Периодическая система химических элементов менделеева конспект. Урок на тему: «Периодическая система химических элементов Д.И

План-конспект урока химии (8 класс) по теме:
"Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менднлеева. Группы и периоды."

Тема: Периодический закон и периодическая система химических

элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды.

Цель: раскрыть смысл периодического закона и изучить закономерности периодической системы химических элементов.

Задачи: 1) образовательные:

а) повторить понятие «химический элемент», формы его существования и количественные характеристики, «амфотерность»;

б) сформировать умение определять принадлежность химических элементов к металлам и неметаллам;

в) сформировать понятие о естественных семействах элементов: галогенах и щелочных металлах;

г) изучить периодический закон и закономерности периодической системы – периоды и группы;

2) развивающие:

а) развивать познавательный интерес учащихся;

б) развивать умение составлять формулы важнейших соединений и характеризовать положение химического элемента по периодической системе; Научить работать с таблицей Д.И.Менделеева

3) воспитательные:

а) формировать основные мировоззренческие представления о познаваемости неживой природы;

б) сформировать понятие о периодическом законе как об основном естественном законе;

в) познакомить с ролью великого русского ученого Д.И.Менделеева в развитии химической науки.

1. Эвристическая беседа.

2. Лекционные фрагменты.

3. Самостоятельная работа учащихся.

Это второй урок при изучении раздела «Периодический закон и периодическая система химических

элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды».

Тип урока: урок изучения новой темы.

Оборудование: коллекция металлов и неметаллов, презентация

Словарь терминов: период, группа, периодичность, периодический закон.

Высказывания Д.И.Менделеева о периодическом законе:

«Посев научный взойдет для жатвы народной».

«Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает».

«Познавая бесконечное, наука сама бесконечна».

Что знать: 1) периодический закон;

2) структуру периодической системы.

Что уметь: 1) составлять формулы соединений;

2) характеризовать положение элемента в периодической системе.

2. На доске эпиграф к уроку: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает».

Ход урока:

1.Орг. момент.

Здравствуйте! Сегодня мы продолжаем изучение следующего большого раздела «Периодический закон и периодическая система химических

элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды». Периодический закон, сформулированный Д.И.Менделеевым, является фундаментом современной химии, путеводной звездой химии.

На уроке мы раскроем смысл периодического закона и осмыслим его закономерности. Давайте поставим перед собой конкретные задачи: «Что мы должны знать и что уметь к концу урока».

Обратите внимание на высказывания Д.И.Менделеева о периодическом законе и эпиграф к сегодняшнему уроку.

2. Актуализация опорных зун.

Понятие о химическом элементе и знание его характеристик.

Фронтальная беседа

Что такое химический элемент? (это вид атомов, обладающих одинаковыми свойствами)

В каких формах он может существовать? (в виде одиночного атома, простого и сложного вещества)

На какие группы делят простые и сложные вещества?(металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли)

Приведите примеры существования химического элемента водорода (одиночные атомы в космосе, водород и вода).

Какие вы знаете количественные характеристики атомов? (валентность и относительная атомная масса)

Что такое валентность? (это способность атомов присоединять к себе определенное число других атомов)

Что показывает атомная масса? (она показывает во сколько раз масса данного атома больше массы 1/12 атома углерода)

3. Изучение новой темы.

1) Опорные знания. Классификация химических элементов на металлы и неметаллы.

Эвристическая беседа.

Определите принадлежность к металлам или неметаллам химического элемента на основе указанных свойств.

    Высшая валентность по кислороду 2. Простое вещество имеет характерный металлический блеск, проводит тепло и электрический ток, твердое, серого цвета. Оксид и гидроксид проявляют основный характер.

    Высшая валентность по кислороду 4. Простое вещество имеет металлический блеск, жирное на ощупь, проводит тепло и электрический ток, твердое, темно-серого цвета. Оксид и гидроксид проявляют кислотный характер.

    Высшая валентность по кислороду 1. Простое вещество проводит тепло и электрический ток, твердое, но легко режется ножом, имеет серебристо-белый цвет. Оксид и гидроксид проявляют основный характер.

    Высшая валентность по кислороду 6. Простое вещество плохо смачивается водой, желтого цвета, хрупкое, плохо проводит тепло и электричество. Оксид и гидроксид проявляют кислотный характер.

Амфотерность – это способность химических соединений проявлять как кислотные, так и основные свойства, т.е. взаимодействовать и с основаниями и с кислотами.

Амфотерные соединения образуют следующие химические элементы: бериллий, алюминий, цинк.

Вопрос: простое вещество – алюминий – типичный металл. Давайте подтвердим амфотерные свойства гидроксида алюминия.

AlCl3 +3NaOH=Al(OH)3+3NaCl

Al(OH)3+ NaOH=NaAl(OH)4

Al(OH)3+3HCl=AlCl3+3H2O

2) Естественные семейства элементов.

Обсуждение.

3) Предпосылки открытия периодического закона.

1)накопление фактологического материала;

2)работы предшественников Д.И.Менделеева;(слайды

3) личностные качества Д.И.Менделеева.(слайды

Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона.(слайды)

Периодический закон и строение атома.

1) формулировка периодического закона Д.И.Менделеева;(слайд)

2) современная формулировка закона.(слайд)

Периодическая система и строение атома.

Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева..

3) Периодический закон химических элементов Д.И.Менделеева.

В середине 19-го века было открыто и изучено примерно 60 химических элементов. Были известны способы определения атомной массы, но измеряли ее еще грубо. Для химиков это была трудная задача. Неверно были определены Ar многих элементов, но об этом тогда никто не подозревал.

Следовательно в 1868 году любой химик, желая расположить карточки с написанными на них обозначениями элементов, их атомными весами и химическими свойствами по возрастанию атомного веса, должен был получить такой ряд:

H Li B C N Be O F Na Mg Al Si P S Cl

1 7 11 12 14 14 16 19 23 24 27 28 31 32 35,5

Одних только фактов, которые были известны известны химикам до Менделеева, как бы их ни комбинировать не было достаточно, чтобы открыть один из величайших законов природы – периодический. Нужно было не только знать накопленный в течение многих веков химический опыт, надо было обладать гениальностью и особенно тонкой интуицией, чтобы охватить все знания и глубоко прочувствовать скрытую в них закономерность.

Но продолжая построение своей таблицы, Менделеев расположил свои карточки не совсем так.

На первой карточке были написаны название и атомный вес водорода. Вторую карточку с литием он поместил под ней. На третье место, рядом с литием он положил карточку, на которой было написано Be, 9 хотя в то время большинство химиков считали14.

И вот, что получилось у Менделеева: (слайд)

7 9 11 12 14 16 19

Na Mg Al Si P S Cl

23 24 27 28 31 32 35

Итак, в вертикальных рядах оказались сходные по свойствам элементы – семейства щелочных металлов и галогенов.

При таком расположении совершенно четко проявилась периодичность свойств элементов. В двух первых коротких периодах менделеевской таблицы правильно чередуются элементы по их атомному весу.

Коротко функции:

Систематическая;

Описательная;

предсказательная.

5) Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Объяснительный рассказ.

В настоящее время известно более 500 вариантов периодической системы. Наиболее распространена короткая форма, состоящая из 7 периодов, 8 групп и 10 рядов.

Периодическая система – это графическое отображение периодического закона. В ней компактно представлен огромный объем химических знаний, их современная классификация и систематизация.

Система потому и называется периодической, что она представляет совокупность периодов. Каждый период содержит строго определенное число элементов, начинается щелочным металлом и заканчивается инертным газом.

2 и 3 по восемь, 4 и 5 по восемнадцать – периоды близнецы.

4. Закрепление.

Самостоятельное заполнение в рабочей тетради с последующей проверкой.

    Подведение итогов.

    Эмоциональные оценки;

    Беседа: «Достигли ли мы результатов, поставленных задач?»

    Домашнее задание

    Все, что мы с вами сегодня узнали и чему научились, обязательно нам пригодится на всех последующих уроках.

Тема: Атомы химических элементов

Тип урока: Обобщающий.

Вид урока: Урок - презентация

Цели урока : Обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения материала;

стимулировать познавательную активность, развивать интерес к предмету, мыслительные операции по систематизации знаний, умение быстро и четко формулировать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (настенная таблица, раздаточный материал на столы учащихся), схемы слайдов, компьютер, диапроектор, экран.

Пояснительная записка к уроку.

В настоящее время учителя составляют краткие конспекты к изучаемым темам или разделам. Эта работа помогает

    осмыслить большой фактический материал;

    выделить главные, существенные моменты темы;

    дать основные определения.

При обобщении темы необходимо осмыслить большое количество вопросов.

Как организовать урок, чтобы не тратить много времени на записи у доски, чтобы урок был наглядный, доступный, активизировал внимание учащихся.

С этой целью использую на уроках компьютерные презентации. Конечно много времени уходит на разработку презентации. Учителю необходимо выделить основные аспекты темы, вопросы и компактно расположить материал на слайдах. Продумать каждый шаг урока – вопросы учителя, предположить ответ ученика, появление отдельных символов на слайде (до или после ответа ученика).

Преимущества разработки уроков-презентаций в том, что отдельные слайды можно использовать при изучении каждого раздела.

ХОД УРОКА.

I . Тема урока.

Учитель начинает урок словами И. В. Гете (на экране на первом слайде)

Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершит свой путь подобно звездам, спокойно, не торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели.

Знакомит учащихся с целью и задачами урока.

Задачи урока:

1. Закрепить понятия:

    относительная атомная масса;

    относительная молекулярная масса;

2. Систематизировать, обобщить, закрепить знания:

    о строении ПСХЭ;

    о строении атома;

    об изменении свойств элементов в периоде и группе;

    о типах химической связи;

3. Закрепить умение:

    определять координаты элемента в ПСХЭ;

    составлять схему строения атома и иона;

    выражать состав атома;

    записывать схему образования соединений с различным видом связи

Слайд – 3. Закрепить знания о структуре периодической системы химических элементов.

Учитель: Весь мир большой: жара и стужа, Найдется ль правило простое,

Планет круженье, свет зари – Что целый мир объединит?

Все то, что видим мы снаружи, Таблицу Менделеев строит,

Законом связано внутри. Природы ищет алфавит…

Е. Ефимовский

Сейчас мы с вами вспомним как выглядит большой многоквартирный дом, который построил Д. И. Менделеев. Кто живет в этом доме?

(Учитель задает вопросы. После ответов учащихся на слайде появляются символы, соответствующие правильному ответу.)

    Что такое период? Количество периодов в ПСХЭ.

    Какие бывают периоды? Почему они так называются?

    Что такое группа? Количество групп в ПСХЭ.

    Как делится каждая группа?

    Каждый химический знак в ПСХЭ обозначается своим химическим символом. Почему химические символы записаны различным цветом?

    Что взял Д. И. Менделеев за основу систематизации химических элементов?

    Что называется порядковым номером элемента?

Слайд – 4. Закрепить умение определять координаты элемента.

Учитель: Чтобы найти жильца в огромном доме необходимо знать его точный адрес.

К сожалению, на слайде дан неполный адрес. За 3 минуты определите по ПСХЭ недостающие координаты.

Работу выполняем по рядам: 1 ряд – первая строка, 2 ряд – вторая строка, 3 ряд – третья строка.

После выполнения задания ученики озвучивают ответ, символы появляются на экране. Учащиеся заполняют таблицу полностью.

Слайд – 5. Закрепить понятия относительная атомная и относительная молекулярная масса; закрепить умение вычислять значение относительной молекулярной массы.

Учитель: Жилец каждой квартиры имеет особую примету. Именно она сыграла роль при распределении квартир. Что это за примета? Укажите ее для жильца, проживающего в 1-ом подъезде на 5-ом этаже.

Ученик : примета - относительная атомная масса (определение) ;жилец – серебро;

А r (Ag) = 108 (Во время ответа ученика появляются символы слайда )

Учитель : Жильцы разных квартир очень дружны. Как правило, соседи часто собираются на корпоративные праздники, вечеринки, причем состав компании стараются не менять. (На экране формула фосфорной кислоты) . Что вы можете сказать о составе данной группы? Какая у них особая примета?

Ученик : Рассказывает о составе фосфорной кислоты, дает определение относительной молекулярной массы, объясняет, как вычислить относительную молекулярную массу данного соединения.

Слайд – 6. Закрепить знания о строении атома.

Учитель: Несколько последующих слайдов мы посвятим решению проблемы – каково внутреннее строение жильцов.

Из каких частиц они состоят? Какая координата в ПС влияет на их строение?

Ученик: Рассказывает о строении атома. (Чтобы ответ был полным и соответствовал слайду, учитель предлагает ученику план ответа)

    Что находится в центре атома?

    Как заряжено ядро?

    Какие частицы вращаются вокруг ядра?

    Какие частицы находятся в ядре?

    Чему равна величина заряда ядра?

    Как определить количество протонов в ядре?

    Как определить общее количество электронов, вращающихся вокруг ядра?

    Чему равно количество нейтронов в ядре?

Слайд – 7, 8 . Закрепить умение выражать состав атома.

Учитель : На экране при помощи различных цифр и букв представлена запись, отражающая состав атома одного из жильцов. Расшифруйте ее.

Ученик: Объясняет значение каждой цифры. Почему количество протонов и нейтронов указано в скобках?

Учитель: Вы уже очень легко ориентируетесь в большом доме - ПС. Укажите, пожалуйста, состав атома хлора, исходя из его местоположения.

(На работу дается 2-3 минуты. Затем появляется слайд, по которому ученики могут проверить свои записи).

Учитель: Сравните составы атомов? Кем они доводятся друг для друга?

Ученик: Находит общие и отличительные черты. Дает определение изотопов.

Слайд – 9 . Закрепить умение составлять и объяснять схему строения атома.

Учитель: Продолжаем изучать внутреннее строение атома. На экране указаны координаты проживания неизвестного жильца. Запишите схему его внутреннего строения. (2 мин) (Ученик, выполнивший задание первым, дает ответ. Учащиеся проверяют выполнение задания по записи на экране)

Учитель: Связана ли схема строения с координатами положения в ПС? Ответьте, пожалуйста на следующие вопросы: Чему соответствует величина заряда ядра?

    Как определить количество энергетических уровней?

    Чему соответствует общее количество электронов на энергетических уровнях?

    Как вы определили количество электронов на последнем уровне?

Ученики отвечают на поставленные вопросы и дополняют схему.

Учитель: Рядом много электронов

Не живут определенно,

И уже на новый слой

Электрон восходит свой.

Число электронов от уровня к уровню возрастает. Как рассчитать наибольшее число электронов на данном уровне?

Слайд – 10 . Закрепить знания о связи строения атома с положением его в ПСХЭ.

Учитель: Мы с вами пришли к выводу, что строение каждого атома зависти от его положения в ПС.

Соотнесите схемы строения атома и знаки химических элементов. На выполнения задания дается 3- 5 минут.

Слайд – 11. Изменение свойств атомов химических элементов в периодах.

    На экране представлены схемы строения атомов лития, бериллия, бора. Что общего между данными химическими элементами? (расположены в одном периоде)

    Как изменяются металлические и неметаллические свойства атомов химических элементов в периоде?

Слайд – 12. Изменение свойств атомов химических элементов в группах.

1. На экране представлены схемы строения атомов бора, алюминия, таллия. Что

общего между данными химическими элементами? (расположены в одной группе)

2. Как изменяются металлические и неметаллические свойства атомов химических

элементов в группе?

Слайд – 13. Образование ионов.

    Что означает запись на экране?

    Что называется ионом?

    Как называется положительный ион?

    Как называется отрицательный ион?

Слайд – 14. Схемы строения атомов и ионов.

    I вариант – записать схемы строения атома кальция и иона кальция.

    II вариант – записать схемы строения атома фосфора и иона фосфора Р 3-

    Что общего в схемах строения ионов?

    Приведите пример атома химического элемента, имеющего такое же строение.

Слайд – 15 . Виды химических связей.

    Что называется химической связью?

    Какие виды химической связи вам известны?

    Даны три элемента. Расположите элементы в порядке уменьшения электроотрицательности.

    Что называется электроотрицательностью?

    Что называется ковалентной неполярной связью?

    Назовите формулы соединений с ковалентной неполярной связью, образованные данными элементами.

    Что называется ковалентной полярной связью?

    Назовите формулы соединений с ковалентной полярной связью, образованные данными элементами.

    Что называется ионной связью?

    Назовите формулы соединений с ионной связью, образованные данными элементами.

    Что называется металлической связью?

    Назовите формулы соединений с металлической связью, образованные данными элементами.

Слайд – 16. Схема образования ковалентной неполярной связи.

Схему образования ковалентной неполярной связи рассматриваем на примере образования молекулы фтора.

Прокомментировать изображение на слайде.

Слайд – 17. Схема образования ковалентной полярной связи.

Схему образования ковалентной полярной связи рассматриваем на примере образования молекулы фтороводорода.

    Объясните механизм образования связи.

    Что общего и чем отличаются ковалентная неполярная и ковалентная полярная связи.

Слайд – 17 . Схема образования ионной связи.

Схему образования инной связи рассматриваем на примере образования фторида натрия.

Слайд – 17 . Схема образования металлической связи.

Тема урока: Периодическая система Д.И. Менделеева

Цель урока:

Задачи урока:

изучить строение п.с.х.э.

Базовые понятия темы: - Д.И. Менделеев

Периодическая система

Периоды (малые и большие)

Группы(главные и побочные)

Варианты п.с.х.э.:

а) короткий вариант

б) полудлинный вариант

в) длинный вариант

Тип урока: комбинированный

Оборудование: портрет Д.И Менделеева, учебники химии 8кл., 11 кл. (Г.Е. Рудзитис); настенная п.с.х.э. Д.И.Менделеева; мультимедийное учебное пособие по химии (8кл).

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний:

Информация: к моменту открытия периодического закона (1896г. XIXв.) было известно 63 химических элементов. Изучив их особенности, Д.И. Менделеев сформулировал закон.

Эксспрес-опрос: сформулируйте периодический закон Д.И. Менделеева

4. Усвоение новых знаний:

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Периодическая система Д.И. Менделеева"»

Иркутская область

Киренский район

МКОУ «сош с.Макарово»

2014 у.г.

Учитель: Козлова Т.И.

Химия. 8 класс.

Тема урока: Периодическая система Д.И. Менделеева

Цель урока: формирование знаний о структуре периодической системы и её роли в мировом химическом сообществе.

Задачи урока:

    изучить строение п.с.х.э.

    показать значимость п.с.х.э. при изучении химии;

    познакомиться с современными вариантами периодических систем;

    доказать, что п.с.х.э. является великим открытием русской науки, в лице Д.И. Менделеева;

    формировать умения и навыки пользования таблицей, для извлечения, заложенной в ней информации;

Базовые понятия темы: - Д.И. Менделеев

Периодическая система

Периоды (малые и большие)

Группы(главные и побочные)

Варианты п.с.х.э.:

а) короткий вариант

б) полудлинный вариант

в) длинный вариант

Тип урока: комбинированный

Оборудование: портрет Д.И Менделеева, учебники химии 8кл., 11 кл. (Г.Е. Рудзитис); настенная п.с.х.э. Д.И.Менделеева; мультимедийное учебное пособие по химии (8кл).

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний:

Информация: к моменту открытия периодического закона (1896г. XIXв.) было известно 63 химических элементов. Изучив их особенности, Д.И. Менделеев сформулировал закон.

Экспресс -опрос: сформулируйте периодический закон Д.И. Менделеева

3. Формулируем тему урока, цель, задачи

Задание: продолжите предложение: «Периодический закон стал базой для………»

Поэтому за темой урока «Периодический закон Д.И. Менделеева», должна следовать тема « ?» (называют учащиеся)

- ?: Попробуйте обозначить задачи и цели данного урока

4. Усвоение новых знаний:

Работа с тестом учебника §36 Задача: заполнить таблицу, ответив на поставленные вопросы

2. Цель создания п.с.х.э.

Классификация химических элементов, согласно их свойствам.

3. Какова структура п.с.х.э?

П.с.х.э. состоит из горизонтальных рядов (периодов) и вертикальных столбцов (групп), пересечения которых образуют ячейки. Каждая ячейка соответствует определённому химическому элементу и имеет №/п.

4. Дайте описание периодам.

В таблице семь периодов. Различают малые (1,2,3) периоды. Они содержат не более 8 химических элементов.

Большие периоды (4,5,6,7) от 18 и более химических элементов. Седьмой период не завершён. До сих пор, периодически поступает информация об открытии новых химических элементов. На данный момент, открыто 118 химических элементов.

Любой период (кроме первого) начинается щелочным металлом и заканчивается благородным газом. № периода указывает на число энергетических уровней в атоме. В периоде слева на право металлические свойства х.э. ослабевают, а неметаллические – усиливаются.

6. Дайте описание группам.

В таблице 8 групп, обозначенных римскими цифрами. Каждая группа делится на две подгруппы: главную (А) и побочную (Б). Главная (А) подгруппа объединяет х.э. как малых, так и больших периодов. Побочная (Б) подгруппа содержит х.э. только больших периодов.

№ группы указывает на высшую валентность х.э., а также количество электронов на внешнем энергетическом уровне. В А- группе сверху в низ усиливаются металлические свойства х.э., а неметаллические ослабевают. В Б-группах такая закономерность соблюдается не всегда.

Все химические элементы расположены в периодической системе в порядке возрастания атомных весов, но есть исключения:

аргон - калий; кобальт – никель; теллур – иод.

Периодическая закономерность, которая прослеживается в п.с.х.э. позволяет предсказать свойства не только химических элементов, но и образуемых ими простых и сложных веществ. Кроме того, она позволяет предсказать существование неизвестных химических элементов:

экабор – скандий;

экасилиций - германий

экаалюминий – галлий

Данная таблица является триумфом русской науки. Химическая наука использует её уже 145 лет. Поэтому п.с.х.э. по праву считается фундаментальной.

5. Первичная проверка правильности понимания нового материала, коррекция знаний (беседа по изученным вопросам, с использованием мультимедийного учебного пособия: Химия 8кл).

6. Рефлексия (тестирование, с использованием мультимедийного учебного пособия)

7. Подведение итогов урока.

8. Д/З § 36 с.125 №4

Тема урока:

Цели урока:

1. Кто и когда создал периодическую систему химических элементов?

2. Цель создания п.с.х.э.

3. Какова структура п.с.х.э?

4. Дайте описание периодам.

5. Какую информацию несут периоды?

6. Дайте описание группам.

7. Какую информацию несут группы?

8. Какое несоответствие с периодическим законом Менделеева вы увидели в п.с.х.э.

9. Почему п.с.х.э. является великим открытием русской науки, в лице Д.И. Менделеева;

Вывод: сегодня на уроке я понял(а)

Анализ урока

Учитель: Козлова Т.И.

Дата проведения: 19 03 2014г.

8 класс

Тема урока: «Периодическая система Д.И. Менделеева»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формирование знаний о структуре периодической системы и её роли в мировом химическом сообществе.

Задачи урока:

Обучающие:

    изучить структуру п.с.х.э.

    показать значимость п.с.х.э. при изучении химии;

    познакомиться с современными вариантами периодических систем;

Развивающие:

    формировать умения и навыки пользования таблицей, для извлечения, заложенной в ней информации;

Воспитывающие:

    доказать, что п.с.х.э. является великим открытием русской науки, в лице Д.И. Менделеева;

Цели и задачи полностью соответствуют теме урока, что позволяет получить глубокие познания при изучении данного вопроса, а также учитывают особенности данного класса.

Также особенности данного класса учтены в используемых, на данном уроке, методах и формах обучения.

Структура урока:

Задачи этапа

Результат

1.Организационный этап:

учащимся выдаются

маршрутные листы, которые должны быть заполнены в течение урока.

мотивация учащихся на усвоение новых знаний: приводится пример: закрытие паралимпийских игр

фрагмент со словами «невозможно», «я могу».

рефлексия обучающимися границ своего знания – незнания;

2.Актуализация знаний

контроль знаний по теме предыдущего урока «Периодический закон Д.И. Менделеева»; экспресс-опрос: каждый ученик проговаривает формулировку закона.

учащиеся самостоятельно

формулируют тему урока и по вопросам, в выданных им маршрутных листах, определяют задачи урока.

3.Первичное усвоение новых знаний:

характер учебной деятельности: коллективно-распределённый;

используя текст §36, ответить на поставленные, в маршрутном листе, вопросы. Ответ на вопрос согласовывается с учителем, что исключает ошибочный или неточный ответ; по ходу самостоятельной работы учащихся, выполняются познавательно-логические действия: сравнение свойств химических элементов в группах подгруппах периодической системы.

учащиеся ориентированы на получение образовательного продукта (в виде таблицы), знание базовых поня-тий темы, формируются умения и навыки формулировать чёткие ответы на поставленные вопросы;

4.Первичная проверка

понимания

на данном уроке осуществляется поэтапно; ответы, на поставленные вопросы, заносятся в маршрутный лист только после коллективного обсуждения.

у каждого ученика, в маршрутном листе только правильные ответы, ошибки исключены.

5.Первичное закрепление

использование мультимедийного учебного пособия Химия 8кл.

подборка материала

(наглядность и

звуковое сопровождение), позволяют задействовать разные виды памяти, что обеспечивает качественное усвоение базовых понятий.

6.Контроль усвоения

предусмотрено тестирование по данной теме через мультимедийное учебное пособие Химия 8кл.

обсуждение допущенных ошибок и коррекция знаний(по мере необходимости)

7.Домашнее задание

§36 подготовить

(устно) характеристику химического элемента № 20

8.Рефлексия

вывод к таблице начните со слов: «Сегодня на уроке я понял…..»

Для достижения цели и решения задач урока были задействованы следующие виды деятельности учащихся:

Экспресс – опрос;

Самостоятельная работа с текстом учебника(§36);

Простейшие математические расчёты (метапредметная связь);

Выполнение творческих заданий (через Интернет-ресурсы, энциклопедические справочники);

Актуализация знаний, использование в качестве примера жизненных ситуаций, позволило учащимся самостоятельно сформулировать тему урока и создать мотивацию учебной деятельности, что соответствует требованиям современного урока.

Предложенные для изучения вопросы, отражают задачи урока. Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану, самостоятельная работа обеспечила деятельностный подход к изучению нового материла. Фронтальная работа, направленная на поиск ответов к поставленным вопросам, с участием учителя позволяет избежать ошибок и выстроить логически правильный ответ. Участие учителя, на данном этапе, оправдано особенностями познавательной деятельности учащихся, их недостаточным умением формулировать чёткие ответы на поставленные вопросы.

Закрепление знаний планировалось с использованием мультимедийного учебного пособия (Химия 8кл.). Подборка материала (наглядность и звуковое сопровождение), позволили задействовать разные виды памяти, что обеспечило более качественное усвоение базовых понятий.

Контроль усвоения, в виде тестирования, осуществлялся при помощи компьютерных технологий, с использованием электронного приложения к учебнику.

Домашнее задание дано без учёта индивидуальных особенностей (на данном этапе изучения темы это оправдано), что позволит определить уровень усвоения темы данного урока каждым учеником.

Цель рефлексии достигнута: между незнанием и знанием тонкая грань, которую можно стереть, приложив усилие и желание познать неизвестное.

На уроке формировались следующие УУД:

    работа над смыслообразованием

    чтение текста

    опрделение главной мысли прочитанного

    работа с таблицей

    развитие внимания

    умение слушать и записывать содержание и объяснение учителя

    постановка вопросов

    участие в коллективной деятельности

    формирование логических умений: сравнение, построение цепочек рассуждений.

В целом цель урока достигнута, учащиеся изучили структуру п.с.х.э., доказали её фундаментальность (145 лет практического использования). На конкретных примерах проводили сравнение свойств элементов. Итогом усвоения новых знаний явился образовательный продукт в виде таблицы.

Тема: «Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов. Д. И. Менделеева свете строения атома. Сведения об открытии новых химических элементах».

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Методы и методические приемы. Самостоятельная работа в группах, обсуждение полученной информации, ответы на поставленные вопросы, обсуждение результатов работы, самооценка своей работы.

Формы организации познавательной деятельности: Индивидуальная, парная, групповая.

Цель урока: Создать условия для получения новой учебной информации- формирование знаний о периодическом законе Д. И. Менделеева, на основе строения атома.

Образовательные

– раскрытие сущности периодического закона Д.И. Менделеева – как объективного закона природы, разъяснять структуру периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева; устанавливать причинно-следственные связи между строение атома и периодическим законом.

Развивающие:

Развивать умение предвидеть свойства химического элемента по положению в ПСХЭ, работать с учебником, раздаточным материалом, умение работать в парах, группах, развитие речи, развитие навыков саморегулирования и метапознания, развитие критического мышления;

Воспитательные: воспитание чувства ответственности перед собой и одноклассниками за результаты своей деятельности; формирование социально активной самостоятельной личности, стремящейся к самопознанию, самореализации, самовоспитанию.

Оборудование:

    Учебник «Химия – 8» Н.Н. Нурахметов, К.А. Сарманова, К.М. Жексембина.

    Дидактический материал «Химия в таблицах» М.Б. Усманова, К.Н. Сакарьянова.

    Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева.

    Компьютер и проектор.

    Презентация к уроку.

    Раздаточный материал- информационные листы (приложение 1), листы-самооценки, (приложение 2), карточки с заданиями для групп, ватман, цветные стикеры, фломастеры.

Обучающиеся должны знать:

    Понятия «периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «периоды-большие и малые», «группа, подгруппа- главная и побочная» «периодичность»;

    Периодический закон Д.И. Менделеева;

Обучающиеся должны уметь:

    Предвидеть свойства химического элемента по положению в ПСХЭ

Д. И. Менделеева;

    определять изменение свойств по периоду и по группе.

Обучающиеся приобретают навыки

Организации самостоятельной, коллективной деятельности;

Использования ИКТ;

Осуществления поиска и обработки информации.

Ход урока.

I.Организационный момент. (2 мин.)

1. Приветствие учителя. Распределение детей по группам. Выбор спикера.

2.Психологический настрой. (слайд №1)

Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

3. Сообщение преподавателем темы урока. (слайд №2)

II. Стадия вызова. (10 мин.)

1.Постановка собственных целей обучения. Для организации деятельности обучающихся по целеполаганию, учитель ставит проблему. (слайд №3)

ПРОБЛЕМА:

Можно поражаться гениальности великого русского химика, который на основе научной интуиции предвидел причины открытых им закономерностей, блестяще угадал порядок расположения элементов и создал таблицу так, что уже около 150 лет не претерпела никаких принципиальных изменений. И сейчас Периодический закон служит путеводной звездой для открытия или искусственного создания новых элементов.

2. Приём КМ «корзина идей». Ученики, опираясь на ранее полученные знания, (состав и строение атома, классификацию химических элементов) систематизировали информацию для изучения нового материала, задавали вопросы, на которые хотели получить ответы. Обучающие формулируют цели урока. (слайд №4)

3. Актуализация знаний «Толстые и тонкие вопросы». (слайд №5)

«Тонкие вопросы»

Что такое химический элемент?

На какие группы делятся элементы?

От каких частиц зависит заряд ядра?

От каких частиц зависит масса атома?

Какое строение имеет атом?

Найдите химический элемент, у которого округленная атомная масса равна 23, и ядро атома содержит 11 протонов.

«Толстые вопросы»

Объясните почему в ядре сосредоточена основная масса атома?

Чем можно объяснить различия между металлами и неметаллами?

Что будет, если атом магния потеряет два электрона?

В чём различие между натрием и кислородом?

III.Этап осмысления. (25 мин)

1.Получение новой информации. Использование ИКТ (презентация учителя). (слайд №7-12)

Работа в группах. (15 мин).

Обучаемые получают карточки с заданиями. Для оценивания работ, учитель, совместно с детьми разрабатывают критерии: 1) соответствие работ (презентаций групп) целям урока; 2) полнота раскрытия темы; 3) умение отвечать на вопросы; 4) аккуратность и эстетичность; 5) чёткое распределение ролей при защите; 6) культура речи – владение химическими терминами и понятиями. (слайд №6)

1 группа. Краткая история открытия периодического закона. Сведения об открытии новых химических элементах.

2.группа. Периоды-малые и большие.

3.группа. Группы, подгруппы – главные и побочные.

2.Осмысление содержания. (10 мин) Группы презентуют продукт всему классу. Отвечают на вопросы. Называют понятия, дают определения, определяют периодичность в изменении свойств по периоду и по группе. Ответы учеников проверяются по слайдам. После выступления групп, учитель просит уценить группы друг друга при помощи стикеров.(слайд №13)

3.Тест для первичного закрепления. (4 мин.) (слайд 13-16)

IV.Рефлексия. (3 мин.)

1.Подведение итогов урока. Учитель просит учащихся высказаться о том, что нового они узнали сегодня на уроке, и отметить свое состояние и настроение после урока на «дереве состояния». (слайд №17)

Учитель дает оценку работе класса. Отмечает лучшие ответы. Объявление результатов формативного оценивания. Учащиеся заносят свои оценки в листы самооценивания.

V. Информация о домашнем задании. (1мин.) Учитель информирует о домашнем задании, дает консультацию. Учебник химии 8 класса § 37-38 упражнения 8,9 стр.169.

Приложение1.

К середине XIX в. было известно более 60 химический элементов. Естественно, что предпринимались попытки их классифицировать. Еще в 1829г. Доберейнер предложил ввести триады, т.е. сгруппировать элементы по 3 с близкими свойствами, например Cl, Br, I. Однако, Доберейнер смог найти всего 4 триады. В 1849г. Гесс предложил свою классификацию, недостатком которой было то, что он классифицировал только неметаллы.

В 1862г. Шанкуртуа предложил расположить элементы по спирали, нанесенной на цилиндр. При этом элементы со сходными свойствами располагались друг под другом, но эта попытка осталась не замеченной.

В 1864г. Лотер Мейер предложил систему элементов, которая практически соответствовала периодической системе. Заслуга Менделеева в том, что в отличии от всех своих предшественников в основу своей классификации он положил открытый им периодический закон, а периодическая система является просто удобной графической интерпретацией. В отличие от своих предшественников Менделеев не только расположил элементы в определенном порядке, но и предсказал свойства тех элементов, который к моменту открытия периодического закона были еще неизвестны. Он оставил в своей таблице пустые клетки для неоткрытых еще в то время новых химических элементов. Так 1 марта 1869г. была составлена, вначале фрагментарно, а потом и полностью, первая таблица – система элементов.

Периодическая система элементов Д.И. Менделеева. За период 1869-1886 гг. были открыты три предсказанных элемента: галлий (П. Э. Лекок де Буабодран, Франция, 1875 г.), скандий (Л. Ф. Нильсон, Швеция, 1879 г.) и германий (К. Винклер, Германия, 1886 г.). Открытие первого из этих элементов, подтвердившее правильность прогноза великого русского ученого, вызвало у его коллег только интерес и удивление. Открытие же германия стало подлинным триумфом Периодического закона. К. Винклер писал в статье «Сообщение о германии»: «Не подлежит больше никакому сомнению, что новый элемент есть не что иное, как предсказанный Менделеевым за пятнадцать лет до этого экасилиций. Ибо едва ли может быть дано более убедительное доказательство справедливости учения о периодичности элементов, чем воплощение бывшего до сих пор гипотетическим экасилиция, и оно представляет собой поистине нечто большее, чем простое подтверждение смело выдвинутой теории, - оно означает выдающееся расширение химического поля зрения, могучий шаг в области познания».

Периоды – горизонтальные строки химических элементов.

Группы – вертикальные столбцы химических элементов.

Подгруппы – А - главные (s- и р-элементы) и В - побочные (d- и f-элементы).

Номер периода – номер внешнего энергетического уровня в электронной формуле атома элемента.

Номер группы (для большинства элементов) – общее число валентных электронов (электронов внешнего энергетического уровня, а также предпоследнего d-подуровня, если он застроен не полностью).

Число элементов в периоде – максимальная емкость соответствующего энергетического уровня:

1 период – 2 элемента (1s2)

2 период – 8 элементов (2s22p6)

3 период – 8 элементов (3s23p6)

4 период – 18 элементов (4s23d104p6)

5 период – 18 элементов (5s24d105p6)

6 период – 32 элемента (6s24f145d106p6)

7 период – не завершен

Приложение 2.

Лист самооценки_______________________________

Интеллектуальная разминка

Личный вклад в работу группы.

Ответы на вопросы

Оценка работы группы

Критерии оценивания личного вклада в работу группы.

1. Активно работал в группе.

2. Выполнял свои обязанности.

3. Соблюдал культуру общения.

Рефлексивный отчёт по уроку

«Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов. Д. И. Менделеева свете строения атома. Сведения об открытии новых химических элементах».

Урок проводился в 8 классе. Учащихся в классе -14. Все одного возраста. Дети очень активные и любознательные. На изучение темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» отводится 14 часов. Это третий урок. Знания, полученные на данном уроке необходимы для понимания обучаемыми взаимосвязи между строением атома и положением элемента в ПСХЭ. К уроку поставлена общедидактическая цель - создать условия для получения новой учебной информации. Урок строился на самостоятельной работе учеников через использование технологии критического мышления.

Для актуализации опорных знаний использовалась интерактивная доска, таким образом, дети были вовлечены в активную работу. Параллельно шла диалоговая речь, так ученики перешли к теме и сформулировали цели урока:

Познакомиться с историей открытия периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;

Изучить группы химических элементов

и подгруппы-главная, и побочная;

Изучить периоды –большие и малые.

На этапе вызова, чтобы определить задание группе, я создала проблемную ситуацию. Для организации работы с текстом, для систематизации информации помог прием "Корзина идей». Больше всего идей собрали ученики с высокой мотивацией, тем самым продемонстрировали готовность к освоению новой информации, извлекая ключевые понятия из собственного опыта и ранее полученных знаний. Так ученики перешли к осмыслению новой информации: изучить периодический закон Д.И. Менделеева, структуру периодической системы, значение периодического закона для открытия новых химических элементов.

На уроке формировались понятия: периодический закон, периодичность, период, группа, подгруппа. Уверена, что данные понятия были усвоены, т.к. ученики при презентации своих работ свободно оперировали понятийным аппаратом. На уроке установлены причинно-следственные связи-периодического изменения свойств элементов по группе и периоду. В течение всего урока учитывались индивидуальные особенности детей. Для поддержания внимания сменилось 10 видов работ, поэтому данный урок не требовал физкультминутки. Поддержание интереса происходило и за счет постоянного одобрения учителем, необходимой консультации, наводящих вопросов, помощи.

На уроке учитывался уровень обучаемости: более сильные ученики воспользовались дополнительной литературой кабинета и использовали данные для презентации своих работ. При защите групповой работы смогли себя проявить учащиеся с особыми возможностями, которые углубленно занимаются изучением химии, или учащиеся, которые предпочитают активно выступать на публике, перед аудиторией. По сути, при выполнении данного задания, те ученики, кто занимается хорошо по моему предмету, предлагали идеи, художники воплощали их в жизнь, а ораторы предоставляли свои работы.

Работы получили высокие оценки, такая деятельность ребятам понравилась. Таким образом, содержание урока эффективно работало на выполнение поставленных целей. Групповая работа помогла включиться каждому в активную познавательную деятельность, и от того, что ученик узнает работая в группе, зависит то, как он будет обосновывать доказательства при защите проекта, давать четкие и полные ответы. Моя функция учителя состояла в управлении познавательной деятельностью групп учащихся.

На уроке применялся комплекс методов:

Репродуктивный – чтение текста учебника, выделение главного, консультация учителя;

Объяснительно-иллюстративный – поиск необходимой информации, обмен информацией с другими по изученному вопросу;

Частично – поисковый – выявление причинно – следственных связей, между положением химического элемента в ПС и его свойствами.

Исследовательский – презентация своих работ.

На уроке были промежуточные и конечные результаты. Промежуточные были видны после заполнения листов оценивания. Конечный результат – на этапе рефлексии. Ученики выставляли себе оценку в оценочный лист, согласно критериям. Взаимооценивание групп также осуществлялось по критериям, разработанными учениками. Одной из целей оценивания является формирование внутренней мотивации к учению. Как я этого достигла? Создавала «ситуацию успеха», ставила цели и задачи вместе с учащимися, акцентировала внимание учащихся на новых умениях и знаниях, а не на отметках. По определенным критериям учащиеся могли оценивать себя и других, что позволило повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности.

Таким образом, содержание учебного материала, формы организации познавательной деятельности, методы обучения, система контроля эффективно работали на достижение поставленных целей, о чем свидетельствует и проведенная рефлексия. Обсудили то, что узнали, и то, как работали – т.е. каждый оценил свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы групп, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Рефлексия помогла ученикам сформулировать полученные результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.

Использованная литература

1.Руководство для учителя. Третий (базовый уровень). Третье издание. «Назарбаев Интеллектуальные школы». 2012. стр. 107-212.

2.Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. Москва, 1934. 362 стр.

3.Бабанский Ю. О дидактических основах повышения эффективности обучения. М.: Педагогика- 2006.

4.Басурматорова Л.А., Хуснутдинова Л. С. Роль ИКТ-компететности учителей-предметников в образовательном процессе

НОРМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх