Как называется состав лиц служащих при церкви. Исторический форум г

Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года.

Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви

Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей

Памятуя о христианском долге заботы о ближних, в том числе архипастырях, пастырях, монашествующих и мирянах, трудящихся и потрудившихся во имя Христово, о семьях, вдовах и сиротах церковных тружеников; а также имея в виду невысокий материальный уровень жизни значительной части духовенства и церковных работников в сравнении с другими социально активными слоями населения, Освященный Архиерейский Собор принимает настоящее Положение.

I. Обеспечение священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви социальными льготами и гарантиями, предусмотренными законодательством

Епархиальным архиереям, благочинным, настоятелям приходов, наместникам, игуменам и игумениям монастырей, а также руководителям общецерковных и епархиальных структур, духовных образовательных учреждений, надлежит обеспечить неукоснительное соблюдение действующего законодательства в области обеспечения социальных гарантий, предусмотренных для священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций, в частности:

a. предоставления обязательных социальных гарантий, предусмотренных законодательством стран, в которых несут служение или трудятся указанные лица;

b. своевременных выплат в установленном порядке и при наличии предусмотренных законом оснований гарантированных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также при рождении ребенка и по уходу за ребенком до достижения им установленного возраста;

c. ежегодного предоставления всем священно- и церковнослужителям, за исключением насельников монастырей, а также работникам религиозных организаций гарантированного отпуска в объеме, предусмотренном законодательством.

II. Материальное обеспечение нуждающихся священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей

II.1 К нуждающимся священнослужителям, церковнослужителям и работникам религиозных организаций Русской Православной Церкви относятся лица, являющиеся членами семей, доходы которых на одного члена семьи ниже установленного в регионе прожиточного минимума.

Членами семьи нуждающегося священнослужителя, церковнослужителя и работника религиозной организации Русской Православной Церкви являются находящиеся на его иждивении нетрудоспособные родители; супруг (супруга); проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.

Нуждающимися членами семьи умершего священнослужителя, церковнослужителя и работника религиозных организаций Русской Православной Церкви являются лица, перечисленные в абзаце втором настоящего пункта и являющиеся членами семей, доходы которых на одного члена семьи ниже установленного в регионе прожиточного минимума.

По представлению епархиальной попечительской комиссии епархиальный архиерей вправе принять решение об отнесении к нуждающимся, помимо перечисленных в данном пункте категорий, и иных категорий лиц из числа священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей.

II.2 В структуре каждой епархии надлежит создать (без прав юридического лица) епархиальную комиссию по попечению о нуждающихся священнослужителях, церковнослужителях и работниках религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членах их семей (далее — «епархиальная попечительская комиссия»). В порядке исключения в епархиях с небольшим количеством приходов функции епархиальной попечительской комиссии могут быть возложены на иное структурное подразделение епархии, на что епархиальным архиереем испрашивается согласие Патриарха Московского и всея Руси.

В состав епархиальной попечительской комиссии входят:

a. представитель епархиального отдела по социальному служению и благотворительности;

b. представитель епархиальной ревизионной комиссии;

c. клирики или миряне, назначенные епархиальным архиереем и избранные епархиальным собранием — на паритетных началах.

Члены епархиальной попечительской комиссии не могут состоять в близком родстве между собой, а также с председателем и членами епархиального совета.

Председатель епархиальной попечительской комиссии назначается епархиальным архиереем из числа ее членов. В состав комиссии рекомендуется включать по возможности лиц с экономическим и юридическим образованием.

II.3 В случае дефицита финансовых средств и, следовательно, неспособности прихода обеспечивать священнослужителей и церковнослужителей, а также содержать приходское хозяйство, епархиальная попечительская комиссия докладывает об этом епархиальному архиерею для принятия им соответствующего решения.

II.4 Епархиальная попечительская комиссия реагирует на обращения, связанные с невыплатой или недостаточным объемом содержания священнослужителей и церковнослужителей, а также заработной платы работникам религиозных организаций, докладывая о таких обращениях епархиальному архиерею. Конфликтные ситуации, возникающие при трудностях с выплатой содержания, разрешаются епархиальным архиереем с учетом доклада епархиальной попечительской комиссии.

II.5 Благочинным, а в пределах каждого прихода — настоятелям следует заботиться о том, чтобы ни на одном приходе не было нуждающихся священно- и церковнослужителей, а также следует своевременно подавать сведения о таковых епархиальному архиерею.

В крупных епархиях при благочиннических округах (викариатствах), по благословению епархиального архиерея, могут создаваться попечительские комиссии такого же назначения, как и при епархиях. Их состав определяется епархиальным архиереем. Координация и контроль за деятельностью таких попечительских комиссий возлагаются на епархиальную попечительскую комиссию.

В годовой отчет благочинного (викариатства) следует включать раздел, посвященный материальному и социальному обеспечению священнослужителей, церковнослужителей и работников приходов, входящих в благочиние (викариатство).

Создание попечительских комиссий при благочиниях (викариатствах) не является препятствием для обращения нуждающихся лиц непосредственно в епархиальную попечительскую комиссию.

II.6 При доказанном отсутствии возможности прихода самостоятельно нести расходы по содержанию священнослужителей, церковнослужителей и по выплате заработной платы работникам прихода, благочинные должны информировать о сложившейся ситуации епархиального архиерея.

II.7 В необходимых случаях, в том числе при тяжелой болезни и в чрезвычайной ситуации, епархиям рекомендуется за счет собственных средств и (или) за счет средств созданных епархиями благотворительных фондов оказывать благотворительную помощь нуждающимся священнослужителям, церковнослужителям и работникам религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членам их семей в размере, определяемом епархиальным архиереем по представлению епархиальной попечительской комиссии.

II.8 Помощь, оказываемая епархиальной попечительской комиссией, может быть как единовременной, так и целевой регулярной выплатой.

II.9 Настоятели должны следить за тем, чтобы на приходах размеры денежного содержания между священниками, между диаконами, между церковнослужителями при равной служебной нагрузке (включая совершение треб, богослужений, а также осуществление иных приходских послушаний) существенно не различались. Ответственные работники храмов, в том числе помощники настоятелей и председателей приходских советов, казначеи, ответственные за образовательную, социальную и молодежную работу и т.д., при условии их полной занятости на приходе и отсутствии других доходов, должны получать содержание, по возможности ориентируемое на среднюю заработную плату по региону для социальных работников. Аналогичные правила применяются в отношении работников епархий и благочиний. Регенты, чтецы, певцы, алтарники, просфорники, сторожа, уборщицы, свещницы и т.д. получают содержание исходя из реальных трудозатрат.

II.10 Размер заработной платы работников, состоящих в трудовых отношениях с епархиями, приходами, включая работников, отвечающих за образовательную, социальную и молодежную деятельность епархии (прихода, благочиния), регентов, певцов, чтецов, псаломщиков, сотрудников бухгалтерии и т.д., должен быть определен в штатном расписании, исходя из реальной занятости работника, его квалификации и объема работы. В любом случае размер такой заработной платы не должен быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.

II.11 Размер содержания священнослужителей и церковнослужителей, а также заработную плату работников религиозных организаций Русской Православной Церкви рекомендуется индексировать в соответствии с инфляцией.

II.12 В годовых отчетах благочиний, приходов, монастырей, духовных школ и т.д. должны содержаться сведения о штатных расписаниях приходов, которые по благословению епархиального архиерея могут использоваться епархиальной попечительской комиссией при подготовке рекомендаций епархиальному архиерею по оказанию материальной поддержки священнослужителям, церковнослужителям и работникам религиозных организаций.

III. Епархиальные благотворительные фонды (кассы взаимопомощи)

С целью оказания благотворительной помощи священнослужителям, церковнослужителям и работникам религиозных организаций Русской Православной Церкви, находящимся в трудной жизненной ситуации, епархиям рекомендуется учреждать благотворительные фонды, действующие в тех же целях, что и известные в церковной практике кассы взаимопомощи. Источниками формирования средств благотворительного фонда (кассы взаимопомощи) являются отчисления от епархиального управления, приходов, монастырей, подворий, а также благотворительные пожертвования.

IV. Обеспечение находящихся на покое Преосвященных архиереев

IV.1 Священный Синод, почисляя на покой епархиального или викарного архиерея, определяет место его пребывания на покое на территории епархии Русской Православной Церкви, ставропигиального или епархиального монастыря. При определении места пребывания архиерея на покое учитываются, по возможности, его пожелания.

IV.2 Священным Синодом и Синодом Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и Митрополичьих округов утверждаются списки епархий для возможного пребывания на покое тех архиереев, которые, подавая прошение о почислении на покой, оставят место своего дальнейшего пребывания на усмотрение Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода.

IV.3 Епархии, включенные в предусмотренный пунктом IV.2 настоящего Положения перечень, предоставляют пребывающим в них на покое архиереям благоустроенное жилое помещение и обеспечивают предоставление данным архиереям материального содержания за счет собственных средств и (или) за счет средств благотворительного фонда, учрежденного епархией (ставропигиальным или епархиальным монастырем), а также при участии епархий, бывших последним местом архиерейского служения пребывающих на покое Преосвященных.

IV.4 Материальное содержание складывается из следующих расходов:

a. благотворительная помощь, оказываемая епархией, бывшей последним местом служения архиерея, в размере архиерейского оклада;

b. оплата работы обслуживающего персонала, медицинских услуг, ремонта жилья, хозяйственных и транспортных нужд, осуществляемая за счет епархии, принявшей архиерея для пребывания на покое.

IV.5 Епархиальным архиереям, в епархиях которых пребывают на покое архиереи, следует в ежегодных епархиальных отчетах, направляемых в Московскую Патриархию, предоставлять информацию о видах и размерах расходов, предусмотренных пунктом IV.4 настоящего Временного Положения.

IV.6 Находящийся на покое архиерей может исполнять обязанности игумена монастыря или настоятеля прихода либо быть приписанным к монастырю или приходу. В таком случае соответствующие монастыри или приходы предоставляют пребывающим в них на покое архиереям благоустроенное жилое помещение, выплачивают им содержание и обеспечивают их обслуживание.

V. Особенности попечения об отдельных категориях нуждающихся священнослужителей и церковнослужителей

V.1 Приходам, при координирующем наблюдении благочинных, следует ежегодно составлять и представлять на имя епархиального архиерея реестр пребывающих на покое либо престарелых и (или) имеющих инвалидность I группы, нуждающихся священнослужителей, церковнослужителей данных приходов.

Престарелыми являются священно- и церковнослужители, достигшие возраста 75 лет.

V.2 В том случае, если пребывающий на покое либо престарелый и (или) имеющий инвалидность I группы священнослужитель, церковнослужитель прихода епархии не может исполнять какое-либо служение и нуждается в материальной поддержке, он должен обеспечиваться из средств прихода, являющегося последним местом его служения, или другого прихода, по указанию епархиального архиерея либо за счет средств епархиального благотворительного фонда.

V.3 В том случае, если пребывающий на покое либо престарелый и (или) имеющий инвалидность I группы священнослужитель, церковнослужитель прихода епархии в силах нести церковное служение, он может быть приписан к приходу или монастырю для посильного несения богослужебной череды; данный приход (монастырь) выплачивает ему содержание.

V.4 На территории епархий рекомендуется создавать (в том числе при епархиальных монастырях) социальные центры для попечения о престарелых священнослужителях и церковнослужителях, а также работниках религиозных организаций Русской Православной Церкви, в том числе инвалидах, которым по состоянию здоровья необходим постоянный уход.

VI. Материальная помощь нуждающимся членам семей умерших священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви

VI.1 Епархиальной попечительской комиссии, благочиниям и приходам следует ежегодно составлять реестр нуждающихся членов семей умерших священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви.

VI.2 Нуждающимся членам семей умерших священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви может быть оказана материальная благотворительная помощь за счет средств епархии, прихода или епархиального благотворительного фонда. Продолжительность благотворительной материальной помощи таким лицам определяется епархиальной попечительской комиссией, исходя из их реального материального положения.

VI.3 Если нуждающиеся члены семей умерших священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви не получают необходимую материальную благотворительную помощь, они могут обратиться к епархиальному архиерею через епархиальную попечительскую комиссию.

VI.4 В случае переезда указанных лиц за пределы епархии епархиальная попечительская комиссия предоставляет данные о нуждающихся клириках в канцелярию той епархии, в которую переехали данные лица, для рассмотрения и предоставления материальной помощи принимающей епархией.

VI.5 Вопрос о материальной поддержке членов семей священнослужителей, изверженных из сана или запрещенных в священнослужении, решается епархиальным архиереем с учетом рекомендаций епархиальной попечительской комиссии.

VI.6 Вопрос о материальной поддержке священнослужителей, изверженных из сана или запрещенных в священнослужении, не является предметом рассмотрения епархиальной попечительской комиссии.

VI.7 В случае кончины священнослужителя членам семьи покойного, постоянно проживавшим совместно с ним до момента его смерти в здании (помещении), принадлежащем религиозной организации, по решению епархиального архиерея может быть предоставлено иное помещение, пригодное для проживания, при отсутствии у них собственного жилья.

VII. Действие данного Положения

VII.1 Нормы данного документа распространяются на немонашествующее духовенство, несущее свое служение в монастырях, архиерейских и монастырских подворьях, а также на членов семей таких клириков.

VII.2 В Самоуправляемых Церквах данное Положение действует с учетом их уставов.

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность - чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется "архидиакон".

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от . Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви, как священнослужителей (священник и дьякон), так и церковнослужителей (псаломщики и др.). П. каждой церкви образуется по положенному для нее штату, который составляется консисторией и архиереем по просьбам прихода и при непременной наличности достаточных средств содержания для всех членов П. На учреждение нового П., а равно на изменения в его составе каждый раз испрашивается архиереем разрешение Св. Синода. Содержание сельскому П. доставляют главным образом доходы за требоисправления у прихожан (разделяемые между членами П. по утвержденным Синодом правилам), земельная церковная собственность (не менее 30 десятин на П.), иногда - готовое помещение в церковных домах, жалованье (не во всех епархиях) от 140 до 400 рублей в год священнику. Столичным приходским П. жалованье за службу при церкви не полагается. См. Я. Ивановского, "Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству" (СПб., 1893). Ср. Приход.

  • - В христианских церквях священнослужители и церковнослужители какого-либо храма...

    Религиозные термины

  • - состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви, как священнослужителей, так и церковнослужителей...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - священно- и церковнослужители одного храма в христианстве...

    Современная энциклопедия

  • - штат священнослужителей и церковнослужителей при православной церкви. Состав зависит от числа прихожан и утверждается архиереем...

    Большой энциклопедический словарь

  • - причтовый, см. причислять...

    Толковый словарь Даля

  • - причта, и причет или причёт, причета, муж. . Духовенство какой-нибудь церкви, клир. «Навстречу Дубровскому попался поп со всем причетом.» Пушкин. || перен. Определенная группа участников чего-нибудь. «Барон д"...

    Толковый словарь Ушакова

"Причт" в книгах

Причт

Из книги Энциклопедический словарь (П) автора Брокгауз Ф. А.

Причт Причт – состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви, как священнослужителей (священник и дьякон), так и церк. служителей (псаломщики и др.). П. каждой церкви образуется по положенному для нее штату, который составляется консисторией и apxиереем, по просьбам

2. Причт

Из книги Устав Русской Православной Церкви автора

2. Причт 22. Причт прихода определяется в следующем составе: священник, диакон и псаломщик. Число членов причта может быть увеличено или сокращено епархиальной властью по просьбе прихода и в соответствии с его нуждами, во всяком случае, причт должен состоять не менее, чем

Причт

Из книги Дальний приход (сборник) автора Коняев Николай Михайлович

Причт Это в прежние времена в поселке и продуктовые магазины были, и промтоварные. Хозяйственный магазин был, книжный, мебельный. Теперь народ потребление свое ограничил, не нужно стало столько магазинов, хватало и кооперативных ларьков, вот и отдали общине это

Храм – дом Божий, здание, предназначенное для богослужения: церковь, собор. Клир Клир (греч. – жребий) – совокупность людей, совершающих богослужение в храме: священник, диакон, чтец, пономарь, звонарь, певчие.

Канонарх - одно из лиц клира. Его обязанностью является предначинание некоторых песнопений. Канонарх должен во всеуслышание провозглашать, что будет петься и на какой глас; затем он провозглашает каждую певческую строку песнопения, которая и повторяется за ним хором. Голос канонарха должен быть сильным, чистым, произношение отчетливым, ясным. Пение с канонархом сохранилось в основном в монастырях.

Клирик – человек, принадлежащий к клиру.

Пономарь (гр. - привратник храма) - низший церковнослужитель, помогающий во время богослужения.

Причетник – член причта церкви, церковнослужитель – общее название всех клириков, за исключением священнослужителей(диакона и священника). Их обязанность – чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и вообще участие во всех церковных богослужениях.

Причт – состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви: как священнослужители (священник и диакон), так и церковнослужители (псаломщики, пономари и другие).

Регент (лат. – управляющий) – руководитель, дирижер церковного хора.

Хор – собрание певчих для согласного пения. Может быть мужским, женским, детским, смешанным.

Церковнослужитель – низшая степень клира: иподиакон, чтец, свещеносец, которые, не имея благодати священства, посвящаются на то или иное служение в церкви.
Устройство храма

Алтарь (лат. – жертвенник) – восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Отделена от остальной части храма иконостасом. Согласно церковному уставу, в алтарь могут входить только мужчины.

Скрытый текст


Амвон (греч. – восходить) – центральная часть солеи напротив Царских врат. Служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия и других богослужебных целей.

Аналой (греч.) – высокая подставка с наклонным верхом, на которую возлагаются иконы или богослужебные книги.

Скрытый текст


Апсида (от греч. - свод, арка) – полукруглый, прямоугольный или многогранный выступ в восточной части храма, где располагается алтарь.

Баптистерий - здание с небольшим бассейном, предназначенное для совершения таинства крещения.

Барабан – верхняя часть здания храма, обычно цилиндрической или многогранной формы, имеющая купольное перекрытие.

Водружальный крест - деревянный крест, ставящийся при начале строительства новой церкви в том месте, где будет находиться престол.

Глава – наружная часть купольного перекрытия барабана в форме шлема, луковицы, конуса, обычно завершаемая крестом.

Горнее место - место за престолом в алтаре, где установлены седалища, на которые садятся архиерей и священники во время чтения Апостола.

Гульбище – наружная терраса вдоль стен храма. С алтарной стороны гульбище не делают.

Деисус (греч. – моление) – икона, с изображенными на ней Спасителем – посредине, Богородицей и Иоанном Предтечей – по сторонам. Помещается во втором ряду иконостаса над Царскими вратами.

Дьяконские ворота – две одностворчатые двери, расположенные в иконостасе по сторонам от Царских врат (в небольших храмах и приделах дьяконские врата делаются с одной стороны). В отличие от царских врат дьяконские служат для входа в алтарь церковнослужителей и духовенства в любое время.

Скрытый текст


Жертвенник – специальный стол для совершения проскомидии, находящийся в алтаре, слева от престола.

Завеса – занавес, находящийся за Царскими вратами и закрывающий их со стороны алтаря.

Закомара – полукруглое завершение верхней части стены церковного здания.

Запрестольный образ – икона, помещающаяся на восточной стороне алтаря за престолом и изображающая Спасителя, Божию Матерь или того святого (или событие), которому посвящен храм.

Звонница – сооружение в виде стенки с проемами для подвешивания колоколов, поставленное либо над крыльцом или стеной храма, либо отдельно.

Иконостас – перегородка с иконами, отделяющая алтарь от остальной части храма. Иконы в иконостасе обычно располагаются в несколько рядов. Расположение икон строго определено. Первый (самый нижний) ряд называется местным. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, слева - икона Богородицы. Справа от Спасителя - храмовая икона, то есть изображение того, в честь кого освящен данный храм или алтарь (если в храме не один придел). Над Царскими вратами обычно находится изображение Тайной вечери, а на самих Царских вратах - иконы четырех апостолов-евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Второй ряд иконостаса - праздничный: в нем располагаются иконы двунадесятых праздников. Третий ряд называется деисусным. Четвертый ряд - пророческий, в нем располагаются изображения пророков. Пятый ряд - праотеческий, на нем изображены праотцы Ветхозаветной Церкви: от Адама до Моисея. Иконостас в совокупности икон выражает идею Вселенской Церкви и наглядно показывает, как мы, верующие во Христа, находимся в духовном общении, единении с теми, кто представляет нас пред Богом и с кем мы составляем единую Церковь Христову. Иконостасы небольших храмов и дополнительных приделов могут состоять из меьшего числа рядов (двух или трёх).

Канун - невысокий стол с подставкой для свечей и с изображением распятия. На канун ставят свечи с молитвой о упокоении родных и близких, перед ним служатся панихиды.

Катапетасма (греч. – завеса) – завеса Царских врат.

Киот (кивот) - особый украшенный шкафчик (часто створчатый) или застеклённая полка для икон.
Традиционно считается, что икона не должна просто висеть, её нужно установить в отведённое ей место.
Иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте (иногда многоярусных) в определённом порядке.

Скрытый текст

Список иконы прпд. Кирилла Белозерского работы Дионисия Глушицкого


Клирос – место на возвышении перед иконостасом, на котором во время богослужения находятся певчие, чтецы и причётники, а также лица священного сана, если они не принимают участия в богослужении по своему сану, а лишь помогают в чтении и пении. Обычно клиросы располагаются на обоих концах солеи.

Скрытый текст


Кокошники – декоративные закомары, иногда с заостренным верхом, располагающиеся на стенах, сводах, а также вокруг барабанов церковных зданий.

Колокольня – часть церковного здания или особая постройка вблизи него, где развешиваются колокола, иногда в несколько ярусов.

Купель – сосуд в виде большой чаши, служащий для крещения младенцев.

Купол - самая верхняя часть храма, завершающаяся крестом. Куполов на храме бывает неодинаковое число: один - в честь Единого Главы Церкви - Христа; три - в честь Святой Троицы; пять - в честь Христа и четырех евангелистов; семь - в напоминание о семи таинствах и семи Вселенских Соборах; тринадцать - в честь Христа и двенадцати апостолов.

Лампада (греч. – светильник) – масляный светильник, зажигаемый перед иконами.

Скрытый текст


Местный ряд – нижний ярус иконостаса, в котором размещены иконы с изображением Спасителя (справа от Царских врат) и Богородицы (слева от Царских врат), а также местная икона (вторая справа от Царских врат), с изображением святого или праздника, в память которых освящен престол. В местный ряд входят северная и южная двери в алтарь, а также иконы, посвященные праздникам и святым, особо чтимым в данной местности.

Орлец – круглый коврик с изображением орла, на котором во время богослужения стоит архиерей.

Паникадило (от греч. - состоящий из многих светильников) – большая люстра, светильник со множеством свечей или лампочек.

Скрытый текст


Паперть - площадка (крыльцо, лестница) перед входом в храм.

Пилон (от греч. - ворота) - массивный столб, служащий одной из опор купола или свода храма.

Плащаница – погребальное покрывало, полотно. В богослужебной практике – иконописное или вышитое разноцветными нитями изображение тела Иисуса Христа в том виде, в каком оно было снято с креста. В Великую пятницу выносится из алтаря на средину храма для поклонения и оставляется там до пасхальной полунощницы, затем снова вносится в алтарь.

Скрытый текст


Престол – квадратный стол посредине алтаря, служащий местом совершения таинства евхаристии – священное место, где во время богослужения незримо присутствует Сам Бог. Касаться престола и предметов, находящихся на нем, могут только священнослужители.

Придел – особый алтарь, отдельный от главного, содержащий в себе все, что составляет принадлежность всякого алтаря, то есть престол и жертвенник с принадлежностями и прочее. Подобно главному алтарю, отделяется от других частей храма иконостасом, имеет солею и клиросы. Приделы устраиваются в относительно просторных храмах для того, чтобы можно было совершать две литургии в день, поскольку на одном престоле литургия священнодействуется не более одного раза в день. Придел, как и главный алтарь, обращен к востоку.

Притвор – самая западная часть храма, примыкающая к входу.

Рака – гробница, большой, красиво украшенный ларец, в котором помещаются (часто – вместе с гробом) мощи святого.

Ризница – отдельное помещение в храме, где хранятся облачения (ризы) священнослужителей и церковная утварь.

Семисвечник - подсвечник с семью лампадами; стоит за престолом.

Скрытый текст


Собор - большой храм, имеющий несколько приделов.

Солея – возвышенная часть пола в храме, перед иконостасом.

Скрытый текст


Трапезная – общая столовая в монастыре или при храме.

Тябло – горизонтально расположенный деревянный брус, на который устанавливаются иконы в иконостасе.

Фреска – живопись водяными красками по сырой известковой штукатурке. Традиционный метод росписи внутренних стен и сводов православных храмов.

Хоругвь – знамя Христово, знамя Церкви. Хоругви введены святым равноапостольным Константином Великим (IV век), который вместо воинских символов стал изображать на знаменах крест.

Скрытый текст


Хоры – балкон внутри храма, служащий для размещения церковного хора.

Царские врата – главные врата иконостаса, двустворчатые двери. Отворяются в строго определенные моменты богослужения. Проходить через них могут только священнослужители.

Скрытый текст


Церковь - храм Божий, сооружение для совершения христианских богослужений, имеющее престол.

Часовня – небольшое здание, увенчанное крестом, напоминающее видом своим церковь, но не имеющее престола. В часовне можно служить молебны, панихиды, читать часы (отсюда и название), совершать и другие богослужения, кроме литургии. Часовни сооружаются в ознаменование каких-либо важных событий, а также на кладбищах, у дорог, над водными источниками.

Шатер – покрытие храма или колокольни, имеющее вид высокой многогранной пирамиды.
Церковные облачения Облачение – название одежд, в которые облекаются священнослужители во время богослужения.

Скрытый текст

Особенности облачения и атрибутов патриарха


Епитрахиль (греч. – на шее) – принадлежность священнического облачения: длинная, широкая лента, надеваемая на шею. Концы ее скреплены пуговицами и спускаются на грудь, доходя почти до земли.

Скрытый текст

Фелонь, палица и епитрахиль


Жезл – символ духовной власти. Древнейшие изображения представляют Спасителя в виде Пастыря (Пастуха) с посохом в руке. С жезлом (посохом) изображались и апостолы. В виду преемственности духовной власти жезл от апостолов перешел к их преемникам – епископам. Жезл в руке епископа является символом его пастырского служения.

Звонцы – маленькие колокольцы, закрепленные на архиерейском богослужебном облачении.

Камилавка (греч. – верблюжья) – головной убор священнослужителей, изготовлявшийся первоначально из верблюжьей шерсти. Имеет цилиндрическую форму, кверху слегка расширена.

Скрытый текст


Клобук - головной убор монахов, представляющий собой камилавку, прикрытую покрывалом, нижняя часть которого спускается на спину. Патриарх и митрополиты носят белые клобуки, остальные монашествующие - черные.

Митра – богато украшенный головной убор с небольшими иконами, который во время богослужения надевают архиереи, архимандриты и награжденные ею священники.

Скрытый текст


Набедренник – первая награда, даваемая священнику: продолговатый прямоугольник на длинной ленте, символизирующий Евангелие - Слово Божие. Составляет часть священнического облачения. Располагается под фелонью, на правом бедре, а при наличии палицы - на левом.

Скрытый текст


Омофор – часть архиерейского облачения, представляющая собой широкую ленту, лежащую на плечах.

Скрытый текст

Саккос и омофор


Орарь (греч. – стерегу, наблюдаю) – принадлежность диаконского облачения: длинная лента, закрепленная на левом плече.

Скрытый текст

Стихарь и орарь


Палица - ромбовидный плат с лентой, надеваемой через плечо. Носится под фелонью, на бедре, с правой стороны и знаменует собою духовный меч - Слово Божие, которым всегда должен быть вооружен пастырь. Обязательная принадлежность архиерейского облачения, священникам дается как награда.

Скрытый текст

Палица


Панагия (греч. – всесвятая) – небольшая икона Божией Матери, носимая архиереем на груди как знак архиерейского достоинства.

Подризник – богослужебная одежда священников и архиереев (обычно из белого шелка), надеваемая на подрясник во время служения литургии.

Подрясник – длинное, до пят, одеяние монахов и священнослужителей с наглухо застегнутым воротом, длинными узкими рукавами и поясом (в отличие от надеваемой поверх подрясника рясы, имеющей широкие рукава и носимой без пояса).

Поручи – часть богослужебного облачения священнослужителей: манжеты, надеваемые на запястья поверх рукавов подрясника или подризника.

Посох см. Жезл .

Пояс – часть священнической и архиерейской богослужебной одежды.

Риза, фелонь – парчовое, тканное золотой или серебряной нитью одеяние без рукавов, верхнее богослужебное облачение священника. Ризы – устаревшее общее название священнослужительских облачений.

Скрытый текст

Фелонь, палица и епитрахиль


Ряса – верхнее (небогослужебное) одеяние лиц духовного звания и монахов. Для покроя характерны длинные и очень широкие рукава.

Саккос – верхнее богослужебное облачение архиерея, заменяющее фелонь.

Скрытый текст

Саккос и омофор


Скуфья – островерхая шапочка, головной убор монахов и священнослужителей.

Скрытый текст

Скуфья


Стихарь – прямое, длинное облачение с широкими рукавами. Служит верхней богослужебной одеждой диаконов, иподиаконов, а по благословению архиерея – чтецов и пономарей. У архиерея и священника стихарь из тонкой материи и называется подризником, так как другие облачения (ризы) надеваются поверх него.

Скрытый текст


Фелонь см.Риза .
Церковная утварь Дискос - небольшое круглое блюдо на подставке для причастного хлеба, символизирует Тело Христово. Входит в состав Евхаристического набора.

Скрытый текст

Звездица на дискосе


Евхаристический набор - набор, комплект литургических предметов, в состав которого входят: потир, дискос, звездица, копие большое и малое, лжица, ковши, тарели. Потир и дискос с поставленной на него звездицей во время литургии покрывают особыми покровами: двумя покровцами и воздухом, которые составляют литургический комплект.

Скрытый текст


Икона и крест запрестольные
Образ запрестольный - икона на длинной деревянной рукоятке, которая располагается на восточной стороне алтаря за престолом и на которой изображен Спаситель, Божья Матерь или святой (или событие), которому посвящен храм.
Крест запрестольный (выносной) - крест на длинной деревянной рукоятке.
Во время крестного хода запрестольные иконы и кресты выносятся из алтаря и их несут впереди шествия. В обычное время стоит у восточной стены алтаря за престолом.
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх