, листья, гречку или другую крупу, деревья от конструктора, из пластилина же можно слепить костер, древнего человечка также можно слепить из пластилина или взять из конструктора. У вас получится .

Ведущий: Как же удалось неандертальцу добыть огонь? Сильно-сильно потрите ладошки друг об друга, чувствуете тепло? Трение – главный союзник в получении огня.

Участники греют свой щечки, лобики, носы, пятки, коленки и т.д.: трут ладошки друг об друга, а затем прикладывают их к разным местам.

Ведущий: Освоил неандерталец и стрелу и лук.

Если у вас есть лук, расставьте на полу фигурки (картинки животных), пусть участники сходят на охоту. Мы вместо лука использовали рогатку.

Ведущий: Умел неандерталец и рыбачить. Думаю нам с вами тоже нужно научиться рыбачить по-неандертальски – оглушая рыбу метким попаданием заостренной палки.

Вам понадобятся несколько надутых воздушных шариков. Прежде чем надуть их, спрячьте внутри «зубы». Зубы можно подобрать среди продолговатых пуговиц, деталей конструктора (в них должно быть сквозное отверстие) или просто вырезать из картона. Раскидайте шарики по комнате, дайте каждому участнику по зубочистке. Задача участников – поймать шарик одной или двумя ногами без помощи рук, а затем проткнуть шарик зубочисткой (проткнуть воздушный шарик, просто бросив в него зубочистку, — практически невозможно, проверили). Находящиеся внутри шарика предметы участники забирают себе.

Всезнайка: Из костей и зубов животных и из раковин морских и речных моллюсков неандерталец научился делать украшения. У нас с вами тоже есть трофеи. Давайте соберем украшения.

Участники получают по длинной толстой нити и собирают украшения.

6 остановка. Кроманьонец, он же человек разумный (Homo sapiens sapiens)

Ведущий: Движемся дальше. Наша с вами последняя остановка – эпоха мезолита и неолита, время кроманьонцев, или человека разумного — Homo sapiens sapiens (хОмо сАпиенс сАпиенс). Кроманьонец умел уже почти все: говорить, обрабатывать камень, дерево и кость, охотиться и ловить рыбу, плавать на плоту, рисовать, петь, танцевать и даже воевать.

Жили кроманьонцы родами – небольшими группами, состоящими из родственников. Роды объединялись в общины, которые жили и охотились на одной территории. Когда для отражения нападения врагов, понадобилось объединиться нескольким родам и общинам, появились племена с вождем – самым сильным и мудрым охотником во главе.

Первобытные люди считали, что у каждого племени есть свой покровитель — животное, тотем, от которого и произошло племя. Давайте придумаем тотем для нашего племени. А раз, кроманьонец уже умел говорить, надо бы нам придумать себе имена.

Участники выбирают тотемное животное для племени и имена для себя. И пробуют определить тотемных животных других племен (по картинкам теней животных).

Ведущий: Обращаясь к тотемному животному с просьбой о чем-то, древние люди выполняли разные ритуалы: пели, танцевали. Проводил эти ритуалы и берег традиции – шаман, то есть колдун, племени. Многие ритуалы проводились под первобытную музыку. Конечно, она не была похожа на нашу, главным в ней была не мелодия, а ритм. Первыми музыкальными инструментами были…какие? Как вы думаете?

Участники высказывают свои предположения.

Ведущий: Обрабатывая камень, стуча камнями друг об дружку, кроманьонцы заметили звуки. Поэтому первыми музыкальными инструментами были барабаны, стучали по ним и руками, и палками, и крупными костями животных. Потом появились погремушки заполненные семенами или сушеными ягодами, потом и другие инструменты. Отыщем музыкальные инструменты и станцуем?

Участники находят подходящие инструменты (барабаны, деревянные палочки, ложки, коробочки-шумелки, флейты) и танцуют под первобытную музыку (можно использовать звуки африканских барабанов ) или под смешную «Песню о вещах» в исполнении М. Боярского. Вместо барабанов можно использовать перевернутые кастрюли, картонные коробки, пластиковые контейнеры или просто стучать по табуретке или столу.

Ведущий: Кроманьонцы, научились не только охотиться, но и воевать. Для защиты они обносили свои стоянки частоколом из бревен, веток и даже костей мамонта.

Ведущий: Кроманьонцы научились делать ловушки для диких зверей. Но нам с вами нужно их обойти.

Расположите на полу листы бумаги, кусочки напольного коврика, кубики от конструктора. Пусть участники аккуратно пройдут по около них, ничего не задев.

Ведущий: Могли кроманьонцы и заготавливать еду.

Раздайте участникам по несколько кусочков толстых ниток. Пусть они выложат улиток – на листах белой бумаги, представив, что это снег. Можно выложить улиток на полу и закидать их «снегом» (ватой или ватными дисками).

Ведущий: О важных событиях в своей жизни – удачных охотах или нападении врагов – кроманьонцы рассказывали рисуя на стенах пещеры. Некоторые из таких рисунков (петроглифов) можно увидеть в пещерах по всему миру и сейчас. Петроглифы – это как письма из прошлого в будущее. Потом из этих петроглифов возникла письменность. На этом моменте доисторическое время заканчивается, дальнейшую историю ученые изучают по письменным источникам. А что бы вы рассказали отсюда, из окончания доисторического времени тем людям, которые живут сейчас.

Участники делают наскальные рисунки. Для основы лучше взять картон, а рисовать – свекольным соком, обугленными палочками или мелками. Мы рисовали обугленными палочками для суши.

Ведущий: Пока мужчины охотились, женщины занимались собирательством и своим жилищем. Встречалось им много интересных растений. Повезло и нам с вами. Что это за растение, как вы думаете?

Ведущий подводит участников к подвешенной пиньяте коричневого цвета – плоду какао-дерева. Участники разбивают пиньяту, находят шоколадные конфеты и делают вывод, что это какао-дерево. У нас к праздничному столу дети несли конфеты на шкуре, взяв ее за два конца.

Вместо заключения

Ведущий: Сегодня вы ходите в детский сад, учитесь, ваши мамы и папы работают. А чем же занимался первобытный человек? Человек умелый жил собирательством — ел то, что мог найти (растения, животных, их яйца), человек прямоходящий начал охотиться. Постепенно древний человек одомашнивал животных: первым его спутником стала собака. Вещей у древнего человека было немного, он легко мог переходить с места на место, так в эпоху неолита появились кочевники — люди, которые занимались разведением скота и постоянно перемещались с места на место. Потом древний человек научился сам выращивать растения, а не только их собирать. Так возникло земледелие – занятие оседлых племен. Благодаря ему человек смог обеспечить себя всем необходимым. Постепенно возникли первые поселки, потом города, стала зарождаться цивилизация. Но об этом – в следующем путешествии.

Участники прощаются с ведущим.

В подготовке этой игры мне очень помогла энциклопедия для детей «Мы живем в каменном веке» из серии «Пешком в историю» (книга в Лабиринте) и настольная карточная игра «Жили-были в каменном веке» из этой же серии (игра в Лабиринте).

Понравился сценарий праздничной игры? Сохраните его себе на стену социальной сети, чтобы рассказать о нем другим родителям и порадовать своего малыша в ближайший праздник!

Жизнь древнего человека напрямую зависела от племени, в котором был налажен коллективный труд. Все жили в общих жилищах, потому что так легче было выживать. Объединившись в общину, они могли передавать опыт от старших поколений к младшим, которые, в свою очередь, учились охотиться, изготавливать различные орудия труда из дерева и камня. Умения и знания передавались из поколения в поколение на протяжении многих столетий.

Каждый школьник должен знать историю своих предков. Почерпнуть знания они могут из учебников, в которых описана жизнь древних людей. 5 класс дает возможность ознакомиться с первыми людьми и узнать особенности их быта.

Первый огонь

Борьба с природными стихиями всегда интересовала человека. Покорение огня было первым шагом на пути выживания человечества. Древние люди впервые познакомились с огнем, увидев вулканические извержения и лесные пожары. Люди не побоялись масштаба бедствий, обрушившихся на них, а наоборот, захотели использовать огонь для своей пользы. Поэтому научились добывать его искусственным путем. Получить огонь было достаточно трудоемким процессом, поэтому его тщательно берегли и сохраняли. Древние люди добывали огонь следующим способом. Брали сухую дощечку, проделывали в ней ямку и крутили в ней палочку до тех пор, пока не появлялся дым, а за ним и огонь в сухих листьях возле ямки.

Оружие и орудия труда

История жизни древних людей имеет интересные факты. Учеными найдены интересные находки: труда и множество предметов домашнего обихода. Они удивляют своей изобретательностью. Все предметы сделаны древними мастерами из подручных материалов: дерева, кости и камня. Основными орудиями труда считались предметы, изготовленные из камня. С их помощью впоследствии обрабатывались дерево и кость. Многие племена в целях защиты мастерили из камня боевые дубинки, стрелы, копья и ножи. Из оленьей и китовой кости делали топоры для изготовления лодок из цельного ствола дерева. Процесс изготовления одной лодки таким орудием труда мог занимать до трех лет. Иглами из кости собак шили обувь и одежду.

Особенности приготовления пищи

Жизнь древнего человека не обходилась без приготовления пищи. Домашние предметы обихода первые люди делали преимущественно из кустов и веток, кожи, бамбука, дерева, скорлупы кокосовых орехов, бересты и прочее. Еду варили в деревянных корытах, в которые бросали раскаленные камни. В более поздний период люди научились изготавливать посуду из глины. Это положило начало настоящей варке еды. Аналогом ложек были речные и морские раковины, а вилок — обычные деревянные палочки.

Рыболовство, охота и собирательство

В общинах рыболовство, охота и собирательство были неотъемлемой частью быта древних людей. Данный вид добычи пищи относится к присваивающей форме хозяйства. В древние времена люди занимались собирательством плодов, птичьих яиц, личинок, улиток, корнеплодов и прочее. Преимущественно это была работа женщин племени. Мужчинам досталась роль охотников и рыбаков. Охотясь, они предпринимали различные приемы: ловушки, капканы, загоны и облавы. Целью охоты была добыча пищи и иных средств к существованию, а именно: рогов, сухожилий, перьев, жира, кости и шкур. В ловле рыбы использовали палки с острыми каменными наконечниками, а позднее начали плести сети.

Выращивание скота

На смену присваивающей форме хозяйства пришла производящая. Можно выделить одну основную — скотоводство. древних людей со временем поменялся, из кочевников они превратились в оседлых, они перестали стремиться покидать места своих поселений, осели в них навсегда. Поэтому приручение и разведение животных стало возможным. Скотоводство возникло из охоты. Первыми были овцы, козы и свиньи, позднее — крупный рогатый скот и лошади. Соответственно, незаменимым домашним животным была собака, которая охраняла дом и была союзником на охоте.

Земледелие

Женщины сыграли ведущую роль в становлении земледелия, так как они занимались собирательством. Жизнь древнего человека поменялась в корне, когда он освоил данный вид добывания пищи. Топорами из камня вырубались деревья, затем сжигались. Таким образом, освобождалось пространство в лестных местностях. Палка-копалка с острым наконечником была импровизированной тяпкой. Ею первые люди копали землю. Позднее изобрели лопату — палку с плоским концом, и мотыгу — обычный сук с отростком, к которому привязывался острый камень, костяной наконечник или рог животного. По всему миру древние люди выращивали на полях те растения, которые были присущи местности их обитания. Кукурузу, картофель и тыкву выращивали в Америке, рис - в Индокитае, пшеницу - в Азии, капусту - в Европе и так далее.

Ремесла

Со временем жизнь древнего человека вынудила освоить различные ремесла. Они развивались согласно условиям местности проживания первых людей и наличия имеющегося поблизости сырья. Самыми ранними из них считаются: работа по дереву, гончарство, выделка кожи, плетение, обработка шкур и коры. Имеется догадка, что гончарство возникло при процессе плетения сосудов женщинами. Они начали обмазывать их глиной или в самих кусках глины выдавливать углубления для жидкостей.

Духовная жизнь

Духовная жизнь древнего человека просматривается в культурном наследии Древнего Египта. Эта великая цивилизация оставила существенный след в истории всего человечества. Религиозными мотивами пронизано все творчество египтян. Первые люди верили, что человеческое земное существование — это лишь переход к Этот этап не считался столь важным. С самого рождения люди готовились к уходу в более совершенный иной мир. Отражение духовной жизни Древнего Египта отражено в живописи и иных видах искусства.

Жизнь человека в искусстве Древнего Египта

В государстве процветала неординарная и яркая живопись. Египтяне были глубоко верующими религиозными людьми, поэтому вся их жизнь состояла из ритуалов, что прослеживается в тематике их картин и рисунков. Большинство произведений живописи посвящены высшим мистическим существам, прославлению умерших, религиозным обрядам и жрецам. По сей день находки этих произведений являются настоящими образцами искусства.

Картины египетские художники выполняли в соответствии со строгими рамками. Фигуры богов, людей и животных принято было изображать строго в анфас, а их лица в профиль. Это выглядит, как некая мистическая схема. Живопись у египтян служила украшением регилиозных строений, гробниц и зданий, где жили знатные горожане. Также для живописи Древнего Египта характерна монументальность. В храмах своих богов египетские художники создавали изображения, которые порой достигали огромных размеров.

Живопись Древнего Египта имеет своеобразный, присущий только ей стиль, не сравнимый ни с каким другим.

Древняя цивилизация первых людей подкупает своей многогранностью и глубиной. Этот период является важным этапом в развитии всего человечества.

Известно, что отличительным признаком человекообразной обезьяны от представителя людского рода выступает масса мозга, а именно 750 г. Столько необходимо для овладения речью ребенку. Древние люди изъяснялись на примитивном языке, однако их речь является качественным отличием высшей нервной деятельности как человека от инстинктивного поведения животных. Слово, ставшее обозначением действий, трудовых операций, предметов, а впоследствии и обобщающих понятий, приобрело статус важнейшего средства общения.

Стадии становления человека

Известно, что их три, а именно:

  • древнейшие представители людского рода;
  • современное поколение.

Данная статья посвящена исключительно 2-й из вышеперечисленных стадий.

История древнего человека

Приблизительно 200 тыс. лет тому назад появились люди, которых мы называем неандертальцами. Они занимали промежуточное положение между представителями древнейшего рода и 1-м современным человеком. Древние люди были весьма неоднородной группой. Исследование большого числа скелетов позволило сделать вывод, что, в процессе эволюции неандертальцев на фоне разнообразия строения, определились 2 линии. Первая была ориентирована на мощное физиологическое развитие. Визуально самые древние люди отличались низким сильно скошенным лбом, заниженным затылком, слабо развитым подбородком, сплошным надглазным валиком, крупными зубами. Они обладали весьма мощной мускулатурой, при том что их рост составлял не более 165 см. Масса их мозга достигла уже 1500 г. Предположительно древние люди использовали зачаточную членораздельную речь.

Вторая линия неандертальцев отличалась более утонченными чертами. У них наблюдались значительно меньшие надбровные валики, более развитый подбородочный выступ и тонкие челюсти. Можно сказать, что вторая группа существенно уступала в физическом развитии первой. Однако у них уже наблюдалось значительное увеличение объема лобных долей мозга.

Вторая группа неандертальцев боролась за свое существование посредством развития внутригрупповых связей в процессе охоты, защиты от агрессивной природной среды, врагов, другими словами, при помощи объединения сил отдельно взятых особей, а не путем развития мускулатуры, как первая.

В результате такого эволюционного пути появился вид Homo sapiens, что переводится как "Человек разумный" (40-50 тыс. лет назад).

Известно, что небольшой промежуток времени жизнь древнего человека и первого современного была тесно взаимосвязана. Впоследствии неандертальцы подверглись окончательному вытеснению кроманьонцами (первыми современными людьми).

Виды древних людей

В связи с обширностью, неоднородностью группы гоминид принято выделять следующие разновидности неандертальцев:

  • античные (ранние представители, жившие 130-70 тыс. лет назад);
  • классические (европейские формы, период их существования 70-40 тыс. лет назад);
  • пережиточные (жили 45 тыс. лет назад).

Неандертальцы: повседневная жизнь, занятия

Важная роль была отведена огню. В течение многих сотен тысяч лет человек не умел сам добывать огонь, ввиду чего люди поддерживали тот, который образовался из-за удара молнии, извержения вулкана. Переходя с места на место, огонь несли в особых «клетках» самые сильные люди. Если огонь не получалось сберечь, то это довольно часто приводило к гибели всего племени, так как они лишались средства обогрева в морозы, средства защиты от хищных зверей.

Впоследствии его стали применять и для приготовления пищи, которая получалась более вкусной, питательной, что в итоге способствовало развитию их мозга. Позже люди сами научились добывать огонь посредством высечения искр из камня в сухую траву, быстрым вращением деревянной палочки в ладонях, помещенной одним концом в отверстие сухой древесины. Именно это событие стало одним из важнейших достижений человека. Оно совпало по времени с эпохой великих переселений.

Повседневная жизнь древнего человека сводилась к тому, что все первобытное племя охотилось. Для этого мужчины занимались изготовлением оружия, каменных орудий труда: долото, ножи, скребки, шила. В основном особи мужского пола охотились и разделывали туши убитых животных, то есть вся тяжелая работа лежала на них.

Представительницы женского пола обрабатывали шкуры и занимались собирательством (плодов, съедобных клубней, корней, а также веток для костра). Это привело к возникновению естественного разделения труда по половому признаку.

Чтобы загнать крупного зверя, мужчины охотились совместно. Это требовало взаимопонимания между первобытными людьми. Во время охоты был распространен загонный прием: поджигалась степь, затем неандертальцы загоняли стадо оленей, лошадей в западню - болото, пропасть. Далее, им оставалось лишь добить животных. Был и другой прием: они криками, шумом загоняли зверей на тонкий лед.

Можно говорить о том, что жизнь древнего человека была примитивной. Однако именно неандертальцы первыми стали хоронить умерших сородичей, укладывая их на правый бок, подложив под голову камень и согнув им ноги. Рядом с телом оставляли еду и оружие. Предположительно, они считали смерть сном. Захоронения, части святилищ, к примеру, связанных с медвежьим культом, стали свидетельством зарождения религии.

Орудия неандертальцев

Они незначительно отличались от тех, которые использовали их предшественники. Однако спустя время орудия древних людей стало более сложным. Новообразованный комплекс дал начало так называемой мустьерской эпохи. Как и ранее, орудия изготавливались преимущественно из камня, однако их формы становились все разнообразнее, а техника вытачивания - сложнее.

Основная заготовка оружия - отщеп, образующийся в результате скалывания с нуклеуса (куска кремня, имеющего специальные площадки, с которых производилось скалывание). Для данной эпохи было характерно приблизительно 60 разновидностей орудия. Все они - вариации 3 основных: скребло, рубильца, остроконечник.

Первое используется в процессе разделывания туши животного, обработки дерева, выделки шкур. Вторые - это уменьшенный вариант ручных рубил ранее существовавших питекантропов (в длину они были 15-20 см). Новые их модификации имели длину 5-8 см. Третье орудие было с треугольным очертанием и острием на конце. Они применялись в качестве ножей для резания кожи, мяса, дерева, а также как кинжалы и наконечники дротиков, копий.

Помимо перечисленных видов, у неандертальцев имелись и такие как: скребки, резцы, проколки, выемчатые, зубчатые орудия.

Кость также служила основой для их изготовления. До наших времен дошло очень мало фрагментов таких экземпляров, а целиком орудия можно увидеть еще реже. Чаще всего это были примитивные шилья, лопаточки, острия.

Орудия различались в зависимости от разновидностей зверей, на которых охотились неандертальцы, а следовательно, и от географического региона, климата. Очевидно, что африканские орудия отличались от европейских.

Климат местности обитания неандертальцев

С этим неандертальцам повезло меньше. Они застали сильное похолодание, образование ледников. Неандертальцы, в отличие от питекантропов, которые обитали в местности, подобной африканской саванне, жили, скорее, в тундре, лесостепи.

Известно, что первый древний человек, так же как и его предки, осваивал пещеры - неглубокие гроты, небольшие навесы. Впоследствии появились уже постройки, расположенные на открытом пространстве (на стоянке на Днестре найдены останки жилища, изготовленного из костей, зубов мамонта).

Охота древних людей

В основном неандертальцы охотились на мамонтов. До наших дней он не дожил, однако всем известно, как выглядит этот зверь, так как были найдены наскальные рисунки с его изображением, нанесенные людьми позднего палеолита. Помимо этого, археологи находили останки (иногда даже весь скелет целиком или туши в вечномерзлом грунте) мамонтов в Сибири, на Аляске.

Для поимки такого большого зверя неандертальцам приходилось потрудиться. Они выкапывали ямы-ловушки либо загоняли мамонта в болото, чтобы тот увяз в нем, затем добивали.

Также промысловым животным являлся пещерный медведь (он больше нашего бурого в 1,5 раза). Если крупный самец поднимался на задние лапы, то он достигал 2,5 м в высоту.

Неандертальцы охотились также на зубров, бизонов, северных оленей, лошадей. С них можно было получить не только само мясо, но и кости, жир, шкуру.

Способы добывания огня неандертальцами

Их всего пять, а именно:

1. Огневой плуг . Это достаточно быстрый способ, однако требует существенных физических усилий. Суть - сильным нажатием на деревянную палочку водят по дощечке. Итог - стружки, древесный порошок, который по причине трения дерева о дерево нагревается и тлеет. В этот момент его объединяют с быстровоспламеняющимся трутом, затем раздувают огонь.

2. Огневое сверло . Самый распространенный способ. Огневое сверло представляет собой деревянную палочку, которой сверлят находящуюся на земле другую палочку (деревянную дощечку). В итоге в ямке возникает тлеющий (дымящийся) порошок. Далее, он высыпается на трут, а затем раздувается пламя. Неандертальцы сначала вращали сверло между ладонями, а позднее сверло (верхним концом) упирали в дерево, охватывали ремнем и тянули поочередно за каждый конец ремня, вращая его.

3. Огневой насос . Это достаточно современный, но малораспространенный способ.

4. Огневая пила . Похож на первый способ, однако отличие в том, что деревянную дощечку пилят (скоблят) поперек волокон, а не вдоль их. Результат тот же.

5. Высекание огня . Делать это можно посредством удара одного камня о другой. В итоге образуются искры, которые попадают на трут, впоследствии воспламеняя его.

Находки из пещер Схул и Джебел Кафзех

Первая находится неподалеку от Хайфы, вторая - на юге Израиля. Они обе расположены на территории Ближнего Востока. Эти пещеры знамениты тем, что в них были найдены останки людей (костные), которые были более близки к современным людям, чем к древним. К сожалению, они принадлежали лишь двум индивидуумам. Возраст находок 90-100 тыс. лет. В связи с этим можно говорить, что человек современного вида в течение многих тысячелетий сосуществовал с неандертальцем.

Заключение

Мир древних людей весьма интересен и до конца еще не изучен. Возможно, со временем нам откроются новые тайны, которые позволят взглянуть на него с иной точки зрения.

Процесс познания человеком окружающего мира в той или иной степени связан с путешествиями. Потребность в установлении торговых связей заставляла людей отправляться в далекие неведомые края. Первые сведения о путешествиях и их роли в появлении великих культур дошли до нас в виде мифов, легенд, сказаний, библейских текстов и свидетельств древних авторов

Сведения о первых путешествиях содержатся и в древнем литературном памятнике Шумеро-Акадской культуры «Сказание о Гильгамеше». Там подробно описывается путешествие героя из города Урук во враждовавший с ним город Киш с целью установления мира и торговых связей. Путешествие длилось две недели, и было полно опасностей и приключений. Согласно этим письменам, шумерская культура считается одной из древнейших. По преданию, первые поселенцы появились в южной Месопотамии еще X – IX тысячелетии до н.э. Своей родиной шумеры считали один из островов в Персидском заливе. Достигнув «большой земли», шумерские путешественники осваивали искусство вождения речных судов.

К концу IV тысячелетия до н.э. возникли шумерские города, ставшие центрами торговли и ремесла. Имеются даже фрагменты географических карт, изображавших земли древнего Шумерского царства.

Первое централизованное государство, сведения о котором дошли до нас, возникло в третьем тысячелетии до н.э. Правителем этого государства был Саргон Великий. Самым знаменитым из городов Месопотамии был легендарный Вавилон, расположенный на реке Евфрат. Название этого города переводится как «Врата Бога». По тем временам (VII век до н.э.) этот город был гигантских размеров с фантастической для этого периода численностью населения – 1 млн. человек.

Путешествия на Древнем Востоке являлись составной частью образа жизни людей. Так как путешествия были сопряжены с опасностями, путешественник воспринимался как отмеченный богом человек. Перед путешествием совершались обязательные обряды и жертвоприношения. Подобные примеры можно встретить в эпосе о Гильгамеше. К библейским путешественникам можно отнести пророка Моисея, водившего свой народ по пустыне в поисках лучших земель, Ноя, который в своем ковчеге спас от Всемирного потопа все живое.

Другим центром мировой цивилизации был Древний Египет. Сама природа способствовала навигации по полноводному Нилу, протекающему через всю страну с юга на север. Египтяне составили карту освоенной ими части Нила, проследив его течение более чем на 2 000 км. Благодаря этому египтяне достигали находившейся к югу от страны Нубии и контактировали со средиземноморскими странами, лежащими на севере и северо-востоке (острова Эгейского моря и остров Крит).

Из центральной части страны начинался караванный путь, вел к Красному морю, а оттуда в страну Пунт. Пунтом (точнее Пуином) древние египтяне называли страну в Восточной Африке, расположенную на побережье Аденского залива. Первое исторически доказанное плавание египтян в страну Пунт состоялось в XXVI веке до н.э. при фараоне Сахуре.

В VI в. до нашей эры по заданию египетского фараона финикийцы предприняли путешествие вокруг Африки. Финикийцы отплыли из Эритрейского моря (Красное море) и вышли в Южное море (Индийский океан). Именно стараниями финикийцев был открыт Гибралтарский пролив, и появилась возможность выйти к западным берегам Европы, Британским островам и западному побережью Африки. Они заложили при выходе в Атлантический океан города Кадир (Кадис) и Тингис (Танжер).

Заслуги финикийцев в области географических открытий значительны. Прежде всего, финикийцы дали название двум материкам Старого Света. Из их названий у древних греков позднее произошли названия «Азия» и «Европа». Финикийцы первыми изобрели способ упрощения древнего иероглифического письма и заменили иероглифы буквами алфавита, в котором каждый знак имел значение определенной комбинации звуков.

Путешествия и открытия велись всеми народами мира. Не составляют исключение в этом плане и такие центры человеческой цивилизации, как Китай и Индия.

Таким образом, во всех основных цивилизациях древности активно совершались путешествия и походы с различными целями. Человечество развивалось и осваивало новые территории. Несомненно, что колыбелью всей европейской культуры является античная культура.
Лекция 3 – ПУТЕШЕСТВИЯ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ

Корни европейской цивилизации уходят в далекие легендарные времена Критской культуры, или, как ее еще называют, Минойской (по имени критского царя Миноса). Возникшая в середине III тысячелетия до нашей эры на острове Крит, Минойская культура, достигла своего расцвета к XVII – XVI вв. до н.э.

Столицей Крита был город Кносс (недалеко от современного Ираклиона). У критян была своя письменность, первоначально в форме иероглифов, а затем линейное письмо, которое до сих пор не расшифровано. Они обладали обширными познаниями в математике, астрономии, устройстве мира и вселенной. Критяне говорили на особом, отличном от греческого, языке, о котором мы ничего не знаем. XIV – XII в. до н.э. были расцветом микенской культуры. Из египетских источников известно, что ахейцы совершали набеги на Египет, Малую Азию и другие страны. Причиной гибели Микенской культуры стали дорийские племена, пришедшие с севера Балканского полуострова. Они и заложили основы древнегреческой цивилизации. А Крито-Микенская культура исчезла. Лишь ее осколки дошли до наших дней.

С XII в. до н.э. можно говорить о зарождении цивилизации Древней Греции. Причем, с XII по VIII вв. до нашей эры историки называют «темным периодом» развития этой эпохи. За это время стерлись все воспоминания о Крито-Микенской культуре.

Древние греки свободно плавали по Эгейскому морю до берегов Малой Азии и обратно, хотя эти путешествия были не лишены опасностей и приключений. История странствий легендарного Одиссея не нуждается в комментариях, так как поэмы Гомера переведены на все языки. В Древней Греции путешествия достигают наибольшего подъема в V – IV вв. до н.э. Этот же период является расцветом философии, искусства, математики, астрономии, космологии и других наук. Цивилизационными центрами были Малоазийские города – Милет, Эфесс и Колофон. Но центром притяжения были Афины.

С целью познания мира мудрецы, натурфилософы и поэты отправлялись во все концы света. Практически все крупные древнегреческие философы осуществляли дальние странствия. Не только знания привлекали путешественников в эти страны. Их привлекали грандиозные древние памятники архитектуры. При посещении египетских памятников путешественники нередко оставляли на их стенах короткие записи – «граффити», что в переводе с итальянского означает «нацарапанные».

Одним из первых ученых путешественников был Геродот, который по выражению Цицерона является «отцом истории». Геродот путешествовал в течение 10 лет (с 455 по 445 гг. до н.э.), и все свои наблюдения изложил в 9 книгах, каждая из которых назвалась по имени одной из муз. В своем знаменитом труде «История» Геродот описал не только историю многих народов, но и этнографические приметы, т.е. описание черт лица, цвета кожи, типа одежды, быта, обрядов, народных примет, общего уклада жизни и т.п. До нас дошли лишь отрывки его сочинений, но главное в том, что Геродоту принадлежит слава первого греческого туриста, так как в отличие от своих предшественников, он странствовал не ради достижения каких-то иных целей, а ради самого путешествия, т.е. ради удовольствия, удовлетворения собственной любознательности и любопытства.

В VII–VI вв. до н.э. этрусская цивилизация достигла своего расцвета. К этому времени она сравнилась по своему влиянию на море с такими великими морскими державами, как эллинская и Карфаген. В эту эпоху путешествия совершались в основном с экономическими, политическими и военными целями. Одним из примеров путешествия с экономическими целями явилось путешествие греческого купца Пифея.

Пифей обогнул с запада Британский полуостров, и через Северный пролив между Британией и Ирландией вышел в Атлантический океан. Пифей попытался достичь земли «Туле» (ныне остров Исландия). Никто из древних греков и даже римлян не заходил так далеко на север. Сведения о путешествиях Пифея противоречивы. Но северное путешествие Пифея и его достижения – бесспорны. Интересы древних греков были весьма разнообразными. Они обращали свои взоры во все концы света. Древним грекам принадлежит первенство европейцев в плавании к берегам Индии. Но, справедливости ради, надо сказать, что греки пользовались сведениями, которые они получали от египетских путешественников

Греция является родиной спортивного туризма. Олимпийские игры проходили раз в четыре года и начинались с первого новолуния после летнего солнцестояния. Местом проведения Игр была Олимпия. Все отправляющиеся в Олимпию признавались гостями Зевса. Среди них существовали и почетные гости, которыми признавались депутаты городов и феоры. По случаю Олимпиады всегда устраивалась большая ярмарка. Туристы осматривали древние храмы, слушали гида, рассказывающего различные легенды. Кроме Олимпийских были и другие игры, носившие общегреческий характер: Истмийские, проходившие на Коринфском перешейке, как и современные Игры доброй воли, раз в два года; Немейские, проводившиеся в Немейской долине Арголиды, около храма Зевса, также раз в два года; Пифийские, проходившие, как и Олимпийские, раз в четыре года в Крисе (Фокида).

Благодаря путешествиям развивается картография. Древнегреческие ученые создают первые в Европе географические карты. Их создание приписывают философу Анаксимандру – ученику легендарного Фалеса. Милетские ученые ориентировали свои карты по сторонам света, использовали названия частей света. Границу между Европой и Азией большинство ученых Древней Греции проводило по Танаису (Дону).

Рассматривая путешествия эпохи эллинизма, нельзя не отметить военные походы Александра Македонского, длившиеся в течение 10 лет. В античном мире эти походы считались неслыханным, почти легендарным подвигом. Слава о блестящих военных победах великого Александра нашла отражение в народных преданиях всего средневековья.

Наивысшего расцвета Римская империя достигла в I – II вв. нашей эры. Путешествия могли осуществляться благодаря наличию прекрасных дорог. Размеры Римской империи и проблемы управления ею явились причиной создания густой сети дорог. В основном римляне развивали дорожную систему, исходя из военных потребностей. Римские дороги строились по всем правилам инженерного искусства. Их строительство начинается в 312 г. во времена правления императора Константина. Существовали специальные карты дорог с обозначением станций, где можно было остановиться на ночлег.

В Древнем Риме была создана сеть государственных гостиниц для того, чтобы окупить строительство дорог. Эти гостиницы строились через каждые 15 миль. Существовали два типа гостиниц. Гостиницы, которые предназначались для патрициев, назывались мансионами. Для плебеев были гостиницы похуже, в основном частные, которые назывались стабуляриями. Это были обычные постоялые дворы, где можно было поесть и отдохнуть без удобств, накормить или поменять лошадей, починить повозку и т.п. В массионах встречаются элементы туристского сервиса и обслуживаня (прачечные, комнаты для отдыха и развлечений, таверны и прочее).

В Древнем Риме существовали уже и путеводители, в которых не просто указывался тот или иной маршрут, но и описывались достопримечательности, встречающиеся в пути, отмечались гостиницы и давались цены.

Первым специалистом-страноведом можно назвать Страбона (64 – 23 гг. до н.э.). Страбон путешествовал всю свою жизнь. Он объехал Малую Азию, побывал в горах Тавра (Крыма) и у подножия Кавказских гор, посетил Кикладские острова и обошел Балканский полуостров, основательно изучил все памятные места на Апеннинском полуострове, а также Египет.

После завершения путешествий Страбон написал главный труд своей жизни – «География» – в 17 книгах. Этот труд представляет собой итог географических знаний античности. Он большей частью сохранился и является важным историческим памятником. Страбон написал еще «Исторические записки» в 43 книгах, которые не сохранились. Путешественниками в Древнем Риме были императоры (Траян, Адриан, Марк Аврелий), полководцы и ученые. В эпоху Древнего Рима появляется даже философия туризма. Луций Анней Сенека (4 – 65 гг. н.э.) в «Письмах к Луцилию» обосновывает идею о том, что для туризма необходимо «выбирать места здоровые не только для тела, но и для нравов».


Похожая информация.


Находки из прошлого

Археологи узнают о прошлом, раскапывая руины старинных сооружений или места, где давным-давно жили люди. Они исследуют найденные предметы, чтобы по мозаичным кусочкам составить картину прошлого.

Люди всегда интересовались историей, но на протяжении веков знания о древности они черпали в основном из мифов и преданий и особо не стремились найти материальных свидетельств из былых времен. В конце XVIII-начале XIX в. богатые европейцы начали путешествовать и коллекционировать старинные предметы. Они занялись их поисками в Греции и Риме, где старинные здания и скульптуры находились у всех на виду. Но, к примеру, на Ближнем Востоке многие города были полностью погребены под землей, пока европейцы не занялись поисками предметов старины.

Эта голова молодой женщины (высота меньше 4 см), найденная в Брассанпуи (Франция), является, пожалуй, самым древним скульптурным портретом. Она была сделана из слоновой кости около 24.000 лет тому назад.


Люди стали исследовать прошлое, и первые «археологи» начали странствовать по миру. Опираясь на подсказки из старинных книг, они начинали раскопки, извлекая из-под земли множество древних предметов. К сожалению, многие находки были повреждены, однако первые археологи добыли замечательные сведения о древних цивилизациях.


Археологи на раскопках древнего поселения в поисках предметов старины тщательно изучают каждый снятый ими слой почвы.


Тело этой женщины хорошо сохранилось благодаря повышенной кислотности в торфяном болоте, где его нашли. Человеческие останки дают сведения о том, как люди питались и какими болезнями болели.


Одним из первых археологов был немецкий купец Генрих Шлиман (1822–1890). Внимательно прочитав эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» древнегреческого поэта Гомера, в которых описывались два потерянных города, Троя и Микены, он решил отправиться на поиски этих городов. В 1870 г. вблизи Дарданелл в Малой Азии он открыл Трою. В 1876 г. Генрих Шлиман обнаружил погребенный в холме город-крепость Микены. Кроме того, в Микенах он нашел множество золотых предметов, что свидетельствовало о несметных сокровищах древнегреческой цивилизации .

Археологи также смогли проследить историю письменности, обнаружив глиняные таблички с древними письменами. Одной из таких находок была библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала, правившего в VII в. до н.э. . В этой библиотеке хранилось 20.000 табличек с древними надписями. Когда тексты удалось расшифровать, ученые смогли прочитать исторические свидетельства о жизни исчезнувших цивилизаций и об общественном строе тех времен.

Сегодня археологи могут с помощью научных методов очень точно узнать возраст того или иного предмета. Без археологов наши знания истории были бы очень скудны, а затерянные города древнего мира могли бы навсегда остаться погребенными.


Каждый год на живом дереве нарастает новый слой коры и заболони. Когда дерево спиливают, слои заболони видны на срезе в виде колец.

Если вы подсчитаете кольца, то узнаете, сколько лет этому дереву.



В отличие от гробниц других египетских фараонов все погребенные сокровища сохранились. На царе была золотая маска, а его мумия покоилась в трех золотых гробах, вложенных один в другой. В отдельном помещении хранились предметы, которые могли понадобиться фараону в загробной жизни.

Первые люди

Происхождение человека. Укрощение огня

Первые человекообразные существа, или гоминиды, появились на Земле более 4 млн. лет назад. В разных частях Африки были найдены останки человекообразных обезьян, получивших название австралопитеков. В Хадаре (Эфиопия) обнаружили скелет одной из особей, которую назвали «Люси» (правда, позднее выяснилось, что скелет принадлежал самцу). Ученые смогли выяснить, что Люси хотя и напоминала шимпанзе, но была прямоходящей и ходила на двух ногах. Это характерные признаки человекообразного существа.

Австралопитек (рост от 1 до 1,5 м) с длинными руками и короткими ногами выглядел как человекообразная обезьяна, однако был прямоходящим. У него был низкий лоб и небольшой мозг.


Люди, человекообразные обезьяны и просто обезьяны произошли от одного предка. Им мог быть египтопитек, или «египетская человекообразная обезьяна». Она жила в Египте около 35 млн. лет назад и лазала по деревьям на четырех конечностях.


Из всех потомков этого млекопитающего лишь у людей выработался бипедализм, то есть способность прямо ходить на двух ногах. У них освободились руки, которые можно было использовать для других целей. Около 2,5 млн. лет назад в Африке появился Homo habilis, «человек умелый», который мог использовать простые каменные орудия, а не только собственные зубы или руки, чтобы убивать и освежевать животных.


Homo habilis был, вероятно, первым человеком .

Укрощение огня

Более разумный вид первобытного человека, Homo erectus, или человек прямоходящий, впервые появился в Африке приблизительно 1,8 млн. лет назад. Он был выше и стройнее, чем Homo habills, но с сильно выдающимися вперед челюстями и массивными надбровными дугами. Способный быстро передвигаться по земле, Homo erectus стал первым гоминидом, покинувшим Африку и отправившимся на север и восток. Его останки найдены в Китае, на острове Ява и в Европе. Пережевывать сырое мясо предкам человека было нелегко, прошли тысячелетия, пока они научились размягчать пищу над огнем. Homo erectus уже готовили на огне.

Эти гоминиды жили группами. Мужские особи занимались охотой, а женские собирали съедобные растения и заботились о детях. Кости животных, найденные в Китае на месте одной из стоянок, свидетельствуют о том, что первобытные люди успешно охотились на слонов, носорогов, диких лошадей, зубров, верблюдов, диких кабанов, баранов и антилоп. Охота на столь крупных животных не могла быть успешной при том примитивном оружии, которым они обладали, если только не предположить, что Homo erectus были куда более сообразительными, чем их предки. Не исключено, что они владели зачатками речи.

Эти охотники и собиратели постоянно переходили с места на место. По ночам они спали в пещерах либо строили примитивные шалаши из веток и шкур животных. Женские особи собирали дрова для костра. Мужские особи изготавливали каменные орудия, в том числе такие, которыми можно было разделать тушу убитого животного.


Китай 500.000 лет назад. Группа Homo erectus устраивается на ночную стоянку. Разожжен костер, который также помогает отгонять диких животных, мясо разрублено на куски.

Homo sapiens

Распространение людей. Неандертальцы. Наскальные изображения

Около 750.000 лет назад появились люди, напоминающие современных людей. Это были первые Homo sapiens («человек разумный»). Их останки найдены в Африке, Европе и Азии.

Одним из видов Homo sapiens были неандертальцы, появившиеся более 200.000 лет назад. Свое название они получили от долины Неандер в Германии, где в 1857 г. в одной из пещер были найдены их кости. Лишенные подбородков, с тяжелыми челюстями и нависающими надбровными дугами неандертальцы выглядели несколько звероподобно, однако их мозг был больше, чем у современного человека.

Неандертальцы вымерли около 30.000 лет назад. Вероятно, в борьбе за пропитание они проиграли современному человеку.


Современные люди, научное название которых Homo sapiens sapiens, впервые появились около 125.000 лет назад и 40.000 лет назад добрались до Европы. У них не было ни выступающих надбровных дуг, ни массивных челюстей, как у первых Homo sapiens. На их лицах отличался высокий лоб и подбородок. Мозг был крупнее, чем у любого из их предков, за исключением неандертальцев. После исчезновения неандертальцев они остались единственными людьми на планете Земля.

Наши непосредственные предки Homo sapiens sapiens появились приблизительно 125.000 лет назад, скорее всего, в Африке, откуда распространились по всему миру.


Направление распространения Homo sapiens sapiens

Наскальные изображения

Люди начали рисовать и вырезать на пещерных стенах задолго до того, как научились писать. Самые известные образцы наскальных рисунков были найдены в 1940 г. во Франции, в пещере Ласко.

Они сделаны около 18000 лет назад красками, изготовленными из природных минералов. Для рисования использовали палочки или собственные ладони.


Для первобытных кочевников жизнь в основном состояла из бесконечных поисков пищи. Обнаруженные в пещерах наскальные изображения и другие произведения искусства показывают, что у них могли быть религиозные верования и обряды, которые, как они полагали, помогали в поисках пищи. Наскальные изображения не предназначались для демонстрации. Рисунки делали красками, а иногда и вырезали на темных стенах и потолках пещер, где никто не смог бы их увидеть.

Художники тех времен должны были использовать горящие сучья, чтобы увидеть свои творения, и лестницы, чтобы добраться до высоких мест.

Поскольку наскальные изображения скрывались в глубинах пещер, можно полагать, что они служили частью тайного ритуала, целью которого было привлечь удачу на охоте. Люди, вероятно, считали, что, нарисовав животное, они могут рассчитывать на добычу. Не исключено, что на некоторых рисунках изображены сценки из реальной жизни. Как бы то ни было, люди рисовали и вырезали на стенах пещер на протяжении 20.000 лет, и образцы первобытного искусства обнаружены в Европе, Африке, Азии, Северной и Южной Америке и Австралии. Эти изображения позволяют нам судить об изменениях климата и окружающей среды.

Древние люди оставляли на стенах отпечатки, своих рук. К стене прикладывали ладонь и красками обводили ее по контуру.

Охотники и собиратели

Способы охоты. Собирательство. Изготовление одежды

Время шло, охотники становились более искусными и применяли все более эффективное оружие. Иногда им удавалось столкнуть крупную добычу с крутого утеса, или заманить в болото. Когда у людей возникла речь, они смогли подробно обсуждать планы совместной охоты, что делало ее более эффективной.

Эпоха палеолита, или древнекаменный век, охватывает период от начала использования простейших орудий (приблизительно 2,5 млн. лет назад) до неолита, или новокаменного века, когда люди стали заниматься земледелием (12.000 лет назад).

На вооружении охотников были копья, луки и стрелы, ножи, а для рыбной ловли они мастерили рыболовные крючки. Люди изучали окрестности, чтобы понять, где могут собираться стада или где может скрываться добыча. Знание окружающей среды экономило много времени и сил и облегчало жизнь.

Большинство охотников и собирателей жили небольшими группами, состоящими из двух-трех семей, которые могли легко прокормиться крупной добычей, например мамонтом или зубром. Вероятно, в каждой группе был вождь, который принимал решения и строил планы.


Около 20.000 лет назад на Земле длился ледниковый период. В северных краях тогда водились огромные шерстистые мамонты. Для охотников они служили желанной добычей.


Охотники вооружались деревянными копьями с острыми каменными наконечниками. При метании использовались деревянные или костяные приспособления, копьеметы, позволявшие охотнику бросить копье с большей силой. Рыбаки ловили в озере рыбу сетью, а женщины собирали орехи и фрукты.


Собирательство

Охота была очень важна, но существенной частью рациона являлась растительная пища. Люди находили определенные виды орехов, фруктов и съедобных трав. Они открыли, что пчелы собирают мед, а с ним пища становилась слаще. Люди раскапывали землю, чтобы отыскать корни и клубни растений. Благодаря растительной пище можно было пережить тяжелые времена, когда охота складывалась неудачно. Однако самым существенным продуктом питания оставалось мясо.

Изготовление одежды

Из шкур зверей можно было сделать одежду. Сначала шкуру выделывали, чтобы она не растрескалась. Для этого ее растягивали на земле и выскребали, удаляя жир. Потом разглаживали костяными инструментами, чтобы она стала мягкой. Когда выделка завершалась, из шкуры каменным ножом вырезали куски нужной формы. По краям проделывали отверстия, чтобы куски можно было соединить друг с другом, и сшивали костяной иглой, в качестве ниток используя сухожилия животных.


Под вечер вся группа собиралась на месте стоянки. Убежища делали из звериных шкур, натянутых на деревянные каркасы. Охотники на мамонтов строили жилища конической формы из костей этих животных. Также строили и шалаши из переплетенных между собой веток, образующих сплошной шатер, внутри которого был каркас из толстых палок. Поверх веток могли накладывать звериные шкуры.

Временные жилища часто расставляли по кругу, чтобы лучше защититься от диких зверей и непогоды. Костер отпугивал зверей.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх