Образование для пожилых: это похоже на принцип обучения топ-менеджеров. Серебряный университет Образовательный проект серебряный университет

Кто сказал, что после 55 жизнь на излете? В Москве открывается бесплатный "Серебряный университет", где пенсионеры могут научиться общаться "на ты" с компьютерами и мобильными приложениями для смартфонов. А еще здесь научат делать кукол для детских представлений, озеленять город и разрешать конфликты. Такие специалисты запросто трудоустроятся в столице и стопроцентно найдут друзей.

В Москве пенсионер - тот же студент, жаль только, что не все об этом знают. В районных центрах социального обслуживания для людей "серебряного возраста" часто проводятся мастер-классы по разным специальностям, надо только постоянно держать связь с "собесами". Недавно у станции метро "Сокол" открылось учреждение, помогающее пенсионерам найти престижную работу. При желании можно устроиться даже волонтером на чемпионат мира по футболу 2018 года. Но "Серебряный университет" среди всех видов занятости пожилых горожан стоит особняком. Ведь здесь можно получить свидетельство о полученных умениях - а для нынешнего работодателя это будет поважнее диплома престижного вуза.

Главное условие для поступления - регистрация в Москве

Ходить в "универ" пенсионеры могут прямо в своем районе, курсы будут работать при центрах социального обслуживания, но некоторые "пары" пройдут в Московском городском педагогическом университете. Студенты смогут выучить разговорный немецкий и английский, узнать, как работают волонтеры на крупных международных форумах. Выпускник-гуманитарий вполне сможет пойти в гиды, освоив основные страницы истории и культуры Москвы. Озеленитель - тоже гуманитарная профессия, лучшие студенты смогут применить свои знания не только на приусадебном участке, но и в своем районе, благо программа "Моя улица" будет продолжаться в городе еще долго.

Основы журналистики будут преподавать на гуманитарном факультете, азы рукоделия и танцев - на факультете культуры и творчества. Грамотно планировать траты и откладывать что-то на путешествия даже с небольшой пенсии помогут преподаватели факультета здоровья и безопасности. На психологическом факультете желающие получат профессию няни. По общеобразовательным программам студентов будут учить в течение 24-36 академических часов, а тем, кто хочет получить специальность, придется побыть студентами в 5 раз дольше. Заявки на обучение нужно подавать в районные центры занятости, первый семестр университета открывается 1 ноября. Чтобы поступить в "Серебряный университет", каких-то особенных знаний не требуется. Главное - абитуриент должен быть зарегистрирован в Москве и находится на обслуживании в ЦСОН. Приоритетное право на зачисление имеют участники программы "Университет 3-го возраста". Но даже в том случае, если из-за высокого наплыва желающих кому-то не хватит места, кандидатов в "студенты" перенесут в лист ожидания, и они смогут приступить к занятиям с 15 января следующего года.

Конкретно

Куда обращаться "абитуриентам"

ЦСО "Вешняки", Реутовская улица, 6А.

ЦСО "Можайский", Рублевское шоссе, 28, корпус 3.

Филиал ЦСО "Зеленоградский", Зеленоград, корпус 826.

ЦСО "Бескудниково", Дубнинская улица, 31.

ЦСО "Тимирязевский", Тимирязевская улица, 10/12.

ЦСО "Бибирево", 1-я Северная линия, 3.

ЦСО "Тушинский", Новопоселковая улица, 5б.

ЦСО "Мещанский", Переяславский переулок, 6.

ЦСО "Таганский", улица Тимура Фрунзе, 3, строение 4.

ЦСО "Марьино", Люблинская улица, 159.

ЦСО "Зюзино", Одесская улица, 9, корпус 1.

ЦСО "Царицынский", Веселая улица, 11.

Проект «Московское долголетие» с каждым днем расширяет свои масштабы и вызывает все больший интерес у граждан старшего возраста. В настоящее время в проект активно включаются вузы, колледжи и школы города. В связи с этим у новых участников проекта возникают вопросы: как работать с данной целевой аудиторией, какие программы наиболее востребованы, как организовать образовательный процесс?

Московский городской педагогический университет в 2017 году стал пилотной площадкой, запустив проект «Московский серебряный университет». За полтора года накоплен интересный опыт, которым специалисты и преподаватели МГПУ поделились на семинаре, организованном при участии Департамента образования и науки Москвы, Департамента труда и социальной защиты населения Москвы, Ресурсного центра развития социальных коммуникаций. В работе семинара приняли участие 185 школ и колледжей и 26 вузов.

В своём приветственном слове ректор МГПУ Игорь Реморенко рассказал о первых результатах работы Московского серебряного университета: обучено более 10000 человек, по инициативе выпускников созданы клубы по интересам. На основе опыта работы в Серебряном университете по программам IT совместно с Всероссийским обществом «Знание» разработан и принят профессиональный стандарт «Цифровой куратор» («Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)».

Опытом участия в проекте «Московское долголетие» поделился Российский Государственный социальный университет. В своём выступлении ректор РГСУ Наталья Починок акцентировала внимание присутствующих не только на реализуемых в рамках проекта программах, но и способах информирования граждан и мониторингах образовательных запросов и востребованности программ.

Александр Левинтов, научный руководитель проекта «Серебряный университет», научный сотрудник института непрерывного образования МГПУ познакомил участников семинара с особенностями Aging-педагогики и представил основы миссии и функции Серебряного университета.

Результаты современных исследований интересов и проблем старшего поколения были представлены Евгенией Романовой, директором института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ. Важной ценностной установкой для них являются стремление к активной интеллектуальной жизни и расширение круга социального общения.

В заключительном выступлении директор ИНО МГПУ Марина Шалашова рассказала об особенностях индивидуальных образовательных программ граждан старшего возраста, исходя из их образовательных интересов и потребностей.

На многочисленные вопросы участников семинара ответили спикеры и начальник Управления проектов в сфере благополучия и долголетия Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Александр Бодров.

Контакты Ресурсного центра развития социальных коммуникаций (ГКУ «РЦРСК), отдел социальных проектов

Создать электронную почту, ответить на сообщение в социальных сетях, найти на YouTube любимый фильм, купить билет на самолет онлайн, подключиться к сети wi-fi - манипуляции, которые горожане без труда выполняют каждый день. Однако для людей старшего поколения эти, казалось бы, простые действия превращаются в невыполнимую задачу. Московским пенсионерам разобраться в современных технологиях помогает программа «Бояться нельзя, пользоваться, или Смартфон для повседневной жизни». Университет Правительства Москвы реализует ее в рамках городского проекта «Серебряный университет».

Тренд современного образования - обучение через всю жизнь. Получать новые знания пожилые жители столицы могут в «Серебряном университете». В рамках этого городского образовательного проекта в Университете Правительства Москвы обучение ведется по шести программам.

Особой популярностью у слушателей пользуется курс по изучению работы со смартфоном. По программе «Бояться нельзя, пользоваться, или Смартфон для повседневной жизни» уже обучились более 600 человек (54 группы).

В сентябре закончила обучение еще одна группа, всем участникам выдали сертификаты о его успешном прохождении. Они поделились своими впечатлениями от курса.

Татьяне Мильченко 74 года, в прошлом она педагог дошкольного образования. Курсы помогли ей освоить самые разнообразные мессенджеры, и теперь она без труда общается с родственниками, живущими за границей:

«Хочется не отставать от молодежи, уметь грамотно использовать современные технологии. Я и сама пользовалась компьютером до курсов, но умела выполнять лишь самые простые действия, давно хотела расширить знания. Теперь могу говорить по видеосвязи с многочисленными родственниками и друзьями из Украины, Мексики, Австралии. В советское время мы и представить не могли, что такое возможно. Ты видишь мимику человека, это несоизмеримо богаче, чем просто общение по телефону. Я счастлива, что живу в это удивительное время! Я в восторге от людей, которые придумали эту программу для нас! Это бесплатно, а значит, доступно всем. До этого курса мне все программы и приложения загружали дети и внуки. А теперь я могу делать это сама, установила Viber, могу скачивать и сохранять понравившиеся фильмы из YouTube».

Галине Мамотовой 67 лет, она бывший преподаватель. На курсы ее привела неуверенность в использовании смартфона и желание саморазвития:

«Люди, уходя на пенсию, выпадают на какое-то время из социума. Моя профессиональная жизнь закончилась семь лет назад. Конечно, не хочется сидеть дома, нужно развитие. Когда мне в руки попал мобильный телефон, я переживала и боялась. Поняла, что если сейчас не преодолею этот страх, то потом совсем отстану от жизни. Я ходила в центры поддержки сотовых операторов и просила, чтобы мне устанавливали разные приложения. Но я боялась разобраться сама: где пользоваться wi-fi и что это такое, как освоить ту или иную функцию. Сейчас для меня просто открылся другой мир! Польза этого курса неоценима! Я рассказываю своим знакомым, как интересно здесь учиться и получать помощь от преподавателей».

Розе Кадышевой 71 год, последние несколько лет она работала сотрудником отдела кадров, но организация закрылась:

«Компанию, в которой я работала, ликвидировали, у меня появилось много свободного времени. А я человек, не привыкший сидеть на месте, потому сразу начала думать, как интересно и полезно себя занять. Компьютером я владею с 80-го года, помню, как тогда появились первые роботроны. Конечно, сейчас техника совсем другого уровня. Смартфон мне подарили муж с сыном. Но научиться пользоваться им помогли курсы. Это было очень интересно, я не пропустила ни одного занятия. А еще я бы отметила наших невероятно терпеливых и деликатных педагогов!»

Подробней о программе обучения рассказала педагог группы Оксана Рубан:

«Наша программа ориентирована на то, чтобы жители старшего возраста как можно больше применяли в жизни мобильные устройства, уверенно пользовались интернетом, решали через него свои вопросы с госуслугами, общением, приобретением билетов и т.д. Мы разбираемся, что такое мобильные устройства, их настройки. Учимся пользовать видеокамерой, снимать видео. Показываем, что такое YouTube, особенной популярностью у них пользуются обучающие видео: как сделать прическу, что-то смастерить, приготовить. Изучаем, что такое интернет-магазины, транспортные приложения, создаем электронную почту и осваиваем мессенджеры. Показываем, как записаться к врачу онлайн. Для них все эти возможности - настоящее открытие», - рассказывает педагог.

По словам преподавателя, к таким ученикам нужен особый подход:

«В этой работе нужно обладать терпением, пытаться объяснить максимально ясно, четко и подробно, лишняя информация людей старшего возраста путает. Это другое поколение, которое иначе воспринимает информацию. Легче схватывают материал бывшие технари, но я придерживаюсь мнения, что освоить этот курс может каждый».

Заявки на обучение в «Серебряном университете» принимают в территориальных Центрах социального обслуживания населения.

Всего с апреля 2018 года в Университете Правительства Москвы обучение прошли 850 пенсионеров по таким программам: «Бояться нельзя, пользоваться, или Смартфон для повседневной жизни»; «Управление многоквартирным домом»; «Английский для гида по Москве»; «Основы активного долголетия: большие возможности серебряного возраста»; «5 шагов к волонтерству в серебряном возрасте»; «Живопись с нуля (правополушарное рисование)».

Константин Царанов , директор Центра развития здравоохранения и социальной сферы Университета Правительства Москвы: «Мы видим искренний интерес и желание учиться со стороны горожан ставшего поколения. И делаем так, чтобы наши образовательные программы полностью соответствовали их ожиданиям. Очень серьезный отбор проходит преподавательский состав. Проверяем не только знание материала, но и умение работать с пожилыми людьми, выбирать к ним правильные подходы. Наши слушатели изучают самые актуальные, востребованные и интересные для них темы. Например, как получить госуслугу в электронном формате или записаться в поликлинику через ЕМИАС. Все это направлено на то, чтобы сделать их жизнь более комфортной и мобильной, показать новые возможности. По каждому курсу мы готовим специальный подробный раздаточный материал, который наши слушатели потом еще долго используют в качестве инструкции по использованию гаджетов».

В сентябре была запущены новые программы обучения: «Кассир билетный» и «Наше наследие: хранители истории». Также начались мастер-классы по тайм-менеджменту.

Справка:

Новый образовательный проект для пожилых людей под названием «Серебряный университет» стартовал в Москве 1 ноября 2017 года. Его участниками стали москвичи пенсионного возраста: мужчины старше 60 лет, женщины в возрасте от 55 лет. В «Серебряном университете» они могут не только интересно провести время, но и приобрести знания и навыки, повышающие качество их жизни. В конце обучения выпускникам выдадут сертификаты о прохождении образовательного курса.


Курсы обучения пожилых компьютерной грамотности, появившиеся несколько лет назад, по-прежнему остаются среди самых востребованных. Знакомство с компьютером существенно меняет к лучшему жизнь пенсионеров, позволяя ориентироваться в современном мире, открывая новые пространства для общения и технологические возможности, облегчающие быт. В подобных программах заинтересовано и государство – увеличение числа людей, способных, например, пользоваться ресурсом электронного правительства, снижает нагрузку на многофункциональные центры.

Преподавание на компьютерных курсах более или менее отлажено, уже создаются методические разработки. Об одной из них рассказала Мария Морозова, генеральный директорБлаготворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко : «По итогам одного из проектов, поддержанного фондом, - «Ресурсного учебного центра высоких технологий» в Санкт-Петербурге - был разработан специальный учебно-методический комплекс, который отвечает реальным потребностям пожилых людей. Он ориентирован на использование бесплатных программ, навыки создания, например, семейных фотоальбомов и не делает упор на ненужные пожилым людям офисные программы».

В последнее время появляются курсы для «продвинутых» пенсионеров, которые не просто знакомятся с основами компьютерной грамотности, учатся разговаривать по скайпу и оплачивать услуги в интернете, но и осваивают более сложные программы, например, Photoshop и аудио-редакторы. Запросов на подобное обучение становится все больше.

Онлайн-статус для души и для работы

Компьютерные навыки повышают шансы пенсионеров на трудоустройство или сохранение рабочих мест, - об этом свидетельствует трехлетний опыт программы «Статус: онлайн» , которая реализуется Фондом поддержки и развития филантропии «КАФ» при поддержке ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг». «Когда мы увидели, что искать новую работу пожилым людям достаточно трудно, во всех регионах в программу были добавлены специальные занятия по онлайн-поиску вакансий и составлению резюме, а также организованы встречи с местными центрами занятости и потенциальными работодателями», – говоритЕкатерина Лёвшина , управляющий по работе с общественными организациями.

Помощь в трудоустройстве – основная задача центра «Содействие» , созданного для поддержки медиков, которые в процессе реформы здравоохранения потеряли работу. В центре занимаются поиском вакансий и переподготовкой врачей, медсестер, младшего медперсонала - по тем специализациям, которые наиболее востребованы в регионе. «Около 40% медработников, обращающихся в наш центр, это люди пенсионного возраста. На сегодняшний день это более чем 1600 человек», - рассказывает Константин Царанов , директор центра «Содействие».

Садовый дизайн, арт-терапия, английский, танцы…

Некоторые центры занимаются разносторонним образованием пожилых людей. Широкий спектр программ предоставляет, например, Университет пожилых «Серебряный возраст» . Кроме компьютерной грамотности и садового дизайна здесь есть курсы английского языка – разных уровней, танцевальная, кино- и арт-терапия, экономическая и юридическая грамотность, «гимнастика для мозга» и др. – всего более 15. «Многие направления возникли, что называется, «по просьбам трудящихся», - поясняет Евгений Мачнев, председатель попечительского совета университета пожилых «Серебряный возраст». - Мы выясняли, какой интерес у людей, чему они хотят учиться. Часть вещей возникала по запросу: «Ребята, научите нас», а часть – даже по такому запросу: «Я могу этому научить». Арт-терапия, например, так появилась».

Ориентироваться в пространстве услуг и сервисов пенсионерам помогает интернет-портал«Баба-Деда» . Спрос на образовательные услуги стабильно высокий: популярны и востребованы практически все обучающие программы, представлены на сайте. «За пределами Москвы и Санкт-Петербурга предложений гораздо меньше, а спрос такой же, как и в крупных городах, - говоритАнастасия Лазибная , руководитель портала «Баба-Деда» и сообщества работодателей «Компании для всех возрастов». - Образуются очереди, поэтому люди часто присылают нам заявки сразу на несколько обучающих курсов своего города».

Волонтерский ресурс

В центре «Содействие», например, волонтерская программа появилась, когда выяснилось, что не все пожилые люди, лишившись работы, готовы к поиску новой и переквалификации. «Многие из них отдали своей профессиональной деятельности 25-30 лет, и у них нет планов продолжать медицинскую карьеру, осваивать новые технологии или переучиваться на другую специальность, - говорит Константин Царанов. - Но это люди социально активные, деятельные, они хотят и дальше оставаться полезными своей семье, обществу и родному городу. На нашу первую программу «5 шагов к волонтерству» записались не только врачи, но и медицинские сестры, фельдшер, акушерка и лаборант».

Пожилым волонтерам было уделено особое внимание и на государственном уровне - при организации Олимпийских игр в Сочи в волонтерской команде их было 1800 человек. «Эти люди – совершенно недооцененный ресурс экономики: они могут, умеют и знают очень многое», - уверена Марина Починок , вице-президент Оргкомитета «Сочи-2014».

Геронтообразование: в чем специфика

Обучению пожилых людей посвящена отдельная наука – геронтообразование, или герагогика. Она помогает опираться на преимущества, которые дает возраст, и избегать сложностей, связанных с возрастными ограничениями. «Для людей группы 55+ нужен особый подход, учитывающий их физиологические, умственные и социально-эмоциональные особенности, и это не только наше собственное наблюдение, это - общемировая практика», - отмечает Константин Царанов.

«Герагогика близка к педагогике, - развивает тему Евгений Мачнев. - Не то чтобы все «по-детски» должно происходить, но нужна наглядность, образность, порционность. Важно сразу же давать практическое применение полученных знаний. И обязательно обращаться к опыту самих участников. В этом основное отличие от педагогики: у детей опыта нет, а у пожилых он очень большой».

Обязательно следует учитывать возрастные изменения. «К пенсионерам нужен особый подход, - отмечает Екатерина Лёвшина. – Поэтому в нашей программе задействованы тренеры, у которых есть опыт работы именно с ними». Например, у пожилых людей часто наблюдается некоторая зажатость рук, для разработки мелкой моторики им предлагается освоить несложные компьютерные игры или научиться рисовать. По особой программе обучаются люди с ослабленным зрением – они используют специальное оборудование с «говорящими» клавиатурами.

Деликатное обучение

Большое внимание требуется уделять психологии. Обучение должно строиться с особой деликатностью – люди «серебряного возраста» очень чувствительны. Только в доверительной атмосфере взаимного уважения может быть построен продуктивный процесс. «Необходимо избегать ситуаций, которые могли бы поставить пожилого человека в некомфортное, унизительное положение. Затаенная обида пожилого человека может разрушить его отношения с вами навсегда. Не следует использовать назидательный, нравоучительный тон в общении с пожилыми, пытаться диктовать и отстаивать свою точку зрения», - поясняет Юлия Мальцева , замдиректора АНО САП «Серебряный возраст». «Конечно, необходимо соблюдение статусов. Это похоже на принцип обучения топ-менеджеров: нельзя менять человеку статус без его согласия», - добавляет Евгений Мачнев.

Существуют проблемы и культурологического свойства: в нашем обществе, человека объявляют «старым» гораздо раньше, чем во многих других странах. «Образ старости», который транслируется, отнюдь не позитивный. «Есть некоторые моменты в обучении, которые требуют более глубокой проработки, внимания и терпения, - делится Константин Царанов. - Речь идет, например, о негативных стереотипах относительно старости, которые имеются у наших слушателей и их заниженной самооценке. Разрешение этих психологических моментов одна из основных задач нашей образовательной деятельности».

Стереотипы обывателя и работодателя

«Самое важное в нашей работе – изменить предвзятое отношение к пожилому человеку как к социальному иждивенцу; поддержать общественные инициативы, способствующие повышению качества жизни в этом возрасте, в том числе, с помощью образования. Столь же необходимо убедить самих пожилых людей, что учиться можно и нужно в любом возрасте», - считает Мария Морозова.

Менять предвзятое отношение можно только в процессе сотрудничества людей разных поколений. Марина Починок рассказывает об опыте участия пожилых волонтеров в Олимпийских играх: «У нас очень много стереотипов. О том, что эти люди – не мобильны, не схватывают не лету, физически не могут работать столько же, сколько молодые, у них уже нет таких навыков коммуникации и т.д. и т.п. На самом же деле те, кто с нами работал, могли дать фору молодежи. Это очень энергичные люди, с огромным внутренним драйвом, энергией, искрой, азартом. Невероятно работоспособные, с огромным чувством ответственности за свое дело, не унывающие и прекрасно схватывающие все новое. Для меня это оказалось большим открытием».

Предвзятость проявляется в полной мере при трудоустройстве – практически во всех областях существует возрастная дискриминация. «Для меня оказалось неожиданным, что тема трудоустройства настолько критична в России для людей пенсионного возраста, - говорит Анастасия Лазибная. - Они очень хотят работать и не всегда ради заработка; они уже не верят, что кто-то готов предложить им работу не грузчиком или вахтером/уборщицей; к нам уже приходят и люди 40 лет, которые также страдают от возрастной дискриминации. Мы задумались о том, что надо мотивировать работодателя, ломая его стереотипы относительно людей за 45-50 лет. Запустили направление КВВ (компании для всех возрастов) и занялись этим».

История с продолжением

В образовании пожилых людей очень важно то, что оно должно продолжаться: почувствовав вкус к новому, погрузившись в общение, они не хотят возвращаться к прежнему образу жизни. «Мы сначала думали, что у нас люди после обучения просто получат сертификаты/дипломы и уйдут, а они никуда не ушли. Говорят: «Учите нас чему-нибудь еще», - рассказывает Евгений Мачнев. - То есть возникла проблема, куда девать активных пожилых. Отсюда и появились различные волонтерские центры, пресс-центры и т.п.»

Запрос на продолжение есть практически у всех образовательных программ. «Мы отдаем себе отчет в том, что пенсионеры, выбравшись из дома и окунувшись в насыщенную событиями жизнь курсов, не хотят останавливаться на достигнутом, - говорит Екатерина Лёвшина. - Они научились работать на компьютере, стали более активными, расширили свой круг общения. Выпускники курсов хотят учиться дальше и применять полученные навыки на практике. Они готовы участвовать в разнообразных семинарах, мастер-классах, вебинарах, чемпионатах, олимпиадах. Многие выпускники программы становятся волонтерами как на курсах компьютерной грамотности «Статус: онлайн», помогая новым ученикам, так и в других проектах НКО».

«Самый главный драйвер для людей после 55 - это собственная полезность, ощущение причастности, востребованности, понимание того, что твой опыт полезен, и твоя жизненная мудрость тоже кому-то нужна», - уверена Марина Починок. Именно эти возможности дают образовательные проекты.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх